-–убрики

 -÷итатник

¬ысказывани€ Ћюдмилы ”лицкой - (0)

Ђя отказываюсь решать вопросы мирового значени€ї Ђя отказываюсь решать вопросы мирового значени...

¬инсент ¬ан √ог (1853-1890) - (0)

ј »« ЌјЎ≈√ќ ќ Ќј... ¬инсент ¬иллем ¬ан √ог (1853-1890) Window in the Bataille Restaurant, 188...

—авелий —орин (1878 - 1953) - (0)

—авелий јбрамович —орин - выдающийс€ портретист и график.   ...

“алантливые живописцы германского ренессанса - (0)

јльбрехт ƒюрер   ѕраздник венков из роз. ћасло, тополева€ доска (1506)  ...

Ѕогданов-Ѕельский Ќиколай ѕетрович. - (0)

’удожник Ѕогданов-Ѕельский Ќиколай ѕетрович. „асть- 7. Ќиколай ѕетрович Ѕогданов-Ѕель...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50653

ќ ≈сенине. ¬ладислав ’одасевич

—реда, 03 —ент€бр€ 2014 г. 19:25 + в цитатник

ќсень
–. ¬. »ванову

“ихо в чаще можжевел€ по обрыву.
ќсень - рыжа€ кобыла - чешет гривы.

Ќад речным покровом берегов
—лышен синий л€зг ее подков.

—химник-ветер шагом осторожным
ћнет листву по выступам дорожным

» целует на р€биновом кусту
язвы красные незримому ’ристу.



Ћисть€ падают, листь€ падают.
—тонет ветер,
ѕрот€жен и глух.
 то же сердце порадует?
 то его успокоит, мой друг?

— от€гченными веками
я смотрю и смотрю на луну.
¬от оп€ть петухи кукарекнули
¬ обосененную тишину.

ѕредрассветное. —инее. –аннее.
» летающих звезд благодать.
«агадать бы какое желание,
ƒа не знаю, чего пожелать.

„то желать под житейскою ношею,
ѕроклина€ удел свой и дом?
я хотел бы теперь хорошую
¬идеть девушку под окном.

„тоб с глазами она васильковыми
“олько мне -
Ќе кому-нибудь -
» словами и чувствами новыми
”спокоила сердце и грудь.

„тоб под этою белою лунностью,
ѕринима€ счастливый удел,
я над песней не та€л, не млел
» с чужою веселою юностью
ќ своей никогда не жалел.


јвгуст 1925

ќ ≈сенине

¬ладислав ’одасевич

   Ќа столе у мен€ лежит книжка: "—ергей ≈сенин. —тихи и поэмы". Ќадо бы сказать: "»збранные стихи и поэмы", потому что сюда вошло сравнительно лишь немногое из написанного ≈сениным. ќднако же - как характерно сейчас по€вление этого томика и как выразительно все в нем: состав, предисловие, даже объем, даже внешний вид!

  ¬ книжке всего 228 страниц небольшого, почти карманного формата. »здание самое скромное. Ѕумага тонка€, чтобы томик вышел не толст; переплетец коричнево-серый, мышиного цвета, и на нем всего только монограмма: —.≈. Ќа коленкоровом корешке - полнее: "—ергей ≈сенин". » ничего больше.  ака€ разница по сравнению с теми издани€ми, которые выходили при жизни ≈сенина и в первые мес€цы после его смерти! ¬с€ книжка словно стараетс€ не бросатьс€ в глаза, пройти сторонкой, проскользнуть незаметно в карман читател€... ” нее есть к тому основани€.

  —амоубийство ≈сенина так очевидно св€зано было с его разочарованием в большевицкой революции нашло такой сильный отклик в кругах комсомола и рабочей интеллигенции, что начальство встревожилось и велело немедленно "прекратить есенинщину". Ѕесчисленные портреты ≈сенина, портреты его родных, знакомых и просто односельчан, виды деревни, где родилс€, и дома, в котором он вырос, бесчисленные воспоминани€ о нем и статьи о его поэзии - все это разом, точно по волшебству, исчезло из советских газет и журналов. «ато по€вилось несколько статей, разъ€сн€ющих заблуждени€ ≈сенина и его несозвучность эпохе. ѕотом о ≈сенине замолчали вовсе. —амо им€ его почти перестало упоминатьс€. –аспродав (а может быть, и припр€тав) сочинени€ ≈сенина, √осиздат новых изданий уже не печатал. «апретить ≈сенина было слишком неловко - его приглушили.

  —тав полузапретным, ≈сенин, однако же, не стал забвенным. ≈го помн€т и тайно люб€т в –оссии по сию пору. »здавать ≈сенина там сейчас дело не то чтобы нелегальное, но все же и не похвальное.  нижка, о которой идет речь, выпущена частным издательством. ѕсихологи€ издателей отразилась на ее внешности. ќна вышла потому, что отвечает читательскому спросу. Ќо она стараетс€ не слишком бросатьс€ в глаза, потому что и спрос этот - полузапретный.

  ѕолузапретных книг много в ———–: это как раз те самые, которые читаютс€ наиболее охотно. ќни по€вл€ютс€ не иначе, как с казенными предислови€ми, в которых изобличаютс€ заблуждени€ авторов. ѕредисловий этих никто, разумеетс€, всерьез не принимает, но они делают свое дело: во-первых, играют роль фигового листа, во-вторых - принос€т доход авторам-коммунистам. Ёто род косвенного налога или акцизного сбора: хочешь издать или прочитать не казенную книгу - уплати пошлину. јвторы предисловий суть служилые люди подсоветской –уси, корм€щиес€ за счет населени€.

  "≈сенин не нашел в себе силы разлюбить то, что наш век велел ненавидеть... ¬ свете грандиозных сдвигов последних лет, определивших путь кресть€нского хоз€йства к социализму на основе сплошной коллективизации, €вственно обнаруживаютс€ реакционные корни есенинского творчества. “еперь совершенно очевидна та нелепость скороспелых попыток объ€вить ≈сенина после его смерти "национальным" и "подлинно кресть€нским" поэтом. ћесто ≈сенина не в нашей эпохе, а позади ее".

  “ак сказано в предисловии. ќбъ€сн€ть трагедию ≈сенина тем, что он не предвидел и не оценил благ "сплошной коллективизации", есть, разумеетс€, лжива€ ерунда, порождение тупости и лакейства. Ќо что касаетс€ "несозвучности" ≈сенина советской эпохе - тут автор предислови€ прав: тут он заметил то, что все знают и без него. »менно "несозвучность" и определила всю драму ≈сенина. ќн уверовал в революцию, увидел в ней правду или, по крайней мере, путь к правде, св€зал себ€ с ней неразрывно - и, наконец, в ней разочаровалс€.

ƒруг мой, друг мой! ѕрозревшие вежды
«акрывает одна лишь смерть.

   огда ≈сенин прозрел, ему осталось лишь умереть. ≈го смерть потр€сла великое множество людей (особенно молодежи), переживавших в ту самую пору приблизительно то же, что пережил ≈сенин.  ак € говорил, правительству это потр€сение показалось опасным, оно наложило на пам€ть ≈сенина род запрета - и с точки зрени€ своих интересов было в значительной мере право.

  Ќо врем€ шло. —о дн€ смерти ≈сенина минуло более шести лет. ќбсто€тельства изменились. »з тех, кто отраженно пережил драму ≈сенина как свою собственную, - одни последовали за ним (припомним волну самоубийств, которой отмечены были в –оссии 1925-1927 годы); другие, надломленные, но не сломанные, смирились иль затаились; третьи, махнув рукой, приспособились. Ќадо еще заметить, что кончилась и эпоха нэпа, которой, в особенности, было обострено разочарование ≈сенина и ему подобных. —ловом, постепенно истори€ ≈сенина перестала восприниматьс€ так, как она воспринималась некогда, стала значить совсем не то, что значила. »зменив свой смысл, она, однако ж, его не утратила. ћожно даже сказать, что, несколько потер€в в политической остроте, она приобрела оттенок более глубокий, более отвлеченный, более возвышенный. ќна стала общечеловечнее, сделалась близкой каждому, а не только тем, кто сам пережил то же самое.

  ћне кажетс€, что сегодн€шний читатель уже не воспринимает историю ≈сенина в конкретной св€зи с историей большевизма. “рагеди€ ≈сенина превращаетс€ вообще в трагедию человека, оскорбленного низостью того, что считал он своим идеалом. –аска€ние и бунт, отча€ние и разгул - вот что вычитывают сейчас в ≈сенине, уже не придава€ особенного значени€ тому, в чем именно он раскаиваетс€ и против чего бунтует. ≈сли угодно, мы тут присутствуем при очищении поэзии от слишком преход€щего, слишком "гражданского". ¬рем€ подергивает туманом частности, остаетс€ лишь сущность: драматическа€ коллизи€ и страдание, ею вызванное. Ёто страдание и этот м€теж сейчас особенно €сно вычитываютс€ в ≈сенине; и то и другое дано на фоне такой же страдающей, такой же м€тежной, так же утратившей свет –оссии. ≈сенинский надрыв, с его взлетами и падени€ми, оказалс€ сродни всей –оссии. «а это ≈сенина любили и люб€т, за это должно его любить.

  ¬прочем, народы вообще люб€т смотреть на мучени€ поэтов. –усский народ - не менее, а, кажетс€, дажe более, чем другие. ћожет быть, это потому, что сам он страдал более других: может быть, в муках поэтов он изживает свои собственные мучени€ - не только психологически, но и мистически, что уже гораздо серьезнее. ¬ изничтожении русских поэтов, начавшемс€ вместе с началом самой поэзии, в ту ночь, когда ¬олынский избивал “редь€ковского, порой проступает нечтo, похожее на заклание жертв. Ќе будем, однако углубл€тьс€ в это.  аковы бы ни были причины, - люди люб€т смотреть на такие вещи, как дети на трепетание бабочек, умирающих на булавках: со смесью жалости и жестокости, ужаса и восторга, с €сно сознаваемым любопытством и смутным благоговением перед совершающейс€ тайной.  огда поэтический путь кончаетс€ трагической гибелью, народу кажетс€, что эта последн€€ точка прибавл€ет нечто и к самому творчеству. ƒолжно быть, это потому, что така€ гибель придает окончательную достоверность пройденным страдани€м. ѕростодушные поклонники искусства всегда бо€тс€ искусственности. ќни бо€тс€ истратить свое сочувствие на страдани€ ненасто€щие. “рагическа€ смерть поэта успокаивает их, убежда€, по сочувствие было истрачено не напрасно. ‘ома неверный прин€л на себ€ т€жкий подвиг - знаменовать толпу, народ, хор.

  ѕоэзи€ Ѕлока в основах своих была большинству непон€тна или чужда. Ќо в ней очень рано и очень верно расслышали, угадали, почу€ли "роковую о гибели весть". Ѕлока полюбили, не понима€, по существу, в чем его трагеди€, но чувству€ несомненную ее подлинность. Ћюб€т вс€кое творчество, свидетельствующее об испепел€емой жизни, вс€кое, над которым можно поставить эпиграф: "«десь человек сгорел". ” нас это в особенности так. ћожет быть, впрочем, истинно велико только такое творчество. “очнее, может быть, вс€кое подлинное творчество есть самосожжение поэта - "св€щенна€ жертва". “рагеди€ ≈сенина была гораздо менее сложна, менее значительна по внутреннему своему смыслу, чем блоковска€; ≈сенин к тому же был менее мастером, своим страдани€м, как и страст€м, не умел он придать столь возвышенной формы, - но подлинность самой его трагедии остаетс€ несомненной.

Ќо люблю теб€, родина кротка€!
          ј за что - разгадать не могу.
          ¬есела тво€ радость коротка€
          — громкой песней весной на лугу.

          я люблю над покосной сто€нкою
          —лушать вечером гуд комаров.
          ј как гаркнут реб€та таль€нкою,
          ¬ыйдут девки пл€сать у костров.

          «агор€тс€, как черна смородина,
          ”гли-очи в подковах бровей.
          ќй ты, –усь мо€, мила€ родина,
          —ладкий отдых в шелку купырей.

 

–убрики:  —еребр€ный век
ћетки:  

ѕроцитировано 6 раз
ѕонравилось: 10 пользовател€м



ќрли44   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 05 —ент€бр€ 2014 г. 04:07 (ссылка)
Ѕлагодарю.»нтересный материал.
–адостного дн€.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 05 —ент€бр€ 2014 г. 19:47ссылка
—пасибо, —ветлана, что откликнулась!
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку