-÷итатник

“омас ¬улнер (1825 - 1892) - (0)

— ”Ћ№ѕ“ќ– - ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ є5 “ќћј— ¬”ЋЌ≈– / THOMAS WOOLNER (1825-1892). „асть I   ...

якоб “оренвлит (1641-1719) - (0)

Ќидерландский художник Jacob Toorenvliet . Ќачало: Ќидерландский художник Jacob To...

ќбразы смыслов и их толковани€ - (0)

«ќболочки, которые скрывают неизменное и вечное знание…». "....искусс...

√ирл€нд июньских благодать „истых ириса цветов... - (0)

"“ы, »рис, - рыцарь голубых кровей" Anthonore Christensen (1849-1926) ... »зысканно- волше...

–оберт Ѕейтман (1842 - 1922) - (0)

Ђѕќ“≈–яЌЌџ… ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ї –ќЅ≈–“ Ѕ≈…“ћјЌ / Robert Bateman (1842-1922) Ќайджел ƒейли. ѕотер€нный ...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей: 8500
 омментариев: 31480
Ќаписано: 52051


ѕам€ти ѕавла ‘едоровича „елищева (1898 Ч 1957)

ѕ€тница, 01 јвгуста 2014 г. 20:34 + в цитатник

ѕавел „елищев родилс€ 21 сент€бр€ 1898 года в селе ƒубровка  алужской губернии в семье помещика (а в прошлом — доцента математических наук ћ√”) ‘Єдора —ергеевича „елищева, как считаетс€, ведущего свой род от одного из соратников ƒмитри€ ƒонского.

ѕавел рос увлекающимс€, впечатлительным ребенком, в одном из писем он вспоминал, как маленьким мальчиком бегал с сестрой в лес и молилс€ деревь€м. »скусство заинтересовало его довольно рано: сохранились карандашные портреты всех трех сестер ѕавла, выполненные им в подростковом возрасте.

ѕавел „елищев. јвтопортрет. 1925

  ќтец-математик познакомил ѕавла с геометрией Ћобачевского, котора€ привела его сына к идее "¬нутренней мистической перспективы". ќтец как мог, поддерживал и развивал интерес ѕавла к искусству и художественный талант: приглашал частных учителей и даже выписывал дл€ него журнал «ћир искусства». ¬ итоге искусство буквально захватило „елищева, и интересовали его разные пути творческого самовыражени€. Ѕиографы художника упоминают о том, что в какой-то момент он всерьез увлекс€ балетом, но все же главной его страстью стало рисование. —уществует даже легенда, что подростковые работы ѕавла показали как-то художнику  онстантину  оровину, попросив  его  стать  учителем  подрастающего  таланта,  на  что   оровин  ответил: «ћне нечему его учить, он уже художник».

  ¬еро€тно, что биографи€, котора€ начиналась так же, как у многих талантливых, увлеченных искусством людей, и продолжилась бы, как прин€то, поступлением в јкадемию художеств или ћ”∆¬«, творческими поездками и участием в разных художественных объединени€х. ≈сли бы не революци€... ¬ 1916–1918 „елищев все же успел поучитьс€ в ћоскве, однако в 1918 семь€ „елищевых была выселена из ƒубровки по личному приказу Ћенина и, спаса€сь от преследовани€ новой власти, переехала в  иев.

 иево-ѕечерска€ Ћавра. 1918

 

  ¬  иеве ѕавел продолжил художественное образование: с 1918 по 1920 год он училс€ в иконописной мастерской, в киевской јкадемии художеств, брал частные уроки у јлексанры Ёкстер и јдольфа ћильмана. ¬  иеве „елищев писал лирические пейзажи, экспериментировал в кубистском стиле и работал дл€ театра: в 1919 по заказу театра ћарджанашвили выполнил эскизы костюмов и декораций дл€ оперетты «√ейша» —идни ƒжонса в обработке »вана  арил€ (постановка не была осуществлена). ¬ том же году „елищев вступил в ƒобровольческую армию, служил картографом, вычерчивал укреплени€ —ивашского перешейка. ƒалее, одни источники сообщают о переезде в 1920 в ќдессу (где он вроде бы работал как художник театра, причем что-то в его оформлении даже дошло до публики), другие — о переезде в том же году в Ќовороссийск и эмиграции оттуда вместе с армией ƒеникина в  онстантинополь. ¬  онстантинополе „елищев делал декорации дл€ балетных постановок Ѕориса  н€зева и ¬иктора «имина. ¬ работах этого периода еще довольно сильно вли€ние Ёкстер, некоторые источники сравнивают его с Ўагалом.

  ¬есной 1921 вместе с  н€зевым „елищев переехал из  онстантинопол€ в —офию, где написал несколько портретов и оформил книгу «»сход к востоку. ѕредчувстви€ и свершени€. ”тверждение евразийцев» дл€ русско-болгарского издательства.

 

Ѕаба Ѕабариха. Ёскиз костюма к опере –имского- орсакова ««олотой петушок». 1923

  ¬ 1923 вместе с труппой –оманова „елищев уехал из Ѕерлина в ѕариж и там всерьез зан€лс€ живописью. Ѕыло бы преувеличением сказать, что театральной, книжной ѕариж встретил „елищева с распростертыми объ€ти€ми. Ќо помог случай: его натюрморт « орзинка клубники» очень понравилс€ и был приобретен √ертрудой —тайн, котора€ в те годы обладала непререкаемым авторитетом в парижских артистических кругах. ћежду художником и писательницей зав€залась дружба, —тайн покровительствовала ему, помогала деньгами и ввела в свой салон, куда были вхожи лишь самые известные и талантливые представители нового искусства.

»зображение
"ƒевочка с бабочками"

  √ертруда —тайн писала о „елищеве: «Ётот молодой русский был довольно интересен. ќн писал, по крайней мере, он так утверждал, цвет, который не был цветом, и писал три головы в одной. ѕикассо уже рисовал три головы в одной. „ерез некоторое врем€ русский стал писать три фигуры в одной. ...–аботы этого русского „елищева были самые сильные из всей его группы, самые зрелые и самые интересные». „елищева признали, он стал довольно попул€рным художником, с 1925 участвовал в ежегодных салонах художников — в частности, в ќсеннем салоне, а в 1926-м экспонировалс€ на первой выставке группы неогуманистов в галерее «ƒруэ».

  ¬ 1928 „елищев он оформил дл€ труппы —ерге€ ƒ€гилева балет «ќда» по оде Ћомоносова на музыку Ќикола€ Ќабокова. —пектакль вышел слишком новаторским даже дл€ искушенной парижской публики.

 
   —алону √ертруды —тайн „елищев был об€зан не только и не столько признанием и обретением попул€рности, сколько тем, что именно там он встретил двух человек, каждый из которых сыграл свою, очень важную роль в его судьбе и стал частью его жизни, — английскую поэтессу Ёдит —итуэлл и известного американского поэта и писател€ (а также кинематографиста и фотографа) „арлза √енри ‘орда. — Ёдит —итуэлл „елищев познакомилс€ в 1928, и на долгое врем€ она стала одним из его ближайших друзей, а также его покровительницей в мире искусства (потеснив с этой позиции √ертруду —тайн): —итуэлл организовывала выставки, оказывала „елищеву финансовую и моральную поддержку. «накомство с „арлзом √енри ‘ордом состо€лось в начале 1930-х, а в 1934 они вместе покинули ѕариж и поселились в Ќью-…орке (позже они вместе переехали в »талию, и их отношени€ завершились только со смертью художника в 1957). —видетельством этой дружбы (точнее, партнерства, которое позволило ‘орду после смерти „елищева стать полноправным владельцем огромного количества его работ, написанных в период совместной жизни и подаренных ему художником) служат многочисленные портреты и зарисовки, на которых запечатлены и „арльз, и Ёдит —итуэлл. —о временем в его портретах по€вилс€ и третий «посто€нный персонаж» — сестра „арльза, актриса –ут ‘орд.
"ѕортрет –ут ‘орд". 1937

   ¬ Ќью-…орке искусство ѕавла „елищева расцветает в полную силу. ¬ живописи он начинает работать свободно, не ограничива€сь рамками конкретного стил€. ѕсихологические портреты и наброски, выполненные в реалистическом, даже близком к академизму ключе, соседствуют в его мастерской с «метаморфическими ландшафтами» — так называемыми картинами-обманками в сюрреалистическом духе.

  ¬ работах-обманках художник много экспериментирует с изображени€ми людей, животных, травы, листьев, деревьев и других природных форм, он раскладывает их на составные элементы, а потом комбинирует таким образом, что человеческа€ фигура, не утрачива€ собственных характерных особенностей, становитс€ всеобъемлющей, обретает способность включить в себ€ неживое: и элементы натюрморта, и природу, и весь мир вокруг.

  "ѕортрет моего отца (семьи)". 1939

  ѕервые картины-обманки, наполненные иллюзорными сюрреалистическими формами и фигурами, „елищев начал делать еще в 1920-годы, почти на дес€тилетие раньше ƒали, Ѕретона, ћагритта и всех остальных признанных сегодн€ сюрреалистов.

‘ата-моргана - сложный мираж, при котором на горизонте по€вл€ютс€ изображени€ предметов, наход€щихс€ за горизонтом, обычно сильно искаженные и быстро измен€ющиес€.

"‘ата ћоргана". 1940 

  Ќад зелеными холмами возвышаютс€ горы. »ли это обнаженные женщина и мужчина? Ќа этой картине несколько форм миражей. ’удожник органично вписывает фигуры в естественную среду.

  ѕризнание на официальном уровне в Ќью-…орке и в целом в мире к ѕавлу „елищеву пришло в 1942 году: прошла его перва€ персональна€ выставка в ћќћј, имевша€ «оглушительный успех и ставша€ главным артистическим событием года». “огда же его картина «ѕр€тки», нар€ду с «√ерникой» ѕикассо, стала одной из самых попул€рных в экспозиции музе€ и одной из самых репродуцируемых.
 
  "»гра в пр€тки", 1940-42 
 
   «а свои полвека „елищев много раз сталкивалс€ с тем, что его не понимали, но известность, котора€ обрушилась на него, обнажила его одиночество в огромной толпе восторженных поклонников, не способных разделить его идеи, взгл€ды. ¬ конце 1940-х ѕавел ‘едорович почти отказалс€ от общества. ¬ это врем€ его живопись окончательно утрачивает фигуративность (похоже, отказ от общени€ с людьми распространилс€ и на человеческие фигуры на мольберте). ќт «голов» он постепенно приходит к абстракции, сложным геометрическим фигурам, написанным практически светописью, — все дл€ того, чтобы показать, как лучи света преломл€ютс€ в ограниченном пространстве. Ётот стиль „елищева позже назовут «новым лучизмом».

  ¬ 1951 ѕавел ‘едорович, «соскучившись по ≈вропе», переезжает в »талию, на виллу во ‘раскати, близ –има. Ќесколько лет, прожитых в »талии, окончательно утвердили его европейскую славу, в ѕариже с большим успехом прошли две персональные выставки.

   1 августа 1957 года ѕавел ‘едорович „елищев умер во ‘раскати от инфаркта, прин€того за воспаление лЄгких.

   ѕосле смерти художника самые близкие ему люди — „арльз ‘орд и его сестра –ут — сделали все, чтобы не только не дать угаснуть интересу публики к его творчеству, но, напротив, вс€чески попул€ризировать его. ќни не раз устраивали экспозиции и регул€рно выставл€ли работы „елищева на открытые торги, т. е. выводили их на арт-рынок. ¬ 2010 Sotheby’s провел в Ќью-…орке аукцион работ „елищева из коллекции –ут и „арльза ‘орд, принесший ошеломительные результаты: «ѕортрет –ут ‘орд» был куплен почти вп€теро дороже первоначальной оценки и стал самой дорогой работой художника, проданной на открытом рынке.

   ¬ –оссии попул€ризацией творчества художника в последнее дес€тилетие зан€т его внучатый плем€нник, поэт  онстантин  едров. “олько в 2006 первую персональную выставку ѕавла „елищева в –оссии устроила галере€ «Ќаши художники». ¬ 2011 эта же галере€ показала более 70 работ художника.

artinvestment.ru»нвестиции в искусство…20131011_chelischev.html

≈щЄ сообщение по теме: ѕавел ‘едорович „елищев

–убрики:  –усские не в –оссии
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 4 пользовател€м



јнатолий_Ћуковкин_--   обратитьс€ по имени —уббота, 02 јвгуста 2014 г. 09:50 (ссылка)
»нтересный, самобытный художник! —пасибо, “ома что познакомила!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 02 јвгуста 2014 г. 21:12ссылка
ƒа, јнатолий! „елищев - интересный художник! ћы только знакомимс€ с его творчеством, но гордо пишем русский художник! ’орошего тебе самочувстви€!
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку