-Рубрики

 -Цитатник

Якоб Торенвлит (1641-1719) - (0)

Нидерландский художник Jacob Toorenvliet . Начало: Нидерландский художник Jacob To...

Образы смыслов и их толкования - (0)

«Оболочки, которые скрывают неизменное и вечное знание…». "....искусс...

Гирлянд июньских благодать Чистых ириса цветов... - (0)

"Ты, Ирис, - рыцарь голубых кровей" Anthonore Christensen (1849-1926) ... Изысканно- волше...

Роберт Бейтман (1842 - 1922) - (0)

«ПОТЕРЯННЫЙ ПРЕРАФАЭЛИТ» РОБЕРТ БЕЙТМАН / Robert Bateman (1842-1922) Найджел Дейли. Потерянный ...

Фредерик Джордж Стивенс (1828-1907) - (2)

ПРЕРАФАЭЛИТ №6 ФРЕДЕРИК ДЖОРДЖ СТИВЕНС / Frederic George Stephens Уильям Холман Хант (1827-1910...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 51964


Ксения Рыжкова - исполнительница партии Никии в балете "Баядерка"

Вторник, 11 Февраля 2014 г. 11:23 + в цитатник
 

Ксения Рыжкова окончила Московскую государственную академию хореографии 2013 (класс Леоновой) и была принята в труппу Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.

 Па-де-де из балета «Сильфида».     

Лауреат премии имени Максимовой (2013); лауреат премии фонда Галины Улановой (2010).

Обладательница Гран-при Михайловского театра (2011).
Лауреат XII Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве (2013, первая премия); лауреат I Всероссийского конкурса молодых исполнителей "Русский балет" в Москве (2013, вторая премия); лауреат Международного конкурса "Молодой балет мира" в Сочи (2012, первая премия



 

Учитывая камерный размер сцены, небольшой состав балетной труппы и вечное дыхание большого конкурента за спиной, в котором идет классическая «Баядерка»,

МАМТом была выбрана иная постановка — «Баядерка» Натальи Макаровой, самая востребованная из зарубежных версий «Баядерки».

Созданная в 1980 году для Американского театра балета, она и сегодня постоянно в ротации, в том числе в известных иностранных балетных труппах первой лиги (на сегодня это ABT и Ла Скала, в прошлом — Королевский балет Великобритании).

В России же исполняется советская «Баядерка», в основе которой постановка Петипа, отредактированная В. Пономарёвым и В. Чабукиани в 40-х годах ХХ века для Кировского театра.

С непринципиальными изменениями версия Кировского театра идет и в Большом в редакции Григоровича.

Редакция Макаровой базируется на том же спектакле Кировского театра, но укорочена и облегчена в той части, что идёт в России,

зато с созданным заново (по описаниям очевидцев) четвёртым актом, утраченным русским балетом в тех же 40-х. В этом акте главный герой балета Солор, поклявшийся в верности своей тайной возлюбленной — храмовой танцовщице Никии, женится на дочери раджи Гамзатти, и за его клятвопреступление карают боги, рушится храм, участники свадьбы погибают под обломками, а тень (или дух) его возлюбленной Никии, умершей от укуса змеи, подброшенной соперницей, ведет Солора в царство теней.

В макаровской версии спектаклю возвращена первоначальная логика и цельность

(судьба Солора в советской версии смутна, а сюжет кажется незавершенным), но во многом утрачена эстетика пышного имперского спектакля. Театр, конечно, получил то, что хотел: культовое название в репертуар, желанную партию для главной звезды труппы, спектакль, не очень похожий на спектакль Большого (даже с не всегда узнаваемой музыкой, которую заново оркестровал по заказу Макаровой Дж. Ланчбери), крепкую профессиональную адаптацию для небольшой сцены и небольшой труппы.

 Никия - Ксения Рыжкова

Но тому, кто привык к полнометражному спектаклю, трудно смириться с потерей в макаровском спектакле танцевальной роскоши «Баядерки», которая и является настоящим смыслом этого балета и делает его живым свидетельством расцвета русского императорского балета, несколько взбодрённым атлетическим танцем балета советского. Из-за обилия танцевальных номеров на любой вкус и танцевальных ансамблей сохраненную в России «Баядерку» можно признать своего рода энциклопедией классического балета на вершине академизма.

Конечно, жалко попавших под редакторский нож Макаровой всех этих балетных излишеств: эффектного торжественного шествия участников дивертисмента, танца с попугаями и веерами, танца с барабанами, который вытаскивает на волну зрительского успеха «Баядерку» даже с самыми плохими исполнителями главных ролей, прелестный номер Ману с двумя маленькими балеринками, дуэт Никии с рабом в доме Раджи. Купирована и быстрая часть танца главной героини с корзинкой, предваряющая ее смерть от укуса змеи.

 Никия - Ксения Рыжкова

Слава Богу, рука редактора почти не коснулась одного из шедевров Петипа — картины «Тени», однако ее живописная полифония частично утрачена — вместо змейки теней, зигзагом спускающихся с Гималайских гор, возникает плоская картинка: тени по чуть наклонному подиуму выходят из зарослей.

Есть и какие-то смысловые потери. Бедному Солору не удается пострадать при гибели своей возлюбленной Никии, в начале агонии Никии его уводят будущие родственники. Слишком очевиден в этой версии ответ на вопрос — кто убил баядерку? У Макаровой корзинку со змеей Никии выносит служанка Гамзатти, а в привычной для нас версии — факир Магдавея, конфидент Никии и Солора и подчиненный Великого брамина.

У Макаровой ответ прост, а в традиционной версии зависит от конкретной актерской интерпретации, т.к. заинтересованных лиц в устранении Никии трое: Гамзатти, Раджа и Великий брамин, которому Никия отказала во взаимности, и это рождает дополнительную интригу.

Четвертый акт, полностью сочиненный Натальей Макаровой, получился коротким, не очень запоминающимся по танцам и беспомощным по сценическим эффектам (за землетрясение и разрушение храма отвечала видеопроекция с невыразительно падающими камушками на сетке, отделяющей сцену от зала). Впечатлил только апофеоз в финале: в клубах сценического дыма двое главных героев поднимаются по лестнице, уходящей в небо.

Никия - Наталья Сомова, Солор - Сергей Полунин © О.Черноус

Недостаток роскоши танцевальной в спектакле отчасти компенсируется роскошью костюмной, но иногда обилие экстремально ярких и не всегда сочетаемых друг с другом красок, блёсток и стразов бьет в глаза.

Впрочем, публике нравится, что постановка производит такое яркое, вполне совместимое с представлением европейцев о Востоке, впечатление. Да и у спектакля найдутся свои поклонники, потому что аудитория Большого и Станиславского пересекается лишь отчасти. Для худрука балета Станиславского Игоря Зеленского макаровская «Баядерка» была желанна ещё и из-за магии самого имени Макаровой.

Вместе с постановкой «Баядерки» труппа МАМТа получила уникальную возможность поработать с великой балериной и членами её команды: в театре, где «Баядерка» никогда не шла, и где нет педагогов (за исключением Андрея Уварова, пришедшего из Большого), которые способны передать ее стиль из ног в ноги, поработать с репетиторами, которые с этим стилем на «ты», уникальна. И театр использовал этот шанс.

С кордебалетом работала Ольга Евреинова, ассистент Макаровой, и это оказалось главной победой театра в этой постановке.

Женский кордебалет театра Станиславского (плюс восемь учениц МГАХ — в кордебалете театра всего 28 девушек, а для Теней требуется 32) стал коллективным героем «Баядерки» МАМТа, именно он при исполнении картины «Тени» получил самые дружные и протяженные аплодисменты зала: это было так красиво! Благодаря вымуштрованному кордебалету «Тени» в Станиславского вышли не хуже, чем в Большом — приятный и неожиданный результат после предыдущей неудачи с «Тенями».

Правда, 32 балерины, соответствующие исполнительской традиции, смогли уместиться на сцене Стасика только в медленной части «Теней», а когда кордебалет встал в две шеренги для исполнения аллегро, теней осталось только 24.

Кордебалет блеснул не только в Тенях — Джампе был исполнен танцовщицами грациозно и очень женственно. В гран па вызывала восхищение синхронность и стильность солисток.

Три сольные вариации в «Тенях» — сложнейший экзамен на владение техникой и стиля классического балета,

несмотря на внешнюю простоту, без проблем преодолела только третья тень — Оксана Кардаш: музыкально, чисто и с легкостью. Ксения Рыжкова, вторая тень, танцевала сложнейшую вариацию в невыносимо медленном темпе, отсутствие опыта и черепаший темп, заданный то ли дирижером, то ли самой Макаровой, не дали юной исполнительнице возможности свести движения воедино — ее вариация разбилась на отдельные па. В вариации первой тени (Татьяна Мельник) наоборот, темпы были настолько ускорены, что в погоне за скоростью балерине некогда было подумать о грации и воздушности.

Привычно превосходен в эффектной роли Золотого божка бывший солист Большого Дмитрий Загребин, хороши и двое солистов в гран па.

Для премьеры театр подготовил три состава исполнителей главных партий, правда, накануне премьеры выбыл получивший травму Дмитрий Соболевский, и Сергею Полунину пришлось его заменять, а главная на сегодня прима театра — Наталья Сомова — станцевала в разных составах две балеринские партии — Никию и Гамзатти.

Сергей Полунин, Солор первого состава.

Партия Никии для балерин — такой же трудный экзамен на право быть балериной, как и Солор для танцовщиков.

В первом составе Никией была Наталья Сомова, что было вполне ожидаемо (она уже танцевала в перовом составе тех злополучных «Теней», которые быстро сняли, и танцевала достойно). И сейчас она справилась, это дорогого стоит, партия — сложнейшая.

Постановка «Баядерки» стала большим достижением небольшого, но академического театра. А зрители совершили открытие, что в театре есть кордебалет, который может танцевать не хуже, чем в Большом, несколько крепких балерин, способных станцевать сложнейшие сольные партии.

http://www.belcanto.ru/



Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям



nadia_obo   обратиться по имени Вторник, 11 Февраля 2014 г. 13:29 (ссылка)
Здорово, Тамара! Такой хороший анализ! Очень захотелось посмотреть "Баядерку" в исполнении всех театров. Ну это все зависит от нас самих. Выберу времечко! Спасибо тебе большое!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 11 Февраля 2014 г. 22:50ссылка
Добрый вечер, Наденька! Мне очень понравилась молоденькая Рыжкова! Надо следить за ней!
Перейти к дневнику

Четверг, 13 Февраля 2014 г. 12:09ссылка
Да уж, Томочка, мы проследим обязательно!
Svetlana-k   обратиться по имени Вторник, 11 Февраля 2014 г. 18:21 (ссылка)
Какой прекрасный вид искусства!
Смотреда бы бесконечно на эту пластику и грацию.
Очень талантливая балерина!
Спасибо! Для меня это новое имя...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 11 Февраля 2014 г. 22:54ссылка
Да, она только в прошлом году учёбу закончила. А уже столько наград! И вполне уверенная в себе балерина! Наверное, скоро станет знаменитой!
Перейти к дневнику

Вторник, 11 Февраля 2014 г. 22:56ссылка
Пожелаем ей удачь и твердости характера. В мире искусства выживать сложно...
Аноним   обратиться по имени Среда, 12 Февраля 2014 г. 22:07 (ссылка)
Вот и пусть Рыжкова будет пока утешением за Шапран,
потом её заберут в Михайловский (шутка). А вообще балет
МАМТ переживает далеко не худшие времена.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать ветку
Перейти к дневнику

Четверг, 13 Февраля 2014 г. 22:18ссылка
Рыжкова показалась мне очень уверенной в себе танцовщицей. При её данных и хорошей школе она обещает...
Аноним   обратиться по имени Пятница, 14 Февраля 2014 г. 11:44 (ссылка)
Мариинский и Большой задвинули бы её в кордебалет. По моему сейчас только
МАМТ у нас берёт выпускниц в основной состав
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку