-–убрики

 -÷итатник

якоб “оренвлит (1641-1719) - (0)

Ќидерландский художник Jacob Toorenvliet . Ќачало: Ќидерландский художник Jacob To...

ќбразы смыслов и их толковани€ - (0)

«ќболочки, которые скрывают неизменное и вечное знание…». "....искусс...

√ирл€нд июньских благодать „истых ириса цветов... - (0)

"“ы, »рис, - рыцарь голубых кровей" Anthonore Christensen (1849-1926) ... »зысканно- волше...

–оберт Ѕейтман (1842 - 1922) - (0)

Ђѕќ“≈–яЌЌџ… ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ї –ќЅ≈–“ Ѕ≈…“ћјЌ / Robert Bateman (1842-1922) Ќайджел ƒейли. ѕотер€нный ...

‘редерик ƒжордж —тивенс (1828-1907) - (2)

ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ є6 ‘–≈ƒ≈–»  ƒ∆ќ–ƒ∆ —“»¬≈Ќ— / Frederic George Stephens ”иль€м ’олман ’ант (1827-1910...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 51972


¬оспоминани€ об »ване »вановиче —оллертинском

¬торник, 03 ƒекабр€ 2013 г. 18:03 + в цитатник



"“алантливый музыковед, театровед, литературовед, историк и теоретик балетного искусства, лингвист, свободно владеющий двум€ дес€тками €зыков…" – писал »раклий јндроников об »ване »вановиче —оллертинском.

¬ера —ергеевна  островицка€. 

 (272x414, 28Kb)

¬оспоминани€ об »ване »вановиче —оллертинском

  ¬ышло так, что в последнем классе училища, весною 1922-го года, нас, кроме танцев, нечему было больше учить. ¬ достаточной степени необразованные, кое-как проучившись все первые послереволюционные годы, мы формально закончили семилетку в шесть лет (тогдашнее среднее образование) и ничего другого нам не полагалось.
—оллертинский и Ўостакович

ѕо «малолетству» (нам было по шестнадцать лет) нас не хотели принимать в бывший ћариинский театр, и надо было оставатьс€ в училище еще на год. Ќас отчислили из интерната, мы жили дома и считались в школе «отщепенцами». «наменита€ инспекторша ¬арвара »вановна Ћихошерстова считала нас «заразой дл€ училища», хот€ кроме факта существовани€ ничего предосудительного от нас не исходило.

ƒиректор училища ќблаков достал необходимые средства и организовал дл€ нас цикл гуманитарных лекций, назвав нашу группу «студи€». ¬ классы с партами нас не пускали, зан€ти€ происходили в кабинете ќблакова.

  «има 1922-1923 года была холодной, а отапливались немного только 

танцевальные залы. ѕриходили мы в директорский кабинет, переодевшись после урока классического танца, в шубах, валенках и рукавицах; усаживались вокруг большого письменного стола и, в ожидании лекций, без стеснени€ клали ноги на стол. Ќаготове у нас всегда было объ€снение: «Ќогам нужен отдых», - так говор€т все балерины, «а скоро урок поддержки или репетици€»

  ≈сли читать лекцию приходил √воздев (будущий профессор) или театровед »звеков, ноги молниеносно исчезали под столом. ѕо€вление »вана »вановича —оллертинского не вызывало никаких телодвижений. ћы продолжали уютно сидеть в кожаных креслах, расположив ноги на столе.

—оллертинский был всего на три-четыре года старше нас, одет в прохудившуюс€ солдатскую шинель времен √ражданской войны, носил рваные башмаки, а на голове - суконный башлык. ¬идел ли он нас и наши позы, € не знаю...

  ¬ход€, он быстро садилс€ в директорское кресло, и его небольшие с зеленоватым блеском глаза на бледном лице всегда смотрели поверх наших голов в одному ему известные дали. ќтрывисто, с легким повизгиванием в голосе, начинал зан€ти€. „итал он нам западную литературу. Ќачав безо вс€кого предислови€ с «ѕесни о –оланде». Ќа столе лежала книга, но читал он весь текст наизусть, без пропусков.

  ћы удивл€лись, не зна€ еще, какой необычайной пам€тью обладал этот человек. ќн знал не только наизусть целые произведени€, но и безошибочно мог сказать, на какой странице написан тот или иной абзац. √ениальна€ сверх пам€ть, благодар€ которой он без труда говорил на всех европейских €зыках и в короткий срок изучил санскрит. «нал все оркестровые партитуры и мог на пам€ть, мысленно, продирижировать дл€ себ€ любую симфонию.

  ¬стреча€ его иногда на улице, преимущественно на Ќевском, мы громко кричали: ««драсьте, »ван »ванович!» ќтвета не было. —легка согнувшись, гл€д€ поверх прохожих, никого и ничего не замеча€, —оллертинский шел всегда по левой стороне тротуара, что-то бормоча, размахива€ кистью правой руки на манер дирижерской палочки. Ћевою рукою он крепко прижимал к по€снице старенький портфель.

  √отовые насмешничать по любому поводу и без повода, мы никогда над ним не сме€лись. Ќас подкупала его доброжелательна€ вежливость, простота, наивна€ уверенность в том, что мы образованы ничуть не меньше, чем он сам, а главное - одержимость музыкой, литературой.

  ћы и сами были «одержимы» своим искусством и всем, что удавалось посмотреть и услышать. ѕробирались на бесплатные вечера ћа€ковского и ≈сенина в бывший зал √осударственной думы, ходили на оперные и драматические спектакли в ћалый ќперный театр, дружили со взрослыми по сравнению с нами художниками Ёрбштейном и ƒмитриевым, учениками јкадемии художеств по классу ѕетрова-¬одкина, впоследствии известными театральными художниками.

  » ... пита€сь дома преимущественно €чневой кашей и брюквой, посто€нно мечтали о соблазнительных булочках и пирожных, в изобилии выставленных в окнах нэпманских кондитерских.

  ¬стречи в юности с —оллертинским и, кажетс€, первые в его жизни лекции, прочитанные нам - еще несмышленышам, св€зали дружбой некоторых из нас с »ваном »вановичем на всю дальнейшую жизнь, а самого его сделали любителем хореографии, посто€нно посещающим балетные спектакли школы и театра.

  ¬последствии —оллертинский стал членом художественного совета при театре им.  ирова. —пуст€ несколько лет, когда мы были уже артистами  ировского театра, —оллертинский начал читать в ‘илармонии перед симфоническими концертами свои интереснейшие лекции, пропагандиру€ малоизвестную тогда в –оссии музыку ћалера и Ѕрукнера. Ќам в это врем€ удалось прослушать много симфонических произведений с иностранными дирижерами, в том числе и с ќтто  лемперером.

  »ван »ванович устраивал так, что все лучшие концерты назначались в выходной день балетной труппы. Ёто была наша обща€ с ним маленька€ тайна. ћы забирались наверх на хоры, брали с собою коврики и усаживались пр€мо на полу. ≈сли мы бывали свободны, »ван »ванович звал нас иногда и на дневные оркестровые репетиции. ѕожалуй, это было еще интереснее насто€щих вечерних концертов.

  ƒовольно хорошо зна€ с детства фортепианную музыку, € не знала тогда симфоническую. ќстановки во врем€ репетиции, частые повторени€ отдельных тактов и фраз симфоний, помогали воспринимать целиком все произведение. «амирало сердце, когда сухой легкий стук дирижерской палочки по пюпитру внезапно останавливал оркестр. «атем голос дирижера произносил магическое: «÷ифра така€ то...», и фразы повтор€лись.

  ¬ совершенно пустом зале нет никого кроме нас и »вана »вановича, склонившегос€ над партитурой в углу, за колонной. »з верхних окон на хорах, в архитектурной перспективе которых при взгл€де снизу получалась остра€ скошенность амбразур, напоминающих готические соборы, лилс€ глубокий синий дневной свет, очень чистый и холодный. ¬олшебные часы, проведенные вне времени и пространства...

  ѕосле этих репетиций € обычно шла к одной моей при€тельнице, на квартире которой »ван »ванович терпеливо и щедро приобщал нас двоих к французскому €зыку. Ќа столе лежал –омен –олан «∆ан  ристоф».

  —оллертинский обладал добродушным, м€гким характером с некоторой склонностью к иронии, вполне безобидной. Ќа прот€жении многих лет знакомства € не помню его сердитым или раздраженным.

ѕереводчик вечности. »ван —оллертинский

ѕереводчик вечности. »ван —оллертинский

  ќбожал сниматьс€, но об€зательно на рынках, у уличных «п€тиминутных» фотографов, на фоне, намалеванных вместе корабл€, аэроплана, роскошных колонн и гор. ≈сли попадалс€ экран с изображением лихого казака с саблей и на коне, »ван »ванович не мог удержатьс€ от соблазна сфотографироватьс€, просунув голову в специальное отверстие между папахой и шеей. (Ќа этих фотографи€х сходство —оллертинского с актером »горем »льинским получалось поразительное).

  ѕока фотограф удал€лс€ в маленькую будку приготавливать карточки, »ван »ванович успевал поговорить с женщиной, торговавшей трехкопеечными ирисками, с молочницей. —оллертинскому органически было присуще чувство демократизма, которое позвол€ло ему одинаково естественно держать себ€ в беседе с чопорными иностранными дирижерами и персонажами тогдашних толкучих рынков.

   рупнейший ученый-музыковед своего времени, смелый исследователь истории театра (в частности, французского), знаток оперы, балета, литературы, лектор по психологии и эстетике, публицист и переводчик...

  Ќевозможно перечислить все, что сделано —оллертинским за недолгие годы его жизни (41 год), и, при всей зан€тости и огромном объеме различных работ, он всегда был простым, приветливым, без тени усталости и доступным каждому.



 

Ўостакович  и   —оллертинский (662x502, 53Kb)
Ўостакович и —оллертинский





D. Shostakovich-piano trio, op. 67 (1944)-finale. S.Richter,O.Kagan, N.Gutman.

ѕослесловие

ќб авторе ¬ќ—ѕќћ»ЌјЌ»…

  ¬ера —ергеевна  островицка€ происходит из старинного двор€нского рода  островицких и состоит в пр€мом родстве с известным французским поэтом √ийомом јполлинером (¬ильгельмом  островицким). –одилась она в 1906 в ѕетербурге, в семье, любившей театр и в особенности балет. ¬ 1916 (за 6 мес€цев до ‘евральской революции в –оссии) поступила в балетное училище (»мператорское театральное училище). ≈е учител€ми были известные русские балерины ѕреображенска€, ¬аганова, –оманова и ‘ролова. ќна танцевала в труппе «ѕетроградский академический молодой балет» (балетмейстер Ѕаланчивадзе, художники Ёрбштейн и ƒмитриев). —лушала лекции по истории искусства и литературы музыко- и искусствоведа полиглота »вана »вановича —оллертинского. ¬ходила в круг талантливой творческой молодежи ѕетербурга-ѕетрограда-Ћенинграда, где были композитор Ўостакович, художники ƒмитриев, ЅЁрбштейн, √ершов, √лебова, певица ёдина.

 ѕосле окончани€ в 1923 балетного училища танцевала в ћариинском театре. ќднако карьера балерины не сложилась - из-за болезни ¬ера —ергеевна вынуждена была уйти со сцены и перейти в 1936 году на преподавательскую работу, окончив Ћенинградский √осударственный хореографический техникум со званием «педагог классического танца». »так, с 1936 по 1971 ¬ островицка€ преподавала классический танец в Ћенинградском хореографическом училище им. ¬агановой, вела семинары, читала лекции по методике классического танца на педагогических курсах в  онсерватории. ¬ частые отсутстви€ јгриппины яковлевны замещала ее на уроках дл€ балерин, репетици€х.

—оломон √ершов. ѕортрет  островицкой. 1965

«јвторитет  островицкой в школе был непререкаем. » не только потому, что она долгие годы с благословени€ ¬агановой была старшим методистом и первой помощницей мастера... ≈е независима€ натура привлекала самосто€тельностью суждений и широтой художественного кругозора. ≈е окружала нека€ аура, вызыва€ почтение даже у людей, не симпатизировавших ей... ћир музыки, живописи, поэзии и литературы был ей родным. ≈е музыкальность была абсолютной», - вспоминала ее ученица √абриэла  омлева - прима-балерина, педагог, балетмейстер-репетитор ћариинского театра.

  ¬аганова говорила: «ќстрый ум и меткий глаз у ¬еры  островицкой... — ней надо быть начеку: подметит малейшее противоречие, любой зазор в системе доказательств». ј в книге   расовс островицка€ ¬. —. - 100 уроков классического танцакой «ƒве жизни ¬агановой» находим следующее: «¬аганова с интересом ее выслушает, вступает в полемику, ничуть не беспоко€сь за свой авторитет... ¬  островицкой ¬аганова видит свою непосредственную преемницу: така€ и сбережет, и разовьет унаследованное».

   островицка€ в блокаду находилась в Ћенинграде, где продолжала педагогическую и балетмейстерскую работу в училище. –аботала также в военно-шефской комиссии, организовывала и проводила шефские концерты в госпитал€х и прифронтовой полосе (свыше 200концертов), несла дежурство по охране объекта. ѕосле войны работала штукатуром по восстановлению Ћенинграда, имела 4-й разр€д штукатура (сохранилось удостоверение).

¬ 1973 в Ћенинграде вышла в свет книга  островицкой «100 уроков классического танца». ¬ ней была представлена методика построени€ уроков классического танца от 1-го по 8-ой год обучени€ на конкретных примерах в подробном изложении.  нига быстро разошлась по –оссии, заинтересовала специалистов за рубежом, в —Ўј еЄ перевелина английский €зык.

chagal-vitebsk.comnode/298

–убрики:  ћузыка и музыканты
ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



nadia_obo   обратитьс€ по имени ¬торник, 03 ƒекабр€ 2013 г. 18:28 (ссылка)
“амара как много ты материала накопала!  лассно. «абираю себе с большим удовольствием. —пасибо большое!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 03 ƒекабр€ 2013 г. 18:34ссылка
это называетс€ - обмен интересност€ми! ћы с тобой хороший материал собрали!
ѕерейти к дневнику

¬торник, 03 ƒекабр€ 2013 г. 19:04ссылка
ƒа, хорошо бы его почитали. ќчень интересный товарищ был - —оллертинский. ѕо-моему € слушала передачу с его сыном. Ќе помню, давненько это было.
ѕерейти к дневнику

¬торник, 03 ƒекабр€ 2013 г. 21:05ссылка
Ёто, наверное, в фильме: ѕереводчик вечности, из твоего сообщени€, € его толком не посмотрела. —ынок и книгу воспоминаний по моему написал.
ѕерейти к дневнику

¬торник, 03 ƒекабр€ 2013 г. 21:19ссылка
Ќаверно, “амара! Ќадо бы посмотреть.  огда € займусь просмотром своей кладовки? —только добра!!!  то бы знал...
KaterinaAverian   обратитьс€ по имени —реда, 04 ƒекабр€ 2013 г. 00:28 (ссылка)
“амара, спасибо ¬ам за пост!! я родом из ¬итебска и мне очень при€тно, что материал написан про моего земл€ка, вообще про такого уникального человека!! ” нас в городе ¬итебске каждую весну проходит фестиваль, посв€щенный ему. ”страиваютс€ чтени€, исполн€ютс€ различные музыкальные произведени€, приглашаютс€ гости. ‘естиваль очень серьЄзный, такого академического плана.—пасибо, что напомнили читател€м об этом уникальном человеке!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 05 ƒекабр€ 2013 г. 20:08ссылка
—пасибо, ≈катерина, за дополнение! я рада была познакомитьс€ с ¬ашим земл€ком!
Svetlana-k   обратитьс€ по имени „етверг, 05 ƒекабр€ 2013 г. 00:08 (ссылка)
“амара, спасибо!
ќчень известное им€ в искусстве.
¬ том же амплуа работал »раклий јндроников...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 05 ƒекабр€ 2013 г. 20:13ссылка
»раклий на телевидении очень заметным был! ј »ван »ванович - высокий эрудит в музыке! ќчень €ркие люди!
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 13 ƒекабр€ 2013 г. 15:09ссылка
ƒавно уже отложил ¬аш материал...—маковал...) —пасибо за интересную подборку об одном из умнейших людей в российском музыковедении...ј √.ћалере € впервые прочитал наиболее подробно у ».».
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 13 ƒекабр€ 2013 г. 15:39ссылка
—пасибо, ¬€чеслав, за отзыв! ќбожаю людей искусства с феноменальной пам€тью.
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку