-Цитатник

Томас Вулнер (1825 - 1892) - (0)

СКУЛЬПТОР - ПРЕРАФАЭЛИТ №5 ТОМАС ВУЛНЕР / THOMAS WOOLNER (1825-1892). Часть I   ...

Якоб Торенвлит (1641-1719) - (0)

Нидерландский художник Jacob Toorenvliet . Начало: Нидерландский художник Jacob To...

Образы смыслов и их толкования - (0)

«Оболочки, которые скрывают неизменное и вечное знание…». "....искусс...

Гирлянд июньских благодать Чистых ириса цветов... - (0)

"Ты, Ирис, - рыцарь голубых кровей" Anthonore Christensen (1849-1926) ... Изысканно- волше...

Роберт Бейтман (1842 - 1922) - (0)

«ПОТЕРЯННЫЙ ПРЕРАФАЭЛИТ» РОБЕРТ БЕЙТМАН / Robert Bateman (1842-1922) Найджел Дейли. Потерянный ...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей: 8499
Комментариев: 31450
Написано: 52015


Выдающийся танцовщик и балетмейстер Вахтанг Чабукиани (1910 - 1992)

Четверг, 13 Марта 2014 г. 22:01 + в цитатник

  Вахтанг Чабукиани был одновременно и величайшим классическим танцовщиком, наследник всех традиций петербургской школы, и воплощением богатейшего танцевального фольклора его родной Грузии.
   Вахтанг Чабукиани родился 12 марта 1910 года. Он был младшим, восьмым ребенком в бедной семье тбилисского рабочего Чабукиани. Сначала мальчика отдали учиться в трудовую школу, находящуюся за городом, но потом пришлось его оттуда забрать, так как у ребенка не было теплой одежды. Жизнь семьи была тяжелой, и в девятилетнем возрасте Вахтанг вместе с сестрами Еленой и Тамарой поступил учеником в ремесленную мастерскую Марии Шевалье. Там детей учили плести корзины и мастерить ящики, делать фигурки из дерева и из папье-маше.

Чабукиани в роли Базиля в балете "Дон Кихот"

  Однажды руководительница танцевальной студии Мария Перрини заказала в мастерской корзинки и игрушки. Вахтанг принес их в студию, увидел танцующих детей — и «заболел» балетом. Ему удалось поступить в студию, и в тринадцать лет он начал осваивать азы хореографии. У него не было возможности оставить мастерскую, и он продолжал работать, учиться в школе и заниматься в балетной студии. Занятия в студии Перрини продолжались немногим более года, и Вахтанг сделал немалые успехи, усвоив технические приемы танца. Ему повезло с педагогом — в студии Перрини начали свой творческий путь многие известные грузинские танцовщики.  

 

  Впервые Чабукиани вышел на сцену в детской партии в Тбилисском театре. Он исполнял с радостью любую роль, которую ему предлагали, и однажды, когда не было подходящей партии для мальчика, появился на сцене в костюме девочки. Он участвовал и в ученических спектаклях, исполняя роль паяца в балете «Фея кукол», танцевал в студийной постановке «Половецких плясок».
  Через два года он поступил стажером в Тбилисский театр оперы и балета, несмотря на возражения родных, которые считали профессиональные занятия танцем несерьезными. Огромн
ое влияние оказало на юного артиста выступление признанных мастеров балета—Елены Люком и Бориса Шаврова, приехавших на гастроли из Ленинграда. Вахтанг понял, что настоящее образование может получить только в Ленинграде и осенью 1926 года он туда приехал.

  В 'Танце огня". "Демон" в постановке Чабукиани

  В хореографическое училище Чабукиани не приняли, потому что ему было уже семнадцать. Он поступил на вечерние курсы при училище, днем выступал в киносеансах. Через два года педагоги, оценив трудолюбие и способности Вахтанга перевели его на дневное отделение. Чабукиани обладал безупречной «балетной фактурой»: стройным и крепким телом с удлиненными пропорциями; мягкими, пластичными руками и выдающейся способностью к пируэту. Однако его длинные ноги с умеренно развитыми мышцами не имели способности к высокому и сильному прыжку. Вахтангу пришлось напряженно работать над этим.
  За три года Чабукиани прошел всю девятилетнюю программу, включавшую в себя и общее, и специальное образование. Он начал выступать в балетных спектаклях, исполняя ответственные партии в «Эсмеральде», «Временах года». Пробовал он свои силы и в качестве хореографа, ставя для учеников отрывки из балетов.



  В 1929 году Вахтанг Чабукиани окончил училище, с блеском исполнив на выпускном экзамене основную партию в этюде «Свержение рабства», который он постановил сам. В хореографии Чабукиани проявилась страсть к героическому характеру мужского танца, в противовес сложившейся исполнительской манере, отводившей танцовщику лишь роль партнера балерины.
  После окончания училища Чабукиани вошел в состав балетной труппы театра имени Кирова. Его дебют состоялся в балете «Щелкунчик», второй партией была зимняя птица в балете «Снегурочка».

  16 марта 1930 Чабукиани танцевал партию Зигфрида в «Лебедином озере». Исполнительница роли Одетты Галина Уланова писала: «Такой партнер, как Сергеев, придавал Одетте лиризма, а Чабукиани — энергии и темперамента». В первом сезоне Вахтанг Чабукиани исполнил шесть значительных партий.

В роли раба в Корсаре.  1930


  19 ноября 1930 было особой датой в жизни Вахтанга. В этот день он получил партию Базиля в «Дон Кихоте». Первый же выход Чабукиани поразил Ленинград. После этого балета начались его триумфальные гастроли как в стране, так и за рубежом.
К 1933 году в репертуаре Вахтанга Чабукиани было уже около двадцати балетных партий. Его постоянной партнершей стала молодая талантливая балерина Татьяна Вечеслова. В ноябре 1933 этот дуэт отправился в гастрольную поездку в США. После первого же их выступления в одном из самых крупных концертных залов США,
Карнеги-холле, в газетах появились заголовки: «Вечеслова и Чабукиани штурмом взяли Нью-Йорк!» Они дали более тридцати концертов во многих городах.

 

  В репертуаре Кировского театра не было в то время ни одной героической партии, которую не исполнял бы Вахтанг Чабукиани. В 1937 он поставив балет «Сердце гор» на музыку композитора А. Баланчивадзе. Репетируя «Сердце гор», Чабукиани думал создать балет о революционной Испании. На материал старинной пьесы «Фуэнте овехуна» («Овечий источник») испанского драматурга Лопе де Вега он поставил балет «Лауренсия». Премьера состоялась 22 марта 1939 на сцене Ленинградского театра оперы и балета. Чабукиани стал первым исполнителем партии Фрондосо.

 Вахтанг Чабукиани - Базиль, Китри - Ольга Лепешинская

  Вахтанг Чабукиани стремился к расширению репертуара, к ролям, наиболее соответствующим мужественной героике его сценического дарования. В своих поисках он обращался и к старому классическому репертуару. Такой партией стала для него роль военачальника Солора в балете «Баядерка» возобновленном в феврале 1941. Ранее в основе партии была пантомима, а в новой постановке она стала танцевальной. Из томного восточного героя-любовника Солор перевоплотился в сильного и мужественного влюбленного воина. Редакция «Баядерки» в постановке Чабукиани стала канонической, фрагменты балета в этом варианте и сегодня входят в обязательную программу многих балетных конкурсов.

Вахтанг Чабукиани - "Концерт на экране" (1940)

"Концерт на экране". 1940

  При постановке «Тараса Бульбы» случился казус Постановщик балета, Федор Лопухов, поручил Чабукиани партию Андрия. Мастерство и темперамент танцовщика сделали роль самой яркой в спектакле. "Затмив" исполнителей партий Тараса и Остапа, Чабукиани невольно сместил акценты спектакля.
  15 марта 1941 Вахтангу Чабукиани за величайшие заслуги в области балета присвоили Сталинскую премию первой степени. А потом началась война... Он не уехал в эвакуацию вместе с труппой Кировского театра, а перешел на работу в Тбилисский театр оперы и балета, заняв там должность главного балетмейстера, став одновременно и ведущим танцовщиком. Исполнительский состав Тбилисской балетной труппы был к тому времени довольно слабым и Вахтангу Чабукиани пришлось стать балетным педагогом.

  За 1942 Чабукиани поставил «Жизель», «Шопениану», «Вальпургиеву ночь», а затем — «Дон Кихот», «Эсмеральду», «Лебединое озеро», «Лауренсиу», «Сказание о Тариэле» по мотивам эпоса Шота Руставели, «Синатле» и «Горда», восходящие к героическим мотивам грузинского фольклора.

 

  10 ноября 1950 года Вахтангу Чабукиани присвоили звание народного артиста СССР и вручили орден Ленина. В Тбилиси в 1957 он поставил один из лучших своих балетов — «Отелло». Чабукиани сочинил либретто, исполнил партию Отелло.  Задача была нелегкая — как можно полнее и глубже показать внутреннюю, психологическую драму человека, в отличие от своих прежних работ, в которых преобладала тема героической борьбы. Чабукиани избрал не свойственные ему ранее хореографические приемы, еще раз блестяще воплотив свою мысль о том, что именно содержание балетного спектакля должно определять формы его выражения. В «Отелло» танец используется в меньшей степени, чем в предыдущих балетах Вахтанга Чабукиани, уступая временами пластике жеста и позы.
Премьера "Отелло" прошла с настоящим триумфом. В 1960 балет «Отелло» был перенесен на сцену Кировского театра.

   Вахтанг Чабукиани возглавлял балетную труппу театра имени Палиашвили с 1941 по 1973. Он ставил танцы в операх, концертные номера, одноактные балеты — «Болеро», «Аппассионата». В 1961 был создан балет «Демон», в 1971 поставлен балет «Гамлет». С 1951 по 1973 год Чабукиани был руководителем Тбилисского хореографического училища, преподавал там классический танец.

  6 апреля 1992 года Вахтанг Чабукиани скончался.

ballettmaster.ruglavnaya…vaxtang-chabukiani.html



Серия сообщений "Балетмейстеры":
Часть 1 - Испанский хореограф Начо Дуато в Михайловском.
Часть 2 - Знаменитый танцовщик Никита Александрович Долгушин
...
Часть 6 - Касьян Ярославович Голейзовский (1892–1970) - артист балета и балетмейстер
Часть 7 - Великий балетмейстер Мариус Иванович Петипа (1818-1910)
Часть 8 - Выдающийся танцовщик и балетмейстер Вахтанг Чабукиани (1910 - 1992)
Часть 9 - Серж Лифарь (1905 - 1986)
Часть 10 - Джон Ноймайер. Балет «Дама с камелиями»
...
Часть 23 - Балетные «Страсти по Матфею» на музыку И.С. Баха
Часть 24 - 7 марта 1892 года родился Касьян Ярославович Голейзовский
Часть 25 - Исполнилось 200 лет со дня рождения Мариуса Петипа.

Рубрики:  танцовщики
Метки:  
Понравилось: 4 пользователям



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку