-Рубрики

 -Цитатник

Христос и Пилат в живописи - (0)

Суд и поругание. Брюллов Карл Павлович. Голова Христа в терновом венце. 1849 И отвели Его...

Николай Иванович Кульбин - военный врач, художник авангарда - (0)

ДОКТОР-АВАНГАРДИСТ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ КУЛЬБИН (1868-1917) Пасха у футуристов в мастерской художн...

Волков Ефим Ефимович (1844 -1920) - (0)

Забытые имена.Художник  Волков Е.Е.   ВОЛКОВ  ЕФИМ ЕФИМОВИЧ ...

Михаил Петрович Цыбасов (1904-1967) - (0)

«МАСТЕРА АНАЛИТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА» МИХАИЛ ЦЫБАСОВ М.П. Цыбасов (1904-1967) Цветы Востока (Порт...

Ван Гог. Аукционы - (0)

Картину Ван Гога продадут во Франции впервые за 20 лет. Женщины в дюнах за починкой с...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 51432

"Плоть вещей" Аристарха Лентулова на выставке в Москве

Пятница, 19 Сентября 2014 г. 19:01 + в цитатник

lentulov self-portrait 1912. Лентулов

  "Автопортрет".  1912

  Аристарх Васильевич Лентулов родился 14 марта 1882 недалеко от Пензы, в селе Воронье. Его отец, сельский священник, погиб, когда Аристарху было всего два года. Мать осталась вдовой с четырьмя детьми. Как сына священника, Аристарха приняли в духовное училище, потом в семинарию. Но шестнадцатилетний юноша не захотел идти по стопам отца, поступил в художественное училище Пензы, а через два года - в Киевское художественное училище. Осенью, зимой и весной, чтобы заработать на жизнь, Лентулову приходилось давать уроки. Зато летом он писал много, привозил с каникул иногда более 100 работ.   Увлеченный творчеством Врубеля и Малявина, он ставил перед собой и решал сложные художественные задачи. Позже Аристарх Лентулов вспоминал: "Моя страсть к солнцу и яркому свету сопутствовала мне, что называется, со дня моего рождения. В этом отношении я производил исключительно интересные опыты. В пейзаже я допускал контрасты света и тени, от черного в тени до чистого хрома в свету". Аристарх Лентулов был дерзок не только в живописи, но и в поведении и в конце концов вынужден был вернуться в Пензу. В 1906 он попробовал поступать в Петербургскую академию художеств. Но не выдержал экзамены из-за все той же своей дерзости. Когда преподаватель поинтересовался у него, где он видит на носу модели зеленый цвет, Лентулов ответил: "А вы разве не видите? В таком случае мне вас жаль". 



 

   Лентулова пригласил учиться помощник Репина Кордовский. В 1907 он сблизился с "отцом русского футуризма" Давидом Бурлюком и его братом Владимиром, которые любовно называли его "Рисочкой". Лентулов изучал классиков в Эрмитаже и одновременно участвовал в самых разных эпатажных акциях и выставках, познакомился с творчеством близких к "примитивизму" Ларионова и Гончаровой, декоративно-узорчатой живописной системой "Голубой розы".

Рукина Клавдия Петровна (1914) | Рукина Клавдия Петровна | Русская портретная галерея

  "Рукина Клавдия Петровна." 1914

  В 1908 появилась его большая картина "Портрет четырех", где есть и обобщенность декоративной живописной формы, и в то же время - крупная разреженная "пуантель". Среди изображенных на этой картине сестер Рукиных есть и Мария, которая в том же году стала женой Аристарха.


 

  19 сентября в галерее «Наши художники» открылась выставка «Аристарх Лентулов. Плоть вещей», которая покажет 20 произведений из частных собраний Москвы и Санкт-Петербурга и четыре из Третьяковской галереи, все они относятся к лучшему периоду творчества художника 1910-х – начала 1920-х годов. К выставке подготовлен двуязычный каталог.

  Аристарх Лентулов – один из главных русских живописцев ХХ века. Вместе с Петром Кончаловским, Михаилом Ларионовым, Ильей Машковым он основал объединение «Бубновый валет» и был его постоянным участником.

  При всей известности Лентулов в наши дни определенно не получает заслуженного внимания: не существует систематического каталога его живописи и графики, а последняя ретроспектива прошла 27 лет назад. Понимая, что никакие репродукции в альбомах не могут отразить живописное великолепие произведений Аристарха Лентулова, а два-три шедевра в экспозиции Третьяковки – еще не весь художник, и есть смысл продвинуть представление о нем широкой аудитории дальше «Собора Василия Блаженного», организаторы взялись за создание выставки.



 

  Неутомимый экспериментатор, в 1910-е годы Лентулов исследовал целый ряд новейших течений. Его работы, датированные десятым годом, – мощные образцы экспрессионизма, созданные параллельно опытам этого направления в немецкой живописи. Яркие краски, размашистое письмо, ломкие контуры, рваный ритм, гиперболизация свойственны диптихам «Мужчины и женщины» и «Снятие с креста», работам «Распятие», «Грек», «Три мужские фигуры», «Чемоданы. Натюрморт». Все эти работы участвовали в первых выставках «Бубнового валета» и неумолимо стали «пощечиной общественному вкусу». Так, диптих «Мужчины и женщины» бросал вызов не только живописной манерой, но и по сути, изображая одетых женщин и голых мужчин. Картина «Распятие» вообще была удалена с выставки цензурой. Цветовая энергия, крупномасштабность, ритмическая и пластическая выразительность, а часто – задор и ирония, станут отличать и последующие картины мастера.

  Поездка во Францию-Италию в 1911-1912 расширила пути творческого следования – кубизм, кубофутуризм, симультанизм, орфизм, – развернула новые экспериментальные возможности. Крымская работа «Дети с зонтами» 1912 характеризуется новой цветовой гаммой, в ней больше динамики, прозрачности и нематериальности, свободы. «Женщина с гармоникой» 1913, эпатаж по поводу эпического в картине, самая выдающаяся экспериментаторская работа автора в жанре женского портрета, и «Розы. Натюрморт», написанные одновременно в Кисловодске, демонстрируют «симультанисткие гармонии, основанные на диссонансах» (Дж. Боулт). Обе работы как раз того 1913 года, когда были созданы два самых известных произведения Лентулова – «Собор Василия Блаженного» и «Москва». Лентулов, быстро освоив открытия художников Запада, вместе с соратниками шел своим, национальным путем.

lentulov victory battle 1914. Lentulov

"Победная битва". 1914

  Поиск баланса между предметностью формы и отстраненностью от конкретной изобразительности для создания яркого обобщенного образа продолжался художником в ряде пейзажей, которым он вообще отдавал предпочтение, в том числе Нижнего Новгорода и Нового Иерусалима в 1915-1917 годах. («Нижний Новгород», 1915, «Река. Новый Иерусалим», 1917, «Ворота с башней. Новый Иерусалим», 1917). Виртуозность и артистизм Лентулова в использовании изобразительных средств позволяли художнику каждый раз достигать совершенно нового результата. Как пишет Федор Лентулов, правнук Аристарха Васильевича, «принимая все лучшее, он никогда не останавливался на достигнутом, а используя удачно найденные принципы, трансформировал их в следующем увлекшем его течении».

"Звон. Колокольня Ивана Великого". 1915

  В блестящем «Портрете А. С. Хохловой» 1919 и замечательном «Автопортрете со скрипкой» приблизительно того же времени Лентулов «вновь обратился к некогда пройденному, но до конца не исчерпанному аналитическому кубизму». Художник отступил от декоративных решений, и монохромность и объемность этих работ, их тяжелеющая плотность свидетельствуют о поиске новой классичности. Об этом же говорит и серия сезаннистских пейзажей на тему Троице-Сергиевой лавры («Пейзаж с розовой башней», 1920, «Пейзаж с трубами», 1920, «Пейзаж с деревьями и красной башней», 1921) – «лебединая песня» большого художника.

Пейзаж с розовой башней. 1920год

"Пейзаж с розовой башней". 1920

  Особого внимания заслуживает работа «Мир, торжество, освобождение» 1917. Написанная в период мировой войны и февральской революции, она вобрала в себя все смятение и энергию момента, тревогу и восторг ожиданий новой эпохи. Сияя, как солнце, она возвещала о рождении «нового Адама».

  Переживание явления в моменте, экстаз от увиденного, будь то портрет, пейзаж, натюрморт – вот, что мотивировало творчество Лентулова. «Прекрасная плоть вещей», которую Яков Тугендхольд видел в сюжетах картин художника, была отражением его страстного темперамента, и сила впечатления оставляла нам слепки его безудержного воображения, создавая совершенную художественную форму. Его мало интересовала фактура и плотность изображаемых предметов, его волновала эфемерная плоть впечатления, ее он и считал необходимой переносить на холст. Способность видеть суть вещей и явлений отличает великого живописца.
  Необычайно одаренный художник Аристарх Лентулов не создал своей авангардной теории, но выступил великим экспериментатором и дал русскому модернизму неповторимую «лентуловскую» интонацию.

  К выставке подготовлено издание воспоминаний Аристарха Васильевича Лентулова. Отпечатанная на машинке рукопись хранилась в семье, она многократно цитировалась в литературе по разным поводам и в связи с разными художниками, но никогда не публиковалась целиком.

ТВ Культура


Максимилиан Волошин и Аристарх Лентулов

Художник Солнца - Аристарх Васильевич Лентулов (1882—1943)....

Рубрики:  Русские художники
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку