-÷итатник

’ристос и ѕилат в живописи - (0)

—уд и поругание. Ѕрюллов  арл ѕавлович. √олова ’риста в терновом венце. 1849 » отвели ≈го...

Ќиколай »ванович  ульбин - военный врач, художник авангарда - (0)

ƒќ “ќ–-ј¬јЌ√ј–ƒ»—“ Ќ» ќЋј… »¬јЌќ¬»„  ”Ћ№Ѕ»Ќ (1868-1917) ѕасха у футуристов в мастерской художн...

¬олков ≈фим ≈фимович (1844 -1920) - (0)

«абытые имена.’удожник  ¬олков ≈.≈.   ¬ќЋ ќ¬  ≈‘»ћ ≈‘»ћќ¬»„ ...

ћихаил ѕетрович ÷ыбасов (1904-1967) - (0)

Ђћј—“≈–ј јЌјЋ»“»„≈— ќ√ќ »— ”——“¬јї ћ»’ј»Ћ ÷џЅј—ќ¬ ћ.ѕ. ÷ыбасов (1904-1967) ÷веты ¬остока (ѕорт...

¬ан √ог. јукционы - (0)

 артину ¬ан √ога продадут во ‘ранции впервые за 20 лет. ∆енщины в дюнах за починкой с...

 -–убрики

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей: 8387
 омментариев: 31055
Ќаписано: 51441

¬арлам “ихонович Ўаламов. „то € видел и пон€л в лагере

—реда, 18 »юн€ 2014 г. 17:40 + в цитатник

шаламов (412x526, 136Kb)

ѕоэту

ќсторожно и негромко
√оворит со мной поземка,
¬ ноги тычетс€ снежок,

„тобы € не верил тучам,
„тобы в путь по горным кручам
я отправитьс€ не мог.

ѕозабывша€ окошко,
Ѕлиже к печке жметс€ кошка —
ѕредсказатель холодов.

”гадать, узнать погоду
ѕомогает лишь природа
Ќам на множество ладов.

√лухари и куропатки
–азгадали все загадки,
„то подстроила зима.

я ж искал свои решень€
¬ человечьем ощущенье
 ожи, нервов и ума.

я считал себ€ надменно
»нструментом совершенным
ќпознань€ быти€.

» в скитань€х по распадкам
ƒовер€л своим догадкам,
ј зверью не верил €.

ј теперь — на вс€кий случай —
Ќатащу побольше сучьев
» лучины наколю,

ѕотому что жаркой печи
Ќеразборчивые речи
—лушать вечером люблю.

¬ерю лишь лесному бреду:
Ќикуда € не поеду,
Ќикуда € не пойду.

ѕусть укажут мне синицы
¬ерный путь за синей птицей
ѕо торосистому льду. 


„то € видел и пон€л в лагере „резвычайную хрупкость человеческой культуры, цивилизации. „еловек становилс€ зверем через три недели — при т€желой работе, холоде, голоде и побо€х.

√лавное средство растлени€ души — холод, в среднеазиатских лагер€х, наверное, люди держались дольше — там было теплее.
ѕон€л, что дружба, товарищество никогда не зарождаетс€ в трудных, по-насто€щему трудных — со ставкой жизни — услови€х. ƒружба зарождаетс€ в услови€х трудных, но возможных (в больнице, а не в забое).
ѕон€л, что человек позднее всего хранит чувство злобы. ћ€са на голодном человеке хватает только на злобу — к остальному он равнодушен.
ѕон€л разницу между тюрьмой, укрепл€ющей характер, и лагерем, растлевающим человеческую душу.
ѕон€л, что сталинские «победы» были одержаны потому, что он убивал невинных людей — организаци€, в дес€ть раз меньша€ по численности, но организаци€ смела бы —талина в два дн€.
ѕон€л, что человек стал человеком потому, что он физически крепче, цепче любого животного — никака€ лошадь не выдерживает работы на  райнем —евере.
”видел, что единственна€ группа людей, котора€ держалась хоть чуть-чуть по-человечески в голоде и надругательствах, — это религиозники — сектанты — почти все и больша€ часть попов.
Ћегче всего, первыми разлагаютс€ партийные работники, военные.
”видел, каким веским аргументом дл€ интеллигента бывает обыкновенна€ плюха.
„то народ различает начальников по силе их удара, азарту бить€.
ѕобои как аргумент почти неотразимы (метод є 3).
”знал правду о подготовке таинственных процессов от мастеров сих дел.
ѕон€л, почему в тюрьме узнают политические новости (арест и т. д.) раньше, чем на воле.
”знал, что тюремна€ (и лагерна€) «параша» никогда не бывает «парашей».
ѕон€л, что можно жить злобой.
ѕон€л, что можно жить равнодушием.
ѕон€л, почему человек живет не надеждами — надежд никаких не бывает, не волей — кака€ там вол€, а инстинктом, чувством самосохранени€ — тем же началом, что и дерево, камень, животное.


  √оржусь, что решил в самом начале, еще в 1937 году, что никогда не буду бригадиром, если мо€ вол€ может привести к смерти другого человека — если мо€ вол€ должна служить начальству, угнета€ других людей — таких же арестантов, как €.
» физические и духовные силы мои оказались крепче, чем € думал, — в этой великой пробе, и € горжусь, что никого не продал, никого не послал на смерть, на срок, ни на кого не написал доноса.
√оржусь, что ни одного за€влени€ до 1955 года не писал (в 1955 Ўаламов написал за€вление на реабилитацию).
¬идел на месте так называемую «амнистию Ѕери€» — было чего посмотреть.
¬идел, что женщины пор€дочнее, самоотверженнее мужчин — на  олыме нет случаев, чтобы муж приехал за женой. ј жены приезжали, многие (‘аина –абинович, жена  ривоше€. —м. очерк ««еленый прокурор».
¬идел удивительные северные семьи (вольнонаемных и бывших заключенных) с письмами «законным мужь€м и женам» и т. д.
¬идел «первых –окфеллеров», подпольных миллионеров, слушал их исповеди.
¬идел каторжников, а также многочисленные «контингента «ƒ», «Ѕ» и т. п., «Ѕерлаг».
ѕон€л, что можно добитьс€ очень многого — больницы, перевода, — но рисковать жизнью — побои, карцерный лед.


¬идел лед€ной карцер, вырубленный в скале, и сам в нем провел одну ночь.
—трасть власти, свободного убийства велика — от больших людей до р€довых оперативников — с винтовкой (—ерошапка. —м. рассказ «ягоды» и ему подобные).
Ќеудержимую склонность русского человека к доносу, к жалобе.
”знал, что мир надо делить не на хороших и плохих людей, а на трусов и не трусов. 95% трусов при слабой угрозе способны на вс€кие подлости, смертельные подлости.
”бежден, что лагерь — весь — отрицательна€ школа, даже час провести в нем нельз€ — это час растлени€. Ќикому никогда ничего положительного лагерь не дал и не мог дать.
Ќа всех — заключенных и вольнонаемных — лагерь действует растлевающе.
¬ каждой области были свои лагер€, на каждой стройке. ћиллионы, дес€тки миллионов заключенных.
–епрессии касались не только верха, а любого сло€ общества — в любой деревне, на любом заводе, в любой семье были или родственники, или знакомые репрессированы.
Ћучшим временем своей жизни считаю мес€цы, проведенные в камере Ѕутырской тюрьмы, где мне удавалось крепить дух слабых и где все говорили свободно.
Ќаучилс€ «планировать» жизнь на день вперед, не больше.
ѕон€л, что воры — не люди.

„то в лагере никаких преступников нет, что там сид€т люди, которые были р€дом с тобой (и завтра будут), которые пойманы за чертой, а не те, что преступили черту закона.
ѕон€л, кака€ страшна€ вещь — самолюбие мальчика, юноши: лучше украсть, чем попросить. ѕохвальба и это чувство бросают мальчиков на дно.
∆енщины в моей жизни не играли большой роли — лагерь тому причиной.
„то знание людей — бесполезно, ибо своего поведени€ в отношении любого мерзавца € изменить не могу.
ѕоследние в р€дах, которых все ненавид€т — и конвоиры
, и товарищи, — отстающих, больных, слабых, тех, которые не могут бежать на морозе.
я пон€л, что такое власть и что такое чел
овек с ружьем.
„то масштабы смещены и это самое характерное
дл€ лагер€.
„то перейти из состо€ни€ заключенного в состо€ние вольного о
чень трудно, почти невозможно без длительной амортизации.
„то писатель должен быть иностранцем — в вопросах, которые онопис
ывает, а если он будет хорошо знать материал — он будет писать так, что его никто не поймет


 ак јрхимед, лов€щий на песке

—тремительную тень воображень€,

Ќа см€том, на изорванном листке

ѕоследнее черчу стихотворенье.

 

я знаю сам, что это не игра,

„то это смерть... Ќо € и жизни ради,

 ак јрхимед, не выроню пера,

Ќе скомкаю развернутой тетради.




 

   »звестно, что —олженицын рассматривал Ўаламова в качестве потенциального соавтора «јрхипелага √”Ћј√», признава€ несравненно более т€желый личный лагерный опыт автора « олымских рассказов». Ќо договоритьс€ о соавторстве не получилось. Ўаламов утверждал, что спор тогда шел о том, может ли христианство стать основанием дл€ преодолени€ тоталитарного прокл€ти€.

  ƒл€ атеиста Ўаламова высший промысел и пока€ние народа были не более чем пустыми словами, не выражающими и не вмещающими реального ужаса сталинской системы. —олженицын же, по словам Ўаламова, настаивал на том, что говорить о христианстве в данном контексте принципиально важно, потому что это будет хорошо восприн€то на «ападе.

  Ёто желание создавать тексты, «которые поймут там», и дальнейша€ карьера —олженицына как писател€ и проповедника, высланного из –оссии, но ожидающего триумфального возвращени€ и действительно осуществившего его (знаменита€ поездка через всю страну на поезде в 1994), резко контрастируют с судьбой и текстами Ўаламова.  онтраст не был случайным. Ўаламов, здоровье которого было подорвано в лагере, умер практически забытым в 1982 в доме престарелых. ” него не осталось наследников и учеников, которые могли бы публично представл€ть его интересы. ≈го тексты, изданные при жизни в √ермании, выходили без согласи€ автора, Ўаламов не получал за них гонораров.

  ” автора « олымских рассказов» не нашлось такой истории о √”Ћј√е, которую можно использовать дл€ нравственной проповеди. Ўаламов страшен. ќн не обещает никакого света в конце туннел€ и собственной жизнью доказывает пессимизм своих текстов. Ўаламов говорит, что нет нравственной позиции, исход€ из которой можно объ€снить, оправдать, простить, преодолеть √”Ћј√. ” него не было довесочной правды, помимо тех слов, что непосредственно описывали лагерную жизнь.

  ќсмысление лагерной трагедии оказываетс€ у Ўаламова глубоким. ¬спомним, как у него описана война. Ёто не героический подвиг народа и не «сталинска€ м€сорубка». «эки, враги народа, сид€щие в лагере, вообще не имеют о войне никакой информации. ” Ўаламова им даже не предлагают «искупить вину кровью».

  Ўаламов демонстрирует, что существуют только человеческие судьбы и поступки здесь и сейчас без вс€кой надежды на будущую жизнь и теплый рай. „то человеческое в нас легко тер€етс€, когда прав€т голод и холод. ¬ отличие от онтологического реалиста и мистика —олженицына Ўаламов стоит на позиции номинализма и натурализма, этим €зыком он говорит, живет и умирает в стране победившего √”Ћј√а.

 ¬ начале 1960-х, когда во внутренних рецензи€х дл€ издательства «—оветский писатель» обсуждалась возможность или скорее невозможность публикаций « олымских рассказов» в ———–. Ўаламов достаточно €сно высказывалс€ о характере своей размолвки с —олженицыным.

Ќе €сно, как в этом контексте можно совмещать намерение публиковатьс€, иметь вли€ние и успех на «ападе (в чем нет, конечно, ничего плохого), и не предполагать при этом, что брежневский ———– постараетс€ избавитьс€ от вас. —олженицын не боролс€ за выезд из страны, но дл€ него принципиально важно было вывозить и публиковать свои тексты.

» последний момент. јлександр —олженицын запретил публиковать свою переписку с ¬арламом Ўаламовым, хран€ющуюс€ теперь в его архиве. »сторическа€ правда требует, чтобы эти письма были наконец опубликованы.

—ери€ сообщений "Ўаламов":
„асть 1 - ‘ильмы. ¬оспоминани€ о ¬арламе Ўаламове.
„асть 2 - ¬арлам Ўаламов (18 июн€ 1907 - 17 €нвар€ 1982)
...
„асть 5 - 18 июн€ - день рождени€ ¬арлама Ўаламова
„асть 6 - ¬арлам Ўаламов. ‘ильмы
„асть 7 - ¬арлам “ихонович Ўаламов. „то € видел и пон€л в лагере
„асть 8 - ¬арлам “ихонович Ўаламов (1907 - 1982)
„асть 9 - 18 июн€ родилс€ ¬арлам “ихонович Ўаламов (1907 - 1982)
...
„асть 11 - ¬арлам Ўаламов и ¬асилий  алинников
„асть 12 - 18 июн€ Ц день рождени€ ¬арлама “ихоновича Ўаламова
„асть 13 - 18 июн€ исполнилось 110 лет со дн€ рождени€ ¬арлама “ихоновича Ўаламова

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 6 пользовател€м



ќльга¬лади   обратитьс€ по имени „етверг, 19 »юн€ 2014 г. 01:23 (ссылка)
ƒавно читала Ўаламова и до сих пор картины его лагерной жизни перед глазами, такое сильное впечатление он на мен€ произвел.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 19 »юн€ 2014 г. 11:55ссылка
Ўаламов дл€ мен€ необъ€сним, недос€гаем: как можно, хлебнув столько запредельно т€жЄлого существовани€, писать о хорошем и светлом
ёрий- иев   обратитьс€ по имени „етверг, 19 »юн€ 2014 г. 06:07 (ссылка)
я тоже хорошо помню, какое волнение испытал первый раз прочитав " олымские рассказы"...

Ўаламов ¬арлам


—тихи Ч это боль, и защита от боли...
—тихи Ч это боль, и защита от боли,
» Ч если возможно! Ч игра.
Ѕубенчики пл€шут зимой в чистом поле,
Ќа кончике пл€шут пера.

—тихи Ч это боль и целительный пластырь,
 аким утишаетс€ боль,
 аким утешает мгновенно лекарство Ч
≈го чудодейственна роль.

—тихи Ч это боль, это скора€ помощь,
„ужие, свои Ч всЄ равно,
јптекарь шагает от дома до дома,
ѕод каждое ходит окно.

—тихи Ч это тот дополнительный градус
Ћюбых человечьих страстей,
 аким накал€етс€ проза на радость
’ранителей детских затей.

–ецептом ли модным, рецептом старинным
‘армакологических книг,
—тихи Ч как таблетка нитроглицерина,
ѕоложенна€ под €зык.

—реди всевозможных разрывов и бедствий
— облаткой дежурит поэт.
—тихи Ч это просто подручное средство,
»ндивидуальный пакет.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 19 »юн€ 2014 г. 12:07ссылка
Ѕольшое спасибо, ёрий, за стихотворение! я очень уважаю ¬арлама Ўаламова и его творчество
я забыл погоду детства,
“Єплый ветер, м€гкий снег.
Ќа земле, пожалуй, средства
¬озвратить мне детство нет.
» осталось так немного
¬ бедной пам€ти моей -
¬асильковые дороги
¬ красном солнце детских дней,

«апах €годы-кислицы,
ћожжевеловых кустов
» душистых, как больница,
ѕодсыхающих цветов.

Ёто всЄ ношу с собою
» в любой люблю стране.
Ётим сердце успокою,
≈сли горько будет мне.
MsTataka   обратитьс€ по имени „етверг, 19 »юн€ 2014 г. 22:34 (ссылка)
ƒобрый вечер,“амарочка !!!! —пасибо за Ўаламова !!!

я забыл погоду детства,
“еплый ветер, м€гкий снег.
Ќа земле, пожалуй, средства
¬озвратить мне детство нет.

» осталось так немного
¬ бедной пам€ти моей -
¬асильковые дороги
¬ красном солнце детских дней,

«апах €годы-кислицы,
ћожжевеловых кустов
» душистых, как больница,
ѕодсыхающих цветов.

Ёто все ношу с собою
» в любой люблю стране.
Ётим сердце успокою,
≈сли горько будет мне.

********************

я нищий Ч может быть, и так.
—тихает птичий гам,
» кто-то солнце, как п€так,
Ўвырнул к моим ногам.

Ўагну и солнце подниму,
Ќо только эту медь
¬ мою дорожную суму
ћне спр€тать не суметь...

14 - 1 (465x699, 71Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
“омаовс€нка   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 20 »юн€ 2014 г. 07:56 (ссылка)
—пасибо, Ќаташенька! ÷веты, достойные пам€ти ¬арлама Ўаламова! ќчень хорошо мы отметили его день рождени€!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку