-–убрики

 -÷итатник

–оберт Ённинг Ѕелл (1863-1933). - (0)

’”ƒќ∆Ќ»  –ќЅ≈–“ ЁЌЌ»Ќ√ Ѕ≈ЋЋ / ROBERT ANNING BELL (1863-1933) - ѕќ—Ћ≈ƒЌ»… Ќј—Ћ≈ƒЌ»  ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ќ¬ ...

ј что мне нужно? ћожет, просто быть... - (0)

"...€ бы пришла на эту «емлю снова." ¬ашему вниманию несколько стихотворений, светлых и лир...

ƒжеймс —метэм (1821-1889) - (0)

’”ƒќ∆Ќ»  ƒ∆≈…ћ— —ћ≈“Ёћ / JAMES SMETHAM - ≈ў≈ ќƒ»Ќ ѕќ—Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№ ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ќ¬ ƒжеймс —метэм (18...

Ћетние травы - (0)

¬.ƒ. ѕоленов. Ћопухи. 1870 ћежду коль€ми забора серого —олнце длинные лу...

«емл€ псковска€ - (0)

  ѕожалуй, за пределами российских столиц трудно найти...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 52329


јполлинарий ¬аснецов. ¬оспоминани€ јлександра Ѕенуа

¬торник, 06 јвгуста 2013 г. 22:09 + в цитатник

 

Ѕаллада. ”рал. 1897. ¬аснецов јполлинарий ћихайлович (1856-1933)

 Ѕаллада. ”рал. 1897

   ” мен€ нет под рукой нужных дл€ насто€щего некролога материалов, а потому приходитс€ ограничитьс€ личными воспоминани€ми.

Ќаружностью јполлинарий ћихайлович напоминал брата; такой же высокий рост, та же узость в фигуре, то же выт€нутое, несколько скуластое лицо. Ќо в нем общие семейные черты были сильно см€гчены, а в нежном рум€нце его щек и в его по-детски сложенных губах было что-то женственное. » говор у јполлинари€ был хоть и с характерным в€тским оттенком, однако м€гкий, певучий. ¬есь же он был как “красна€ девица”: поминутно краснеющий, робкий и в то же врем€ доверчивый и удивительно наивный. ¬ целом он производил необычайно милое впечатление. ѕознакомились мы с ним в 1896 году (он, как и другие москвичи, лишь наездами бывал в ѕетербурге — на врем€ открыти€ ѕередвижных выставок), и сразу, несмотр€ на большую разницу в годах, подружилс€ с ним, и дружба наша продолжалась несколько лет, хот€ скоро стало обнаруживатьс€ и значительное несоответствие наших натур.    

¬ тени лип. ƒемь€ново. 1907. ¬аснецов јполлинарий ћихайлович (1856-1933)

    ¬ тени лип. ƒемь€ново. 1907

   Ќесоответствие это обострилось в ѕариже, где он прожил целую зиму. ѕопав в современный ¬авилон, он совершенно растер€лс€, и, веро€тно, от растер€нности в нем выработалось и очень недоброе отношение ко всему западному. я же как раз тогда переживал страстный период моей влюбленности в ѕариж, и мен€ крайне раздражала в ¬аснецове его неспособность хоть отчасти эту влюбленность разделить.   тому же јполлинарий вздумал сразу, не осмотревшись как следует, начать “дл€ —алона” огромную картину на излюбленную свою тему — сибирска€ тайга, причем писал он ее по пам€ти, пользу€сь лишь маленьким эскизиком, набросанным с натуры.

Ћиственницы. 1905. ¬аснецов јполлинарий ћихайлович (1856-1933)

   Ћиственницы. 1905

  ѕравда, в его годы (ему уже было за сорок) ему не приличествовало учитьс€, он €вилс€ сюда дл€ славы, дл€ “мирового” признани€, ибо при всей своей застенчивости јполлинарий не был чужд честолюби€. Ќо все же € недоумевал, как не погл€деть, что делаетс€ в самом центре художественной жизни, как не проверить себ€, не попытатьс€ усовершенствовать свои приемы? –осси€нин он был типичный, к тому же особого, “сибирского”, оттенка, все иноземное его раздражало, и, будучи человеком простоватым, он это раздражение выражал крайне примитивным образом, без того мудрени€, которым так умел пользоватьс€ бесконечно более внушительный ¬иктор ћихайлович...



  

  –ассказываю € все это здесь не только потому, что известие о кончине младшего ¬аснецова всколыхнуло старые воспоминани€, но и потому, что в этом случае “нелепого” пребывани€ јполлинари€ в ѕариже выразилось нечто очень дл€ него характерное и в теперешнем моем понимании даже и не предосудительное. Ќеспособность приобщитьс€ к западной художественной культуре, его “провинциализм” €вл€лись его слабостью, но в этом была и кака€-то сила. ¬се же он “имел что сказать”, и удалось ему это высказать (пусть часто и в довольно косно€зычной форме) только благодар€ тому, что это он говорил в полной простоте душевной и от всего сердца. Ёта простота способствовала и впечатлению, которое производило его искусство.

   Ќоводевичий монастырь. —обор. 1926. ¬аснецов јполлинарий ћихайлович (1856-1933)

  Ќоводевичий монастырь. —обор. 1926

  —начала он писал все только свой родной ”рал — широкую мощь полноводных рек, унылые дали поросших елью гор. Ќо затем, поселившись в Ѕелокаменной, как раз напротив  ремл€, он постепенно возгорелс€ насто€щей страстью к ћоскве и весь отдалс€ ее воспеванию — как в современном ее обличье, так и в том представлении, которое у него образовалось на основании преданий и вс€ких документов о прошлом.

  јполлинарий ¬аснецов вдохновл€лс€ историческими сюжетами. ¬сю жизнь он посв€тил изучению архитектурной застройки древней ћосквы от закладки ее ёрием ƒолгоруким до времен јлексе€ ћихайловича. ќн штудировал писцовые и переписные книги, куда были внесены замеры и подробное описание всех домов, хоз€йственных построек, земельных участков и дворов, с целью вы€снени€ размеров имущественного состо€ни€ московского люда на предмет взимани€ налогов. Ёти подворные описани€ и стали основой дл€ живописного воплощени€ облика столицы в 15-17 веках. ¬оссозданна€ по этим сухим казенным описани€м ћосква предстает сказочным, необыкновенно поэтичным и цельным в стилистическом отношении городом. —охранись она хот€ бы частично в таком виде, посещать ее было бы столь же фантастично, как, скажем, ¬енецию.


  ¬оссоздание ћосквы великих кн€зей и царей стало его задачей, и он весь ушел в нее, превратившись в какого-то художественного археолога. “ут ему стало совершенно не до техники, не до вопросов, волновавших в те времена “насто€щих живописцев”.  артины у него выходили несколько грубоватые, но в них возродилс€ подлинный дух московский; они убеждали, они служили каким-то средством дл€ совершени€ путешестви€ в глубь прошлого...

јлле€ в јбрамцеве. 1917. ¬аснецов јполлинарий ћихайлович (1856-1933)

    јлле€ в јбрамцеве. 1917

  ќтсюда большой успех јполлинари€ ¬аснецова, особенно у московской публики. ќдно врем€ он почти “догнал” своего “великого” брата, казавшегос€ ему самому недос€гаемым. “еперь же это все перестроилось. ќ величии ¬иктора ¬аснецова сохранилось лишь предание, которому веритс€ с трудом. Ќапротив, јполлинарий если и утратил свою попул€рность, если он и не может сойти за одного из крупных представители русской живописи, то во вс€ком случае он остаетс€ любопытным и своеобразным художником, создавшим свою особую область и сумевшим ее разработать по-своему.

ќзеро —ветло€р. 1906. ¬аснецов јполлинарий ћихайлович (1856-1933)

  ќзеро —ветло€р. 1906

  Ќынешней молодежи и така€ скромна€ оценка его может показатьс€ преувеличенной. ƒл€ нее все это вчерашнее, по непреложному закону вечной смены, должно теперь представл€тьс€ чем-то ненужным и вздорным.  акой смысл в каких-то возрождени€х старины?   чему археологи€ в живописи? Ќо в творении јполлинари€ ¬аснецова все же нетрудно различить следы гор€чего увлечени€, художник обладал свойством “мыслить поэтически” — и вот почему место ему все же в музе€х, где когда-нибудь его еще откроет поколение, снова почувствующее нежность к “настроени€м”, к “прогулкам в минувшем”... Ёту нежность едва ли удастс€ без остатка вытравить в человечестве.

1933

ёнгфрау. ¬енген. 1912. ¬аснецов јполлинарий ћихайлович (1856-1933)

ёнгфрау. ¬енген. 1912

http://www.bibliotekar.ru/kBenua/28.htm

јполлинарий ¬аснецов прошел в искусстве свой путь, создал свой мир художественных образов. ќн вошел в историю русской живописи и как мастер монументально-эпического пейзажа, воспевшего природу ”рала и —ибири, и как создатель историко-бытового жанра, показавшего древнюю ћоскву.

—ери€ сообщений "¬аснецовы":
„асть 1 - —тара€ ћосква. јполлинарий ћихайлович ¬аснецов.
„асть 2 - 15 ма€ 1848 года родилс€ ¬иктор ћихайлович ¬аснецов
„асть 3 - јполлинарий ¬аснецов. ¬оспоминани€ јлександра Ѕенуа
„асть 4 - ¬иктор ћихайлович ¬аснецов (1848 - 1926)
„асть 5 - јполлинарий ћихайлович ¬аснецов
„асть 6 - “ема ”рала и —ибири в творчестве јполлинари€ ¬аснецова.

ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 7 пользовател€м



xrizantema9   обратитьс€ по имени ¬торник, 06 јвгуста 2013 г. 22:18 (ссылка)
ќчень интересно! —пасибо, “ома!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 06 јвгуста 2013 г. 22:42ссылка
—пасибо, »рочка, что оценила!
Musia-mamusia   обратитьс€ по имени ¬торник, 06 јвгуста 2013 г. 22:54 (ссылка)
—пасибо, “амара, очень интересно. ∆аль, у мен€ было роскошное издание воспоминаний ј.Ѕенуа - "зачиталось", не вернул кто-то:(
¬озможно, Ѕенуа обоих братьев недооценивал? ¬ творческой среде большинство в сердце своем гении:)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 07 јвгуста 2013 г. 14:00ссылка
ћне тем и интересен Ѕенуа, что он искренен. ќн же интеллигент во многих поколени€х, а јпполинарий "от сохи". ќн не издеваетс€ над ¬аснецовым, посмотри какой финал! ќн считает, что потомки его оцен€т. ¬иктор был образован и Ѕенуа принимает его как равного. —тать€ Ѕенуа о ¬икторе называетс€ "¬аснецов - идеальна€ точность". ’от€ он и говорит, что ¬иктор не современен, т. е. в ¬изантии
ѕерейти к дневнику

—реда, 07 јвгуста 2013 г. 14:08ссылка
ƒа, это его замечание, что он будет оценен потомками - в самую точку! —пасибо, “амарочка. ƒа и оценивает Ѕенуа только ј.¬аснецова художника, а ведь ј.¬аснецов сколько еще сделал дл€ сохранени€ исторического наследи€. ћы и есть благодарные потомки, востребовавшие историю:)
‘еникс_94   обратитьс€ по имени „етверг, 08 јвгуста 2013 г. 00:01 (ссылка)
..“ут у теб€ такие литературные посиделки..ну € ученица первого класса сижу,раскрыв рот..ƒаже и не знала ,что у ¬аснецова был брат,и тоже- чудесный,оригинальный художник..ќчень нрав€тс€ его пейзажи.ћне тоже все очень интересно.—пасибо,“омочка.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 08 јвгуста 2013 г. 21:40ссылка
ћне тоже, јльмира, понравились его пейзажи. » хот€ они не совсем подходили к тексту Ѕенуа, € их поместила. Ќу а потом не усто€ла и ћоскву вставила. Ёто € нервоклашка во всех вопросах искусства! Ќо у мен€ большой интерес и некотора€ хватка, оставша€с€ от научных бдений. ќчень рада, что тебе понравились пейзажи ¬аснецова! ќни дл€ мен€ открытие! ƒо встречи, јлечка!
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку