-Цитатник

Томас Вулнер (1825 - 1892) - (0)

СКУЛЬПТОР - ПРЕРАФАЭЛИТ №5 ТОМАС ВУЛНЕР / THOMAS WOOLNER (1825-1892). Часть I   ...

Якоб Торенвлит (1641-1719) - (0)

Нидерландский художник Jacob Toorenvliet . Начало: Нидерландский художник Jacob To...

Образы смыслов и их толкования - (0)

«Оболочки, которые скрывают неизменное и вечное знание…». "....искусс...

Гирлянд июньских благодать Чистых ириса цветов... - (0)

"Ты, Ирис, - рыцарь голубых кровей" Anthonore Christensen (1849-1926) ... Изысканно- волше...

Роберт Бейтман (1842 - 1922) - (0)

«ПОТЕРЯННЫЙ ПРЕРАФАЭЛИТ» РОБЕРТ БЕЙТМАН / Robert Bateman (1842-1922) Найджел Дейли. Потерянный ...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей: 8499
Комментариев: 31450
Написано: 52015


Аполлон Николаевич Майков [1821 - 1897]

Среда, 04 Июня 2014 г. 18:48 + в цитатник

Майков Аполлон Николаевич - поэт, переводчик - родился 4 июня 1821, в Москве в семье академика живописи Николая Майкова, происходившего из старинного дворянского рода. Его отец был известным художником. Детские годы прошли в московском доме и подмосковном имении, недалеко от Троице-Сергиевой лавры, которые часто посещали художники и литераторы. Писать стихи Аполлон Майков начал с пятнадцати лет, но в выборе призвания долго колебался между живописью и поэзией.

С 1834 семья переселяется в Петербург, и дальнейшая судьба Майкова связана со столицей.

  В 1837 - 41 Аполлон Майков учился на юридическом факультете Петербургского университета, не оставляя литературных занятий. После окончания университета служил в Министерстве финансов, но вскоре, получив от Николая I пособие для путешествия за границу, уезжает в Италию, где занимается живописью и поэзией, затем в Париж, где слушает лекции по искусству и литературе. Побывал он в Дрездене и Праге.  

Сомнение

Пусть говорят: поэзия - мечта,
Горячки сердца бред ничтожный,
Что мир ее есть мир пустой и ложный,
И бледный вымысл - красота;
Пусть нет для мореходцев дальных
Сирен опасных, нет дриад
В лесах густых, в ручьях кристальных
Золотовласых нет наяд;
Пусть Зевс из длани не низводит
Разящей молнии поток
И на ночь Гелиос не сходит

К Фетиде в пурпурный чертог;
Пусть так! Но в полдень листьев шепот
Так полон тайны, шум ручья
Так сладкозвучен, моря ропот
Глубокомыслен, солнце дня
С такой любовию приемлет
Пучина моря, лунный лик
Так сокровен, что сердце внемлет
Во всем таинственный язык;
И ты невольно сим явленьям
Даруешь жизни красоты,
И этим милым заблужденьям
И веришь и не веришь ты!
1839

На смерть Лермонтова

   И он угас! и он в земле сырой!
   Давно ль его приветствовали плески?
Давно ль в его заре, в ее восходном блеске
   Провидели мы полдень золотой?
Ему внимали мы в тиши, благоговея,
Благословение в нем свыше разумея,—
   И он угас, и он утих,
Как недосказанный великий, дивный стих!
   И нет его!.. Но если умирать
Так рано, на заре, помазаннику бога,—
      Так там, у горнего порога,
   В соседстве звезд, где дух, забывши прах,
Свободно реет ввысь, и цепенеют взоры
      На этих девственных снегах,
На этих облаках, обнявших сини горы,
Где волен близ небес, над бездною зыбей,
Лишь царственный орел да вихорь беспокойный,—
Для жертвы избранной там жертвенник достойный,
   Для гения — достойный мавзолей!

Сентябрь 1841

  В 1844 Аполлон Майков возвращается в Россию. Сначала работает помощником библиотекаря при Румянцевском музее, затем переходит в петербургский комитет

иностранной цензуры.

Его первый поэтический сборник вышел в 1842 и получил высокую оценку  Белинского, отметившего «дарование неподдельное и замечательное».

  В эти годы Аполлон Николаевич сближается с Белинским и его окружением - Тургеневым и Некрасовым, посещает «пятницы» М. Петрашевского, поддерживает близкое знакомство с Достоевским и Плещеевым.

С 1850-х Аполлон Майков все более последовательно переходит на консервативные позиции, о чем говорит вышедшая в 1853 поэма «Клермонтский собор» и опубликованные после поездки в Грецию, в 1858 циклы «Неополитанский альбом» и «Новогреческие песни».

Я поэт!

Сухим умом, мой милый, ты
В меня сомненье не забросишь.
Ты из поэзии мечты,
Как декорации, выносишь.
Нет, мой философ, я поэт!
Мне нужны ангелы и духи,
Все эти тайны, этот бред,
Что завещали нам старухи;
Мне нужны вера в чудеса,
И рай, и ад, и злых тревога,
И если пусты небеса,
То сам бы выдумал я бога.
Я не стою за них горой,
Они пугают лишь невежду,—
Но в них для истины святой
Я вижу дивную одежду.
1852

  Крестьянскую реформу 1861 Майков встретил восторженными стихами «Поля», «Нива». Противопоставив свое понимание искусства идеям революционных демократов, он стал сторонником «искусства для искусства», что вызвало резкую критику со стороны Салтыкова-Щедрина и сатирические пародии Добролюбова.

  В 1860-е Аполлон Николаевич обратился к занятиям историей, создал ряд произведений на исторические темы («В Городце в 1263», «У гроба Грозного», «Емшаи», «Кто он?»). По мотивам истории Древнего Рима он написал поэму «Два мира», удостоенную Пушкинской премии в 1882.  Увлеченный эпохой Древней Руси и славянским фольклором, Майков в 1889 закончил один из лучших переводов «Слова о полку Игореве», не утративший научной и художественной ценности до сих пор.

   Тематика поэзии Майкова соотнесена с миром культуры. В кругозоре поэта - искусство (цикл стихов «В антологическом роде»), европейская и русская история (циклы стихов «Века и народы», «Отзывы истории»), творчество поэтов Запада и Востока, произведения которых Майков переводит и стилизует (цикл «Подражания древним»). В его стихах немало мифологических символов, историко-культурных имён и названий. Особенно близка Аполлону Майкову античность, в ней он видел сокровищницу идеальных форм прекрасного.

Из обширного наследия Аполлона Майкова выделяются, сохраняя свою поэтическую прелесть, стихи о русской природе: «Весна! Выставляется первая рама», «Под дождём», «Сенокос», «Рыбная ловля», «Ласточки», отличающиеся задушевностью и напевностью. Многие его стихи вдохновляли композиторов на написание романсов. Майкову принадлежат переводы из Гейне, Гёте, Лонгфелло, Мицкевича. Многие стихи Майкова положены на музыку (Чайковский, Римский-Корсаков).

Умер Аполлон Николаевич Майков 20 марта 1897 в Петербурге.

Поле зыблется цветами...
В небе льются света волны...
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны.

Взор мой тонет в блеске полдня...
Не видать певцов за светом...
Так надежды молодые
Тешат сердце мне приветом...

И откуда раздаются
Голоса их, я не знаю...
Но, им внемля, взоры к небу,
Улыбаясь, обращаю.

1857

В чем счастье?..
             В жизненном пути
Куда твой долг велит - идти,
Врагов не знать, преград не мерить,
Любить, надеяться и - верить.

1889

Жизнь — достиганье совершенства,
И нам победа над собой
Едва ль не высшее блаженство
В борьбе с ветхозаветной тьмой.

1891

https://www.facebook.com/kulturnyytsentr.domtsvetaevoy

Рубрики:  Поэты и поэзия/Поэты XIX века
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку