-Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август александр блок александр вампилов александр володин александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр чаянов александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов анатолий папанов андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений тарковский афанасий фет ахматова бах белла ахмадулина бетховен борис пастернак борис чичибабин бродский булат окуджава валентин серов валерий брюсов ваня якимов варлам шаламов василий шукшин вероника тушнова виктор гюго владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков георгий бурков георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий мережковский екатерина максимова елена образцова иван бунин иван ефремов иван тургенев иван шмелев игорь северянин иннокентий анненский иосиф бродский ирина одоевцева константин бальмонт константин коровин лев гумилев лев толстой леон бонна леонардо да винчи леонид коган леонид пастернак леонид филатов лермонтов марина цветаева мария каллас мария петровых маяковский микеланджело михаил лермонтов михаил пришвин моцарт набоков николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай лесков николай некрасов николай рубцов опера осень осип мандельштам пастернак петр кончаловский пушкин рахманинов римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский россия рэй брэдбери сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм уильям фолкнер фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин цветаева чайковский чехов шостакович эрнест хемингуэй юлий харитон юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония ярослав смеляков

 -Рубрики

 -Цитатник

150 лет импрессионизма - (0)

150 ЛЕТ ИМПРЕССИОНИЗМА В МУЗЕЕ ОРСЕ: «Мы надеемся понять, насколько радикальными были эти художники»...

Изречения великих древнегреческих мудрецов - (0)

Многие умные люди нашего и более отдаленного времени считают, что древнегреческие философы&n...

Пьетро да Кортона - (0)

ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК БАРОККО ПЬЕТРО ДА КОРТОНА / PIETRO DA CORTONA (1596-1669). РИМСКАЯ ШКОЛА, ЧА...

Жизнь кабинет-секретаря Екатерины II Адриана Грибовского - (0)

Адриан Моисеевич Грибовский (26 августа 1767, Лубны — 28 января 1834) — доверенное ...

Потрясающее искусство Александра Юркова - (0)

Флорийская мозаика Александра Юркова Автопортрет Закрыв подвал, зимой и летом, Цветаст...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 58955


Выдающийся танцовщик и балетмейстер Вахтанг Чабукиани (1910 - 1992)

Четверг, 13 Марта 2014 г. 22:01 + в цитатник

  Вахтанг Чабукиани был одновременно и величайшим классическим танцовщиком, наследник всех традиций петербургской школы, и воплощением богатейшего танцевального фольклора его родной Грузии.
   Вахтанг Чабукиани родился 12 марта 1910 года. Он был младшим, восьмым ребенком в бедной семье тбилисского рабочего Чабукиани. Сначала мальчика отдали учиться в трудовую школу, находящуюся за городом, но потом пришлось его оттуда забрать, так как у ребенка не было теплой одежды. Жизнь семьи была тяжелой, и в девятилетнем возрасте Вахтанг вместе с сестрами Еленой и Тамарой поступил учеником в ремесленную мастерскую Марии Шевалье. Там детей учили плести корзины и мастерить ящики, делать фигурки из дерева и из папье-маше.

Чабукиани в роли Базиля в балете "Дон Кихот"

  Однажды руководительница танцевальной студии Мария Перрини заказала в мастерской корзинки и игрушки. Вахтанг принес их в студию, увидел танцующих детей — и «заболел» балетом. Ему удалось поступить в студию, и в тринадцать лет он начал осваивать азы хореографии. У него не было возможности оставить мастерскую, и он продолжал работать, учиться в школе и заниматься в балетной студии. Занятия в студии Перрини продолжались немногим более года, и Вахтанг сделал немалые успехи, усвоив технические приемы танца. Ему повезло с педагогом — в студии Перрини начали свой творческий путь многие известные грузинские танцовщики.  

 

  Впервые Чабукиани вышел на сцену в детской партии в Тбилисском театре. Он исполнял с радостью любую роль, которую ему предлагали, и однажды, когда не было подходящей партии для мальчика, появился на сцене в костюме девочки. Он участвовал и в ученических спектаклях, исполняя роль паяца в балете «Фея кукол», танцевал в студийной постановке «Половецких плясок».
  Через два года он поступил стажером в Тбилисский театр оперы и балета, несмотря на возражения родных, которые считали профессиональные занятия танцем несерьезными. Огромн
ое влияние оказало на юного артиста выступление признанных мастеров балета—Елены Люком и Бориса Шаврова, приехавших на гастроли из Ленинграда. Вахтанг понял, что настоящее образование может получить только в Ленинграде и осенью 1926 года он туда приехал.

  В 'Танце огня". "Демон" в постановке Чабукиани

  В хореографическое училище Чабукиани не приняли, потому что ему было уже семнадцать. Он поступил на вечерние курсы при училище, днем выступал в киносеансах. Через два года педагоги, оценив трудолюбие и способности Вахтанга перевели его на дневное отделение. Чабукиани обладал безупречной «балетной фактурой»: стройным и крепким телом с удлиненными пропорциями; мягкими, пластичными руками и выдающейся способностью к пируэту. Однако его длинные ноги с умеренно развитыми мышцами не имели способности к высокому и сильному прыжку. Вахтангу пришлось напряженно работать над этим.
  За три года Чабукиани прошел всю девятилетнюю программу, включавшую в себя и общее, и специальное образование. Он начал выступать в балетных спектаклях, исполняя ответственные партии в «Эсмеральде», «Временах года». Пробовал он свои силы и в качестве хореографа, ставя для учеников отрывки из балетов.



  В 1929 году Вахтанг Чабукиани окончил училище, с блеском исполнив на выпускном экзамене основную партию в этюде «Свержение рабства», который он постановил сам. В хореографии Чабукиани проявилась страсть к героическому характеру мужского танца, в противовес сложившейся исполнительской манере, отводившей танцовщику лишь роль партнера балерины.
  После окончания училища Чабукиани вошел в состав балетной труппы театра имени Кирова. Его дебют состоялся в балете «Щелкунчик», второй партией была зимняя птица в балете «Снегурочка».

  16 марта 1930 Чабукиани танцевал партию Зигфрида в «Лебедином озере». Исполнительница роли Одетты Галина Уланова писала: «Такой партнер, как Сергеев, придавал Одетте лиризма, а Чабукиани — энергии и темперамента». В первом сезоне Вахтанг Чабукиани исполнил шесть значительных партий.

В роли раба в Корсаре.  1930


  19 ноября 1930 было особой датой в жизни Вахтанга. В этот день он получил партию Базиля в «Дон Кихоте». Первый же выход Чабукиани поразил Ленинград. После этого балета начались его триумфальные гастроли как в стране, так и за рубежом.
К 1933 году в репертуаре Вахтанга Чабукиани было уже около двадцати балетных партий. Его постоянной партнершей стала молодая талантливая балерина Татьяна Вечеслова. В ноябре 1933 этот дуэт отправился в гастрольную поездку в США. После первого же их выступления в одном из самых крупных концертных залов США,
Карнеги-холле, в газетах появились заголовки: «Вечеслова и Чабукиани штурмом взяли Нью-Йорк!» Они дали более тридцати концертов во многих городах.

 

  В репертуаре Кировского театра не было в то время ни одной героической партии, которую не исполнял бы Вахтанг Чабукиани. В 1937 он поставив балет «Сердце гор» на музыку композитора А. Баланчивадзе. Репетируя «Сердце гор», Чабукиани думал создать балет о революционной Испании. На материал старинной пьесы «Фуэнте овехуна» («Овечий источник») испанского драматурга Лопе де Вега он поставил балет «Лауренсия». Премьера состоялась 22 марта 1939 на сцене Ленинградского театра оперы и балета. Чабукиани стал первым исполнителем партии Фрондосо.

 Вахтанг Чабукиани - Базиль, Китри - Ольга Лепешинская

  Вахтанг Чабукиани стремился к расширению репертуара, к ролям, наиболее соответствующим мужественной героике его сценического дарования. В своих поисках он обращался и к старому классическому репертуару. Такой партией стала для него роль военачальника Солора в балете «Баядерка» возобновленном в феврале 1941. Ранее в основе партии была пантомима, а в новой постановке она стала танцевальной. Из томного восточного героя-любовника Солор перевоплотился в сильного и мужественного влюбленного воина. Редакция «Баядерки» в постановке Чабукиани стала канонической, фрагменты балета в этом варианте и сегодня входят в обязательную программу многих балетных конкурсов.

Вахтанг Чабукиани - "Концерт на экране" (1940)

"Концерт на экране". 1940

  При постановке «Тараса Бульбы» случился казус Постановщик балета, Федор Лопухов, поручил Чабукиани партию Андрия. Мастерство и темперамент танцовщика сделали роль самой яркой в спектакле. "Затмив" исполнителей партий Тараса и Остапа, Чабукиани невольно сместил акценты спектакля.
  15 марта 1941 Вахтангу Чабукиани за величайшие заслуги в области балета присвоили Сталинскую премию первой степени. А потом началась война... Он не уехал в эвакуацию вместе с труппой Кировского театра, а перешел на работу в Тбилисский театр оперы и балета, заняв там должность главного балетмейстера, став одновременно и ведущим танцовщиком. Исполнительский состав Тбилисской балетной труппы был к тому времени довольно слабым и Вахтангу Чабукиани пришлось стать балетным педагогом.

  За 1942 Чабукиани поставил «Жизель», «Шопениану», «Вальпургиеву ночь», а затем — «Дон Кихот», «Эсмеральду», «Лебединое озеро», «Лауренсиу», «Сказание о Тариэле» по мотивам эпоса Шота Руставели, «Синатле» и «Горда», восходящие к героическим мотивам грузинского фольклора.

 

  10 ноября 1950 года Вахтангу Чабукиани присвоили звание народного артиста СССР и вручили орден Ленина. В Тбилиси в 1957 он поставил один из лучших своих балетов — «Отелло». Чабукиани сочинил либретто, исполнил партию Отелло.  Задача была нелегкая — как можно полнее и глубже показать внутреннюю, психологическую драму человека, в отличие от своих прежних работ, в которых преобладала тема героической борьбы. Чабукиани избрал не свойственные ему ранее хореографические приемы, еще раз блестяще воплотив свою мысль о том, что именно содержание балетного спектакля должно определять формы его выражения. В «Отелло» танец используется в меньшей степени, чем в предыдущих балетах Вахтанга Чабукиани, уступая временами пластике жеста и позы.
Премьера "Отелло" прошла с настоящим триумфом. В 1960 балет «Отелло» был перенесен на сцену Кировского театра.

   Вахтанг Чабукиани возглавлял балетную труппу театра имени Палиашвили с 1941 по 1973. Он ставил танцы в операх, концертные номера, одноактные балеты — «Болеро», «Аппассионата». В 1961 был создан балет «Демон», в 1971 поставлен балет «Гамлет». С 1951 по 1973 год Чабукиани был руководителем Тбилисского хореографического училища, преподавал там классический танец.

  6 апреля 1992 года Вахтанг Чабукиани скончался.

ballettmaster.ruglavnaya…vaxtang-chabukiani.html



Рубрики:  танцовщики
Балетмейстеры
Метки:  
Понравилось: 4 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку