-–убрики

 -÷итатник

¬ысказывани€ Ћюдмилы ”лицкой - (0)

Ђя отказываюсь решать вопросы мирового значени€ї Ђя отказываюсь решать вопросы мирового значени...

¬инсент ¬ан √ог (1853-1890) - (0)

ј »« ЌјЎ≈√ќ ќ Ќј... ¬инсент ¬иллем ¬ан √ог (1853-1890) Window in the Bataille Restaurant, 188...

—авелий —орин (1878 - 1953) - (0)

—авелий јбрамович —орин - выдающийс€ портретист и график.   ...

“алантливые живописцы германского ренессанса - (0)

јльбрехт ƒюрер   ѕраздник венков из роз. ћасло, тополева€ доска (1506)  ...

Ѕогданов-Ѕельский Ќиколай ѕетрович. - (0)

’удожник Ѕогданов-Ѕельский Ќиколай ѕетрович. „асть- 7. Ќиколай ѕетрович Ѕогданов-Ѕель...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50653

140 лет со дн€ рождени€ скульптора —ергей “имофеевич  онЄнков (1874 - 1971)

ѕ€тница, 11 »юл€ 2014 г. 19:22 + в цитатник

—кульптор —ергей “имофеевич  онЄнков. 1960

  —ергей “имофеевич  онЄнков по происхождению кресть€нин. ќн родилс€ в деревне Ќижние  араковичи —моленской губернии. ¬ 1892— 1896 училс€ в ћосковском училище живописи, ва€ни€ и зодчества, после окончани€ которого отправилс€ в командировку за границу — в √ерманию, ‘ранцию и »талию. ѕо возвращении молодой скульптор продолжил образование уже в јкадемии художеств в —анкт-ѕетербурге. ¬ своЄм творчестве  онЄнков прошЄл периоды увлечени€ творчеством ћикеланджело, античностью, народной дерев€нной скульптурой. ≈го первое крупное произведение — дипломна€ стату€ «—амсон, разрывающий узы» (1902) — по замыслу близко к «—кованному рабу» ћикеланджело. –абота вызвала возмущение —овета академии. «...ќбострЄнна€ экспрессивность и динамика моей скульптуры ничего общего не имела с установками академии, предпочитавшей „тишь да гладь" — жанровость сюжетов, привычность, вылизанность форм... — вспоминал мастер. 

— јкадемистов смущало, что € нарушил обычные пропорции. ќни „вершками" измер€ли мою работу, не вника€ в еЄ смысл. я неплохо знал анатомию и в тех случа€х, когда „нарушал" еЄ, делал это сознательно, по праву творца на художественную гиперболу».

  –абота€ над сказочными и фольклорными образами, знакомыми ему с детства,  онЄнков обращалс€ к необычным материалам, например к инкрустации дерева цветным камнем. — неистощимой фантазией создавались добродушный «—таричок-полевичок» (1910), хитровато-озорные «Ћесовик» (1910) и «ѕан» (1915), устрашающие персонажи €зыческой слав€нской мифологии «—трибог» (1910) и «¬еликосил» (1909).



  ѕо существу, то, что до сих пор находило воплощение лишь в кустарной резьбе, игрушках и произведени€х прикладного искусства,  онЄнков увеличил до крупных форм. ¬ нЄм словно соединились два таланта — скульптора-профессионала и народного умельца. јнтична€ тема в творчестве мастера началась со знаменитой работы «Ќике» (1906) — женского образа под именем греческой богини победы. ¬ 1912  онЄнков отправилс€ в √рецию и ≈гипет. ѕо€вились оригинальные полупортреты-полуаллегории в мраморе: «Ёос», « ора» (обе 1912) и другие, созданные под впечатлением от путешестви€. Ёто вли€ние сказалось и в резко возросшем интересе  онЄнкова к передаче обнажЄнного тела. ќн высек в мраморе замечательные статуи (например, «—он», 1913), вырезал из дерева «ƒевушку с подн€тыми руками» (1914).  онЄнков достиг больших успехов как мастер-портретист. ≈го творени€ в этом жанре отличаютс€ многообразием и неоднозначностью характеристик, несмотр€ на традиционную, довольно реалистическую манеру.



  —ергей “имофеевич  онЄнков создал бюсты писател€ „ехова (1908), книгоиздател€  ончаловского (1903—1904) и многие другие скульптурные портреты. ќсобое место в творчестве  онЄнкова занимала тема музыки. ќдним из его любимых персонажей был Ќикколо ѕаганини. ћраморный портрет выдающегос€ италь€нского композитора и скрипача мастер выполнил в 1908.

    онЄнков восхищалс€ творени€ми »оганна —ебасть€на Ѕаха и долго, мучительно искал тот пластический образ, который смог бы передать величие гени€. » вот однажды, в 1910 в куске мрамора, сто€вшем в углу мастерской, скульптор, но его словам, вдруг увидел лицо Ѕаха. ќн водрузил глыбу на станок и много часов без перерыва работал над портретом. «ћой резец словно вела его музыка», — рассказывал  онЄнков. ѕосле ќкт€бр€ 1917 мастер участвовал в осуществлении плана монументальной пропаганды, создав в 1918  мемориальную доску «ѕавшим в борьбе за мир и братство народов» и скульптурную группу «—тепан –азин со своей ватагой», а также занималс€ преподавательской де€тельностью.  онЄнков — автор книги воспоминаний «ћой век», неоднократно переиздававшейс€. ¬ ћоскве после его смерти был открыт ћузей-мастерска€ скульптора. 



   онЄнков родилс€ 10 июл€ 1874 года в селе  араковичи (ныне ≈льнинского района —моленской области) в кресть€нской семье. Ѕелорус. ”чилс€ в ћ”∆¬«, а позднее в ¬ысшем художественном училище »мператорской јкадемии художеств в —анкт-ѕетербурге у профессора Ѕеклемишева. ƒипломна€ работа  онЄнкова «—амсон, разрывающий узы» показалась слишком революционной и по распор€жению чиновников јкадемии художеств была уничтожена. ¬ 1897 он  посещает ‘ранцию, »талию, √ерманию.

 оненков —. “.  амнебоец

« амнебоец». 1898. √осударственна€ “реть€ковска€ галере€ 

   –еволюционные событи€ 1905 года застали  онЄнкова в ћоскве. ѕод впечатлением событий, он создаЄт цикл портретов участников боЄв на ѕресне («–абочий-боевик 1905 »ван „уркин»). —ергей  онЄнков оформл€ет кафе ‘илиппова на “верской (1905), создаЄт барельеф «ѕиршество» (1910).

  ¬ 1912 —ергей “имофеевич посещает √рецию и ≈гипет. ќн работает над «лесной серией», в которой широко использует дерево, примен€€ различные приЄмы обработки. ƒл€ него лес — это воплощение стихийных сил природы, символ красоты.

   —ергей  онЄнков творчески переосмысливает образы старинных преданий, использует приЄмы народной резьбы.   серии принадлежат такие работы как «—таренький старичок» (1909), «—таричок-полевичок» (1909), «—трибог» (1910), «¬еща€ старушка» (1916), «ƒ€д€ √ригорий» (1916), «Ќища€ брати€» (1918). ѕрообразом лица, изображЄнного в скульптуре «¬еща€ старушка»,  онЄнкову послужила чрезвычайно попул€рна€ в 1915—1916 русска€ сказительница былин и сказов  ривополенова, проста€ пинежска€ к оненков —. “. ѕортрет Ќатальи ѕетровны  ончаловскойресть€нка, удививша€ –оссию своим природным талантом.

 ѕараллельно с «лесным циклом»  онЄнков работает над «греческим циклом» (работы «ёноша» и «√орус»).

   онЄнков одним из первых среди русских скульпторов рубежа 19-20 веков обращаетс€ к изображению обнажЄнного женского тела.

ѕортрет Ќатальи ѕетровны  ончаловской. 1919

  ≈го работы часто выдержаны в традици€х русского народного искусства, дерев€нной резьбы. (« рылата€» (1913), «∆ар-птица» (1915), « ариатида» (1918). —кульптор поддержал ќкт€брьскую революцию, участвовал в реализации плана «монументальной пропаганды».

  —тремление —ерге€  онЄнкова к монументальности стало  преобладающей тенденцией в  искусстве тех лет. ѕоиски новых форм отразились в работах 1918—1919: барельефе «ѕавшим в борьбе за мир и братство народов» дл€  ремлЄвской стены и пам€тнике «—тепан –азин» дл€  расной площади. ¬ 1923 —ергей  онЄнков принимал участие в оформлении ¬сероссийской сельскохоз€йственной и кустарно-промышленной выставки в ћоскве.



  ¬ 1922  онЄнков женитс€ на ћаргарите »вановне ¬оронцовой, а в конце 1923 они отправл€ютс€ в —Ўј дл€ участи€ в выставке русского и советского искусства. ѕредполагалось, что поездка продлитс€ только несколько мес€цев, однако возвращение на родину состо€лось только через 22 года. ќсновное местожительства и работы в этот период — Ќью-…орк. ¬ 1928—1929  онЄнков совершает поездку в »талию, где встречаетс€ с √орьким и работает над его портретом. ¬ –име проходит его персональна€ выставка.   американскому периоду творчества относ€тс€ рисунки

 оненков —. “. ѕортрет ј.Ёйнштейна онЄнкова, св€занные с размышлени€ми на темы Ѕиблии, «јпокалипсиса». ќн изображает ’риста, пророков иапостолов, создаЄт эскизы к космогони€м. ¬ 1935 администраци€ ѕринстонского   университета заказала —ергею  онЄнкову бюст учЄного Ёйнштейна. ¬еликий физик с уважением относилс€ к творчеству русского скульптора, но с ещЄ большим вниманием — к жене  онЄнкова, ћаргарите.

ѕортрет Ёйнштейна. 1935

  ћаргарита была также знакома с –обертом ќппенгеймером, «отцом американской атомной бомбы».

  ¬о врем€ ¬торой мировой войны  онЄнков был членом  омитета помощи –оссии. ѕолучили известность письма пророческого характера (от имени свидетелей »еговы), которые накануне войны —ергей  онЄнков писал —талину. ѕо личному приказанию —талина в 1945 был зафрахтован пароход «—мольный», на котором  онЄнкова и все его работы перевезли в ———–. ћногие авторские гипсы были затем переведены в материал.

  —кульптор получил мастерскую на улице √орького в ћоскве. ¬ галерее портретов особое место занимают изображени€ композиторов, в том числе Ѕаха и ѕаганини.
  »з невоплощЄнных работ — проект пам€тника јлександру II, композици€ " осмос".
¬с€ жизнь и неутомима€ творческа€ де€тельность скульптора неразрывно св€зана со —моленским краем. —ергей “имофеевич глубоко понимал значение национальных корней дл€ творчества худож­ника. ¬ книге "«емл€ и люди" он писал: "Ѕез чувства этой маленькой родины-деревни, из которой вышел, улицы, где родилс€, не может расти, полнитьс€ чувство большой –одины, наш советский патриотизм". ≈сли представл€­лась малейша€ возможность, приезжал в  родные кра€, чтобы получить в них вдохновение дл€ новых творческих свершений. ќн и сам писал о том, что у человека, занимающегос€ искусством, должна быть "св€та€ любовь к –одине: и ко всей необъ€тной, как океан, –ос­сии, и к тому месту, где художник родилс€ и вырос". 
       оненков —. “. ‘.ћ. ƒостоевский¬ 1964 —ергей “имофеевич стал почетным гражданином города —моленска. ќн очень  дорожил любовью и уважением земл€ков. ¬ книге "ћой век" он с признатель­ностью писал: "—моленский горисполком дал мое им€ одной из улиц. «емл€ки сделали мен€ почетным гражданином города".  » вели­кий скульптор не осталс€ в долгу. ќн передал сорок своих работ в дар городу. ќни состави­ли основу музе€ скульптуры  оненкова, созданного в —моленске в 1970. ¬ залах музе€ выставлены портреты .Ћени­на. Ћ.Ќ.“олстого. ћусоргского, ƒо­стоевского. —алтыкова-ўедрина и дру­гих знаменитых людей нашей страны, а также простых тружеников. ≈сть в музее личные вещи скульптора, фотографии. — последней партией своих работ, доставленных из ћоск­вы в —моленск, прислано письмо, в котором есть такие слова: "ƒорогим смол€нам дарю свое искусство.  оненков".    

‘Єдор ћихайлович ƒостоевский. 1933

 

  ¬ 1965 в здании ћосковского дома художника на  узнецком ћосту состо€лась выставка работ  онЄнкова, приуроченна€ к 90-летию со дн€ его рождени€.

   —ергей “имофеевич  онЄнков умер в ћоскве 9 окт€бр€ 1971 года. ѕохоронен на Ќоводевичьем кладбище

  “ворчество √еро€ —оциалистического “руда, лауреата Ћенинской премии, народного художника ———–  онЄнкова, тесно св€занное с современностью, с лучшими традици€ми русского искусства, снискало широчайшее признание народа.

»сточник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=44880

—ергей “имофеевич  онЄнков (скульптурный автопортрет). 1954

–убрики:  Cкульптура
ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 4 пользовател€м



KaterinaAverian   обратитьс€ по имени —уббота, 12 »юл€ 2014 г. 02:17 (ссылка)
—пасибо, “амара, за пост!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку