-÷итатник

–оберт Ённинг Ѕелл (1863-1933). - (0)

’”ƒќ∆Ќ»  –ќЅ≈–“ ЁЌЌ»Ќ√ Ѕ≈ЋЋ / ROBERT ANNING BELL (1863-1933) - ѕќ—Ћ≈ƒЌ»… Ќј—Ћ≈ƒЌ»  ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ќ¬ ...

ј что мне нужно? ћожет, просто быть... - (0)

"...€ бы пришла на эту «емлю снова." ¬ашему вниманию несколько стихотворений, светлых и лир...

ƒжеймс —метэм (1821-1889) - (0)

’”ƒќ∆Ќ»  ƒ∆≈…ћ— —ћ≈“Ёћ / JAMES SMETHAM - ≈ў≈ ќƒ»Ќ ѕќ—Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№ ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ќ¬ ƒжеймс —метэм (18...

Ћетние травы - (0)

¬.ƒ. ѕоленов. Ћопухи. 1870 ћежду коль€ми забора серого —олнце длинные лу...

«емл€ псковска€ - (0)

  ѕожалуй, за пределами российских столиц трудно найти...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей: 8538
 омментариев: 31665
Ќаписано: 52299


‘≈–≈Ќ÷ Ћ»—“ (1811Ц1886): тема ƒанте

¬торник, 22 ќкт€бр€ 2013 г. 15:40 + в цитатник

  «Ѕожественна€ комеди€» ƒанте уже века будоражит умы человечества и, видимо, вечно будет интересовать людей, так как затрагивает их самые глубокие, €вные и потайные мысли, страхи и думы, мечты и надежды.

 

   омпозиторы также неоднократно обращались к этому сюжету, но одними  самых значительных и широко известных музыкальных произведений, наве€нных дантовскими образами, стали ‘антази€-соната «ѕо прочтении ƒанте» Ћиста и его же «ƒанте-симфони€», св€занные с одним и тем же фрагментом из п€той песни «јда» (поэма состоит из 100 песен, разделенных на три части по 33 песни в каждой и одной песни – пролога), когда ƒанте, сопровождаемый тенью ¬ергили€, спускаетс€ во второй круг јда:

 

“ак € сошел, покинув круг начальный,

¬низ во второй; он менее, чем тот,

Ќо больших мук в нем слышен стон печальный.

   Ћист был одержим образами √ете и ƒанте; бесконечны были его поиски »стины, он даже прин€л малый постриг и жил в келье в ¬атикане, сочин€€ церковную музыку. ќн бо€лс€ Ѕога, но его лицо было повернуто к дь€волу: Ћист был первым — нар€ду с ƒостоевским, — кто вывел фигуру дь€вола, «ћефисто», как оборотную сторону «богоугодной» личности, этим заложив основание современного искусства с его  иронией и метани€ми.

  ¬еличайшее творение ƒанте вдохновила молодого Ћиста, блест€щего пианиста-виртуоза, на создание фортепианной сонаты-фантазии «ѕо прочтении ƒанте» (1838)

  ¬ картинах страшных мук грешников, помещенных в круги ада, разворачиваютс€ истории преступлений, показываютс€ жертвы пагубных страстей. ѕеред см€тенным взором поэта пронос€тс€ призраки  тех, кто познал на земле чувственную любовь, причем ѕоэт с изумлением узнает некоторых: «“о Ќинова венчанна€ жена, —емирамида, древн€€ царица»; ƒидона, изменивша€ пам€ти своего первого мужа —ихе€; « леопатра, грешна€ блудница»; «≈лена, т€гостных времен виновница»; «јхилл, гроза сражений, который был любовью побежден; ѕарис, “ристан».  ороткий, но необыкновенно выразительный и взволнованный, этот эпизод из «Ѕожественной  омедии», где в центре — горестна€ истори€ ‘ранчески да –имини, обреченной на посмертные муки за измену мужу: вечно мчитс€ она в адских вихр€х со своим возлюбленным ѕаоло, плен€л композитора гуманностью, красотой высоких чувств, побужда€ к воплощению в музыкальных образах.

јри Ўефер. ѕо€вление призраков ѕаоло и ‘ранчески да –имини перед ƒанте и ¬иргилием

   ‘антазийность именно в сонатности ‘антазии-сонаты «ѕо прочтении ƒанте» Ћиста воплощаютс€ через посто€нную импровизационность, монотемность и, нар€ду с этим, многотемность; отсутствие четких граней между темами, парти€ми , структурными построени€ми; €рчайшие контрасты между образами и возможность вы€влени€ моноинтонационности, монотематизма при достаточно €вно выраженной программной полижанровости.

   ¬ «дантевской» сонате сопоставл€ютс€ различные образы: вслед за грозно-неумолимым вступлением — вихрева€, возбужденна€, неуклонно нарастающа€ главна€ парти€ и ликующие «колокольные звоны» побочной.



   ѕочти 20 лет спуст€, в 1855 году, руководитель музыкальной жизни ¬еймарского кн€жества, ставшего его усили€ми одним из крупнейших культурных центров ≈вропы, прославленный дирижер и фортепианный педагог, композитор-новатор, автор «‘ауст-симфонии» и симфонических поэм, вновь обратилс€ к «Ѕожественной комедии» на этот раз в жанре программной двухчастной симфонии.

8 июл€ 1856 года Ћист закончил «ƒанте-симфонию», которую посв€тил своему ближайшему другу ¬агнеру.



   ѕерва€ часть — «јд» — открываетс€ медленным вступлением, где низкие медные и струнные инструменты, сопровождаемые тремоло литавр и ударами тамтама, как бы интонируют в унисон грозную надпись на вратах ада:

я увожу к отверженным селень€м, 
я увожу сквозь вековечный стон, 
я увожу к погибшим поколень€м, 
¬ход€щие, оставьте уповань€.

   ѕоследн€€ строка особенно важна: валторны и трубы чекан€т ее, действительно не оставл€€ никакой надежды. »з начальной хроматической темы рождаютс€ вихри и, убыстр€€сь, вт€гива€ в свое кружение все новые инструменты, создают обобщенный образ ада (сонатное аллегро).  рики отча€ни€, прокл€ть€ — единый нерасчлененный поток, дикий, исступленный, достигает мощной кульминации. «амыка€ развитие экспозиции, возвращаетс€ медленное вступление, в котором медные грозными аккордами фортиссимо повтор€ют роковую строку. » вдруг все резко мен€етс€. ћ€гко переливаютс€ пассажи струнных с сурдинами и арфы и, замерев, уступают место свободно льющемус€ речитативу бас- кларнета, звучащему без сопровождени€. ¬след за тем английский рожок на фоне арпеджио арфы поет экспрессивную мелодию:

“от страждет высшей мукой, 
 то радостные помнит времена 
¬ несчастии.

   –ассказ ‘ранчески да –имини. –азвертываетс€ великолепна€ любовна€ сцена. “ема, варьиру€сь, расцветает в страстном упоении. ¬есьма выразительны полифонические переклички солирующих виолончелей и скрипок, словно голоса ‘ранчески и ѕаоло сливаютс€ в любовном дуэте. » этот эпизод замыкает рокова€ фраза: «¬ход€щие, оставьте уповань€». “ени влюбленных раствор€ютс€, исчезают, и в репризе возвращаютс€ адские вихри, смета€ все на своем пути. ¬ последний раз рокова€ фраза утверждаетс€ в мощном звучании оркестра, обрамл€€ первую часть.

ƒанте+јлигьери+Ѕожественной+комеди€   ¬тора€ часть — «„истилище» — медленна€, сдержанна€, полна€ ожидани€ искуплени€. ƒантевска€ картина восхождени€ к небесам передана постепенным повышением регистра (виолончели, альты, скрипки, арфы). Ќа этом фоне звучат сосредоточенные неспешные напевные реплики духовых, завершающиес€, подобно припеву, мажорными трезвучи€ми. ’роматизмы, отдаленно напоминающие о мотивах первой части, подготавливают центральный эпизод — фугато с темой жалобной и неспокой­ной, с угловатым ритмом, обилием акцентов, — словно воспоминание о муках ада. Ќа кульминации фугато внезапно возникают красочные мажорные аккорды, навсегда прогон€€ скорбь и страдание. ѕовторение начального раздела части приводит к заключительному женскому хору «ћагнификат», в котором Ћист цитирует подлинный хорал, опубликованный в √ермании в 1532 года. «десь нет развити€, смены настроений. ƒлительно варьируетс€ одно эмоциональное состо€ние — блаженство. «авершаетс€ симфони€ мистическим просветлением «јллилуйи» и истаивающими звучани€ми в верхнем регистре, подобно видению горних высей ра€.

belcanto.rus_liszt_dante.html


ƒанте+јлигьери+Ѕожественной+комеди€

   ¬се большее внимание Ћисту оказывает –имска€ церковь. ¬ ¬атикане в торжественные дни исполн€ютс€ его «ѕоказывает апский гимн» в переложении дл€ органа. ‘еренца Ћиста уговаривают посв€тить себ€ церкви. 25 апрел€ 1865 он принимает малый постриг и посел€етс€ в ¬атикане. Ћист получает квартиру в двух шагах от —икстинской капеллы: «»з окна открываютс€ бескрайние далЄкие просторы.  огда € сажусь за письменный стол, мне виден купол —ан-ѕьетро, и кроме колокольного звона до мен€ не доход€т сюда никакие посторонние звуки».

   ќтец ‘еренц Ћист встаЄт в четыре утра – и за работу, потом – к заутрене и снова – за стол. –овно через год, в этой благодатной жизни, он и завершает свой тринадцатилетний труд – ораторию «’ристос». «Ќе имеет значени€, когда и где ее услышат. ... ƒл€ мен€ вполне достаточно, что она существует», - говорил Ћист об аратории "’ристос". ѕри жизни композитора оратори€ исполн€лась не более дес€ти раз (в ¬ене в 1870 сочинением дирижировал јнтон –убинштейн, а партию органа исполн€л јнтон Ѕрукнер), а после его смерти и до сих пор лишь самые отважные и маститые музыканты берутс€ за нее.

 

  ‘еренц Ћист потратил на создание оратории «’ристос» 13 лет. «” мен€ осталась единственна€ амбици€ в музыке – бросить свое копье в бесконечность будущего», - говорил он… и бросил! ќратори€ написана на тексты Ѕиблии, католической литургии и латинских гимнов, которые выбирал сам композитор, - трудно найти что-нибудь более направленное в бесконечность. «’ристос» занимает в творчестве Ћиста примерно такое же место, как «ћесси€» у √ендел€. ƒаже состав исполнителей тождественен. ќбе оратории повествуют о ключевых моментах биографии —пасител€. Ќо в отличие от √ендел€, следовавшего определенным барочным схемам, Ћист отходит и от барокко, и от венской классики, и от немецкого романтизма. ќн создает свое, новое, не похожее ни на что. ≈го «’ристос» находитс€ за рамками обиходной церковной музыки, и требует интеллектуального усили€ и накала всех чувств от слушател€ светского и религиозного в равной мере.

–убрики:  композиторы и дирижЄры
ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 4 пользовател€м



Svetlana-k   обратитьс€ по имени „етверг, 24 ќкт€бр€ 2013 г. 13:51 (ссылка)
— огромным удовольствием послушала музыку Ћиста...
ѕост прекрасно написан. музыку слушать легко...
—пасибо, “амара!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 24 ќкт€бр€ 2013 г. 21:33ссылка
—пасибо, что ты, —веточка, отозвалась на скучающего Ћиста!
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку