-Рубрики

 -Цитатник

Павел Константинович Голубятников (1892-1942) - (0)

ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ ГОЛУБЯТНИКОВ - ВТОРОЙ РУССКИЙ АВАНГАРД   П.К. Голубят...

Христос и Пилат в живописи - (0)

Суд и поругание. Брюллов Карл Павлович. Голова Христа в терновом венце. 1849 И отвели Его...

Николай Иванович Кульбин - военный врач, художник авангарда - (0)

ДОКТОР-АВАНГАРДИСТ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ КУЛЬБИН (1868-1917) Пасха у футуристов в мастерской художн...

Волков Ефим Ефимович (1844 -1920) - (0)

Забытые имена.Художник  Волков Е.Е.   ВОЛКОВ  ЕФИМ ЕФИМОВИЧ ...

Михаил Петрович Цыбасов (1904-1967) - (0)

«МАСТЕРА АНАЛИТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА» МИХАИЛ ЦЫБАСОВ М.П. Цыбасов (1904-1967) Цветы Востока (Порт...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 51455

Шекспир. "Ромео и Джульетта"

Среда, 30 Октября 2013 г. 15:51 + в цитатник

"Картина не слово, она даёт одну минуту, и в этой минуте должно быть всё,

 а нет - нет картины ... взглянул, и всё, как Ромео на Джульетту и обратно".

Художник Николай Ге - Льву Толстому, 3 августа. 1893

   Лёгкие тени двух верных влюблённых находят непрерывное воплощение в образах поэзии и искусства. Не будет преувеличением сказать, что каждый день где-нибудь в мире на театральной сцене ставится шекспировская пьеса, идёт балетный или оперный спектакль, или же демонстрируется фильм, посвящённый любви Ромео и Джульетты. Этим героям даны разные лица, тела, голоса, жесты и темпераменты. Из века в век люди стараются угадать, какой образ больше всего соответствует их прекрасным и пылким душам. В разные времена художники и скульпторы изображали веронских любовников в соответствии с собственным видением и вкусами общества. Среди этих многочисленных работ, возможно, нет творения столь легендарного, как "Джоконда" Леонардо Да Винчи (а может оно ещё впереди?). Однако в ряду авторов можно найти известные имена, а в ряду произведений - популярные картины.   



Изображения Ромео и Джульетты в живописи и графике

В конце 18 века нарастает увлечение романтикой средневековья в музыке и искусстве. И, конечно, трогательный сюжет о Ромео и Джульетте пробуждает воображение поэтов, музыкантов и живописцев, вызывая своего рода соревнование в их творчестве. Создаётся череда художественных произведений, посвящённых шекспировским героям. Часто в образах Ромео и Джульетты изображались актёры, исполняющие эти роли в театральных постановках. В конце нашего раздела вы сможете увидеть подборку иллюстраций, представляющих многие изображения. Но прежде стоит упомянуть изысканные миниатюры Джамбаттисты Джигола, сделанные к изданию 1819 года первоисточника знаменитой трагедии - новелле Луиджи Да Порто о Ромео и Джульетте. Иллюстрация из этой серии - "Праздник в доме Капулетти", также размещённая в конце этого раздела, показывает Джульетту, стоящую в танце между Меркуцио и Ромео, который, в соответствии с повествованием Да Порто, проник на праздник одетым в костюм нимфы.

view of Jonh Boydell's Shakespeare Gallery  (Francis Wheatley, 1790. London. The Victoria and Albert Museum )  -  интерьер Шекспировской галереи  Джона Бойделла

В 1789 году в лондонской Шекспировской Галерее на Пэлл Мэлл открывается выставка картин и гравюр, организованная известным издателем Джоном Бойделлом (1719-1804). Идея этого предприятия заключалась в том, чтобы "способствовать совершенствованию искусства, создать английскую школу исторической живописи", как говорилось в предисловии к первому тому каталога Галереи. Как правило, Бойдел сам заказывал художникам изображения той или иной сцены из шекспировских произведений. Список включал 72 сюжета,Ромео и Джульетта  -  Romeo and Juliet , Benjamin Vest,  1778преимущество было у сюжетов, взятых из наиболее популярных пьес. С картин изготавливались гравюры, их стоимость зависела от размера: большого или малого, которые пользовались огромной популярностью, их приобретали многие библиотеки мира. Также ставилась задача переиздания всех пьес Шекспира в соответствии с их оригиналами, т.к. до этого они имели хождение в виде свободных переводов, часто меняющих трагические финалы на счастливые. Экспозиция, состоящая из картин и гравюр,  размещалась в специально построенном здании со стеклянным потолком, на двух этажах. В течение трёх лет число представленных работ возросло с 34 до 170. Среди них были представлены полотна известных художников Джошуа Рейнолдса, Джона Опи (1791), Бенджамина Уэста (1778 - см. справа), Генриха Фюсли: "Ромео закалывает Париса" и "Ромео у гробницы Джульетты" - обе 1809 года. Фюсли был большим поклонником и знатоком шекспировского творчества и всю жизнь посвятил его изучению и толкованию. Образы героев Шекспира в интерпретации Фюсли были достаточно своеобразны, очень экспрессивны, и вызывали разные оценки. Он отдавал предпочтение эпизодом эмоционального или фантастического содержания. В более спокойной манере выполнено другое изображение сцены в склепе, сделанное в 1789 году Джеймсом Норткотом.

К сожалению, Шекспировской Галерее Бойделла было суждено недолгое существование, по причине финансовых затруднений её организаторов. В 1805 году некоторые картины были распроданы с аукциона, другие были утрачены. Лишь немногие полотна того периода сохранились до нашего времени, в отличие от неоднократно переиздававшихся гравюр, которые воспроизводят утерянные живописные изображения. Примерно 30 картин в 1837 году были приобретены для лондонской галереи - Tate Gallery.

Ромео и Джульетта  -  Romeo and Juliet  engraving (original by John Opie, 1791). Pushkin Fine Arts Museum, Russia

Шекспир в искусстве. Выставка в Ферраре

   В 1836 году Вильям Тёрнер создаёт живописную фантазию "Джульетта и кормилица, наблюдающие гуляние на площади Сан Марко в Венеции". Картина, возможно, была написана под впечатлением увиденной художником в Венеции постановки пьесы Шекспира. Тёрнер также посвящает одно из своих полотен фее Мэб. Эта картина, названная "Грот королевы Мэб" (см. в конце раздела), присутствовала на выставке "Шекспир в искусстве", проходившей в мае-июне 2003 года в итальянском городе Феррара, на которой удалось побывать авторам сайта. Богатая экспозиция, размещённая в залах Палаццо Диаманти, представляла множество произведений, доставленных из разных стран мира.

Ромео и Джульетта. Хранческо Айец  -  Romeo and Juliet with  Friar Laurence - other version of The lovers' nuptials. Francesco Hayez , 1823 (Nurnberg, Graf von Schonborn Wiesentheid Kunstsammlungen) -  Бракосочетание влюблённых  из серии  -Ромео и Джульетта-  Франческо Айеца  (увеличивается)

Ромео и Джульетта. Хранческо Айец  -  The lovers' nuptials. Francesco Hayez , 1823 (Nurnberg, Graf von Schonborn Wiesentheid Kunstsammlungen) -  Бракосочетание влюблённых  из серии  -Ромео и Джульетта-  Франческо Айеца

В 1823 году известный венецианский художник Франческо Айец (Хайец, Хайес, 1791-1882), побуждаемый коллекционером Джамбаттистой Соммарива, сосредоточивает своё внимание на теме Ромео и Джульетты. Многократно обращаясь к ней в период с 1823 по1834 годы, Айец создаёт десять версий изображения, из которых ныне в поле зрения остаются не все полотна. Это: знаменитое полотно "Прощание Ромео с Джульеттой (последний поцелуй)", 1823 г. (Тремеццо, вилла Карлотта) и менее известный, но более изящный, его вариант 1833 г. (см. сравнение изображений); Kiss between Juliet and her nurse. Francesco Hayez , 1823, Milan, Private Collection затем "Бракосочетание влюблённых", или "Ромео и Джульетта у Лоренцо", 1823 г. (Нюрнберг) и "Джульетта, целующая кормилицу", 1823 г. (Милан, частная коллекция). Как водится у людей искусства, в образе Джульетты художник изобразил свою возлюбленную - Каролину Дзукки. Будучи выставленной в этом же году в галерее Бреры, картина вызвала некий скандал из-за чрезмерного веризма (реализма), с которым художник изобразил пылкое проявление чувств шекспировских влюблённых. Но самым популярным романтическим произведением среди всех работ Айеца по сей день остаётся знаменитый "Поцелуй" 1859 г. (Милан, Пинакотека Бреры), композиционно и тематически примыкающий к серии названных выше произведений. Образ поцелуя в этой картине заключает в себе ещё большую, по сравнению с предыдущим сюжетом, чувственность. Такое впечатление достигается благодаря положению фигур, изображённых в страстном объятии, при этом лица героев спрятаны, и всё внимание зрителя сосредоточено на встрече их губ. Когда картина была выставлена впервые, она носила название "Поцелуй. Эпизод юности. Нравы 14 века". Представленный на картине образ двух юных влюблённых в средневековых одеждах часто используется в качестве художественного символа Ромео и Джульетты. Есть два варианта этой картины.

Ромео и Джульетта  -  Romeo's farewell to Juliet (the last kiss) , Francesco Hayez, 1823 .Villa Carlotta, Tremezzo (Como)  -  первый вариант картины

Ромео и Джульетта  -  Romeo's farewell to Juliet (the last kiss), Francesco Hayez, 1833. Milan  -  второй вариант картины

Поцелуй  -  The Kiss, Francesco Hayez, 1859, Milan, Pinacoteca di Brera  -  наиболее известный вариант картины

Поцелуй  -  The kiss, Francesco Hayez, 1859-1867.    -  второй вариант картины

   Никогда прежде в искусстве изображение чувственного поцелуя не имело столь удачной интерпретации. Найденный художником образ неоднократно воспроизводился в других произведениях, в частности, в кинематографе. Например, в фильме Лукино Висконти "Чувство" (Senso, 1954), в "Ромео и Джульетте" Франко Дзеффирелли (1968).

Чувство, фильм Лукино Висконти, 1954  -  Senso. Film of Lucino Visconti

Ромео и Джульетта, фильм Дзеффирелли. 1968  -  Romeo and Juliet. Film Zeffirelli

Ромео и Джульетта , иллюстрация Д. Шмаринова, 1959-1961 -  Romeo and Juliet , Illustration by Dementy Shmarinov

Расположение картины "Поцелуй" (итал. Il Bacio) в 37-м зале Пинакотеки Бреры (Милан):

Расположение картины Поцелуй  (итал. Il Bacio) в зале Пинакотеки Бреры. Милан  -  The Kiss painting of Hayez on the wall of the 37th room of Pinacoteca di Breran. Milano

   Публичное представление картин Айеца вызвало большой успех и тут же вдохновило ряд художников отобразить эпизоды шекспировской трагедии на своих полотнах. Агостино Комерио пишет картину "Фра Лоренцо даёт Джульетте сонное питьё", выставленную в миланской галерее Брера в 1826 году. Здесь же демонстрировалась работа "Последние вздохи Джульетты и Ромео" Витале Сала. Затем две живописные версии Джованни Миглиара, созданные в 1827 и 1831 годах.

  Живописец Пьетро Рои в 1860 году пишет "Смерть Джульетты и Ромео" - работу, явно выходящую своим ярким пафосом из рамок установившихся тенденций своего времени (картина находится в муниципальном музее Виченцы.) В данном случае, как видно из сюжета картины, художник отталкивался от содержания новеллы Да Порто, в которой Джульетта просыпается до момента смерти Ромео, а не после, как у Шекспира.

Смерть Ромео и Джульетты. Пьетро Рои. Муниципальный музей Виченцы. 1860  -  The death of Juliet and Romeo.  Pietro Roi.  Vicenza, Museo Civico

Влюблённые у гробницы Джульетты и Ромео. Ломбард Транквилло Кремона  Галерея современного искусства. Милан. 1861  -  Visit to the Grave of Juliet and Romeo. Lombard Tranquillo Cremona. Civica Galleria d'Arte Moderna of Milan

Х  удожник Ломбард Транквилло Кремона продолжает романтические мотивы Айеца в своей картине "Влюблённые у гробницы Джульетты и Ромео" (1861 г.). Другая изысканная вещь - "Погребение Джульетты Капулетти" Сципионе Ваннутелли - работа, великолепно передающая дух 15-го столетия в своих точных деталях (1888 г., Галерея современного искусства, Рим). Мы показываем её вам в числе других работ на иллюстрации в конце раздела.

   Среди мастеров, писавших в Вероне, неизменно отмечается Анжело Даль'Ока Бьянка (1858-1942). Одна из его картин, посвящённая смерти Ромео и Джульетты, находится сейчас в веронском городском музее "Дом Джульетты".

Ромео и Джульетта  -  The Death of Romeo and Juliet ,  Angelo Dall'Oca Bianca (1857-1942) VeronaРомео и Джульетта  -  Romeo and Juliet . Peter Cornelius, 1813.  Copenaghen, Thorvaldsens Museum  (увеличивается)

 

 

Что касается Франции 19 века, то здесь в Парижском Салоне также было представлено множество художественных работ на тему шекспировской трагедии: Александре Коллина в 1838 г., Петера Корнелиуса в 1841 г., Луиса Буланже в 1857 г. Особенно интересны работы Эжена Делакруа (см. в конце раздела). Он создал две версии, посвящённые двум моментам трагедии. Его "Прощание Ромео и Джульетты" (сцена на балконе) 1845 г. было продемонстрировано годом позже в Салоне, а сейчас находится в частной коллекции в Швейцарии. Другой вариант 1851 г. показывал Ромео, держащего на руках  спящую Джульетту в склепе Капулетти. Местонахождение этой работы Делакруа сейчас не известно.

 

   В 1888 году в Англии, в Лондонской Галерее открывается выставка, поддержанная журналом "График", где представляется 21 полотно с изображениями шекспировских героинь, и среди них известная картина Филипа Кальдерона "Джульетта" (1887) - образ мечтающей на балконе девушки на фоне тёмно-синего ночного неба. Позже многие из этих картин были выполнены в виде небольших цветных гравюр, доступных покупателям среднего класса.. 

Джульетта. Филип Кальдерон  -  Juliet ,  Philip H. Calderon,  1887,  London

Джульетта и няня  -  Juliet and her nurse, John R.S.Stanhope, 1863 .  Pre-Raphaelite, Inc., London

   В середине 19 века в Англии зародилось Братство Прерафаэлитов - объединение живописцев, взявших себе идеалом образцы искусства, созданные до Рафаэля. Сюжеты свои они черпали в основном из Библии, античности, средневековых легенд и пьес Шекспира. Эти темы были весьма популярны в то время. Братство просуществовало менее 10 лет, но оказало большое влияние на многих художников. В этом свете интересна живопись Джона Вильяма Уотерхауcа (1849 - 1917), который создал на своих полотнах ряд романтических женских образов. Среди них Дева Мария, Офелия, юная девушка в стиле Джульетты, наклонившаяся к цветам у иконы (The Shrine, 1895), и конечно же, сама шекспировская Джульетта (Juliet, 1898 - см. в конце этого раздела). Последняя картина имеет также второе название - "Синее ожерелье". Кроме Уотерхауcа, шекспировских  влюблённых запечатлели в своих живописных работах и другие художники, тяготевшие к творчеству прерафаэлитов: Джон Роддем Спенсер Стенхоуп (иллюстрация справа), Фредерик Лейтон и Форд Мэдокс Браун (акварель и картина маслом 1870 г., Бирмингем). Среди художников, обратившихся к шекспировскому сюжету в России, необходимо назвать знаменитого "пленника красоты" Константина Маковского, а также Михаила Врубеля, представителя русского модерна, - его декоративное панно "Ромео и Джульетта" (1895-96 г.) находится в фондах московской Третьяковской Галереи. Врубель написал также холст и акварель "Гамлет и Офелия"(1884 и 1883 гг.). Продолжает романтическую тему средневековья и его панно 1896 г., посвящённое Фаусту и Маргарите.



 

Скульптурные воплощения

   Если говорить о больших скульптурных воплощениях Ромео и Джульетты, то они не столь обильны, как всевозможные живописные фантазии. В 1875 году в Парижском Салоне была выставлена мраморная группа Антони Ноэля "Джульетта, лежащая на теле Ромео". А в петербургском Государственном Эрмитаже есть скульптура Огюста Родена "Ромео и Джульетта" (1905), выполненная в духе знаменитых сюжетов: "Вечная Весна" и "Поцелуй" (или "Паоло и Франческа").

Ромео и Джульетта  -  Romeo et Juliette, Auguste Rodin. marble.1905. The Hermitage, St.Petersburg  -  скульптура Родена Ромео и Джульетта

Ромео и Джульетта  -  Romeo et Juliette by Rodin.  1905.

Ромео и Джульетта  -  Romeo et Juliette by Auguste Rodin. Detail  -  деталь скульптуры Родена Ромео и Джульетта

Ромео и Джульетта -  декоративные статуэтки   Существует парковая скульптура, а также многочисленные декоративные фигурки Ромео и Джульетты, изящные безделушки и ювелирные изделия, их изображающие, либо им посвящённые. Наконец, в Вероне у Дома Джульетты установлена бронзовая статуя геро ини, созданная в 1969 году веронским скульптором Нерео Костантини (читайте историю её создания в заключение этого раздела). Копии этой статуи находятся также в Мюнхене, на площади Мэрии, и в Чикаго - на площади перед Шекспировским Театром. В последние годы в Вероне было организовано несколько выставок, посвящённых шекспировской теме в современном изобразительном искусстве. Открытие таких мероприятий часто приурочивается к ежегодному фестивалю "День Рождения Джульетты" (16 сентября). В 2001 в аркаде дворика Святого Франциска (где находится легендарная Гробница Джульетты) был установлен новый памятник - так называемый Портал, представляющий собой панель из десяти бронзовых пластин с рельефными изображениями главных сцен трагедии. Стиль декоративной работы скульптора Серджио Пасетто, уроженца Вероны, навеян рельефами на величественных воротах базилики Сан Дзено.

   Скульптурное изображение Ромео и Джульетты находится также в Центральном парке Нью-Йорка. Работа 1977 года (скульптор Milton Hebald) представляет шекспировских влюблённых в объятии перед поцелуем. Бронзовые фигуры Ромео и Джульетты, выполненные в человеческий рост, установлены на гранитном пьедестале перед входом в Театр Делакорт.

Ромео и Джульетта  -  Romeo and Juliet sculpture by Milton Hebald, 1977, Central park in New York

Ромео и Джульетта  -  Romeo and Juliet sculpture by Milton Hebald, 1977, Central park in New York

В 2008 в Батайске, небольшом городе поблизости от Ростова-на-Дону, перед Дворцом культуры был установлен памятник Ромео и Джульетте работы известного местного скульптора Анатолия Скнарина (автора знаменитой ростовской "Тачанки"). Композиция бронзовой скульптуры представляет словно застывшую сцену из спектакля, этому впечатлению способствуют и позы персонажей, и часть театрального занавеса рядом с фигурой Ромео, возможно, он образно перекликается с занавесом, за которым, скрывшись от шумной толпы, встретились на балу Ромео и Джульетта в фильме Дзеффирелли.

  Напоминанием о другом скульптурном образе героини является жест Джульетты, прижавшей левую руку к груди, совсем как веронская статуя. Впрочем, подобный жест рук свойственен и аникушинской Джульетте-Улановой, о которой речь пойдёт ниже. Оригинальной деталью батайского памятника является роза, которую Ромео протягивает прекрасной девушке.

Ромео. Скульптура Ромео и Джульетта Анатолия Скнарина . г. Батайск . 2008  -  Romeo . Detail of the sculpture Romeo and Juliet by Anatoly Sknarin. Bataysk

Скульптура Ромео и Джульетта Анатолия Скнарина . г. Батайск . 2008  -  Sculpture Romeo and Juliet by Anatoly Sknarin. Bataysk

Джульетта . Скульптура Ромео и Джульетта Анатолия Скнарина . г. Батайск . 2008  -  Juliet . Detail of the sculpture Romeo and Juliet by Anatoly Sknarin. Bataysk

www.romeo-juliet-club.ru/



Серия сообщений "Шекспир":
Часть 1 - 449 лет назад родился Уильям Шекспир (1564 - 1616)
Часть 2 - Уильям Шекспир: "В уме нечутком не место шуткам"
Часть 3 - ШЕКСПИР И МУЗЫКА
Часть 4 - Шекспир. "Ромео и Джульетта"
Часть 5 - Прокофьев и Шекспир
Часть 6 - В мире отмечают 450 лет со дня рождения Шекспира
...
Часть 10 - Уильям Шекспир. Сонеты
Часть 11 - Уильям Шекспир
Часть 12 - Уильям Шекспир — гуманист, драматург и человек Возрождения

Метки:  

Процитировано 5 раз
Понравилось: 5 пользователям



UraKozachok   обратиться по имени Среда, 30 Октября 2013 г. 16:52 (ссылка)
Спасибо!
Одна из моих самых любимых историй.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 30 Октября 2013 г. 19:07ссылка
Пожалуйста, Юрий! Рада, что угодила!
Sergey_Tashebsky   обратиться по имени Среда, 30 Октября 2013 г. 19:02 (ссылка)
Ну что же, Вам, Тамара, удалось в очередной раз сделать замечательный пост о великом явлении искусства. Я Вам неимоверно признателен!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 30 Октября 2013 г. 19:10ссылка
Спасибо, Сергей! Уж не первый раз подхожу к этой теме и каждый раз с удовольствием!
Svetlana-k   обратиться по имени Суббота, 02 Ноября 2013 г. 12:49 (ссылка)
Тамара! Добрый день!
Пост очень интересный, содержательный.Очень поравилось обсуждение трагедии в передаче Игра в бисер...
Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 05 Ноября 2013 г. 19:41ссылка
Спасибо, Светлана! Мне нравится "Игра в бисер! Волгин всё время разных людей приглашает на обсуждение и умело ведёт передачу. А Ромео и Джульетта - бессмертны!
Перейти к дневнику

Среда, 06 Ноября 2013 г. 02:51ссылка
Единодушна с тобой на 100%!!!!
Dyklida   обратиться по имени Воскресенье, 15 Ноября 2015 г. 12:34 (ссылка)
Огромное спасибо за чудесный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 15 Ноября 2015 г. 16:08ссылка
Спасибо за отзыв! Посмотрела сообщение и самой понравилось!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку