-Рубрики

 -Цитатник

Роберт Эннинг Белл (1863-1933). - (0)

ХУДОЖНИК РОБЕРТ ЭННИНГ БЕЛЛ / ROBERT ANNING BELL (1863-1933) - ПОСЛЕДНИЙ НАСЛЕДНИК ПРЕРАФАЭЛИТОВ ...

А что мне нужно? Может, просто быть... - (0)

"...я бы пришла на эту Землю снова." Вашему вниманию несколько стихотворений, светлых и лир...

Джеймс Сметэм (1821-1889) - (0)

ХУДОЖНИК ДЖЕЙМС СМЕТЭМ / JAMES SMETHAM - ЕЩЕ ОДИН ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ПРЕРАФАЭЛИТОВ Джеймс Сметэм (18...

Летние травы - (0)

В.Д. Поленов. Лопухи. 1870 Между кольями забора серого Солнце длинные лу...

Земля псковская - (0)

  Пожалуй, за пределами российских столиц трудно найти...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 52329


15 мая 1848 года родился Виктор Михайлович Васнецов

Среда, 15 Мая 2013 г. 13:09 + в цитатник

   Автопортрет. 1873   (473x599, 29Kb)
 
Виктор Михайлович Васнецов
(1848 - 1926) родился в далеком вятском селе Лопьял в большой патриархальной семье деревенского священника. Вскоре семья переехала в село Рябове, где и прошло детство художника. Он рано начал рисовать, но по традиции сыновья должны были наследовать профессию отца, и мальчика в 1858 году отдали в духовное училище, а вскоре перевели в Вятскую духовную семинарию.

Автопортрет. 1873

  Вятская губерния славилась тогда местными художниками. Чего только не делали мастера и мастерицы: вышивка, резьба по дереву, начиная с дуг и вальков и кончая наличниками деревенских изб, разрисованные ложки и мебель, глиняные расписные игрушки, знаменитые вятские пряники -- все это мог видеть любознательный и пытливый мальчик. Природа края с холмистыми перелесками и таежными глухими лесами, извилистыми речками и широкими равнинами таила в себе особое очарование и прелесть. Ее нельзя было не полюбить, не привязаться к ней сердцем. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего художника на развитие его таланта. Именно в Вятке зародилась его страстная привязанность к искусству, к народному эпосу.            

  Используя в семинарии каждую свободную минуту, Васнецов с увлечением рисовал, и эта страсть скоро сделалась для него не только радостью и отдыхом, но и главной целью в жизни Васнецов не стал священником, как мечтал отец. На последнем курсе семинарии юноша решил, что уедет из Вятки в Петербург и поступит в Академию художеств.

  Исполнив две жанровые картинки -- "Молочница" и "Жница" (1867) -- и разыграв их в лотерее, Васнецов на вырученные деньги едет в Петербург и начинает заниматься в школе Общества поощрения художеств, а в 1868 году становится учеником Академии. Вынужденный зарабатывать деньги на жизнь, Васнецов дает частные уроки, иллюстрирует издания.

  В Академии началась дружба художника с Репиным, Антокольским, Крамским, Стасовым. Из академических педагогов Васнецов навсегда запомнил Чистякова, который почувствовал недюжинный талант юноши и работал с ним, ободряя при неудачах и радуясь его победам. "Много тепла и света внесли в мою жизнь разговоры с Павлом Петровичем Чистяковым", -- вспоминал художник. В Академии Васнецов пробыл с 1868 по 1875 год.

  Первые картины Васнецова: "Нищие", "Чаепитие", "Рабочий с тачкой", "Старуха кормит кур", "Дети разоряют гнезда" -- были показаны в 1872--1874 годах на выставках Общества поощрения художеств. В этих произведениях проявились свойственные Васнецову качества: наблюдательность и огромный интерес к жизни народа. Следующие две работы -- "Книжная лавочка" (1876), "С квартиры на квартиру" (1876) -- закрепили за ним положение художника, знающего жизнь, умеющего выразительно и ярко ее воспроизвести.

 

  В 1876 году Васнецов по настоятельному совету друзей едет за границу. Поселившись в окрестностях Парижа, он много работает на натуре, его привлекает жизнь людей "простых сословий" -- рабочих, крестьян; их он постоянно зарисовывает в свой альбом. Результатом этих наблюдений явилась картина "Балаганы в окрестностях Парижа" (1877).

 ОтечествоВиктор Михайлович Васнецов. Отечество. Русский музей .

После возвращения на родинув 1878 году Васнецов с семьей переезжает в Москву. "Когда я приехал в Москву, -- писал он, -- то почувствовал, что приехал домой и больше ехать некуда, -- Кремль, Василий Блаженный заставляли меня чуть не плакать, до такой степени все это веяло на душу родным, незабвенным". Здесь он обращается к новым темам: русскому народному эпосу, сказке, родной истории. Этот переход от жанровой живописи к исторической не был неожиданным в творчестве художника. Ещё в Академии художеств Васнецов исполнил ряд набросков на темы русских былин, сделал эскиз "Княжеская иконописная мастерская". И ещё:

  Первая историческая картина "После побоища Игоря Святославича с половцами" (1880) экспонировалась на Восьмой передвижной выставке. Поэтическое сказание "Слово о полку Игореве" привлекло Виктора Васнецова могучей эпической силой. Задумав воскресить страницы бессмертной поэмы, художник изучает историю, посещает Оружейную палату, делает множество подготовительных этюдов, ищет наиболее удачное решение темы. Постепенно от эскизов, в которых показана ярость битвы, напряженность схватки, Васнецов переходит к созданию величаво-торжественной трагедии битвы.

Виктор Михайлович Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами

  После побоища Игоря Святославича с половцами.

Комментарий ВЕнеРИН_БАШМАЧОК: О картине "После побоища Игоря Святославича с половцами" читала о причине её необыкновенной притягательности: художник использовал здесь "линию красоты" -S-образная линия от красных щитов через красные сапоги. Осознанно или нет, но это так...

Стремясь передать глубокий смысл поэмы, ее героическое звучание, художник изображает павших воинов, будто спящих среди бескрайней южной степи, озаренных отблесками восходящей луны. Заметно изменилась творческая манера художника. От маленьких тщательно выписанных картин он обратился к большим монументальным полотнам, к широкой свободной живописи. Вместо темной серо-коричневой гаммы ранних картин появляются звучные, но вместе с тем сдержанные, желтые, голубые, красные и серо-зеленые цвета. Картина не встретила всеобщего одобрения. Одни, как Чистяков, восторгались, считая ее "необыкновенно замечательной, новой и глубокой поэтической вещью", другие отнеслись к ней более чем равнодушно, не поняв новаторства Васнецова.

Виктор Михайлович Васнецов. Ковёр самолёт

Ковёр-самолёт

  В Москве Виктор Михайлович сблизился с семьей богатого мецената, промышленника Саввы Ивановича Мамонтова, сгруппировавшего вокруг себя цвет русской интеллигенции. Летом многие художники переезжали в Абрамцево -- имение Мамонтова под Москвой, где ставились спектакли, писались декорации, возводились церкви. В 1881 году в Абрамцеве Васнецов написал одно из лучших своих произведений -- "Аленушка"-- на сюжет русской сказки. Трогательная нежность и глубокая поэтичность сказки взволновали чуткое, отзывчивое сердце художника. Не буквальное воспроизведение сказочного сюжета, а глубокое проникновение в его эмоциональный строй отличает картину Васнецова. Застывшая поза девочки, склоненная голова, разметавшиеся по плечам каштановые волосы, полный печали взгляд -- все говорит о тоске и горе Аленушки. Природа созвучна ее настроению, она словно скорбит вместе с девочкой. Стройные березки, молоденькие елочки, окружающие Аленушку, словно оберегают ее от злого мира. "Аленушка" -- одна из первых, где неразрывно слиты поэзия народных сказаний с поэтичностью и задушевностью родной русской природы.

  В Абрамцеве Васнецов принял участие в создании декораций к пьесе-сказке "Снегурочка", которую решено было поставить в 1881 году на любительской сцене Мамонтова. Исполнять спектакль должны были члены мамонтовского кружка. Васнецову досталась роль Деда-Мороза. Нарядные декорации Васнецова донесли до зрителя очарование поэтической сказки. "Никогда еще фантазия, -- писал Стасов о декорациях "Палаты Берендея", не заходила так далеко и так глубоко в воссоздании архитектурных форм и орнаментики Древней Руси, сказочной, легендарной, былинной". Стасов добился, чтобы декорации были перенесены на большую, профессиональную, сцену частной оперы Мамонтова. В Абрамцеве же Васнецов выступил и как архитектор: по его проектам была построена небольшая церковь-усыпальница, "избушка на курьих ножках".

  В начале 1900-х годов по рисунку художника выполнен фасад здания Третьяковской галереи и ряд частных домов.Чрезвычайно интересна одна из значительных его работ -- фриз "Каменный век", созданный Васнецовым для Московского Исторического музея. Предложение историка А. С. Уварова выполнить роспись, посвященную людям каменного века, Васнецов вначале категорически отверг. Но вскоре он согласился выполнить заказ и сразу же взялся за работу. Около двух лет он изучал исторические материалы, беседовал с археологами, стараясь представить себе жизнь далеких предков. 10 апреля 1885 работа над двадцатипятиметровым фризом была закончена. "Впечатление, произведенное "Каменным веком", - писал Грабарь, - пожалуй, можно сравнить только с впечатлением, произведенным когда-то "Помпеей" Брюллова".

  Виктор Михайлович Васнецов. Богородица Владимирского собора. Эскиз. 1893-1895 Проявившийся в этих фризах дар Васнецова-монументалиста, заметили и в этом же году пригласили в Киев для участия в декоративных работах для только что построенного Владимирского собора. Росписи, по замыслу Васнецова, должны были стать памятником древней Руси. Основное место уделялось изображениям князей Владимира, Андрея Боголюбского, Дмитрия Донского... Стены собора Васнецов покрыл орнаментальными украшениями, в которых фантастические цветы и диковинные звери сплетались в причудливые красочные узоры.

Богородица Владимирского собора.

  Выполнять работу было трудно: отцы церкви требовали официально-традиционного решения росписей, а художник не мог отказаться от своего восприятия мира, от живого, реалистического видения. Со стен Владимирского собора смотрели не условные лики святых, а изображенные правдиво и естественно храбрые, могучие русские люди, поборники свободы и справедливости.

  Напряженная работа в соборе не помешала Васнецову осуществить и другие замыслы. В 1889 он написал картину "Иван царевич на Сером волке" и представил ее на передвижной художественной выставке, в 1891 голу выполнил иллюстрации к "Песне про купца Калашникова".

  В 1891 Васнецов с семьей возвращается из Киева в Москву, поселяется вблизи Абрамцева. При помощи Третьякова, который купил картины и эскизы художника, и Мамонтова он осуществляет давнюю мечту -- строит по своему проекту мастерскую и начинает работу  работу над картиной "Богатыри", эскиз к которой были сделаны Васнецовым мнЦарь Иван Васильевич Грозныйого лет назад.

  На Десятой передвижной выставке 1897 Васнецов показал картину "Царь Иван Васильевич Грозный". В 1898 на первой персональной выставке Виктор Михайлович выставил "Богатырей", работа над которыми длилась около двадцати лет. Решенная в монументально-декоративном плане картина воссоздает образы трех любимейших народом героев былинного эпоса: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Каждого из них отличают индивидуальные особенности. Стремясь к монументальному решению, Васнецов несколько повышает линию горизонта, и зритель как бы снизу смотрит на всадников, четкие силуэты которых выделяются на фоне светлых облаков. Тонко и благородно сочетаются яркие и звучные краски -- зеленая, коричневая, красная, белая, синяя, придавая особую декоративность полотну. Пейзаж, с его необозримой ширью, пологими холмами, лугами, поросшими дикой травой, объединен плавными и спокойными ритмами с фигурами богатырей. В этой картине проявилось умение Васнецова создать эпическое полотно, созвучное народным поэтическим представлениям. В 1898 "Богатыри" заняли почетное место в Третьяковской галерее.

  Максим Горький восторженно писал о художнике:

"Все больше я люблю и уважаю этого огромного поэта... А сколько у него еще живых, красивых, мощных сюжетов для картин! Желаю ему бессмертия".



  В начале 1900-х годов Васнецов выполняет многочисленные композиции на религиозные темы, работая одновременно над картинами: "Баян" (1910), "Спящая царевна", "Царевна-лягушка" (1918), "Кащей Бессмертный" (1917--1926), "Царевна Несмеяна" (1914-- 1926).

Виктор Михайлович Васнецов. БаянБаян.

  Творческая фантазия художника казалась неисчерпаемой. У него было множество замыслов, которым, к сожалению, не суждено было осуществиться.

  23 июля 1926 года в Москве, в своей мастерской, работая над портретом художника Нестерова, Виктор Михайлович Васнецов скончался.

http://www.hrono.info/biograf/bio_we/index.php

Серия сообщений "Васнецовы":
Часть 1 - Старая Москва. Аполлинарий Михайлович Васнецов.
Часть 2 - 15 мая 1848 года родился Виктор Михайлович Васнецов
Часть 3 - Аполлинарий Васнецов. Воспоминания Александра Бенуа
Часть 4 - Виктор Михайлович Васнецов (1848 - 1926)
Часть 5 - Аполлинарий Михайлович Васнецов
Часть 6 - Тема Урала и Сибири в творчестве Аполлинария Васнецова.

Метки:  

Процитировано 5 раз
Понравилось: 5 пользователям



nadia_obo   обратиться по имени Среда, 15 Мая 2013 г. 13:31 (ссылка)
Какой сказоный художник! Первое посещение Третьяковки, со школьной экскурсией, был именно зал Васнецова и его картины! Это было первое детское потрясение. Большое спасибо, Тамара!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 15 Мая 2013 г. 21:46ссылка
Читая твой отзыв, я подумала: сколько поколений детишек выросло, любуясь его сказочными картинами!
Перейти к дневнику

Четверг, 16 Мая 2013 г. 10:14ссылка
И как это чудесно, Тамара, правда?
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку