-Цитатник

Томас Вулнер (1825 - 1892) - (0)

СКУЛЬПТОР - ПРЕРАФАЭЛИТ №5 ТОМАС ВУЛНЕР / THOMAS WOOLNER (1825-1892). Часть I   ...

Якоб Торенвлит (1641-1719) - (0)

Нидерландский художник Jacob Toorenvliet . Начало: Нидерландский художник Jacob To...

Образы смыслов и их толкования - (0)

«Оболочки, которые скрывают неизменное и вечное знание…». "....искусс...

Гирлянд июньских благодать Чистых ириса цветов... - (0)

"Ты, Ирис, - рыцарь голубых кровей" Anthonore Christensen (1849-1926) ... Изысканно- волше...

Роберт Бейтман (1842 - 1922) - (0)

«ПОТЕРЯННЫЙ ПРЕРАФАЭЛИТ» РОБЕРТ БЕЙТМАН / Robert Bateman (1842-1922) Найджел Дейли. Потерянный ...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей: 8500
Комментариев: 31480
Написано: 52051


Поющие краски и светящиеся звуки Чюрлёниса

Воскресенье, 22 Сентября 2013 г. 14:15 + в цитатник

"Чем шире крылья распахнет, чем больше круг обогнет, тем легче станет, тем счастливее будет человек"...                                        М. К. Чюрленис.

Изображение  Выдающийся литовский художник Микалоюс Константинас Чюрлёнис интересовался математикой, химией, физикой,  проблемами  астрономии, гипотезами Канта и Лапласа о сотворении мира. Штудировал все произведения астронома Камилла Фламмариона.  

   Микалоюс Константинас Чюрленис был музыкантом, художником, поэтом. Мечта о синтезе искусств нашла воплощение в его творчестве. Чюрлёнис-музыкант и Чюрлёнис-художник находят в своей «музыкальной» живописи общий, гармонический язык, дополняют друг друга и, главное, достигают неведомой дотоле в истории искусства оригинальности: до Чюрлёниса мы не знали столь широкой и выразительной, говоря словами Горького, «музыкальной живописи». 

   Чюрлёнис — художник из будущего.  Он один из первых художников XX века, которые открыли путь Новой Красоты и провели туда, где творчество космическое соприкасается с земным, где человек-творец открывает дорогу к сотрудничеству с Высшим Миром. М. К. Чюрлёнис — удивительный мастер образа. Он считается родоначальником профессиональной литовской музыки и живописи.

  Его картины написаны в смешанной технике — акварелью и гуашью. Эта техника настолько хрупкая, что сами картины за столетие побывали лишь в нескольких крупнейших столицах мира — Токио, Париже, Берлине, Москве и Варшаве. В настоящее время оригиналы на передвижные выставки не отправляются.

В мире всего несколько музеев являются обладателями картин выдающегося литовского художника. В Каунасе находится Национальный художественный музей М. К. Чюрлёниса, в котором собрана наиболее полная коллекция его произведений.
 
 
Истина

"Истина". Темно, пусто, холодно вокруг человека с высоким лбом, держащего свечу.

Привлечённые пламенем, слетаются мотыльки. Сзывающий их огонь обманчив,

неумолим, жесток. Опалив крылья, обгорев, они гибнут, но всё летят и летят.

Достижим  ли  идеал,  истина?  Путь  к  ним  тернист.  И  всё  же:

"А  ты  иди,  иди  без устали... Смотри с высоких башен..."



 
  В 1907 году художник создал удивительный по красоте цикл картин «Знаки Зодиака», о котором искусствоведы писали: «Никто из художников так поэтично не сумел изобразить ночь, ночное небо полное звёзд, тайну ночи». 

Знаки Зодиака
Знаки Зодиака
 
Цикл «Соната звёзд» также посвящен теме Вселенной. В этом цикле мысль художника обращена только к Космосу; обе картины пересекает горизонтальная линия — это звёздный «путь-мост».

Чюрлёнис шел по Млечному Пути.
Он увидал рожденье звездной бури.
И ангелы из золотой лазури
К его ногам пытались снизойти.
И говор волн, и рокот струн еще
В его ушах звучали наважденьем,
Но чей-то голос окрылил плечо,
Раздвинув мрак внезапным пробужденьем.
И он сошел зачем-то в этот мир,
И в заревах Любви и Созерцанья
Он повторил Искусством мирозданье
И созвал нас на свой богатый пир.

Павел Антокольский 


Звёздная сонатаВ

Соната Звёзд. Аллегро

 
Allegro и Andante «Сонаты звёзд» художник хотел средствами своего искусства изобразить возникновение мира из хаоса. Allegro — это первичная стадия формирования Космоса, где зародилось множество планет, но ещё всё тонет в бесформенном тумане. В Andante всё успокоилось, формирование мира завершилось.

178 - Чюрленис Микалоюс Константинас
 
Чюрлёнис создал цикл картин «Сотворение мира», о котором писал: «Последний цикл "Сотворение Мира" не окончен; я думаю работать над ним всю жизнь... Это сотворение мира, но не нашего, библейского, а какого-то другого — фантастического. Мне хочется создать цикл, по меньшей мере из ста картин, не знаю, сделаю ли». Он успел создать только тринадцать. 

Сотворение Мира
Сотворение мира
 
Нет другого художника, который бы так реально, так осязаемо чувствовал романтику космоса. Он понимал, что придёт время и изменится взгляд человека на его собственную планету и на другие планеты в бесконечных просторах Вселенной. Он предчувствовал наступление новой космической эры. 



 
Критики и искусствоведы отмечают, что картины Чюрлёниса не так доступны и просты, как может показаться на первый взгляд, но многие найдут для себя что-то очень важное, значимое и самое необходимое. 

Полотна Чюрлёниса впечатляют зрителя торжественностью формы, оригинальностью и необычностью. Они как вестники, зовущие человека следовать по эволюционному пути нравственного самосовершенствования.

http://www.sibro.ru/news/section/220

Из серии  Потоп



Николай Константиович Рерих одним из первых оценил и поддержал творчество Микалоюса Константинуса Чюрлёниса

Чюрленис 

    Слышу, что имя Чюрлёниса стало национальным именем в Литве, сделалось гордостью народа литовского. От души радуюсь этому. Каждое признание истинной ценности всех веков и народов должно быть приветствовано. Там, где ценят своих героев, творцов и тружеников, там возможно и светлое будущее. Довольно бывшего невежества, когда на разных путях истории мы видели, как попирались и оскорблялись лучшие человеческие достижения. Довольно невежественных отрицаний. Народ может жить лишь светлым допущением и утверждением. Когда постройка идет - все идет.

    Еще недавно было принято или осмеивать, или скептически пожимать плечами на все новое и необычное. Ох, уж эти скептики, которые в своих зачерствелых сердцах готовы придушить каждое молодое достижение. Если кто-то является в новой форме, то разве такое обновление уже должно стать уделом растерзания?

    Вспоминаем Ван Гога, пославшего своему домовладельцу в уплату за квартиру свое отрезанное ухо, как символ пресловутого Шейлоковского мясного вознаграждения. Вспоминаем, как Модильяни умер с голоду, и лишь этот потрясающий конец открыл доступ к общему признанию его произведений. Вспоминаю происходившую на наших глазах трагедию гениального Врубеля. Но сошел ли он с ума от всех тех жестоких несправедливостей, которыми невежественные дикари кололи и обжигали его возвышенное сознание?

    Трудна была земная стезя и Чюрлёниса. Он принес новое, одухотворенное, истинное творчество. Разве этого не достаточно, чтобы дикари, поносители и умалители не возмутились? В их запыленный обиход пытается войти нечто новое - разве не нужно принять самые зверские меры к ограждению их условного благополучия?

    Помню, с каким окаменелым скептицизмом четверть века назад во многих кругах были встречены произведения Чюрлёниса. Окаменелые сердца не могли быть тронуты ни торжественностью формы, ни гармонией возвышенно обдуманных тонов, ни прекрасною мыслью, которая напитывала каждое произведение этого истинного художника. Было в нем нечто поистине природно вдохновенное. Сразу Чюрлёнис дал свой стиль, свою концепцию тонов и гармоническое соответствие построения. Это было его искусство. Была его сфера. Иначе он не мог и мыслить и творить. Он был не новатор, но новый. Такого самородка следовало бы поддержать всеми силами. А между тем происходило как раз обратное. Его прекраснейшие композиции оставлялись под сомнением. Во время моего председательствования в "Мире Искусства" много копий пришлось преломить за искусство Чюрлёниса. Очень отзывчиво отнесся Добужинский. Тонкий художник и знаток Александр Бенуа, конечно, глубоко почувствовал очарование Чюрлёниса. Но даже и в лучших кругах, увы, очень многие не понимали и отрицали.

    Так же точно многими отрицалось и тончайшее творчество Скрябина. В Скрябине и в Чюрлёнисе много общего. И в самом характере этих двух гениальных художников много сходных черт. Кто-то сказал, что Скрябин пришел слишком рано. Но нам ли, по человечеству, определять сроки? Может быть, и он и Чюрлёнис пришли именно вовремя, даже наверное так, ведь творческая мощь такой силы отпускается на землю в строгой мере. Своею необычностью и убедительностью оба эти художника, каждый в своей области, всколыхнули множество молодых умов.

    В конце концов, разве мы знаем, где происходит наибольшее восприятие творчества? Леонид Андреев незадолго до смерти писал мне: "Говорят, что у меня есть читатели, но ведь я-то их не знаю и не вижу". Скорбно звучали такие признания писателя. Другой прекрасный художник недавно писал мне: "Говорю, как в подушку". Истинно, не знаем мы путей творчества. Формула - неисповедимы пути - весьма реальна. Но рядом с этим невидимым для самого художника восприятием его творчества живет и напряжение его сил. Все помнят жизненную трагедию Рембрандта или Франца Хальса. Но и в трагедии этой так много торжественности. Без героической торжественности облики названных художников потеряли бы многое. Сами костры и факелы дикарей являются лишь озарением пути. Без врагов люди забыли бы о многом полезнейшем и прекраснейшем. Недаром приходилось писать похвалу врагам.

    Вот и Чюрлёнис в своих прекрасно-напевных мирных созданиях тоже мог бы написать похвалу врагам. Дикари и враги много потрудились для его будущей славы. И пришла она, эта легкокрылая гостья, не для того, чтобы только переночевать около произведений Чюрлёниса, но чтобы озарить его творения навсегда. Велика радость, когда можно отметить, что весь народ признал свою истинную ценность. Недавно всенародно хоронили великого писателя Горького. В этой всенародности был крик признательности всеобщей. Не ему, ушедшему, но во имя справедливости прекрасен был порыв дружный, превознесший ценность искусства.

    Прекрасно признание Чюрлёниса литовским народом. Это тоже будет не временный взрыв сантимента, но твердое признание, низкий поклон всенародный творцу и труженику. Радуюсь вестям из Литвы о признании прекрасного художника Чюрлёниса.

3 сентября 1936 года.

Урусвати, Гималаи. Н. К. Рерих "Зажигайте сердца"

Рекс

Рекс

  "Я шёл один. Ночь светлая. Настроение тоже просветлённое. Небо окутано зеленоватым туманом. Кое-где звезда, будто заблудившаяся, попавшая в сети мушка, трепещет золотыми крылышками, а в самом центре луна-паук смотрит значительным, мигающим большим глазом. И всё происходит в какой-то священной тишине. Дальнейший путь был ещё прекраснее. Луна закатилась и ярко засверкали звёзды, чудеснейшая часть небосвода: Орион, Плеяды, Сириус... В подобные мгновения хорошо забыть, откуда ты и куда идёшь, как тебя зовут, и смотреть на всё глазами ребёнка. А когда это кончается и приходишь в себя, становится жаль, что так давно уже живёшь, так много пережил... Если бы можно было жить так, с постоянно раскрытыми глазами на всё, что прекрасно".                                                                                             М. К. Чюрлёнис



 

  Жизнь Чюрлёниса была очень короткой. Он умер в самом расцвете творческих сил, на пороге всеобщего признания и славы, накануне самых великих своих свершений, не успев осуществить многое из задуманного. Подобно метеору, вспыхнул и погас его художественный дар, оставив нам искусство уникальное, неповторимое, рожденное воображением самобытной творческой натуры; искусство, которое Ромен Роллан назвал "совершенно новым континентом". В нем - ощущение беспредельности и величия Вселенной, в нем - борьба могучих стихий, преодолевая которые Человек устремляется к истинному, доброму, прекрасному.

Я полечу в очень далекие миры,
в края вечной красоты, солнца и сказки,
фантазии, в зачарованную страну,
самую прекрасную на земле. И буду
долго, долго смотреть на все,
чтоб ты обо всем прочитала в моих глазах...

Рубрики:  Искусство
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 3 пользователям



Тангейзер   обратиться по имени Воскресенье, 22 Сентября 2013 г. 16:10 (ссылка)
Был в Каунасе в свои 20 лет...) И,конечно же,побывал в двух знаменитых музеях...В одном (музее чертей) из чистого "детского" любопытства...) А вот к М.Чюрлёнису шёл осознанно...) Спасибо за замечательный пост и ...за мои юношеские воспоминания...)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 22 Сентября 2013 г. 16:59ссылка
Какое совпадение! И я в этих двух музеях побывала в свои 40 лет! И от посещения музея Чюрлёниса остались незабываемые впечатления - экскурсовод-мужчина очень любовно о нём рассказывал!
Перейти к дневнику

Воскресенье, 22 Сентября 2013 г. 17:17ссылка
А я сразу отбился от группы и бродил сам по себе...В моё посещение звучала и музыка художника...У Вас тоже?
Перейти к дневнику

Воскресенье, 22 Сентября 2013 г. 17:34ссылка
И музыка была, всё очень дивно было, а группа вся была в магазинах! Это я одна по музеям ходила и пристроилась к понравившемуся знатоку творчества Чюрлёниса
Ylada   обратиться по имени Понедельник, 23 Сентября 2013 г. 18:12 (ссылка)
Томаовсянка, Спасибо! Я в Литве не была, хотя и жила в Риге. Мы с классом только в Таллин съездили. Чюрлёнис - это уже студенческое впечатление. У нас был замечательный куратор - он нам и слайды показывал, и музыку ставил, сам читал стихи. Однажды в колхоз привез фильм "Ночи Кабирии", тащил кинопроектор на своем горбатом "Запорожце"...это в 70-е годы.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 23 Сентября 2013 г. 21:55ссылка
Да, и я была куратором! В Ульяновск к Ленину ездила с передовой группой. Конечно вам повезло с куратором! В большинстве случаев это была фикция
Перейти к дневнику

Вторник, 24 Сентября 2013 г. 17:00ссылка
Верно! Очень повезло! Это был такой жизнерадостный азартный (жил азартно)человек. Мы с ним и на яхте в море выходили, был такой многодневный поход на о.Березань.
Svetlana-k   обратиться по имени Среда, 25 Сентября 2013 г. 00:47 (ссылка)
К сожалению, Чюрлениса больше знаю как композитора...
С удовольствием просмотрела все видио. Получила удовольтвие.
Спасибо, Тамара!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 25 Сентября 2013 г. 22:00ссылка
Так как у Чюрлёниса и музыка, и живопись рождались одновременно, то я лучше воспринимаю видео, в которых показывают его живопись в сопровождении его музыки
Перейти к дневнику

Четверг, 26 Сентября 2013 г. 01:49ссылка
Музыка Чюрлениса воспринимается, действительно, сложно. Безусловно видео помогает...
Феникс_94   обратиться по имени Пятница, 27 Сентября 2013 г. 03:07 (ссылка)
Как я тебе благодарна,дорогая Томочка..Это и моя юность..И можно сказать,что с тех пор я стала воспринимать музыку и стихи по-новому..
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 28 Сентября 2013 г. 21:50ссылка
Спасибо тебе, Алечка, за сопереживание! Я уже несколько сообщений подобрала по Чюрлёнису, но нет ещё такого, которое мне бы понравилось
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку