-Цитатник

Томас Вулнер (1825 - 1892) - (0)

СКУЛЬПТОР - ПРЕРАФАЭЛИТ №5 ТОМАС ВУЛНЕР / THOMAS WOOLNER (1825-1892). Часть I   ...

Якоб Торенвлит (1641-1719) - (0)

Нидерландский художник Jacob Toorenvliet . Начало: Нидерландский художник Jacob To...

Образы смыслов и их толкования - (0)

«Оболочки, которые скрывают неизменное и вечное знание…». "....искусс...

Гирлянд июньских благодать Чистых ириса цветов... - (0)

"Ты, Ирис, - рыцарь голубых кровей" Anthonore Christensen (1849-1926) ... Изысканно- волше...

Роберт Бейтман (1842 - 1922) - (0)

«ПОТЕРЯННЫЙ ПРЕРАФАЭЛИТ» РОБЕРТ БЕЙТМАН / Robert Bateman (1842-1922) Найджел Дейли. Потерянный ...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей: 8499
Комментариев: 31450
Написано: 52015


Михаил Фёдорович Ларионов (1881 - 1964)

Вторник, 03 Июня 2014 г. 12:55 + в цитатник

  Михаил Ларионов - один из крупнейших живописцев ХХ века. Его творчество сопоставимо с творчеством таких выдающихся российских художников, как Малевич, Кандинский, Татлин, определивших величину и своеобразие художественного вклада России в мировую культуру.

Сегодня произведения Ларионова хранятся в крупнейших собраниях мира, а также в частных коллекциях.

Судьба Михаила Федоровича Ларионова печальна, ибо пала она на трагическую пору отечественной нашей истории. Он разделил горькую участь многих, очень многих своих сверстников, волею событий оказавшихся далеко от земли, их вскормившей.

Рождение, детство, учение, первые успехи и стремительный взлет новаторского, «бунтарского» творчества — все это вместилось в тридцать восемь «русских» лет художника, а сорок пять оставшихся — под чужим небом. Европейской славе «русского парижанина » на родине социалистического реализма места, как известно, быть не могло, разве что в немой памяти тех, кто не хотел и вопреки всему не мог отказаться от баснословного прошлого русского искусства. Таких, впрочем, было немного и с каждым годом все меньше…

Михаил Ларионов и Наталья Гончарова.  Москва.  1913

 Михаил Фёдорович Ларионов родился в семье военного фельдшера. В провинциальном Тирасполе прошли его детские годы. В 1898 г. он поступил в МУЖВЗ, где учился у  Коровина и Серова. В училище Ларионов познакомился с Натальей Гончаровой, ставшей его верной соратницей. 

Фруктовая лавка. 1904 - Ларионов Михаил Федорович

Фруктовая лавка. 1904

На годы учебы приходится ранний, импрессионистический период творчества Ларионова. В унаследованной от французских художников манере создавал он целые живописные серии.
larionov_acacias_in_spring_1904 - Ларионов Михаил Федорович
Акация весной. 1904

Голубое небо в верхушках акаций пронизано серебристым мерцанием весенних ветвей; удивительно прозрачны и нежны касания верхушек деревьев с небом. Короткие удары, «тычки» кистью создают живописно-тональную вибрацию фона. Кажется, небо живет, пульсирует, дышит…

Сад.

Сад. 1904

  Нерв ларионовского импрессионизма — обостренная цветопись, а не яркая светопись. Художник достигает необычной напряженности цвета. Нарушая все живописные каноны, он сталкивает контрастные и близкие цвета — красный, зеленый, розовый, лиловый, приводя их к неожиданным гармониям. Это поистине отважная живопись, открывающая новые цветовые сочетания. Такой «живописный риск» мог позволить себе только художник с безошибочным чувством цвета.

Один майский день. 1904

«Один майский день» - часть комнатной обстановки и окно с пробивающейся на деревьях зеленью, написан Ларионовым в стиле позднего импрессионизма в пору ученичества у Левитана и Серова в Московском училище живописи.

  Особенностью ларионовского импрессионизма является необычайное богатство живописных фактур. Как бы из цветовых зерен, соседствующих друг с другом, складывается структура его живописи, мерцающая переливами драгоценных камней. Вспоминаются полотна и акварели Врубеля, вызывающие те же ассоциации. Молодой живописец был внимателен к творчеству старшего собрата (они былизнакомы). Как и у Врубеля, краска в холстах Михаила Ларионова не ложится на готовую форму, напротив, сама форма и пространственные отношения рождаются из красочных образований и цветных фактур.

Сирень 1904

  Эти произведения пользовались успехом на выставках Общества русских акварелистов, СРХ, "Мира искусства", на русской экспозиции Осеннего Салона 1906 в Париже.

  В 1910-х  Ларионов проявил себя как блестящий организатор: он возглавил группу молодых московских художников.

Портрет поэта Велимира Хлебникова. 1910  - Ларионов Михаил Федорович

Портрет поэта Велимира Хлебникова. 1910

  Примитивизм Михаила Ларионова находил источники вдохновения даже в заборных рисунках и надписях. В 1913 он подготовил выставку лубка, которая включала восточные и европейские народные картинки, вывески, печатные пряники, многие были из коллекции Ларионова. В этом же году была организована его выставка иконописных подлинников и лубков.

  С 1912 Ларионов много занимался графикой: исполнил серию литографированных открыток, повторявших его живописные произведения; создал иллюстрации для сборников поэтов-футуристов Крученых,  Хлебникова, Большакова. Изданные крошечными тиражами, эти книги представляют теперь огромную ценность.

Михаил Фёдорович принимал активное участие в художественных диспутах, получивших распространение в ту пору. В частности, в 1913 состоялся диспут на тему "Восток, национальность и Запад", предшествовавший открытию выставки "Мишень". На нем Ларионов и его группа четко обозначили свою "восточную" ориентацию.

  На выставке "Мишень", где демонстрировались также произведения художников-самоучек и детские рисунки, Ларионов представил работы из незавершенного цикла "Венеры" и четыре холста "Времена года" (1912), которые были расценены критиками как вызов. В них использованы язык детского рисунка и архаическая символика, дополненная незатейливым текстом.

  "Мишень" стала высшей точкой развития художественных идей Ларионова.  Диспут "Мишени" уже включал доклад о лучизме, а на выставке экспонировались лучистские картины: "Петух и курица", "Лучистая скумбрия и колбаса" и др. Лучистские произведения Ларионов показывал и на последующих выставках - "14. Футуристы, лучисты, примитив" (1914), "1915 год".

  По мысли Ларионова лучизм должен был оторвать живопись от предметности, превратить ее в самоценное и самодовлеющее искусство цвета. Основные положения теории лучизма, достаточно наивной, сводятся к тому, что мы не видим самих предметов, а воспринимаем пучки лучей, исходящие от них, которые в картине изображаются цветной линией. Но практика лучизма оказалась гораздо интереснее и плодотворнее его теории.

Петух и курица. 1912  - Ларионов Михаил Федорович

Петух и курица. 1912

  В том же 1913 Ларионов публикует брошюру "Лучизм", манифест "Лучисты и будущники", в которых формулирует теорию нового течения: "Стиль лучистой живописи имеет в виду пространственные формы, возникающие от пересечения отраженных лучей различных предметов. Луч условно изображается на плоскости цветной линией". В лучизме Ларионова заложены начала абстрактного искусства.

  В парижской галерее Поля Гийома состоялась выставка его работ (совместно с Гончаровой), принесшая Ларионову европейскую известность. Он знакомится с Пикассо и,другими парижскими мастерами, о нем пишет статьи Гийом Аполлинер. Но война прерывает европейское турне художника. Как офицер запаса, подлежащий мобилизации, Ларионов возвращается в Москву и вскоре попадает на фронт в армию Ренненкампфа, сражавшуюся в Восточной Пруссии. Здесь он был тяжело контужен: «Чуть не без ног, контуженный, лежит дорогой Ларионов»,— писал Маяковский.

  После выхода из госпиталя в 1915 художник вновь отправляется к Дягилеву, путешествует с труппой по Швейцарии, Испании, Италии, работает над эскизами декораций и костюмов для балетов.

larionov_two_girls_on_a_bank_of_a_stream_1920s - Ларионов Михаил Федорович

  Революция застает Ларионова во Франции. Он живо интересуется тем, что происходит в России, и никогда не теряет связи с Родиной. В 1920 году Ларионов иллюстрирует поэму Блока «Двенадцать», вышедшую отдельными изданиями в Париже и Лондоне. В ноябре 1922 в Париже побывал Маяковский, всегда высоко ценивший живопись Ларионова. В очерке «Семидневный смотр Парижской живописи» он рассказал о своих встречах с русскими художниками. Как результат этих встреч, в 1923 в издательстве «Круг» выходит поэма Маяковского «Солнце» с иллюстрациями Ларионова.

  В 1919 Ларионов и Гончарова поселились в Париже на улице Жака Калло, где прожили до конца своих дней. В 1920-х он становится художественным советником Дягилева, который под его влиянием приглашает к сотрудничеству художников-модернистов. 

larionov11

Дягилев и Лифарь на репетиции. 1927.

  Двадцатые годы прошли в работе над дягилевскими балетами. Ларионов создает эскизы костюмов и декораций для балетов на музыку Прокофьева «Шут» (1921) и Стравинского «Байка про лису» (1922). Остро переживая отрыв от родной ему стихии русской жизни, художник возвращается к излюбленным мотивам своего творчества. Так возникает альбом «Путешествие в Турцию», исполненный гуашью с использованием трафарета и шелкографии.

larionov3

Дягилев работает над рукописью.  1929.

   Поздние живописные работы Ларионова — охристо-серебристые натюрморты, этюды обнаженных натурщиц, хрупких и как бы бестелесных, говорят о том, что художник продолжает владеть утонченной живописной культурой. Но что-то невозвратно ушло из этих работ.

  В последние годы жизни Михаил Фёдорович Ларионов много времени уделял литературному труду - писал воспоминания, статьи о русском искусстве.

   Творческий взлет Ларионова, продолжавшийся до предвоенных лет, оставил неизгладимый след в русском иcкусстве 20 века. Многие художники начала века, искавшие новых путей в живописи, испытали на себе сильное воздействие искусства Ларионова, оно ощутимо в работах Гончаровой, Шевченко, Бурлюка и других. Следы ларионовского влияния заметны и в раннем творчестве Малевича и Татлина.

http://babanata.ru/?p=9208



Серия сообщений "Ларионов и Гончарова":
Часть 1 - Наталья Сергеевна Гончарова (1881-1962)
Часть 2 - Михаил Фёдорович Ларионов (1881 - 1964)
Часть 3 - Письма Марины Цветаевой к Наталье Гончаровой
Часть 4 - Михаил Федорович Ларионов
Часть 5 - 3 Июля 1881 года родилась художница Наталия Сергеевна Гончарова
Часть 6 - Памяти Михаила Федоровича Ларионова

Рубрики:  Русские художники
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 5 пользователям



татьяна_магаева   обратиться по имени Вторник, 03 Июня 2014 г. 13:39 (ссылка)
CПАСИБО ЗА ЗНАКОМСТВО С НЕИЗВЕСТНЫМ ДЛЯ МЕНЯ ХУДОЖНИКОМ!!! ХОТЬ МНЕ ЕГО ТВОРЧЕСТВО НЕ СОВСЕМ ПОНЯТНО...НО ИНТЕРЕСНО БЫЛО ПОЧИТАТЬ И ПОСМОТРЕТЬ...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 03 Июня 2014 г. 21:23ссылка
Я тоже не поклонница авангарда. Мне Ларионов интересен как пионер нового. Он научил свою жену, она, как женщина, более гибкая вписалась в заграничную жизнь, а он не смог. О Гончаровой много говорят, а Ларионова только недавно начали вспоминать.
nadia_obo   обратиться по имени Вторник, 03 Июня 2014 г. 13:59 (ссылка)
Спасибо, Томочка! Очень интересно про него читать. Вообще мне нравится читать про те времена. Как-то очень насыщенно жили тогда творческие личности.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 03 Июня 2014 г. 21:29ссылка
Да, Надежда, столько талантливых судеб переплетено. Так интересно и печально. Многие, "выброшенные из дома" не смогли там творить
Перейти к дневнику

Среда, 04 Июня 2014 г. 07:57ссылка
Да уж... Сколько судеб перекалечено.
Орли44   обратиться по имени Вторник, 03 Июня 2014 г. 21:41 (ссылка)
Томаовсянка,
Такая живопись мне не очень понятна.конечно я
пытаюсь фантазировать себе что то,но трудно разгадать замесел
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 03 Июня 2014 г. 21:58ссылка
Да и не надо ничего разгадывать. Они смело искали новое вырадение, многие шли за ними и что то присваивали... И всё обещает новое Возрождение, но я уже не дождусь
Орли44   обратиться по имени Вторник, 03 Июня 2014 г. 22:08 (ссылка)
Томаовсянка,
Видела несколько шедевров...но их так мало...
А продают за такие сумасшедшие цены то,что я бы и даром на стенку не повесила,так как чувствую жуткую от них энергию...
Ответить С цитатой В цитатник
Светлана_Богдан   обратиться по имени Понедельник, 30 Октября 2017 г. 09:10 (ссылка)
Спасибо, хорошего Вам дня!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку