-–убрики

 -÷итатник

’ристос и ѕилат в живописи - (0)

—уд и поругание. Ѕрюллов  арл ѕавлович. √олова ’риста в терновом венце. 1849 » отвели ≈го...

Ќиколай »ванович  ульбин - военный врач, художник авангарда - (0)

ƒќ “ќ–-ј¬јЌ√ј–ƒ»—“ Ќ» ќЋј… »¬јЌќ¬»„  ”Ћ№Ѕ»Ќ (1868-1917) ѕасха у футуристов в мастерской художн...

¬олков ≈фим ≈фимович (1844 -1920) - (0)

«абытые имена.’удожник  ¬олков ≈.≈.   ¬ќЋ ќ¬  ≈‘»ћ ≈‘»ћќ¬»„ ...

ћихаил ѕетрович ÷ыбасов (1904-1967) - (0)

Ђћј—“≈–ј јЌјЋ»“»„≈— ќ√ќ »— ”——“¬јї ћ»’ј»Ћ ÷џЅј—ќ¬ ћ.ѕ. ÷ыбасов (1904-1967) ÷веты ¬остока (ѕорт...

¬ан √ог. јукционы - (0)

 артину ¬ан √ога продадут во ‘ранции впервые за 20 лет. ∆енщины в дюнах за починкой с...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 51444

ќ —еребр€ном веке

—уббота, 17 јвгуста 2013 г. 13:37 + в цитатник

«“айна€ основа нашей насто€щей жизни».

ќЅў≈—“¬ќ ЋёЅ»“≈Ћ≈… –”—— ќ… —Ћќ¬≈—Ќќ—“»

   «аседание ќЋ–—, посв€щЄнное —еребр€ному веку русской культуры открылпрофессор ћ√” ћихаил ћихайлович √олубков. ќн отметил, что —еребр€ный век – это совершенно необычные формы художественной жизни, формы художественного общени€ и коммуникации, когда не только литературное, но и бытовое произведение было неверо€тно мифично. Ёто эпоха, когда люди пытались отойти от прежних норм и традиций. ¬спомним, например, жЄлтую кофту ћа€ковского, котора€ была €вно семиотическим знаком, вспомним цилиндр ≈сенина, который тоже был очень значим. Ёти формы литературной жизни были очень важны, но помимо этого, внешнего, было ещЄ что-то очень важное – внутреннее. Ёто внутреннее насыщение литературы вызвало неверо€тный «взрыв», который привЄл к тому, что весь ’’ век оказалс€ под воздействием открытий, совершЄнных в эпоху века —еребр€ного, - подчеркнул √олубков и по€снил, - речь идЄт о том, что на рубеже ’I’-’’ веков резко изменилось мироощущение, обыденное сознание человека. ≈сть показательна€ книга «„еловек эпохи реализма». Ёта книга о „ернышевском. „ернышевский – человек эпохи реализма. Ќа мой взгл€д, очень жаль, что нет книги, котора€ называлась бы «„еловек эпохи модернизма». „еловек эпохи модернизма рождалс€ именно в то врем€, на рубеже веков. ќн начинал мыслить и думать иначе. ƒело даже не в авангардных течени€х и не в соответствующем поведении, которое диктовал авангардизм. ј дело именно в новом типе сознани€. ќн был обусловлен, с одной стороны, новейшими научными открыти€ми: психоанализом ‘рейда, теорией относительности Ёйнштейна, дуализмом частиц французского физика Ћуи ƒе Ѕройл€. » эти открыти€, резко изменившие философскую картину мира, сразу же перешли в обыденное сознание человека. » эпоха —еребр€ного века, с моей точки зрени€, это эпоха экспансии модернизма...        

  

  »менно —еребр€ный век обратилс€ к универсальному в душе человека, отринув то, на что обращал внимание классический реализм.

   ≈щЄ один важный момент, который был акцентирован в —еребр€ном веке – тот, что человек по природе своей непознаваем. ƒл€ реалиста этот вывод почти невозможен. ѕотому что в основе реалистического сознани€ - иде€ рационального познани€ мира и человеческой сущности. ћодернизм утверждает противоположное. ƒл€ того чтобы это показать, сопоставим два рассказа, повествующих об одном и том же. ќдин написан в эпоху реализма, другой в эпоху модернизма. ѕо сюжету и художественной концепции оба рассказа абсолютно одинаковы.

  ѕервый – это рассказ “ургенева «јс€», повествующий о том, как человек, найд€ свою любовь, катастрофически еЄ утрачивает.  огда случились событи€, о которых повествует персонаж, ему было 25 лет. —пуст€ годы он по-прежнему мечтает об јсе, хочет еЄ видеть, но она потер€на, а ему уже 45 лет. –ассказ о том, как человек утратил свою любовь в силу нелепых обсто€тельств. ќбъЄм рассказа достаточно велик – пор€дка 150-ти страниц. —уть в том, что реалисту “ургеневу необходимо объ€снить характер јси. » сначала он видит еЄ как жеманную барышню, потом как, наоборот, наивную «козочку», потом как женщину, котора€ не желает ни с кем разговаривать, и, наконец, видит еЄ рыдающей на колен€х у своего брата. » эти маски, которые надевает на себ€ јс€, “ургенев, будучи писателем-реалистом, должен рационально объ€снить. –еалист объ€сн€ет характер персонажа предысторией. » в герое не может быть ничего, что выходило бы за рамки этой предыстории. » далее рассказываетс€ истори€ јси, где вы€сн€етс€, что она незаконнорожденна€, и еЄ социальный статус не определЄн, отсюда и неопределЄнность еЄ жизненного поведени€.

  ¬торой рассказ, который € беру дл€ примера, написан в эпоху —еребр€ного века. Ёто рассказ ». Ѕунина «—олнечный удар». Ёто тоже рассказ о том, как человек тер€ет свою любовь, совершенно не дума€ о том, что это может произойти. Ѕунин невольно вступает в полемику со своим предшественником – с “ургеневым.

¬ рассказе Ѕунина героин€, расстава€сь с героем, говорит ему: ¬ы, наверно, плохо обо мне подумали, это неправильно. я замужем, у мен€ семилетн€€ дочь, и со мной никогда такого не было и, наверно, не будет. » дальше она даЄт объ€снение того, что с ней приключилось:  акой-то солнечный удар. » тот же солнечный удар потом постигнет геро€ (поручика), который, взойд€ вечером на палубу, поймЄт, что потер€л свою любовь. ’от€, ощущени€ героев абсолютно не мотивированы ни в том, ни в другом случае. Ѕунин утверждает иррациональность человеческой природы, иррациональность человеческого мышлени€. 

   ћне представл€етс€, что эти два аспекта, действительно, великие литературные открыти€ —еребр€ного века. ѕотом была революци€, были различные литературные объединени€: –јѕѕы, ѕ–ќЋ»“ ”Ћ№“џ, но ничто не смогло остановить до середины ’’ столети€ мощнейший творческий импульс —еребр€ного века.

  

  јвтор исследовани€, посв€щЄнного экзистенциальным мотивам в произведени€х писателей —еребр€ного века доктор филологических наук ¬алентина ¬икторовна «аманска€ отметила, что состо€ние —еребр€ного века расшифровал јлександр Ѕлок. ¬ статье «ќ –омантизме» он писал:

   «“акие  эпохи  характеризуютс€ удес€терЄнным желанием жить»Ёто удес€терЄнное желание жить, этот потр€сающий воздух свободы, этот творческий подъЄм! ќн наполнил то великолепное ≈вропейское средневековье, где был Ћеонардо да ¬инчи, ѕико делла ћирандола, который сказал нам о достоинстве человека. » вот наступает новый век в нашей истории – век —еребр€ный. » он вз€л от ≈вропейского средневековь€, от нашего XIX века главную черту – универсальный тип личности, ренессансный тип личности. Ёто человек, которому тесно самовыражение в одной какой-то сфере. ќн должен быть сразу всем, он должен реализоватьс€ сразу во всех сферах.  онечно, образец такого человека – Ћеонардо да ¬инчи, ћихаил ¬асильевич Ћомоносов. ¬ —еребр€ном веке – ¬асилий  андинский – в его живописи есть эти осколки, на которые разлетелась эпоха, на чЄм строилс€ авангард, и художник пыталс€ найти новую св€зь между этими осколками. ƒе€тели —еребр€ного века ощущали родство своей эпохи с –енессансом. » вот  андинский пишет великолепные теоретические статьи и поэтический альбом ««вуки». ’удожник пишет поэтический альбом, ему недостаточно было быть только художником, он должен был создать школу, новую педагогику.

  ƒругой пример –  аземир ћалевич, который пишет картины как философ, он пытаетс€ найти придел искусства. јлександру —кр€бину мало быть просто музыкантом, он был философ, музыкант-исполнитель, он открыл целое колоссальное направление, которое св€зано с игрой света и музыки. Ёто было новое мышление. Ёто было синтезное мышление. » в этом синтезном мышлении они встретились: универсальный человек и синтез искусств, - подчеркнула «аманска€.

  ѕозже русский мыслитель, философ ‘Єдор —тепун напишет: «ќни жили жизнью совершенно античной». “ак складывалс€ —еребр€ный век, как текст социокультурный, текст мифологический, текст эстетический и текст ментальный. —еребр€ный век складывалс€ как великий шанс. »стори€, конечно, не пишетс€ в сослагательном наклонении, но когда вот так трагически всЄ обрываетс€, когда определ€ет не текст, а контекст, то тогда всЄ завершаетс€ совсем иначе, чем могло бы.

  ≈щЄ один очень чуткий представитель —еребр€ного века јндрей Ѕелый покажет в романе «ѕетербург», может быть, самую главную трагедию новой обезбоженной эпохи, как автономна€ мысль стала больше человека.

  ѕрофессор јнна  онстантиновна ћихальска€ рассказала, что еЄ св€зывает с —еребр€ным веком, а также поделилась интересными наблюдени€ми о характере поэтики знаменательной эпохи.

    "ƒело в том, что мо€ молодость пришлась на семидес€тые годы, - рассказывала јнна  онстантиновна. - ƒл€ нас – студентов ћ√” – тексты —еребр€ного века не были какими-то посторонними вещами, мы выросли на них, это была тайна€ основа нашей насто€щей жизни. Ёто была кака€-то особа€ сфера, котора€ составл€ла главное. ћы не смотрели фильмы √айда€ и «‘антомас», были практически не в курсе относительно советской литературы.   своему стыду € должна сказать, что мы не читали «“ихий ƒон» и, тем более, молодых бардов.  ак мы одевались можно представить, если прочесть отрывок из манифестного рассказа “еффи «ƒемоническа€ женщина»: 
«ƒемоническа€ женщина отличаетс€ от женщины обыкновенной прежде всего манерой одеватьс€ . ќна носит черный бархатный подр€сник, цепочку на лбу, браслет на ноге, кольцо с дыркой "дл€ цианистого кали€, который ей непременно пришлют в следующий вторник", стилет за воротником, четки на локте и портрет ќскара ”айльда на левой подв€зке».
¬от примерно так многие из нас выгл€дели в семидес€тые годы, - призналась ћихальска€ и продолжила, - нашей настольной книгой была «—аломе€» ќскара ”айльда – издание с иллюстраци€ми ќдри Ѕердслей.

  ≈щЄ в списках и ксероксах передавались те поэтические тексты —еребр€ного века, которые теперь легко доступны. Ёто была, повтор€ю, тайна€ основа насто€щей жизни. ќтдыхать нужно было в  октебеле или на ¬алааме. ”же позже, когда € стала заниматьс€ поэтикой массовой культуры, стала читать лекции в Ћитературном институте, мне стало интересно, почему же всЄ-таки поэтика —еребр€ного века была дл€ нас столь привлекательна? ¬ Ћитературном институте всегда идЄт анкетирование абитуриентов. “ам есть вопрос к начинающим литераторам: назовите ваших любимых писателей. —амые частые ответы:

  ÷ветаева, иногда ÷ветаева-јхматова, иногда ÷ветаева-јхматова-ѕастернак.   этому списку об€зательно прибавл€етс€ Ѕулгаков с романом «ћастер и ћаргарита». », когда € читаю ответы абитуриентов, € думаю, что они, вообще в этом понимают – эти молоденькие девушки?.. » потом, когда € читаю их не всегда интересные литературные опыты, то мне становитс€ €сно, что эта любовь к ÷ветаевой и јхматовой – не така€, как была у нашего поколени€. ѕоскольку € занимаюсь риторической поэтикой – поэтикой стандартных массовых текстов, в частности, текстов массовой литературы, то мне стало интересно, что же такое есть в литературе и культуре —еребр€ного века, что позволило ему при всей сложности, при всей его громадной насыщенности, при всей компрессии мысли, котора€ тогда уместилась в 25-ти летний период, который потом, как в теории «большого взрыва», разлетелс€ во времени и многое дал потомкам. ¬ —еребр€ном веке произошЄл не просто слом научной парадигмы, но были открыты те научные позиции, на которых мы стоим до сих пор. ќчень важно пон€ть, что мы – наследники —еребр€ного века. Ќо оказываетс€, что в поэтике —еребр€ного века есть такие особенности, которые легко сделались досто€нием массовой культуры. я предположила, что если мы можем уподобить состо€ние общественной души личностному состо€нию конкретного человека, то состо€ние души в —еребр€ном веке можно определить как маниакально-депрессивный синдром. Ёто состо€ние души, когда депресси€ – всЄ кажетс€ чЄрным и серым. Ёто не аномали€, просто особенности психического склада. ƒепрессивных текстов была масса. Ќапример, у √умилЄва:
«¬ мой мозг, в мой гордый мозг собрались думы,  ак воры ночью в тихий мрак предместий,  ак коршуны, зловещи и угрюмы, ќни, столпившись, требовали мести». ѕри видимом благополучии, было предвестье катастрофы. » вместе с тем, это настроение стремилось к взрыву свободы, а така€ неуравновешенность – это юношеское состо€ние души, когда человек мечетс€ от состо€ни€ ощущени€ чЄрного к состо€нию ощущени€ белого. Ёто состо€ние души, когда человек освобождаетс€ от всего старого. Ётот слом, когда јндрей Ѕелый писал в начале своих мемуаров о том, что полуразрушенный быт отцов мы разрушили окончательно. » это состо€ние нового быта, новой реальности – это было очень характерно дл€ —еребр€ного века. ’арактерно, что «инаида √иппиус называет свою большую статью в одном из сборников 1930-х в ѕариже «ќсновы свободы». » когда ƒмитрий ћережковский спрашивал еЄ: „то вы предпочитаете: свободу без –оссии или –оссию без свободы? ќна выбирала свободу. Ќо кроме пренебрежени€ условност€ми в —еребр€ном веке был ещЄ один выход: игра. Ёто можно сравнить с современными ролевыми играми, когда все играют в себ€. Ёта стихи€ игры, котора€ спасает от реальности. Ётот маниакально-депрессивный настрой зачастую свойственен молодЄжи, юношескому неуверенному, но очень активному сознанию. » есть особенности поэтики —еребр€ного века, которые с этим св€заны. Ёто именно те особенности, которые составл€ют основу массовой культуры сейчас. ¬о-первых, это глобальное стремление к чЄрному и белому, а также состо€ние «серого» как депрессивной тоски. Ќапример: «„Єрный вечер. Ѕелый снег», «» стихов моих бела€ ста€», « ак белый камень в глубине колодца – лежит во мне одно воспоминанье». Ѕелого цвета в поэтике —еребр€ного века присутствует очень много. ¬ произведении «ћой ѕушкин» ћарина ÷ветаева вспоминает, как она гул€ла по “верскому бульвару с маленькой фарфоровой белой куколкой, и как она поставила эту куколку на постамент чЄрного большого ѕушкина: «я выбрала навсегда дл€ себ€ чЄрного, а не белого. „Єрную думу, чЄрную боль, чЄрную жизнь». ѕоэтика чЄрного и белого – поэтика контрастов —еребр€ного века.

“ы - как отзвук забытого гимна
в моей чЄрной и дикой судьбе.
ќ  армен, мне печально и дивно,
что приснилс€ мне сон о тебе.



http://olrs.ru/zasedaniya_17.h…

–убрики:  —еребр€ный век
ћетки:  

ѕроцитировано 7 раз
ѕонравилось: 5 пользовател€м



Musia-mamusia   обратитьс€ по имени —уббота, 17 јвгуста 2013 г. 17:24 (ссылка)
“амара, спасибо! “акой наполненный пост, заберу к себе и буду дочитывать-досматривать.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 17 јвгуста 2013 г. 18:42ссылка
ƒобрый вечер, Ћюдмила! Ёта тройка учЄных очень толково объ€сн€ют, почему нас так прит€гивает —еребр€ный век. “ы права, читать нужно неторопливо, вдумыва€сь. —пасибо
Svetlana-k   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 18 јвгуста 2013 г. 22:36 (ссылка)
 олоссальный труд!
ћолодчина, “амара!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 20 јвгуста 2013 г. 07:09ссылка
—пасибо, —ветлана, за тЄплые слова! “Єплого окончани€ лета!
ѕерейти к дневнику

¬торник, 20 јвгуста 2013 г. 19:07ссылка
—егодн€ погода хороша€! —олнеце. —ухо.

nadia_obo   обратитьс€ по имени —уббота, 24 јвгуста 2013 г. 07:41 (ссылка)
Ќаверн€ка, очень интересный материал. ѕока некогда читать, совсем недавно, ночью, вернулась с дачи. ƒоставили. —мотрю почту, надо бы остановитьс€, а тоже не могу. Ќичего не могу. —пасибо, “амара!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку