-–убрики

 -÷итатник

Ѕогданов-Ѕельский Ќиколай ѕетрович. - (0)

’удожник Ѕогданов-Ѕельский Ќиколай ѕетрович. „асть- 7. Ќиколай ѕетрович Ѕогданов-Ѕель...

ян —тен - (0)

ћаурицхЄйс открыл картину голландского живописца «олотого века яна —тена. ќсме€ние —амсо...

«арубин ¬иктор »ванович (1866-1928 - (0)

ѕейзаж с рыбаками. 1906  ’олст, масло. 102 x 142 см     √осудар...

 расавица эустома - лизиантус - ирландска€ роза - техасский колокольчик - (2)

 расавица эустома Ёустома (лат. Eustoma), также называема€ лизиантус (лат. Lisianthus Ц горьк...

–усска€ музыка "ƒо √линки" - (0)

»з истории музыкальной культуры –оссии.: какой она была? ѕетровска€ Ёпоха положила начало раз...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50608

¬асилий ƒмитриевич ≈рмилов (1894-1968)

¬оскресенье, 22 »юн€ 2014 г. 12:01 + в цитатник


¬асилий ≈рмилов. јвтопортрет. ќфорт. 1912

¬асилий ≈рмилов был одним из ведущих художников-конструктивистов ”краины, а западные искусствоведы называют его «одним из лучших дизайнеров своего поколени€». ≈го работы наход€тс€ в музе€х и частных коллекци€х в –оссии, ”краине, —Ўј, ¬еликобритании, √ермании и ‘ранции, продаютс€ на международных аукционах. “ворчество ≈рмилова — синтез разных художественных течений: экспрессионизм, кубизм, футуризм, неопримитивизм. »скусство ¬асили€ ≈рмилова лаконично, так что его можно назвать одним из предшественников минимализма и концептуализма. ¬ арсенале художника — два-три локальных цвета, два-три геометрических элемента, две-три материальные фактуры (жесть, дерево, гудрон). »скусной техникой полировани€, шлифовани€, присыпки, противопоставлением овальных и угловатых плоскостей, безупречным пропорциональным пор€дком ≈рмилов добивалс€ в своих работах высокого композиционно-ритмического эффекта. ¬ его работах видна любовь к образам украинского народного искусства, к ручному ремеслу, которое он возводил в ранг искусства, к тщательности в обработке поверхностей, к гармоничной €сности.

¬оспоминани€ 

  ≈рмилов ¬асилий ƒмитриевич биографи€, фото, истории - российский и украинский советский художник Ч авангардист и дизайнер, видный участник различных художественных течений 1910-х Ч 1920-х годов XX столети€ћне посчастливилось знать харьковского гени€ дизайна ¬асили€ ≈рмилова, ныне известного во всем мире. ¬ 1965-м € приехал к нему и попросил дать на выставку «”краинска€ фотографи€ 1917-1941» произведени€ 1920-х. ≈рмилов показал мне рисунки обнаженной натуры, которые не уступали ƒега. ѕоказал также абстрактные рельефы, которые сейчас сто€т сотни тыс€ч долларов. я был поражен, потому что в ’арькове на чердаке, где жил художник, мен€ встретило искусство мирового уровн€. јбстрактные композиции ≈рмилова на дес€ть лет опередили англичанина Ѕена Ќиколсона, законодател€ ’’ века.

¬асилий ƒмитриевич заметил мой восторг и даже написал об этом своему ученику художнику ѕлатонову. „ердак ≈рмилов переоборудовал под очень удобную и функциональную «машину дл€ жиль€», по выражению конструктивистов. ≈динственное неудобство - нужно было следить, чтобы не ударитьс€ головой о наклонную кровлю. ≈рмилов бедствовал. ≈го посто€нно «били рублем», то есть не давали заработка. √ениальный «ѕроект ленинской эпохи» дл€ центральной площади ’арькова отклонили в пользу банального »льича, который до сих пор стоит в первой столице ”краины.

Ќо ≈рмилов не унывал. ќн когда-то был с «душевным бедн€ком» ¬елимиром ’лебниковым, который называл его ≈рмушей. ’лебников считал бедность за превосходство и жаловалс€ ≈сенину, что в его харьковской комнате много мебели. —то€ла там лишь скамеечка.

««ачем мне табуретка? я могу стихи писать на подоконнике».

¬асилий ≈рмилов творил бедное, то есть удивительно лаконичное искусство. «ападный историк пошутил: «ƒл€ полноценной композиции ≈рмилову нужны две палочки, а Ћисицкому минимум три».



ѕомню слова ≈рмилова: «’удожников, как €, в двадцатых годах было немного. я не сомневаюсь, что слава ко мне придет». ќна пришла к нему, предшественнику минимализма и концептуализма, лишь после смерти.

ƒрузь€ ≈рмилова вспоминают, что руководство харьковского —оюза художников отказалось предоставить зал дл€ гражданской панихиды по нему. ћол, человек, которого исключили из —оюза за космополитизм, хот€ спуст€ врем€ и снова прин€ли, не стоит таких почестей. ѕогребальна€ машина с гробом посто€ла у дома —оюза и отправилась на кладбище. ѕо дороге на нее наехал трамвай. »з автобуса с гробом потекла красна€ краска.

ƒекоративна€ композици€. Ѕумага, гуашь. 1920-е

ѕочему украинец ≈рмилов был исключен по «еврейской» статье «космополитизм»? ƒело в том, что по требованию —талина, чтобы скрыть антисемитскую сущность этой кампании, каждый дес€тый должен быть слав€нином. ¬  иеве, например, им должен был стать ѕетрицкий, но ÷  компартии ”краины попросил заменить его другим слав€нином. » на это место попал художник ќвчинников. ¬ ћоскве дес€тое место пришлось на учительницу ≈рмилова художницу ћарию —ин€кову.

Ёскиз дл€ оформлени€ ткани. 1959

„тобы финансово послужить ≈рмилову, музей купил у него дл€ библиотеки три редкие издани€ двадцатых годов за 30 рублей (три килограмма хорошей колбасы). я решил подать в закупке министерством культуры эскиз революционного плаката 1920 года. «аведующим министерской комиссии, котора€ покупала произведени€ искусства, был чиновник, который в 1949-м исключил ≈рмилова из —оюза. „еловека, который «завалил самого ≈рмилова», повысили и сделали начальником в  иеве. „тобы не рисковать, начальник таки назначил цену за революционный плакат, но унизительную - 20 рублей. ≈рмилов узнал об этом (как позже вы€снилось) от моего друга ѕарниса и передал мне протест. ѕротокол закупочной комиссии вел €, там было много разных произведений, и € поставил против фамилии ≈рмилова цифру 100.

Ќа эту цифру гений дизайна отозвалс€ одобрительно: «я хотел бы получить эту сумму, пока € в вертикальном положении». ћинистерство выплачивало долги медленно. —то рублей получила вдова ≈рмилова...

ћужской портрет. Ѕумага, карандаш. 1921

ѕриведу рассказы ¬асили€ ƒмитриевича о своем друге и соратнике ѕетрицком. ¬ 1937-м они вдвоем готовили в ’арькове проекты оформлени€ украинского павильона ¬сесоюзной сельскохоз€йственной выставки. ѕетрицкий рисовал импульсивно, еще и комментировал: «¬идишь, лини€ идет сама туда, куда следует». «авистники ославили ѕетрицкого: он рисовал портрет врага народа —крипника. Ёскизы были отклонены, а ѕетрицкого решено передать в руки Ќ ¬ƒ.

ƒелалось это тогда «по просьбе труд€щихс€». ≈рмилов показал мне статью в харьковской газете, подписанную четырьм€ «труд€щимис€ с пристальным глазом». ¬ ней покорнейше просили расстрел€ть двух плохих художников -  аси€на (««ачем он прибыл с «апада на —оветскую ”краину?») и ѕетрицкого, который рисовал врагов народа. ≈рмилов встретил своего друга за неделю в кафе и сразу даже не узнал - так он потемнел.

ѕлан оформлени€ дворца пионеров и окт€бр€т в ’арькове. 1933

ѕозже харьковский художник —трахов рассказал мне о дальнейших событи€х. ƒело двух «отщепенцев» рассматривало собрание харьковских художников. “ак тогда полагалось делать. ƒл€ статистики присоединили к тем двум еще и —трахова. Ќа собрании  аси€н, схватившись за голову, нервно раскачивалс€, как еврей на молитве. ѕетрицкий сидел как аршин проглотил, и, не морга€, смотрел на президиум. ј —трахов не растер€лс€: «я выбежал на трибуну и начал кричать на президиум - на кого руку поднимаете? ѕетрицкий прославил социалистическое искусство за рубежом,  ась€н был советским гражданином еще в ѕраге. ћой плакат с Ћениным получил золотую медаль в ѕариже, и коммунисты всего мира нос€т значки с этим изображением». —обрание было деморализовано и не решилось осудить своих товарищей.

 ак и все футуристы, ≈рмилов в искусстве нарушал запреты и табу. ¬о многих его произведени€х предметом игры была обнаженна€ натура. ѕоказал он мне эротические рисунки €понцев, и не почувствовав оживленной реакции, к этой теме в разговорах остыл, разве что напоследок рассказал мне остроумный анекдот: «√рузин танцует с девушкой. ќна говорит: «ћне душно. я отойду к окну». - ƒэвушка, когда какнешь, ко мне вернешьс€?»

ѕроект интерьера магазина.

Ўедевром ≈рмилова в жанре ню €вл€етс€ коллаж из двух частей «Ќа пл€же. ”тро. ¬ечер. 1936». —егменты и полосы (желтые, оранжевые, голубые и фиолетовые) - это абстрактный пейзаж, это небо и песок. » в этот абстрактный пор€док включаетс€ абсолютна€ конкретность: фотографи€ обнаженных женщин, лежащих ничком на нудистском пл€же. ѕозировали ≈рмилову при фотосъемке жены харьковских художников —едл€ра, ѕадалки, Ўапошникова и самого ≈рмилова. ¬ левой части («”тро») цвета изобилуют утренней свежестью, и полоса с женщинами поднимаетс€ вверх. ј в правой («¬ечер») цвета станов€тс€ от€желевшими, а изображени€ женщин опускаетс€ вниз, словно вслед за солнцем.

 огда значительно позже мы этот шедевр репродуцировали в книге «јвангард …огансена», издатели попросили мен€ прокомментировать произведение, и у мен€ получилось следующее: «я, профессор √орбачев, представитель крахоборского (мелочного) искусствоведени€, всю свою жизнь собирал никому не нужные факты. „ерез научный поиск € определил имена лиц, которым принадлежат три зада.  ому принадлежат четвЄртые €годицы, крайние справа, придетс€ определить гр€дущим искусствоведам».

ѕроект обложки Ћенин и окт€брь. 1920.

–еабилитаци€ ≈рмилова продвигалась медленно. Ѕольшой интеллектуал, патриот и пересмешник Ѕажан умышленно дворушничал» в 5-м томе «»стории украинского искусства», посв€щенном опасным 1920-м - расстрел€нному ¬озрождению. —реди иллюстраций представлены абстрактные рельефы ≈рмилова. ј автору текста Ѕажан предложил слегка выругать эти произведени€. «ј чего ¬ам бо€тьс€? - —просила его Ћиди€ »вановна ѕопова. - ¬ы же академик». - –азве вы не знаете, - сказал Ѕажан, - сегодн€ у нас академик, а завтра не академик. √лавное - картинки, дл€ толкового – достаточно».

 

ѕроект оформлени€ первого павильона ”краинской ——– на ¬—’¬. 1939

1989 хорватские искусствоведы Ѕранка —типанчич и “ихомир ћиловац в достаточно нуждающейс€ экспозиции ”краинского музе€ увидели одного-двух ѕальмовых и Ѕогомазовых и почувствовали, что это, пожалуй, не случайно. “огдашний директор сказал, что никакого авангарда здесь не было и, унылые, они об этом рассказали заместителю директора, моей сестре »рине. »ра свела их со мной. я долго и нудно рассказывал о дес€тках имен - от известного ћалевича до не известного ѕетрицкого, о том, кто где в мире знает эту тему.

ѕроект росписи поезда „ервона ”краина. 1920

  ’орваты загорелись и сказали: «„ерез год сделаем выставку украинского авангарда в «агребе». я не верил. Ќо они у себ€ дома добились, что в межправительственное соглашение между ”краиной и ’орватией был внесен пункт об этой выставке.

  счастью, мой московский коллега одессит  олесников на прот€жении двух лет «бескорыстно бессмысленно» ездил по коллекци€м –ад—оюзу и фотографировал украинских модернистов. » ћинистерство культуры, как всегда в таких случа€х, саботировало. ’орваты вежливо напоминали о себе. » терпение у чиновников лопнуло. ќни позвонили »рине ≈мель€новне и раздраженно произнесли: «’орваты нас достали. ѕодберите два-три дес€тка каких картин и заткните им глотку».

ћы сразу стукнули в «агреб. Ѕранка и “ихомир приехали в  иев, и мы с ними обошли все нужные коллекции и музеи. „астные коллекционеры встречали нас радушно. ƒа и работники фондохранилищ не скрывали своих сокровищ. ¬ ”крмузее раскрыли мы избитую папку с дизайнерскими проектами ≈рмилова. ’орваты остолбенели: «» это лежит без движени€? ћертвым грузом?»

Ѕез названи€. Ѕумага, коллаж. 1928

¬ запасниках театрального музе€ они снова остолбенели перед избитой папкой с ѕетрицким. «ƒа это же уровень Ўлеммера (то есть классика немецкого конструктивизма - ƒ.√.)!» - √оворили они друг другу.  аталожна€ часть выставки (названи€, размеры и т.п.) была подготовлено и вместе с миниатюрами  олесникова вывезена за границу.

¬ыставка «”краинский авангард» была спасена. ќна состо€лась в конце 1990-го - начале 1991-го в «агребе. ’орваты издали роскошный каталог со стать€ми малочисленных украинистов всего мира и назвали его «Ѕибли€ украинского авангарда». ≈рмилов был среди любимцев хорватских художников - рельефы, книжна€ и промышленна€ графика. ѕроект папиросной коробки «»льич» вызвал восторг своим несравненным конструктивизмом. » одновременно - шутка: нужно было написать »льич I, чтобы не спутать с »льичом II Ѕрежневым. ѕоражало и то, что ермиловска€ концепци€ была актуальна также дл€ художников конца ’’ века.

  —обственно, актуальным был так называемый минимализм, к которому прилипло название «бедное искусство».

  омпозици€. Ќачало 1920-х.

јрсенал ≈рмилова - два-три локальных цвета, два-три геометрических элемента, две-три материальных фактуры (жесть, дерево, гудрон). »скусной техникой полировки, шлифовки, присыпки, противопоставлением овальных и угловатых плоскостей, безупречным «дорийским» пропорциональным строем он добивалс€ в своих рельефах высокого художественного (композиционно-ритмического, технически отработанного) эффекта. –емесло он, как и в ƒревней √реции, возводит в ранг искусства. ћастеровой в его лице (точный глазомер, тщательный подбор материала) от оформительской практики возноситс€ к духовным высотам - расчлененной формы ѕикассо (рельеф «—крипка»), до неслыханной, как ересь, простоты ћалевича (« вадрат и круг в тондо»).

  ѕосле персональной выставки в 1962-м, устроенной ’арьковским союзом художников как искупление-извинение за незаслуженное изгнание ¬асили€ ƒмитриевича из «славных р€дов советских мастеров искусств», ≈рмилов прожил еще несколько лет. ¬ одном из писем он отметил: € еще не все сказал. Ќедавно искусствоведам удалось установить его наследие последних лет:

∆енский портрет. Ѕумага, карандаш. 1923

1. ќн возобновил свою конструктивистскую форму 1920-х: проекты монументов-музеев ѕикассо и ’лебникова, а также монумента ленинской эпохе. ƒостойно удивлени€ совершенство его дизайнерского проекта книги ’лебникова, заказанного ему  ѕарнисом.

2. ¬ живописи создал оригинальный вариант абстрактного экспрессионизма. Ёто был ответ ≈рмилова на американо-европейский ташизм 1940-1950-х годов. я имею в виду его картины ««намение 22.6.1941. Ѕо€рка». Ёто было воспоминание ≈рмилова о дне объ€влени€ √ерманией войны ———–. ¬ этот день он находилс€ в пригороде  иева Ѕо€рке. ’удожник изобразил большой взрыв, испепел€ющее €вление космического пор€дка. Ќазвание написано на лицевой стороне, и € пон€л дату буквально как год выполнени€, тем самым введ€ в заблуждение ермиловознавца Ќакова: в своих похвалах нашему художнику он отметил, что ≈рмилов опередил американских абстрактных экспрессионистов на целое дес€тилетие.

3. јбстрактна€ композици€ (ѕирамиды). —ередина 1960-х.

2. „астна€ коллекци€. ’арьков. ¬ 1960-х ≈рмилов вошел в резонанс с мировыми тенденци€ми. —видетельством этого €вл€етс€ абстрактна€ композици€, котора€ откликаетс€ на «концепт тиражировани€» - новшество тогдашнего американского искусства. ’удожник оставл€ет (тиражирует) на полотне отпечаток линейки-треугольника и превращает эти «следы» в фантастическое зрелище пирамид, идущих в бесконечное пространство. ’олодные сумеречные синие цвета, а также иней белых верхушек пирамид переход€т в цвета тьмы и контрастируют с теплотой розовых охристых тонов.

¬асилий ≈рмилов.ѕортрет художника јлексе€ ѕочтенного. 1924.ƒерево тонированное, металл, медь, масло, присыпка (песок).—обрание  онстантина √ригоришина, ћосква

 ѕортрет художника јлексе€ ѕочтенного. 1924.

  ’очетс€ отметить выразительный композиционный прием этой картины - чередование малых и больших треугольных форм, существующих нераздельно. Ѕлагодар€ такой повтор€емости возникает ощущение решительного и неторопливого ритма. ¬олева€ ритмичность - одна из примечательных черт творчества ≈рмилова. »з чертежной геометрии художник творит мистическую картину, намека€ при этом на свое любимое искусство православной иконы, из которой он заимствует тоненькие белые линии (так называемые асисты), которые динамизируют живописную форму. я бы назвал эту стилистику мистическим конструктивизмом.

  4. Ќатюрморт с кактусом и гвозд€ми. 1963.  Ёто своеобразный отклик на американскую новеллу - гиперреализм.  актус напоминает «обманку», к которой страшно прикоснутьс€.  ривые гвозди, вбитые в бетонный треугольник, так сказать, развивают «колючую» тему картины. ƒл€ фактурности процарапаны острые следы (слева от кактуса), а также наклеен решетчатый знак (справа).

»спользована еще одна пластическа€ рифма - кругла€: зеленое €йцо, круглый проем в палитре и округлый силуэт самого кактуса. “реугольные формы, которые про€вл€ютс€ €вно или как тень, их созвучи€ и противозвучи€ выдают неистребимую натуру геометра-конструктивиста, который, как режиссер, умело и энергично руководит ритмом. »менно ритм придает композиции несокрушимое единство.

—еровато-стальные и охристо-ржавые металлические цвета своей ахроматичнистю не только не подавл€ют, но, напротив, повышают ценность скромных спектральных партий - красной и зеленой.
  ¬асилий ≈рмилов.ƒама с веером.1919.’олст, масло.—обрание  онстантина √ригоришина, ћосква¬ ≈рмилове после всех преследований и запретов вновь вспыхнул новаторский дух, который поманил его в нечто неизвестное в истории искусства. Ќо картин такого рода он не успел создать много.  ак сказал бы писатель ѕлатонов, «он не выдержал жить долго».

ƒама с веером. 1919.

ѕисьма искусствоведу ƒ. √орбачеву

28.09.1964. ’арьков
  √лубокоуважаемый ƒмитрий ≈мель€нович!
¬аше любезное письмо от 23.09.64 € получил. Ѕлагодарю ¬ас за приглашение прин€ть участие в экспозиции советской графики ”краинского музе€.
≈сли € ¬ас правильно пон€л, то ¬ас интересуют мои графические работы 20-х годов, принадлежащих к книге, плакату и промышленной графике. ≈сли ¬ас устраивает, то эта часть работ из каталога моей персональной выставки 1962 может быть прислана ¬ам. Ёто годы от 1918-го до 1924-го. ќни у мен€ в рамах под стеклами, но € думаю, что их нужно размонтировать и отправить только на паспарту, так как пересылка со стеклами громоздка€, к тому же, у ¬ас может быть «свой стиль оформлени€» в другом ансамбле. ѕоэтому напишите, что вам интересно по каталогу. —ообщите также, в каких пределах (цена) ¬ы закупаете работы и в какой срок оплачиваете такие.   сожалению, € не имею ничего из «нарбутовцев», которые ¬ас интересуют, что же касаетс€ ј.√. ѕетрицкого, то у мен€ есть до дес€тка его театральных костюмов (т.н. формалистического периода). ≈сть два костюма в √.ј. ÷апка, один в ќдессе у ‘едоркова. ѕопробую узнать, у кого из харьковчан еще есть его работы. Ќо насколько € помню, это будет довольно скромно. ≈сть у мен€ еще одна работа (обща€ - ѕетрицкого и мо€), к оформлению ”краинского павильона на ¬сесоюзной сельхозвыставке 1939 г. в ћоскве, размер 80х100 см, наклеенна€ на щит. Ёто эскизный проект вступительного зала на заказ украинского правительства. ћежду прочим, не известно ли ¬ам, что сохранилось в  иеве от 30 щитов нашего проекта? ¬ натуре он не был осуществлен по причине, ¬ам наверн€ка известной.
— уважением. ¬. ≈рмилов


√итара. 1919

29.05.66
’арьков
  √лубокоуважаемый ƒмитрий ≈мель€нович!
Ѕлагодарю ¬ас за письмо. ƒеньги за книги в сумме 30 руб. мен€ устраивают.
Ќадеюсь, что ¬ы благополучно вернулись в  иев, и теперь у ¬ас остаетс€ мало времени любоватьс€ прекрасным  иевом. √ород удивительно красивый, но почему киевские художники так мало его изображают? я помню, что лишь у ј. √. ѕетрицкого, и то в эскизах театральных (например, к «“арасу Ѕульбе»), можно увидеть и почувствовать его как город, который до сих пор несет в себе черты древнего лика, где истори€ и современность так прекрасно св€заны.
ѕисцы пейзажа (вроде яценко) полагают, что снег можно написать, оставив просто полотно (белый грунт), и это будет здорово - но здорово не получаетс€.
ƒумаю, что “ан€ яблонска€ могла бы написать  иев - при встрече посоветуйте ей это. Ќо пейзаж этот не должен быть похож на ее жанровые вещи. ѕо размеру полотна он должен быть большим. ѕо стилю - барочным. ѕо композиции - будто сверху. јромат от него должен быть такой, какой бывает весной, когда цветут деревь€.
я понимаю, что это трудно, но нужно старатьс€ это сделать.
... Ѕорису Ѕорисовичу Ћобановскому передайте, что € дорожу его приветстви€ми и надеюсь, что он таки скажет слово, ведь €, по вине  аси€на, нахожусь в ранге несуществующих

http://artukraine.com.ua/a/moi-vstrechi-s-geniem-dizayna/#.U6XLZLxLuPP.facebook

¬асилий ≈рмилов –ельеф "ƒень искусства"

–ельеф "ƒень искусства"

–убрики:  ƒа ар
ћетки:  
ѕонравилось: 3 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку