-Цитатник

Гирлянд июньских благодать Чистых ириса цветов... - (0)

"Ты, Ирис, - рыцарь голубых кровей" Anthonore Christensen (1849-1926) ... Изысканно- волше...

Роберт Бейтман (1842 - 1922) - (0)

«ПОТЕРЯННЫЙ ПРЕРАФАЭЛИТ» РОБЕРТ БЕЙТМАН / Robert Bateman (1842-1922) Найджел Дейли. Потерянный ...

Фредерик Джордж Стивенс (1828-1907) - (2)

ПРЕРАФАЭЛИТ №6 ФРЕДЕРИК ДЖОРДЖ СТИВЕНС / Frederic George Stephens Уильям Холман Хант (1827-1910...

Роман Семашкевич (1900-1937) - (0)

ХУДОЖНИК РОМАН СЕМАШКЕВИЧ. ВТОРОЙ РУССКИЙ АВАНГАРД – ЖЕРТВА РЕЖИМА. Роман Матвеевич Семашкевич ...

Джон Ричи (1828-1875) - (0)

АНГЛИЙСКИЙ ЖАНРОВЫЙ ХУДОЖНИК ДЖОН РИЧИ /JOHN RITCHIE Джон Ричи (1846-1875). Маленькая Нелл и е...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей: 8489
Комментариев: 31400
Написано: 51950

Алексей Степанович Хомяков - предтеча самобытной русской мысли XIX века

Вторник, 13 Мая 2014 г. 13:07 + в цитатник

Хомяков А.С. (ч.б. портрет) | Хомяков Алексей Степанович | Русская портретная галерея  Алексей Степанович Хомяков выходец из старинного дворянского рода, получил хорошее домашнее образование; с 1817 по 1820 слушал лекции профессоров Московского университета (Щепкина и Мерзлякова по математике и словесности), после чего сдал экзамен на степень кандидата математических наук. В том же году начал печататься (перевод "Германии" Тацита). С 1822 до отставки в 1825 служил в Астраханском кирасирском полку на юге России и в конной гвардии в Петербурге. В 1825-27 жил в Париже, занимался живописью и работой над трагедией "Ермак" (поставлена в Петербурге в 1827, опубликована в 1832), в 1828-29 участвовал в русско-турецкой войне и за "блестящую храбрость" был награжден орденом Анны с бантом. Выйдя в 1829 в отставку, жил в Москве и в своих имениях в Рязанской и Тульской губерниях. Был членом "Общества любомудров". В 1830-х начал работу над философским трудом "Записки о всемирной истории" (опубликовано посмертно).

1836 стал переломным в судьбе Хомякова. В этом году скончался его отец, вышла замуж сестра Анна, затем и он сам женился на Екатерине Михайловне Языковой. Про этот брак Пушкин сказал так: «Поэт Хомяков женится на Языковой, сестре поэта.

Богатый жених, богатая невеста».  Как бы то ни было, но оба они и жених и невеста были людьми высоконравственными и брак заключался по взаимной любви. Существует предание, что этот союз  провидел св.Серафим Саровский.

К сожалению, через 15 лет после свадьбы Екатерина Михайловна скончалась от тифа.  До конца своей  жизни Алексей Степанович сохранял ей верность.

  В 1839 написал статью "О старом и новом", ставшую отправной точкой формирования идеологии славянофильства, эта тема была продолжена в 1840-х серией статей в журнале "Москвитянин". В 1844 вышел сборник стихотворений Хомякова, он был крайне недружелюбно встречен Белинским. В 1854 Алексей Хомяков написал знаменитое стихотворение "Россия", распространявшееся в списках, в 1856 стал сотрудником журнала "Русская беседа" и членом-корреспондентом Петербургской академии наук. Успешно занимался сельским хозяйством, запатентовал в Англии изобретенную им паровую машину. Составил проект реформы освобождения крестьян (1859) с землей и за выкуп.

Цитаты, афоризмы, высказывания

Всякое общество находится в постоянном движении; иногда это движение быстро и поражает глаза даже не слишком опытного наблюдателя, иногда крайне медленно и едва уловимо самым внимательным наблюдением. Полный застой невозможен, движение необходимо; но, когда оно не есть успех, оно есть падение. Таков всеобщий закон.

Частное мышление может быть сильно и плодотворно только при сильном развитии мышления общего; мышление общее возможно только тогда, когда высшее знание и люди, выражающие его, связаны со всем остальным организмом общества узами свободной и разумной любви и когда умственные силы каждого отдельного лица оживляются круговращением умственных и нравственных соков в его народе. (…)

А. С. Хомяков. Рисунок Дмитриева-Мамонова, 1830-е

Наука должна расширять область человеческого знания, обогащать его данными и выводами, но она должна помнить, что ей самой приходится многому и многому учиться у жизни. Без жизни она так же скудна, как жизнь без нее, может быть, еще скуднее.

Общество восстает не против формы своей, а против всей сущности, против своих внутренних законов. (…) Отжили не формы, но начала духовные, не условия общества, но вера, в которой жили общества и люди, составляющие общество. Внутреннее омертвление людей высказывается судорожными движениями общественных организмов; ибо человек — создание благородное: он не может и не должен жить без веры.

Самый закон общественного развития есть уже закон явления несовершенного. Улучшение есть признание недостатка в прошедшем, а допущение улучшения в будущем есть признание неполноты в современном.



Язык наш, … в его вещественной наружности и звуках, есть покров такой прозрачный, что сквозь него просвечивает постоянно умственное движение, созидающее его.

Нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического; всё волнует, дышит, живет.

  Мастером языка Алексей Степанович Хомяков был таким же, как и Аксаковы: многие его статьи можно причислить к лучшим образцам русской прозы 40—50 XIX века. В конце жизни он был избран председателем "Общества Любителей Российской Словесности" при Московском университете.

                ГОРДИСЬ...
"Гордись!" - тебе льстецы сказали:
Земля с увенчанным челом,
Земля несокрушимой стали,
Полмира взявшая мечом!...

Красны степей твоих уборы,
И горы в небо уперлись
И как моря твои озера"...
Не верь, не слушай, не гордись

Пусть рек твоих глубоки волны,

Как волны синие морей,
И недра гор алмазов полны,
И хлебом пышен тук полей;

Пусть пред твоим держаным блеском
Народы робко клонят взор,
И семь морей немолчным плеском
Тебе поют немолчный хор;


 Пусть далеко грозой кровавой
Твои перуны пронеслись:
Всей этой силой, этой славой,
Всем этим прахом не гордись...

Бесплоден всякий дух гордыни,
Не верно злато, сталь хрупка,
Но крепок ясный мир святыни,
Сильна молящихся рука!...



Не у всех одна вера, или одна надежда, или одна любовь, ибо ты можешь любить плоть, надеяться на мир и исповедовать ложь; можешь также любить, надеяться и веровать не вполне, а отчасти; и Церковь называет твою надежду надеждой, твою любовь любовью, твою веру верой, ибо ты их так называешь, и она с тобой о словах спорить не будет; сама же она называет любовь, и веру, и надежду дарами Духа Святого и знает, что они истинны и совершенны.

 В имениях, которыми Алексей Хомяков управлял сам и очень успешно, сумев увеличить их число и преумножить свое состояние, он заменил барщину на оброк. По старинной традиции своего рода, Хомяков постоянно собирал крестьянские сходки, где обсуждались дела, конфликты и споры решались на третейском суде. Но до  крестьянской реформы он не дожил. В 1860 году Алексей Степанович Хомяков неожиданно и скоропостижно умер от холеры в своем рязанском имении, в селе Ивановском, куда приехал по делам, рассчитывая пробыть там не более трех дней. К сожалению, Хомяков остался без продолжателей начатого им дела.

  Сталкивая в своей историософии «свободу духа» (иранство) и «вещественный», фетишистский взгляд, обозначенный символически именем «кушизма», Хомяков на почве древней истории и мифологии продолжал ключевой для славянофилов спор с рационализмом, лишившим, по их мнению, западный мир внутреннего духовно-нравственного содержания и утвердивший на его месте «внешDmitriev-Mamknov_Khomyak2.jpgне-юридический» формализм общественной и религиозной жизни. Ответственность за подпадание западной культуры под власть рационализма он возлагал на католицизм. Но, критикуя Запад, Алексей Хомяков не был склонен к идеализации ни прошлого России, ни, тем более, ее настоящего. В русской истории он выделял периоды относительного «духовного благоденствия» (царствование Фёдора Иоанновича, Алексея Михайловича, Елизаветы Петровны) без «великих напряжений, громких деяний, блеска и шума в мире» - периоды органического, естественного развития «духа жизни народа», а не «великие эпохи», канувшие в Лету.

Хомяков в мурмолке. Рисунок карандашом Дмитриева-Мамонова. 1850-е

  Будущее России, о котором мечтал Хомяков, должно было стать преодолением «разрывов» её истории. Он надеялся на «воскресение Древней Руси», хранившей религиозный идеал соборности. Это воскресение Алексей Степанович мыслил «в просвещенных и стройных размерах», на основе опыта государственного и культурного строительства последних столетий.

megabook.ruarticle/ХОМЯКОВ Алексей Степанович

Ещё:  Русский философ Хомяков Алексей Степанович (1804–1860)

ХОМЯКОВ АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ (1804-1860), ПОЭТ

Алексей Хомяков. Художник Юрий Селиверствов

 

Отрывок из статьи Алексея Хомякова. 1845

" ...часто видим людей русских, которые без всякой необходимости оставляют Россию и делаются постоянными жителями других краев. Правда, таких выходцев осуждают. Мне кажется, они заслуживают более сожаления, чем осуждения: Отечества человек не бросит без необходимости и не изменит ему без сильной страсти; но никакая страсть не движет нашими равнодушными выходцами. Можно сказать, что они не бросают Отечества, но, лучше, что у них никогда Отечества не было.

Ведь Отечество находится не в географии. Это не та земля, на которой мы живем и родились, и которая на картах обводится зеленой или желтой краскою. Отечество также не условная вещь. Это не та земля, к которой я приписан, даже не та, которой я пользуюсь и которая давала мне с детства какие-то права и какие-то привилегии.

Отечество - это та страна и тот народ, создавший страну, с которой срослась вся моя жизнь, все мое духовное существование, вся целостность моей человеческой деятельности.  Это тот народ, с которым я связан всеми жилами сердца и от которого оторваться не могу, чтобы сердце не изошло кровью и не высохло".

АМИНЬ.

Рубрики:  Славянская культура
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 2 пользователям



Анатолий___Луковкин   обратиться по имени Вторник, 13 Мая 2014 г. 15:21 (ссылка)
Он был замечательной личностью в истории русской культуры!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 13 Мая 2014 г. 21:38ссылка
Спасибо, Анатолий, за отзывчивость! Бился Хомяков за сохранение самости нашей! Да только всё не впрок...
Орли44   обратиться по имени Вторник, 13 Мая 2014 г. 21:33 (ссылка)
К сожалению то о чём мечтали дворяне не
осуществилось.Мир стал более жестокий,а деньги развратили людей.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 13 Мая 2014 г. 21:45ссылка
Все мечтают о хорошем, да мало кто разумеет, как его достигнуть. Почву родную не чувствуют многие, а перекати поле - ненадёжные. Как Тютчев говорил: Не плоть, а дух растлился в наши дни...
Орли44   обратиться по имени Вторник, 13 Мая 2014 г. 22:15 (ссылка)
Это точно.Хорошо сказала.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку