-–убрики

 -÷итатник

якоб “оренвлит (1641-1719) - (0)

Ќидерландский художник Jacob Toorenvliet . Ќачало: Ќидерландский художник Jacob To...

ќбразы смыслов и их толковани€ - (0)

«ќболочки, которые скрывают неизменное и вечное знание…». "....искусс...

√ирл€нд июньских благодать „истых ириса цветов... - (0)

"“ы, »рис, - рыцарь голубых кровей" Anthonore Christensen (1849-1926) ... »зысканно- волше...

–оберт Ѕейтман (1842 - 1922) - (0)

Ђѕќ“≈–яЌЌџ… ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ї –ќЅ≈–“ Ѕ≈…“ћјЌ / Robert Bateman (1842-1922) Ќайджел ƒейли. ѕотер€нный ...

‘редерик ƒжордж —тивенс (1828-1907) - (2)

ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ є6 ‘–≈ƒ≈–»  ƒ∆ќ–ƒ∆ —“»¬≈Ќ— / Frederic George Stephens ”иль€м ’олман ’ант (1827-1910...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 51964

Ѕорис ѕастернак о ‘ридерике Ўопене

¬торник, 22 »юл€ 2014 г. 10:48 + в цитатник
“ак некогда Ўопен вложил
∆ивое чудо
‘ольварков, парков, рощ, могил
¬ свои этюды.
Ѕорис ѕастернак: ѕоэт о Ўопене
 
  Ћегко быть реалистом в живописи, искусстве, зрительно обращенном к внешнему миру. Ќо что значит реализм в музыке? Ќигде условность и уклончивость не прощаютс€ так, как в ней, ни одна область творчества не ове€на так духом романтизма, этого всегда удающегос€, потому что ничем не провер€емого начала произвольности. » однако и тут все зиждетс€ на исключени€х. »х множество, и они составл€ют историю музыки. ≈сть, однако, еще исключени€ из исключений. »х два — Ѕах и Ўопен.
  ќднако что же такое реализм в интересующем нас смысле?   услугам романтика вымысел. ¬ его распор€жении ход€ча€ выразительность: театральна€ риторика, ораторское красноречие. „то же создает художника-реалиста? ѕо-видимому — впечатлительность и техническа€ добросовестность, и власть этих факторов и засаживает его за работу, романтику неведомую и дл€ него необ€зательную. ≈го собственные воспоминани€ гон€т его в область технических открытий, необходимых дл€ их воспроизведени€. ’удожественный реализм, как нам кажетс€, есть глубина биографического отпечатка, ставшего главной движущей силой художника и толкающего его на новаторство и оригинальность. 
  Ўопен реалист в том же самом смысле, как Ћев “олстой. ≈го творчество насквозь оригинально не из несходств, с соперниками, а из сходства с натурой, с которой он писал. ќно всегда биографично не из эгоцентризма, а потому, что, подобно остальным великим реалистам, Ўопен смотрел на свою жизнь как на орудие познани€ вс€кой жизни на свете и вел именно этот, расточительно личный и нерасчетливо-одинокий род существовани€.
  √лавным средством выражени€, €зыком, которым у Ўопена изложено все, что он хотел сказать, была его мелоди€, наиболее неподдельна€ и могущественна€ из всех, какие мы знаем. Ёто не короткий, куплетно возвращающийс€ мелодический мотив, не повторение оперной арии, без конца выделывающей голосом одно и тоже, это поступательно развивающа€с€ мысль, подобна€ ходу приковывающей повести или содержанию исторически важного сообщени€. ќна могущественна не только в смысле своего действи€ на нас. ћогущественна она и в том смысле, что черты ее деспотизма испытал Ўопен на себе самом, когда, истоща€ изобретательность, следовал в ее гармонизации и отделке за всеми тонкост€ми и изворотами этого требовательного и покор€ющего образовани€.
   Ќапример, тема “ретьего, ми-мажорного, этюда доставила бы автору славу лучших песенных собраний Ўумана и при более общих и умеренных разрешени€х. Ќо нет! ƒл€ Ўопена эта мелоди€ была представительницей действительности, за ней сто€л какой-то реальный образ или случай (однажды, когда его любимый ученик играл эту вещь, Ўопен подн€л кверху сжатые руки с восклицаньем: «ќ мо€ родина!»), и вот, умножа€ до изнеможени€ проход€щие модул€ции, приходилось до последнего полутона перебирать секунды и терции среднего голоса, чтобы остатьс€ верным всем журчань€м и переливам этой подмывающей темы, этого прообраза, чтобы не уклонитьс€ от правды.
  »ли в соль-диез-минорном, ¬осемнадцатом этюде в терцию с зимней дорогой (это содержание чаще приписывают до-мажорному этюду, —едьмому) настроение, подобное элегизму Ўуберта, могло быть достигнуто меньшими затратами. Ќо нет! ¬ыраженью подлежало не только ныр€нь,е саней, но стрелу пути все врем€ под одним углом перечеркивали вкось плывущие белые хлопь€, а под другим пересекал свинцовый черный горизонт, и этот кропотливый узор разлуки мог передать только такой, хроматически мелькающий с пропадань€ми, омертвело звен€щий, замирающий минор.
   »ли в Ѕаркароле, впечатление сходное с «ѕеснью венецианского гондольера» ћендельсона, можно было получить более скромными средствами, и тогда именно это была бы та поэтическа€ приблизительность, которую обычно св€зываешь с такими заглави€ми. Ќо нет! ћасл€нисто круглились и разбегались огни набережной в черной выгибающейс€ воде, сталкивались волны, люди, речи и лодки, и дл€ того, чтобы это запечатлеть, сама баркарола, вс€ как есть, со всеми своими арпеджи€ми, трел€ми и форшлагами, должна была, как цельный бассейн, ходить вверх и вниз и взлетать и шлепатьс€ на своем органном пункте, гулко оглашаема€ мажорно-минорными содрогани€ми своей гармонической стихии.
јри Ўеффер - ‘редерик Ўопен
   ¬сегда перед глазами души (а это и есть слух) кака€-то модель, к которой надо приблизитьс€, вслушива€сь, совершенству€сь и отбира€. ќттого такой стук капель в ре-бемоль-мажорной прелюдии, оттого наскакивает кавалерийский эскадрон с эстрады на слушател€ в л€-бемоль-мажорном полонезе, оттого низвергаютс€ водопады на горную дорогу в последней части си-минорной сонаты, оттого неча€нно распахиваетс€ окно в усадьбе во врем€ ночной бури в середине тихого и безм€тежного фа-мажорного ноктюрна.
Ўопен ездил, концертировал, полжизни прожил в ѕариже. ≈го многие знали. ќ нем есть свидетельства таких выдающихс€ людей, как √енрих √ейне, Ўуман, ∆орж —анд, ƒелакруа, Ћист и Ѕерлиоз. ¬ этих отзывах много ценного, но еще больше разговоров об ундинах, эоловых арфах и влюбленных пэри, которые должны дать нам представление о сочинени€х Ўопена, манере его игры, его облике и характере. ƒо чего превратно и несообразно выражает подчас свои восторги человечество! ¬сего меньше русалок и саламандр было в этом человеке, и наоборот, сплошным роем романтических мотыльков и эльфов кишели вокруг него великосветские гостиные, когда, поднима€сь из-за ро€л€, он проходил через их расступающийс€ строй, феноменально определенный, гениальный, сдержанно-насмешливый и до смерти утомленный писанием по ночам и дневными зан€ти€ми с учениками. √овор€т, что часто после таких вечеров, чтобы вывести из оцепенени€, в которое их погружали его импровизации, он незаметно прокрадывалс€ в переднюю к какому-нибудь зеркалу, приводил в беспор€док галстук и волосы и, вернувшись в гостиную с видоизмененной внешностью, начинал изображать смешные номера с текстом своего сочинени€ — знатного английского путешественника, восторженную парижанку, бедного старика евре€. ќчевидно, большой трагический дар немыслим без чувств объективности, а чувство объективности не обходитс€ без мимической жилки.
  «амечательно, что куда ни уводит нас Ўопен и что нам ни показывает, мы всегда отдаемс€ его вымыслам без насили€ над чувством уместности, без умственной неловкости. ¬се его бури и драмы близко касаютс€ нас, они могут случитьс€ в век железных дорог и телеграфа. ƒаже когда в ‘антазии, части полонезов и в балладах выступает мир легендарный, сюжетно отчасти св€занный с ћицкевичем и —ловацким, то и тут нити какого-то правдоподоби€ прот€гиваютс€ от него к современному человеку. Ёто рыцарские предань€ в обработке ћишле или ѕушкина, а не космата€ голонога€ сказка в рогатом шлеме. ќсобенно велика печать этой серьезности на самом шопеновском в Ўопене — на его этюдах.
  Ётюды Ўопена, названные техническими руководствами, скорее изучени€, чем учебники. Ёто музыкально изложенные исследовани€ по теории детства и отдельные главы фортепианного введени€ к смерти (поразительно, что половину из них писал человек двадцати лет), и они скорее обучают истории, строению вселенной, чем игре на ро€ле. «начение Ўопена шире музыки. ≈го де€тельность кажетс€ нам вторичным открытием.

musicschool2.rubesedy-shopen

  ”дар, другой, пассаж —
и сразу 
¬ шаров молочный ореол 
Ўопена траурна€ фраза 
¬плывает, как больной орЄл. 

√ремит Ўопен, из окон гр€нув, 
ј снизу, под его эффект 
ѕр€м€ подсвечники каштанов, 
Ќа звезды смотрит прошлый век. 

“ак ночью при свечах, взамен 
Ѕылой наивности нехитрой 
—вой сон записывал Ўопен 
Ќа черной выпилке пюпитра.

Ѕорис ѕастернак



ѕередачу ведет доктор искусствоведени€, почетный доктор музыкальной академии им. Ўопена в ¬аршаве »горь ‘едорович Ѕэлза. «вучат:

01. ѕолонез до минор, соч. 40 є 2
02. ћазурка си мажор, соч. 63 є 1
03. ћазурка си-бемоль минор, соч. 24 є 4
04. Ётюд до минор, соч. 10 є 12
05. Ётюд л€-бемоль мажор, соч. 25 є 1
06. Ётюд фа минор, соч. 25 є 2
07. Ётюд л€ минор, соч. 25 є 11
08. ѕрелюди€ до мажор, соч. 28 є 1
09. ѕрелюди€ л€ минор, соч. 28 є 2
10. ѕрелюди€ соль мажор, соч. 28 є 3
11. ѕрелюди€ ми минор, соч. 28 є 4
12. ѕрелюди€ ре мажор, соч. 28 є 5
13. ѕрелюди€ си минор, соч. 28 є 6
14. ѕрелюди€ фа-диез минор, соч. 28 є 7
15. —керцо є 2 си-бемоль минор, соч. 31
16. —оната є 3 си минор, соч. 58
17. ¬альс є 9 л€-бемоль мажор, соч. 69 є 1
18. ¬альс є 10 си-бемоль минор, соч. 69 є 2
19. ¬альс є 14 ми минор, op. posth.

Ѕорис ѕастернак

ќп€ть Ўопен не ищет выгод,

Ќо, окрыл€€сь на лету,

ќдин прокладывает выход

»з веро€ть€ в правоту.

«адворки с выломанным лазом,

’ибарки с паклей по бортам.

ƒва клена в р€д, за третьим, разом

—оседней рейтарской квартал.

¬есь день внимают клены дет€м,

 огда ж мы ночью лампу жжем

» листь€, как салфетки, метим,

 рошатс€ огненным дождем.

“огда, насквозь проколобродив

Ўтыками белых пирамид,

¬ шатрах каштановых напротив

»з окон музыка гремит.

√ремит Ўопен, из окон гр€нув,

ј снизу, под его эффект

ѕр€м€ подсвечники каштанов,

Ќа звезды смотрит прошлый век.

 ак бьют тогда в его сонате,

 ача€ ма€тник громад,

„асы разъездов и зан€тий,

» снов без смерти, и фермат!

»так, оп€ть из-под акаций

ѕод экипажи парижан?

ќп€ть бежать и спотыкатьс€,

 ак жизни тр€ский дилижанс?

ќп€ть трубить, и гнать, и зв€кать,

», м€коть в кровь пор€, оп€ть

–ождать рыданье, но не плакать,

Ќе умирать, не умирать?

ќп€ть в сырую ночь в мальпосте

ѕроездом в гости из гостей

ѕодслушать пенье на погосте

 олес, и листьев, и костей?

¬ конце ж, как женщина, отпр€нув

» чудом сдержива€ прыть

¬потьмах приставших горлопанов,

–асп€тьем фортепь€н застыть?

ј век спуст€, в самозащите

«адев за белые цветы,

–азбить о плиты общежитий

ѕлиту крылатой правоты.

ќп€ть?  », посв€тив соцветь€м

–о€л€ гулкий ритуал,

¬сем дев€тнадцатым столетьем

”пасть на старый тротуар.


‘редерик Ўопен - Ёжен ƒелакруа, 1838

"¬ ночи" - балет на музыку Ўопена

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



јнатолий_Ћуковкин_--   обратитьс€ по имени ¬торник, 22 »юл€ 2014 г. 11:08 (ссылка)
—пасибо, “он€! ѕрекрасный композитор, особенно мне нрав€тс€ его вальсы!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку