-Рубрики

 -Цитатник

Завещание Бетховена - (0)

Завещание Бетховена Документ        Людвиг ...

Павел Дмитриевич Шмаров (1874-1950). - (0)

Работы до эмиграции.Анализ стиля. -ч.4. Крестный ход 1898 Несколько работ художника...

О Сергее Судейкине - (0)

  Судейкин Сергей Юрьевич (1882, Санкт-Петербург — 1946, Найак, штат Нью-Йорк,...

Памяти Елены Образцовой - (0)

В Мариинском театре пройдет вечер памяти Елены Образцовой В Мариинском театре пройде...

Шильдер Андрей Николаевич (1861-1919). - (0)

Зимние пейзажи. Зимние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодня ручьи и п...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 50342

Петр-Павел час убавил

Пятница, 12 Июля 2013 г. 12:40 + в цитатник

В этот день, 12 июля, православная церковь почитает славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.

Эль Греко. Апостолы Петр и Павел.

  В старину этот день был праздником солнца. Поселяне всех возрастов собирались на пригорке, раскладывали огонь и в ожидании солнца проводили ночь в играх и песнях. Существовал обряд сторожить в этот день восход солнца, который особенно красив именно в этот день. По народному понятию, в день Петра и Павла солнце играет какими-то особенными цветами, которые переливаются и искрятся, как радуга. «Солнышко раз в году нынче красное, играет».        
 
  Наступало время петровской жары, разгар летнего зноя. Исстари примечали, что на Петров день, как правило, сухо и жарко. «Как придет Петро, так и будет тепло. День убывает, жара прибывает». Предчувствуя жару, в лесах умолкали птицы. «На Петров день и кукушка подавится ватрушкой».
 

Уборка ржи серпами

  У крестьян начиналась тяжелая страда сенокоса. «Всяк, кто дорос, спеши на сенокос». В изнуряющую жару, целый день на солнцепеке, невзирая на зверство оводов, спешили заготовить сено на зиму. «Не то сено, что на лугу, а то, что в стогу».
 

На сенокосе в начале ХХ века. Фото С. М. Прокудина-Горского. 

  По Петрову дню делали виды на урожай. «На Святого Петра дождь — урожай худой, два дождя — хороший, три — богатый». О погоде загодя знали, наблюдая за живой природой. «Когда овцы блеют да друг за дружкою бегают — к дождю. Когда стрижи возле самой земли летают — тоже к дождю. Гагары заревут — перед дождем. Голавль ходит в верхнем слое воды — к жаркой погоде».

Сергей Виноградов. Мальчик на лошади. 1928

  Известно, что Святой Петр был рыбаком. 12 июля рыбаки поклонялись своему покровителю и ставили мирскую свечу в церкви к иконе Петра.

Миновал солнцеворот, день понемногу убывает.

 О том, как народное сознание воспринимало образы первоверховных апостолов.

  В конце XIX начале ХХ века среди историков и филологов была популярна идея о том, что жития святых являются лишь христианизированными переделками сказаний об античных героях и сказочных персонажей. Не ограничиваясь указанием на формальные совпадения античной биографии и агиографических текстов, некоторые исследователи делали вывод, что все христианские святые – лишь вымышленные персонажи, наподобие Геракла.
  Между тем, такой упрощенный подход лишал возможности увидеть и обратный процесс, как христианские подвижники становились героями народных сказок, какими чертами характера наделяли простые люди апостола Петра или святителя Николая Чудотворца. В этих повестях отражена та народная вера, которая не меняется веками.

 Сказка – это уникальный жанр по своим психологическим и педагогическим возможностям. С помощью волшебных историй мы можем разыгрывать архетипы собственной жизни, обучать ребенка добру и злу, творить справедливую вселенную, где хорошие герои побеждают плохих. Возможности сказки столь безграничны, что она с легкостью трансформирует образ даже Христа и апостола Петра.
  Петр стал одним из любимых персонажей народных легенд в России и Европе. При этом образ сказочного апостола очень сильно отличается от истории того человека, о котором мы узнаем из Евангелий и Деяний апостольских. От реального святого Петра сказка взяла две черты его характера (импульсивность и народный практицизм или здравый смысл), два биографических эпизода (отречение от Христа и раскаяние). Это позволило превратить первоверховного апостола Петра в оруженосца Христа, заходящего в дома к богачам и беднякам и задающего Спасителю самые сложные вопросы, которые волнуют любого человека. 
   Сказочный Петр – это воплощение обывательской справедливости. В слове обыватель нет ничего обидного. Напротив, оно показывает, насколько близким стал этот первоверховный апостол для верующих во всем мире. Во время путешествий по земле вместе со Христом он превращается в горячего, но не очень сообразительного ученика, задающего разные вопросы. Вот наиболее типичный сюжет сказки–путешествия. Спаситель и Петр приходят в деревню. Христос остается у дома бедной вдовы, а Петр в надежде на хороший ужин последовательно стучится во все дома, начиная от самого богатого. Сказочный апостол – воплощение детского практицизма: в богатом доме вкуснее еда и мягче постель, но зажиточные крестьяне прогоняют странников, и тогда они возвращаются в самую бедную хижину. Хозяйка ставит им на стол скудный суп, и Христос просит посчитать Петра глазки в супе. Затем достает кошелек и платит 60 золотых по числу жировых кружочков. На следующий день об этом узнает богатая хозяйка, зовет странников к себе, ставит на стол жирный суп всего с одним глазком и получает один золотой. На недоуменный вопрос Петра, почему женщина получила только один золотой, Христос отвечает, что суп бедной хозяйки ровно в 60 раз лучше. В этом бродячем сюжете, встречающемся во множестве сказок, обыгрывается известная притча о лепте вдовицы и ценности добровольного дара бедняка. Для Петра же такой поступок Учителя алогичен, поскольку он считает, что вознаграждение должно напрямую быть связано с затратами и результатом: если суп вкуснее, то за него и надо платить дороже.

 

  По такой же модели строится история о Христе и Петре, которые воскрешают единственную овечку бедняка, убитую им, чтобы накормить странников. Из каждой косточки животного появилось утром новое, и в результате человек стал владельцем собственного стада. Богач же, истребивший на следующий день все свое стадо из зависти, остается ни с чем. Это тоже традиционный сюжет, восходящий к сказаниям о греческих богах и Одиссее, его варианты можно найти в народных житиях Георгия Победоносца.
  Самая же интересная история о Петре рассказывает о том, как апостол упросил Христа разрешить ему на день стать Богом. В этой чудесной сказке выражается народное представление о том, что работа Бога очень легкая, а человеку приходится трудиться день и ночь. Христос разрешает своему ученику побыть Богом, но низводит всю ситуацию до очень мелких подробностей. Апостол Петр в роли Бога идет по деревне и встречает крестьянку, которая выгнала своих гусей на луг и не стала за ними следить: ««Как, ты хочешь оставить гусей одних?» — спросил ее Петр. — «А что, неужли стеречь их и сегодня? У нас нынче храмовый праздник», — возразила крестьянка. — «Но кто же должен беречь твоих гусей?» — спросил Петр. — «Пусть Господь Бог бережет их сегодня!» — сказала крестьянка и удалилась».Опечаленный Петр приходит ко Христу и получает от него ответ: «Петр! ты слышал, — сказал Спаситель. — Я бы охотно пошел с тобою в деревню на храмовый праздник; но ведь гусям может приключиться что и худое: ты сегодня Бог до вечера, ты и должен и беречь их».Несмотря на то, что сказка обыгрывает классический сюжет о дамокловом мече, она позволяет по-новому увидеть образ апостола. Петр – самый горячий человек из 12 учеников Христа, он быстрее всех признает его Мессией, но он же и отрекается от него. В сказке очень важно подчеркнуть человечность Петра, его похожесть на каждого из нас. Любой ребенок мечтает быть царем или принцессой, и сказка умело развенчивает мифы о том, что роль Творца или правителя – это вечное блаженство безо всякой ответственности. Заслуга сказочного святого в том и состоит, что он умеет задавать правильные вопросы и выпутываться из сложных ситуаций. Апостол Петр в сказках - очень сильная фигура человека, который умеет признавать и исправлять свои ошибки, и это делает его любимым, если не единственным спутником Христа в сказках.

  Немного особняком стоят легенды, в которых святой Петр предстает мудрым целителем. Мотив чудесного помощника – один из самых распространенных в мировой литературе, но интересно, что Петр наряду со святителем Николаем и святым Георгием чаще всего выступают в этой роли, что свидетельствует о том, что с их именами связаны определенные массовые архетипы. Итак, апостол Петр встречает солдата, который съедает сердце жареного ягненка. Далее Петр и солдат выдают себя за врачей и исцеляют многих людей. Петр рубит больных на части, затем варит до состояния белых костей, а потом воскрешает их, произнося формулу: «Восстань во имя всемогущей Троицы». В конце истории герои делят награду на три части (третья для того, кто съел ягненка), и лишь тогда солдат признает, что это был он. В русском варианте эта же история рассказывается про святителя Николая и жадного попа. Нетрудно заметить, что здесь присутствуют все атрибуты волшебной сказки (чудесный помощник, магическая формула, повторение одной и той же ситуации), но образ христианского святого лишен индивидуальных черт, а потому взаимозаменяем, и от спутника Христа осталось одно лишь имя, безо всякой связью с Евангельскими событиями.

  Однако в мировом фольклоре существует сюжет, в котором имя апостола Петра и его действия напрямую связаны с отречением этого апостола от Христа. В повести о пьянице, который попадает в рай, хитрый мужичок, при жизни любивший выпить последовательно обличает апостола Петра, царя Давида и апостола Иоанна Богослова и получает за это спасение. Первым бражнику попадается апостол Петр, не желающий пускать его в рай. Пьяница тут же напоминает собеседнику о его троекратном отречении от Христа и последующем покаянии, и пристыженный хранитель ключей от ворот рая пропускает мужичка. Следующей жертвой бражника становится царь Давид – ему напоминают историю с Урией и Вирсавией, и на пути мужичка оказывается апостол любви Иоанн. Пьяница цитирует Иоанну Богослову о его слова «Да любите друг другу, и любимый ученик Христа просит Петра распахнуть перед бражником райские двери. Здесь мы видим, как сказочный Петр практически совпадает с тем апостолом, о котором мы узнаем из Нового Завета. 
  Сказка, в отличие от Церкви, отделяет Петра от Павла. Апостол Павел очень редко встречается в легендах. Вероятно, это свидетельствует о том, что история обращения гонителя в христианина не так затронула народное сердце, как жизненные перипетии простого рыбака, сподобившегося при жизни и после смерти быть спутником Христа.

nsad.ruarticles/apostol-petr-narodnyj-geroj



Петр – Павел на час день убавил, а Илья-пророк - два уволок

Сегодня праздник веселых - ведь говорят, что Петр и Павел имели веселый нрав. И те, кто сегодня, встав пораньше (теплая и душная ночь могла многим и не дать хорошенько отдохнуть), увидели красочный рассвет и восход солнца. Наградой им будет особая сила – красный цвет дал им здоровье и красоту, оранжевый – оптимизм и беззаботность, желтый – огонь и тепло, белый – чистоту и свежесть, зеленый – молодость и энергию.

 

Считается, что Петр и Павел в эту июльскую пору защитят от всего, где полагается – наведут порядок, что не надо – уберут, а что требуется – подадут.И только оптимисты спокойно воспримут весть о том, что Петр и Павел час убавил (день стал короче), а жару добавил. Да, летний зной продолжается – ведь макушка лета (вторая половина июля-начало августа) только-только начинается. В этот день замолкают птицы.

Рубрики:  Святые ...
Метки:  
Понравилось: 4 пользователям



Musia-mamusia   обратиться по имени Пятница, 12 Июля 2013 г. 20:23 (ссылка)
Спасибо, Тамара!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 12 Июля 2013 г. 21:00ссылка
Завтра моему сыночку Петру 54 года исполняется! Это его защитники! Спасибо, Милочка, за сердечные розочки!
Musia-mamusia   обратиться по имени Пятница, 12 Июля 2013 г. 22:33 (ссылка)
Тамарочка, как хорошо, что твой сын назван по святкам. Я где-то читала, что очень важно, чтобы именины и рождение были близки в пределах месяца. И многие просто интуитивно дают детям имена близкие к их именинам. К счастью, и я, и Дашенька укладываемся в этот месяц:))) А у твоего сына такие сильные небесные покровители! Всего самого доброго твоей семье!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 13 Июля 2013 г. 13:34ссылка
Как во время, Людмила, читаю твой отзыв! Сижу, пью (что доктор разрешает) за Петеньку своего и читаю твои святые строки! Это мамочка моя-умница, приехала в Саратов (жила у другой дочки) и у окошка роддома просила: Томочка, зем тебе два Саши? (я в честь любимого мужа называла его Шуриком) назови его Петей (свёкор Пётр), я ехала в поезде с кудрявым беленьким мальчиком Петей! Через год Петя был кудрявый блондин! Такой хорошенький был! Когда я брала его в институт (я ещё училась), его таскали девчонки по аудиториям, найти не могла! Потом он потемнел, а сейчас опять побелел - поседел.
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку