-–убрики

 -÷итатник

“омас ¬улнер (1825 - 1892) - (0)

— ”Ћ№ѕ“ќ– - ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ є5 “ќћј— ¬”ЋЌ≈– / THOMAS WOOLNER (1825-1892). „асть I   ...

якоб “оренвлит (1641-1719) - (0)

Ќидерландский художник Jacob Toorenvliet . Ќачало: Ќидерландский художник Jacob To...

ќбразы смыслов и их толковани€ - (0)

«ќболочки, которые скрывают неизменное и вечное знание…». "....искусс...

√ирл€нд июньских благодать „истых ириса цветов... - (0)

"“ы, »рис, - рыцарь голубых кровей" Anthonore Christensen (1849-1926) ... »зысканно- волше...

–оберт Ѕейтман (1842 - 1922) - (0)

Ђѕќ“≈–яЌЌџ… ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ї –ќЅ≈–“ Ѕ≈…“ћјЌ / Robert Bateman (1842-1922) Ќайджел ƒейли. ѕотер€нный ...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 51993


ѕолина јнтипьевна —трепетова (1850 - 1903)

—уббота, 04 ќкт€бр€ 2014 г. 20:25 + в цитатник

ѕолина јнтипьевна —трепетова.

¬оспоминани€ ћихаила Ќестерова

  —трепетова вышла из театральной провинциальной среды. ѕомнитс€, она была дочерью не то театрального парикмахера, не то суфлера Ќижегородского театра. ќна с ранних лет узнала закулисную жизнь с ее нравами, интригами, нуждой и проч. „уть ли не девочкой дебютировала на нижегородской сцене. ¬ышла замуж за провинциального даровитого артиста ћ. » .ѕисарева, от которого имела сына, ею любимого, и менее любимую дочь. ƒолго —трепетова с ѕисаревым играли по провинции. “ам начались ее успехи, там она составила себе большое им€. —упруги играли и в ћоскве: в народном театре Ѕерга и в јртистическом кружке, про€вл€€ повсюду свое огромное дарование,  преимущественно в рол€х сильно драматических. “рагеди€ была ее стихией... 
  —трепетова, как и великий ћочалов, как и р€д выдающихс€ русских актеров, основывавших свою игру на непосредственном «чувстве», была неровна в игре. —егодн€ потр€сала она зрителей глубокими, незабываемыми переживани€ми м€тущейс
€ женской души - ее т€жкой доли, а завтра в той же роли была заур€дна, бесцветна. » так всю жизнь, на сцене и в жизни, чередовались у нее успехи с неудачами, с отча€нием. Ѕолее неустойчивого даровани€ трудно было представить. Ѕолее сложной, болезненной, незадачливой жизни нельз€ было себе вообразить.

ѕереход€ со сцены на сцену, из города в город, она попала в начале 80-х годов в ѕетербург на сцену јлександрийского театра, когда театр этот занимал, после ћалого московского, едва ли не первое место по составу своих артистов и репертуара. 
  “ам, на јлександрийской сцене, играли молода€ —авина, ¬арламов, —азонов, ƒавыдов, ∆улева, ћичурина и немало других, хот€ и менее даровитых артистов. » вот среди таких-то сил, да еще «любимцев публики», по€вилась —трепетова со своей «провинциальной славой» огромного таланта, временами возвышавшегос€ до гениальности - до ƒузе, до —ары Ѕернар... ѕо€вилась уже не первой молодости, с разбитыми нервами, така€ невидна€, некрасива€, маленька€, горбатенька€, больна€, с очень т€желым характером - така€ восторженна€, экзальтированна€, подозрительна€ и капризна€. 
  ¬ репертуаре ее было несколько ролей, в которых она не имела себе соперниц. ¬ «√розе» она была поразительной  атериной. ¬ потехинской пьесе «ќколо денег» она играла —тепаниду - и как играла!..  
  Ќемало и других ролей с €рко выраженным трагическим характером и преимущественно из народной русской жизни —трепетова играла как истинно велика€ артистка. ¬ моей пам€ти осталась она несравненной, незабываемой —тепанидой. 

  ѕьеса ѕотехина написана хорошим €зыком. ƒрама —тепаниды в ней нарастает естественно, неумолимо... «–ок» над —тепанидой совершает свой путь с неизбежностью непредотвратимой. 
  » вот тут —трепетова давала такой цельный, живой, при
влекательный образ, что забыть его € не могу и за сорок лет, прошедших с тех пор. ѕьеса благодар€ —трепетовой стала так называемым «гвоздем сезона». Ќарод на нее валом валил.

¬ ѕетербурге о —трепетовой - —тепаниде только и было разговору. — первого акта, где она по€вл€етс€ в своем черненьком, монашеском платьице, така€ маленька€, худенька€, бледна€, обреченна€, с голосом, который «беду несет», - она завладевает зрител€ми до последнего, такого страшного, безумного момента. ќна влюбл€етс€ в  апитона с такой силой искренности, что театр исчезает, зритель незаметно становитс€ свидетелем подлинной житейской драмы. ќн волнуетс€, трепещет, мучаетс€, падает духом и отчаиваетс€ заодно с несчастной —тепанидой, когда —тепанида, обманута€, обезумевша€ от гор€ и обиды, в порыве великой, охватившей ее больной мозг страсти поджигает избу своего обидчика и €вл€етс€ перед отцом и семьей, а отец, срыва€ с нее платок, видит ее поседевшей за одну ночь. 
  ѕока€ние —тепаниды перед народом. «вук ее голоса, простота, е
стественность - тот великий реализм, что бывает так редко, и даже у великих художников знали мы не так часто - вот этот реализм был у —трепетовой в минуты ее высочайшего вдохновени€. ¬ероломного любовника  апитона тогда хорошо играл умный, немного холодный —азонов. ќтличный комик того времени јрди играл —ережку: его пь€ненькие вариации - «’оз€йнушка», «’оз€йнушка милый», «’оз€ева вы наши» и прочие были неподражаемы. 
  Ћичное мое знакомство с ѕолиной јнтипьевной —трепетовой произошло у ярошенок, на —ергиевской, - она бывала там часто, «отводила душу» в этой сочувствующей ей семье. Ќиколай јлександрович ярошенко очень близко передал ее лицо, руки и что-то лишь недогл€дел в ее фигуре в том портрете-характеристике, в «психологическом», так сказать, портрете, что находитс€ в “реть€ковской галерее. 
»з своих личных воспоминаний о —трепетовой вне сцены передам здесь следующий, характерный дл€ нее эпизод. 
  ярошенко давно собиралс€ побывать в ѕалестине. Ќа эту поездку его подвигало не религиозное чувство - он не был человеком религиозным. ќн хотел сделать какие-то этюды на месте дл€ своей картины «»уда», потом им написанной, успеха не имевшей и наход€щейс€ в ѕолтавском музее. 



  Ќастал день отъезда Ќикола€ јлександровича. ≈хал он через ≈вропу, хотел быть в »талии, кажетс€, в ≈гипте и потом в »ерусалиме. 
  ћного друзей собралось на перроне ¬аршавской железной дороги. Ќиколай јлександрович был уже в отставке, носил штатское платье и никто бы не подумал, что этот элегантный господин в шл€пе «a la Van Dyck» - вчерашний артиллерийский генерал. ќн был в прекрасном настроении, мило шутил с собравшимис€. Ѕыла тут и ѕолина јнтипьевна —трепетова, така€ убога€, горбатенька€; она держалась ближе к ћарии ѕавловне (супруге Ќикола€ јлександровича), чувству€ себ€ около нее, около этой монументальной, доброй женщины, «как за каменной стеной».

  ѕолина јнтипьевна, видимо, нервничала. –аздалс€ второй звонок. Ќиколай јлександрович, простившись со всеми нами, сто€л уже на площадке своего вагона, продолжа€ перекидыватьс€ то с тем, то с другим из друзей. “ретий звонок, франтоватый обер-кондуктор в серебр€ных галунах, в молодцевато надетой шапке дал энергичный, выразительный свисток, поезд л€згнул буферами, едва заметно тронулс€. ћы стали посылать пожелани€ отъезжающему. 
  ¬ этот момент от нашей группы спешно отделилась —трепетова и в каком-то экстазе бросилась за прибавл€вшим ход вагоном. ќна что-то кричит трагически сдавленным голосом, на бегу прот€гивает руки - и бежит, бежит... ћы видим, что Ќиколай јлександрович озабоченно наклон€етс€ к ней с площадки своего вагона с прот€нутой рукой. ѕолина јнтипьевна что-то в эту руку быстро сует и, бледна€, изнеможенна€, быстро-быстро креститс€. ѕоезд прибавл€ет ходу, удал€етс€... 
ћы все в каком-то оцепенении. „то же оказалось? ѕолина јнтипьевна, увлеченна€ общим настроением, позабыла то главное, за чем приехала сюда, забыла передать Ќиколаю јлександровичу деньги - «на свечи к гробу господню» - и вспомнила об этом в тот лишь момент, когда поезд тронулс€, и она, не дума€ об опасности, бросилась за ним, успела вручить какую-то мелочь и сейчас, удовлетворенна€, хот€ и с бьющимс€ сердцем, спешила нам передать обо всем этом трагикомическом обсто€тельстве. 

—трепетова ѕ.ј. (в различных рол€х, 1878) —трепетова ѕолина (ѕелаге€) јнтипьевна –усска€ портретна€ галере€
 

  ¬сю дорогу до —ергиевской ѕолина јнтипьевна, сид€ с ћарией ѕавловной и со мной в экипаже, без умолку говорила о том, как давно она мечтала попросить Ќикола€ јлександровича поставить за нее свечку, - желание ее исполнилось, и она «так счастлива, так счастлива сейчас». 
  ¬ конце еЄ сценической карьеры, да незадолго и до ее кончины, вот что пришлось пережить этой трагической актрисе и трагической женщине. —трепетова тогда играла на той же јлександрийской сцене. “ак же ее успехи чередовались с неуспехами. ≈й было уже под п€тьдес€т и, конечно, это ее не красило. » вот в этот потухающий закатный час ее славы с ней приключилось следующее: в знаменитую артистку влюбилс€ и влюбил еЄ в себ€ юноша-студент, красивый, стройный, с вьющимис€ белокурыми кудр€ми, чистый, идеально прекрасный, из старой двор€нской, русской семьи... 
  ќн беззаветно полюбил артистку, героиню какой-то потр€сающей драмы, где ѕолина јнтипьевна, несмотр€ на свои годы, на свое физическое убожество, была неотразимо прекрасна, так трогательна, поэтична, с такой силой передавала привлекательный, чарующий образ женщины, охваченной сильно любовной страстью... 
  ѕрекрасный юноша-студент с белокурыми кудр€ми полюбил впервые - гор€чо, до самозабвени€... ѕознакомилс€ с артисткой, и это не только его не разочаровало, а еще усилило его пламенное чувство. Ќачалс€ их роман, такой необычный, опасный роман. ѕолина јнтипьевна, быть может, впервые за свою долгую жизнь переживала то, что так часто передавала на сцене гениальной своей игрой. 
  ¬рем€ летело, как оно летит у влюбленных, и юноша, вопреки мольбам родственников и близких друзей, сделал последний шаг - повенчалс€ с ѕолиной јнтипьевной. Ќастал «медовой мес€ц». ћолодые были неразлучны... 
  ”ютна€, небольша€ квартирка. ¬ свободные от сцены дни так при€тно оставатьс€ вдвоем. Ќикто не помешает часами сидеть у ног помолодевшей на двадцать лет гениальной подруги, - сидеть на белой медвежьей шкуре, положив кудр€вую русую голову на колени любимой, притом такой необычайной, всеми прославл€емой артистки.  огда же ѕолина јнтипьевна играла, молодой, счастливый муж был в ее уборной. 
  —частье их казалось таким полным и несокрушимым. ѕолина јнтипьевна оставалась на сцене. »ногда на ходу пьесы р€дом с ней по€вл€лс€ «герой» и, на правах геро€, то целовал героиню, то обнимал ее.

». –епин. Ђѕортрет актрисы ѕ. —трепетовойї. ћасло. 1881.

 –епин. «ѕортрет актрисы —трепетовой». 1881.

  ¬ эти вечера юный муж был задумчив, €вл€лись признаки смутной ревности. » потом дома, за поздним чаем, а затем там, в уютном будуаре, сид€ у ног возлюбленной, он в страстных порывах ревности допытывалс€ о том, чего не было и быть не могло. ѕросил, молил отказатьс€ от таких ролей. ƒопытывалс€, не разлюбила ли она его, так ли, как раньше, любит его и проч. и проч. ”мол€л бросить те роли, где €вл€ютс€ эти ненавистные" бутафорские «герои» - мнимые соперники. ¬ начале артистке было легко заглушать ревнивые подозрени€, потом они стали крепнуть, и ей становилось день ото дн€ трудней это делать, а к тому же порывы запоздалой страсти начинали уступать закоренелой привычке лицедействовать. јртистка стала вытесн€ть влюбленную женщину.

  —цены ревности повтор€лись чаще . —амые болезненные, мучительные ее приступы, еще недавно кончавшиес€ примирением, теперь принимали грозный характер. 
  ¬ уютной квартире артистки наступал ад, слезы, угрозы с той и другой стороны, прокл€ть€, - и новый пароксизм бурных ласк и проч. » оба они - один такой юный, друга€ стареюща€, устала€ - тер€ли силы, муча€ друг друга невыразимо. 
  “ак длилось несколько мес€цев, так шло до того дн€, когда однажды великолепна€ артистка, вдохновенно сыгравша€ свою роль, вернулась домой устала€, но счастлива€. ёный муж был особенно мрачен. ѕодали чай, холодный ужин. —упруги остались одни, она - изнеможенна€ недавней игрой, он - ревностью; так сидели они за столом. ѕотом перешли на любимое место: она - в уютное кресло, а он у ее ног. ћрачные предчувстви€ чередовались с поцелу€ми. “ак шло врем€; казалось, что сегодн€ будет так, как вчера, как было много раз раньше - все кончитс€ забвением, новыми обетами и проч. Ќо одно неосторожное слово артистки - юноша выхватывает револьвер, еще мгновенье - выстрел, и он падает мертвый у ног артистки, залива€ кровью пушистый мех белого медвед€. 
  Ќесчастна€, обезумевша€ —трепетова, сразу постаревша€ на дес€тки лет, бросилась к бедному юноше. ќднако драма кончилась на этот раз без аплодисментов, и лишь прокл€ти€ близких погибшего юноши сопутствовали старой артистке. ќна едва не сошла с ума. Ѕросила сцену. 
  » не стало великого таланта, так тесно св€завшего свою личную судьбу с теми героин€ми, которых она умела с такой силой передавать на сцене. ќсталс€ разбитый, уничтоженный старый человек, доживавший свой век, свою м€тежную жизнь, свою запоздалую несчастную любовь к прекрасному, белокурому юноше...

art-nesterov.rustrepetova2.php

—трепетова ѕолина јнтипьевна. 1884

¬елика€ русска€ актриса ѕелаге€ јнтипьевна —трепетова (1850–1903)

–убрики:  јртисты
ћетки:  
ѕонравилось: 4 пользовател€м



elinor_051   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 05 ќкт€бр€ 2014 г. 01:38 (ссылка)
 ак же рано она умерла. » така€ трагеди€ в конце жизни!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 05 ќкт€бр€ 2014 г. 22:16ссылка
Ќо ведь и пам€ть о себе —трепетова оставила надолго своей неповторимой игрой!  акие хорошие воспоминани€ написал о ней выдающийс€ художник Ќестеров!
Svetlana-k   обратитьс€ по имени ¬торник, 07 ќкт€бр€ 2014 г. 21:59 (ссылка)
 ак же она не смогла разгл€деть в нем безумца..?
ѕечальный финал...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 08 ќкт€бр€ 2014 г. 21:12ссылка
Ћюбовь зла... ќн и сам о себе не знал! ћолодой, влюблЄнный, ранимый - жалко его, не пожил...
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку