-–убрики

 -÷итатник

ѕавел  онстантинович √олуб€тников (1892-1942) - (0)

ѕј¬≈Ћ  ќЌ—“јЌ“»Ќќ¬»„ √ќЋ”Ѕя“Ќ» ќ¬ - ¬“ќ–ќ… –”—— »… ј¬јЌ√ј–ƒ   ѕ. . √олуб€т...

’ристос и ѕилат в живописи - (0)

—уд и поругание. Ѕрюллов  арл ѕавлович. √олова ’риста в терновом венце. 1849 » отвели ≈го...

Ќиколай »ванович  ульбин - военный врач, художник авангарда - (0)

ƒќ “ќ–-ј¬јЌ√ј–ƒ»—“ Ќ» ќЋј… »¬јЌќ¬»„  ”Ћ№Ѕ»Ќ (1868-1917) ѕасха у футуристов в мастерской художн...

¬олков ≈фим ≈фимович (1844 -1920) - (0)

«абытые имена.’удожник  ¬олков ≈.≈.   ¬ќЋ ќ¬  ≈‘»ћ ≈‘»ћќ¬»„ ...

ћихаил ѕетрович ÷ыбасов (1904-1967) - (0)

Ђћј—“≈–ј јЌјЋ»“»„≈— ќ√ќ »— ”——“¬јї ћ»’ј»Ћ ÷џЅј—ќ¬ ћ.ѕ. ÷ыбасов (1904-1967) ÷веты ¬остока (ѕорт...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 51460

ѕавел јлександрович ‘лоренский о своих дет€х

¬торник, 21 январ€ 2014 г. 14:39 + в цитатник

  ƒетей, если бы и хотел, не могу воспринимать извне. ¬от почему, когда говор€т, «много ли детей?» или «сколько детей?», € не знаю, что ответить: ведь много и сколько относитс€ к однородному, к единицам, сто€щим вне друг друга и вне того, кто считает. ј своих детей € воспринимаю настолько изнутри, каждого как качественно отличного от другого, что не могу считать и не могу сказать, много ли их или мало...  аждый из детей незаменим и единствен, и потому их не много и не мало, им нет счету.

—в€щенник ѕавел ‘лоренский. 
»з письма жене 10–11 декабр€ 1936 год. —оловки

  –асстрел€нный в сталинском лагере св€щенник ѕавел јлександрович ‘лоренский известен прежде всего как богослов и ученый-естественник. Ќо есть в его наследии и другое, не менее значительное: счастливый и одновременно трагический опыт отцовства. ѕри всей своей уникальности, этот опыт понимани€ детей может быть востребован и в наши дни. 

ќтец ѕавел ‘лоренский с семьЄй (жена јнна с сыном ћишей на руках, ¬ас€,  ира, ќльга)

   ак это ни странно, но им€ отца ѕавла ‘лоренского куда слышнее звучало в конце 1980-х, чем сегодн€.  ниги ‘лоренского тогда еще мало кто видел, но фрагменты его сочинений уже прошли кос€ком по толстым журналам, а журналы тогда читали все.

  ѕомню, весной 1989 € ехал в командировку к пограничникам в поезде ћары—  ушка и листал забытый кем-то в вагоне журнал «Ћитературна€ учеба». ¬ журнале оказалась публикаци€ писем ‘лоренского из —оловецкого лагер€. — первых строк отец ѕавел стал мне страшно близок. Ѕлизок голосом, который € слышал за шелестом страниц. Ѕлизок своей судьбой— судьбой человека, который, наход€сь в эпицентре социальных потр€сений, под дамокловым мечом смерти, жил любовью, наукой, ≈вангелием, детьми. ≈го мысли о спасительности дома-острова казались мне моими мысл€ми. я тоже остро чувствовал разлуку, очень тревожилс€ о том, как там, дома, поскольку оставил там беременную жену, двухлетнюю дочку и ослепшего дедушку.

  „ита€ ‘лоренского, € вдруг стал догадыватьс€, что же такое семь€ в смысле не социальном, а экзистенциальном. —емь€— это встреча, пронизанна€ разлуками. –асставаний в жизни каждой семьи не счесть, ведь вот утром уходит отец на работу, обычное дело дл€ взрослых (велика беда— подождать до вечера!), а дл€ маленькой дочки— это горе. ќна плачет, хватает отца за ноги, причитает, будто провожает его на фронт. ¬зрослые принимают такое поведение за каприз, недомыслие, свойственное малышам. ј на самом деле, это «взрослые уже многого не понимают» (так писал ‘лоренский в своих воспоминани€х о детстве).

  ќтец ѕавел говорил: «–ебенок владеет абсолютно точными метафизическими формулами всех запредельностей». », быть может, еще только поэтам доступны эти формулы быти€:

                                то смеет молвить: до свидань€ 
                               „рез бездну двух или трех дней? 

                                                                             ‘. “ютчев 

                                то может знать при слове— расставанье, 
                                ака€ нам разлука предстоит? 

                                                                              ќ. ћандельштам

  —емь€, если это действительно союз люб€щих сердец, а не принудительное существование на одной территории,— она годами и дес€тилети€ми испытываетс€ на разрыв. –одители и дети, старики и внуки— им каждый день и каждую ночь приходитс€ усили€ми взаимного прит€жени€ сжимать врем€ и пространство. Ёто огромна€ нравственна€ и психологическа€ нагрузка, большое испытание.

 огда же речь идет о такой разлуке, которой подверглись в 1920-е— 50-е годы неисчислимое множество семей, то это уже не просто испытание, а мученичество и подвиг: « то смеет молвить…», « то может знать…»

   

  –усский философ и св€щенник ѕавел јлександрович ‘лоренский был арестован 25 феврал€ 1933. Ќаход€сь годами в заключении, за тыс€чи километров от дома, фактически обреченный в земной жизни на вечную разлуку с семьей, он вопреки обсто€тельствам продолжал жить домом и жить в семье. ѕереписка, пусть и подцензурна€, стала последней надеждой, последним духовным пристанищем дл€ всех, кто был вырван из родной среды. Ћишь посредством писем можно было подать о себе весть и сохранить духовную св€зь с близкими. Ћишение же права на переписку равн€лось гибели. ѕриговор «столько-то лет без права переписки» чаще всего означал вовсе не тюрьму и не лагерь, а расстрел.

ќтец ѕавел ‘лоренский с супругой јнной

  ѕавел ‘лоренский, оказавшись в заключении, более всего опасалс€ отчуждени€ поколений внутри семьи. ќн бо€лс€, что дети, которых он оставил подростками, сочтут свой дом потер€вшим вс€кую привлекательность, промен€ют его на молодежные компании, начнут ссоритьс€ между собой. ј все это могло случитьс€, ведь во врем€ обысков дети пережили страшный стресс. Ќа их глазах квартиру перевернули вверх дном, забрали всю библиотеку, вплоть до детских книг. ∆ена ‘лоренского јнна ћихайловна с горечью писала мужу: « ниги у нас отн€ли твои и наши любимые… ћика сегодн€ целый день, бедн€га, проплакал о книгах…».

  ѕавел јлександрович пишет старшей дочке 16 сент€бр€ 1935: «ƒорога€ ќл€… я чувствую, ты не научилась ценить дома и окружающих, а этого никогда уже впоследствии не будет. ћамочка гораздо ценнее и дороже вс€ких вещей и людей, которые кажутс€ ценными, но неизмеримо менее содержательны, чем она. <…>  репко целую теб€, дорога€. Ќе унывай и не забывай».

ќн возвращаетс€ и возвращаетс€ к этим мысл€м, пыта€сь найти всЄ новые аргументы: «ƒорогой ќлень… √оворю о мамочке, о брать€х и о “ике, которых ты не замечаешь из-за своих товарищей, между тем как товарищи— дело временное, а близкие— навсегда. Ќадо … не прельщатьс€ нар€дным взамен существенного. ј чужие люди неизбежно нар€днее своих, ибо они— в гост€х, в гости же всегда нар€жаютс€…» (29 феврал€— 1 марта 1936). «ƒорогой ќлень… “оварищеска€ среда потому перет€гивает к себе все внимание, что товарищеские отношени€, в сущности, безответственны: каждый отвечает сам за себ€ и каждый зан€т своими интересами. ѕоэтому в ней легко. Ќо эта легкость есть легкость пустоты, а подлинное требует усили€, работы и несет ответственность… “ого, что может дать родной дом, не даст потом никто и ничто, но надо заработать это, надо самой быть внимательной к дому, а не жить в нем как в гостинице» (июнь 1936).

"¬ ¬’”“≈ћј—е ‘лоренский в р€се"

  ј начиналс€ этот диалог с детьми задолго до рокового ареста. ‘лоренский думал о разлуке еще в ту пору, когда старшие дети (¬асилий и  ирилл) были совсем малы, а младших (ќльги, ћихаила и ћарии-“инатин) еще не было на свете. ѕосле ‘евральской революции, хорошо понима€, что это лишь начало катастрофы, 35-летний отец ѕавел ‘лоренский задумываетс€ о духовном завещании дет€м. ѕервоначальный его текст он составл€ет 11 апрел€ 1917 года, а потом семь (!) раз возвращаетс€ к нему: в мае и июле 1917-го, июне 1919-го, июне 1920-го, марте 1921-го, августе 1922-го, марте 1923-го. ќн, будто предчувству€, что его дети рано осиротеют, стараетс€ как можно €снее и доступнее выразить свои заветные мысли: «…ƒома, библиотеки, вещей не продавайте, без самой крайней нужды. <…> Ќе ищите власти, богатства, вли€ни€ <…> Ќам не свойственно все это; в малой же доле оно само придет,— в мере нужной. ј иначе станет вам скучно и т€гостно жить. <…> Ѕудьте всегда в жизни добры к люд€м и внимательны. Ќе надо раздавать, разбрасывать имущество, ласку, совет; не надо благотворительности. Ќо старайтесь чутко прислушиватьс€ и уметь воврем€ придти с действительной помощью к тем, кого вам Ѕог пошлет как нуждающихс€ в помощи. <…> Ќе делайте ничего безвкусно, кое-как. ѕомните, в “кое-как” можно потер€ть всю жизнь. <…>  то делает кое-как, тот и говорить научаетс€ кое-как, а нер€шливое слово, смазанное, не прочеканенное, вовлекает в эту неотчетливость и мысль. ƒетки мои милые, не позвол€йте себе мыслить небрежно. ћысль— Ѕожий дар и требует ухода за собою. <…> ѕочаще смотрите на звезды.  огда будет на душе плохо, смотрите на звезды или лазурь днем.  огда грустно, когда вас обид€т, когда что-то не будет удаватьс€, когда придет на вас душевна€ бур€— выйдите на воздух и останьтесь наедине с небом. “огда душа успокоитс€».

 

ѕавел ‘лоренский с женой и сыном

  ¬ообще поразителен и непостижим его дар отцовского предощущени€ детей. »з письма жене 27 ма€ 1935: «…¬споминаю малейшие подробности прошлого, о каждом из вас отдельно. ќ том, как € ждал ¬асюшку, года за три до его рождени€, как чувствовал, что он где-то есть уже, хот€ € и сам не знал, где и как.  огда он только родилс€, то посмотрел на мен€ и было €сно, что он узнал мен€...».

  ј вот что ѕавел јлександрович писал с —оловков о внуке, рождение которого в семье сына ¬асили€ еще только ожидалось: «…я сердечно рад его существованию и чувствую, что люблю его. ∆аль мне только, что не увижу его собственными глазами. Ќо ¬ы впоследствии скажете ему, что его дед любил его, когда его еще не было под солнцем» (24 марта 1936). ¬нук отца ѕавла родилс€ в июне 1936 и был назван в честь деда ѕавлом. —егодн€ ѕавел ¬асильевич ‘лоренский — гордость –√” нефти и газа им. √убкина, профессор кафедры литологии, академик –ј≈Ќ.

  ѕо письмам ѕавла јлександровича видно, что он все врем€ ищет возможность деликатно подсказать жене јнне ћихайловне, как удержать в доме тепло, как, невзира€ на обсто€тельства, сохранить дл€ детей атмосферу детства: «ƒорога€ јннул€, € же понимаю, что тебе трудно, т€жело, беспокойно и грустно. Ќо все же надо старатьс€ с большим душевным миром воспринимать окружающее, а главное— близких. я верю в своих детей, и разные шероховатости пройдут в свое врем€. Ёто дело возраста. ј кроме того, им ведь тоже не легко даетс€ жизнь... “ика, пишешь, болезненно застенчива.  ак €сно € понимаю ее состо€ние … ≈й непременно надо помогать в уроках, хот€ бы часть делать за нее. —тоит ей заработать 2-3 поощрени€, как она развернетс€, и дальше дело пойдет само собою гладко… ѕостарайс€ вовлечь детей в игру— припоминать немецкие слова и фразы, мотивы, сравнивать и т.д., например, кто вспомнит больше слов на такую-то букву или с таким-то окончанием, если будут делать ошибки, это неважно …

√лавное— это развить привычку, главное— посто€нное упражнение, и это в любой области. ќ—остав —оловецкой железной дороги. дним натиском ничего не сделаешь...» (25 сент€бр€ 1935).

—остав —оловецкой железной дороги

  ‘лоренский очень беспокоитс€ о младшей дочери “ике: «…√лавное, постарайс€, чтобы ее детство было хоть сколько-нибудь радостным и €сным. ѕонимаю, что это сделать очень трудно тебе, но все-таки постарайс€, пусть у нее останетс€, чем вспомнить детские годы. –ассказывай ей, что придетс€. Ёто даст ей и развитие и интерес. –адость жизни дают не большие дела, т. е. кажущиес€ большими большим, а удачно найденные пуст€ки— бумажка часто радует более драгоценностей, и неудобство, но поэтичное, при€тнее больших удобств…» (12 апрел€ 1935).

   » он находит чудесные пуст€ки, к примеру, на кухне: «…“ы пишешь, что ќле хочетс€ вкусного. Ќо ведь вкусное делаетс€ таковым главным образом от приправы: необходимо давать пище запах, хорошо прожаривать, придавать остроту или сладость, и самые простые припасы обращаютс€ во вкусные кушань€… ƒелаешь ли ты дет€м мой сыр? Ёто хороша€ приправа к каше, самой безвкусной, и делает кашу или картошку нар€дной. ј есть надо только то, что по вкусу, иначе еда мало полезна… ≈сли бы € был с вами, € варил бы вам мармелад— расход сахара в общем остаетс€ тем же, если не меньше, а впечатление совсем другое. ’очу сказать: надо уметь жить и пользоватьс€ жизнью, опира€сь на то, что есть в данный момент, а не обижа€сь на то, чего нет. ¬едь времени, потер€нного на недовольство, никто и ничто не вернет» (20 апрел€ 1937). 

 

  ѕисьма отца ѕавла дет€м не только окутывают их нежностью, но и содержат в себе заочные уроки: биологии, математики, литературы, музыки, русского €зыка, минералогии… ‘лоренский отвечает на вопросы детей, не подстраива€сь под их возраст, а переписываетс€ с ними как с коллегами— со всей серьезностью. ’орошо помн€ себ€ маленьким, он знал, как обидно дет€м, когда объ€снени€ взрослых идут «мимо вопросов».

  ѕавел јлександрович невольно заложил принципы дистанционного обучени€. ѕедагогика ‘лоренского, лишенна€ возможности действовать здесь и сейчас, лишенна€ зрительного, тактильного и слухового контакта, вс€ сосредоточилась в словах, мысл€х и образах. ≈го эпистол€рные уроки младшим дет€м похожи на увлекательные рассказы о живности ƒаррелла. ќни часто сопровождались замечательными рисунками. ћожно подумать, что автор этих писем был в командировке на биостанции или в заповеднике:

«ƒорога€ “ика… ћорские свинки урчат, вроде голубей, но более высокими голосами, а маленькие издают звуки как воробушки; поэтому здесь их и называют воробушками. ¬от, все письмо вышло звериное…» (22 феврал€ 1935).

«ƒорогой ћик, сообщаю последние новости о чернобурых лисицах…» (13 марта 1935).

  «ƒорога€ “ика, ты возишьс€ с цыпл€тами, а у нас тут вс€кие другие “-ата” и “-€та”: крольчата, морские порос€та, белые мышата, и, наверное, будут кот€та. »ногда кроликов выпускают из клеток на прогулку. ќни скачут по кухне и в коридоре, а € их ловлю, хот€ это и не всегда удаетс€. ќни большие трусишки. ќчень м€гкие, мордочки плюшевые…» (13–14 июн€ 1935).

ѕриговор Ђтройкиї ”Ќ ¬ƒ в отношении отца ѕавла ‘лоренского приведен в исполнение 8 декабр€ 1937 года. «ƒорога€ “ика, сообщаю тебе самые последние новости. —егодн€ у нашей старой, трехцветной, свинки родились детеныши. ќбычно их рождаетс€ по два. Ќо на этот раз свинка принесла п€терых…» (23 июн€ 1935).

ѕриговор "тройки" ”Ќ ¬ƒ в отношении отца ѕавла ‘лоренского приведЄн в исполнение 8 декабр€ 1937 года

«ƒорога€ “ика, вот распростились с нами и последние чайки, а вместо них прилетели вороны. √овор€т, чайчата этого года прилет€т уже только через 3 года, очевидно, будут воспитыватьс€ где-то в теплых странах. ƒаже чайкам, как видишь, приходитс€ учитьс€ своим чайкиным наукам…» (16 сент€бр€ 1935).

  ƒл€ 15-летнего ћиши отец устраивает викторины: «ƒорогой ћик, вот тебе загадка: кака€ фамили€ одного ученого пишетс€ с трем€ м€гкими знаками? ƒругой вопрос: какого цвета хлорофилл? “ретий вопрос: когда –осси€ собиралась присоединить к себе јнглию?  ак-то ко мне обратилс€ с вопросом один (увы!) мой бывший ученик и спросил: “Ѕыло два —пинозы, один Ѕарух, другой Ѕенедикт.  оторый же из двух был особенно замечателен?” ћожешь ответов мне не писать, а скажи их мамочке».

  ј в письме жене ‘лоренский оставл€ет ответы: ««агадка ћику разгадываетс€ именем  ьельдаль… ¬торой вопрос— … хлорофилл— белый, а зеленый цвет ему придает присутствующий в нем зеленый пигмент. “ретий вопрос: при »оанне √розном, который дл€ этой цели сваталс€ к английской королеве ≈лизавете, но получил отказ— на свое счастье, т. к. ≈лизавета была така€ ведьма, что сумела бы доконать даже »оанна ¬асильевича √розного. „етвертый вопрос: Ѕенедикт есть латинский перевод еврейского Ѕарух, так что Ѕенедикт —пиноза и Ѕарух —пиноза есть одно и то же лицо…» (4 июн€ 1937). 

* * *

  Ёто была последн€€ из созданных ѕавлом ‘лоренским наук— наука расставань€. » эта наука— сама€ пон€тна€ дл€ всех нас. ќна о том, как, наход€сь в разлуке с детьми (а это, увы, случаетс€ и в наше врем€), можно чувствовать их рост, вли€ть на их устремлени€, питать их ум и душу, име€ в распор€жении лишь клочок бумаги, карандаш и люб€щее сердце. ќчевидно, что эта наука, выросша€ из несчастных обсто€тельств, только в –оссии и могла возникнуть. “олько в стране, где в ’’ веке редка€ семь€ не испытывала хронической насильственной разлуки, могла родитьс€ эта столь же экстремальна€, сколь и обыденна€ педагогика в разлуке.

ѕисьма ‘лоренского семье— как спутники, запущенные им на недос€гаемую дл€ конво€ высоту. ќни донос€т его любовь поверх колючей проволоки, транслируют его мысли и каждой строчкой побеждают смерть. 

  — момента ареста в 1933 году за отца ѕавла ходатайствуют ученые, и среди них— великий ¬. ». ¬ернадский. — просьбой освободить ‘лоренского и предоставить ему возможность уехать с семьей за границу, где он мог бы продолжить научную работу, к советскому правительству обращаетс€ президент „ехии “омаш ћасарик. »з ћосквы в лагерь приходит распор€жение сообщить «не сн€вшему сана» ‘лоренскому о том, какой шанс ему предоставл€етс€. ѕавел јлександрович отказываетс€ от освобождени€ и остаетс€ в лагере, чтобы разделить судьбу товарищей по несчастью. »стори€ √”Ћј√а не знает других случаев отказа заключенного от освобождени€...

  ѕоследнее письмо домой было написано отцом ѕавлом 19 июн€ 1937. » только в 1989 семь€ узнала, что ѕавел ‘лоренский был расстрел€н в том же году, 8 декабр€.

  »з завещани€ ѕавла јлександровича дет€м: «—амое главное, о чем € вообще прошу вас,— это чтобы вы помнили √оспода и ходили пред Ќим. Ётим € говорю все, что имею сказать. ќстальное — либо подробности, либо второстепенное».

http://www.foma.ru/article/index.php?news=3718

–убрики:  ћыслители/‘лоренский
ћетки:  

ѕроцитировано 4 раз
ѕонравилось: 4 пользовател€м



тать€на_магаева   обратитьс€ по имени ¬торник, 21 январ€ 2014 г. 16:33 (ссылка)
я с благодарностью цитирую ¬аш замечательный пост...€ сегодн€ тоже опубликовала серию постов про о.ѕавла и ¬аш пост €вл€етс€ великолепным эпилогом дл€ моей серии...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 21 январ€ 2014 г. 21:31ссылка
ћне понравилась ¬аша работа! ” мен€ тоже несколько сообщений о ‘лоренском. ≈сли ¬ы кликните внизу в рубрики на ‘лоренский, они и откроютс€. ѕочти все видео и картинки одинаковые у нас, одними дорогами ходим. я буду продолжать - ‘лоренский неисчерпаем!
ѕерейти к дневнику

—реда, 22 январ€ 2014 г. 12:48ссылка
¬ы правы...думаю надо рассказать о его работах подробнее...€ находила очень интересные видеолекции о нем,но они очень плохого качества и поэтому € их не вставила в свои посты...
√алаћаг   обратитьс€ по имени ¬торник, 21 январ€ 2014 г. 20:15 (ссылка)
“амара, спасибо! «абираю оба поста о ‘лоренском.   сожалению, первый ролик плохо слышно ((( »звините, нашла регул€тор громкости. ¬се в пор€дке.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 21 январ€ 2014 г. 21:36ссылка
» зр€, √алина, цитировала оба. ≈сли ¬ы кликните (внизу "рубрики") на ‘лоренский, все мои сообщени€ (там и ¬аше есть) откроютс€.
ѕерейти к дневнику

¬торник, 21 январ€ 2014 г. 22:12ссылка
“амара, пусть лучше перебор, нежели - недобор.  огда потребуетс€ материал и начну пристально читать - лишнее удалю!
Svetlana-k   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 24 январ€ 2014 г. 20:52 (ссылка)
“амарочка!
—ообщение интересное!
ј это украшение п€тничного вечерка! ƒл€ теб€, дорога€!!!

To0.ru
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ћол-»нка   обратитьс€ по имени „етверг, 05 ‘еврал€ 2015 г. 21:25 (ссылка)
—пасибо! — огромным удовольствием прочитала!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 06 ‘еврал€ 2015 г. 20:54ссылка
я очень уважаю выдающего учЄного, замечательного человека ѕавла ‘лоренского!
јноним   обратитьс€ по имени —реда, 05 јвгуста 2015 г. 23:15 (ссылка)
”важаю этого величайшего „≈Ћќ¬≈ ј, преклон€юсь
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать ветку
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 07 јвгуста 2015 г. 20:30ссылка
ƒа! ‘лоренский - —в€той! и учЄный выдающийс€! —пасибо!
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку