-–убрики

 -÷итатник

–оберт Ённинг Ѕелл (1863-1933). - (0)

’”ƒќ∆Ќ»  –ќЅ≈–“ ЁЌЌ»Ќ√ Ѕ≈ЋЋ / ROBERT ANNING BELL (1863-1933) - ѕќ—Ћ≈ƒЌ»… Ќј—Ћ≈ƒЌ»  ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ќ¬ ...

ј что мне нужно? ћожет, просто быть... - (0)

"...€ бы пришла на эту «емлю снова." ¬ашему вниманию несколько стихотворений, светлых и лир...

ƒжеймс —метэм (1821-1889) - (0)

’”ƒќ∆Ќ»  ƒ∆≈…ћ— —ћ≈“Ёћ / JAMES SMETHAM - ≈ў≈ ќƒ»Ќ ѕќ—Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№ ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ќ¬ ƒжеймс —метэм (18...

Ћетние травы - (0)

¬.ƒ. ѕоленов. Ћопухи. 1870 ћежду коль€ми забора серого —олнце длинные лу...

«емл€ псковска€ - (0)

  ѕожалуй, за пределами российских столиц трудно найти...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 52329


¬еликий иконописец ‘еофан √рек (около 1337 - после 1405)

„етверг, 14 Ќо€бр€ 2013 г. 16:25 + в цитатник

‘еофан √рек - "Ѕогоматерь"

 

  "ѕреславный мудрец, философ зело хитрый... книги изограф нарочитый и среди иконописцев, отменный живописец", - так характеризует ‘еофана √река талантливый писатель, его современник, монах ≈пифаний ѕремудрый.
  ¬еликий живописец русского средневековь€ ‘еофан был родом из ¬изантии, почему и получил прозвище √река. Ќаиболее веро€тной датой рождени€ художника считаютс€ 30-е годы XIV века.

—пас ¬седержитель. –оспись купола церкви —паса ѕреображени€ на »льине улице в Ќовгороде ¬еликом. ‘еофан √рек. 1378

  Ќа –усь ‘еофан приезжает в возрасте 35-40 лет.   этому времени он расписал сорок каменных церквей в  онстантинополе, ’алкидоне и √алате. »з ¬изантии мастер перебралс€ в богатую ту пору генуэзскую колонию  афу (‘еодоси€), а оттуда - в Ќовгород.

  Ќа –уси, переживавшей период подъема, св€занного с началом активной борьбы за освобождение и объединение русских земель вокруг ћосквы, ‘еофан нашел плодотворную почву дл€ развити€ могучего творческого дара. ≈го глубоко оригинальное искусство, идущее от византийских традиций, развиваетс€ в тесном взаимодействии с русской культурой.

 «—толпник —имеон —тарший». ‘реска  в ÷еркви ѕреображени€, Ќовгород.

  ѕерва€ работа, выполненна€ ‘еофаном √реком на –уси, - фрески одного из замечательных храмов Ќовгорода ¬еликого - церкви —паса ѕреображени€ на »льине улице, построенной в 1374 году. Ќад фресками этой церкви он работал летом 1378 года по заказу бо€рина ¬асили€ ƒаниловича и горожан с »льиной улицы.
  ‘рески сох—тена церквиранились частично. ¬ куполе изображен ѕантократор (’ристос-суди€), окруженный четырьм€ серафимами. ¬ простенках - фигуры праотцев: јдама, јвел€, Ќо€, —ира, ћельхиседека, ≈ноха, пророка »льи и »оанна ѕредтечи, а в камере - личной молельне заказчика - п€ть столпников, "“роица", медальоны с изображени€ми »оанна Ћествичника, јгафона, јкаки€ и фигуры ћакари€.

¬ид южной стены с изображением трех —толпников

  аждому из св€тых ‘еофан √рек дает глубоко индивидуальную сложную психологическую характеристику. ¬ то же врем€ и гневный могучий ѕантократор, и мудрый величавый Ќой, и сумрачный јдам, и грозный пророк »ль€, и самоуглубленные столпники имеют нечто о‘еофан √рек. Ђ“роица ¬етхозаветна€ї. ‘реска. 1378 г. ÷ерковь —паса ѕреображени€ на »льине улице. Ќовгородбщее  - это люди могучего духа, стойкого характера, люди, терзаемые противоречи€ми, за внешним спокойствием которых кроетс€ жестока€ борьба с обуревающими человека страст€ми.

¬етхозаветна€ “роица. ‘рагмент фрески в ÷еркви ѕреображени€

  ƒаже в композиции "“роицы" нет умиротворенности. ¬ образах ангелов не ощущаетс€ юношеской м€гкости. »х прекрасные лица полны суровой отрешенности. ќсобенно выразительна фигура центрального ангела. ¬нешн€€ неподвижность, статичность еще более подчеркивают внутреннюю напр€женность. –аспростертые крыль€ как бы осен€ют двух других ангелов, объедин€€ композицию в целом, придава€ ей особую строгую завершенность и монументальность.

 


ѕрограмма рассказывает о творчестве великого русского иконописца ‘еофана √река и особенно о его иконе "”спение", в которой художник решительно преобразовал иконописный канон. »кона эта двусторонн€€ - на одной ее стороне написан сюжет ”спени€ Ѕожьей ћатери, а на другой - образ Ѕогоматери с младенцем ’ристом. Ёта икона, относ€ща€с€ к типу "”миление", получила название "Ѕогоматерь ”миление ƒонска€"

 ”спение Ѕогоматери, XIV век

¬ образах ‘еофана - огромна€ сила эмоционального воздействи€, в них звучит трагический пафос. ќстрый драматизм присутствует и в самом живописном €зыке мастера. ћанера письма ‘еофана резка€, стремительна€, темпераментна€. ќн прежде всего живописец и фигуры лепит энергичными, смелыми мазками, накладыва€ €ркие блики, что придает лицам трепетность, подчеркивает напр€женность выражени€. ÷ветова€ гамма, как правило, лаконична, сдержанна, цвет - насыщенный, весомый, а ломкие острые линии, сложный ритм композиционного построени€ еще более усиливают общую экспрессивность образов. –осписи ‘еофана √река созданы на основе знани€ жизни, психологии человека. ¬ них заложен глубокий философский смысл, ощущаютс€ проницательный ум и страстный темперамент автора.

   ѕреображение √осподне, 1403

Ќе случайно современников поражали оригинальность мышлени€ великого живописца, свободный полет его творческой фантазии. " огда он все это изображал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как это делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении посто€нно в них всматриваютс€, гл€д€ туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотр€т на образцы. ќн же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приход€щими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту".
  ‘рески —паса ѕреображени€ - ценный пам€тник монументального искусства Ќовгорода, они повлјрхангел ћихаили€ли на творчество многих живописцев. Ќаиболее близки к ним росписи церквей ‘едора —тратилата и ”спени€ на ¬олотовом поле, веро€тно, выполненные учениками ‘еофана.

  јрхангел ћихаил. ÷икл деталей икон деисусного чина иконостаса
Ѕлаговещенского собора ћосковского  ремл€. 1
405 

  ¬ Ќовгороде ‘еофан √рек, по-видимому, прожил довольно долго, затем, работал некоторое врем€ в Ќижнем Ќовгороде, затем приехал в ћоскву. ќб этом периоде творчества мастера сохранилось больше сведений. ¬еро€тно, ‘еофан имел собственную мастерскую и заказы выполн€л с помощью учеников. ”поминаемые в летопис€х работы охватывают дес€ть лет. «а врем€ с 1395 по 1405 мастер расписал три кремлевских храма: церковь –ождества Ѕогородицы (1395), јрхангельский собор (1399), Ѕлаговещенский собор (1405), и кроме того, выполнил некоторые заказы: фрески терема великого кн€з€ ¬асили€ ƒмитриевича и дворца кн€з€ ¬ладимира јндреевича ’раброго (двоюродный брат ƒмитри€ ƒонского). »з всех работ сохранилс€ только иконостас Ѕлаговещенского собора в  ремле, созданный в содружестве с јндреем –ублевым и "старцем ѕрохором с √ородца".

 

  –ублев работал над иконами, изображающими праздники. ‘еофану √реку принадлежит большинство икон деисусного р€да: "—пас", "Ѕогоматерь", "»оанн ѕредтеча", "јрхангел √авриил", "јпостол ѕавел", "»оанн «латоуст", "¬асилий ¬еликий". јрхангел √авриил

  ќднако иконостас имеет общий замысел, строго гармоническую композицию, св€занную единым ритмом. ¬ центре изображен грозный суди€ - —пас, восседающий на троне; с обеих сторон к нему подход€т св€тые, которые мол€т ’риста за грешное человечество.  ак и прежде, св€тые ‘еофана - могучие и каждый индивидуален в своем облике. Ќо все же в их образах по€вились новые качества: они более сдержанны, величавы. Ѕольше тепла в образе богоматери, м€гкости - в архангеле √аврииле, спокойстви€ - в мудром апостоле ѕавле.

јрхангел √авриил. 1405 

  »коны отличаютс€ исключительной монументальностью. ‘игуры четким силуэтом выдел€ютс€ на си€ющем золотом фоне, напр€женно звучат лаконичные, обобщенно-декоративные краски: белоснежный хитон ’риста, бархатисто-синий мафорий богоматери, зеленые одежды »оанна. » хот€ в иконах ‘еофан сохран€ет живописную манеру своих росписей, лини€ становитс€ четче, проще, сдержанней.
Ѕогоматерь  ¬ работе над убранством Ѕлаговещенского собора встретились два великих мастера древней –уси, по-своему выразившие в искусстве полную драматических столкновений эпоху. ‘еофан - в трагических, титанических образах, –ублЄв - в гармонически-светлых, воплотивших мечту о мире и согласии между людьми. »менно эти два мастера были создател€ми классической формы русского иконостаса.

Ѕогоматерь. 1405

  –абота в соборе была закончена за один год. Ќеизвестно, как сложилась в дальнейшем судьба ‘еофана √река, какими были его последующие работы. ”ченые предполагают, что ‘еофан работал как миниатюрист. Ќекоторые из них считают, что миниатюры двух знаменитых рукописных пам€тников древней –уси - ≈вангели€  ошки и ≈вангели€ ’итрово - выполнены в мастерской ‘еофана, возможно, по его замыслу. √де мастер провел последние годы жизни, - неизвестно. ”мер он, веро€тно, между 1405 - 1415 годами, так как из письма ≈пифани€ ѕремудрого становитс€ известным, что в 1415 году великого живописца уже не было в живых.

¬изантийский мастер нашел на –уси вторую родину. ≈го страстное, вдохновенное искусство было созвучно мироощущению русских людей, оно оказало плодотворное вли€ние на современных ‘еофану и последующие поколени€ русских художников.

  hrono.ruЅиографический указатель‘еофан √рек

 

   ѕочему ‘еофан √рек покинул ¬изантию? „то он нашел на –уси? Ќа –уси дл€ него открылось широчайшее поле де€тельности, которое он уже не мог обрести в быстро нищавшей ¬изантии. » есть основани€ полагать, что ‘еофан эмигрировал из  онстантинопол€ не случайно. ќн бежал в –оссию от надвигавшейс€ “академической” реакции, так как она шла вразрез с его индивидуальными вкусами и устремлени€ми. — другой стороны, смелое вхождение ‘еофана в новгородскую школу живописи €вилось дл€ нее живительной встр€ской. ¬ырыва€сь из византийского засто€, гений ‘еофана будил в русской живописи волю к раскрепощению, к свободному вы€влению собственной динамичности, собственного темперамента. јскетическа€ суровость его образов не могла привитьс€ на русской почве, но их психологическа€ многогранность отвечала стремлению новгородских художников передать внутренний мир человека, а живописность ‘еофановских композиций открывала новые горизонты их вдохновенному мастерству.

  “аким образом, переход ‘еофана √река из ¬изантии на –усь имеет глубокое символическое значение. Ёто как бы эстафета искусства, передача светлого его факела из костенеющих старческих рук в руки молодые и крепкие.

 

–убрики:  живопись
—в€тые ...
ћетки:  

ѕроцитировано 15 раз
ѕонравилось: 8 пользовател€м



Ylada   обратитьс€ по имени „етверг, 14 Ќо€бр€ 2013 г. 18:13 (ссылка)
“омаовс€нка, “амарочка! «амечательный пост! » правда в ¬изантии был период иконоборчества. ј –усь стала дл€ ћастера насто€щей –одиной. ћне очень нравитс€ в его работах цветовое сочетание голубого с охрой - красной и желтой. ѕрекрасно смотритс€; это особенность его икон + конечно, удлиненные лица с коричневым цветом кожи - сразу можно пон€ть, чь€ это работа.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 14 Ќо€бр€ 2013 г. 20:43ссылка
«дравствуй, јллочка! Ѕольшое удовольствие € получила от знакомства с творчеством ‘еофана √река
Ylada   обратитьс€ по имени „етверг, 14 Ќо€бр€ 2013 г. 20:51 (ссылка)
“омаовс€нка, “ы очень хорошо написала о нем. ¬еликий был иконописец! ¬ фильме "јндрей –ублев" его очень хорошо сыграл наш артист, к сожалению не знаю его фамилию, но он был очень известен в 60-е годы.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
√алаћаг   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 15 Ќо€бр€ 2013 г. 03:40 (ссылка)
“амара, замечательный пост! ÷итирую с удовольствием!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 15 Ќо€бр€ 2013 г. 19:08ссылка
“ема непостижимо глубока€! ƒумала о –ублЄве продолжить, да сил нет
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 15 Ќо€бр€ 2013 г. 23:20ссылка
 ак € ¬ас понимаю! —егодн€ еле осилила две публикации, а чувства удовлетворени€ нет. —ил не хватает все довести до логически завершенного конца.

ќднако пост об јндрее –ублеве все же нужно сделать. Ёто наша национальна€ гордость!.

¬от написала, а потом подумала - надо бы и о —имеоне ”шакове...
—иний_лес   обратитьс€ по имени —уббота, 16 Ќо€бр€ 2013 г. 06:17 (ссылка)
—пасибо ¬ам за подобранный материал! я только не понимаю, почему иконописца называют живописцем.. »конопись это не живопись.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 16 Ќо€бр€ 2013 г. 15:12ссылка
≈сли смотреть на состав слова, то это неверно, а с точки зрени€ здравого смысла вполне употребимо. я вот не употребл€ю слово "пост" применительно к сообщению в дневнике, так как это слово и так многозначно (пост - сдал, пост - прин€л"; ¬еликий пост; постскриптум), но от этого пост не страдает
ѕерейти к дневнику

—уббота, 16 Ќо€бр€ 2013 г. 16:48ссылка
“огда по той же логике "здравого смысла" употребимо называть и цар€ ƒавида литератором, а его богоносные псалмы - литературными произведени€ми в прозе.
ѕерейти к дневнику

—уббота, 16 Ќо€бр€ 2013 г. 17:24ссылка
яне вижу в этом ничего не грамотного. ѕравда, мне слово литератор не нравитс€. ¬се авторы св€тых писаний и летописей - писатели, а книги - их произведени€. ¬сего ¬ам доброго!
Svetlana-k   обратитьс€ по имени —уббота, 16 Ќо€бр€ 2013 г. 19:05 (ссылка)
“омара!
ѕост серьезный, сложный...
—пасибо тебе!
–ублева сыграл,помоему, —олоницын. јктер со сложной судьбой! —комороха - –олан Ѕыков.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 16 Ќо€бр€ 2013 г. 19:26ссылка
Ќа это сообщение повли€ла передача ѕаолы ¬олковой. ћост над бездной. ‘еофан √рек, она есть здесь. ќчень мне нрав€тс€ еЄ передачи!
ѕерейти к дневнику

—уббота, 16 Ќо€бр€ 2013 г. 19:30ссылка
 ак много хочетс€ почитать, посмотреть... но... так мало успеваю...
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку