-–убрики

 -÷итатник

–оберт Ённинг Ѕелл (1863-1933). - (0)

’”ƒќ∆Ќ»  –ќЅ≈–“ ЁЌЌ»Ќ√ Ѕ≈ЋЋ / ROBERT ANNING BELL (1863-1933) - ѕќ—Ћ≈ƒЌ»… Ќј—Ћ≈ƒЌ»  ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ќ¬ ...

ј что мне нужно? ћожет, просто быть... - (0)

"...€ бы пришла на эту «емлю снова." ¬ашему вниманию несколько стихотворений, светлых и лир...

ƒжеймс —метэм (1821-1889) - (0)

’”ƒќ∆Ќ»  ƒ∆≈…ћ— —ћ≈“Ёћ / JAMES SMETHAM - ≈ў≈ ќƒ»Ќ ѕќ—Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№ ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ќ¬ ƒжеймс —метэм (18...

Ћетние травы - (0)

¬.ƒ. ѕоленов. Ћопухи. 1870 ћежду коль€ми забора серого —олнце длинные лу...

«емл€ псковска€ - (0)

  ѕожалуй, за пределами российских столиц трудно найти...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 52329


ёрий  ар€кин об Ёрнсте Ќеизвестном

¬торник, 09 јпрел€ 2013 г. 14:25 + в цитатник

  Ёто талантливейшие представители отечественной культуры јлександр —олженицын, јлесь јдамович, Ћиди€ „уковска€, Ёлем  лимов, јльфред Ўнитке, ќлег ≈фремов, ¬ладимир ¬ысоцкий, Ѕулат ќкуджава, ‘азиль »скандер, Ёрнст Ќеизвестный и такие €ркие ученые и политики, как јндрей —ахаров, ¬ладимир Ћукин, јлександр яковлев. ¬от и собрались в этой книге "лицейские друзь€", чтобы поздравить своего товарища с 80-летием. ѕрежде всего - ёрий  ар€кин, философ, литературовед, писатель. »х много, они разные, но все - люди талантливые, творческие, верные в дружбе, люди, которые не солгут и не допуст€т предательства. Ёто ёлий  им и јнатолий „ерн€ев, ¬€чеслав ¬с. »ванов и ¬итторио —трада, —ергей ‘илатов, ћихаил –ощин, ћариэтта „удакова, ёрий –ост - всех не перечислить. "ёра - человек лицейской дружбы. ќн любит друзей и через любовь познает, понимает их и себ€", - сказал Ёрнст Ќеизвестный. ” этой книги много авторов. ≈го очерки, эссе, дневниковые записи посв€щены тем, кого он называет своими друзь€ми и учител€ми. ј еще в книгу вошли эссе, написанные друзь€ми ёри€  ар€кина.            

  ёрий ‘едорович  ар€кин (1930 - 2011) родилс€ в ѕерми. ќкончил философский факультет ћ√” и аспирантуру. Ѕыл на врем€ исключен из аспирантуры, после того, как за€вил, что его научный руководитель - стукач. –уководитель сказал ему после этого (в 1953 году): "¬ыступил бы ты годом раньше - быть бы тебе лагерной пылью". ёрий ‘едорович работал в советской периодике. ¬ 1968 году был исключен из  ѕ—— за доклад о жизни и творчестве јндре€ ѕлатонова на юбилейном вечере в ÷ƒЋ. јвтор одной из первых самиздатовских статей пам€ти ¬ладимира ¬ысоцкого. ¬ 1989-92 годах - народный депутат ———–. ќдин из основателей общества "ћемориал" и клуба "ћосковска€ трибуна". — 1992 по 1999 год член ѕрезидентского совета –оссийской ‘едерации. јвтор книг "—амообман –аскольникова", "ƒостоевский и канун XXI века" и - в соавторстве с ≈вгением ѕлимаком - книги "«апретна€ мысль обретает свободу: 175 лет борьбы вокруг идейного наследи€ –адищева". ёрий ‘едорович  ар€кин женат, у него две дочери, четыре внука и две правнучки. √лавной своей профессией он считал изучение творчества √ойи и ƒостоевского.   

  

ёрий  ар€кин об Ёрнстн Ќеизвестном

  —разу скажу в качестве эпиграфа: мое интервью будет предельно субъективным. ќбъ€сню почему. ≈сть три способа познани€ мира: ѕервый - равнодушно-объективистский. Ётот способ очень важный, € его не отрицаю. ќн позвол€ет многое добыть. ¬торой – ненависть, способ страстно плодотворный. „еловек ненавид€щий познает в человеке ненавидимом удивительные вещи. ≈сть третий способ - любовь. ѕознал ли € его? я предпочитаю третий способ. — первыми двум€ - борюсь. ¬ Ёрнста € вначале влюбилс€ как мальчишка. ј потом полюбил, и теперь €сно – навсегда. »менно любовь к нему €, думаю, позволила мне чуточку пон€ть его. я не смею сказать, что € его понимаю. Ќо думаю, что любовь к нему позволила мне чуточку его познать.
ѕознакомились мы, кажетс€, в 1964году. ѕрошло мес€ца два-три. ћы много разговариваем, выпиваем и как-то он мен€ спрашивает: «ј что ты ничего не говоришь о моих работах?» я ему говорю: «Ёрик, милый, мен€ привели в страну санскрита и спрашивают мнение о санскрите, которым € не владею. ƒай мне осмотретьс€. я ведь ничего не знаю. „увствую, но в словах выразить не могу. ƒай подумать».     

   —кажу сразу, риску€ многим, риску€ потер€ть «репутацию». ƒл€ мен€ Ќеизвестный - наш ћикеланджело. я в этом снова убедилс€ во врем€ открыти€ в ћагадане в 1998 году пам€тника жертвам сталинских репрессий. 
Ёто гигантский замысел. ¬едь у нас почти все зациклились на сталинизме, ленинизме. ј Ќеизвестный придумал – это его формула - сделать пам€тник всем жертвам утопического сознани€.
ћагадан. »юнь 1996 года. ѕочти вымерший город… и вдруг на открытие пам€тника пошли сотни, тыс€чи людей. „то это за монумент? ƒолго идешь к нему, идешь в гору, все врем€ одолеваешь сопротивление земли, и все врем€ чего-то ждешь. —ам монумент поставлен так, что создаетс€ мощный эффект ожидани€. ќн гениально построен. »дешь по банальным подмосткам, напр€женный от ожидани€ и, наконец, входишь в камеру с маленьким окошком. » теб€ охватывает жуткое ощущение, что здесь присутствуют все души, погибшие в √”Ћј√е. ѕребывание в камере длилось какую-то секунду, потому что шла очередь. Ќо кого € ни опрашивал, мне говорили – да, ты на мгновение остаешьс€ с душами всех погибших.
я сказал – ћикеланджело. Ќикому такое и не снилось. Ѕыла друга€ эпоха, другие люди, другое преодоление иллюзий.
  Ќо вот чтобы выкарабкатьс€ из нашего поколени€ в вечность, пон€ть абсолютную беспрецедентность этого поколени€ и, тем не менее, из него выйти и погл€деть на нас, на всех оттуда, сверху, дл€ этого нужен был гений Ёрнста. 
» нужно было счастье встречи с ним, чтобы € чуточку о нем рассказал. 
Ёрнст прошел войну. ѕрошел все сталинские искусы. ¬ынес, не согнулс€, – чудовищную травлю хрущевско-брежневскую. “ут все - символы, все – знаки. ’рущев – идеолог и политик его давит и вдруг в ’рущеве-человеке просыпаетс€ перед смертью человеческое и он завещает: пусть пам€тник мне сделает Ёрнст Ќеизвестный. ¬ этом – тоже знак, знак родства (сродничества) эпох, которые если и св€заны чем-то, то только сердечностью. 
я долго не понимал его €зыка. я привык к ћухиной «–абочий и колхозница». » вдруг – конечно, прошло какое-то врем€ - его €зык оказалс€ мне абсолютно пон€тным. ”бедитесь сами, посмотрите на его скульптуру «ƒвое душат друг друга» “ут все €сно, любому дровосеку и академику. ¬се просто. Ћюди душат друг друга.  огда они душат, убивают друг друга – ќтечественна€ война, „ечн€, јфганистан, любой конфликт, даже домашний люди, то тер€ют лицо. Ћица нет. я не сразу это пон€л. ќни душат друг друга, а корень общий. “о есть, они душат себ€. ј кроме того, здесь в середине скульптуры – вечный символ Ёрнста – сердце. “о есть, в сердце жизни люди душат друг друга.

Ёрнст Ќеизвестный. "¬зорванна€ голова"

” моего поколени€ был комплекс неполноценности из-за того, что мы не воевали. я как-то сказал Ёрнсту: « ак € тебе завидую, что ты воевал». ќн в ответ рассме€лс€: «√осподи, как € тебе завидую, что ты не воевал. ѕотому что на войне видишь столько смертей – что перестаешь воспринимать смерть».
¬ы, конечно, знаете знаменитого английского (американского) скульптора – ћура. я некоторые его работы видел воочию, а в основном на фотографи€х, помещенных в его книгу. ћур писал так: «¬ечна€ работа ветра и воды проделали вот эту дырку в скале на берегу мор€…» » вот он стал делать свои скульптуры с «дырками» посредине. ј у Ёрнста в скульптуре – отверсти€ – это не результат вековечной работы ветра и солнца, не спокойно-эстетические отверсти€, а сквозные ранени€. я ничуть не шовинист, но «дыры» ћура и Ёрнста Ќеизвестного - совершенно разной и духовной и физической напр€женности.
¬опрос ѕеревозчикова: Ёрнст Ќеизвестный все врем€ подчеркивает, что он – не диссидент, что его вынудили уехать.
 ар€кин: ќн здесь очень точен в своих формулировках, как и всегда. ќн – не диссидент политический ќн – великий художник, который по происхождению, по определению – диссидент изначальный. ќн – другой диссидент. Ќе знаю, согласитс€ ли он со мной. ” гениальных людей – € счастлив, что некоторых из них наблюдал - есть особенность: жить в другом времени, отдава€, конечно дань этому времени (куда тут денешьс€!). ƒанте общаетс€ с ћикеланджело, Ќеизвестный – с ћикеланджело. ќни общаютс€ на своем особом €зыке. Ёто трудно пон€ть простым смертным. »ногда это понимание пронзает. ¬ нас простых смертных нечто есть, если нас пронзает понимание этого, если эти струны в нас отзываютс€. ƒл€ мен€ это – тайна, чудесна€, обнадеживающа€.
Ќационального вопроса в христианстве нет. »удей, эллин одинаковы перед Ѕогом. я – об Ёрнсте. Ётот французо-татаро-еврейский человек дл€ мен€ €вл€етс€ самым русским. јбсолютно русска€ натура. ѕравда, в отличие от обычной русскости у него есть дисциплина труда, ответственности и об€занности, как впрочем у ƒостоевского и ѕушкина. ј что их св€зывает и отдел€ет от массы русских? ƒисциплина труда.
Ёрнста упрекали – цела€ литература на этот счет есть - что он в скульптуре – литературен. ј ћикеланджело не литературен? ќн весь в —икстинской капелле – литературен. ¬се искусство европейское литературно, потому что оно вышло из  ниги книг – библии. ќно «переводит» Ѕиблию на €зык нас, грешных, которые чита€ ее, не могут пон€ть, а в искусстве получают художественный «перевод». ћузыка ли. живопись, скульптура – литературны. – «Ќе говорю вам пр€мо, потому что пр€мо вы не понимаете, а говорю с вами притчами…» - € цитирую Ѕиблию.. „то такое искусство Ёрнста Ќеизвестного? Ёто притча Ќового завета на €зыке ’’I - ’’II веков.
ѕеревозчиков: ёрий ‘едорович, расскажите о знаменитом эпизоде столкновени€ Ќеизвестного и ’рущева на выставке московских художников в ћанеже в 1962 году.
- –азгром в ћанеже? “огда € Ёрнста еще не знал. ƒл€ мен€ это была легенда. ѕомимо всего прочего в любой ситуации он был личностью - всегда сам по себе.
≈сть такой снимок, который € очень люблю. —то€т ’рущев, —услов, вс€ тогдашн€ камариль€. » они все заворожено смотр€т в одну точку. “очка эта – Ёрнст. ќни все крут€тс€ вокруг него, а не он вокруг них. ќн, Ёрнст им разъ€сн€ет. ясно, что каждый из них его презирал. » каждый из них ему подчин€етс€. ќн – «хоз€ин разговора» - словечко ƒостоевского.
ѕеревозчиков: ј были у Ёрнста Ќеизвестного другие встречи с ’рущевым?
- ѕомню, когда —ергей ’рущев передал Ёрнсту завещание своего отца о пам€тнике. «наю историю этого пам€тника. Ѕуквально на моих глазах он делалс€.
ќб одной встрече Ёрнста с ’рущевым € знаю точно, с его слов. Ёрнст ехал на такси по јрбату. ѕеред светофором машина остановилась. –€дом – черна€ волга. ¬притык. » вдруг Ёрнст слышит: его кто-то окликнул, зовет из этой волги. «Ёрнст» – кричит Ќикита —ергеевич, уже разжалованный к тому времени из генсеков. Ќо тут на плечо его ложитс€ длань охранника и его сажают на место.
ѕеревозчиков: ѕосле выставки в ћанеже у Ќеизвестного начались трудности.  акие-то заказы были в —редней јзии. ѕотом он оформл€л јртек, но работать на полную мощь ему просто не давали.
 ар€кин: ” мен€ есть альбом, который он мне перед отъездом подарил. «десь трагичнейша€, в сущности, надпись: «ƒорогому другу ёре от Ёрнста как тень замысла». —кульптура – это промышленность, это мощна€ промышленность, это не только гипс, глина, это бронза, это металл…  огда он не мог работать скульптуру, его замыслы трансформировались в графику, и он стал создавать эти бесконечные альбомы.
«“ень замысла». ѕотом € уже узнал, что такие же рисунки, замыслы ћикеланджело обозначал дл€ самого себ€ как «концентрацию моего ума, воли и сердца». Ѕольшинство их ћикеланджело сжег, но что-то осталось, около 200.
 огда Ёрнст уехал из страны, у него было около 10 000 таких графических замыслов. ј когда € повидал его там, в его мастерской в Ќью-…орке уже в 1990 году, € был потр€сен…” мен€ всегда было такое чувство: когда аккумул€торы своей духовной энергии подсаживались, € ехал к Ёрнсту. Ёто такой сгусток духовной энергии. ќн всегда в поиске, всегда в безразличии к своему прошлому. “о, что он вчера седлал – ему уже неинтересно, - этого € почти ни у кого не встречал. ќн весь полон новыми замыслами, новой работой. “ак вот, то, что € повидал в јмерике, у него в мастерской…  огда € бываю там, € всегда живу у него в мастерской и всегда вижу, как это делаетс€… я вс€кий раз испытываю потр€сение. ƒругого такого работ€ги, труженика, творца, твор€щего по нарастающей, - € не знаю. Ћитература, литература…»ллюстрации к ƒанте. ј что такое ћикеланджело, как не иллюстрации к ƒанте. ј у Ёрнста буквально – «Ѕожественна€ комеди€»- гениальные рисунки. «»ллюстрации» (в кавычках) к роману ƒостоевского «ѕреступление и наказание» Ќе иллюстрации – а просто перевод на другой €зык. “олько что он перевел на свой художественный €зык «Ёкклезиаста». ƒелает рисунки к јпокалипсису – ќткровению »оанна Ѕогослова.
ѕеревозчиков: ј когда было это пам€тное событие – ¬аше выступление на вечере пам€ти ѕлатонова, Ќеизвестный был в ћоскве?  акова была его реакци€?
 ар€кин: Ёрнст сидел в зале. ѕотом мы даже выпили, вопреки моей жене. я там, на вечере говорил, что мен€ не столько интересуют судьбы погибших, сколько живых. я назвал несколько имен – они оказались, в конечном счете, очень точными: —олженицын, ћожаев,  оржавин, ћаксимов,ќкуджава, Ќеизвестный… я тогда сказал: вот здесь сид€т «искусствоведы в штатском», они, конечно, донесут на мен€, а лучше если они подумают, где будут сами лет через 20, и где будут те, кого € назвал, в русской и мировой культуре.
¬споминаетс€ один почти мелодраматический эпизод. ћы идем с Ёрнстом по улице. ¬друг ко мне подбегает женщина и говорит: «—пасибо ¬ам, ёрий ‘едорович, за ¬ашу речь на вечере в ÷ƒЋ о ѕлатонове» Ёрик как-то понурилс€ и изрек: « огда мен€ долбали, от мен€ все перебегали на другую сторону».

Ёрнст Ќеизвестный. "¬зорванное сердце".

Ќеизвестный – абсолютно неверо€тный мыслитель и «разговорщик». ¬от как он заворожил в ћанеже все ѕолитбюро, вот так он в любой ситуации, если начинает говорить, все крутитьс€ вокруг него. ¬от уж воистину, всегда – «хоз€ин разговора». Ёто не эгоцентризм, а просто энергетика гени€. Ёто неверо€тна€ энергетика мысли, духа. 
Ќу, ћераб ћамардашвили, сам великий мыслитель. Ќо даже ћераб «крутилс€» вокруг него.
я же всегда им любуюсь и просто люблю его.
ѕоследн€€ мо€ встреча с ним была у него в номере гостиницы (кажетс€, в €нваре1998г., он вернулс€ из  алмыкии, из Ёлисты, где открывал свой пам€тник жертвам «переселенных народов») и там были два достаточно известных человека -  онстантин –айкин и »люмжинов. » все крутилось оп€ть вокруг него.
” него помимо всего прочего пам€ть фантастическа€. —тихи читает «километрами».
ѕеревозчиков:  ак говорил ѕлатон, пам€ть –мать всех муз.
 ар€кин: ѕам€ть ведь это – совесть. —о-весть. Ѕеспам€тный - значит бессовестный.
” Ёрнста неверо€тна€ эрудици€ во всей литературе, и философской, и психологической, и, конечно, в искусстве.
ѕеревозчиков: ј бывало так, что ¬ы с ним спорили?
 акр€кин: ≈сли и спорили, то должен признать, € почти всегда был не прав.  огда € с ним подружилс€ и полюбил его, € был этаким марксистским «недоноском» или «переноском», если угодно.
ќднажды € написал о нем статью, продиктовал ее »ре (»рина Ќиколаевна – жена  ар€кина). » там были две марксистские цитаты. Ёрнст прочитал и сказал: «¬се хорошо, но, √осподи, но ћаркс - то тут при чем?» ќн чисто эстетически преподал мне урок обнаружени€ моей фальши. ѕотом споров у нас почти не было. Ѕыл, если хотите, разговор в унисон. —поры, конечно, были мировоззренческие, но мы - совпадали.

Ёрнст Ќеизвестный. " рик"

ѕеревозчиков: Ёрнст Ќеизвестный в своих воспоминани€х пишет, что у него были какие-то покровители наверху. Ќо не называет их.  то были эти люди?
 ар€кин: Ёто особ стать€. —ейчас как-то все пол€ризируетс€, а на самом деле наше общество тогдашнее было очень «многозвеночно». Ќо вот, например, € тогда, в 60-х годах был непоколебимым марксистом-ленинцем, хот€ уже антисталинцем. ” мен€ были друзь€ из ÷ , которые были еще полу-сталинцы, но у которых сохранилась честь, совесть. Ќу, тот же „ерн€ев, ѕыжков, јрбатов. я познакомил Ёрнста с ними. ј они уже в меру в меру своей совести и чести - каждый раз – € это свидетельствую, и рад это свидетельствовать – делали то, что в их положении было недопустимо и невозможно. Ќо тем не менее, они это делали, чтобы чуть-чуть ему помочь. ¬едь то, что потом будет названо «перестройка», готовилось очень исподволь и тут было очень много передаточных звеньев. “вардовский до конца жизни своей оставалс€ убежденным и мучившимс€ коммунистом. “ем не менее, он опубликовал —олженицына.   нашему времени цепь дрогнула. Ќу, вот пример. ¬ 1980 году € написал статью о ¬олоде ¬ысоцком. ќна сначала ходила в самиздате. ј потом ее опубликовали в журнале "Ћитературное обозрение». » мы пришли с главным редактором к цензору. » € ему пр€мо сказал: «Ќу, ¬ы любите вот эту песню?» ќн сказал: «Ћюблю». «Ќу, так соберите все свои силы и дайте нам добро на публикацию». » вдруг звенышко дрогнуло. «венышки к этому времени стали очеловечиватьс€. “ак вот просто всех смазать и сказать, что были только одни герои-диссиденты – неверно. Ѕыла беспрерывна€, сейчас еще не исследима€ цепь добра, совести, чести, ума. » вдруг что-то получалось. ¬ыходит стать€ о ¬ысоцком. Ќеизвестный получает заказ в —редней јзии.
ѕеревозчиков: ¬ы помните сам момент его отъезда?
 ар€кин: Ёто было лето 1975 года. ќтча€ние. ќн вопил: «Ќу, как же так!»
ѕеребью себ€. ќднажды на каком-то заседании ћќ—’а он сказал: «¬от есть государственна€ жопа. я хочу ее лизать. ј мне не дают.» Ёто только он мог сказать такое.
ј мне он всегда говорил: «я хочу отдать! ћне ничего не надо. ј они не берут.» ѕоэтому он уехал в свои 50…»
≈сть еще одна очень важна€ вещь. Ќа «ападе он был прин€т с распростертыми объ€ти€ми как диссидент. Ќо ведь реально-то физически как скульптор он уехал в другую страну - в —Ўј и начал все с нул€.
ѕеревозчиков: ќн уехал, и какое-то врем€ контактов не было.
 ар€кин: ќ контактах € расскажу. Ѕыл вечер в ÷ƒЋ – день рождени€ јмираджиби.  ажетс€, это был 1986 год, самое начало перестройки. —идим за накрытым столом. –€дом со мной тихонько сидит маленька€ така€ женщина, вдова Ќикола€ »вановича Ѕухарина. » €, конечно, выпив немного, поднимаюсь и говорю: «ј € хочу подн€ть тост за человека, за которого 30 лет никто не поднимал тост, которого никто не помнил – € пью за вдову Ѕухарина». Ќаступило некоторое молчание. ѕоловина присутствующих на банкете труханула.
„ерез год приезжаю в ћексику и там, в ћехико иду в музей “роцкого.  стати, на следующий день после этого получаю «втык» от посла – «ѕоздравл€ю ¬ас, первое, что ¬ы сделали – посетили музей, который советским люд€м не рекомендуют посещать». «накомлюсь с внуком “роцкого и его правнучкой. ќна вечером улетала в Ќью-…орк, и € через нее передал записку Ёрнсту Ќеизвестному. ј надо вам напомнить, что он тогда подписал письмо дес€ти в «ћосковские новости», среди них были «иновьев, ћаксимов, Ћюбимов и др., где авторы говорили, что не повер€т они ни в какую перестройку и гласность, пока их письмо не напечатают в открытой печати. » € написал ему: «Ёрнст, ну напечатали твое письмо. ¬от тебе другой аргумент. ¬чера в ћоскве в ÷ƒЋ € произносил тост за вдову Ѕухарина, а сегодн€ из ћексики шлю тебе привет с правнучкой “роцкого. Ќу, мог ли ты это представить раньше? «начит, что-то происходит.» ¬друг в тот же день, правда, ночью звонит мне в ћехико Ёрнст – € жил тогда в доме моей аспирантки —ельмы јнсиры- и часа два мы говорим обо всем. Ёрнст не верит, что мен€ выпустили. ¬от так мы первый раз встретились по телефону.
ƒа, была еще одна истори€.  огда ему пришла в голову иде€ пам€тника жертвам утопического сознани€, он написал, – кому же позвонить? – поймет только ёра  ар€кин! ј дозвонитьс€ ко мне не смог.
ѕеревозчиков: ј иде€ «древа жизни» остаетс€ невоплощенной?
 ар€кин: «наю, что он хочет поставить этот пам€тник в ћоскве. я ему предложил – поставить эту скульптуру.  онечно, в увеличенном виде – двое душат друг друга – и поставить ее в «ћемориале».
Ћет 20 назад мне пришла в голову мысль, € поделилс€ ею с  олей Ќовиком и ћерабом ћамардашвили – как бы нам записать все, что мы об Ёрнсте знаем. ≈сть фильм об Ёрнсте ¬ладимира Ѕондаренко, где прекрасно говор€т ћераб, ѕ€тигорский,  ома »ванов. 
ѕеревозчиков: —ейчас на ваше поколение нападают, хорон€т даже.  ак вы к этому относитесь?
 ар€кин: Ёто естественно. “ак всегда бывало. Ёто закон природы, закон роста молодых . ≈сть стадион. ѕобегай!  стати, тут одно соображение об Ёрнсте. ќн может бегать сотку за 10 секунд, а он бегает за 9 .10. ќн может делать «реалистические скульптуры» (как впрочем, прекрасно владел рисунком ѕикассо – посмотрите на его «ћулатку» в –усском музее)- но он делает совсем другое.
ѕеревозчиков: ѕомните его парадоксальное за€вление – Ќеизвестный говорил: если бы € не стал скульптором, € стал бы террористом!
 ар€кин: Ёто л€п, конечно. “еррористом бы он не стал, конечно. Ёто человек - удивительно об€зательный, удивительно заботливый.
 стати, вот еще один эпизод к его личностной характеристике, свидетелем которого € был. —идели вчетвером. ѕили и говорили. ќдин из присутствующих, довольно высокого ранга цекистский чиновник вдруг спь€ну дико завелс€ и дал Ёрику пощечину. Ќу, все замерли и пон€ли, что сейчас Ёрнст его просто убьет. Ќадо знать силу его рук.  огда к нему однажды подослали молодчиков избить его (в разборке за получение заказа на скульптуру), он вз€л одного за руки и сломал их. “ак вот, все замерли. ј Ёрнст расхохоталс€ и неожиданно дл€ все сказал: «ƒурачок, зачем же ты это сделал!». Ёто было непередаваемым прощением. ј ударивший вдруг сам заревел и попросил прощение. Ќо темперамент у него фантастический, ему могли бы позавидовать все террористы мира.
¬от вам в подтверждение его рассказ. ≈дет в поезде после войны домой. ƒома у матери две похоронки. «ахотел есть. »дет в вагон-ресторан. «акрыт. Ќа станции зашел с другого вагона – закрыт. “огда он, десантник, залезает на крышу – а поезд идет - и загл€дывает вниз в окно и видит, что в ресторане – пируют свои. ќн открывает окно. —пускаетс€ туда и принимает участие в этом пире. ј потом его протуберанец мысли: ««наешь, что такое ѕолитбюро? Ёто бардак в вагоне-ресторане». “ака€ вот неожиданна€ дефиници€.

Ёрнст Ќеизвестный. "–ождение ≈вы"

≈ще один эпизод из его московской жизни. ” него была така€ помощница татарка –оза. Ёто была фанатичка, страстно в него влюбленна€. » € как-то ему сказал: ««наешь, чем кончитс€ истори€ с ней? ќн перебьет твои скульптуры – «гипс€тины», сожжет твою мастерскую и постараетс€ убить теб€» - вдруг на мен€ напало такое провидение. ѕрошло много времени. ¬друг его звонок. –адостный голос:: « ар€ка, свершилось! ќна перебила скульптуры и хотела мен€ убить». ѕриезжаю к нему. –азгромленна€ мастерска€.
ѕеревозчиков: ј из кого состо€ла тогда ваша кампани€?
 ар€кин: - Ёто были очень сильные умы. «иновьев. ∆ен€ Ўифферс. ћераб ћамардашвили, Ѕорис √рушин. јнатолий „ерн€ев. јндрей “арковский. Ёто был насто€щий центр духовного прит€жени€ всех надежных и в умственно и нравственном отношении людей.
¬от еще одна истори€. ѕришла к нему кака€-то иностранна€ делегаци€ с сопровождением. Ёрнст подходит к одному из пришедших и спрашивает: «¬ы – полковник?» “от, опешивши – «Ќет, подполковник». ћы его звали с Ёрнстом – «зав. отделом по нашим мозгам». ќн работал в  √Ѕ и при этом нещадно пил. ќднажды Ёрнст разыскивает мен€ по телефону и не совсем трезвым голосом говорит: «ѕриезжай!». «астаю такую картину. Ёрнст сидит верхом на этом подполковнике и разговаривает с ним таким образом (тот пытаетс€ что-то в€кать): «ћолчи кгбешна€ б…» ¬друг скрип тормозов. ћашина. ¬ходит ∆ен€ ≈втушенко. Ќесколько минут наблюдает сцену и исчезает. ” мен€ мелькает мысль – струсил. ѕроходит минут 15-20. —нова скрип тормозов. ћашина. ¬ходит ∆ен€ с двум€ белоснежными рубашками в руках. ¬ешает на вешалку и – уходит. 
ј вот сцена трагическа€, € тоже был свидетелем. ” Ёрнста в мастерской был очень знаменитый по тем времена и очень официальный скульптор. ѕриехал посмотреть эрнстовы работы. —идели втроем. ѕон€тно, выпили. я ушел наверх спать и вдруг через какое-то врем€ увидел, как этот человек ползал среди скульптур Ёрнста, ревел и выл звериным воем:«» € бы мог! » € бы мог так!» 
ј вот еще одна сцена. я спал у него в мастерской наверху. (ћне приходилось тогда порой ночевать у Ёрнста). Ёрик был один внизу. ≈му только что привезли отлитую скульптуру – уже не «гипс€тину», а бронзу. » € видел, как бы это сказать – духовно-эротическую сцену: как он ее ласкал, щупал. ќн был один – со своей работой. » это была така€ красота!
ѕеревозчиков: ј вот это давление, надзор вы тогда ощущали ?
 ар€кин: ќн и €, конечно, чувствовали этот надзор. Ќо – это странное состо€ние - дл€ нас его как бы и не было. ѕотому что они уже стали считатьс€ с нами, а мы перестали считатьс€ с ними. —трах пропал, ну особенно у него, разумеетс€. ” него вообще была друга€ точка отсчета времени и жизни.
Ёрнст – один из тех людей, при которых нельз€ быть глупым (глуп – промолчи!), нельз€ быть бесчестным. Ѕессовестным. ¬ чем хитрость иезуитской андроповской высылки этих людей. ѕри —олженицыне нельз€ врать, при Ёрнсте нельз€ быть бесчестным. Ёто люди, при которых невольно умнеешь становишьс€ совестливым и, позволю сказать даже – «талантливеешьс€». ќдновременно эти люди никогда своим превосходством теб€ не униз€т, а наоборот подым€т теб€ и ты еще даже найдешь в себе силы новые. Ёто удивительный дар.
ѕеревозчиков: ” Ќабокова, кажетс€, есть така€ мысль: важнее всего дл€ поколени€ присутствие гени€ 
 ар€кин:  онечно.
ƒо людей часто не доходит, что гений – р€дом. ’очу записать одну историю. ¬ декабре прошлого года € пришел к Ћужкову, до него не дошел, прин€л мен€ его помощник, человеческий мерзавец, по-моему. ѕришел по одному частному делу пр€мо от —олженицына. јлександр »саевич пожаловалс€, что переулочек за ≈лисеевским магазином новые русские закрыли, и —олженицыны не могут попасть в дом на машине. я и говорю этому чиновнику. Ќеужто нельз€ там навести пор€док. Ётот тип мне говорит: Ќапишите за€вление по всей форме. ѕусть они подпишут. “ут € ему врезал: «¬ы понимаете, что говорите. Ёто Ћев “олстой должен вам писать за€вление?»

  ¬от р€дом с нами живет гениальный художник – Ёрнст Ќеизвестный. ј до нас не доходит счастье сосуществовани€.

http://trifonov1975.narod.ru/painters.html



–убрики:  ћыслители
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



Svetlana-k   обратитьс€ по имени ¬торник, 09 јпрел€ 2013 г. 19:16 (ссылка)
—колько критики € слышала на лекци€х в адрес Ёрнста...
 аждое врем€ своими глазами смотрит на личность.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 09 јпрел€ 2013 г. 19:49ссылка
—пасибо, —вета. я очень уважала  ор€кина и раздел€ю его взгл€ды, поэтому мне дороги слова об Ёрнсте Ќеизвестном
ѕерейти к дневнику

¬торник, 09 јпрел€ 2013 г. 20:07ссылка
≈го гнобил ’рущев. Ќо пам€тник ему сделал Ёрнст...
ѕричем точно раскрыл суть личности. Ёто все из лекций по искусству...
“амара35   обратитьс€ по имени —реда, 10 јпрел€ 2013 г. 17:37 (ссылка)
 акое огромное спасибо за напоминание о Ќеизвестном и о  ар€кине!ќ диссидентах
60-дес€тниках! ¬се они-совесть нашей эпохи,которые не подозревали об этом,просто жили так,и не могли иначе.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 10 јпрел€ 2013 г. 17:59ссылка
—пасибо, “амара, за сочувственный отзыв. я очень рада, стоесть замечательные фильмы об этих совестливых люд€х
“амара35   обратитьс€ по имени —реда, 10 јпрел€ 2013 г. 17:48 (ссылка)
≈сть прекрасное стихотворение јндре€ ¬ознесенского об Ёрнсте Ќеизвестном. аждый раз читаю и не могу сдержать слез
" онечно,вы свежевыбриты
» вкус вам не измен€л.
Ќо были ли вы убиты
«а родину наповал?"
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 10 јпрел€ 2013 г. 18:03ссылка
—пасибо. —тихотворение и два интересных фильма об Ёрнсте у мен€ отложены. «автра € выпущу их
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку