-Цитатник

Мария Михайловна Синякова (1890-1984) - (0)

МАРИЯ МИХАЙЛОВНА СИНЯКОВА – СТАРЕЙШИНА РУССКОГО И УКРАИНСКОГО АВАНГАРДА Мария Михайловна Синяко...

Павел Константинович Голубятников (1892-1942) - (0)

ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ ГОЛУБЯТНИКОВ - ВТОРОЙ РУССКИЙ АВАНГАРД   П.К. Голубят...

Христос и Пилат в живописи - (0)

Суд и поругание. Брюллов Карл Павлович. Голова Христа в терновом венце. 1849 И отвели Его...

Николай Иванович Кульбин - военный врач, художник авангарда - (0)

ДОКТОР-АВАНГАРДИСТ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ КУЛЬБИН (1868-1917) Пасха у футуристов в мастерской художн...

Волков Ефим Ефимович (1844 -1920) - (0)

Забытые имена.Художник  Волков Е.Е.   ВОЛКОВ  ЕФИМ ЕФИМОВИЧ ...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей: 8393
Комментариев: 31067
Написано: 51464

Бертран Рассел (1872 - 1970) - английский философ, ученый и общественный деятель

Суббота, 18 Мая 2013 г. 15:30 + в цитатник

  6_br_1 (274x397, 53Kb)Бертран Рассел родился 18 мая 1872 года в Уэльсе. Он происходил из влиятельной аристократической семьи: его дед, лорд Джон Рассел, дважды занимал пост премьер-министра Великобритании. Рано лишившись родителей, мальчик воспитывался в родовом имении своей бабушки под Лондоном. Тяга к познанию и начатки научного мировоззрения отличали Рассела уже в самом нежном возрасте. В поисках знаний подросший Рассел обращается к умным книгам. Особенно большое впечатление произвела на него «Геометрия» Евклида. Бертран пришел к выводу, что природа управляется математическими законами, а в основе мира лежит математическая гармония. Вскоре, к огорчению своей набожной бабушки, юный аристократ заявил, что не верит в Бога. Он устремился в науку, полный решимости познать тайны Вселенной.

  Окончив Тринити-колледж Кембриджского университета в 1894, Рассел увлеченно занимается математикой, философией, логикой. Он защищает диссертацию по геометрии, читает лекции в ряде университетов и колледжей. В 1908-м Бертрана Рассела принимают в Королевское научное общество.   

  Первое изложение собственных логицистских взглядов на математику Рассел представил в книге "Принципы математики" (1903), но подлинную славу ему принесла трехтомная "Principia Mathematica" (1910-1913), созданная совместно с кембриджским математиком А. Н. Уайтхедом. Работа "Введение в математическую философию" (1919) была написана им в тюрьме, куда он был заключен в 1918 году на шесть месяцев за свою пацифистскую деятельность. Его книга "Проблемы философии" (1912; русский перевод 1914) до сих пор считается в англосаксонских странах лучшим введением в философию. Вопросам языка и познания посвящены его книги "Наше познание внешнего мира" (1914). В 1920-1921 годах посетил Советскую Россию (итогом этой поездки явилась книга "Практика и теория большевизма", 1920) и Китай. "Исследование значения и истины" (1940) и обобщающая работа "Человеческое познание: его сфера и границы" (1948) Рассел - автор широко известной "Истории западной философии" (1945) и трехтомной "Автобиографии" (1967-1969). Сохранился огромный рукописный архив Рассела.



Всю мою жизнь пронизывали три страсти, простые, но неодоли­мые в своём могуществе: жажда любви, тяга к знанию и мучитель­ное сочувствие к страданиям человечества. Как могучие ветры, носили они меня над пучиною боли, увлекая из стороны в сторону и по­рой доводя до отчаяния.

Я искал любви, прежде всего потому, что от неё душа кипит востор­гом, безмерным восторгом — за несколько таких часов не жаль пожерт­вовать всей жизнью. Я искал любви и потому, что она прогоняет одино­чество, страшное одиночество трепещущего сознания, чей взор устремлён за край Вселенной, в непостижимую безжизненную бездну. Наконец, я искал любви и потому, что в единении двух видел, словно на заставке таинственной рукописи, прообраз Рая, открывавшегося по­этам и святым. Вот что я искал и вот что в конце концов обрёл, хоть это и напоминает чудо.

С не меньшей страстью я стремился к знанию. Я жаждал проникнуть в человеческое сердце. Жаждал узнать, почему светят звёзды. Стремил­ся разгадать загадку пифагорейства — понять власть числа над изменяю­щейся природой. И кое-что, правда совсем немного, мне удалось понять.

Любовь и знания — когда они давались в руки — влекли меня наверх, к небесной выси, но сострадание возвращало вновь на землю. Крики бо­ли эхом отдавались в сердце: голодающие дети, жертвы насилия, беспо­мощные старики, ставшие ненавистным бременем для собственных де­тей, весь этот мир, где бескрайнее одиночество, нищета и боль превращают человеческую жизнь в пародию на самое себя. Я так хотел умерить зло, но был не в силах, и я сам страдаю.

Такова была моя жизнь. Её стоило жить, и если бы я мог, охотно про­жил бы её сначала.

Бертран Рассел

Предмет философии 

   В произведениях Рассела можно встретить несколько определений предмета философии, однако наибольший интерес представляет его ранняя трактовка философии как правильного логического (глубинного) анализа языка ("логика есть сущность философии"). Важнейшее качество философии, по Расселу, - способность устранять всевозможные парадоксы. В "Истории западной философии" он характеризует философию как "ничейную землю между наукой и теологией"; вообще она имеет дело с проблемами, еще не освоенными наукой.

Основные понятия онтологии и теории познания 

  Рассел говорил о присущем ему "инстинкте реальности", который допускает наличие в мире "чувственных данных", объектов здравого смысла (отдельных предметов), а также универсалий (то есть свойств и отношений), но исключает "единорогов", "крылатых коней" и "круглые квадраты". Философ-аналитик должен найти логические способы отрицания сомнительных сущностей, которых особенно много в метафизике. Принципиально важным для Рассела было различение двух видов знания - "знания-знакомства" и "знания по описанию". Первое есть изначальное и непосредственное знание о чувственных данных и универсалиях. Элементы языка, подтверждаемые "знанием-знакомством", Рассел называл "именами". "Знание по описанию" вторично. Это выводное знание о физических объектах и психических состояниях других людей, получаемое с помощью "обозначающих фраз". Главные логические проблемы и недоразумения порождаются именно "обозначающими фразами", например, фраза "автор "Уэверли" в предложении "Скотт есть автор "Уэверли" сама по себе не имеет своего объекта, то есть лишена значения. Рассел разработал механизм анализа и устранения двусмысленных "обозначающих фраз". Он обнаружил проблемы и с собственными именами: например, мифологическое имя Пегас порождает "парадокс существования" (тезис о существовании несуществующего объекта). Позднее он признал все собственные имена двусмысленными и пришел к выводу, что язык "соединяется" с миром только с помощью указательных местоимений ("это" и "то"), которые "логически суть собственные имена".

Математические и семантические парадоксы 

  Занимаясь теорией множеств, Рассел обнаружил парадокс, который впоследствии получил его имя. Этот парадокс касается особого "класса всех классов, не являющихся членами самих себя". Спрашивается, является ли такой класс членом самого себя или нет? При ответе на данный вопрос возникает противоречие. Этот парадокс привлек широкое внимание ученых, ибо в начале 20 века теория множеств считалась образцовой математической дисциплиной, непротиворечивой и полностью формализованной. Решение, предложенное Расселом, получило название "теории типов": множество (класс) и его элементы относятся к различным логическим типам, тип множества выше типа его элементов, что устраняет "парадокс Рассела" (теория типов была использована Расселом и для решения знаменитого семантического парадокса "Лжец"). Однако, многие математики, не приняли расселовское решение, считая что оно накладывает слишком жесткие ограничения на математические утверждения.



Логический атомизм 

  Рассел стремился установить соответствие элементов языка и мира. Элементам реальности в его концепции соответствуют имена, атомарные и молекулярные предложения. В атомарных предложениях ("это белое", "это слева от того") фиксируется обладание некоторым свойством или же наличие отношения. Таким предложениям в мире соответствуют атомарные факты. В молекулярных предложениях входящие в них атомарные предложения соединяются с помощью слов-связок "или", "и", "если". Истинность или ложность молекулярных предложений зависит от истинности или ложности входящих в них атомарных предложений. По признанию Рассела, теория логического атомизма возникла под влиянием идей его ученика - австрийского философа Людвига Витгенштейна - и была призвана дать максимально полное, экономное и точное описание реальности. Рассел предполагал, что в логически совершенном языке науки каждый знак будет соответствовать компонентам определенного и позволит избежать двусмысленностей и парадоксов. Эта точка зрения в 1930-е годах была подвергнута критике "поздним" Витгенштейном и представителями лингвистической философии.

Философия сознания 

В книге "Анализ сознания" (1920) Бертран Рассел, вслед за У. Джеймсом и представителями американского неореализма выдвинул теорию "нейтрального монизма", характеризуя ее как попытку совместить материалистическую позицию в современной ему психологии (бихевиоризм) с идеалистической позицией в физике, "дематериализующей материю". Рассел отвергает философское разделение на материю и дух, критикует субстанциалистские концепции сознания, а также идею интенциональности сознания. Материю он трактует как логическую фикцию, удобное обозначение сферы действия каузальных законов. В психологии и в физике действуют разные каузальные закономерности, однако, поскольку данными психологии являются ощущения, то данные физических наук тоже являются психическими данными. В целом исходное объяснение того, что происходит в мире, ближе у Рассела к психологическому объяснению, нежели к физическому. В более поздних его работах эта тенденция психологизации философского и научного знания усилилась, в чем сказалось влияние на него феноменализма Юма.

  В 1950 за книгу «Брак и мораль» и активную публицистическую деятельность Расселу была присуждена Нобелевская премия по литературе. На церемонии награждения член Шведской академии  Эстерлинг  назвал  Бертрана  Рассела  «одним  из самых блестящих представителей рационализма и гуманизма, бесстрашным борцом за свободу слова и свободу мысли на Западе»

  Для западного мира седовласый интеллектуал с трубкой действительно стал признанным авторитетом. А вот за железным занавесом нобелевского лауреата не жаловали. Так, газета «Правда» в 1951-м напечатала погромную заметку «Пророчества мракобеса». В ней приводилась цитата из интервью Бертрана Рассела американским корреспондентам: «Коммунизм — это преходящее увлечение, которое исчезнет и будет забыто через пятьдесят лет». Имя Рассела забудут не через 50, а через 10 лет! — парировала возмущенная «Правда». Время показало, кто был более проницателен…           

3_br_e_2 (387x271, 45Kb)
    1952 год. Расселу исполнилось восемьдесят, но шутливое замечание философа: «Диагностика достигла таких успехов, что здоровых людей практически не осталось» — явно не касается его самого.

Он оформляет развод с Патрицией Спенс и женится в четвертый разна Эдите Финч преподавательнице университета из США. По свидетельству современников брак оказался счастливым. Бертран Рассел наконец-то обрел идеальную спутницу жизни.

  Вскоре Расселом всецело овладевает новая идея — борьба против ядерной угрозы. Являясь идейным противником коммунизма, философ, тем не менее, решительно осудил действия США во Вьетнаме: «Это война, в которой самое богатое и могущественное из государств мира противостоит нации нищих крестьян, более четверти века сражающихся за независимость». В 1966 Бертран Рассел с Ж.-П. Сартром учреждает Международный трибунал по расследованию военных преступлений во Вьетнаме, собиравшем информации о бомбардировках гражданских объектов, применении напалма и дефолиантов, бесчеловечном обращении с пленными…

  Объективно эти разоблачения играли на руку советскому лагерю. Но «приручить» английского лорда-гуманиста Москве не удалось. В 1968 году он послал советскому премьеру Косыгину гневное письмо с протестом против августовского вторжения в Чехословакию.

  Судьба мира продолжала волновать Рассела до самого конца — за три дня до своей смерти он продиктовал послание международной парламентской конференции в Каире. Бертран Рассел умер от гриппа 2 февраля 1970 года.

  Споры о роли Рассела в истории ХХ века не утихают до сих пор. Кем был этот человек? Благодетелем цивилизации, великим вольнодумцем, Вольтером ушедшего столетия? Или же наивным идеалистом, безнадежно запутавшимся в собственных страстях? Безусловно, простодушие, некоторая сумбурность, чрезмерная эмоциональность преследовали ученого и философа и в частной жизни, и в политике. Но принижать масштаб его личности не стоит.

Однажды Рассела спросили, кто может считаться настоящим джентльменом. Знаменитый британец ответил: «Джентльмен — это человек, общаясь с которым, каждый также невольно становится джентльменом». Диалог с Бертраном Расселом побуждает миллионы современников перенять частицу его гуманизма, жажды знаний, преданности идеалам свободы. Значит, многолетние усилия мыслителя, стремившегося изменить мир к лучшему, не пропали даром.

Цитаты и aфоризмы Бертрана Рассела

Больше всего гордятся собой две категории людей: те, кто несчастлив, и те, кто страдает бессонницей.

В демократии честный политик может быть терпим, только если он очень глуп. Ибо лишь очень глупый человек может искренне разделять предрассудки большей половины нации.

В каждой стране пропаганда контролируется государством и представляет собой то, что нравится государству. А что нравится государству, так это ваша готовность совершить убийство, когда вам прикажут.

Во всей вселенной пахнет нефтью.

Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было бы избежать.

Всякая точная наука основывается на приблизительности.

Даже если все держатся одного мнения, все могут ошибаться.

Джентльмен - это человек, общаясь с которым чувствуешь себя джентльменом.

Диагностика достигла таких успехов, что здоровых людей практически не осталось.

Душа человека - своеобразный сплав бога и зверя, арена борьбы двух начал: одно - частичное, ограниченное, эгоистическое, а другое - всеобщее, бесконечное и беспристрастное.

Если бы бог и существовал, вряд ли он был бы столь тщеславен, чтобы обижаться на тех, кто сомневается в его существовании.

Если я предположу, что между Землёй и Марсом вокруг Солнца по эллиптической орбите летает фарфоровый чайник, никто не сможет опровергнуть моё утверждение, особенно если я аккуратно добавлю, что чайник настолько мал, что не виден даже самыми мощнейшими телескопами. Но если бы я затем сказал, что если моё утверждение не может быть опровергнуто, то недопустимо человеческому разуму в нём сомневаться, мои слова следовало бы с полным на то основанием счесть бессмыслицей. Тем не менее, если существование такого чайника утверждалось бы в древних книгах, каждое воскресенье заучиваемых как святая истина, и насаждалось бы в умах школьников, то сомнение в его существовании стало бы признаком эксцентричности и привлекло бы к усомнившемуся внимание психиатра в наш просвещённый век, или же инквизитора в прошлом.

За ширмой… многие люди предпочитают умереть, чем начать думать. Обычно им это удается.

Зависть - вот фундамент демократии.

Искусство пропаганды в том виде, как его понимают современные политики, напрямую связано с искусством рекламы.

К очень неприятным явлениям нашего времени относится то, что только ограниченные люди оказываются очень уверенными в правоте своего дела.

Как это ни грустно, люди соглашаются лишь с тем, что их, по существу, не интересует.

Когда детей нет, отношения мужчин и женщин - это их личное дело, не касающееся ни государства, ни соседей.

  Коротка и бессильна жизнь человека; на него и на весь его род медленно и неумолимо падает рок беспощадный и темный. Не замечая добра и зла, безрассудно разрушительная и всемогущая материя следует своим неумолимым путем; человеку, осужденному сегодня потерять самое дорогое, а завтра самому пройти через врата тьмы, остается лишь лелеять, пока не нанесен удар, высокие мысли, освещающие его недолгие дни; презирая трусливый страх раба судьбы - поклоняться святыне, созданной собственными его руками; не боясь власти случая, хранить разум от бессмысленной тирании, господствующей над его внешней жизнью; бросая гордый вызов неумолимым силам, которые терпят до поры его знание и его проклятия, держать на себе мир, подобно усталому, но не сдающемуся Атласу. Держать - вопреки давящей все на своем пути бессознательной силе - мир, сотворенный его идеалами.

Любви бояться - означает бояться жизни, а кто жизни боится, тот уже на три четверти мертв.

Любовь - главный способ бегства от одиночества, которое мучит большинство мужчин и женщин в течение почти всей их жизни.

Люди ненавидят скептиков гораздо больше, чем они ненавидят страстных защитников мнений, враждебных их собственным.

Материя является не частью конечного материала мира, но просто удобным способом связывания событий воедино.

Моральные правила не должны мешать инстинктивному счастью.

Мысль не свободна, если ею нельзя заработать на жизнь.

Наука - это то, что Вы знаете, философия - то, чего не знаете.

Наш страх перед катастрофой лишь увеличивает ее вероятность.

Не многие могут быть счастливы, не испытывая ненависти к другому человеку, нации, вероисповеданию.

Невозможно понять, что означает слово „сыр“, если не обладать нелингвистическим знакомством с сыром.

  Некоторые дети имеют привычку мыслить - одна из целей образования состоит в том, чтобы избавить их от нее. Неудобные вопросы замалчиваются, за них даже наказывают. Коллективные эмоции используются для того, чтобы привить нужные взгляды, особенно националистического толка. Капиталисты, милитаристы и церковники сотрудничают в деле образования, потому что всем им выгодно, чтобы у людей развивалось эмоциональное отношение к действительности, а не критическое мышление.

Никто не сплетничает о тайных добродетелях других людей.

Он не джентльмен - он одевается слишком хорошо.

Патриотизм - готовность убивать и быть убитым ради заурядных причин.

Полезно время от времени ставить знак вопроса на вещах, которые тебе давно представляются несомненными.

Политики не находят прелести во взглядах, которые сами по себе не несут партийного красноречия, а простые смертные предпочитают взгляды, которые приносят несчастье махинациям их врагов.

Правда - это то, что каждый из нас обязан рассказать полицейскому.

Практическая нужда в морали возникает вследствие конфликта желаний различных людей или конфликта желаний в одном человеке.

При демократии дураки имеют право голосовать, при диктатуре - править.

Путь от амебы к человеку казался философам очевидным прогрессом - хотя неизвестно, согласилась бы с этим мнением амеба.

Смысл философии в том, чтобы начать с самого очевидного, а закончить самым парадоксальным.

Сознательная жестокость доставляет наслаждение моралистам. Вот почему они придумали Ад.

Сочувствие выражается в том, что становишься несчастным из-за страданий других.

Способность умно наполнить свободное время есть высшая ступень личной культуры.

Страх - основа религии, страх перед таинственным, страх перед неудачей, страх перед смертью. А так как страх является прародителем жестокости, то неудивительно, что жестокость и религия шагали рука об руку.

Стремление к власти порождено страхом. Те, кто не боится своих соседей, не видит необходимости властвовать над ними.

Счастье не перестаёт быть счастьем, когда оно кратко, а мысли и любовь не лишаются своей ценности из-за того, что преходящи.

Те, кто несчастлив, и те, кто плохо спит, привыкли этим гордиться.

Умереть за свои убеждения - значит придавать слишком большую цену предположениям.

Учитывая глупость большинства людей, широко распространенная точка зрения будет скорее глупа, чем разумна.

Чувство долга необходимо в работе, но оскорбительно во многих других отношениях. Люди хотят, чтобы их любили, а не переносили с терпеливой покорностью.

Я никогда не отдам жизнь за свои убеждения, потому что я могу заблуждаться.

Бертран Рассел

 



Рубрики:  Мыслители
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям



xrizantema9   обратиться по имени Суббота, 18 Мая 2013 г. 15:52 (ссылка)
Очень интересный пост! Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Суббота, 18 Мая 2013 г. 19:03 (ссылка)
Спасибо, Ирина, за интерес к не очень популярным мыслительным темам. Я очень согласна с Расселом:
"Способность умно наполнить свободное время есть высшая ступень личной культуры."
Ответить С цитатой В цитатник
ампель   обратиться по имени Понедельник, 20 Мая 2013 г. 20:52 (ссылка)
Да, ему удалось прожить 98 лет и не лгать - это замечательно, на это не у всякого хватит ума. Спасибо,Тома!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 21 Мая 2013 г. 19:07ссылка
Это дано только светлым гениям!
Huseyn_Qurbanov   обратиться по имени Воскресенье, 29 Января 2017 г. 17:33 (ссылка)
Исходное сообщение Томаовсянка

  Бертран Рассел родился 18 мая 1872 года в Уэльсе. Он происходил из влиятельной аристократической семьи: его дед, лорд Джон Рассел, дважды занимал пост премьер-министра Великобритании. Рано лишившись родителей, мальчик воспитывался в родовом имении своей бабушки под Лондоном. Тяга к познанию и начатки научного мировоззрения отличали Рассела уже в самом нежном возрасте. В поисках знаний подросший Рассел обращается к умным книгам. Особенно большое впечатление произвела на него «Геометрия» Евклида. Бертран пришел к выводу, что природа управляется математическими законами, а в основе мира лежит математическая гармония. Вскоре, к огорчению своей набожной бабушки, юный аристократ заявил, что не верит в Бога. Он устремился в науку, полный решимости познать тайны Вселенной.

  Окончив Тринити-колледж Кембриджского университета в 1894, Рассел увлеченно занимается математикой, философией, логикой. Он защищает диссертацию по геометрии, читает лекции в ряде университетов и колледжей. В 1908-м Бертрана Рассела принимают в Королевское научное общество.   

  Первое изложение собственных логицистских взглядов на математику Рассел представил в книге "Принципы математики" (1903), но подлинную славу ему принесла трехтомная "Principia Mathematica" (1910-1913), созданная совместно с кембриджским математиком А. Н. Уайтхедом. Работа "Введение в математическую философию" (1919) была написана им в тюрьме, куда он был заключен в 1918 году на шесть месяцев за свою пацифистскую деятельность. Его книга "Проблемы философии" (1912; русский перевод 1914) до сих пор считается в англосаксонских странах лучшим введением в философию. Вопросам языка и познания посвящены его книги "Наше познание внешнего мира" (1914). В 1920-1921 годах посетил Советскую Россию (итогом этой поездки явилась книга "Практика и теория большевизма", 1920) и Китай. "Исследование значения и истины" (1940) и обобщающая работа "Человеческое познание: его сфера и границы" (1948) Рассел - автор широко известной "Истории западной философии" (1945) и трехтомной "Автобиографии" (1967-1969). Сохранился огромный рукописный архив Рассела.




Всю мою жизнь пронизывали три страсти, простые, но неодоли­мые в своём могуществе: жажда любви, тяга к знанию и мучитель­ное сочувствие к страданиям человечества. Как могучие ветры, носили они меня над пучиною боли, увлекая из стороны в сторону и по­рой доводя до отчаяния.

Я искал любви, прежде всего потому, что от неё душа кипит востор­гом, безмерным восторгом — за несколько таких часов не жаль пожерт­вовать всей жизнью. Я искал любви и потому, что она прогоняет одино­чество, страшное одиночество трепещущего сознания, чей взор устремлён за край Вселенной, в непостижимую безжизненную бездну. Наконец, я искал любви и потому, что в единении двух видел, словно на заставке таинственной рукописи, прообраз Рая, открывавшегося по­этам и святым. Вот что я искал и вот что в конце концов обрёл, хоть это и напоминает чудо.

С не меньшей страстью я стремился к знанию. Я жаждал проникнуть в человеческое сердце. Жаждал узнать, почему светят звёзды. Стремил­ся разгадать загадку пифагорейства — понять власть числа над изменяю­щейся природой. И кое-что, правда совсем немного, мне удалось понять.

Любовь и знания — когда они давались в руки — влекли меня наверх, к небесной выси, но сострадание возвращало вновь на землю. Крики бо­ли эхом отдавались в сердце: голодающие дети, жертвы насилия, беспо­мощные старики, ставшие ненавистным бременем для собственных де­тей, весь этот мир, где бескрайнее одиночество, нищета и боль превращают человеческую жизнь в пародию на самое себя. Я так хотел умерить зло, но был не в силах, и я сам страдаю.

Такова была моя жизнь. Её стоило жить, и если бы я мог, охотно про­жил бы её сначала.

Бертран Рассел

Предмет философии 

   В произведениях Рассела можно встретить несколько определений предмета философии, однако наибольший интерес представляет его ранняя трактовка философии как правильного логического (глубинного) анализа языка ("логика есть сущность философии"). Важнейшее качество философии, по Расселу, - способность устранять всевозможные парадоксы. В "Истории западной философии" он характеризует философию как "ничейную землю между наукой и теологией"; вообще она имеет дело с проблемами, еще не освоенными наукой.

Основные понятия онтологии и теории познания 

  Рассел говорил о присущем ему "инстинкте реальности", который допускает наличие в мире "чувственных данных", объектов здравого смысла (отдельных предметов), а также универсалий (то есть свойств и отношений), но исключает "единорогов", "крылатых коней" и "круглые квадраты". Философ-аналитик должен найти логические способы отрицания сомнительных сущностей, которых особенно много в метафизике. Принципиально важным для Рассела было различение двух видов знания - "знания-знакомства" и "знания по описанию". Первое есть изначальное и непосредственное знание о чувственных данных и универсалиях. Элементы языка, подтверждаемые "знанием-знакомством", Рассел называл "именами". "Знание по описанию" вторично. Это выводное знание о физических объектах и психических состояниях других людей, получаемое с помощью "обозначающих фраз". Главные логические проблемы и недоразумения порождаются именно "обозначающими фразами", например, фраза "автор "Уэверли" в предложении "Скотт есть автор "Уэверли" сама по себе не имеет своего объекта, то есть лишена значения. Рассел разработал механизм анализа и устранения двусмысленных "обозначающих фраз". Он обнаружил проблемы и с собственными именами: например, мифологическое имя Пегас порождает "парадокс существования" (тезис о существовании несуществующего объекта). Позднее он признал все собственные имена двусмысленными и пришел к выводу, что язык "соединяется" с миром только с помощью указательных местоимений ("это" и "то"), которые "логически суть собственные имена".

Математические и семантические парадоксы 

  Занимаясь теорией множеств, Рассел обнаружил парадокс, который впоследствии получил его имя. Этот парадокс касается особого "класса всех классов, не являющихся членами самих себя". Спрашивается, является ли такой класс членом самого себя или нет? При ответе на данный вопрос возникает противоречие. Этот парадокс привлек широкое внимание ученых, ибо в начале 20 века теория множеств считалась образцовой математической дисциплиной, непротиворечивой и полностью формализованной. Решение, предложенное Расселом, получило название "теории типов": множество (класс) и его элементы относятся к различным логическим типам, тип множества выше типа его элементов, что устраняет "парадокс Рассела" (теория типов была использована Расселом и для решения знаменитого семантического парадокса "Лжец"). Однако, многие математики, не приняли расселовское решение, считая что оно накладывает слишком жесткие ограничения на математические утверждения.





Логический атомизм 

  Рассел стремился установить соответствие элементов языка и мира. Элементам реальности в его концепции соответствуют имена, атомарные и молекулярные предложения. В атомарных предложениях ("это белое", "это слева от того") фиксируется обладание некоторым свойством или же наличие отношения. Таким предложениям в мире соответствуют атомарные факты. В молекулярных предложениях входящие в них атомарные предложения соединяются с помощью слов-связок "или", "и", "если". Истинность или ложность молекулярных предложений зависит от истинности или ложности входящих в них атомарных предложений. По признанию Рассела, теория логического атомизма возникла под влиянием идей его ученика - австрийского философа Людвига Витгенштейна - и была призвана дать максимально полное, экономное и точное описание реальности. Рассел предполагал, что в логически совершенном языке науки каждый знак будет соответствовать компонентам определенного и позволит избежать двусмысленностей и парадоксов. Эта точка зрения в 1930-е годах была подвергнута критике "поздним" Витгенштейном и представителями лингвистической философии.

Философия сознания 

В книге "Анализ сознания" (1920) Бертран Рассел, вслед за У. Джеймсом и представителями американского неореализма выдвинул теорию "нейтрального монизма", характеризуя ее как попытку совместить материалистическую позицию в современной ему психологии (бихевиоризм) с идеалистической позицией в физике, "дематериализующей материю". Рассел отвергает философское разделение на материю и дух, критикует субстанциалистские концепции сознания, а также идею интенциональности сознания. Материю он трактует как логическую фикцию, удобное обозначение сферы действия каузальных законов. В психологии и в физике действуют разные каузальные закономерности, однако, поскольку данными психологии являются ощущения, то данные физических наук тоже являются психическими данными. В целом исходное объяснение того, что происходит в мире, ближе у Рассела к психологическому объяснению, нежели к физическому. В более поздних его работах эта тенденция психологизации философского и научного знания усилилась, в чем сказалось влияние на него феноменализма Юма.

  В 1950 за книгу «Брак и мораль» и активную публицистическую деятельность Расселу была присуждена Нобелевская премия по литературе. На церемонии награждения член Шведской академии  Эстерлинг  назвал  Бертрана  Рассела  «одним  из самых блестящих представителей рационализма и гуманизма, бесстрашным борцом за свободу слова и свободу мысли на Западе»

  Для западного мира седовласый интеллектуал с трубкой действительно стал признанным авторитетом. А вот за железным занавесом нобелевского лауреата не жаловали. Так, газета «Правда» в 1951-м напечатала погромную заметку «Пророчества мракобеса». В ней приводилась цитата из интервью Бертрана Рассела американским корреспондентам: «Коммунизм — это преходящее увлечение, которое исчезнет и будет забыто через пятьдесят лет». Имя Рассела забудут не через 50, а через 10 лет! — парировала возмущенная «Правда». Время показало, кто был более проницателен…           


    1952 год. Расселу исполнилось восемьдесят, но шутливое замечание философа: «Диагностика достигла таких успехов, что здоровых людей практически не осталось» — явно не касается его самого.

Он оформляет развод с Патрицией Спенс и женится в четвертый разна Эдите Финч — преподавательнице университета из США. По свидетельству современников брак оказался счастливым. Бертран Рассел наконец-то обрел идеальную спутницу жизни.

  Вскоре Расселом всецело овладевает новая идея — борьба против ядерной угрозы. Являясь идейным противником коммунизма, философ, тем не менее, решительно осудил действия США во Вьетнаме: «Это война, в которой самое богатое и могущественное из государств мира противостоит нации нищих крестьян, более четверти века сражающихся за независимость». В 1966 Бертран Рассел с Ж.-П. Сартром учреждает Международный трибунал по расследованию военных преступлений во Вьетнаме, собиравшем информации о бомбардировках гражданских объектов, применении напалма и дефолиантов, бесчеловечном обращении с пленными…

  Объективно эти разоблачения играли на руку советскому лагерю. Но «приручить» английского лорда-гуманиста Москве не удалось. В 1968 году он послал советскому премьеру Косыгину гневное письмо с протестом против августовского вторжения в Чехословакию.

  Судьба мира продолжала волновать Рассела до самого конца — за три дня до своей смерти он продиктовал послание международной парламентской конференции в Каире. Бертран Рассел умер от гриппа 2 февраля 1970 года.

  Споры о роли Рассела в истории ХХ века не утихают до сих пор. Кем был этот человек? Благодетелем цивилизации, великим вольнодумцем, Вольтером ушедшего столетия? Или же наивным идеалистом, безнадежно запутавшимся в собственных страстях? Безусловно, простодушие, некоторая сумбурность, чрезмерная эмоциональность преследовали ученого и философа и в частной жизни, и в политике. Но принижать масштаб его личности не стоит.



Однажды Рассела спросили, кто может считаться настоящим джентльменом. Знаменитый британец ответил: «Джентльмен — это человек, общаясь с которым, каждый также невольно становится джентльменом». Диалог с Бертраном Расселом побуждает миллионы современников перенять частицу его гуманизма, жажды знаний, преданности идеалам свободы. Значит, многолетние усилия мыслителя, стремившегося изменить мир к лучшему, не пропали даром.

Цитаты и aфоризмы Бертрана Рассела

Больше всего гордятся собой две категории людей: те, кто несчастлив, и те, кто страдает бессонницей.

В демократии честный политик может быть терпим, только если он очень глуп. Ибо лишь очень глупый человек может искренне разделять предрассудки большей половины нации.

В каждой стране пропаганда контролируется государством и представляет собой то, что нравится государству. А что нравится государству, так это ваша готовность совершить убийство, когда вам прикажут.

Во всей вселенной пахнет нефтью.

Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было бы избежать.

Всякая точная наука основывается на приблизительности.

Даже если все держатся одного мнения, все могут ошибаться.

Джентльмен - это человек, общаясь с которым чувствуешь себя джентльменом.

Диагностика достигла таких успехов, что здоровых людей практически не осталось.

Душа человека - своеобразный сплав бога и зверя, арена борьбы двух начал: одно - частичное, ограниченное, эгоистическое, а другое - всеобщее, бесконечное и беспристрастное.

Если бы бог и существовал, вряд ли он был бы столь тщеславен, чтобы обижаться на тех, кто сомневается в его существовании.

Если я предположу, что между Землёй и Марсом вокруг Солнца по эллиптической орбите летает фарфоровый чайник, никто не сможет опровергнуть моё утверждение, особенно если я аккуратно добавлю, что чайник настолько мал, что не виден даже самыми мощнейшими телескопами. Но если бы я затем сказал, что если моё утверждение не может быть опровергнуто, то недопустимо человеческому разуму в нём сомневаться, мои слова следовало бы с полным на то основанием счесть бессмыслицей. Тем не менее, если существование такого чайника утверждалось бы в древних книгах, каждое воскресенье заучиваемых как святая истина, и насаждалось бы в умах школьников, то сомнение в его существовании стало бы признаком эксцентричности и привлекло бы к усомнившемуся внимание психиатра в наш просвещённый век, или же инквизитора в прошлом.

За ширмой… многие люди предпочитают умереть, чем начать думать. Обычно им это удается.

Зависть - вот фундамент демократии.

Искусство пропаганды в том виде, как его понимают современные политики, напрямую связано с искусством рекламы.

К очень неприятным явлениям нашего времени относится то, что только ограниченные люди оказываются очень уверенными в правоте своего дела.

Как это ни грустно, люди соглашаются лишь с тем, что их, по существу, не интересует.

Когда детей нет, отношения мужчин и женщин - это их личное дело, не касающееся ни государства, ни соседей.

  Коротка и бессильна жизнь человека; на него и на весь его род медленно и неумолимо падает рок беспощадный и темный. Не замечая добра и зла, безрассудно разрушительная и всемогущая материя следует своим неумолимым путем; человеку, осужденному сегодня потерять самое дорогое, а завтра самому пройти через врата тьмы, остается лишь лелеять, пока не нанесен удар, высокие мысли, освещающие его недолгие дни; презирая трусливый страх раба судьбы - поклоняться святыне, созданной собственными его руками; не боясь власти случая, хранить разум от бессмысленной тирании, господствующей над его внешней жизнью; бросая гордый вызов неумолимым силам, которые терпят до поры его знание и его проклятия, держать на себе мир, подобно усталому, но не сдающемуся Атласу. Держать - вопреки давящей все на своем пути бессознательной силе - мир, сотворенный его идеалами.

Любви бояться - означает бояться жизни, а кто жизни боится, тот уже на три четверти мертв.

Любовь - главный способ бегства от одиночества, которое мучит большинство мужчин и женщин в течение почти всей их жизни.

Люди ненавидят скептиков гораздо больше, чем они ненавидят страстных защитников мнений, враждебных их собственным.

Материя является не частью конечного материала мира, но просто удобным способом связывания событий воедино.

Моральные правила не должны мешать инстинктивному счастью.

Мысль не свободна, если ею нельзя заработать на жизнь.

Наука - это то, что Вы знаете, философия - то, чего не знаете.

Наш страх перед катастрофой лишь увеличивает ее вероятность.

Не многие могут быть счастливы, не испытывая ненависти к другому человеку, нации, вероисповеданию.

Невозможно понять, что означает слово „сыр“, если не обладать нелингвистическим знакомством с сыром.

  Некоторые дети имеют привычку мыслить - одна из целей образования состоит в том, чтобы избавить их от нее. Неудобные вопросы замалчиваются, за них даже наказывают. Коллективные эмоции используются для того, чтобы привить нужные взгляды, особенно националистического толка. Капиталисты, милитаристы и церковники сотрудничают в деле образования, потому что всем им выгодно, чтобы у людей развивалось эмоциональное отношение к действительности, а не критическое мышление.

Никто не сплетничает о тайных добродетелях других людей.

Он не джентльмен - он одевается слишком хорошо.

Патриотизм - готовность убивать и быть убитым ради заурядных причин.

Полезно время от времени ставить знак вопроса на вещах, которые тебе давно представляются несомненными.

Политики не находят прелести во взглядах, которые сами по себе не несут партийного красноречия, а простые смертные предпочитают взгляды, которые приносят несчастье махинациям их врагов.

Правда - это то, что каждый из нас обязан рассказать полицейскому.

Практическая нужда в морали возникает вследствие конфликта желаний различных людей или конфликта желаний в одном человеке.

При демократии дураки имеют право голосовать, при диктатуре - править.

Путь от амебы к человеку казался философам очевидным прогрессом - хотя неизвестно, согласилась бы с этим мнением амеба.

Смысл философии в том, чтобы начать с самого очевидного, а закончить самым парадоксальным.

Сознательная жестокость доставляет наслаждение моралистам. Вот почему они придумали Ад.

Сочувствие выражается в том, что становишься несчастным из-за страданий других.

Способность умно наполнить свободное время есть высшая ступень личной культуры.

Страх - основа религии, страх перед таинственным, страх перед неудачей, страх перед смертью. А так как страх является прародителем жестокости, то неудивительно, что жестокость и религия шагали рука об руку.

Стремление к власти порождено страхом. Те, кто не боится своих соседей, не видит необходимости властвовать над ними.

Счастье не перестаёт быть счастьем, когда оно кратко, а мысли и любовь не лишаются своей ценности из-за того, что преходящи.

Те, кто несчастлив, и те, кто плохо спит, привыкли этим гордиться.

Умереть за свои убеждения - значит придавать слишком большую цену предположениям.

Учитывая глупость большинства людей, широко распространенная точка зрения будет скорее глупа, чем разумна.

Чувство долга необходимо в работе, но оскорбительно во многих других отношениях. Люди хотят, чтобы их любили, а не переносили с терпеливой покорностью.

Я никогда не отдам жизнь за свои убеждения, потому что я могу заблуждаться.

Бертран Рассел

 РЕШЕНИЕ ПАРАДОКСОВ:
1. «Что было раньше: яйцо или курица?»

Даются два понятия «ЯЙЦО» и «КУРИЦА» и в РЯДУ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО РАЗВЁРТЫВАЕМЫХ ПОНЯТИЙ (РПРП) требуется найти понятия предшествующие к каждому из них.

В РПРП для "ЯЙЦА" предшествующим является "КУРИЦА", ибо понятием «эмбрион» (или другими ) не интересующим нас по постановке вопроса мы можем пренебречь.

В РПРП для "КУРИЦА" пренебрегаемым понятием является «цыплёнок», но не «треснувшееся яйцо (из которого старается вылупиться цыплёнок)», ведь в постановке вопроса не акцентировано внимание на обязательности рассмотрения лишь яйца целостного состояния, т. е. для "КУРИЦА" предшествующим является не то понятие на котором акцентирован вопрос, а его разновидность.
ВЫВОД: "КУРИЦА"

2. Даётся понятие "Недвижущегося (Ахиллес)" , который не состоит в РПРП и отсутствие динамического состояния у которого завуалировано перемещениями, которую следуя Зенону производим и мы переставляя это понятие на предыдущие позиции в РПРП понятия "Движущегося (черепаха)" - вот в этом и вся загадка этого апория Зенона. В такой постановке вопроса даже Усейну Болта не тягаться с черепахой...




Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 29 Января 2017 г. 19:28ссылка
Спасибо за видео!
Huseyn_Qurbanov   обратиться по имени Воскресенье, 29 Января 2017 г. 17:34 (ссылка)
Исходное сообщение Томаовсянка

  Бертран Рассел родился 18 мая 1872 года в Уэльсе. Он происходил из влиятельной аристократической семьи: его дед, лорд Джон Рассел, дважды занимал пост премьер-министра Великобритании. Рано лишившись родителей, мальчик воспитывался в родовом имении своей бабушки под Лондоном. Тяга к познанию и начатки научного мировоззрения отличали Рассела уже в самом нежном возрасте. В поисках знаний подросший Рассел обращается к умным книгам. Особенно большое впечатление произвела на него «Геометрия» Евклида. Бертран пришел к выводу, что природа управляется математическими законами, а в основе мира лежит математическая гармония. Вскоре, к огорчению своей набожной бабушки, юный аристократ заявил, что не верит в Бога. Он устремился в науку, полный решимости познать тайны Вселенной.

  Окончив Тринити-колледж Кембриджского университета в 1894, Рассел увлеченно занимается математикой, философией, логикой. Он защищает диссертацию по геометрии, читает лекции в ряде университетов и колледжей. В 1908-м Бертрана Рассела принимают в Королевское научное общество.   

  Первое изложение собственных логицистских взглядов на математику Рассел представил в книге "Принципы математики" (1903), но подлинную славу ему принесла трехтомная "Principia Mathematica" (1910-1913), созданная совместно с кембриджским математиком А. Н. Уайтхедом. Работа "Введение в математическую философию" (1919) была написана им в тюрьме, куда он был заключен в 1918 году на шесть месяцев за свою пацифистскую деятельность. Его книга "Проблемы философии" (1912; русский перевод 1914) до сих пор считается в англосаксонских странах лучшим введением в философию. Вопросам языка и познания посвящены его книги "Наше познание внешнего мира" (1914). В 1920-1921 годах посетил Советскую Россию (итогом этой поездки явилась книга "Практика и теория большевизма", 1920) и Китай. "Исследование значения и истины" (1940) и обобщающая работа "Человеческое познание: его сфера и границы" (1948) Рассел - автор широко известной "Истории западной философии" (1945) и трехтомной "Автобиографии" (1967-1969). Сохранился огромный рукописный архив Рассела.




Всю мою жизнь пронизывали три страсти, простые, но неодоли­мые в своём могуществе: жажда любви, тяга к знанию и мучитель­ное сочувствие к страданиям человечества. Как могучие ветры, носили они меня над пучиною боли, увлекая из стороны в сторону и по­рой доводя до отчаяния.

Я искал любви, прежде всего потому, что от неё душа кипит востор­гом, безмерным восторгом — за несколько таких часов не жаль пожерт­вовать всей жизнью. Я искал любви и потому, что она прогоняет одино­чество, страшное одиночество трепещущего сознания, чей взор устремлён за край Вселенной, в непостижимую безжизненную бездну. Наконец, я искал любви и потому, что в единении двух видел, словно на заставке таинственной рукописи, прообраз Рая, открывавшегося по­этам и святым. Вот что я искал и вот что в конце концов обрёл, хоть это и напоминает чудо.

С не меньшей страстью я стремился к знанию. Я жаждал проникнуть в человеческое сердце. Жаждал узнать, почему светят звёзды. Стремил­ся разгадать загадку пифагорейства — понять власть числа над изменяю­щейся природой. И кое-что, правда совсем немного, мне удалось понять.

Любовь и знания — когда они давались в руки — влекли меня наверх, к небесной выси, но сострадание возвращало вновь на землю. Крики бо­ли эхом отдавались в сердце: голодающие дети, жертвы насилия, беспо­мощные старики, ставшие ненавистным бременем для собственных де­тей, весь этот мир, где бескрайнее одиночество, нищета и боль превращают человеческую жизнь в пародию на самое себя. Я так хотел умерить зло, но был не в силах, и я сам страдаю.

Такова была моя жизнь. Её стоило жить, и если бы я мог, охотно про­жил бы её сначала.

Бертран Рассел

Предмет философии 

   В произведениях Рассела можно встретить несколько определений предмета философии, однако наибольший интерес представляет его ранняя трактовка философии как правильного логического (глубинного) анализа языка ("логика есть сущность философии"). Важнейшее качество философии, по Расселу, - способность устранять всевозможные парадоксы. В "Истории западной философии" он характеризует философию как "ничейную землю между наукой и теологией"; вообще она имеет дело с проблемами, еще не освоенными наукой.

Основные понятия онтологии и теории познания 

  Рассел говорил о присущем ему "инстинкте реальности", который допускает наличие в мире "чувственных данных", объектов здравого смысла (отдельных предметов), а также универсалий (то есть свойств и отношений), но исключает "единорогов", "крылатых коней" и "круглые квадраты". Философ-аналитик должен найти логические способы отрицания сомнительных сущностей, которых особенно много в метафизике. Принципиально важным для Рассела было различение двух видов знания - "знания-знакомства" и "знания по описанию". Первое есть изначальное и непосредственное знание о чувственных данных и универсалиях. Элементы языка, подтверждаемые "знанием-знакомством", Рассел называл "именами". "Знание по описанию" вторично. Это выводное знание о физических объектах и психических состояниях других людей, получаемое с помощью "обозначающих фраз". Главные логические проблемы и недоразумения порождаются именно "обозначающими фразами", например, фраза "автор "Уэверли" в предложении "Скотт есть автор "Уэверли" сама по себе не имеет своего объекта, то есть лишена значения. Рассел разработал механизм анализа и устранения двусмысленных "обозначающих фраз". Он обнаружил проблемы и с собственными именами: например, мифологическое имя Пегас порождает "парадокс существования" (тезис о существовании несуществующего объекта). Позднее он признал все собственные имена двусмысленными и пришел к выводу, что язык "соединяется" с миром только с помощью указательных местоимений ("это" и "то"), которые "логически суть собственные имена".

Математические и семантические парадоксы 

  Занимаясь теорией множеств, Рассел обнаружил парадокс, который впоследствии получил его имя. Этот парадокс касается особого "класса всех классов, не являющихся членами самих себя". Спрашивается, является ли такой класс членом самого себя или нет? При ответе на данный вопрос возникает противоречие. Этот парадокс привлек широкое внимание ученых, ибо в начале 20 века теория множеств считалась образцовой математической дисциплиной, непротиворечивой и полностью формализованной. Решение, предложенное Расселом, получило название "теории типов": множество (класс) и его элементы относятся к различным логическим типам, тип множества выше типа его элементов, что устраняет "парадокс Рассела" (теория типов была использована Расселом и для решения знаменитого семантического парадокса "Лжец"). Однако, многие математики, не приняли расселовское решение, считая что оно накладывает слишком жесткие ограничения на математические утверждения.





Логический атомизм 

  Рассел стремился установить соответствие элементов языка и мира. Элементам реальности в его концепции соответствуют имена, атомарные и молекулярные предложения. В атомарных предложениях ("это белое", "это слева от того") фиксируется обладание некоторым свойством или же наличие отношения. Таким предложениям в мире соответствуют атомарные факты. В молекулярных предложениях входящие в них атомарные предложения соединяются с помощью слов-связок "или", "и", "если". Истинность или ложность молекулярных предложений зависит от истинности или ложности входящих в них атомарных предложений. По признанию Рассела, теория логического атомизма возникла под влиянием идей его ученика - австрийского философа Людвига Витгенштейна - и была призвана дать максимально полное, экономное и точное описание реальности. Рассел предполагал, что в логически совершенном языке науки каждый знак будет соответствовать компонентам определенного и позволит избежать двусмысленностей и парадоксов. Эта точка зрения в 1930-е годах была подвергнута критике "поздним" Витгенштейном и представителями лингвистической философии.

Философия сознания 

В книге "Анализ сознания" (1920) Бертран Рассел, вслед за У. Джеймсом и представителями американского неореализма выдвинул теорию "нейтрального монизма", характеризуя ее как попытку совместить материалистическую позицию в современной ему психологии (бихевиоризм) с идеалистической позицией в физике, "дематериализующей материю". Рассел отвергает философское разделение на материю и дух, критикует субстанциалистские концепции сознания, а также идею интенциональности сознания. Материю он трактует как логическую фикцию, удобное обозначение сферы действия каузальных законов. В психологии и в физике действуют разные каузальные закономерности, однако, поскольку данными психологии являются ощущения, то данные физических наук тоже являются психическими данными. В целом исходное объяснение того, что происходит в мире, ближе у Рассела к психологическому объяснению, нежели к физическому. В более поздних его работах эта тенденция психологизации философского и научного знания усилилась, в чем сказалось влияние на него феноменализма Юма.

  В 1950 за книгу «Брак и мораль» и активную публицистическую деятельность Расселу была присуждена Нобелевская премия по литературе. На церемонии награждения член Шведской академии  Эстерлинг  назвал  Бертрана  Рассела  «одним  из самых блестящих представителей рационализма и гуманизма, бесстрашным борцом за свободу слова и свободу мысли на Западе»

  Для западного мира седовласый интеллектуал с трубкой действительно стал признанным авторитетом. А вот за железным занавесом нобелевского лауреата не жаловали. Так, газета «Правда» в 1951-м напечатала погромную заметку «Пророчества мракобеса». В ней приводилась цитата из интервью Бертрана Рассела американским корреспондентам: «Коммунизм — это преходящее увлечение, которое исчезнет и будет забыто через пятьдесят лет». Имя Рассела забудут не через 50, а через 10 лет! — парировала возмущенная «Правда». Время показало, кто был более проницателен…           


    1952 год. Расселу исполнилось восемьдесят, но шутливое замечание философа: «Диагностика достигла таких успехов, что здоровых людей практически не осталось» — явно не касается его самого.

Он оформляет развод с Патрицией Спенс и женится в четвертый разна Эдите Финч — преподавательнице университета из США. По свидетельству современников брак оказался счастливым. Бертран Рассел наконец-то обрел идеальную спутницу жизни.

  Вскоре Расселом всецело овладевает новая идея — борьба против ядерной угрозы. Являясь идейным противником коммунизма, философ, тем не менее, решительно осудил действия США во Вьетнаме: «Это война, в которой самое богатое и могущественное из государств мира противостоит нации нищих крестьян, более четверти века сражающихся за независимость». В 1966 Бертран Рассел с Ж.-П. Сартром учреждает Международный трибунал по расследованию военных преступлений во Вьетнаме, собиравшем информации о бомбардировках гражданских объектов, применении напалма и дефолиантов, бесчеловечном обращении с пленными…

  Объективно эти разоблачения играли на руку советскому лагерю. Но «приручить» английского лорда-гуманиста Москве не удалось. В 1968 году он послал советскому премьеру Косыгину гневное письмо с протестом против августовского вторжения в Чехословакию.

  Судьба мира продолжала волновать Рассела до самого конца — за три дня до своей смерти он продиктовал послание международной парламентской конференции в Каире. Бертран Рассел умер от гриппа 2 февраля 1970 года.

  Споры о роли Рассела в истории ХХ века не утихают до сих пор. Кем был этот человек? Благодетелем цивилизации, великим вольнодумцем, Вольтером ушедшего столетия? Или же наивным идеалистом, безнадежно запутавшимся в собственных страстях? Безусловно, простодушие, некоторая сумбурность, чрезмерная эмоциональность преследовали ученого и философа и в частной жизни, и в политике. Но принижать масштаб его личности не стоит.



Однажды Рассела спросили, кто может считаться настоящим джентльменом. Знаменитый британец ответил: «Джентльмен — это человек, общаясь с которым, каждый также невольно становится джентльменом». Диалог с Бертраном Расселом побуждает миллионы современников перенять частицу его гуманизма, жажды знаний, преданности идеалам свободы. Значит, многолетние усилия мыслителя, стремившегося изменить мир к лучшему, не пропали даром.

Цитаты и aфоризмы Бертрана Рассела

Больше всего гордятся собой две категории людей: те, кто несчастлив, и те, кто страдает бессонницей.

В демократии честный политик может быть терпим, только если он очень глуп. Ибо лишь очень глупый человек может искренне разделять предрассудки большей половины нации.

В каждой стране пропаганда контролируется государством и представляет собой то, что нравится государству. А что нравится государству, так это ваша готовность совершить убийство, когда вам прикажут.

Во всей вселенной пахнет нефтью.

Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было бы избежать.

Всякая точная наука основывается на приблизительности.

Даже если все держатся одного мнения, все могут ошибаться.

Джентльмен - это человек, общаясь с которым чувствуешь себя джентльменом.

Диагностика достигла таких успехов, что здоровых людей практически не осталось.

Душа человека - своеобразный сплав бога и зверя, арена борьбы двух начал: одно - частичное, ограниченное, эгоистическое, а другое - всеобщее, бесконечное и беспристрастное.

Если бы бог и существовал, вряд ли он был бы столь тщеславен, чтобы обижаться на тех, кто сомневается в его существовании.

Если я предположу, что между Землёй и Марсом вокруг Солнца по эллиптической орбите летает фарфоровый чайник, никто не сможет опровергнуть моё утверждение, особенно если я аккуратно добавлю, что чайник настолько мал, что не виден даже самыми мощнейшими телескопами. Но если бы я затем сказал, что если моё утверждение не может быть опровергнуто, то недопустимо человеческому разуму в нём сомневаться, мои слова следовало бы с полным на то основанием счесть бессмыслицей. Тем не менее, если существование такого чайника утверждалось бы в древних книгах, каждое воскресенье заучиваемых как святая истина, и насаждалось бы в умах школьников, то сомнение в его существовании стало бы признаком эксцентричности и привлекло бы к усомнившемуся внимание психиатра в наш просвещённый век, или же инквизитора в прошлом.

За ширмой… многие люди предпочитают умереть, чем начать думать. Обычно им это удается.

Зависть - вот фундамент демократии.

Искусство пропаганды в том виде, как его понимают современные политики, напрямую связано с искусством рекламы.

К очень неприятным явлениям нашего времени относится то, что только ограниченные люди оказываются очень уверенными в правоте своего дела.

Как это ни грустно, люди соглашаются лишь с тем, что их, по существу, не интересует.

Когда детей нет, отношения мужчин и женщин - это их личное дело, не касающееся ни государства, ни соседей.

  Коротка и бессильна жизнь человека; на него и на весь его род медленно и неумолимо падает рок беспощадный и темный. Не замечая добра и зла, безрассудно разрушительная и всемогущая материя следует своим неумолимым путем; человеку, осужденному сегодня потерять самое дорогое, а завтра самому пройти через врата тьмы, остается лишь лелеять, пока не нанесен удар, высокие мысли, освещающие его недолгие дни; презирая трусливый страх раба судьбы - поклоняться святыне, созданной собственными его руками; не боясь власти случая, хранить разум от бессмысленной тирании, господствующей над его внешней жизнью; бросая гордый вызов неумолимым силам, которые терпят до поры его знание и его проклятия, держать на себе мир, подобно усталому, но не сдающемуся Атласу. Держать - вопреки давящей все на своем пути бессознательной силе - мир, сотворенный его идеалами.

Любви бояться - означает бояться жизни, а кто жизни боится, тот уже на три четверти мертв.

Любовь - главный способ бегства от одиночества, которое мучит большинство мужчин и женщин в течение почти всей их жизни.

Люди ненавидят скептиков гораздо больше, чем они ненавидят страстных защитников мнений, враждебных их собственным.

Материя является не частью конечного материала мира, но просто удобным способом связывания событий воедино.

Моральные правила не должны мешать инстинктивному счастью.

Мысль не свободна, если ею нельзя заработать на жизнь.

Наука - это то, что Вы знаете, философия - то, чего не знаете.

Наш страх перед катастрофой лишь увеличивает ее вероятность.

Не многие могут быть счастливы, не испытывая ненависти к другому человеку, нации, вероисповеданию.

Невозможно понять, что означает слово „сыр“, если не обладать нелингвистическим знакомством с сыром.

  Некоторые дети имеют привычку мыслить - одна из целей образования состоит в том, чтобы избавить их от нее. Неудобные вопросы замалчиваются, за них даже наказывают. Коллективные эмоции используются для того, чтобы привить нужные взгляды, особенно националистического толка. Капиталисты, милитаристы и церковники сотрудничают в деле образования, потому что всем им выгодно, чтобы у людей развивалось эмоциональное отношение к действительности, а не критическое мышление.

Никто не сплетничает о тайных добродетелях других людей.

Он не джентльмен - он одевается слишком хорошо.

Патриотизм - готовность убивать и быть убитым ради заурядных причин.

Полезно время от времени ставить знак вопроса на вещах, которые тебе давно представляются несомненными.

Политики не находят прелести во взглядах, которые сами по себе не несут партийного красноречия, а простые смертные предпочитают взгляды, которые приносят несчастье махинациям их врагов.

Правда - это то, что каждый из нас обязан рассказать полицейскому.

Практическая нужда в морали возникает вследствие конфликта желаний различных людей или конфликта желаний в одном человеке.

При демократии дураки имеют право голосовать, при диктатуре - править.

Путь от амебы к человеку казался философам очевидным прогрессом - хотя неизвестно, согласилась бы с этим мнением амеба.

Смысл философии в том, чтобы начать с самого очевидного, а закончить самым парадоксальным.

Сознательная жестокость доставляет наслаждение моралистам. Вот почему они придумали Ад.

Сочувствие выражается в том, что становишься несчастным из-за страданий других.

Способность умно наполнить свободное время есть высшая ступень личной культуры.

Страх - основа религии, страх перед таинственным, страх перед неудачей, страх перед смертью. А так как страх является прародителем жестокости, то неудивительно, что жестокость и религия шагали рука об руку.

Стремление к власти порождено страхом. Те, кто не боится своих соседей, не видит необходимости властвовать над ними.

Счастье не перестаёт быть счастьем, когда оно кратко, а мысли и любовь не лишаются своей ценности из-за того, что преходящи.

Те, кто несчастлив, и те, кто плохо спит, привыкли этим гордиться.

Умереть за свои убеждения - значит придавать слишком большую цену предположениям.

Учитывая глупость большинства людей, широко распространенная точка зрения будет скорее глупа, чем разумна.

Чувство долга необходимо в работе, но оскорбительно во многих других отношениях. Люди хотят, чтобы их любили, а не переносили с терпеливой покорностью.

Я никогда не отдам жизнь за свои убеждения, потому что я могу заблуждаться.

Бертран Рассел

 РЕШЕНИЕ ПАРАДОКСОВ (продолжение):
3. Суть парадокса "Лжец":
а) "Я лгу" - формулировка характеризующая предыдущую позицию ИНДИВИДА (И-да) в РПРП преподносится как относящаяся к настоящей позиции. Позиционно равноценным предшествующим для этой формулировки в РПРП может быть каждая из обоих вариантов формулировок /"говоря, что не лгу" и "говоря, что лгу"/.
б) Евбулида - на понятие представляющее собой настоящую, завершающую позицию И-да в РПРП ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩЕГО его от ГРУППЫ И-дов / "Все критяне лжецы"/ преднамеренно накладывается понятие представляющее собой предыдущую позицию И-да в РПРП ИНТЕГРИРУЮЩЕГО его с ГРУППОЙ И-дов /говорит эту фразу тоже критянин/.




Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку