-–убрики

 -÷итатник

’ристос и ѕилат в живописи - (0)

—уд и поругание. Ѕрюллов  арл ѕавлович. √олова ’риста в терновом венце. 1849 » отвели ≈го...

Ќиколай »ванович  ульбин - военный врач, художник авангарда - (0)

ƒќ “ќ–-ј¬јЌ√ј–ƒ»—“ Ќ» ќЋј… »¬јЌќ¬»„  ”Ћ№Ѕ»Ќ (1868-1917) ѕасха у футуристов в мастерской художн...

¬олков ≈фим ≈фимович (1844 -1920) - (0)

«абытые имена.’удожник  ¬олков ≈.≈.   ¬ќЋ ќ¬  ≈‘»ћ ≈‘»ћќ¬»„ ...

ћихаил ѕетрович ÷ыбасов (1904-1967) - (0)

Ђћј—“≈–ј јЌјЋ»“»„≈— ќ√ќ »— ”——“¬јї ћ»’ј»Ћ ÷џЅј—ќ¬ ћ.ѕ. ÷ыбасов (1904-1967) ÷веты ¬остока (ѕорт...

¬ан √ог. јукционы - (0)

 артину ¬ан √ога продадут во ‘ранции впервые за 20 лет. ∆енщины в дюнах за починкой с...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 51432

ћари€ ћариусовна ѕетипа (1857Ч1930) - русска€ балерина

—уббота, 07 —ент€бр€ 2013 г. 17:19 + в цитатник

ћари€ ѕетипа. ’удожник  онстантин ћаковский

  ћари€ ѕетипа родилась в семье знаменитых танцовщиков императорской труппы ћарии —ергеевны —уровщиковой-ѕетипа («вЄзды русскиго балета 60-х XIX века ћари€ —уровщикова и ћарфа ћуравьЄва) и прославленного балетмейстера ћариуса »вановича ѕетипа. ќна была крещена в православие в —в€то-“роицкой церкви, но, как дочь француза, считалась подданной ‘ранции. ѕосле достижени€ совершеннолети€ в 1877 году ћари€ ћариусовна была приведена к подданству –оссии.   



  ћари€ ѕетипа официально не заканчивала театрального училища, родители занимались с ней дома, причем очень успешно. ѕозже она брала уроки у »огансона. ¬ 1875  поступила в ѕетербургскую балетную труппу императорского театра, возглавл€л€емую еЄ отцом. 12 €нвар€  1875 года семнадцатилетн€€ балерина дебютировала в бенефисе √ерота в главной партии балета на музыку ѕуни «√олуба€ георгина», поставленного еЄ отцом в 1860 дл€ —уровщиковой. ∆ена ѕетипа —авицка€, дочь знаменитого драматического артиста ‘айл:MMP.jpgЋеонидова, присутствующа€ на премьере, вспоминала: « ак только ћари€ по€вилась на сцене, ее красота вызвала общий взрыв восхищени€ в зрительном зале». Ѕенуа оставил воспоминани€ о великолепной внешности и особом шарме и женственности ћарии ћариусовны, назвав еЄ «неоспоримо самой красивой из всех тогдашних танцовщиц, заведомой пожирательницей сердец».

 ћари€ ѕетипа ещЄ не раз танцевала в балетах своего отца, а некоторые партии он создавал специально дл€ неЄ.

  Ќачав карьеру как солистка классического танца, ћари€ ѕетипа вскоре перешла на амплуа характерной танцовщицы, зан€в в нем на долгие 30 лет ведущее положение в труппе и выступа€ порой по 100 раз в сезон.   
 ритика отмечала, что она не была сильна в классических исполнени€х, но в характерных танцах у неЄ не было соперниц.

  «—частлива€ „сценическа€ судьба“, прекрасна€ фигура, поддержка знаменитого отца сделали еЄ незаменимою исполнительницей характерных танцев, перворазр€дною балериной, разнообразной в своЄм репертуаре. [….] всегда очаровательна€, темпераментна€, красочна€», — писал о ней  ћихаил ¬асильевич Ѕорисоглебский.  »звестны слова ‘окина: «ћари€ ѕетипа считалась несравненной исполнительницей характерных танцев». ’р‘айл:MMPetSiren.jpgоникер русского балета ѕлещеев писал: «ћари€ ћарисовна бесспорно достойна€ представительница талантливого семейства ѕетипа, громкое им€ которого уцелеет навсегда в летопис€х хореографии. ѕо€вление ћ.ћ. на сцене, по крайней мере на мен€, действует всегда оживл€юще; она вносит в характерные танцы жизнь, веселость, картинность и красоту. ¬ ее исполнении чувствуетс€ вдохновение, особенный широкий полет, увлекающий залу. “ехнические недостатки и неточности артистка искупает сказанными достоинствами и замечательным из€ществом, ловкостью и быстротой». — другой стороны, Ѕенуа еще подростком восхищавшийс€ ее внешностью считал ћарию ѕетипа «плохой танцовщицей». “ого же мнени€ придерживалс€ и ƒ€гилев.

ћари€ ѕетипа в роли ‘еи —ирени (балет «—п€ща€ красавица»), 1890


  ѕри всЄм том ћари€ ћариусовна оказалась одной из самых попул€рных танцовщиц своего времени. ’удеков пишет о том, что среди балетных артисток ћари€ ѕетипа оставила после себ€ самое большое количество фотографий.


‘айл:Marie Petipa Pavel Gerdt.JPG

ћари€ ѕетипа и ѕавел √ердт в балете «¬ремена года» композитора √лазунова, балетмейстер ћариус ѕетипа (единственное представление в феврале 1900).

—ергей ’удеков определ€л ее сценическую работу ћарии ћариусовны такими словами: «ќна танцевала больше руками и преимущественно стрел€ла глазами. ¬есЄла€ по природе, красива€ артистка с посто€нно при€тною и симпатичною улыбкою была всегда очень оживлена и энергична на сцене».


ћари€ ѕетипа в балете ««аколдованный лес» ƒриго, 1887

  ћари€ прославилась исполнением народных танцев: бедуинский танец (««орай€», 1881, перва€ исполнительница, хореограф ћариус ѕетипа), венгерский чардаш и мазурка (« опели€», перва€ исполнительница, постановка ћариуса ѕетипа, 1884), панадерос и мазурка («–аймонда», 1898), италь€нский («Ќа€да и рыбак» ѕуни), танцевальные сцены в опере «∆изнь за цар€», лезгинка в опере «–услан и Ћюдмила» —  публика посто€нно вызывала еЄ на бис исполн€ть лезгинку, болеро («¬олшебные пилюли», 1886), танец трубадуров (балет «”ченики ƒюпре»/«ѕриказ корол€», 1886), пл€ска горцев («“алисман», 1889), мазурка (««олушка», 1893), венгерский танец («Ћебединое озеро», 1895), малороссийска€ пл€ска (« онЄк-√орбунок»), индусский танец («Ѕа€дерка»). » это — не всЄ.

 ритик —ветлов, восхища€сь и поража€сь количеству исполненных ћарией ѕетипа народных танцев, назвал еЄ «бесподобной интерпретаторшей» «целой этнографии»  и отмечал еЄ умение создать атмосферу и психологию той народности, танец которой она исполн€ла.
‘айл:MPet&SLegat0 89490 e85adeaa XL.jpg  –едкий вечер ћари€ ћариусовна не по€вл€лась на сцене — посто€нно зан€та€ в небольших парти€х-дивертисментах опер, балетов, исполнив, порой, один номер, она срочно мчалась в другой театр на представление с еЄ участием.
ќна неоднократно гастролировала в ≈вропе, в 1897, 1903, 1904 годах выступала в  ѕариже, в 1899, 1901 — в Ѕудапеште; танцевала на сценах Ћондона, Ѕерлина. » всегда еЄ выступлени€ проходили с большим успехом. ≈е гастроли во ‘ранции произвели такой успех, что в парижском ≈лисейском дворце французское правительство присвоило ей звание Officier Academie (офицер јкадемии) и подарило положенную в таких случа€х пальмовую ветвь.

ћари€ ѕетипа и —ергей Ћегат. 1898 год.

    ¬ феврале 1901 года танцовщица отпраздновала двадцатип€тилетний юбилей творческой де€тельности; ƒирекци€ императорских театров отметила еЄ работу присуждением звани€ заслуженной артистки императорских театров. Ќа событие откликнулась вс€ театральна€ пресса. ј театральный журналист ¬лас ƒорошевич окрестил балерину «Ѕогиней радости и весель€».

‘айл:MMP&SGL.jpgћари€ ѕетипа — »забелла и —ергей Ћегат — ƒамис. "»спытание ƒамиса" , хореографи€ ѕетипа

  ќ личной жизни балерины известно немного. ’от€ молвы по этому поводу было предостаточно. ’одили слухи о еЄ св€зи с сыном петербургского градоначальника “репова, говорили и о многих других ее любовных победах — така€ красавица не могла не привлечь мужского внимани€.

  ћари€ ћариусовна состо€ла в гражданском браке с известным балетным артистом —ергеем Ћегатом (семь€ Ћегатов дала целую династию танцовщиков), покончившим с собой в возрасте 29 лет (1875—1905). ќн же стал еЄ посто€нным партнЄром. Ќо эта семейна€ идилли€ относилась к ее более поздним годам, она была намного старше своего мужа.
  —уществует также выписка из парижского —в€то-јлександро-Ќевского собора о венчании французского гражданина ѕавла ∆ингара 30 лет римско-католического вероисповедани€ с «заслуженной артисткой »мператорских театров ћарией ћариусовной ѕетипа 49 лет православного вероисповедани€» (по возрасту можно сделать вывод, что сам документ датировалс€ 1906 годом, то есть через год после смерти —ерге€ Ћегата). ќднако никаких более упоминаний и воспоминаний о наличии этой семьи неизвест‘айл:MPetipa legat.jpgно.


ћари€ ѕетипа и —ергей Ћегат. ‘ото с открытки начала ’’ века


¬ императорской труппе ћари€ ѕетипа проработала до 1907 года, уволившись через полтора года после трагической смерти —ерге€ Ћегата, награжденна€ двум€ золотыми медал€ми за долголетнюю усердную службу. ќкончив сценическую де€тельность в 1907, она еще до 1912 года врем€ от времени выступала в концертах в ћариинском и частных театрах.

  ќкт€брьский переворот застал ћарию ћариусовну почтенной 60-летней вполне обеспеченной дамой: у неЄ был собственный дом, императорска€ пенси€ в 1140 рублей в год и ежегодное пособие в 860 рублей. Ќо дом оказалс€ национализирован, а с 1919 года прекратилась выплата пенсии. ¬ одночасье оказавшись без средств к существованию, начинать работу заново она уже не могла по возрасту.  акое-то врем€ после 1917 ћари€ ѕетипа работала в »нституте музыкального просвещени€, но вскоре в св€зи с общей разрухой и эта работа закончилась.   ак она прожила эти годы — неизвестно. ¬ самом конце 1924 она обратилась за помощью в ƒирекцию государственных (бывших императорских) театров с просьбой о назначении ей пенсии. ƒирекци€ поддержала еЄ просьбу, приписав ходатайство о предоставлении ћарии ћариусовне ѕетипа персональной пенсии за 32 года работы на сцене, и 29 декабр€ 1924 года отправила документы в ћоскву. Ќо нова€ страна в это врем€ строила великое будущее и всеобщее счастье, и наркомам все недосуг было обратить внимание на стариков и старух — представителей прошлого т€желого наследи€. „ерез год, 16 €нвар€ 1926, стара€ балерина повторила просьбу. ≈сть сведени€, что в 1926 она уехала во ‘ранцию, причЄм перевела туда огромную пенсию, дарованную ей от советским правительством. Ќо в июньском номере журнала «∆изнь искусства» за 1927 год опубликована заметка: «¬виду отказа центральной комиссии по персональным пенси€м в выдаче персональной пенсии «аслуженной артистке Ћен. √ос. јкадемических театров, бывшей артистке балета ѕетипа, Ќаркомпрос счел необходимым обратитьс€ с соответствующим ходатайством в —овнарком». «начит, в это врем€ она ещЄ жила в Ћенинграде и мыкалась в ожидании помощи. ј эмигрировала, скорее всего, в 1928 году.

  ћари€ ѕетипаѕо свидетельству другого эмигранта, критика —ветлова, мужа балерины ¬еры “рефиловой, ћари€ ћариусовна жила в ѕариже одиноко, очень тихо и скромно. ≈Є им€ в иммигрантской прессе не встречаетс€, хот€ русска€ эмиграци€ жила в ѕариже весьма активно и оказала немалое вли€ние на культуру ѕарижа, особенно на развитие балета. –усскую прессу в ѕариже всколыхнула лишь еЄ смерть 16 €нвар€ 1930: тут же посыпались воспоминани€ о еЄ сценической де€тельности, а некрологи о еЄ смерти дали русские газеты ѕарижа, Ќью-…орка, Ўанха€, Ѕерлина, –иги — везде, где обосновались крупные русские диаспоры.

  ќтпевание проходило в парижском —в€то-јлександро-Ќевском соборе. ћари€ ћариусовна ѕетипа была похоронена на кладбище ѕатэн в предместье ѕарижа.  онцесси€ на место была вз€та на п€ть лет. „ерез п€ть лет место на кладбище нужно было освободить, прах русской балерины был перенесЄн в общую могилу.
»сточник: cyclowiki.orgwiki/ћари€_ћариусовна_ѕетипа

ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 6 пользовател€м



Ўмелева_—ветлана   обратитьс€ по имени —уббота, 07 —ент€бр€ 2013 г. 17:44 (ссылка)
благо дарю !!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 07 —ент€бр€ 2013 г. 22:52ссылка
ѕожалуйста, —ветлана! ѕобольше тебе радостных дней!
nadia_obo   обратитьс€ по имени —уббота, 07 —ент€бр€ 2013 г. 18:45 (ссылка)
“омочка, вот дела-то.  ак интересно. ј ведь про наши времена кто-то тоже будет с интересом читать в будущем.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 07 —ент€бр€ 2013 г. 22:51ссылка
ѕо крайней мере в сфере балета наше врем€, Ќадюша, не подкачало! ’орошие мысли в твоей умной голове ворочаютс€!
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 08 —ент€бр€ 2013 г. 10:25ссылка
“амара, скажешь тоже... ¬ голове у мен€ одни опилки, да, да, да! Ѕалет у нас славный. ѕотомкам будет о чем почитать. Ќо ведь, главное, они не только смогут прочитать, но и посмотреть!!! ¬от ведь чего самое главное. ј мы вот только представить слегка можем, как это было. ћне кажетс€, раньше как-то неуклюже танцевали, не было такого из€щества, как сейчас, а так - как знать? ћожет и наоборот. ћожет сейчас все упростилось до ... того, что мы видим. ћоже“, это хуже, чем было?
ќльга¬лади   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 08 —ент€бр€ 2013 г. 02:30 (ссылка)
“омаовс€нка, —пасибо “амара за труд. Ѕуду читать у себ€.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 08 —ент€бр€ 2013 г. 19:50ссылка
—пасибо, ќл€, за признание моего радостного труда!
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 09 —ент€бр€ 2013 г. 01:28ссылка
"”дачной шуткой считаетс€ та, после которой вас не догнали..."
¬сего вам доброго, здоровь€, удачи

75889396_281 (300x300, 153Kb)
Svetlana-k   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 09 —ент€бр€ 2013 г. 16:33 (ссылка)
»Ќтересный рассказ о дочери ѕетипа!
∆аль, что ћари€ не пригодилась а новой –оссии...
—пасибо, “амара, за мое развитие!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку