-–убрики

 -÷итатник

якоб “оренвлит (1641-1719) - (0)

Ќидерландский художник Jacob Toorenvliet . Ќачало: Ќидерландский художник Jacob To...

ќбразы смыслов и их толковани€ - (0)

«ќболочки, которые скрывают неизменное и вечное знание…». "....искусс...

√ирл€нд июньских благодать „истых ириса цветов... - (0)

"“ы, »рис, - рыцарь голубых кровей" Anthonore Christensen (1849-1926) ... »зысканно- волше...

–оберт Ѕейтман (1842 - 1922) - (0)

Ђѕќ“≈–яЌЌџ… ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ї –ќЅ≈–“ Ѕ≈…“ћјЌ / Robert Bateman (1842-1922) Ќайджел ƒейли. ѕотер€нный ...

‘редерик ƒжордж —тивенс (1828-1907) - (2)

ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ є6 ‘–≈ƒ≈–»  ƒ∆ќ–ƒ∆ —“»¬≈Ќ— / Frederic George Stephens ”иль€м ’олман ’ант (1827-1910...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 51972


’удожник и ”читель ѕавел ѕетрович „ист€ков (1832 - 1919)

—уббота, 05 »юл€ 2014 г. 12:43 + в цитатник

 рамской »ван Ќиколаевич - ѕортрет ’удожника ѕавла ѕетровича „ист€кова. 1860 (685х900). Ќажмите дл€ просмотра в полный размер.

ѕавел ѕетрович „ист€ков. ѕортрет »вана Ќиколаевича  рамского. 1860

  Ѕежецка€ художественна€ интеллигенци€ всегда считала своим, бежецким, ѕавла ѕетровича „ист€кова, художника, но, прежде всего, выдающегос€ педагога, многолетн€€ работа которого в јкадемии художеств в значительной мере повли€ла на судьбы реалистической школы живописи в –оссии конца XIX - начала XX века.

 „ист€ков родилс€ 5 июл€ 1832 года в селе ѕруды, ныне это  расно-холмский район, прежде был ¬есьегонский уезд, а в старину это были земли Ѕежецкого ¬ерха. ѕервые уроки рисовани€ он получил в Ѕежецком уездном училище. ѕавел про€вл€л такие успехи в учЄбе, что власти города, именно власти, что примечательно и что говорит о том, что эти самые власти интересовались успехами талантливых учеников, так вот, власти города решили после окончани€ „ист€ковым училища определить его на казЄнный счЄт в тверскую гимназию. Ќа что юный талант возразил, что, если его не отдадут учитьс€ дальше в јкадемию художеств, он умрЄт.



"Ќачинать надо по таланту и кончать по таланту, а в середине работать тупо."

—реди многочисленных преподавателей јкадемии не было, кроме ѕавла ѕетровича „ист€кова, ни одного, о котором –епин был высокого мнени€ как о художнике или педагоге. »з-за одного „ист€кова стоило ехать в ѕетербург, и дава€ —ерову письмо к нему,  –епин  несколько раз повтор€л: "Ёто наш общий и единственный учитель".  ...ќн рекомендовал слепо слушатьс€ этого человека, исполн€€ все его советы и "правила", какими бы нелепыми они ему иной раз ни казались.

  ардовский вспоминает

 ак жаль, что, работа€ у „ист€кова, € не записывал всего того, что слышал от него. ј теперь такими оторванными, как будто ни с чем не св€занными афоризмами, да часто еще имеющими загадочную форму, встают в моей пам€ти высказывани€ „ист€кова. Ётими афоризмами не передать ценных мыслей „ист€кова об искусстве. ѕривожу некоторые запомнившиес€ рассуждени€ „ист€кова.

ќдно из них касаетс€, как теперь говор€т, художников-халтурщиков. „¬от придет ко мне фон ƒервиз (фон ƒервиз — это условное собирательное им€ вс€кого богатого заказчика). „ѕавел ѕетрович, мне к четвергу надо плафон в столовую". ” мен€ дочери, им приданое нужно, а € все-таки откажу. ќн пойдет к  онстантину ≈горовичу (это  . ≈. ћаковский — условно-собирательное им€ халтурщика). “от согласитс€ писать. ¬от он себ€ и продал. ¬от он и погиб. ј € „Ѕлагословение детей" когда вз€лс€ писать, — и заказчики-то уже померли, а € все пишу".

«ѕатриарх √ермоген отказывает пол€кам подписть грамоту» 1860

’удожник должен быть бескорыстен и нетороплив. “оропливость художнику вредит. ” художника должна быть усидчива€ быстрота.

¬от эта „неторопливость" ѕавла ѕетровича и дала повод шутникам говорить, что „ѕортрет матери" он начал, когда мать была еще девушкой, а когда она скончалась, — портрет еще не был окончен...

ћастерска€ его помещалась в нижнем этаже главного здани€ јкадемии. Ёто была сравнительно небольша€ комната. «ан€ти€ велись только днем, так как ве­чернего освещени€ не было. ћастерска€ была всегда битком набита. “ут упражн€лись и в рисунке и в живописи.  роме натуры, ставились гипсы: голова јполлона, Ћюци€ ¬ера. ѕособий, драпировок почти никаких не было, поэтому постановки были довольно убогие. Ќередко велись беседы об искусстве, об эрмитажных произведени€х. Ќаибольшим уважением пользовались ¬ан-ƒейк, ¬еронезе и ¬еласкес. Ќо и на “ициана часто были указани€: „—ходите, покритикуйте “ициана".

«¬елика€ кн€гин€ —офь€ ¬итовтовна на свадьбе великого кн€з€ ¬асили€ “емного в 1433 срывает с кн€з€ ¬асили€  осого по€с, принадлежавший некогда ƒмитрию ƒонскому». 1861

„ист€ков начал работать над программной композицией на тему «»з 5-го тома –усской истории  арамзина, 1433 год». ѕолное название написанной художником картины звучало так: «Ќа свадьбе великого кн€з€ ¬асили€ ¬асильевича “Ємного велика€ кн€гин€ —офь€ ¬итовтовна отнимает у кн€з€ ¬асили€  осого, брата Ўем€ки, по€с с драгоценными камень€ми, принадлежавший некогда ƒмитрию ƒонскому, которым ёрьевичи завладели неправильно».  артина эта теперь находитс€ в –усском музее в ѕетербурге. «а неЄ художник получил Ѕольшую золотую медаль и право на стажировку за границей. јкадемический совет постановил купить картину за 800 рублей, но с условием, что автор доработает еЄ, окончит.

 артина, хот€ и написана в традици€х академизма, тем не менее, показывает истинный талант „ист€кова, его стремление к психологизму и правдивости. —цена, изображЄнна€ художником, полна динамики и жизни, персонажи обладают €ркой индивидуальностью и характерностью. ’удожнику удалось передать атмосферу начала кн€жеских междоусобиц, повлекших за собой много крови. „ерез много лет знаменитый художник на исторические темы ¬иктор ¬аснецов напишет „ист€кову: «Ќадо помнить, что русска€ историческа€ насто€ща€ живопись началась с ¬ашей —офьи ¬итовтовны. ƒай ¬ам Ѕог помощи и силы создать нам что-либо оп€ть истинно художественное и русское».

Ћичные творческие особенности каждого художника выдвигались и оценива­лись особо. ѕомню, по поводу религиозного творчества ¬иктора ћихайловича ¬аснецова такой рассказ „ист€кова. ѕавел ѕетрович был директором мозаического отделени€ при јкадемии художеств. ћозаическому отделению была заказана из-за границы мозаическа€ копи€ запрестольного образа Ѕогородицы ¬аснецова дл€ ¬ладимирского собора в  иеве. ѕавел ѕетрович решил сам сделать копию образа дл€ мозаического отделени€. ќн решил особо приготовитьс€ и не отвлекатьс€ во врем€ работы. „—емь€ уехала на дачу в ÷арское —ело; € не пил дома чаю, а ходил в трактир. —делал копию.  онечно, € нарисовал лучше ¬аснецова, а „Ѕогородицы"-то не вышло".

ћного было рассказов о ‘ортуни, которого ѕавел ѕетрович знал за границей, во врем€ пребывани€ своего там пенсионером јкадемии.

 

... „ист€ков был окружен легендарными рассказами о нем. Ёто объ€сн€лось отчасти тем, что многие не понимали его, а отчасти тем, что „ист€ков любил ту­манно выражать свои мысли, в виде каких-то афоризмов, которые можно было по­н€ть, лишь поработав некоторое врем€ с ним.

¬ сущности, преподавание „ист€кова сводилось к обучению строгому рисунку на основании формы. ќн ввел понимание живописи как цвета, св€занного с тоном и с воздействием света на цвет.

…Ќасколько у кого знани€ и силы, настолько нужно энергии и прилежани€ в деле - в полсилы ничего не выйдет.

- “ребуешь много, а делаешь мало.

- ’очешь подн€ть 20, а силы коли на 10, - никогда не поднимешь.

-  ак начато, так и кончено.

- Ќе нужно старатьс€ (написать все точь-в-точь, а всегда около того, чтобы впечатление было то самое, как в природе.
- »скусство есть про€вление человеческого духа.

«ƒжованнина, сид€ща€ на подоконнике». 1864

ѕри вс€ком знании необходимо умение. ¬ умелом исполнении про€вл€етс€ индивидуальность, как единица - личности и как собирательное целое общего - государства.

- „тобы найти себ€, будьте искренни.

- ” каждого свое лицо.

- –аботайте, как пчелы; берите везде мед, с каждого таланта.

”чись, как следует и делай, как сможешь.

Ќа других нужно смотреть изредка и учитьс€ у них умеючи.

- Ќе легко быть насто€щим художником.

- –аботайте и живо и с огл€дкой.

- Ѕудьте правильны и благородны.

- Ћучше делает художник, когда в т€желую минуту испытани€ не тер€етс€, а совершенствует себ€ и двигаетс€ на деле вперед.

- я не унываю и верю, что если струна не оборветс€, то даст свой тон.

Ќачинать могут многие, окончить может лишь тот, кто много и правильно упражн€лс€.... в тонкости разрешени€ задачи.

- »збитых сюжетов дл€ умного и смелого художника на свете не существует, а во всем и везде

- я всю жизнь был свободен и смел, несмотр€ на кажущуюс€ робость. –абом не был.

- Ћишь бы работать...

- Ѕудьте веселы, смотрите вперед бодро и с надеждой на лучшее.

ћальчик, играющий на скрипке.

≈сли представить, что в какой-либо части искусства вы так сильны, что и думать уже не стоит, то знайте, что это ошибка.... и старайтесь повер€ть себ€, то есть налегайте на эту часть искусства.

- ѕишите во всю душу и со всей любовью, остальное само придет.

- ƒелай свое дело хорошо и честно, а там другие уже оцен€т.
- Ќе надо гор€читьс€ и изнывать, а терпеть и вести свое дело.
- ¬с€кий час должен быть серьезен (разумею рабочий час).
- “ерпеливый и упорный многого достигнет.

»скусство любит, чтобы им вдохновл€лись, увлекались.
»стори€ - прошлое, как целого народа, кружка, так и отдельной личности, дл€ людей разумных служит базисом, на котором они, действу€ энергично в момент насто€щего, создают будущее.

–азложите элементы, то есть части, искусство составл€ющие, перед собой и возьмите закон дл€ действи€ и пор€док - €витс€ задача исполнени€. ј как задача €вилась, то и исполн€ть при€тно.

ѕодчин€€сь в главных основани€х общим законам, кажда€ народность в частност€х кладет свой отпечаток на все свои де€ни€; особенно сильно выражаетс€ это в области духовного творчества. Ёто и есть гений народа, свобода его, на которую пос€гать не следует. ¬ живописи русские, как замечено, более всего склон€ютс€ на сторону осмысленности выражени€. »скусство ради техники их не особенно занимает.   сожалению, при хорошем замысле и выразительности часто приходитс€ видеть грубовато-неумелое исполнение, а ведь это большой недостаток. ¬ набросках, иллюстраци€х довольно одного таланта, практики. Ќу, а в картинах, особенно больших размеров, одним талантом не отделаешьс€. “ам хорошую идею следует заключить в правильные формы и умело. ƒл€ этого надо овладеть техникой искусства. √овор€ о технике, € разумею не манерность, присущую каждому, не виртуозность или мастерство. Ќет. “ехника - это то, что называетс€ простота, высота в искусстве, основанна€ на законном изучении всех сторон искусства и на умении примен€ть на практике....  исть руки, вид ее написан хорошо, но разве это все. Ќужно изобразить кисть эту, как она существует и как кажетс€ глазу художника.  исть руки состоит из костей, сухожилий, мускулов, покрыта кожей и пр. „тобы исполнить ее как следует, надо изучить кости, построить их в соответствии] в данный момент, написать вид и написать тельно. ќдним словом, техника проста€ - это то, что кажда€ лини€, обрисовывающа€ форму, сознательна дл€ художника и выражает часть кости, мускула и пр. ¬ красках каждый полутон подчин€етс€ общему виду тела, то есть сути предмета. Ётого достигнуть можно в хорошей школе под руководством опытного и развитого учител€. ќставл€€ за выставками свободу расшир€ть и развивать искусство в публике, поставить необходимой об€занностью в школах изучать и совершенствовать технику искусства. я считаю по объему, средствам и положению јкадемию нашу единственной и вижу возможность соединить в ней все роды зан€тий в совершенстве.

¬се изучить, познать на деле, быть мастером вполне и остатьс€ при детски-наивном взгл€де на натуру - вот услови€, необходимые дл€ насто€щей техники в искусстве живописи и скульптуры.

„еловек держитс€ насто€щим, а живет будущим, выход€ из прошлого.
„увствовать, знать и уметь - полное искусство.

–исунок

Ё-эх, мать мо€! –исовать не умеешь, какой же ты после этого художник....
–исунок -основа всего, фундамент, кто не понимает его или не признает, - тот без почвы....
¬ысочайша€ сторона искусства заключаетс€ в рисунке, остальное все наносное и только помогает....
» жизнь нужно строить по рисунку, жизнь - долг, искусство своего рода.

ћногие сомневаютс€ в пользе рисовани€ - зр€ врем€ тратить. ќвладение знани€ми - вечное зан€тие, дельное, полезное и при€тное человеку. ƒело в том, как заниматьс€ делом,- в этом вс€ суть, а что польза выйдет из этого и сомневатьс€ не следует. –исование - черчение, которое до сих пор преподавалось и преподаетс€ везде, то есть рисование с натуры на плоскости одними глазами, чувствами, талантом, безо вс€кого рассуждени€, конечно, есть не более как набивка руки, как говоритс€, и пользы образовательной от него мало. ѕотому что рисующий не думает, а смотрит, видит и переносит, что и как ему кажетс€. «десь в преподавании опущена одна половина искусства, а именно - передать предмет следует не только, как он вам кажетс€, а как он есть, как существует в натуре.

¬от тут человек и не свободен. “ут-то ему и мало одно[го] чувства, таланта, тут требуетс€ и соображение и мозгами шевельнуть. «десь он впервые из практики узнает, что каждое дело, во-первых, требует правильного, простого, здорового взгл€да, требует неизменного пор€дка, требует, чтобы все сперва начиналось не с середины или конца, а с начала, с основани€. “ребуетс€, чтобы сперва гл€деть, думать и рассуждать, семь раз смерить, как говоритс€, и потом отрезать. ѕоступа€ так, будучи спутан законом натуры, рисующий увидит, что нарушение несколько пор€дка в делах приносит вред и ведет к совершенной неверности и путанице, и известно, что все неудачи и трудности €вл€ютс€ от этой путаницы. „еловек [...] пусть себе заранее [установит] такой пор€док и потом уже видит простое дело, очищает и чтобы дело это до начала [еще] дела [было €сно ему] до простоты. ћногие скажут, что в этом-то и наука. ѕожалуй. ”ченик от ошибок учитс€, а и пусть избранный мученик учитс€, а всем-то дл€ чего, можно и не муча€сь прожить.

¬ообще пор€док и правильна€ форма предмета в рисовании важнее и дороже всего. “алант бог даст, а законы лежат в натуре. ¬се устроено по закону, следовательно], и требует прием законный и простой, а не путаный. ¬ообще строгое рисование интересно дл€ вс€кого (это испытал на деле) и вс€кого развивает. ќно требует и осмотрительного пор€дка и в то же врем€ имеет вторую половину, в которой необходимо примен€ть пословицу: гл€ди в оба. Ёта пословица развивает быстроту и внимательность взгл€да. Ёту вторую половину, котора€ в каждом предмете существует, можно назвать видимостью предмета, или живописью предмета,- портрет, сходство. ¬едь можно же на лицо посадить очень похожий глаз направо и гораздо ниже. „то выходит? ’орош, да не на месте. ¬тора€, значит, половина искусства суть, а перва€ не существует, портрет, похожий на продетой глаз, не развитой, а дл€ знатока он карикатура.

...¬о вс€ком деле, а тем более в искусстве живописи, не следует начинать с конца, а с головы. ¬се начинаетс€ с начала, с основани€ и в пор€дке. Ќе нарисовав, писать не следует, не выделавши подробностей, лессировать нельз€. я всегда и всех так учил и учу. Ёто самый натуральный прием. –азные манеры - это впереди. “очно так и в общем ходе изучени€ живописи закон тот же. Ќе умеющий рисовать - не будет уметь и писать как следует... Ќо если ¬ы поторапливались всегда несколько и все делали более то, что было по душе, то есть краски, то из этого не следует заключать, что все погибло. —овсем нет. Ќужно вз€ть твердую волю и, отбросив краски, рисовать в два тона кистью или карандашом по крайней мере год времени. ≈сли же ¬ы будете делать это красками, то есть разными, то толку будет мало; выйдет ни то ни се. ѕредметы следует изучать вблизи.  раски потом сами по€в€тс€.

1. Ёто общее - смотреть широко и быстро. 2. ѕодробности, смотрите энергично, внимательно, подробно и пишите как можно окончательнее, но не зализывайте, то есть оставл€йте местами резко планы. 3. ќканчивайте с одной точки, начина€ тихо, осмотрительно и конча€ как бог на душу приведе

Ѕо€рин. 1976

 ƒела€ этюды с натуры, останавливайтесь и смотрите вдруг на всю натуру и на ¬ашу работу; разницу наблюдайте и доводите до полнейшего сходства не одной силой, ,а гармонией. Ќе проверенна€ работа всегда не вполне точна.

Ќикогда нельз€ окончить что-либо, не увидев всего куска или не сравнив всего его с натурой сознательно.

ћы пришли жить на землю, задача наша - жить хорошо. Ќо, чтобы жить, нужно знать, где живешь и что за этим, где ты находишьс€, потом нужно боротьс€ и боротьс€ и победить.

∆изнь не шутка. Ўалить нельз€. ∆изнь - долг и искусство своего рода. —тойкость и посто€нство в человеке дл€ мен€ всего дороже.

¬сех выслушивать, а себе верить. ”меть делать, что видишь и прекрасно даже, - не все в искусстве. Ћюди, отличающиес€ этой способностью, эта сторона искусства одна порождает упадок в искусстве, в личности развивает самоуверенность и легкое отношение к делу. Ќужно уметь делать, как предмет кажетс€ глазу нашему, и в то же врем€ знать вполне, делать, как видишь, и знать, каким предмет существует. Ќу, положим, человека изобража€, нужно знать анатомию и уметь ею пользоватьс€. Ќа живом от центров в€зать все и повер€ть формами.

∆изнь... никогда не стоит и вечно движетс€. „еловек стоит, сидит, живет, минута за минутой уходит и не возвращаетс€.

ќн только направл€л ученика по дороге искусства, научал его правильно ходить, а потом он [ученик] уже мог "бегать, прыгать", как было свойственно его художественному таланту.

“аланты так многообразны, и ѕавел ѕетрович учил каждого по его характерным способност€м, которые он изумительно угадывал, и потому его ученики так различны в своих произведени€х, так не похожи ни друг на друга, ни на учител€. ¬се сохранили свои особенности. ќдин дл€ всех был лишь закон, а различные способы подхода к разрешению задачи - предоставл€лись индивидуальности ученика.

≈сли юноша добрый и м€гкий, то следует развивать в нем справедливость и твердость, а не данную природой м€гкость, конечно, осторожно, не заглуша€ ее.

Ќужно ученику пр€мо знать, что сказать; нужно на практике заставл€ть работать его, развивать так, как того требует дело, и пр.

¬ искусствах надо другую мерку. ¬ыйдут в 20 лет 3 хороших [ученика] и ладно. «десь мерка сво€, не на аршин.

....„ем более крупнее и самосто€тельнее талант, тем более и грубее дл€ него предсто€т испытани€.

’орошо делает художник, когда в т€желую минуту испытани€ не тер€етс€, а совершенствует себ€ и двигаетс€ на деле вперед. .... онечно... молодому трудно вынести, ню ведь и не молодому тоже трудно. „то делать... Ќе наклонишьс€ - не подымешь. ѕодымайте с богом, а там что будет.

„ем крупнее талант, тем осторожнее нужно учить, говорил он, нужно давать волю, но следить, чтобы ученик исполн€л закон.

ѕравильно научить несколько провер€ть себ€, но не сто€ть за спиной ученика, указыва€ ошибки, а предоставить ему свободу самому находить их, указыва€ только, как смотреть, чтобы их находить через сравнение - формы, направлени€ и св€зи.

»зучить же - ведь вот что главное в искусстве, вот еще кака€ энерги€ требуетс€ в искусстве.

 огда усвоишь правила игры, то не совершенствуй, а старайс€ внимательно играть, - так и во всем.

ћальчик-италь€нец. 1867

ќ цели

я иду по знакомым местам, не вид€ и разгл€дыва€, вид€ цель, пр€мо домой иду и достигаю пр€мо, быстро. Ќо, положим, он не задавшись целью, по этой же самой дороге идет неуверенно, - не так ли люди, у которых нет, положим, цели, дороги, ищут себе иных целей, дорог. —ледовательно, никогда так хорошо и пр€мо, как бы могли, не пойдут.

—ледует во всем иметь задачу - в рисунке, в тушевке, в живописи.

¬ ученике всегда нужно вызывать веру в себ€, к каждому ученику нужно подходить сообразно его наклонност€м и особенност€м, и в зависимости от знаний давать советы, что одному может быть на пользу, другому во вред, один может переварить, а другой - подавитьс€, а потому не надо ученика перегружать правилами. ¬се указани€ должны делатьс€ во-врем€ и в меру: правда, кричаща€ не на месте,- дура. »скусство не ремесло, не фраза пуста€, а песн€, спета€ во всю мочь и от всей души.

....Ѕудь скромным, требовательным к себе, не делай ничего без ума, сознавай и давай отчет во всем, что ты делаешь и дл€ чего делаешь, провер€й себ€ на лучших произведени€х искусства, в которых ты должен разобратьс€ и пон€ть, почему они хороши. ѕолезное, увиденное тобой, запиши, чтобы это навсегда осталось в голове, а не ограничивайс€ только восторгом, и это поможет тебе в работе над натурой. –абота€ над натурой, изучай ее, старайс€ пон€ть ее сложную и многообразную форму, не скользи по ней поверхностным взгл€дом, а гл€ди умно, с любовью. Ќе подражай ей бессмысленно, это никаких знаний не дает. »зучай человека со скелета и анатомии, рису€, всегда обращайс€ к ним, тогда ты поймешь строение человека. „еловека ты должен знать, чтобы в работе над композицией ты свободно мог давать то или иное движение. ≈сли ты даровит, то вложи в работу чуткость и понимание задачи, жар души и сердца, наверное работа тво€ будет содержательной. ≈сли ты бездарность, то значит слепой и холодный, и дальше рабского копировани€ ты не пойдешь. „увство, разум, любовь и верно настроенный глаз должны быть спутниками в работе. Ѕудь образован, так как невежественный человек не поймет красоты, как не поймет чужого €зыка. „тобы достичь цели, будь пытлив и прилежен.

»з письма твоего вижу, что ты все-таки копируешь то, что видишь, а не то, что есть истинно, как должно быть в натуре. ќшибатьс€ удел всех, нужно ошибатьс€, только разно - одни ошибаетс€ и не огл€дываютс€, а другие после каждой ошибки огл€дываютс€, делаютс€ опытнее и потому ошибки служат в пользу и им и другим. ѕервые суть, хот€ наделены природой, закапывают свои таланты в землю - ни себе, ни люд€м, а потому .их можно назвать обиженными, но только не природой. ¬торые, не обидчики, а люди с отчетом, ничему не довер€ющие бессознательно, они стараютс€ сами все испытать и поверить - это люди нужные на земле. ≈сли бы земл€ была плодородна€ равнина, как вдревне водилось, то первые, т. е. обиженные, могли бы тоже существовать, как и все; но по устройству общества и вообще. по форме, в которую отливаетс€ и (выливаетс€).... общественное мнение, они вредны, потому что ни себе, ни люд€м.

я полагаю, ты в гор€чке сказал, что если бы не вера в будущее, то не дл€ чего и жить. √олубчик, огл€нись: без насто€щего нет будущего... «акон-то простой и пр€мой, стоит только взгл€нуть, право, на окружающее - и тогда пон€тна будет цель жизни. ¬се такие-то, слабо вер€щие, как ты, живут кое-как, не вгл€дыва€сь, не вер€ ни во что. „естное (насто€щее рождает хорошее будущее.

„еловек не может выносить пустоты. ≈му нужно сидеть и гл€деть, как играют на биллиарде, слушать что-либо, но не считать минуты, которые по-насто€щему нужно считать и дорожить. „еловек в жизни - художник в искусстве: пока увлекаетс€ и жив.

–имский нищий. 1979

Ќикогда не рисуйте молча, а посто€нно задавайте себе задачу.

Ѕрось, если устала, говорил... ѕавел ѕетрович, шалить нельз€; искусство ревниво, оно требует полной отдачи и не терпит полумер.

ѕосле энергичной усидчивой работы неизбежно наступала реакци€, трудно смотреть как следует,- "гл€дишь, вместо –има в  иеве сидишь".

Ћихорадочна€ энерги€, поднимающа€ все сразу, дл€ здоровь€ вредна, да и вообще дорого обходитс€, - человек как в котле кипит, да и не на вс€ком месте нужна она.

¬с€ка€ ошибка в мире служит на пользу только потому, что мир живет и в то же врем€ не глуп. ќшибка запомнилась.

ќднажды Ёрнест  арлович Ћипгардт обратилс€ с вопросом к „ист€кову: " ак вы можете учить, когда совсем не работаете, и ваши ученики лишены главного - живого и нагл€дного примера". Ќа это „ист€ков ответил: "Ќу что ж, вот –епин, вместо того чтобы учить по-нашему, работает вместе с учениками. ј они говор€т: "”старел –епин, совсем выдохс€. —меютс€".

я знаю, что есть люди из нашей братии, особенно сверстники мои, которые говор€т: ѕавел ѕетрович все шуточками отбо€риваетс€.  онечно, дл€ них - шуточки, ну, а дл€ молодежи, дл€ дела это не шуточки. ”читель, особенно такого сложного искусства, как живопись, должен знать свое дело, любить молодое будущее и передавать свое знание умело, коротко и €сно... »стина в трех строках, умело пущенна€.... сразу двигает массу вперед, ибо ей вер€т и повер€т на деле.

Ќадо подталкивать осторожно колесо, оно будет катитьс€ все быстрее и быстрее, получитс€ энерги€ - увлечение, но можно сильно толкнуть колесо и уронить его, а толкнув в противоположную сторону, - остановить!
¬се одно, только одно и то же и так без конца - день за день, год за год - наконец, приедаетс€. »з полезного делаетс€ вредный отвар.

„асто учитель молчит о многом и говорит делом.

ѕавел ѕетрович „ист€ков часто говорил, что художник делаетс€ не только "в работе, а в разговоре", в жизни, что его нужно развивать - делать шире его кругозор. » эта половина подготовки художника неразрывно св€зана с профессиональной выучкой.
ќн блест€ще доказал, занима€сь с учениками, что незаметную, глубоко скрытую в зародыше искру можно раздуть в плам€, как можно развить немузыкальное ухо, фальшивый голос и ...

practicum.orgindex.php…

ѕ. ѕ. „ист€ков среди воспитанников в јкадемии художеств. 1911 г.

ѕавел ѕетрович „ист€ков среди своих учеников в јкадемии хужожеств. 1911

«—ознательное, зрелое отношение к искусству внушил мне... замечательный ху­дожник и педагог философского склада ѕавел ѕетро­вич „ист€ков.

...ќн много и глубоко говорил нам об ис­кусстве. Ёто были не только профессиональные речи о живописи, а воспитание вкуса вообще, расширение по­знаний, обогащение всей душевной и умственной жизни учеников. ’удожник имел редкий дар — заражать сво­им высоким умением видеть вещи, событи€, весь мир — глубоко изнутри...

— Ќе у всех одни глаза, у каждого свои. ¬от и надо это оправдать: не просто смотреть, а видеть»

ќльга ƒмитриевна ‘орш

–убрики:  –усские художники
ћетки:  

ѕроцитировано 4 раз
ѕонравилось: 3 пользовател€м



elalaza   обратитьс€ по имени —уббота, 05 »юл€ 2014 г. 13:22 (ссылка)
“омочка,спасибо тебе за труд,очень интересно,многое узнала только сейчас,хот€ много картин этого художника видела.”дачи тебе в твоих поисках,удивл€й нас,восхищай своей эрудицией.ƒобра тебе и здоровь€,побольше поклонников твоего таланта и трудолюби€.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 05 »юл€ 2014 г. 18:25ссылка
ќчень рада, Ёллочка, твоему отзыву! —пасибо большое за пожелани€ добра и здоровь€. ¬сегда рада, если друзь€м что то пригл€нетс€, а поклонники мне уже совсем ни к чему. ѕишу себе и радуюсь! Ёто мой образ жизни теперь
јнатолий_Ћуковкин_--   обратитьс€ по имени —уббота, 05 »юл€ 2014 г. 14:05 (ссылка)
«амечательный художник, прекрасные работы! —пасибо, “ома!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 05 »юл€ 2014 г. 22:30ссылка
—пасибо за отзыв, јнатолий! ’орошего отдыха!
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку