-÷итатник

–оберт Ённинг Ѕелл (1863-1933). - (0)

’”ƒќ∆Ќ»  –ќЅ≈–“ ЁЌЌ»Ќ√ Ѕ≈ЋЋ / ROBERT ANNING BELL (1863-1933) - ѕќ—Ћ≈ƒЌ»… Ќј—Ћ≈ƒЌ»  ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ќ¬ ...

ј что мне нужно? ћожет, просто быть... - (0)

"...€ бы пришла на эту «емлю снова." ¬ашему вниманию несколько стихотворений, светлых и лир...

ƒжеймс —метэм (1821-1889) - (0)

’”ƒќ∆Ќ»  ƒ∆≈…ћ— —ћ≈“Ёћ / JAMES SMETHAM - ≈ў≈ ќƒ»Ќ ѕќ—Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№ ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ќ¬ ƒжеймс —метэм (18...

Ћетние травы - (0)

¬.ƒ. ѕоленов. Ћопухи. 1870 ћежду коль€ми забора серого —олнце длинные лу...

«емл€ псковска€ - (0)

  ѕожалуй, за пределами российских столиц трудно найти...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей: 8538
 омментариев: 31665
Ќаписано: 52299


јлександр  ушнер об »ннокентии јнненском

¬торник, 03 —ент€бр€ 2013 г. 15:33 + в цитатник

   

јлексей ¬арламов.  расный шут. Ѕиографическое повествоание об јлексее “олстом   Ётот поэт, при жизни почти никому не известный (“» славы ждал, и славы не дождалс€…” — сказала о нЄм јхматова), умерший 13 декабр€ 1909 года, от сердечного приступа на петербургском вокзале, сегодн€ дл€ тех, кто любит и знает стихи, стал одним из лучших поэтов XX века, и €, например, люблю его не меньше, чем Ѕлока, ѕастернака, ћандельштама… ј те, кто при его жизни был знаменит — ¬€чеслав »ванов, Ѕрюсов, Ѕальмонт, ћережковский, ‘Єдор —ологуб — отошли на второй план. ѕочему? 

 ѕотому, что все они были маги и жрецы, андрогины и мистагоги, демоны, рыцари и паладины, и лишь он один оставалс€ человеком. 

  ѕотому что читать стихи из жизни всех этих экзотических существ примерно то же самое, что читать лирическую исповедь орла или крокодила. 
  ѕотому что, б
удучи человеком, страда€ от одиночества, он замечал людей, живущих р€дом, в том числе самых заброшенных, последних, никому не нужных, вроде деревенского дурачка, бредущего ночью по зимней дороге босиком: “Ѕыла не одинока / “еперь мо€ душа...” 

   ѕотому что в сознании этого знатока античности, переводчика ≈врипида и новейшей французской поэзии, как ни странно, жил подлинный демократизм. 

  » если в Ќекрасове или “олстом этот демократизм был одной из несущих конструкций их идеологии, то здесь он не выпирал, оставалс€ частным, никак не подчЄркнутым и не набранным жирным шрифтом, скромным и глубоким чувством. 
   ѕотому что “сердцу обида куклы / ќбиды своей жалчей”. Ёта кукла, которую на потеху туристам чухонец за деньги бросал в водопад, в другом стихотворении превращаетс€ у него в старых эстонок, несчастных матерей казнЄнных в 1905 году эстонских революционеров: “¬ы молчите, печальные куклы, / —ыновей ваших... € ж не казнил их...” 

    ѕотому что, говор€ о себе, говорил о нас, его будущих читател€х.  акое мне дело до Ѕальмонта, воспевавшего свою уникальность: “ѕоЄт пчела. / ћо€ душа богата. / ћы говорим на разных €зыках”.  «ачем мне Ѕрюсов, самоупоЄнный и самодостаточный: “» € упьюсь последним счастием: быть без людей, быть одному!” 
   ѕередо мной альманах «  новым дал€м (современна€ лирика)» (—анкт-ѕетербург, 1909). ѕриведЄнные только что строки Ѕальмонта и Ѕрюсова выужены из него. Ѕлок, —ологуб, √ородецкий, ј. Ѕелый, ћережковский, «. √иппиус, ћ. Ћохвицка€, Allegro, даже  —. ћаковский,  –ославлев,  √. √алина,  ќ. „юмина...  Ќет  только  јнненского.     ¬ 1909 году, последнем году его жизни, он оставалс€ абсолютно неизвестен читател€м, издател€м, составител€м антологий. 
              …”ничтожитьс€, канув  ¬ этот омут безликий,  ѕр€мо в одурь диванов,       ¬ полосатые тики! 
  “о же многие из нас могли бы сказать о себе — чувство усталости, обиды, отвращени€ к жизни знакомо каждому. » каждый знает “тоску вокзала”. 
    Ќичего похожего ни у одного из авторов альманаха нет.  ƒаже Ѕлок беспредметен: “» так же вечен € и мирен, /  ак был давно, в годину сна. / » т€жким золотом кумирен / ћо€ душа убелена!” Ѕезусловно, составитель мог бы найти у Ѕлока что-нибудь более живое и конкретное, но в том-то и дело, что такова обща€ установка, расхожие представлени€ о “современной лирике” в 1909
  ¬ообще говор€, стихи дел€тс€ на те, которые мы, читающие их, прикладываем к своему сердцу, произносим от своего имени, и те, что поэт »кс или »грек написал исключительно о себе и дл€ себ€. 
   ¬прочем, может быть, € ошибаюсь. ћожет быть, стихи о душе, убелЄнной “золотом кумирен”, читатель в 1909 произносил как нечто ему необходимое и сокровенное. 

јлександр  ушнер, 25 июн 2013 - 25 июн€ 2013 - ‘оторепортаж ѕолит.ѕро

јлександр —емЄнович  ушнер   

“огда попробую зайти с другой стороны. 

  ѕотому что с ним в нашу поэзию вошла нова€ поэтическа€ интонаци€, вытащенна€ им не из условно-поэтической — из живой разговорной речи. “≈сть ли что-нибудь нудней, / „ем недвижна€ точка...”, “Ќе часы ж, не умеем мы тикать...”, “ƒа и при чЄм бы здесь недоумень€ были...”, “≈щЄ чего у нас законопатить нет ли?..”, “ƒо завтра, — говорю тебе, — / —егодн€ мы с тобою квиты...” …«наю, как читаютс€ такие перечислени€, — нехот€; или галопом, второп€х. ¬сЄ уже €сно... сколько можно... пон€тно и так! Ќо что же делать, если ласточка гнездитс€ именно в таких, с виду незаметных, вылепленных ею под карнизом гнЄздах, и любому общему разговору о ней не лучше ли предпочесть конкретный жест: вот тут, подойди ближе, рассмотри. јнненский бы мен€ пон€л: в статье «ќ современном лиризме» он выписывает стихи, строфу за строфой, и разговор его о поэзии похож на комментированное чтение, недаром всЄ-таки он был учителем. ј потом и директором гимназии. ≈го сын вспоминал, что отец на уроках сопровождал чтение древнегреческих авторов одновременным их толкованием. 

   “ќ нет! Ѕез твоих превращений, / ¬ одно что-нибудь застывай!..” ≈щЄ раз прочтЄм эту фразу — к кому обращаетс€ автор? Ќеужели к дождевой майской туче? ј кажетс€, что с раздражением и усталостью — к близкому человеку. “ј ты что сберегла от голубых огней, / » золотистых кос, и розовых улыбок?” — вот это уже и впр€мь адресовано женщине. 
   ќн написал так мало и от всего ’’ века захватил лишь дев€ть лет, но если € называю его самым дорогим дл€ мен€ поэтом в уход€щем веке, то именно по этой причине: в его интонаци€х живЄт человеческа€ душа так, как будто она и впр€мь обманула смерть, обрела загробное существование. 
  “÷икада жадна€ часов, / «ачем твой бег мен€ торопит?..” — о часах, “—очинил ли нас царский указ, / ѕотопить ли нас шведы забыли?..” — о ѕетербурге. 
  »дЄшь, опустив голову, хмурым дождливым днЄм, недоволен собой, ни на что хорошее не рассчитыва€, — и вдруг, как избавление от тоски и подавленности, приходит на пам€ть анненский мотив:

я хотел бы любить облака 
Ќа заре... Ќо мне горек их дым: 
“ак невол€ тогда мне т€жка, 
“ак € помню, что был молодым... 

  Ќи с кем его не спутаешь... ћеньше всего его стихи похожи на гладкую, последовательную поэтическую речь. —бивчивость, интонационные перебои, срывы, всплески — вот что характерно дл€ них. Ќе только предшественники јнненского, но даже те, кто “брал у него уроки” и воспроизводил это волнение в своих стихах, эти перебои и паузы, всЄ-таки необычайно спокойны и равномерны в сравнении с ним. ƒаже стихотворение јхматовой, положенное р€дом со стихами јнненского, производит впечатление сравнительно спокойной интонационной поверхности. ” стихов јнненского учащЄнный пульс. 

  „еловек јнненского так же, как чеховский герой, не знает окончательных ответов — и не может удовлетворитьс€ теми, что дают религи€, философи€, политические, идеологические догмы. “¬ работе ль там не без прорух, / »ль в механизме есть подвох...” 
  ¬место неколебимой, твЄрдокаменной убеждЄнности или тупого безразличи€ — сомнение, неуверенность в себе и мироустройстве, недоумение, “недоумела€ тоска”, только не мрачна€, не романтическа€, а стесн€юща€с€ себ€, — поэтому даже “всегда весЄла€”. 
  ј между тем сколько у нас поэтов, стро€щих поэтическую речь как сплошное повествование и констатацию факта! ¬ лучшем случае — пользующихс€ затвержЄнной, одной и той же, более или менее одической, восклицательной интонацией. ќни так уверены во всЄм, что никогда ни о чЄм не спрашивают ни себ€, ни другого. ¬опросительна€ интонаци€ им неведома. 
  “ѕолюбил бы € зиму, / ƒа обуза т€жка. / ќт неЄ даже дыму / Ќе уйти в облака…” “акие компактные, сжатые, как часова€ пружина, речевые конструкции в коротких стихотворных размерах необычайно характерны дл€ јнненского — без видимых усилий, шут€, мимоходом он демонстрирует высший пилотаж; поэты знают, что такие вещи даютс€ только вдохновением — пресловутое “мастерство” здесь ни при чЄм. ≈сли это и сделано, то на одном дыхании. ќбновление стиха в коротких размерах — самое трудное и захватывающее зан€тие! Ќасколько же така€ скрыта€, подспудна€, “ползуча€” революци€ интересней лежащей на поверхности, дл€ всех очевидной ломки традиционных форм. “÷епл€€сь за гвоздочки, / ¬есь из бессв€зных фраз, / Ќапрасно ищет точки / “омительный рассказ...” „то может сравнитьс€ с этим? “олько его же замедленна€, обольстительно-гибка€ фраза, похожа€ на музыкальную мелодию:

ѕережиты ли т€жкие проводы, 
»ль в глаза мне гл€д€т, неизбежные, 
 ак тогда вы мне кажетесь молоды, 
ќблака, мои лебеди нежные!.. 

  ѕотому что его поэзи€ предметна, потому что его вещи сцеплены с человеческой душой. ѕредметность эта символистична: будильник или карточный стол с его зелЄным сукном дл€ него то же, что дл€ ортодоксальных символистов — зори и закаты. 

  ќб этом писала Ћиди€ √инзбург в главе «¬ещный мир» (книга «ќ лирике»), € же попробую взгл€нуть на “вещи” под другим углом зрени€. 
  “Ѕудильник”, “смычок и струны”, “белый гл€нец фарфора с ободочком по краю”, “полосатые тики” вагона первого класса, “рокот фортепь€нный”, пластинка дл€ граммофона, “вечно открыта€ сумочка без замка”, “чЄрные наплечь€” на женском платье, посыльный, несущий орхидеи, “дыша в башлык обледенелый”... » даже “по первому классу бюро” (похоронное) с его обдуманными и страшными атрибутами — лучше они, чем распредмеченный лагерный ад и обща€ могила-свалка на  олыме. Ћучше “буржуазный привкус красоты”, за который јнненский хвалил стихи учившегос€ в его гимназии Ќикола€ √умилЄва, чем витийство и беспредметность, дионисийство и соборность, имеющие тенденцию, вопреки желани€м мечтателей, переходить в нюрнбергские факельные шестви€ и коллективизм открытых и закрытых собраний... 
  ѕотому что он проложил дорогу ћандельштаму (“∆Єлтый пар петербургской зимы, / ∆Єлтый снег, облипающий плиты...”), јхматовой (“ѕобудем молча, без улыбок...”, ““ы одна со мной, подруга-осень...”), ѕастернаку (“» лежу € околдован, / –азве тем и виноват, / „то на белый циферблат / ѕышный розан намалЄван...”), даже ’лебникову (“ƒидо Ћадо, ƒидо Ћадо, / Ћиду диду ладили, / ƒида Ћиде ладили...”), √еоргию »ванову (“Ќо был бы мой свободный дух — / “еперь не дух, € был бы бог... /  огда б не пиль да не тубо / ƒа не тю-тю после бо-бо!..”). 
   ѕотому что обновление поэтической речи он проводил исподволь, “втихомолку” — и на всех уровн€х.  ак хороша его рифма! ќсобое еЄ из€щество определ€етс€ тем, что она точна и в то же врем€ сопр€гает разные грамматические формы, разные части речи: сужен — жемчужин, поблЄк — холодок, дес€ть — завесить, свечений — св€щенней, тубероз — прирос, зажим — чужим, хмеле€ — алме€ — и все эти примеры вз€ты из одного стихотворени€. 
   

  ѕотому что замечательно разнообразный его словарь включает слова самого последнего “призыва”: “ѕо блЄклости панно и забытью фонтана...”, “» с анкилозами на пальцах две руки...”, “»ль фальши нет в эмфазе слов?..”, “Ћюблю сквозь первые симптомы / “еб€ угадывать, гроза...”. Ќу можно ли украдкой, под шумок, провести в стихи такое слово — как иностранца на режимное предпри€тие? ќказываетс€, можно. » “симптомы” оживл€ют стихи куда сильней, чем “жемчуга” и “метели”. 
   ѕотому что всЄ это соедин€етс€ у јнненского с той сердечностью, м€гкостью, искренностью, котора€ не даЄтс€ холодным виртуозам и делает их стихи бумажными цветами. 
  Ѕольшое искусство не стесн€етс€ простых чувств. “я люблю, когда в доме есть дети / » когда по ночам они плачут...”  ак это замечательно сказано! » как ужасна поэтическа€ реплика ћа€ковского на эти стихи, вызванна€ то ли завистью к ним, то ли желанием во что бы то ни стало произвести впечатление: “я люблю смотреть, как умирают дети…” ƒет€м јнненский уподобл€ет и самое дорогое дл€ себ€ — свои стихи: “Ќо € люблю стихи — и чувства нет св€тей: / “ак любит только мать и лишь больных детей...” 
  Ќе избегает больша€ поэзи€ и банальных вещей, неприемлемых дл€ сноба: ““ак иногда в банально-пестрой зале, / √де вальс звенит, волну€ и мол€...”, — а ведь это одно из самых пронзительных стихотворений јнненского, и, может быть, мы так пронзены им (“ќставь мен€, мне ложе стелет —кука. / «ачем мне рай, которым грез€т все?..”) потому, что самые печальные вещи сказаны в нЄм на таком тривиальном фоне. 
  Ѕольшое искусство умеет, остава€сь глубоким, быть доступным. 

ћне надо дымных туч с померкшей высоты, 
 ружень€ дымных туч, в которых нет былого, 
ѕолузакрытых глаз и музыки мечты. 
» музыки мечты, ещЄ не знавшей слова... 

  Ќу чем не романс... почти романс, — уточним мы, потому что в романсе никогда не будет таких подробностей: “ћне нужен талый снег под желтизной огн€, / —квозь потное стекло свет€щего устало...” — и таких искусных подхватов: “» чтобы пр€дь волос так близко от мен€, / “ак близко от мен€, развившись, трепетала...” 
  ѕотому что “самое страшное и властное слово, то есть самое загадочное — может быть именно слово будничное”, — писал он в письме ћаксимилиану ¬олошину. “—кормить помыкань€м и злобам / » сердце, и силы дотла. — / „тоб дочь за глазетовым гробом, / √орбата€, с зонтиком шла”
  ћнение об јнненском как о рафинированном, закрытом, герметичном поэте ложно, основано на недоразумении или непонимании его поэзии и его представлений о поэзии. 

Ќе глубиною манит стих, 
ќн лишь как ребус непон€тен... —
 

сказано им в осуждение “современного лиризма”. Ѕлок — вот кого јнненский любил и о ком писал в статье «ќ современном лиризме» без вс€ких оговорок: “„емпион наших молодых, — несомненно, јлександр Ѕлок. Ёто, в полном смысле слова и без малейшей иронии, — краса подрастающей поэзии, что краса! — еЄ очарование”

  ¬ дневнике 1912 года (18 июн€) Ѕлок записывает: “¬чера бесконечно бродил в ≈катерингофе, потом плЄлс€ по Ћетнему саду измождЄнный и вдруг почувствовал, как глаза заблестели и затуманились от этих слов...”, после чего следуют три строфы из стихотворени€ јнненского «ƒальние руки». 

   ƒва поэта остались у нас от первого дес€тилети€ уход€щего века — јнненский и Ѕлок. ј между тем судьба, скрыта€ от глаз, нечто такое предвидела заранее, потому что в 1876 году јнненский, студент ѕетербургского университета, жил со своими родител€ми в доме на углу ќфицерской улицы и набережной реки ѕр€жки, в том самом доме, где потом дев€ть лет до самой смерти жил Ѕлок. » не только в том же доме, но и в той же квартире! »менно в эту квартиру на втором этаже, где жила его мать, переселилс€ Ѕлок в последний год своей жизни (до “уплотнени€” он жил на четвЄртом этаже) и умер в ней. 
  —колько раз они смотрели в одни и те же окна на окраинный, угрюмый, почти потусторонний пейзаж с полумЄртвой рекой, сколько раз их руки касались одних и тех же дверных ручек... 
  Ќе поговорить ли нам о “личной жизни” јнненского? Ќо вот личной жизни јнненского € как раз и не хочу касатьс€. Ќе хочу потому, что он бы этого не хотел. ≈го семейна€ драма была спр€тана от посторонних глаз. ќна, впрочем, достаточно подробно освещена в литературе об јнненском, прежде всего — в книге ј. ¬. ‘Єдорова «»ннокентий јнненский». ј тем, кто јнненского не читал и не знает, лучше ею и не интересоватьс€: у нас давно уже стихам предпочитают поэтические биографии, — что из этого получаетс€, мы с горечью можем наблюдать на печальном примере и ѕушкина, и ÷ветаевой, и ћа€ковского, и других жертв жадного любопытства. 
   ќн был застЄгнут в жизни на все пуговицы. ƒостаточно посмотреть на его фотографии, чтобы пон€ть это: и на ту, где он, в учительском сюртуке, белом низком воротничке и, кажетс€, галстуке (вр€д ли это бант) похож на молодого „ехова, и на более известную, 1909 года, — во фраке, пластроне, с тЄмным, видимо, шЄлковым (или бархатным) бантом. 
  ј ведь он мог бы дожить и до 1917-го, в котором ему было бы шестьдес€т два года.  акие стихи были бы написаны за эти восемь лет! Ќо дальше... —трашно представить јнненского, живущего в коммунальной квартире, сто€щего в очереди за мукой... 
  ≈го коллега по гимназии ј. ј. ћухин и жена ћухина — ≈катерина ћаксимовна, во врем€ своих летних путешествий писавша€ јнненскому то из ‘лоренции, то с Ѕосфора, — вкусили сполна все радости советской жизни, дожили до 1941 года и умерли в первую блокадную зиму... 
  “¬ы несчастны, если вам / Ќепон€тен детский лепет...” Ёти прелестные строки — из его стихотворени€ «ƒети», стихотворени€, надо признать, неровного, с провалами, св€занными с общим дл€ того времени прогрессивным прекраснодушием: “Ќам — острог, но им — цветов... / —олнца, люди, нашим дет€м!” 
  ”вы, мы знаем, какое солнце светило в –оссии дет€м в ’’ веке, какое они увидели “небо в алмазах”. —ыну јнненского с семьЄй (женой и дочерью) пришлось нелегко. –аботал он в редакци€х ведомственных газет и умер в 1936 году. ≈го вдова и дочь (внучка јнненского) жили в ѕушкине и были угнаны немцами на «апад. “¬ернулись они на родину в 1945 году и поселились в «еленогорске, под Ћенинградом. »х обеих уже нет в живых”, — пишет исследователь творчества јнненского ј. ¬. ‘Єдоров в своей книге о нЄм, вышедшей в 1984 году.  то нам расскажет, чего они натерпелись и как им жилось! 
   ќбида — одно из его любимых слов. (“„то обида старости растЄт / Ќа шипах от муки поворота...”, “Ћюблю обиду в ней, еЄ ужасный нос...”, “„то сердцу обида куклы / ќбиды своей жалчей...” и т. д.) 
   “Ёто горе всЄ не горе”, — сказали бы ему потомки, доведись им увидеть его кабинет красного дерева с зелЄным сукном обивки, бюсты ≈врипида и —ократа на огромных книжных шкафах. 
   ƒа где же те весы, на которых можно взвесить страдани€ людей, живущих в разные времена? 
  ќбид было несколько. ѕоговорим лишь о тех, что св€заны с его литературными и служебными делами. 
  ≈му не повезло. ќн родилс€ в 1855 году — и больша€ часть его жизни пришлась на поэтическое безвременье — восьмидес€тые–дев€ностые годы.  онечно, ещЄ жил ‘ет, умерший в 1892 году, но «¬ечерние огни», выходившие в количестве 600–700 экземпл€ров, не раскупались, осмысление его поэзии и признание еЄ были отложены на вторую половину ’’ века. –усска€ проза затмила поэзию, да и кто из поэтов мог соперничать с “олстым, ƒостоевским, “ургеневым, Ћесковым, „еховым — не Ќадсон же, не јпухтин, не ‘руг... 
  ѕоэзи€ конца века так упала в читательском мнении и была так убога, что „ехов, шут€, ставил себе в заслугу, что “не писал стихов и доносов”. 
  јнненский, писавший стихи в ранней юности, затем, как он рассказывает в автобиографической заметке, “влюбилс€ в филологию и ничего не писал, кроме диссертаций”. Ћишь в начале нового века, в св€зи с общим поэтическим подъЄмом в стране, он “спохватываетс€” и возвращаетс€ к собственным стихам. «“ихие песни», его перва€ книга, выход€т в 1904 году, их автору сорок дев€ть лет. 
  ѕо-насто€щему сильно, смело, ошеломительно ново јнненский пишет лишь в последние п€ть лет своей жизни, а целый р€д лучших его стихов написан в 1909 году, накануне внезапной смерти: «Ѕудильник», «Ѕаллада», «ƒальние руки», «ѕрерывистые строки», «ћо€ “оска». 
   Ќикто не виноват в том, что больша€ часть его жизни пришлась на врем€, глухое к стихам и не нуждающеес€ в них. Ќаличи€ дара недостаточно — требуетс€ ещЄ, чтобы он был востребован временем. 
  ¬от почему поэты прилетают стайкой; вот почему на них бывает урожай, как на €блоки или черноплодную р€бину. 
  ј теперь подумаем о том, как он устал в 1909 году. Ётот год так круто изменил его судьбу: он оставил своЄ затворничество и вышел на литературную арену, познакомилс€ с ћаковским и ¬олошиным, прин€л самое де€тельное участие в создании нового журнала, встречалс€ с ¬€ч. »вановым, Ѕлоком,  узминым, √умилЄвым, √оловиным... выступал с докладами, писал огромную статью, читал лекции на ¬ысших женских курсах... ј сколько сил он потратил на переводы ≈врипида! ј больша€ подборка его стихов, котора€ должна была выйти во втором номере журнала «јполлон», была отложена редактором —. ћаковским — и јнненский так еЄ и не увидел. 
  » ещЄ.  то преподаЄт в школе, знает, кака€ это увлекательна€, но изнурительна€, изматывающа€ сердце работа, — что ж говорить об јнненском с его больным сердцем, проработавшим в гимназии всю жизнь, с 1879 года! ¬ первые дес€ть лет работы в гимназии его нагрузка доходила до 56 уроков в неделю! 
   ѕоследние четыре года он служил инспектором ѕетербургского учебного округа. ѕод некоторыми стихами этих лет сто€т пометки: ¬ологда, ¬ологодский поезд, “отьма, ѕочтовый тракт ¬ологда–“отьма. ≈здил он и в ¬еликие Ћуки, ѕсков, ¬еликий ”стюг… 
  —транный это был директор гимназии. ќтец Ќ. ѕунина сказал как-то сыну: “—транный у вас директор. ¬чера € с ним возвращалс€ из ѕетербурга. ѕодъезжаем к ÷арскому, а он вдруг говорит: «√ород в ожерелье огней...»” 
  » действительно, что это за директор гимназии, если он пишет стихи и страдает бессонницей? 
  »спытываешь жалость и сострадание к нему, вынужденному (заставл€вшему себ€?) писать, например, статьи «ѕоэзи€ я. ѕ. ѕолонского как педагогический материал», «ѕоэзи€ ј.  . “олстого как педагогический материал» дл€ журнала «¬оспитание и обучение» (1887). 
  Ѕудь то, что € пишу, телевизионным сценарием, здесь могли бы быть натурные съЄмки: ÷арскосельский парк, улицы ÷арского —ела, царскосельска€ гимнази€ — выт€нутое угловое казЄнное здание на берегу заросшего ракитником канала. ¬первые показал мне его поэт ¬севолод –ождественский, когда мы как-то, много лет назад, оказались с ним в ѕушкине и возвращались с выступлени€. ќн училс€ здесь, а его отец преподавал в гимназии «акон Ѕожий (сама фамили€ –ождественский — церковного происхождени€). 
 — ќднажды, — рассказал ¬. ј., — мой старший брат футбольным м€чом разбил окно в квартире јнненского. — Ќу и что было дальше? — спросил €. — ј ничего. Ќичего не было. 
  –ождественские жили в первом этаже, над ними помещалась квартира директора гимназии, на третьем этаже жила семь€ ещЄ одного преподавател€. ƒевочка с третьего этажа переписывалась с мальчиком с первого: письма спускались и поднимались на ниточке; как-то раз рука в мундирном обшлаге высунулась из окна, подхватила записочку, а через некоторое врем€ отпустила еЄ на волю. 
 — Ќу и что было дальше? — спросил €. — ј ничего. Ќичего не было. 
  ¬сю жизнь он старалс€ жить как все, не позвол€€ себе уклонений от общечеловеческих т€гот; терпеть не мог богемы. Ќевозможно представить его сид€щим в «Ѕрод€чей собаке». 
  ¬ этом смысле многое роднило его с „еховым (дед и отец јнненского добились права на “потомственное двор€нство” лишь по достижении соответствующих чинов на государственной службе). 
  ∆ить как все — сама€ трудна€ вещь на свете, обычна€ жизнь — сама€ непосильна€; может быть, поэтому наиболее оригинальные художники стрем€тс€ именно к ней. јнненский не с теми, кто в Ћитературном обществе “ищет Ѕога по п€тницам”, “ мы говорим на разных €зыках со всеми ними или почти со всеми”. 
  23 окт€бр€ 1909 года јнненский подаЄт прошение об отставке, но не полной отставке, а лишь об увольнении от должности инспектора. ѕрошению был “дан ход” — и, вопреки надеждам и заслугам, 20 но€бр€ состо€лось решение о полном увольнении его со службы: начальство его не любило. 
  ¬полне веро€тно, что именно 30 но€бр€, в день смерти, приехав в ѕетербург, он узнал об этом “высочайшем приказе”, который и стал, суд€ по всему, последней “обидой”. 
  јнненский умер в половине восьмого вечера, на ступен€х вокзала, возвраща€сь домой, в ÷арское —ело. 
  „ерез несколько мес€цев, весной 1910 года, вышел « ипарисовый ларец». 
  ≈го судьба представл€етс€ одним из доводов в пользу бессмерти€ души: ну можно ли смиритьс€ с тем, что поэт, столь много значащий дл€ нас, иногда кажетс€, что лучший поэт ’’ века, — ничего не узнает о нашей любви к нему. 

» скажу, чуть изменив его стихи:

“Ќе потому, что от него светло,

ј потому, что с ним не надо света”.

"Ћитература. 1 —ент€бр€". є 23, 1-15 декабр€ 2009 (раздел "Ћистки календар€").

http://annenskiy.ucoz.ru/index/kushner_a_ob_innokentii_annenskom/0-22

—ери€ сообщений "јнненский":
„асть 1 - ѕоэт »ннокентий јнненский
„асть 2 - »ннокентий јнненский
...
„асть 5 - јнненска€ Ќадежда ¬алентиновна
„асть 6 - »ннокентий јнненский. “рилистник ќсенний
„асть 7 - јлександр  ушнер об »ннокентии јнненском
„асть 8 - »ннокентий ‘едорович јнненский (1855 - 1909)
„асть 9 - —то шестьдес€т лет со дн€ рождени€ »ннокенти€ ‘Єдоровича јнненского (1855 Ч 1909)
„асть 10 - »ннокентий ‘Єдорович јнненский.  ипарисовый ларец

ћетки:  

ѕроцитировано 8 раз
ѕонравилось: 7 пользовател€м



Musia-mamusia   обратитьс€ по имени ¬торник, 03 —ент€бр€ 2013 г. 19:43 (ссылка)
—пасибо, “амара, кака€ хороша€ передача!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 03 —ент€бр€ 2013 г. 20:40ссылка
ћне очень нравитс€ поэт  ушнер! ¬от и в замечательном рассказе об јнненском нет ни одного лишнего слова
‘лорента   обратитьс€ по имени ¬торник, 03 —ент€бр€ 2013 г. 21:25 (ссылка)
— благодарностью цитирую!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 03 —ент€бр€ 2013 г. 21:36ссылка
—пасибо, ‘лорента!
Ѕорис_√оробенко   обратитьс€ по имени ¬торник, 10 —ент€бр€ 2013 г. 14:09 (ссылка)
“ома! ’отел было больше не морочить ¬ам голову и тихонько "тырить" ¬аши прекрасные посты,но кнопка "Ќравитс€" не работает, а без комментов тащить посты не в моих правилах. ѕотерпите немного мен€ или не выставл€йте такие соблазны в виде прекрасных постов.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 10 —ент€бр€ 2013 г. 20:14ссылка
Ёто сообщение совсем без изысков. я просто любуюсь, как большой поэт нашего времени любовно говорит об одном из самых значительных поэтов —еребр€ного века
зуспа80   обратитьс€ по имени —реда, 11 —ент€бр€ 2013 г. 15:34 (ссылка)
Ѕлагодарю! я всегда знала, что »ннокентий јнненский - поэт от Ѕога...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—пасибо!

—реда, 11 —ент€бр€ 2013 г. 19:38ссылка
ј €, к сожалению, только недавно это пон€ла
‘еникс_94   обратитьс€ по имени „етверг, 12 —ент€бр€ 2013 г. 00:17 (ссылка)
“омочка...€ оставл€ю твои все сообщени€,читаю их и самые полюбившиес€ подробно комментирую..“ут так зачиталась,и так душевно обогатилась,что и писать нечего-  ушнер ”∆≈ ¬—≈ — ј«јЋ.. ака€ трагически неудавша€с€ слава у этого великого поэта..» он ее все же ждал,но так и не дождалс€..“ак тебе благодарна за эту публикацию..
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 12 —ент€бр€ 2013 г. 20:10ссылка
ƒобрый вечер, јльмира! —колько их недождавшихс€... ’орошо хоть јнненского вытащили из безвестности. “ы права, его стихи читаешь и поднимаешьс€ духом! “акое же впечатление у мен€ от бесед и стихов  ушнера
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку