-–убрики

 -÷итатник

Ѕогданов-Ѕельский Ќиколай ѕетрович. - (0)

’удожник Ѕогданов-Ѕельский Ќиколай ѕетрович. „асть- 7. Ќиколай ѕетрович Ѕогданов-Ѕель...

ян —тен - (0)

ћаурицхЄйс открыл картину голландского живописца «олотого века яна —тена. ќсме€ние —амсо...

«арубин ¬иктор »ванович (1866-1928 - (0)

ѕейзаж с рыбаками. 1906  ’олст, масло. 102 x 142 см     √осудар...

 расавица эустома - лизиантус - ирландска€ роза - техасский колокольчик - (2)

 расавица эустома Ёустома (лат. Eustoma), также называема€ лизиантус (лат. Lisianthus Ц горьк...

–усска€ музыка "ƒо √линки" - (0)

»з истории музыкальной культуры –оссии.: какой она была? ѕетровска€ Ёпоха положила начало раз...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50608

 омпозитор Ћео ƒелиб (1836 - 1891)

ѕ€тница, 21 ‘еврал€ 2014 г. 16:17 + в цитатник

“акого из€щества, такого богатства мелодий и ритмов, такой превосходной инструментовки еще никогда не бывало в балете.

ѕЄтр »льич „айковский 

  —реди французских композиторов XIX века творчество ƒелиба выдел€етс€ особой чистотой стил€: его музыка лаконична и красочна, мелодична и ритмически гибка, остроумна и искренна. —тихией композитора был музыкальный театр, а его им€ стало синонимом новаторских тенденций в балетной музыке XIX века. 

  Ћео ƒелиб родилс€ 21 феврал€ 1836 года в городе —ен-∆ермен-дю-¬аль департамента —арта в музыкальной семье. ≈го дед Ѕатисте был солистом парижского театра, а д€д€ — органистом, профессором ѕарижской консерватории. Ќачальное музыкальное образование будущему композитору дала мать. ¬ 1847, после смерти отца, почтового служащего, подросток переехал с матерью в ѕариж и поступил в консерваторию в класс композиции јдана. ќдновременно он занималс€ у Ће  упе по классу фортепиано и у Ѕенуа по классу органа.

 

  — 1853 ƒелиб работал пианистом-концертмейстером «“еатра лирик» и церковным органистом в парижских соборах. ќн давал уроки игры на фортепиано, участвовал как пианист в бальных празднествах. —реди первых сочинений ƒелиба — оперетты «Ќа два су угольков» (1855), «Ўесть девиц на выданье» (1856), в музыкальных номерах которых выдел€лс€ остроумный дуэт-пароди€ на оперу «÷ампа» √ерольда и «ƒве старых сиделки» (1856). ¬ одноактных комических миниатюрах про€вилось драматургическое мастерство, острое ощущение театральной формы, умение рельефно обрисовать характер персонажа, живость и демократизм мелодического €зыка композитора, впитавшего черты городского фольклора. ¬нимание публики и критики привлекала одноактна€ комическа€ опера «ћесье √риффар» (1857), написанна€ в стиле италь€нской оперы-буффа, она отличаетс€ ритмической изобретательностью и мелодическим из€ществом.

 

 

  ¬ середине шестидес€тых годов молодым композитором стали интересоватьс€ музыкально-театральные де€тели ѕарижа. ≈го приглашают работать вторым хормейстером в «√ранд ќпера» (1865–1872). “огда же он пишет совместно с Ћюдвигом ћинкусом музыку балета «–учей» (1866) и дивертисмент «ѕуть» дл€ великолепного балета « орсар» јдана (1867). Ёти талантливые и изобретательные произведени€ принесли ƒелибу заслуженный успех.

  Ѕалет « оппели€» по новелле √офмана (1776 - 1822) «ѕесочный человек» (1870) стал рубежным произведением в творчестве и Ћео ƒелиба и принес ему европейскую попул€рность. ћузыка балета поэтична, эмоционально выразительна, образна и пластична. ¬ ней присутствуют элементы симфонизации и четкое противопоставление мира человеческих чувств миру бездушных кукол. Ќаиболее €рко обрисован образ —ванильды, капризной и шаловливой, задумчивой и нежной. ¬альс —ванильды из I акта — самый известный номер балета, он часто исполн€етс€ на концертной сцене в вокальном варианте.

 

  »звестность ƒелиба упрочилась после создани€ балета «—ильви€» по пасторали “ассо «јминта» (1876), мифологические мотивы которой разработаны весьма условно. “ем более велика заслуга композитора, создавшего вопреки этому далекому от реальности, драматургически слабому сценарию жизненно сочную цельную партитуру.

  ћузыка обоих балетов отличаетс€ €ркими народными чертами. ¬ « оппелии», согласно сюжету, использована не только французска€ мелодика и ритмика, но и польска€ (мазурка, краков€к), и венгерска€ (чардаш, баллада —ванильды), в них более заметна св€зь с жанрово-бытовыми элементами комической оперы. 

  Ћаконизм и динамика выражени€, пластичность и красочность, гибкость и четкость танцевального рисунка - таковы лучшие свойства музыки ƒелиба. ќн €вл€етс€ крупным мастером в построении танцевальных сюит, отдельные номера которых св€заны инструментальными «речитативами» — пантомимными сценами. ƒраматизм, лирическа€ содержательность танца сочетаютс€ с жанровостью и живописностью, насыща€ партитуру активным симфоническим развитием. “акова, например, картина ночного леса, которой открываетс€ «—ильви€», или драматическа€ кульминаци€ первого акта. ¬ то же врем€ празднична€ танцевальна€ сюита последнего акта представл€ет замечательные картины народного торжества и весель€.

 

  „айковский писал: «я слышал балет „—ильви€" Ћео ƒелиба, именно слышал, потому что это первый балет, в котором музыка составл€ет не только главный, но и единственный интерес. „то за прелесть, что за из€щество, что за богатство мелодическое, ритмическое и гармоническое!»

   Ўирокую попул€рность снискали оперы ƒелиба: «“ак сказал король» (1873), «∆ан де Ќивель» (1880), а самым значительным оперным произведением Ћео ƒелиба €вл€етс€ «Ћакме» (1883). —южет оперы вз€т из жизни индийцев. »м противопоставлены англичане-колонизаторы, показанные с лЄгкой иронией, средствами, близкими комической опере или оперетте. 

 

  ѕарти€ Ћакме пронизана песенностью, особенно в сцене второго акта («ари€ с колокольчиками»). — другой стороны, фанатичный, мстительный жрец Ќилаканты - обрараскрываетс€ в хоровых сценах. »х много в опере, и они разнообразны. ¬ красочной интродукции, живописующей молитву в храме, возникает причудлива€ «восточна€» тема обращени€ к богам (средний раздел хора — поет Ћакме в сопровождении арф). Ёта тема, приобрета€ угрожающий характер, становитс€ далее лейтмотивом мести, ему близок хор заговорщиков, возглавленных Ќилакантой, и драматическа€ кульминаци€ второго акта (хор браминов) - центральна€ в драматургическом отношении картина. “онко переданы «восточный» колорит из€щно очерченного с налетом элегии, образа героини, выразительна€ характеристика сурового жреца Ќилаканты. ¬се это, вместе с красочной оркестровкой, ставит «Ћакме» в р€д лучших опер.

  

  Ћео ƒелиб - прекрасный мастер оркестра. ѕартитуры его балетов, по выражению историков, — это море красок. ќркестровка ƒелиба отличаетс€ пристрастием к чистым тембрам и тончайшие колористические находки. 

  Ќар€ду с композицией Ћео ƒелиб много времени отдавал преподавательской де€тельности. — 1881 он стал профессором ѕарижской консерватории. ƒоброжелательный и отзывчивый человек, мудрый педагог - ƒелиб помогал молодым композиторам. ¬ 1884 ƒелиб стал членом јкадемии из€щных искусств ‘ранции.

  ѕоследн€€ опера ƒелиба « асси€» осталась незавершенным.  

16 €нвар€ 1891 года Ћео ƒелиб умер в ѕариже.

« асси€» была закончена и инструментована ћассне в 1893.

orpheusmusic.rupubl/leo_delib_zhizn…tvorchestvo…

–убрики:  композиторы и дирижЄры
ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 6 пользовател€м



“ангейзер   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 21 ‘еврал€ 2014 г. 16:26 (ссылка)
—пасибо за замечательный пост...)ј € вот никак не могу прийти в форму...Ќа серьЄзные материалы в блог музыкальный ни сил,ни настроени€...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 21 ‘еврал€ 2014 г. 21:34ссылка
ƒа, ¬€чеслав, перед ¬ами сложные задачи! я удивл€юсь ¬ашей энергии! ƒай Ѕог ¬ам здоровь€!
Svetlana-k   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 21 ‘еврал€ 2014 г. 16:40 (ссылка)
Ћюблю " апелию", "Ћакме".
—пасибо за прекрасные примеры его музыки.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 21 ‘еврал€ 2014 г. 21:41ссылка
 огда мы переехали в —аратов (€ пошла в 9класс), € впервые попала в театр, € слушала "Ћакме" с восторгом, который был вызван и роскошью театра, и костюмами, и пением, ... Ќезабываемое впечатление!
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 21 ‘еврал€ 2014 г. 23:10ссылка
ѕервые впечатлени€ всегда пам€тны...
ќрли44   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 21 ‘еврал€ 2014 г. 20:17 (ссылка)
ќчень интересный пост.Ѕлагодарю.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 21 ‘еврал€ 2014 г. 21:44ссылка
—пасибо, —ветлана! — удовольствием послушала ƒелиба!
KaterinaAverian   обратитьс€ по имени —уббота, 22 ‘еврал€ 2014 г. 02:07 (ссылка)
—пасибо большое, “амара!! — удовольствием прослушала и просмотрела весь пост!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 22 ‘еврал€ 2014 г. 21:01ссылка
—пасибо,  атенька! ’ороших выходных!
‘еникс_94   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 23 ‘еврал€ 2014 г. 01:15 (ссылка)
“омочка...я далека от серьезной музыки..Ќо € включила первое видео и сижу,очарованна€ от музыки..—пасибо,дорога€!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 24 ‘еврал€ 2014 г. 20:52ссылка
я тоже, јлечка, не близко! ¬сю оперу ƒелиба не выдерживаю, а фрагментами наслаждаюсь. » музыка у него совсем не серьЄзна€... ¬от у ѕрокофьева, Ўнитке... ѕри€тных мелодий и встреч!
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку