-Рубрики

 -Цитатник

Габриэла Комлева - (0)

Не разгаданная тайна танца Габриэлы Комлевой. Габриэла Комлева Родилась 27 декабря 1...

Высказывания Людмилы Улицкой - (0)

«Я отказываюсь решать вопросы мирового значения» «Я отказываюсь решать вопросы мирового значени...

Винсент Ван Гог (1853-1890) - (0)

А ИЗ НАШЕГО ОКНА... Винсент Виллем Ван Гог (1853-1890) Window in the Bataille Restaurant, 188...

Савелий Сорин (1878 - 1953) - (0)

Савелий Абрамович Сорин - выдающийся портретист и график.   ...

Талантливые живописцы германского ренессанса - (0)

Альбрехт Дюрер   Праздник венков из роз. Масло, тополевая доска (1506)  ...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 50665

Жюль Массне (1842-1912)

Понедельник, 12 Мая 2014 г. 10:43 + в цитатник

  Каждый французский музыкант имеет немного Массне в своем сердце, так же как каждый итальянец — частицу Верди и Пуччини. 

Ф. Пуленк

  Разноречивы мнения современников! В них не только борьба вкусов и устремлений, но и неоднозначность творчества Жюля Массне. Главное достоинство его музыки в мелодиях, которые, по словам композитора Брюно, «узнаешь среди тысяч». Чаще всего они тесно связаны со словом, отсюда их необычайная гибкость и выразительность.

    Жюль Массне  неглубок,  считал  его  постоянный  недруг  и соперник Камиль Сен-Санс, "но это не имеет никакого значения. ...Искусство нуждается в художниках всевозможных разновидностей... У него было обаяние, способность очаровывать и нервный, хотя и неглубокий темперамент... В теории мне такой характер музыки не нравится... Но как устоять, когда слышишь Манон у ног де Гриё в ризнице Сен-Сюльпис? Как не быть захваченным до недр души этими рыданиями любви? Как раздумывать и анализировать, если ты тронут"?

 

 

  Эмиль Фредерик Массне родился 12 мая 1842 года в Монто, тогда пригороде, сейчас часть города Сент-Этьен, департамент Луары. Когда ему было шесть лет, семья переехала в Париж, где отец Жюля Алексис Массне, в прошлом фабрикант регионального значения, занимавшийся производством кос и серпов, проходил курс лечения от болезни сердца. В Париже мать Жюля Аделаида начала давать уроки фортепианной игры. Она также обучала и Жюля. В возрасте 11 лет он смог выдержать экзамены и поступить в Парижскую консерваторию.  

  Массне был студентом, когда семья переехала из Парижа в Шамбери, но Жюль пробыл там всего несколько месяцев, после чего вернулся в Париж и поселился у родственников первой жены своего отца. Для того чтобы заработать на жизнь Массне в течение шести лет играл на литаврах и других ударных инструментах в оркестре Театра Лирик, а также подрабатывал пианистом в Кафе де Бельвиль.

  Учителя Массне по консерватории вначале не сулили ему успешной карьеры в музыке. Их мнение изменилось в 1863, когда за кантату «Давид Риццио» он получил Римскую премию, после чего три года стажировался в Риме. Там Массне познакомился с Ференцем Листом, по рекомендации которого давал уроки фортепиано дочери госпожи де Сен-Мери. Через три года ученица стала его женой. Брак с Луизой Констанцией де Гресси (1866) способствовал проникновению Массне в высшее общество и распространению там его произведений. Первой оперой композитора стала одноактная «Двоюродная бабушка» (1867, Опера-комик).



  Наставником Массне стал композитор Амбруаз Тома с его связями в театральном мире. Популярности сочинений Массне способствовал также его издатель Жорж Гартман, который популяризировал творчество Массне в массовой прессе, благодаря своим знакомствам в журналистских кругах.

  В 1870—1871 Жюль Массне принимал участие во Франко-прусской войне. С 1878 он профессор Парижской консерватории. Среди учеников — Гюстав Шарпантье, Эрнест Шоссон, Джордже Энеску, Рейнальдо Ан, Шарль Кёклен. В 1876 он получил орден Почётного легиона, с 1899 — командор. В 1878 по рекомендации Камиля Сен-Санса был избран членом Академии изящных искусств. Массне стал самым молодым (36 лет) академиком, когда-либо избиравшимся в состав этой академии.

 

Вершина творчества Массне — оперы «Манон» (1884) и «Вертер» (1892)

Никогда г-н Массне не показал так хорошо, как в «Вертере», чарующие качества дарования, сделавшего его музыкальным историком женской души.         

 Дебюсси

  "Вертер" - по-настоящему выстраданное, выношенное и очень личное лирическое высказывание композитора. Посещение дома Гете в Вецларе, где был задуман великий роман, невероятно душевно тронуло Массне. После он «со слезами на глазах» перечитал «Страдания юного Вертера» (1774), в котором великий немецкий писатель отразил драматические судьбы целого поколения свободомыслящей молодежи, вступившей в столкновение с отсталым феодальным жизненным укладом старой Германии. и уже не сомневался, что напишет оперу на гетевский сюжет. Премьера оперы Жюль Массне «Вертер» состоялась в феврале 1892 в Императорском оперном театре в Вене.



   Идейное содержание «романа в письмах» Гете предстало в опере суженным: трогательная история любви Вертера и Шарлотты заняла в ней главенствующее место. Чтобы обрисовать окружающую героев бытовую обстановку, были введены жанровые сцены и ряд новых действующих лиц — комическая влюбленная пара Брюльман и Кетхен, а также Софья, сестра Шарлотты, чей образ у Гете лишь бегло намечен.
  «Вертер» — лирическая опера. Трогательная любовная драма о гибели иллюзий и надежд обрисована в музыке Массне выразительной, психологически чуткой и гибкой мелодикой, тонкими и изящными оркестровыми красками.
  Во вступлении мощным аккордам оркестра, вызывающим представление о неодолимой грозной силе, противостоят нежные мелодии струнных. С приходом Вертера музыка приобретает взволнованный оттенок. Его ариозо«Брежу я, иль виденья проходят вереницей» проникнуто мечтательно-поэтическим настроением. Второе ариозо «О природа» полно благоговейного чувства. Небольшое ариозо «О мой светлый идеал»проникнуто страстью. Восторженно, увлеченно звучит признание Вертера«Счастьем я упиваюсь».
  Оркестровое вступление ко второму акту рисует беспечное веселье горожан. Диалог Альберта и Шарлотты «Итак, три месяца» передает чувство спокойного счастья и взаимного доверия. Ариозо Вертера «Я знал бы обладанье» пронизано страстной тоской об утраченном счастье. Сцена встречи Вертера и Шарлотты начинается лирической музыкой первого акта, затем звучит новая мелодия, наполненная затаенной страстностью; драматизм нарастает вплоть до конца акта.
  Оркестровое вступление к третьему акту воплощает настроение безотчетной тоски, которое господствует в монологе Шарлотты. Ее ариозо«Ах, пусть льются эти слезы» проникнуто безутешной печалью. Обращение Шарлотты «Боже мой, творец!» исполнено горячей и страстной мольбы. Вдохновенный романс Вертера «О, не буди меня» принадлежит к числу популярнейших оперных отрывков.
  Первая картина четвертого акта представляет собой пантомимическую сцену; музыка ее окрашена в сумрачные, гнетущие тона (В некоторых постановках музыка этой картины служит оркестровой интермедией («Ночь перед рождеством») к заключительной картине оперы.).
  Последняя картина — развязка драмы. Ласково и умиротворенно звучит ариозо Вертера «Нет!.. Ты поступила честно». Ему отвечает страстное признание Шарлотты «Да… с того дня, как ты глазам моим предстал». Душевный покой и усталая отрешенность слышатся в последних фразах умирающего Вертера. Резким контрастом звучат голоса детей, славящих рождество. Эта песня умиляет Вертера. Как в бреду, он говорит, что теперь он только начинает жить. Но силы оставляют его, и он умирает. Шарлотта без чувств падает к ногам мертвого возлюбленного.

  

  В России опера была впервые исполнена в 1895  в Киеве, затем 17 января 1896 на сцене Мариинского театра в Петербурге (Н. Фигнер — Вертер, М. Фигнер — Шарлотта, Яковлев — Альберт); в Москве — 19 декабря 1904 в Новом театре. Однако только после исполнения заглавной партии Собиновым (впервые — 16 октября 1907) «Вертер» захватил слушателей. Образ, созданный великим артистом, покорял сдержанным драматизмом, проникновенным лиризмом, высоким благородством и одухотворенностью. В традиции Собинова исполняли эту партию многие певцы.

  В советский период «Вертер» был поставлен в Петрограде, в Театре комической оперы (премьера — 10 декабря 1920, режиссер Оленин), в Москве, на сцене Студии Станиславского (1921), затем в ленинградском Театре им. Кирова (премьера — 31 октября 1937, режиссер и исполнитель заглавной партии — Печковский). Значительным явлением было концертное исполнение в Москве (Козловский — Вертер в 1938, Максакова — Шарлотта). В 1957 была осуществлена постановка в московском Большом театре (Лемешев — Вертер), в 1963 — в Театре им. Кирова, в 1984 — там же (под управлением Колобова). Среди выдающихся зарубежных исполнителей партии Вертера в конце XX века — Краус, Гедда и Корелли.



  Большим успехом пользовались оперы «Таис» (1894), «Жонглёр Богоматери» (1902), «Дон Кихот» (1910, написана специально для русского певца Федора Шаляпина).

   Кроме 34 опер Массне написал фортепианный концерт, ряд концертных сюит, балетную музыку, оратории и кантаты, а также более 200 песен и романсов. Некоторые из его инструментальных фрагментов приобрели самостоятельную популярность и часто исполняются оркестрами или отдельными исполнителями: медитация из оперы «Таис» для скрипки с оркестром, арагонский танец из оперы «Сид» для оркестра, элегия из музыки к драме «Эриннии» для виолончели с оркестром. Элегия исполняется в различные аранжировках (в том числе для фортепиано), а также как отдельное вокальное произведение со словами.



  Будучи профессионально работающим композитором (он ежедневно сочинял музыку с 4 часов утра), Массне разрабатывал фрагменты будущих опер не на фортепиано, а «мысленно, в уме». Эта способность позволяла Массне быть великолепным оркестровщиком собственных произведений.

Жюль Массне умер в Париже в возрасте 70 лет после тяжелой болезни. После его смерти стиль Массне вышел из моды, и большинство его опер были забыты и не ставились на сцене. Начиная с 1970-х интерес к наследию Массне восстановился, его оперы вновь заняли достойное место в репертуарах ведущих театров мира.

meloman.ruРепертуарmassne-zhyul-1842-1912

Жюль Массне никогда не разочаровывал свою публику, хотя бы благодаря только превосходно сработанному звуковому материалу. В любой его опере, даже не удавшейся в целом, есть памятная страница, живущая самостоятельной жизнью вне общего контекста.

Рубрики:  композиторы и дирижёры
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 3 пользователям



Сергеева_Ева   обратиться по имени Понедельник, 12 Мая 2014 г. 11:02 (ссылка)
Прекрасный пост! С удовольствием и благодарностью цитирую, спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 12 Мая 2014 г. 19:04ссылка
Спасибо, Ева! Хорошего вечера!
Анатолий___Луковкин   обратиться по имени Понедельник, 12 Мая 2014 г. 13:42 (ссылка)
Отличный рассказ о композиторе, причитал с удовольствием!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 12 Мая 2014 г. 19:06ссылка
Добрый вечер, Анатолий! Масне очень мелодичный!
Татьяна_Бойко-Назарова   обратиться по имени Понедельник, 12 Мая 2014 г. 18:23 (ссылка)
Спасибо Томочка, за прекрасный пост и мою Элегию в исполнении Шаляпина.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 12 Мая 2014 г. 19:10ссылка
Здравствуй, Танечка! Так много слушала элегий и в прекрасном исполнении - предпочтение отдала Шаляпину! Спасибо!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку