-Рубрики

 -Цитатник

Богданов-Бельский Николай Петрович. - (0)

Художник Богданов-Бельский Николай Петрович. Часть- 7. Николай Петрович Богданов-Бель...

Ян Стен - (0)

Маурицхёйс открыл картину голландского живописца Золотого века Яна Стена. Осмеяние Самсо...

Зарубин Виктор Иванович (1866-1928 - (0)

Пейзаж с рыбаками. 1906  Холст, масло. 102 x 142 см     Государ...

Красавица эустома - лизиантус - ирландская роза - техасский колокольчик - (2)

Красавица эустома Эустома (лат. Eustoma), также называемая лизиантус (лат. Lisianthus – горьк...

Русская музыка "До Глинки" - (0)

Из истории музыкальной культуры России.: какой она была? Петровская Эпоха положила начало раз...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 50603

Анна Ахматова (1889 - 1966)

Воскресенье, 23 Июня 2013 г. 19:17 + в цитатник

 Божий Ангел, зимним утром

  «Я не переставала писать стихи. Для меня в них - связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».    

    Молодая Ахматова начинала с чтения стихов в «Бродячей собаке». Яркий образ застенчивой, элегантно-небрежной красавицы удачно соединился с манерой исполнения – современники отмечали музыкальную тонкость чтения, напевность тихого голоса. По выразительности интонации с ней тогда мог сравниться только Маяковский. Ахматова вызывала не только восхищение, но довольно часто становилась объектом пародий. Подражаний Ахматовой несчесть числа, есть даже такой термин «подахматовки» - особы женского пола, писавшие стихи, вроде: «Я на правую ногу надела Калошу с левой ноги...». 

  Как-то Ахматова рассказала, как в 16 лет открыла в себе дар вещуньи-прорицательницы. По ее словам, внезапному предвидению всегда предшествует состояние расслабленности, граничащей со сном или обмороком: «Нужно быть вялой, никакой сосредоточенности, никакого сознательного усилия». Однажды в таком состоянии, полулежа на диване, услышала, как ее пожилые родственницы судачат о молодой удачливой соседке. И вдруг Ахматова случайно бросила: «Если она не умрет шестнадцати лет от чахотки в Ницце». Так и случилось.

http://www.facebook.com/tvcenter?hc_location=timeline

      

  Ахматова Анна Андреевна родилась в семье морского инженера, капитана 2-го ранга в отставке на ст. Большой Фонтан под Одессой. Через год после рождения дочери семья переехала в Царское Село. Здесь Ахматова училась в Мариинской гимназии и каждое лето проводила под Севастополем. "Мои первые впечатления — царскосельские, — писала она в позднейшей автобиографической заметке, — зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в "Царскосельскую оду"". В 1905 году после развода родителей Ахматова с мамой переехала в Евпаторию. В 1906 — 1907 она училась в выпускном классе Киево-Фундуклеевской гимназии, в 1908 — 1910 — на юридическом отделении Киевских высших женских курсов.

   25 апреля 1910 году "за Днепром в деревенской церкви" Анна Ахматова обвенчалась с Николаем Гумилевым. Она познакомилась с Гумилёвым в 1903, в 1907 году он опубликовал стихотворение Ахматовой "На руке его много блестящих колец..." в издававшемся им в Париже журнале "Сириус". На стилистику её ранних поэтических опытов оказало заметное влияние знакомство с прозой К. Гамсуна, с поэзией Брюсова и Блока.

    

  Медовый месяц Ахматова провела в Париже, затем переехала в Петербург и с 1910 по 1916 жила в основном в Царском Селе. Училась на Высших историко- литературных курсах Н. П. Раева. 14 июня 1910 года состоялся дебют Ахматовой на "башне" Вячеслава Иванова. По свидетельству современников, "Вячеслав очень сурово прослушал ее стихи, одобрил только одно, об остальных промолчал, одно раскритиковал". Заключение "мэтра" было равнодушно-ироничным: "Какой густой романтизм..." В 1911 году, избрав литературным псевдонимом фамилию своей прабабки по материнской линии, она начала печататься в петербургских журналах, в том числе и в "Аполлоне". С момента основания "Цеха поэтов" стала его секретарем и деятельным участником. В 1912 вышел первый сборник Ахматовой "Вечер" с предисловием Кузмина. "Милый, радостный и горестный мир" открывается взору молодого поэта, но сгущенность психологических переживаний столь сильна, что вызывает чувство приближающейся трагедии. В фрагментарных зарисовках усиленно оттеняются мелочи, "конкретные осколки нашей жизни", рождающие ощущение острой эмоциональности. Эти стороны поэтического мировосприятия Ахматовой были соотнесены критиками с тенденциями, характерными для новой поэтической школы. В ее стихах увидели не только отвечающее духу времени преломление идеи Вечной женственности, уже не связанной с символическими контекстами, но и ту предельную "истонченность". психологического рисунка, которая стала возможна на излете символизма. Сквозь "милые мелочи", сквозь эстетическое любование радостями и печалями пробивалась творческая тоска по несовершенному — черта, которую С. М. Городецкий определил как "акмеистический пессимизм", тем самым еще раз подчеркнув принадлежность Ахматовой к определенной школе.

      

  Печаль, которой дышали стихи "Вечера", казалась печалью "мудрого и уже утомленного сердца" и была пронизана "смертельным ядом иронии", по словам Г. И. Чулкова, что давало основание возводить поэтическую родословную Ахматовой к И. Ф. Анненскому, которого Гумилев назвал "знаменем" для "искателей новых путей", имея в виду поэтов-акмеистов. Впоследствии Ахматова рассказывала, каким откровением было для нее знаком ство со стихами поэта, открывшего ей "новую гармонию". Линию своей поэтической преемственности Ахматова подтвердит стихотворением "Учитель" (1945) и собственным признанием: "Я веду свое начало от стихов Анненского. Его творчество, на мой взгляд, отмечено трагизмом, искренностью и художественной целостностью".

 "Четки" (1914), следующая книга Ахматовой, продолжала лирический "сюжет" "Вечера". Вокруг стихов обоих сборников, объединенных узнаваемым образом героини, создавался автобиографический ореол, что позволяло видеть в них то "лирический дневник", то "романлирику". По сравнению с первым сборником в "Четках" усиливается подробность разработки образов, углубляется способность не только страдать и сострадать душам "неживых вещей", но и принять на себя "тревогу мира". Новый сборник показывал, что развитие Ахматовой как поэта идет не по линии расширения тематики, сила ее — в глубинном психологизме, в постижении нюансов психологических мотивировок, в чуткости к движениям души. Это качество ее поэзии с годами усиливалось. Будущий путь Ахматовой верно предугадал ее близкий друг Н. В. Недоброво. "Ее призвание — в рассечении пластов", — подчеркнул он в статье 1915 г., которую Ахматова считала лучшей из написанного о ее творчестве.

      После "Четок" к Ахматовой приходит слава. Ее лирика оказалась близка не только "влюбленным гимназисткам", как иронично замечала Ахматова. Среди ее восторженных поклонников были поэты, только входившие в литературу, —  Цветаева, Пастернак. Более сдержано, но все же одобрительно отнеслись к Ахматовой Блок и Брюсов. В эти годы Ахматова становится излюбленной моделью для многих художников и адресатом многих стихотворных посвящений. Ее образ становится неотъемлемым символом поэзии эпохи акмеизма

  В годы первой мировой войны Ахматова не присоединила свой голос к голосам поэтов, разделявших официальный патриотический пафос, однако она с болью отозвалась на трагедии военного времени ("Июль 1914", "Молитва" ...).

  Сборник "Белая стая", вышедший в сентябре 1917, не имел столь шумного успеха, как предыдущие книги. Но новые интонации скорбной торжественности, молитвенностн, сверхличное начало разрушали привычный стереотип ахматовской поэзии, сложившийся у читателя ее ранних стихов. Эти изменения уловил О. Э. Мандельштам, заметив: "Голос отречения крепнет все более и более в стихах Ахматовой, и в настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России".


                                                     Я слышу иволги всегда печальный голос

Буду тихо на погостеИ лета пышного приветствую ущерб,

А к колосу прижатый тесно колос

С змеиным свистом срезывает серп.

И стройных жниц короткие подолы,

Как флаги в праздник, по ветру летят.

Теперь бы звон бубенчиков веселых,

Сквозь пыльные ресницы долгий взгляд.

Не ласки жду я, не любовной лести

В предчувствии неотвратимой тьмы,

Но приходи взглянуть на рай, где вместе

Блаженны и невинны были мы.

 

***

 

В каждых сутках есть такой
Смутный и тревожный час.
Громко говорю с тоской,
Не раскрывши сонных глаз.
И она стучит, как кровь,
Как дыхание тепла,
Как счастливая любовь,
Рассудительна и зла.

Александру Блоку



Я пришла к поэту в гости.9 декабря 1913
Ровно полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз.

И малиновое солнце

Над лохматым сизым дымом...
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!

У него глаза такие,

Что запомнить каждый должен,
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.


Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы.

«Теперь, когда все позади - даже старость, и остались только дряхлость и смерть, оказывается, все как-то, почти мучительно проясняется (как в первые осенние дни) - люди, события, собственные поступки, целые периоды жизни. И столько горьких и даже страшных чувств…»

Серия сообщений "Ахматова":
Часть 1 - Перед этим горем гнутся горы, ...
Часть 2 - Анна Ахматова: "Грядущее, созревшее в прошлом"
...
Часть 18 - "Ахматовские чтения" и посадка Черешневого леса
Часть 19 - Лирика Анны Ахматовой
Часть 20 - Анна Ахматова (1889 - 1966)
Часть 21 - Стихи Анны Ахматовой читают...
Часть 22 - Петербург Анны Ахматовой и Константина Куземы
...
Часть 37 - Ахматова. О портрете Альтмана и не только ...
Часть 38 - Ахматова Анна (1889-1966). «Северные элегии»
Часть 39 - Анна Ахматова: день рождения великой поэтессы

Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 7 пользователям



natasha_andreeva   обратиться по имени Томара Овсянникова Воскресенье, 23 Июня 2013 г. 20:40 (ссылка)
Спасибо, милая, за Ахматову!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 23 Июня 2013 г. 21:15ссылка
Спасибо и Вам, дорогая Наташа, за интерес и отклик!
ампель   обратиться по имени Воскресенье, 23 Июня 2013 г. 21:45 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Sergey_Tashebsky   обратиться по имени Воскресенье, 23 Июня 2013 г. 22:20 (ссылка)
Спасибо Вам, Тамара, за такой душевный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Юрий_Чернышев   обратиться по имени Понедельник, 24 Июня 2013 г. 05:21 (ссылка)
С днем рождения!
x_ed01bf13 (300x206, 19Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 24 Июня 2013 г. 09:09ссылка
Спасибо, Юрий! Мне очень приятно Ваше поздравление!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку