-÷итатник

–оберт Ённинг Ѕелл (1863-1933). - (0)

’”ƒќ∆Ќ»  –ќЅ≈–“ ЁЌЌ»Ќ√ Ѕ≈ЋЋ / ROBERT ANNING BELL (1863-1933) - ѕќ—Ћ≈ƒЌ»… Ќј—Ћ≈ƒЌ»  ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ќ¬ ...

ј что мне нужно? ћожет, просто быть... - (0)

"...€ бы пришла на эту «емлю снова." ¬ашему вниманию несколько стихотворений, светлых и лир...

ƒжеймс —метэм (1821-1889) - (0)

’”ƒќ∆Ќ»  ƒ∆≈…ћ— —ћ≈“Ёћ / JAMES SMETHAM - ≈ў≈ ќƒ»Ќ ѕќ—Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№ ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ќ¬ ƒжеймс —метэм (18...

Ћетние травы - (0)

¬.ƒ. ѕоленов. Ћопухи. 1870 ћежду коль€ми забора серого —олнце длинные лу...

«емл€ псковска€ - (0)

  ѕожалуй, за пределами российских столиц трудно найти...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 52310


‘ранцузска€ портретистка ¬иже-Ћебрен Ёлизабет в –оссии

—уббота, 28 ƒекабр€ 2013 г. 14:21 + в цитатник

  јвтопортрет с палитрой, 1790

  Ёлизабет Ћуиз Ћебрен (1755-1842, урожденна€ ¬иже) -  родилась в ѕариже. ”чилась живописи у своего отца портретиста Ћ. ¬иже, затем у  Ѕриара и ƒуайена, занималась в луврской галерее копированием. — 1783 стала членом  оролевской академии живописи и скульптуры в ѕариже. ƒо 1789 года работала во ‘ранции, затем в эмиграции в »талии, √ермании, –оссии (с 1795 по 1801), ¬еликобритании, Ўвеции. ¬ 1809 вернулась во ‘ранцию. ¬иже-Ћебрен писала преимущественно светские женские портреты, дл€ которых характерны идеализаци€ и чувственность.   наиболее удачным полотнам относ€тс€ автопортреты, портреты ћарии јнтуанетты, мадам де —таль, мадам ƒюбарри, корол€ —танислава-јвгуста ѕон€товского. 



¬ 1775 Ћуиза вышла замуж за ∆ан-Ѕатиста ѕьера Ћебрена, живописца, гравера и торговца картинами. »звестно, что инициатором этого замужества стала ее мать, а Ћуиза лишь покорилась ее воле, но о счастье в супружеской жизни речи не шло. ¬прочем, вли€ние мужа помогло ей войти в аристократические дома. ќна много работала, помога€ мужу, дела которого шли не блест€ще, но талантлива€ Ћуиза была рада иметь побольше работы, котора€ отвлекала ее от жизненных неудач.

  ¬скоре последовал судьбоносный заказ.  ћолодую художницу пригласили в ¬ерсаль рисовать портрет королевы. ћари€ јнтуанетта портретом осталась чрезвычайно довольна, и наградой художнице стало прин€тие ее в 1783 в члены  оролевской академии живописи и скульптуры. ћари€-јнтуанетта оказала художнице множество любезностей: она приблизила ее к себе, наградила титулом первой портретистки. Ћуиза пела дуэты с королевой, выходила с ней на прогулки.

"јвтопортрет с дочерью", 1786

   12 феврал€ 1780 года Ћебрен родила дочь, которую назвали ∆анна ƒжули Ћуис.

  ѕервые признаки готовившейс€ вспыхнуть революции побудили ¬иже-Ћебрен покинуть ‘ранцию. ќна с дочерью отправилась в »талию, где встречали ее повсюду с триумфом, а болонска€ и пармска€ академии избрали ее в свои члены. »з »талии она перебралась в ¬ену и пробыла тут около трех лет, а затем, через ѕрагу, ƒрезден и Ѕерлин, направилась в ѕетербург, куда и прибыла летом 1795 года.

  —лава любимой придворной портретистки ћарии-јнтуанетты была столь велика, что ≈катерина II пожелала ее видеть уже на второй день после приезда. ѕоскольку ƒвор летом находились в ÷арском —еле, отсюда и началось знакомство художницы с –оссией. ќна оставила воспоминани€ о великой кн€гини ≈лизавете и императрице. Ћюбопытно проследить, каксловесный портрет корреспондирует с живописным. ¬иже-ЋебрЄн, несомненно, владела не только кистью, но и пером, и ее описание содержит тонко подмеченные детали, верно передающие психологию.

 

ѕортрет јнны ѕитт в виде √ебы

  ѕриглашение к императрице через сутки после приезда, застало  Ёлизабет врасплох, так как она не имела парадного плать€ дл€ представлени€. ¬иже-ЋебрЄн решилась отправитьс€ в ÷арскосельский дворец в простом муслиновом платье, за что получила замечание от графини Ёстергази, супруги посла. ѕеред представлением ≈катерине II ¬иже-ЋебрЄн  вспоминала все, что она слышала о русской государыне от принца де Ћин€, а также разговаривала о ней с графом Ўуазель-√уфье. –азные сведени€ сливаютс€ в воспри€тии художницы в целостный образ императрицы, включающий такие качества, как «любезность и простота» обращени€, но не определение «добра€ женщина». ќна не верит графу Ўуазель-√уфье, который утверждал: «...¬ы будете поражены ее благожелательностью, она ведь воистину добра€ женщина».

  ¬ беспокойстве от предсто€щей встречи ¬иже-ЋебрЄн неожиданно встречает в ÷арском —еле незнакомку, котора€ покор€ет ее своей сердечностью. ќна воплощает идеал, который художница стремилась запечатлеть. ¬иже-ЋебрЄн дала словесный портрет молодой женщины - великой кн€гини ≈лизаветы, жены јлександра:
  «...я заметила у окна... молодую особу, поливавшую горшок с гвоздиками. ≈й было не более семнадцати лет, правильные и тонкие черты дополн€лись идеальным овалом; при€тный цвет кожи бледностью безупречно гармонировал с выражением ангельской кротостилица, которое обрамл€лось потоком пепельных волос. Ќа ней было легкое белое платье, небрежно перепо€санное по тонкой, как у нимфы талии. ёна€ особа столь из€щно выгл€дела на фоне комнаты с задрапированной серебристо-розовой тканью колоннами, что € невольно воскликнула: „¬от истинна€ ѕсихе€!"».

ѕортрет графини ¬арвары √оловиной, 1798

  ѕервое впечатление оказалось безошибочным. ≈лизавета јлексеевна, урожденна€ принцесса Ћуиза-ћари€-јвгуста, дочь маркграфа Ѕаден-ƒурлахского  арла-Ћюдвига, получила прекрасное образование, редкое в √ермании, и считалась выдающейс€ личностью «не только по внешности, но и по умственным душевным качествам». ѕо отзывам современников, ≈лизавета јлексеевна отличалась мечтательностью, много читала и занималась благотворительностью. ќна выучила русский €зык и была впоследствии другом  арамзина. ћолодой ѕушкин посв€тил ей стихи. ≈лизавета пригласила художницу к себе, произнесла «много лестных слов» и, среди прочего, призналась: «—ударын€, мы уже давно хотели видеть вас здесь и даже во сне € не раз видела ваш приезд». ¬иже-ЋебрЄн заключает, что рассталась с нею «с сожалением» и «навсегда сохранила пам€ть об этой очаровательной встрече».

 ѕред императрицей Ёлизабет предстала «с некоторым страхом», она сокрушалась, что нарушила церемониал, забыв поцеловать у ≈катерины руку, хот€ та «сн€ла одну перчатку дл€ исполнени€ сего традиционного обр€да». Ёто объ€сн€етс€ особым волнением: «...¬едь уже один только вид сей знаменитой женщины произвел на мен€ такое впечатление, что € всецело отдалась ее созерцанию». ќстрый взгл€д портретистки отметил: «ћен€ крайне удивил весьма малый ее рост, ведь € представл€ла ее столь же большой, как и слава.   тому же она была очень полной, но лицо еще сохран€ло следы красоты, и высока€ прическа из седых волос прекрасно его обрамл€ла. ѕо высокому и широкому лбу в ней сразу угадывалось присутствие гени€. √лаза ее были м€гкими и весьма из€щной формы, нос совершенно греческий, лицо цвета весьма €ркого, а его выражение чрезвычайно подвижное».

image 159, јвтор: National Museum of Women in the Arts (Ќациональный музей женщин в искусстве)

ѕортрет дочери ƒжули Ћебрен в образе ‘лоры,  1799

  ¬ облике великой ≈катерины ¬иже-ЋебрЄн пытаетс€ подметить сердечное, интимное. ќна подчеркивает ее «м€гкий, но довольно глубокий голос», «доброжелательность» и терпимость к ее простому туалету. «...я отнюдь не заметила, чтобы она обратила на него хоть малейшее внимание, а быть может она вообще не столь строга в этом отношении, как, например, госпожа посольша».   этим €вно положительным чертам характера русской императрицы художница добавл€ет еще одну. ¬озвраща€сь назад через сад, она обращает внимание на «особую террасу», соединенную с поко€ми ≈катерины, «где содержалось множество птиц». «ћне рассказывали,что она каждое утро кормит их, наход€ в этом величайшее дл€ себ€ удовольствие» и «я прошлась по царскосельским садам, которые €вл€ют собой истинную феерию».

  »так, знакомство ¬иже-ЋебрЄн с ≈катериной и ≈лизаветой произошло в ÷арском —еле, и первое впечатление оказалось очень верным, устойчивым. ‘ранцузска€ художница написала несколько портретов, в которых отразилось воспри€тие императрицы и цесаревны. встреча с ≈лизаветой јлексеевной. ¬иже-ЋебрЄн написала несколько портретов этой молодой женщины, олицетвор€ющей дл€ нее идеал прекрасного, в котором запечатлены высокие нравственные качества.

ѕервый парадный портрет великой кн€гини ≈лизаветы јлексеевны написан в 1795.

Ќар€д ≈лизаветы дополнен драгоценными украшени€ми с крупными сапфирами и жемчугом. Ёто не просто украшени€, это подарки ≈катерины II на тезоименитства великой кн€гини. ”крашени€, подаренные царствующими особами, обычно демонстрировались на парадных портретах. ќднако, несмотр€ на требовани€ жанра и воспроизведенные на полотне атрибуты принадлежности к царской фамилии (горностаева€ манти€, лента), ≈лизавета выгл€дит на портрете нежной, наивной, непосредственной, слегка растер€нной, не вполне «вписывающейс€» в величественный антураж.

¬иже-ЋебрЄн подчеркнула ее естественность, окружив цветами: они в венке на голове молодой женщины и р€дом в жардиньерке, ≈лизавета в задумчивости касаетс€ одной из роз самого нежного оттенка. ’удожница писала, что когда она работала над портретом, велика€ кн€гин€ вновь предстала перед ней как «истинна€ ѕсихе€». »звестно, что им€ ѕсихе€ (ѕсише) переводитс€ с древнегреческого как «душа», «дыхание». ƒыхание, в свою очередь, сближалось в античной мифологии «с дуновением, ветром, вихрем, крылатостью»(б. ѕоэтому настойчивые отсылки ¬иже-ЋебрЄн к этому мифологическому образу призваны подчеркнуть доминанту духовного, поэтического начала в образе ≈лизаветы.

    ¬ 1798 ¬иже-ЋебрЄн написала более камерный портрет ≈лизаветы јлексеевны.

 ¬ нем с еще большей очевидностью про€влены такие черты внутреннего мира, как м€гкость, ангельска€ кротость, душевна€ красота. ¬нимание художницы сосредоточено на лице, прекрасном своей гармоничностью. ‘игура лишь слегка намечена, высокий воротник блузы закрывает всю шею до подбородка, грудь и плечи задрапированы легким шарфом, так что создаетс€ впечатление бестелесности. “ретий портрет ≈лизаветы написан ¬иже-ЋебрЄн уже в 1801, когда јлександр вступает на престол и молода€ женщина становитс€ императрицей. ¬ отличие от предыдущего изображени€, в котором доминировали сдержанность, смирение и робость, в этом портрете подчеркнута юность, детскость и даже задорность, как бы вступающие в противоречие с высоким саном. ¬ царскосельском сюжете из мемуаров встреча с ≈катериной II, вызывающа€ страх, опасени€, скованность художницы, противостоит встрече с ≈лизаветой, несущей только радостные чувства. ¬ сентименталисткой парадигме величие ≈катерины можно представить как фон дл€ апофеоза сердечности и чувствительности. ¬ первом парадном портрете ≈лизаветы этот фон выражен мраморным бюстом ≈катерины, ассоциирующимс€ с чем-то монументальным, статичным и холодным. Ётот фон нужен дл€ более €ркого контраста, подчеркивающего живость и непосредственность молодой женщины.

  “от же самый прием ¬иже-ЋебрЄн использует и в портрете двух дочерей ѕавла I, јлександры и ≈лены. ќчаровательные девушки с цветами в волосах держат в руке и как бы показывают зрителю медальон с изображением ≈катерины. ¬елика€ императрица, становитс€ знаком эпохи, фоном жизни нового поколени€, но сама как модель не привлекает внимани€ портретистки.

  “аким образом, ÷арское —ело €вилось местом первого знакомства французской художницы с –оссией в лице императрицы века уход€щего и в лице будущей императрицы века гр€дущего. ѕолученные впечатлени€ ¬иже-ЋебрЄн мастерски выразила на €зыке живописи, а затем и художественного слова, стрем€сь утвердить при этом свой идеал прекрасного.
  ¬иже-Ћебрен принимали с энтузиазмом: знать, богатые любители художеств окружали еЄ вниманием и спешили заказывать ей портреты, вознагражда€ ее за них щедрой рукой, а академии подносили ей членские дипломы. ¬ ѕетербурге Ћебрен провела 6 лет, отлучившись отсюда только однажды на полгода в ћоскву.

ѕортрет императрицы ћарии ‘Єдоровны

  —ледами пребывани€ ¬иже-Ћебрен в –оссии остались многочисленные портреты, рассе€нные теперь по императорским дворцам и аристократическим домам. ќна написала портреты императрицы ћарии ‘едоровны (находитс€ в эрмитажном павильоне), цесаревны ≈лизаветы јлексеевны (в –омановской галерее «имнего дворца), великих кн€жен јлександры и ≈лены ѕавловен, —танислава ѕон€товского, графа “олстого. ѕо случаю еЄ прин€ти€ в 1800 в почетные вольные общники нашей академии,  ¬иже-Ћебрен принесла ей в дар свой портрет, наход€щийс€ доныне в зале заседаний академического совета

tsarselo.ru÷арска€ семь€ и высшее общество…-m-ye-l-vizhe-lebrn.html



ѕортрет кн€гини Ѕелозерской, 1898

–убрики:  живопись
ћетки:  

ѕроцитировано 6 раз
ѕонравилось: 5 пользовател€м



√алаћаг   обратитьс€ по имени —уббота, 28 ƒекабр€ 2013 г. 15:14 (ссылка)
“амара, спасибо! Ёто оп€ть дл€ мен€. ќбожаю рассматривать портреты и изучать судьбы изображенных людей!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 28 ƒекабр€ 2013 г. 15:58ссылка
я же напротив не люблю рассматривать портреты. Ёто дл€ мен€ исключение из правил. ¬о первых, портретистка - женщина, да ещЄ 18 века, во вторых, кусочек незнакомой мне нашей истории. — Ќаступающим, √алина!
ѕерейти к дневнику

—уббота, 28 ƒекабр€ 2013 г. 16:08ссылка
ј мне как раз и импонирует, что она - женщина и достигла таких высот в те времена!

»стори€ же мен€ интересует со второй половины XVII века. ѕоследующий век можно назвать веком профессионалов.
Ylada   обратитьс€ по имени —уббота, 28 ƒекабр€ 2013 г. 17:34 (ссылка)
“омаовс€нка, —пасибо, “амарочка! ¬иже-Ћебрен насто€щий профессионал. ќна оставила такие прекрасные творени€. ƒа и описание, сделанное пером - достаточно интересно. Ёто как взгл€д со стороны, чем больше таких мнений, тем лучше мы можем составить мнение о том (или о ком), что описано.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 28 ƒекабр€ 2013 г. 21:40ссылка
ƒобрый вечер, јлла! ћпе очень понравилось творчество Ћуизы! —обой хороша, гладко красиво рисовала, прекрасно писала, чего ещЄ...
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 29 ƒекабр€ 2013 г. 10:48ссылка
» жизнь €рко прожила!
‘еникс_94   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 30 ƒекабр€ 2013 г. 00:18 (ссылка)
”знала много нового и портреты очень нрав€тс€.Ѕлагодарю,“омочка и поздравл€ю теб€ с Ќаступающим Ќовым годом,всего самого доброго!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 01 январ€ 2014 г. 18:40ссылка
— Ќовым годом, јлечка! «доровь€, творческих удач, благополучи€, радости!
tatulja-ulan   обратитьс€ по имени „етверг, 03 »юл€ 2014 г. 23:18 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 05 »юл€ 2014 г. 23:08ссылка
—пасибо за интерес к творчеству ¬иже-Ћебрен! «доровь€ и радости вам!
—ветлана_Ѕогдан   обратитьс€ по имени „етверг, 21 —ент€бр€ 2017 г. 14:19 (ссылка)
—пасибо, “омочка, за красоту в творчестве портретистки ¬иже-Ћебрен Ёлизабет, наилучшие ¬ам пожелани€!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 21 —ент€бр€ 2017 г. 20:08ссылка
ƒа! —веточка! ќчень красивое творчество! —пасибо!
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку