-Цитатник

БЕНВЕНУТО ТИЗИ ДА ГАРОФАЛО - (0)

ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТ ПОЗДНЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ / БЕНВЕНУТО ТИЗИ ДА ГАРОФАЛОBENVENUTO TISI DA...

150 лет импрессионизма - (0)

150 ЛЕТ ИМПРЕССИОНИЗМА В МУЗЕЕ ОРСЕ: «Мы надеемся понять, насколько радикальными были эти художники»...

Изречения великих древнегреческих мудрецов - (0)

Многие умные люди нашего и более отдаленного времени считают, что древнегреческие философы&n...

Пьетро да Кортона - (0)

ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК БАРОККО ПЬЕТРО ДА КОРТОНА / PIETRO DA CORTONA (1596-1669). РИМСКАЯ ШКОЛА, ЧА...

Жизнь кабинет-секретаря Екатерины II Адриана Грибовского - (0)

Адриан Моисеевич Грибовский (26 августа 1767, Лубны — 28 января 1834) — доверенное ...

 -Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август александр блок александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов анатолий папанов андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна нетребко анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений тарковский афанасий фет ахматова бах белла ахмадулина бетховен борис пастернак борис чичибабин бродский булат окуджава валентин гафт валентин серов валерий брюсов варлам шаламов василий шукшин вероника тушнова виктор гюго владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков геннадий шпаликов георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий менделеев дмитрий мережковский дмитрий хворостовский екатерина максимова елена образцова зинаида гиппиус иван бунин иван крамской иван тургенев иван шмелев игорь северянин иннокентий анненский иоганн вольфганг гете иосиф бродский йозеф гайдн константин бальмонт константин коровин константин флавицкий лев гумилев лев толстой леон бонна леонардо да винчи леонид коган леонид филатов лермонтов лучано паваротти марина цветаева мария каллас мария петровых марк твен маяковский микеланджело михаил пришвин моцарт муслим магомаев набоков николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай лесков николай некрасов николай рубцов опера осень осип мандельштам пастернак петр кончаловский пушкин рахманинов римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский россия ростропович рэй брэдбери сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин цветаева чайковский чехов шостакович эрнест хемингуэй юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей: 12059
Комментариев: 34221
Написано: 58961


Царь Фёдор Иоаннович (1584 - 1598)

Вторник, 20 Мая 2014 г. 20:06 + в цитатник

http://www.rusizn.ru/images/rur/Drevo.jpg

Рюриковичи

Князья - потомки Рюрика (85 генеалогических таблиц). 

Царь Федор Иоаннович и царь Иоанн Васильевич Грозный. 
Василий Осипов. 1689. Фрагмент фрески Спасо-Преображенского собора Новоспасского
монастыря в Москве.

  У некоторых исторических личностей, вошедших и в наши учебники, и в русскую классическую традицию, и в массовое сознание, как будто два лица. Поколение за поколением интеллектуалы пытаются доказать, что одно из этих лиц истинно, а другое — не более чем маска, и даже не маска, а случайная ужимка. 
  В России знают двух Иванов Грозных — мудрого государя и кровавого маньяка; двух Петров Первых — реформатора и тирана; двух Николаев Первых — просвещенного охранителя
и жандарма Европы; двух Георгиев Жуковых — талантливого полководца и самодура, бездумно расходующего солдатские жизни, ...
  Государь Федор Иванович, или, по церковной традиции, Феодор Иоаннович, — именно такая «двоящаяся» персона в русской истории.
«Двоение» это продолжается до наших дней. Для Русской Православной Церкви Фёдор Иоаннович  —  святой, человек высокой нравственности и большого благочестия. Еще в первой половине XVII века он попал в святцы как «московский чудотворец» (Память святого благоверного царя Феодора Иоанновича отмечается 20 января). И с другой стороны,  высокомерное, уничижительное мнение относительно умственных способностей государя,  корни которого уходят  в XVI столетие. Английский торговый агент Джером Горсей, например, писал о Федоре Ивановиче, что тот «прост умом». Французский наемник на русской службе Жак Маржерет писал несколько резче: «...власть унаследовал Федор, государь весьма простоватый, который часто забавлялся, звоня в колокола, или бóльшую часть времени проводил в церкви». Наиболее развернутая характеристика русского государя принадлежит перу Джильса Флетчера, английского дипломата. В частности, он писал: «Теперешний царь (по имени Феодор Иванович) относительно своей наружности: росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водяной; нос у него ястребиный, поступь нетвердая от некоторой расслабленности в членах; он тяжел и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеется. Что касается до других свойств его, то он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен. Кроме того, что он молится дома, ходит он каждую неделю на богомолье в какой-нибудь из ближних монастырей». 
   Эти три высказывания сделаны иностранцами, у которых не было оснований относиться к Федору Ивановичу с особенной приязнью или, напротив, с ненавистью. Из их слов видно общее мнение: русский монарх «прост» и не блещет интеллектом, но это добрый, спокойный и благочестивый человек. 
  К сожалению, вот уже несколько поколений отечественных историков и публицистов большей частью опираются в своих выводах не на эти свидетельства, а на другие, гораздо более радикальные.
  Впрочем, существуют и явно доброжелательные отзывы иностранцев, где акцент перенесен с «простоты ума» Федора Ивановича на его религиозность. Так, голландский купец и торговый агент в Москве Исаак Масса со всей определенностью говорит о русском царе: «очень добр, набожен и весьма кроток». И далее: «он был столь благочестив, что часто желал променять свое царство на монастырь, ежели бы только это было возможно». О слабоумии — ни слова. Конрад Буссов (немецкий ландскнехт, написавший в соавторстве с лютеранским пастором Мартином Бэром «Хронику событий 1584–1613 годов») с крайней неприязнью относился к Православию в целом. Но все-таки он признавал Федора Ивановича человеком «весьма благочестивым» и «на их московский лад» богобоязненным, отмечая, что царь больше интересовался делами веры, чем делами правления. 
  Итак, если пользоваться одними иностранными источниками, то картина получается неровная, лишенная цельности. Допустим, никто не отрицает благочестия Федора Ивановича. Совершенно так же никто не говорит о его способности самостоятельно решать государственные вопросы. А вот уровень его умственного развития оценивается по-разному. Кто-то считает его помешанным, а кто-то не видит никакой интеллектуальной недостаточности или, в худшем случае, отмечает «простоту ума». 
  Русские источники рисуют царя Федора Ивановича в другом свете. Знаменитый публицист XVII века Иван Тимофеев, автор историко-философского трактата «Временник», писал о сыне Ивана Грозного с восхищением, в тонах превосходной степени. Самому Ивану Васильевичу не досталось и трети таких похвал — с ним Тимофеев обошелся без особого пиетета. 
   В государственной летописи сохранилось описание начальных дней царствования этого государя. Нигде не видно никаких признаков слабоумного поведения — напротив, когда проходил обряд венчания на царство, Федор Иванович дважды публично выступал с речами, утверждая свое желание повторить эту церемонию, впервые введенную при его отце. Конечно, сейчас трудно судить, сколь точно передано летописцем содержание монарших речей. Но сам факт их произнесения никаких сомнений не вызывает: англичанин Горсей, беспристрастный свидетель происходящего, тоже пишет о том, что царь прилюдно держал речь. Можно ли представить себе слабоумного в роли оратора?

Царь Федор Иоаннович. Когда на троне блаженный

Царь Федор Иоаннович (слева) и царь Иоанн IV (Грозный) (справа). 
Несмотря на очевидное внешнее сходство, эти правители оказались очень разными. 
Реконструкция М. Герасимова. Фото Shakko 

  Исключительно важно свидетельство неофициального, иными словами, частного исторического памятника — «Пискарёвского летописца». От неподконтрольного правительству летописного повествования естественно ждать оценок, радикально расходящихся с теми, которые «спущены сверху». И действительно, «Пискарёвский летописец» заполнен разоблачительными высказываниями. Так, об опричнине там написано немало горьких слов. Ее введение ставится Ивану IV в укор. И сам государь предстает небезупречной фигурой: летописец не забыл перечислить шесть его жен. А православному человеку больше трех раз вступать в брак не полагается... 
  Что же сообщает «Пискарёвский летописец» о Федоре Ивановиче? О нем сказано столько доброго, сколько не досталось никому из русских правителей. Его называют «благочестивым», «милостивым», «благоверным», приводится длинный список его трудов на б
лаго Церкви. Кончина его воспринимается как настоящая катастрофа, как предвестие худших бед России:

«Солнце померче и преста от течения своего, и луна не даст света своего, и звезды с небеси спадоша: за многи грехи християнския преставися последнее светило, собратель и облагодатель всея Руския земли государь царь и великий князь Федор Иванович...» Обращаясь к прежнему царствованию, летописец вещает с необыкновенной нежностью: «А царьствовал благоверный и христолюбивый царь и великий князь Феодор Иванович... тихо и праведно, и милостивно, безметежно. И все люди в покое и в любви, и в тишине, и во благоденстве пребыша в та лета. Ни в которые лета, ни при котором царе в Руской земли, кроме великого князя Ивана Даниловича Калиты, такие тишины и благоденства не бысть, что при нем, благоверном царе и великом князе Феодоре Ивановиче всеа Русии».
  Именно при Федоре Ивановиче на Руси было введено патриаршество. За все годы его правления крымцы не сумели пробить брешь в русской обороне, а вот Иван Васильевич в 1571 позволил им сжечь столицу.
Лишь при Федоре Ивановиче подданным русского царя удалось закрепиться на Урале и в Западной Сибири.  
  Иван Грозный проиграл главную войну своей жизни — Ливонскую. Он не только утратил все завоеванное неимоверными усилиями, но и отдал врагу часть Новгородчины. При Федоре Ивановиче грянула новая война. Царь лично отправился в поход и участвовал в боевых действиях. Очевидно, что государь в глазах десятков тысяч военных людей не выглядел ни «юродивым», ни «помешанным». В результате ожесточенной борьбы Россия отбила у шведов Ям, Копорье, Ивангород и Корелу. Москве удалось добиться частичного реванша за прежнее поражение в Ливонии.

Царь Федор Иоаннович. Когда на троне блаженный

Карта Руссии, составленная Гесселем Герритсом по оригиналу царевича Федора Борисовича. Гравюра по меди, 1613-14. Из атласа Блау, Амстердам, 1640-70. 

Федор Иванович был человеком необыкновенно чистой, нравственной жизни, а в благочестии равнялся инокам из дальних обителей. Иностранцы, особенно те, кто имел причины к вражде с русским государством, порой отзывались о царе как о сумасшедшем или о сущем простаке. Но факты свидетельствуют об ином. Государь не был ни помешанным, ни слабоумным. «Простота» его, вернее всего, была простотой не умственно отсталого, а блаженного, «Божьего человека».

По словам князя Катырева-Ростовского, Федор «от младенчества даже до конца живота своего» о мирских ни о чем попечения имея, токмо о душевном спасении»

  www.orthedu.ru



Ещё: Федор Иоаннович (1557-1598), последний Рюрикович

Серия сообщений "Рюриковичи":
Часть 1 - Россия. Хронология перехода власти
Часть 2 - Царица Ирина Годунова
...
Часть 4 - Федор Иоаннович (1557-1598), последний Рюрикович
Часть 5 - Первый царь России Иван IV Васильевич Грозный
Часть 6 - Царь Фёдор Иоаннович (1584 - 1598)
Часть 7 - Последняя междоусобная война на Руси
Часть 8 - Жители Старой Руссы отметили тысячелетие города

Метки:  

Процитировано 5 раз
Понравилось: 3 пользователям

Анатолий___Луковкин   обратиться по имени Среда, 21 Мая 2014 г. 00:00 (ссылка)
Очень важное историческое исследование, Тома!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 21 Мая 2014 г. 20:53ссылка
Спасибо, Анатолий, что оценил! Я очень обстоятельно разобралась с Фёдором Иоанновичем и придерживаюсь мнения тех исследователей, которые утверждают, что он был достойным государем (последнее видео)
Александр_Зитев   обратиться по имени Царь Федор Иоанович (1584 - 1598) Четверг, 22 Мая 2014 г. 07:44 (ссылка)
Генеалогическое дерево Рюриковичей. Благодарю за прекрасную схему, у Карамзина сложно для запоминания прослеживается генеалогия рода Рюриковичей,а тут все на ладони и,глядя на Вашу схему, можно спокойно читать "Предания веков"...

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 22 Мая 2014 г. 20:08ссылка
У меня образование инженерное, я привыкла к схемам, чертежам, поэтому обрадовалась, когда нашла
Перейти к дневнику

Четверг, 22 Мая 2014 г. 20:36ссылка
специализация не важна,философия,да любая наука, намного легче и доходчивей воспринимается если тема систематизирована и изображена на схеме.
Перейти к дневнику

Четверг, 22 Мая 2014 г. 21:19ссылка
Я так же думаю. Однако, когда я сдавала философию и показывала, как я материал свернула в схему, преподавателя передёрнуло. Нежели Вам так понятней? - спросил он с пренебрежением. У всех разные системы восприятия
Перейти к дневнику

Пятница, 23 Мая 2014 г. 06:29ссылка
А наш философ в политучилище все свои темы не только разворачивал по схеме,но еще дробил по пунктам. Поэтому мы не страдали трудностью усвоения законов,категорий и понятий.
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку