-–убрики

 -÷итатник

–оберт Ённинг Ѕелл (1863-1933). - (0)

’”ƒќ∆Ќ»  –ќЅ≈–“ ЁЌЌ»Ќ√ Ѕ≈ЋЋ / ROBERT ANNING BELL (1863-1933) - ѕќ—Ћ≈ƒЌ»… Ќј—Ћ≈ƒЌ»  ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ќ¬ ...

ј что мне нужно? ћожет, просто быть... - (0)

"...€ бы пришла на эту «емлю снова." ¬ашему вниманию несколько стихотворений, светлых и лир...

ƒжеймс —метэм (1821-1889) - (0)

’”ƒќ∆Ќ»  ƒ∆≈…ћ— —ћ≈“Ёћ / JAMES SMETHAM - ≈ў≈ ќƒ»Ќ ѕќ—Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№ ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ќ¬ ƒжеймс —метэм (18...

Ћетние травы - (0)

¬.ƒ. ѕоленов. Ћопухи. 1870 ћежду коль€ми забора серого —олнце длинные лу...

«емл€ псковска€ - (0)

  ѕожалуй, за пределами российских столиц трудно найти...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 52288


ќкопна€ правда о войне ¬иктора јстафьева

—уббота, 10 ћа€ 2014 г. 14:41 + в цитатник

  ¬иктор јстафьев мог бы на фронт и не идти. »мел на то законное право. ѕо окончании фабрично-заводского училища  ему, как «составителю поездов» дипломированному железнодорожнику,   выдали «бронь». »гарский детдомовец и сирота ¬итька јстафьев за зиму перед войной окончил шестой класс. ƒалее находитьс€ в социальном  заведении ему не разрешили, вышел возраст. Ќадо было начинать самосто€тельную жизнь, думать о дальнейшей судьбе, а, значит, и как-то выбиратьс€ с —евера.  ƒенег на дорогу юноша заработал сам,  поступив коновозчиком на кирпичный завод, существовавший в те годы в »гарке. ѕодросток  забирал на лесокомбинате опилки, грузил их на телегу  и вЄз к топкам, где обжигались кирпичи.   лету необходима€ сумма денег дл€ покупки билета на пароход была скоплена, а в  расно€рске  он поступил учитьс€ в железнодорожную школу фабрично-заводского обучени€ є 1 на станции ≈нисей – прообраз современного профтехучилища.  

  Ќа «ападе уже гремела вовсю война. ѕочти без отдыха, вечно голодные, по сути, ещЄ дети, ¬иктору едва исполнилось  восемнадцать, юные железнодорожники посто€нно были зан€ты делом. Ќа станцию Ѕазаиха один за другим прибывали эшелоны с оборудованием эвакуированных заводов, людьми. Ќа одном из поездов из Ћенинграда, отцепили вагон, в него по пути следовани€ из блокадного города, переносили и складировали умерших.  ¬иктора включили в погребальную группу.  ак потом он писал в «ѕоследнем поклоне»: «ѕохоронами € был не просто раздавлен, € был выпотрошен, уничтожен ими, и, не выход€ на работу, отправилс€ в Ѕерезовку, в военкомат – проситьс€ на фронт».  —лучилось это спуст€ всего четырех мес€цев с  начала его трудовой биографии.

  ƒоброволец јстафьев, как и большинство молодых призывников его возраста,  в 1942 был направлен  вначале в 21-ый стрелковый полк, находившийс€ под Ѕердском, а затем его перевели в 22-й автополк в военном городке Ќовосибирска, и только весной 1943  отправили на передовую…

  ¬ августе 1994 года в один из приездов  ¬иктора ѕетровича в »гарку мы несколько теплых вечеров просидели с ним вместе на крылечке лесокомбинатовской гостиницы – немыслимое дл€ мен€ счастье. ќ чЄм только не говорили, но всЄ-таки темы войны тогда так и не коснулись. я бо€лась спросить, зна€, как легко можно растревожить его израненное сердце. ¬идимо, и ¬иктору ѕетровичу в городе детства хотелось лишь при€тных воспоминаний, тех, что были до…

  ¬ следующий, последний приезд ¬иктора ѕетровича была встреча с читател€ми в 1999, сн€та€ санкт-петербургским оператором ¬адимом ƒонцом дл€ фильма «¬сему свой час. — ¬иктором јстафьевым по ≈нисею». »менно на встрече с читател€ми прозвучал вопрос библиотекар€ —ветланы Ѕогдановой: «¬аши первые произведени€ добром пропитаны, сейчас какой-то жЄсткостью отдают. ѕочему?»

  “еперь-то пон€тно, почему. ¬ дев€ностые ¬иктор ѕетрович  написал   самое главное свое  произведение о войне – роман «ѕрокл€ты и убиты».  Ќаписал, несмотр€ на идущую в периодической печати травлю писател€. “акую хлЄсткую и беспощадно Ємкую оценку войне, заключЄнную уже в самом названии романа, мог дать только человек, имевший огромную смелость, перенЄсший страдани€ и сказавший открыто то, что перечеркнуло все созданные ранее мощной монументальной пропагандой   художественные произведени€ о героике войны. ќн писал:

   «я был р€довым бойцом на войне и наша, солдатска€ правда, была названа одним очень бойким писателем «окопной»; высказывани€ наши — «кочкой зрени€».

  » вот его «окопные постулаты», родившиес€ с первых дней нахождени€ в учебной части под Ќовосибирском: никакой серьезной подготовки, никакого обучени€ молодых, необстрел€нных бойцов не велось. «ќ нас просто забыли, забыли накормить, забыли научить, забыли выдать обмундирование». ѕо словам јстафьева, когда они,  наконец,  прибыли из запасного полка на фронт,  войско было больше похоже на брод€г. Ёто были не солдаты, а истощЄнные уставшие старички с потухшими глазами. ќт недостатка сил и умени€ большинство из них погибало в первом же бою или попадало в плен.  «ќни так и не принесли –одине  той пользы, которую хотели, а, главное, могли принести».

  Ѕольшинство солдат  ходило в гимнастерках со швом на животе. “акие же швы были и на нательном нижнем белье. ћногие не знали, отчего этот шов, недоумевали, объ€снение же было простым – одежда была сн€та с мЄртвых.  “ак еЄ не снимешь, только разрезать надо, потом зашить.  ѕон€в это,  и сами солдаты стали таким образом одеватьс€, снима€ одежду с мЄртвых немцев – те к войне готовились по-серьЄзному, сукно было добротным, меньше изнашивалось. ”краинские кресть€нки, а именно на ”краине начиналс€ боевой путь солдата јстафьева,  зачастую принимали наших солдат за пленных немцев, не понима€, кто перед ними в столь жалком облачении. ¬иктору јстафьеву досталась гимнастерка с отложным воротничком, видимо, младшего офицера, но в ней больше вшей водилось – вот и всЄ еЄ преимущество. “олько в декабре 1943 часть, наконец, обмундировали. » молодой боец вместе с другом не преминули сразу запечатлеть себ€  на фото.

  ¬оевал р€довой ¬иктор јстафьев в 17-й артиллерийской, орденов Ћенина, —уворова, Ѕогдана ’мельницкого,  расного «намени  дивизии прорыва, входившей в состав 7-го артиллерийского корпуса основной ударной силы 1-го ”краинского фронта.  орпус был резервом √лавного командовани€.

  «¬еселый солдат» ¬иктор јстафьев был шофЄром, артиллеристом, разведчиком, св€зистом. Ќе штабным телефонистом, а линейным надсмотрщиком, готовым по первому приказу командира ползти под пули, разыскива€ порыв на линии. ¬от так писал он сам о специфике своей военной должности телефониста впоследствии: « огда руганный-переруганый, драный-передраный линейный св€зист  уходил один  на обрыв, под огонь, озарит он последним, то злым, то горестно-завистливым взгл€дом остающихс€ в траншее бойцов, и хвата€сь за бруствер окопа, никак одолеть не может крутизну. ќх, как он пон€тен, как близок в ту минуту и как же перед ним неловко – невольно взгл€д отведЄшь и пожелаешь, чтобы обрыв на линии был недалече, чтобы вернулс€ св€зист «домой» поскорее, тогда уж ему и всем на душе легче сделаетс€».

(јстафьев ¬.ѕ. «“ак хочетс€ жить», »ркутск, «¬ектор», 1999).

  —в€зисты и возможность смертельного исхода испытывали чаще других, и радость жизни  у них была острее. Ќедавно проанализированна€ мною печальна€ статистика боевого пути воинов, призванных »гарским военкоматом, подтверждает сказанное: север€не зачастую назначались св€зистами, а среди них был больший процент как погибших,  так и – получавших  награды. ¬торит этому и боец јстафьев: «» когда живой, невредимый, бр€кнув дерев€шкой аппарата, св€зист рухнет в окоп, привалитс€ к его гр€зной стенке в счастливом изнеможении, сунь ему – из братских чувств – недокуренную цигарку. Ѕрат-св€зист еЄ пот€нет, но не сразу, сперва он откроет глаза, найдЄт взгл€дом того, кто дал «сорок», и столько благодарности прочтЄшь ты, что в сердце она не вместитс€».

 ¬прочем, и правительственной наградой командовани€ был оценен труд «линейщика». ¬ бою 20 окт€бр€ 1943 красноармеец јстафьев четыре раза исправл€л телефонную св€зь с передовым наблюдательным пунктом. «ѕри выполнении задачи от близкого разрыва бомбы он был засыпан землей. √ор€ ненавистью к врагу товарищ јстафьев продолжал выполн€ть задачу и под артиллерийско-минометным огнЄм, собрал обрывки кабел€, и вновь восстановил телефонную св€зь, обеспечив бесперебойную св€зь с пехотой и ее поддержку артиллерийским огнем» – так написано в наградном листе при представлении старшего телефониста јстафьева к медали ««а отвагу»…

   ¬от бы сейчас посме€лись мы над литературными опусами штабного писар€, но ¬иктор ѕетрович сей документ и в глаза, возможно,  не видел, а потомкам оставил воспоминани€ совсем иного плана:

 ќдин раз тащили-тащили на плечах и на горбу полуторку взвода управлени€ со св€зью, со стереотрубой, бусолью, планшетами и прочим имуществом, и встала машина, не идЄт: это мы за ночь, то запрыгива€ в кузов, то обратно, натаскали полный кузов гр€зи, перегрузили бедную полуторку. ¬ыбрасывали гр€зь кто лопатами, кто котелками и касками, кто горст€ми и к месту сосредоточени€ бригады успели почти воврем€, – рассказывал он о ночном марш-броске  киношникам, посланным Ќикитой ћихалковым перед съЄмками нового фильма «÷итадель» к великому сибирскому писателю-фронтовику за «приватными» впечатлени€ми военных будней.

  ∆иво представл€ю, как слегка прищурив раненый глаз, он пересказывает  им этот и другой, известный ему  со слов командира своего дивизиона эпизод из ещЄ одного ночного марш-броска.  омандир тот был, немногим старше своих подчинЄнных,  но «крутого нрава до первого ранени€, который мог и пинка солдату отвесить», и крепкое словцо употребить:

-  “олкали, толкали, качали, качали как-то машину и всЄ, перестала двигатьс€ техника. ¬ыскочил € из кабины с фонариком, ну, думаю, сейчас € вам, разгильд€и, дам разгон! ќсветил фонариком, а вы, человек двадцать, облепили кузов машины, опЄрлись на него, кто по колено, кто по по€с в гр€зи — спите… я аж застонал…

  ¬от так воевал наш земл€к. Ќо не этих, по сути невинных баек изнеможЄнного в переходах солдата не могли простить будущему писателю «победоносные генералы».

  ѕо признанию јстафьева, именно война стала причиной того, что он вз€лс€ за перо. ¬ начале 50-х ¬иктор ѕетрович ходил в литературный кружок, открытый при местной газете «„усовской рабочий» на ”рале, там однажды услышал он короткий рассказ одного писател€ - в войну политработника. ¬ойна  у того была красивой, а главное, что возмутило, об этом писал тот, кто  тоже был на передовой. ” јстафьева, по его словам, аж зазвенело в контуженой голове от такого врань€. ѕрид€ домой и,  успокоившись, он решил, что единственный способ боротьс€ с ложью – это правда. » за ночь на одном дыхании написал свой первый рассказ «√ражданский человек» (современное название «—ибир€к»), в котором описал войну, какую он видел и знал.  » это было началом.

 ѕривод€ этот известный факт, биографы писател€ не всегда говор€т, что вернутьс€ с войны бывшему детдомовцу было некуда. — женой-фронтовичкой он отправилс€ в ее родной  уральский городишко „усовой.  вартиранты-переселенцы не думали освобождать семье фронтовика зан€тый ими и не оплачиваемый флигелЄк во дворе. ¬ернувшийс€ с войны майор-сво€к, зан€л лучшее в доме место в комнате на втором этаже, забив до отказа помещение  трофейным тр€пьем и «через губу» разговаривал с младшим по званию ¬иктором, вынужденным ютитьс€ с молодой женой  в кухне за печкой на полу. ¬иктор то снег разгребал, то вагоны разгружал, прежде, чем получил место сторожа на колбасном заводе, где в ночную смену и родилс€ этот рассказ. ѕоведала об этом жена писател€ ћари€  ор€кина. –ассказала не только  о перипети€х семейной жизни вернувшихс€ с войны фронтовиков, но и об умершей от диспепсии в младенческом возрасте дочке Ћидочке. ” молодой матери от посто€нного недоедани€ не было достаточного количества  молока.

  ѕон€тно, что темой начинающего писател€ стали событи€ минувшей войны. ¬ актив рождающегос€ писател€ в 1960 добавл€етс€ лирическа€ повесть ««вездопад», а в 1971 «ѕастух и пастушка». —овременна€ пастораль – вносит  автор пометку в подзаголовок последней. ќбе повести поэтичные, трогательные и трагичные произведени€ о первой любви, искалеченной, погубленной войной. Ќе раз €, как и многие мои сверстники, перечитывала их, видимо, о них упоминала и игарский библиотекарь —ветлана Ѕогданова – «добром пропитанные»…

  ¬прочем, если в ««вездопаде» автор воздерживаетс€ от рассказов о бо€х, перенес€ действие в военный госпиталь, то в «ѕастухе и пастушке» уже начинают по€вл€тьс€ страшные эпизоды, навечно засевшие в пам€ть солдата. ¬ойна калечит молодые души героев, она стирает хорошее, оставл€€ €рчайшее, невольно подмеченное, в мозгу засевшее и продолжающее мучить  кошмарами автора.

¬ мирное врем€ в пам€ти постаревшего солдата јстафьева зи€ют аккуратные парные дыры в жирном украинском чернозЄме – это оставленные бойцами во врем€ марш- броска  валенки, потому что «раз вытащил, два вытащил, на них пуда три такой гр€зи, что на третий раз шагнул и дальше пошЄл босиком».

  »ли вот ещЄ один из поведанных михалковским визитЄрам рассказ о привале в осеннем припорошенном снежком лесу, толи на пол€не, то ли на болотце. ѕодложив под себ€ на кочку пучок вырванной торчащей из снега сухой травы,  сидит  солдат јстафьев, хлебает быстро остывающий суп. „увствует, что-то склизко под ним, встал, «твою мать, немец, вмЄрзший в землю подо мной. Ќу чего? … стерни побольше наложил и обратно сел. Ќекогда, и жрать охота. ¬от так вот вт€гиваешьс€ в войну. √овор€т, опыт войны. ¬от оно. „тоб ты мог жрать, спать, как скотина последн€€, терпеть вошь… ѕомню, у нас щеголеватый был офицер, двум€ руками в голову залез: Ќу,  до чего надоели эти вши».

 ¬последствии эпизод с поедаемым вшами офицером нахожу и в романе «÷итадель».

  ƒл€ јстафьева – самое страшное на войне – привычка к смерти.  огда смерть  становитс€ повседневной, обыденной и уже не вызывает никаких эмоций, когда можно сидеть и без отвращени€ есть на замЄрзшем трупе противника.

  —трашные потр€сени€ молодого јстафьева, продолжающие тревожить пам€ть его и пожилого, - когда при отступлении от ∆итомира по отступающим, уже убитым, разбитым, шли наши танки, машины, транспортЄры: «…в шоссе, в жидкой гр€зи  трупы, раскатанные в фанеру, только кое-где белые косточки вылезут, и зубы… “анки идут, гусеницы наматывают, шинелЄнку, кишки, вот такое эстетическое зрелище».

  ¬ойна јстафьева  действительно совсем не похожа на то, что мы привыкли видеть в военных фильмах, или читать в военной прозе. √ерои большинства литературных произведений шли в атаку с криками «”ра!», закрывали амбразуры, погибали, вызыва€ огонь на себ€. ѕо словам јстафьева, о войне столько наврали и так запутали всЄ, с ней св€занное, что  в конце-концов война сочинЄнна€ затмила войну истинную.

 Ќепоправимое сотворила война с ¬итенькой јстафьевым: «ћаленький, совсем малограмотный, € уже сочин€л стихи и разного рода истории, за что в ‘«ќ и на войне мен€ любили и даже с плацдарма вытащили, но там на плацдарме осталась половина мен€ – моей пам€ти, один глаз, половина веры, половина бездумности и весьполностью осталс€ мальчик, который долго во мне удобно жил, весЄлый, глазастый и неунывающий».

(»з письма јстафьева  урбатову, « рест бесконечный»,»ркутск,  2005)

  —амое т€жЄлое и трагичное  в воинской биографии  јстафьева – это форсирование ƒнепра осенью 1943. ¬ воду, без подготовки, без передышки, развива€ недавний успех на  урской дуге, солдаты прыгали голыми, несли узелки с одеждой и винтовки над головой. ѕереплавл€лись без специальных плавучих средств, кто как может. Ќа том участке, где плыл јстафьев, из 25 тыс€ч человек до другого берега добралс€  только каждый шестой. ј таких точек переправы было дес€тки. ¬ битве за ƒнепр советские войска потер€ли около 300 тыс€ч солдат: «большинство потонуло бессмысленно, из-за бездарной подготовки,  так ни разу и не выстрелив».

  ¬сю жизнь јстафьев утверждал, что мы победили в этой войне только потому, что просто завалили немцев трупами, залили их своей кровью. » он имел право так говорить. –€довой ¬иктор јстафьев воевал на Ѕр€нском, ¬оронежском, —тепном и ѕервом ”краинском фронтах – в самой гуще военных действий. Ќа ƒнепровском плацдарме јстафьеву повредило глаз и серьЄзно контузило:

ѕакостно ранило в лицо. ћелкими осколками кассетной бомбы, или батальонной мины и крошевом камней… повредило глаз, раскровенило губы, лоб, реб€та бо€лись до медсанбата не доплав€т, – рассказывал он впоследствии.

  ¬ районе польского города ƒукла јстафьев получил т€желое сквозное пулевое ранение левого предплечь€ с повреждением кости:  огда ран€т – по всему телу идЄт гулкий удар, откроетс€ кровь, сильно-сильно зазвенит в голове и затошнит, и в€лость пойдЄт, будто в лампе догорает керосин, и жЄлтенький, едва тепл€щийс€ свет заколеблетс€ и замрЄт над тобой так, что дышать сделаетс€ бо€зно и всего пронзит страхом. » если от удара заорал, то, увидев кровь, – оглох от собственного голоса и звона, ужалс€ в себе, приник к земле, бо€сь погасить этот исходный свет, этот колеблющийс€ проблеск жизни.

(јстафьев ¬.ѕ. «¬сему свой час», ћосква, «ћолода€ гварди€»,  1985)

  ¬ действующей армии  солдат јстафьев пробыл до сент€бр€ 1944, выбыв из нее по т€желому ранению, но продолжа€  мыкатьс€ по нестроевым част€м, выполн€€ об€занности то почтальона, то конвоира вплоть до конца 1945.

  ѕочти каждой семьи коснулась война смертельным крылом. Ѕыли трагические потери и у јстафьевых.  24 сент€бр€ 1942 под —талинградом погиб его д€д€ – родной брат отца »ван, до войны – рубщик на лесобирже »гарского лесокомбината.  ак передовика производства в мирное врем€ его портрет был помещен на городскую ƒоску ѕочета, а сам юноша направлен на учебу в јчинский сельхозтехникум. ¬ войну  »ван јстафьев был телефонистом, или разведчиком, достоверные  данные об этом не сохранились. Ќе знал ¬иктор ѕетрович и место его гибели, уточнив судьбу д€дьки только спуст€ дес€тилети€ после окончани€ войны. ѕомог ему в этом  волгоградский собрат-писатель, родившийс€ в »гарке Ѕорис ≈кимов.

  ≈ще один д€дька – крестный отец писател€ ¬асилий, всего лишь на дес€ть лет старше ¬иктора. Ѕалагур, весельчак, любимец женщин, прозванный за неуЄмный характер «—орокой»  он был ближе всех ¬иктору в юношеские годы. ≈го в феврале  1942 провожал ¬иктор на фронт из  расно€рска. ¬асилий, хитростью обойд€ военную цензуру,  дал ¬иктору знать, что, дескать,  воюет танкистом с ним  р€дом, на ”краине. Ќа Ћютежском плацдарме под  иевом был т€жело ранен, направлен в госпиталь, но в пути был обозначен как без вести пропавший.  ак впоследствии признавалс€ ¬иктор, он придумал встречу с ним, уже мертвым, описав ее в романе «ѕоследний поклон». Ќа самом деле, последнее пристанище солдата  неизвестно.

  ¬асилию јстафьеву едва исполнилось 29, »вану – 24.   чести игарчан,  фамилии родственников ¬иктора ѕетровича – ¬асили€ ѕавловича и »вана ѕавловича јстафьевых занесены на городской мемориал пам€ти погибших. ƒаже больной неизлечимой кожной болезнью отец писател€ ѕЄтр ѕавлович  призывалс€ на войну.

  ‘ронтова€ биографи€ р€дового  ¬иктора јстафьева отмечена орденом  расной «везды, медал€ми ««а отвагу», ««а победу над √ерманией в ¬еликой ќтечественной войне 1941-1945 годов», ««а освобождение ѕольши».
   ¬иктор ѕетрович јстафьев не только имел моральное право написать, но и просто об€зан был сделать это, сказав самое важное, оставив в наследство потомкам то, что пережил сам и его семь€, и что, так он считал,  не должно было стать дл€ будущих поколений  предметом их личного познани€ и переживани€.



   роме повестей ««вездопад», «ѕастух и пастушка», «“ак хочетс€ жить», «ќбертон», «¬есЄлый солдат», многие рассказы и затеси написаны ¬иктором ѕетровичем о войне. Ќевольно, в чертах большинства героев видитс€ автор – детдомовец ¬итька из запол€рного города, не всегда названного, но узнаваемого по тем €рким детал€м, которые присущи только »гарке – репрессированные, лесоперевалка,  морские суда, особенности охоты и рыбалки в окрестност€х города.

  ¬ первой половине 1990 јстафьев писал: «ƒа, пишу книгу о войне, давно пишу, но не о 17-ой дивизии, а вообще о войне. —олдатскую книгу, а то генеральских уже много, а солдатских почти нет». » еще: «я всю свою творческую, а может и не только творческую жизнь готовилс€ к главной своей книге – роману о войне. ƒумаю, что ради неЄ √осподь мен€ сохранил не только на войне, но и в непростых и нелЄгких, порой на грани смерти, обсто€тельст-вах, помогал мне выжить. ћучил мен€ пам€тью, грузом воспоминаний придавливал, чтобы € выполнил главный его завет – рассказать всю правду  о войне, ведь,  сколько человек побывало в огненном горниле войны, столько и правд привезли они домой».

  ¬ необходимости писать по-иному, чем сделали до него, всЄ больше и больше убеждало писател€ наблюдаемое им в жизни отношение к судьбам фронтовиков. ¬ американской литературе после окончани€ вьетнамской войны по€вилс€ термин «потер€нное поколение». —оветска€ пропаганда продолжала говорить о воине-победителе. ’от€ реалии мирной жизни были иными.  онтуженному јстафьеву не пришлось более водить поезда по железной дороге – дело, которому он был обучен и мечтал этим заниматьс€. Ќи жиль€, ни добротного питани€ молодые инвалиды войны получить не могли.  ћногие из вернувшихс€ с фронта живыми, спились, либо умерли от продолжавших их мучить ранений уже в первые послевоенные годы. Ќо более всего терзали сознание солдат эпизоды их военной юности. » јстафьев вытолкнул, наконец, из израненной пам€ти то, что нестерпимо жгло его изнутри.

  11 феврал€ 1993, закончив черновик второй части книги, ¬иктор ѕетрович писал другу, литературному критику  урбатову: «’отел избежать лишних смертей и крови, но от пам€ти и правды не уйдЄшь – сплошна€ кровь, сплошные смерти и отча€нье аж захлЄстывают бумагу и переливаютс€ за край еЄ».

  ѕисатель считал войну «преступлением против разума». » критики, и политики признают, что с исторической точки зрени€ в романе «ѕрокл€ты и убиты», правдоподобно описаны событи€ ¬еликой ќтечественной войны. Ќо предельно натуралистично описанный быт солдат, взаимоотношени€ между подчиненными и командирами, собственно боевые действи€ вызвали целый поток недовольства не только у командующих военными действи€ми, но и у р€довых участников войны.

  » хот€  јстафьев убеждал своих оппонентов-генералов хот€ бы не лгать самим себе: «—колько потер€ли народу в войне-то? «наете ведь и помните. —трашно назвать истинную цифру, правда? ≈сли называть, то вместо парадного картуза надо надевать схиму, становитьс€ в ƒень ѕобеды на колени посреди –оссии и просить у своего народа прощени€ за бездарно выигранную войну, в которой врага завалили трупами, утопили в русской крови», его не желали слышать и собрать€ по штыку.  ƒл€ них,  чудом вернувшихс€ с фронта живыми,  война, совпавша€ с их молодостью, – самый €ркий, по сути, героический период жизни.

  ѕомню, как резко оборвал однажды заплакавшегона встрече с молодЄжью ветерана, пытавшегос€ рассказать о случа€х людоедства на фронте, мой отец, тоже участник той войны: «Ќе о том ты, дескать, ѕЄтр, говоришь».  ѕережившие  сами свинцовые мерзости войны, они, по-видимому, инстинктивно хотели уберечь и нас, да и сами старались стереть из своей пам€ти увиденное и пережитое.  Ёффект страуса…

  јстафьев с гражданским мужеством открыто за€вл€л: Ќас  и солдатами то стали называть только после войны, а так - штык, боец, в общем, - неодушевлЄнный предмет…

  » его обвин€ли…  в отсутствии патриотизма, в клевете на русский народ… ¬ырывали строчки из сказанных сгор€ча фраз, перетолковывали на свой лад. ј он  хотел, чтобы мы знали всю правду о войне, а не только официально разрешЄнную.

  «¬доль дороги и в поле россыпью бугорки чернеютс€. »ные гор€щие танкисты в кювет заползли, наде€лись в канавной воде погаситьс€, и тут утихали: лица чЄрные, волосы рыжие, кто вверх лицом, видно пустые глазницы – полопались глаза-то, кожа полопалась, в трещинах багрова€ м€коть. ћухи трупы облепили. ѕривыкнуть бы пора к этакому пейзажу, да что-то никак не привыкаетс€».

(јстафьев ¬.ѕ. «“ак хочетс€ жить», »ркутск, «¬ектор», 1999).

јстафьев считал, что преступно показывать  войну героической и привлекательной: “е, кто врЄт о войне прошлой, приближают войну будущую. Ќичего гр€знее,  жЄстче, кровавее, натуралистичнее прошедшей войны на свете не было.  Ќадо не героическую войну показывать, а пугать, ведь война отвратительна. Ќадо посто€нно напоминать о ней люд€м, чтобы не забывали. Ќосом, как кот€т слепых тыкать в нагаженное место, в кровь, в гной, в слЄзы, иначе ничего от нашего брата не добьЄшьс€.

  »ли о мысл€х «окопников»:

- Ёто вот т€жкое состо€ние солдатское, когда ты думаешь, хоть бы € скорее умер, хоть бы мен€ убили. ѕоверьте мне, € бывал дес€тки раз в этом положении, дес€тки раз изнур€лс€: хоть бы убили.

  ј героический подвиг командира по спасению жизни солдата, по убеждению јстафьева, – это неожиданно прозвучавша€ от него команда подчинЄнному:

– »ди,  выспись.

– Ќу как вы тут, реб€та, мало же вас, копать же надо, работать…

– »ди, теб€ это не касаетс€…

¬от так два раза спас  жизнь окопнику јстафьеву его командир отделени€. ”шЄл солдат јстафьев, где-то упал в дубовом лесу на какую-то подстилку и заснул мЄртвым сном. —колько спал, ничего не помнит, потом встал, сходил на кухню, поел немного каши, в общем, отдохнул, пришЄл  – полный сил, хохмач, – весЄлый  солдат… „ем не героический поступок? √ерои романа «ѕлацдарм» привыкли по словам јстафьева, «полуспать, полузамерзать, полубдеть, полуслышать, полужить…» (јстафьев «ѕрокл€ты и убиты»).

.

   –оман  «ѕрокл€ты и убиты» осталс€ незаконченным, в марте 2000 писатель за€вил о прекращении работы над ним, в но€бре 2001  ¬иктор ѕетрович јстафьев умер.

ј незадолго до смерти, в июле, депутаты «аконодательного —обрани€  расно€рского кра€ отказались выделить лежавшему в больнице с т€желыми последстви€ми инсульта, по сути, смертельно больному человеку денежное вознаграждение в размере  всего-то трЄх тыс€ч рублей как дополнительную пенсию фронтовику.
√орестн
о…

 «јстафьевска€» правда о войне, по мнению уральца √ладышева, оказалась несвоевременной?  Ќеуместной?  Ћишней? ѕредостережение писател€ о том, что тот кто врЄт о войне прошлой, приближает войну будущую, запомнилось. ƒумаю, осмысление окопной правды ¬иктора ѕетровича јстафьева – дело чести и политиков, и р€довых граждан страны.

 ¬ойна ужасна, и в организме нового поколени€ должен быть выработан устойчивый ген невозможности повторени€ подобного. ¬едь не зр€ же эпиграфом своего главного романа великий писатель, говор€ €зыком сибирских старообр€дцев, поставил: «писано было, что все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийство, будут Ѕогом прокл€ты и убиты».                 

23 марта 2014 года gapeenko.netastafiev/3540-okopnaya…astafeva.

–убрики:  Ќаши .../јстафьев
ћетки:  

ѕроцитировано 5 раз
ѕонравилось: 4 пользовател€м



ќрли44   обратитьс€ по имени —уббота, 10 ћа€ 2014 г. 14:59 (ссылка)
ƒобрый день! Ќе многие после войны вз€ли на себ€ смелость писать правду о войне.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 11 ћа€ 2014 г. 21:19ссылка
ћного надо иметь и уметь, чтобы писать о войне. ќн пишет, как будто говорит с тобой и очень ему веришь.  ак талантливо он передал ощущени€ жизни солдата на войне!
ѕерейти к дневнику

¬торник, 13 ћа€ 2014 г. 00:13ссылка
ћо€ ћама говорила:Ќикто и никогда не сможет передать тот ужас и те муки, что мы выдержали...
јнатолий___Ћуковкин   обратитьс€ по имени —уббота, 10 ћа€ 2014 г. 15:38 (ссылка)
—пасибо за сообщение!  ак раз - ко ƒню победы!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 11 ћа€ 2014 г. 21:25ссылка
—пасибо, јнатолий, что заходишь, поддерживаешь! ’орошо, что у теб€ не исс€кли запасы доброго отношени€
“рубникова_ћари€   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 11 ћа€ 2014 г. 20:13 (ссылка)
—пасибо за јстафьева!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 11 ћа€ 2014 г. 21:41ссылка
—пасибо, ћари€, что откликнулась!
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку