-Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Рубрики

 -Цитатник

Джордж Уильям Джой (1844-1925) - (0)

ИРЛАНДСКИЙ ХУДОЖНИК ДЖОРДЖ УИЛЬЯМ ДЖОЙ / GEORGE WILLIAM JOY (1844-1925) – УЧЕНИК ПРЕРАФАЭЛИТОВ ...

Роберт Эннинг Белл (1863-1933). - (0)

ХУДОЖНИК РОБЕРТ ЭННИНГ БЕЛЛ / ROBERT ANNING BELL (1863-1933) - ПОСЛЕДНИЙ НАСЛЕДНИК ПРЕРАФАЭЛИТОВ ...

А что мне нужно? Может, просто быть... - (0)

"...я бы пришла на эту Землю снова." Вашему вниманию несколько стихотворений, светлых и лир...

Джеймс Сметэм (1821-1889) - (0)

ХУДОЖНИК ДЖЕЙМС СМЕТЭМ / JAMES SMETHAM - ЕЩЕ ОДИН ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ПРЕРАФАЭЛИТОВ Джеймс Сметэм (18...

Летние травы - (0)

В.Д. Поленов. Лопухи. 1870 Между кольями забора серого Солнце длинные лу...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей: 8544
Комментариев: 31700
Написано: 52344


Художник Александр Николаевич Бенуа

Суббота, 04 Мая 2013 г. 17:09 + в цитатник

 
Бенуа Александр Николаевич  Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) - яркий представитель художественного объединения "Мир искусства", автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, блестящий декоратор, работавший в театрах Москвы, Петербурга, во многих городах Европы и Америки. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Необычайно одаренный художник, пропагандист искусства, организатор многочисленных выставок, музейный работник, активнейший деятель театра и кино, Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века.   

Отец художника, Николай Леонтьевич, - академик архитектуры. Детство и многие годы жизни Александра прошли в Петербурге, в доме 15 по улице Глинки, недалеко от Крюкова канала.

Обстановка в доме, среда, окружавшая Александра Николаевича, способствовали его художественному развитию. С детства полюбил он "старый Петербург", пригороды столицы. Рано зародилась в нем любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. Александр был одарен исключительной музыкальностью, обладал редкой зрительной памятью. Работы, созданные им в глубокой старости, "рисунки-воспоминания", указывают на поразительную стойкость и силу его жизненного восприятия.        

  Александр начал учиться рисованию еще в частном детском саду и всю жизнь целиком был поглощен искусством. В гимназии он подружился с Нувелем, Философовым и Сомовым. Впоследствии все они вместе с Дягилевым стали организаторами группы "Мир искусства" и журнала того же названия, основной задачей которого была пропаганда зарубежного и особенно русского искусства. "Мир искусства" раскрыл немало забытых или незамеченных имен, привлек внимание к прикладному искусству, архитектуре, народным промыслам, поднял значение графики, художественного оформления и иллюстрирования книги. А. Бенуа был душою "Мира искусства" и непременным участником журнала. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая. Исключительная трудоспособность позволяла ему за один день заполнить альбом рисунками, поработать в мастерской над начатой картиной, побывать в мастерских театра, вникая в детали эскизов декораций и костюмов, в режиссуру и даже в проработку ролей с актерами. Кроме того, Бенуа успевал подготовить статью в журнал или газету, написать несколько писем, всегда интересных мыслями об искусстве.

Бенуа А.. Китайский павильон. Ревнивец. 1906

Китайский павильон. Ревнивец. 1906

  Оставалось у него время и для семьи. Сын Николай, дочери Елена и Анна, племянники и их маленькие друзья находили в "дяде Шуре" участника любопытных затей, полезных занятий и никогда не ощущали ни раздражения, ни усталости этого занятого, но неутомимого человека.

  В конце 1896 года Бенуа вместе с друзьями впервые приехал в Париж и полюбил этот город; здесь им были созданы знаменитые "Версальские серии", изображавшие красоту парков и прогулки "короля-солнца" (Людовика XIV). Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века. Пример этого - картина "Парад при Павле I", где показано тонкое знание истории, костюмов, архитектуры, быта и вместе с тем чувствуется оттенок юмора, едва ли не сатиры.

Парад при Павле 1

Парад при Павле I

  "Какую бы чушь современные художественные борзописцы ни городили про меня, про мое "эстетство", мои симпатии влекли и теперь влекут меня к простейшим и вернейшим изображениям действительности", - говорил Бенуа.

  Художник умел ценить величие искусства прошлого. Это сыграло особенно важную роль в России начала XX века, когда капиталистические застройки, безобразные доходные дома начали угрожать классическому облику города. Бенуа был последовательным защитником ценностей старины.

В творчестве Бенуа особое внимание привлекают графические комментарии к произведениям литературы. Высшим достижением книжной графики явились иллюстрации к поэме Пушкина "Медный всадник"; над ними художник работал более двадцати лет. Уникальная по художественным достоинствам, темпераментности и силе, только одна эта работа могла дать Бенуа имя крупнейшего художника начала XX века.

Александр Бенуа был также известным театральным, деятелем. Он начал работать со Станиславским, а после Октябрьской революции вместе с Горьким участвовал в организации Большого драматического театра Ленинграда, для которого создал ряд блестящих спектаклей.

Итальянская комедия. Любовная записка

Итальянская комедия "Любовная записка"

  Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с Дягилевым) гастролей русского балета в Париже Александр Бенуа более всего заботился, чтобы эти спектакли способствовали мировой славе русского искусства. Все последние его работы посвящены продолжению и вариациям "русских серий", начатых еще в 1907-1910 годах. Он постоянно возвращался к дорогим ему образам пушкинской поэзии: "На берегу пустынных волн", "Наводнение в Петербурге в 1824 года

  Бенуа оформил оперу Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже - "Русские сезоны". Бенуа, занявший пост директора по художественной части, исполнил оформление к нескольким спектаклям.

 

  Одним из высших его достижений были декорации к балету Стравинского "Петрушка" (1911). Вскоре Бенуа начал сотрудничество с МХТ, где он удачно оформил два спектакля по пьесам Мольера (1913) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду со Станиславским и Немировичем-Данченко.

В последние годы жизни А. Бенуа снова, но уже в живописи, разрабатывал эти сюжеты. Работая для кинематографии, А. Бенуа обращался к образам Ф. М. Достоевского, к русским темам. В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова. Умер Александр Николаевич Бенуа 9 февраля 1960 года.

Набережная Рей в Базеле в дождь

Набережная Рей в Базеле в дождь



Ораниенбаум. Японский сад

Ораниенбаум. Японский сад

bibliotekar.ruБенуа


Рубрики:  живопись
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 5 пользователям



Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 05 Мая 2013 г. 22:36 (ссылка)
Тамара, спасибо большое за интересный пост о художнике. "Набережная в Базеле" очень понравилась. Не видела эту картину раньше.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 06 Мая 2013 г. 06:01ссылка
Спасибо, Наташа. Такой плодотворный был серебряный век! Никак не могу обнять его
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку