150 ЛЕТ ИМПРЕССИОНИЗМА В МУЗЕЕ ОРСЕ: «Мы надеемся понять, насколько радикальными были эти художники»...
Изречения великих древнегреческих мудрецов - (0)Многие умные люди нашего и более отдаленного времени считают, что древнегреческие философы&n...
Пьетро да Кортона - (0)ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК БАРОККО ПЬЕТРО ДА КОРТОНА / PIETRO DA CORTONA (1596-1669). РИМСКАЯ ШКОЛА, ЧА...
Жизнь кабинет-секретаря Екатерины II Адриана Грибовского - (0)Адриан Моисеевич Грибовский (26 августа 1767, Лубны — 28 января 1834) — доверенное ...
Потрясающее искусство Александра Юркова - (0)Флорийская мозаика Александра Юркова Автопортрет Закрыв подвал, зимой и летом, Цветаст...
Выдающийся танцовщик и балетмейстер Вахтанг Чабукиани (1910 - 1992) |
Вахтанг Чабукиани был одновременно и величайшим классическим танцовщиком, наследник всех традиций петербургской школы, и воплощением богатейшего танцевального фольклора его родной Грузии.
Вахтанг Чабукиани родился 12 марта 1910 года. Он был младшим, восьмым ребенком в бедной семье тбилисского рабочего Чабукиани. Сначала мальчика отдали учиться в трудовую школу, находящуюся за городом, но потом пришлось его оттуда забрать, так как у ребенка не было теплой одежды. Жизнь семьи была тяжелой, и в девятилетнем возрасте Вахтанг вместе с сестрами Еленой и Тамарой поступил учеником в ремесленную мастерскую Марии Шевалье. Там детей учили плести корзины и мастерить ящики, делать фигурки из дерева и из папье-маше.
Чабукиани в роли Базиля в балете "Дон Кихот"
Однажды руководительница танцевальной студии Мария Перрини заказала в мастерской корзинки и игрушки. Вахтанг принес их в студию, увидел танцующих детей — и «заболел» балетом. Ему удалось поступить в студию, и в тринадцать лет он начал осваивать азы хореографии. У него не было возможности оставить мастерскую, и он продолжал работать, учиться в школе и заниматься в балетной студии. Занятия в студии Перрини продолжались немногим более года, и Вахтанг сделал немалые успехи, усвоив технические приемы танца. Ему повезло с педагогом — в студии Перрини начали свой творческий путь многие известные грузинские танцовщики.
Впервые Чабукиани вышел на сцену в детской партии в Тбилисском театре. Он исполнял с радостью любую роль, которую ему предлагали, и однажды, когда не было подходящей партии для мальчика, появился на сцене в костюме девочки. Он участвовал и в ученических спектаклях, исполняя роль паяца в балете «Фея кукол», танцевал в студийной постановке «Половецких плясок».
Через два года он поступил стажером в Тбилисский театр оперы и балета, несмотря на возражения родных, которые считали профессиональные занятия танцем несерьезными. Огромное влияние оказало на юного артиста выступление признанных мастеров балета—Елены Люком и Бориса Шаврова, приехавших на гастроли из Ленинграда. Вахтанг понял, что настоящее образование может получить только в Ленинграде и осенью 1926 года он туда приехал.
В 'Танце огня". "Демон" в постановке Чабукиани
В хореографическое училище Чабукиани не приняли, потому что ему было уже семнадцать. Он поступил на вечерние курсы при училище, днем выступал в киносеансах. Через два года педагоги, оценив трудолюбие и способности Вахтанга перевели его на дневное отделение. Чабукиани обладал безупречной «балетной фактурой»: стройным и крепким телом с удлиненными пропорциями; мягкими, пластичными руками и выдающейся способностью к пируэту. Однако его длинные ноги с умеренно развитыми мышцами не имели способности к высокому и сильному прыжку. Вахтангу пришлось напряженно работать над этим.
За три года Чабукиани прошел всю девятилетнюю программу, включавшую в себя и общее, и специальное образование. Он начал выступать в балетных спектаклях, исполняя ответственные партии в «Эсмеральде», «Временах года». Пробовал он свои силы и в качестве хореографа, ставя для учеников отрывки из балетов.
В 1929 году Вахтанг Чабукиани окончил училище, с блеском исполнив на выпускном экзамене основную партию в этюде «Свержение рабства», который он постановил сам. В хореографии Чабукиани проявилась страсть к героическому характеру мужского танца, в противовес сложившейся исполнительской манере, отводившей танцовщику лишь роль партнера балерины.
После окончания училища Чабукиани вошел в состав балетной труппы театра имени Кирова. Его дебют состоялся в балете «Щелкунчик», второй партией была зимняя птица в балете «Снегурочка».
16 марта 1930 Чабукиани танцевал партию Зигфрида в «Лебедином озере». Исполнительница роли Одетты Галина Уланова писала: «Такой партнер, как Сергеев, придавал Одетте лиризма, а Чабукиани — энергии и темперамента». В первом сезоне Вахтанг Чабукиани исполнил шесть значительных партий.
В роли раба в Корсаре. 1930
19 ноября 1930 было особой датой в жизни Вахтанга. В этот день он получил партию Базиля в «Дон Кихоте». Первый же выход Чабукиани поразил Ленинград. После этого балета начались его триумфальные гастроли как в стране, так и за рубежом.
К 1933 году в репертуаре Вахтанга Чабукиани было уже около двадцати балетных партий. Его постоянной партнершей стала молодая талантливая балерина Татьяна Вечеслова. В ноябре 1933 этот дуэт отправился в гастрольную поездку в США. После первого же их выступления в одном из самых крупных концертных залов США, Карнеги-холле, в газетах появились заголовки: «Вечеслова и Чабукиани штурмом взяли Нью-Йорк!» Они дали более тридцати концертов во многих городах.
В репертуаре Кировского театра не было в то время ни одной героической партии, которую не исполнял бы Вахтанг Чабукиани. В 1937 он поставив балет «Сердце гор» на музыку композитора А. Баланчивадзе. Репетируя «Сердце гор», Чабукиани думал создать балет о революционной Испании. На материал старинной пьесы «Фуэнте овехуна» («Овечий источник») испанского драматурга Лопе де Вега он поставил балет «Лауренсия». Премьера состоялась 22 марта 1939 на сцене Ленинградского театра оперы и балета. Чабукиани стал первым исполнителем партии Фрондосо.
Вахтанг Чабукиани - Базиль, Китри - Ольга Лепешинская
Вахтанг Чабукиани стремился к расширению репертуара, к ролям, наиболее соответствующим мужественной героике его сценического дарования. В своих поисках он обращался и к старому классическому репертуару. Такой партией стала для него роль военачальника Солора в балете «Баядерка» возобновленном в феврале 1941. Ранее в основе партии была пантомима, а в новой постановке она стала танцевальной. Из томного восточного героя-любовника Солор перевоплотился в сильного и мужественного влюбленного воина. Редакция «Баядерки» в постановке Чабукиани стала канонической, фрагменты балета в этом варианте и сегодня входят в обязательную программу многих балетных конкурсов.
"Концерт на экране". 1940
При постановке «Тараса Бульбы» случился казус Постановщик балета, Федор Лопухов, поручил Чабукиани партию Андрия. Мастерство и темперамент танцовщика сделали роль самой яркой в спектакле. "Затмив" исполнителей партий Тараса и Остапа, Чабукиани невольно сместил акценты спектакля.
15 марта 1941 Вахтангу Чабукиани за величайшие заслуги в области балета присвоили Сталинскую премию первой степени. А потом началась война... Он не уехал в эвакуацию вместе с труппой Кировского театра, а перешел на работу в Тбилисский театр оперы и балета, заняв там должность главного балетмейстера, став одновременно и ведущим танцовщиком. Исполнительский состав Тбилисской балетной труппы был к тому времени довольно слабым и Вахтангу Чабукиани пришлось стать балетным педагогом.
За 1942 Чабукиани поставил «Жизель», «Шопениану», «Вальпургиеву ночь», а затем — «Дон Кихот», «Эсмеральду», «Лебединое озеро», «Лауренсиу», «Сказание о Тариэле» по мотивам эпоса Шота Руставели, «Синатле» и «Горда», восходящие к героическим мотивам грузинского фольклора.
10 ноября 1950 года Вахтангу Чабукиани присвоили звание народного артиста СССР и вручили орден Ленина. В Тбилиси в 1957 он поставил один из лучших своих балетов — «Отелло». Чабукиани сочинил либретто, исполнил партию Отелло. Задача была нелегкая — как можно полнее и глубже показать внутреннюю, психологическую драму человека, в отличие от своих прежних работ, в которых преобладала тема героической борьбы. Чабукиани избрал не свойственные ему ранее хореографические приемы, еще раз блестяще воплотив свою мысль о том, что именно содержание балетного спектакля должно определять формы его выражения. В «Отелло» танец используется в меньшей степени, чем в предыдущих балетах Вахтанга Чабукиани, уступая временами пластике жеста и позы.
Премьера "Отелло" прошла с настоящим триумфом. В 1960 балет «Отелло» был перенесен на сцену Кировского театра.
Вахтанг Чабукиани возглавлял балетную труппу театра имени Палиашвили с 1941 по 1973. Он ставил танцы в операх, концертные номера, одноактные балеты — «Болеро», «Аппассионата». В 1961 был создан балет «Демон», в 1971 поставлен балет «Гамлет». С 1951 по 1973 год Чабукиани был руководителем Тбилисского хореографического училища, преподавал там классический танец.
6 апреля 1992 года Вахтанг Чабукиани скончался.
ballettmaster.ru›glavnaya…vaxtang-chabukiani.html
Рубрики: | танцовщики Балетмейстеры |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |