- нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -–убрики

 -÷итатник

ћеценаты –оссии - (0)

—емь€ купцов ћамонтовых. /‘ото:jimcdn.com –усское куп...

ƒжордж ”иль€м ƒжой (1844-1925) - (0)

»–ЋјЌƒ— »… ’”ƒќ∆Ќ»  ƒ∆ќ–ƒ∆ ”»Ћ№яћ ƒ∆ќ… / GEORGE WILLIAM JOY (1844-1925) Ц ”„≈Ќ»  ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ќ¬ ...

–оберт Ённинг Ѕелл (1863-1933). - (0)

’”ƒќ∆Ќ»  –ќЅ≈–“ ЁЌЌ»Ќ√ Ѕ≈ЋЋ / ROBERT ANNING BELL (1863-1933) - ѕќ—Ћ≈ƒЌ»… Ќј—Ћ≈ƒЌ»  ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ќ¬ ...

ј что мне нужно? ћожет, просто быть... - (0)

"...€ бы пришла на эту «емлю снова." ¬ашему вниманию несколько стихотворений, светлых и лир...

ƒжеймс —метэм (1821-1889) - (0)

’”ƒќ∆Ќ»  ƒ∆≈…ћ— —ћ≈“Ёћ / JAMES SMETHAM - ≈ў≈ ќƒ»Ќ ѕќ—Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№ ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ќ¬ ƒжеймс —метэм (18...

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей: 8548
 омментариев: 31723
Ќаписано: 52377


 рупнейший финский композитор, ян —ибелиус (1865Ц1957)

ѕонедельник, 09 ƒекабр€ 2013 г. 20:44 + в цитатник

   ‘инл€нди€ чтит —ибелиуса как национального геро€. ≈ще при жизни он удостоилс€ на родине такого почета, каким, веро€тно, не пользовалс€ ни один музыкант в мире.

   ёхан  ристиан —ибелиус  родилс€ 8 декабр€ 1865 в ’€менлинне в ‘инл€ндии.  ќн был вторым из троих детей доктора  ристиана √устава —ибелиуса и Ѕорг ћарии Ўарлотты. ’от€ в семье поддерживались шведские культурные традиции, идущие от предков композитора, его отдали в финскую среднюю школу. ¬ 1885 ян —ибелиус поступил в »мператорский университет в ’ельсинки, но его не привлекала професси€ юриста, и вскоре он перешел в ћузыкальный институт, где стал самым блест€щим учеником ¬егелиуса.   ћногие  из его ранних сочинений дл€ камерных ансамблей   исполн€лись студентами и преподавател€ми института. ¬ 1889 —ибелиус получил государственную стипендию дл€ обучени€ композиции и теории музыки у ј. Ѕеккера в Ѕерлине. ¬ следующем году он брал уроки у  . √ольдмарка и –. ‘укса в ¬ене. 
  ѕо возвращении —ибелиуса в ‘инл€ндию состо€лс€ его официальный дебют как композитора: была исполнена симфоническа€ поэма  уллерво (Kullervo), ор. 7, дл€ солистов, мужского хора и оркестра – по одному из сказаний финского народного эпоса  алевала. Ёто были годы невиданного патриотического подъема, и —ибелиуса немедленно провозгласили музыкальной надеждой нации. ¬скоре он женилс€ на јйно ярнефельт, отцом которой был знаменитый генерал-губернатор, возглавл€вший национальное движение.



  «а  уллерво последовали симфоническа€ поэма —казка (En Saga), ор. 9 (1892); сюита  арели€ (Karelia), ор. 10 и 11 (1893); ¬есенн€€ песн€ (Varsang), ор. 16 (1894) и сюита Ћемминк€йнен (Lemminkissarja), ор. 22 (1895). ¬ 1897 —ибелиус участвовал в конкурсе на замещение должности преподавател€ музыки в университете, но потерпел неудачу, после чего друзь€ убедили сенат учредить дл€ него ежегодную стипендию в 3000 финских марок.

  «аметное вли€ние на раннее творчество —ибелиуса оказали два финских музыканта: искусству оркестровки его обучал –.  а€нус, дирижер и основатель јссоциации хельсинкских оркестров, а наставником в области симфонической музыки был музыкальный критик  .“. ‘лодин. ѕремьера ѕервой симфонии —ибелиуса состо€лась в ’ельсинки (1899). ¬ этом жанре композитор написал еще 6 сочинений – последней была —едьма€ симфони€ (одночастна€ Fantasia sinfonica), ор. 105, впервые исполненна€ в 1924 в —токгольме. ћеждународную известность —ибелиус приобрел именно благодар€ симфони€м, но попул€рностью пользуютс€ и его скрипичный концерт, и многочисленные симфонические поэмы, такие, как ƒочь —евера (Pohjolan tytar), Ќочна€ скачка и восход солнца (Nattlig ritt och soluppgang), “уонельский лебедь (Tuonelen joutsen) и “апиол€ (Tapiola).



 Ѕольшинство сочинений —ибелиуса дл€ драматического театра (всего их шестнадцать) – свидетельство его особой склонности к театральной музыке: в частности, это симфоническа€ поэма ‘инл€нди€ (Finlandia) (1899) и √рустный вальс (Valse triste) из музыки к пьесе шурина композитора ј.ярнефельта —мерть (Kuolema); пьеса была впервые поставлена в ’ельсинки в 1903. ћногие песни и хоровые произведени€ —ибелиуса часто звучат у него на родине, но за ее пределами почти неизвестны: очевидно, их распространению мешает €зыковой барьер, а кроме того, они лишены характерных достоинств его симфоний и симфонических поэм. —отни фортепианных и скрипичных пьес и несколько салонных сюит дл€ оркестра еще более уступают лучшим сочинени€м композитора, привод€ в смущение даже самых преданных поклонников его таланта. 

 “ворческа€ де€тельность —ибелиуса фактически завершилась в 1926 симфонической поэмой “апиол€, ор. 112. Ѕолее 30 лет музыкальный мир ждал от композитора новых сочинений – особенно его ¬осьмой симфонии, о которой столько говорилось; однако ожидани€ не сбылись. ¬ эти годы —ибелиус писал лишь небольшие пьесы, в том числе масонскую музыку и песни, ничем не обогатившие его наследие. ≈го творчество получает признание главным образом в англо-саксонских странах. ¬ 1903–1921 он п€ть раз приезжал в јнглию дирижировать своими произведени€ми, а в 1914 посетил —Ўј, где под его управлением в рамках музыкального фестивал€ в  оннектикуте прошла премьера симфонической поэмы ќкеаниды (Aallottaret). ѕопул€рность —ибелиуса в јнглии и —Ўј достигла своего пика к середине 1930-х годов. “акие крупные английские писатели, как –оза Ќьюмарч, —есил √рей, Ёрнест Ќьюмен и  онстант Ћамберт, восхищались им как выдающимс€ композитором своего времени, достойным преемником Ѕетховена. —реди наиболее пылких приверженцев —ибелиуса в —Ўј были ќ.ƒаунс, музыкальный критик «Ќью-…орк “аймс», и —. усевицкий, дирижер Ѕостонского симфонического оркестра; в 1935, когда музыка —ибелиуса прозвучала по радио в исполнении Ќью-йоркского филармонического оркестра, слушатели избрали композитора своим «любимым симфонистом».



  — 1940 года интерес к музыке —ибелиуса заметно падает: раздаютс€ голоса, подвергающие сомнению его новаторство в области формы. —ибелиус не создал своей школы и не оказал пр€мого вли€ни€ на композиторов следующего поколени€. ¬ наши дни его обычно став€т в один р€д с такими представител€ми позднего романтизма, как –. Ўтраус и Ё. Ёлгар. ѕри этом в ‘инл€ндии ему отводили и отвод€т гораздо более важную роль: здесь он признан великим национальным композитором, символом величи€ страны.


ѕам€тник яну —ибелиусу.

≈ще при жизни —ибелиус удостоилс€ почестей, которые воздавались лишь немногим художникам. ƒостаточно упом€нуть многочисленные улицы , парки —ибелиуса, ежегодный музыкальный фестиваль «Ќедел€ —ибелиуса». ¬ 1939 «альма матер» композитора, ћузыкальный институт, получил название јкадемии имени —ибелиуса.

”мер —ибелиус в ярвенп€ 20 сент€бр€ 1957. 
http://dnevniki.ykt.ru/vildoch…



—ери€ сообщений "—ибелиус":
„асть 1 -  омпозитор
„асть 2 -  рупнейший финский композитор, ян —ибелиус (1865Ц1957)
„асть 3 - ѕам€ти яна —ибелиуса. —едьма€ симфони€
„асть 4 - ян —ибелиус (1865 - 1957). ∆изнь и творчество

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 3 пользовател€м



јнна-планет€нка   обратитьс€ по имени „етверг, 19 ƒекабр€ 2013 г. 17:42 (ссылка)
¬се-таки путешествовать очень здорово, узнавать что-то новое о других культурах, по-моему, бесценно!
—ейчас собираюсь отправитьс€ в тур в ‘инл€ндию, уже даже билеты купила тут - об€зательно наведу справки о яне —ибелиусе, мне интересно.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 19 ƒекабр€ 2013 г. 18:51ссылка
ѕо хорошему ¬ам завидую! я по –оссии много путешествовала и в ѕрибалтике была... ¬ ‘инл€ндию хотела, да не пришлось. ∆аль, что € теперь "сид€ча€", а то воспользовалась бы ¬ашим "тут". —пасибо, јнна, что поделились. ѕередавайте привет!
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку