-–убрики

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -÷итатник

“алантливые живописцы германского ренессанса - (0)

јльбрехт ƒюрер   ѕраздник венков из роз. ћасло, тополева€ доска (1506)  ...

Ѕогданов-Ѕельский Ќиколай ѕетрович. - (0)

’удожник Ѕогданов-Ѕельский Ќиколай ѕетрович. „асть- 7. Ќиколай ѕетрович Ѕогданов-Ѕель...

ян —тен - (0)

ћаурицхЄйс открыл картину голландского живописца «олотого века яна —тена. ќсме€ние —амсо...

«арубин ¬иктор »ванович (1866-1928 - (0)

ѕейзаж с рыбаками. 1906  ’олст, масло. 102 x 142 см     √осудар...

 расавица эустома - лизиантус - ирландска€ роза - техасский колокольчик - (2)

 расавица эустома Ёустома (лат. Eustoma), также называема€ лизиантус (лат. Lisianthus Ц горьк...

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50617

√ригорий ѕќћ≈–јЌ÷ - философ, культуролог и писатель

¬торник, 19 ‘еврал€ 2013 г. 11:58 + в цитатник

√лавное поприще одного из крупнейших  мыслителей √ригори€ ѕомеранца – философи€, выраженна€ в его трудах - научных исследовани€х, книгах, эссе, публицистике, публичных лекци€х и высказывани€х в —ћ». —ам он не очень любит, когда его называют философом: 

"я не пользуюсь профессиональным философским €зыком, а стараюсь писать просто, доступно".

√ригори€ ѕомеранца приходитс€ перечитывать, каждый раз открыва€ что-то новое, не восприн€тое с первого раза. —егодн€ найдетс€ немало людей, которые хотели бы назвать себ€ учениками √ригори€ —оломоновича, дл€ которых его труды стали пр€мым руководством к образу мышлени€ и поведению в повседневной жизни.   

   √ригорий —оломонович ѕомеранц родилс€ 13 марта 1918 года в ¬ильно (ныне - ¬ильнюс). ≈го отец работал бухгалтером, будучи при этом де€телем Ѕунда (еврейской социал-демократической организации). ¬ сталинские времена был репрессирован. ћать была талантливой драматической актрисой. ¬ 1925 году семь€ переехала в ћоскву. √ригорий быстро забыл идиш, на котором продолжали говорить в семье, и польский, необходимый дл€ жизни в ¬ильно. ≈го родным €зыком стал русский, который довольно быстро был освоен в совершенстве. ѕозже это вылилось в блест€щий стиль научных и литературных трудов √ригори€ ѕомеранца и его выступлений, порой импровизированных, а не подготовленных заранее. Ѕольшинство из написанного √ригорием ѕомеранцем - это еще и прекрасна€ литература.

¬ 1935 году √ригорий ѕомеранц поступил на философский факультет знаменитого »нститута философии, литературы и искусства (»‘Ћ»), а после упразднени€ этого факультета "за ненадобностью" перешел на литературный, на отделение русской литературы. «акончив в 1940 году »‘Ћ», ѕомеранц работал в “улском педагогическом институте.

¬ 1941 году √ригорий ѕомеранц добровольцем ушел на фронт. ¬ военкомате, поскольку он был "ограниченно годен" по зрению, ему предложили ждать повестки, но он не стал еЄ дожидатьс€ и на фронт попал раньше. ¬ 1942 году был т€жело ранен, вернулс€ в строй и оставалс€ всю войну в действующей армии. ѕройд€ через кровавый кошмар —талинградской битвы, дошел до предместий Ѕерлина, а потом ƒень победы встретил где-то в —удетских горах в звании младшего лейтенанта. ¬о врем€ войны был внештатным литсотрудником, а потом штатным сотрудником двух дивизионных газет, много бывал на передовой. ¬ 1943 году вступил в ¬ ѕ(б). ¬ 1944 году из-за конфликта с редактором подал рапорт на перевод комсоргом в стрелковый батальон, хот€ "знал, что ни один комсорг стрелкового батальона не служил более четырЄх мес€цев. ƒальше – наркомздрав или наркомзем. —татистика не подкачала: бои начались 22 июн€, осколок попал в мен€ 23 окт€бр€; ровно четыре мес€ца и один день. ћогло кончитьс€ иначе (один шанс из трЄх – смерть".

ѕосле окончани€ войны ѕомеранц год дожидалс€ демобилизации и не дождавшись, стал бомбардировать командование за€влени€ми, в одном из которых написал, что не считает возможным пропагандировать "ћолодую гвардию" ‘адеева как малохудожественное сочинение. – не был бы он офицером – демобилизова трудно.  ¬сЄ это закончилось исключением из партии с формулировкой "за антипартийные высказывани€" и вожделенной "гражданкой" с "волчьим билетом". ƒо 1949 года √ригорий ѕомеранц работал на разных мелких должност€х: техником в тресте "—оюзэнергомонтаж", корректором, продавцом в " нижной лавке писателей" на  узнецком мосту. “ут началась борьба с "безродным космополитизмом", пошли в дело за€влени€ 1946 года и, как следствие, – арест 30 окт€бр€ 1949 года, к которому он был готов и морально, и физически: купил футл€р дл€ зубной щетки и пришил к шинели новые крепкие карманы. "» когда за мной пришли, страха не было. ќперативники рылись в моих книжках, а € с аппетитом ел €блоко". “ак ѕомеранц оказалс€ в 16-й камере тюрьмы на ћалой Ћуб€нке. ѕо знаменитой статье ”  –—‘—– 58-10 получил 5 лет, отбывал в  аргопольлаге. ѕосле смерти —талина летом 1953 попал под амнистию. ¬ ћоскве жить не разрешили. “ри года ѕомеранц преподавал литературу в средней школе казацкой станицы Ўкуринска€  раснодарского кра€. ¬ 1956 году он был реабилитирован и вернулс€ в ћоскву.

  ¬ 1946 году √ригорий ѕомеранц женилс€ на ћирре «айдман, с которой был  знаком до войны и переписывалс€, наход€сь в армии. ѕосле отправки в  аргопольлаг ћирра под разными предлогами не захотела навещать мужа, и после возвращени€ ѕомеранца из лагер€ их брак распалс€.

ѕо возвращении в ћоскву √ригорий ѕомеранц устроилс€ на работу библиографом сперва в Ѕиблиотеку иностранной литературы, а потом в ‘ундаментальную библиотеку общественных наук јЌ ———– (‘ЅќЌ) (ныне - »нститут информации по общественным наукам –јЌ (»Ќ»ќЌ)), где и проработал до пенсии. ѕервые эссеистские опыты были осуществлены ѕомеранцем в 1953-60 годы ("ѕредмет" (первый вариант "ѕережитых абстракций"), "—частье", "ѕам€ти »ры", "ѕух одуванчика", "язык богов").

"¬енгерские событи€ 1956 года и травл€ ѕастернака произвели на ѕомеранца сильное впечатление, вызвав мысли о пр€мом политическом противосто€нии режиму (вплоть до эксперимента с подпольем и участи€ в вооруженной борьбе, если такова€ стихийно начнетс€). ¬ 1959-60 вокруг ѕомеранца образуетс€ полуподпольный философско-исторический и политэкономический семинар ("слегка законспирированного, но без вс€кой организации"). —реди участников семинара – многие активисты "ћа€ковки", в частности – ¬ладимир ќсипов (глава националистического —оюза "’ристианское возрождение" – "ѕортал–Credo.Ru"). ќпыт философско-политического полуподполь€ был оценен ѕомеранцем как отрицательный. ћежду тем, состо€вшеес€ в 1960 знакомство с јлександром √инзбургом, Ќатальей √орбаневской, ёрием √алансковым открывало иную перспективу неподцензурной де€тельности, главное в которой - "совершенна€ открытость и свобода от страха". Ќовое настроение ѕомеранца было св€зано с журналом "—интаксис", со свободным и творческим духом, царившим среди новых знакомых и художников-"лианозовцев", с которыми он в это врем€ общалс€.

  

  Ќачина€ с 1962 года, ѕомеранц публикует в научных издани€х статьи по востоковедению и сравнительной культурологии (в центре его интересов – духовна€ жизнь »ндии и  ита€), выступает с докладами и лекционными курсами в различных научных учреждени€х и высших учебных заведени€х. ќдновременно он пишет р€д эссе на различные культурно-исторические и социально-политические темы, получившие распространение в "—амиздате".

√ригорий ѕомеранц поддерживает отношени€ с инакомысл€щими различных направлений, участвует в неофициальных научных семинарах. ¬ 1970 посещал семинар, собиравшийс€ на квартире физика ¬алентина “урчина. ѕозднее —ахаров говорил об этом семинаре в своих "¬оспоминани€х": "Ќаиболее интересными и глубокими были доклады √ригори€ ѕомеранца – € впервые его тогда узнал и был глубоко потр€сен его эрудицией, широтой взгл€дов и "академичностью" в лучшем смысле этого слова. ќсновные концепции ѕомеранца: ценность культуры, созданной взаимодействием усилий всех наций ¬остока и «апада на прот€жении тыс€челетий, необходимость терпимости, компромисса и широты мысли, нищета и убогость диктатуры и тоталитаризма, их историческа€ бесплодность, убогость и бесплодность узкого национализма, почвенности".

  ѕервым текстом, который достаточно широко разошелс€ через "—амиздат" и принес ѕомеранцу известность в интеллигентских и диссидентских кругах, стало его выступление 3 декабр€ 1965 года в »нституте философии "ќ роли нравственного облика личности в жизни исторического коллектива", посв€щенное критике "культа личности" —талина. ѕозже вместе с эссе " вадрильон" эти тексты вошли в "‘еникс-66" ё. √аланскова. ¬ 1967 - 68 годах оба эссе были перепечатаны за рубежом, в журнале "√рани"

¬ыступлению в »нституте философии предшествовало выступление в »нституте истории осенью 1964 года - первое публичное выступление  ѕомеранца. Ёто была импровизацией – за полчаса до выступлени€ ѕомеранц набросал тезисы на подвернувшейс€ под руку каталожной карточке. –езонанс от выступлени€ в »нституте философии был заметный, но не вышел за пределы институтских и библиотечных курилок. —ам ѕомеранц оценил своЄ выступление как внутреннюю победу. "я посмел и сумел сказать вслух, публично то, что все вокруг хотели сказать и не решались. я переступил через меловой круг, в котором топчутс€ курицы. Ќо никакой внешней победы не получилось. Ќе вышло цепной реакции, каскада речей о том же с кафедр университетов и конференций. “ем, у кого был ум, не хватило храбрости, тем, у кого была храбрость, не хватило ума. я выскочил, остановилс€ на линии, тонкой, как лезвие ножа, и удержалс€ на ней. ¬се удивились" . –ечь стала известна многим,  но активную поддрежку ѕомеранцу оказал только кинорежиссЄр ћихаил –омм.   сожалению, –омм вскоре умер. », тем не менее, им€ ѕомеранца стало достаточно известно.

  ѕримерно в то же врем€, аргументиру€ невозможность тихой реабилитации —талина, √ригорий ѕомеранц высказал ещЄ один афоризм: "Ќельз€ облачить разоблачЄнного кумира". ѕозднее ѕомеранц признавал, что это высказывание оказалось ошибочным. –еальность опровергла эту максиму – кумир вновь успешно облачЄн и "гарцует на белом коне" в сознании весьма большого числа российских граждан всех возрастов, в том числе и молодЄжи. ≈сли бы не некоторые технические манипул€ции, именно —талин, а не јлександр Ќевский стал бы победителем попул€рного телеголосовани€ "»м€ –осси€". Ќо и полученное им третье место в официальном подцензурном рейтинге говорит о многом.

  ¬ 1972 в ћюнхене выход€т отдельным изданием работы ѕомеранца. ¬ 1985 в ѕариже в отдельном выпуске журнала "ѕоиски" выход€т "—ны «емли" (статьи о –оссии). ¬ 1989 в Ќью-…орке в издательстве "Ћиберти" выходит "ќткрытость бездне. Ётюды о ƒостоевском".

  ¬ 1976 по пр€мому указанию јндропова была прекращаетс€ публикаци€ научных статей √ригори€ ѕомеранца в советских издани€х. ¬ то же врем€ его работы широко распростран€ютс€ в "—амиздате" и перепечатываютс€ в зарубежной эмигрантской печати, в том числе в журналах " онтинент", "—интаксис", "—трана и мир". ¬о второй половине 1970-х ѕомеранц близок к редакции самиздатского журнала "ѕоиски", публикует там свои эссе. ¬се написанное подписывает собственным именем, не прибега€ к псевдонимам.

 

  ѕублицистика и политическое поведение ѕомеранца вызывали усиленное внимание  √Ѕ. ¬ конце 1984 года ѕомеранц был предупрежден по ”казу от 25.12.1972 в св€зи с публикацией своих произведений за границей, в одной из которых он пр€мо критиковал  √Ѕ. 15 ма€ 1985 года был произведЄн обыск в квартире, где ѕомеранц хранил свой архив. јрхив был конфискован.

  ¬ публицистических работах ѕомеранц защищал идеи личной свободы и европейского демократизма, выступал противником идолов "крови и почвы", новой волны национализма. ѕоследовательное и энергичное отстаивание этой позиции сделало его одним из наиболее заметных оппонентов право-консервативного течени€ в диссидентстве. ќсобенное значение имела начавша€с€ в 1967 году полемика ѕомеранца с —олженицыным ("„еловек ниоткуда", "—трастна€ односторонность и бесстрастие духа", "—он о справедливости возмезди€", "—тиль полемики" ѕомеранца; "ќбразованщина" и др. —олженицына). —олженицын обрушилс€ на плюрализм ѕомеранца, третиру€ его как беспочвенного советского "образованца"; ѕомеранц резко критиковал "страстную односторонность", дух мстительности и непримиримости у —олженицына, его почвеннический утопизм, говоритс€ в биографии ѕомеранца, опубликованной на его и ћиркиной сайте. ƒлительное врем€ эта полемика протекала на страницах зарубежных —ћ», поскольку ѕомеранц отказывалс€ от всех предложений о публикации своих полемических материалов на родине до тех пор, пока публицистика —олженицына не стала по€вл€тьс€ в отечественных —ћ». Ѕолее того, в 90-е годы, ѕомеранц дважды выступил в российской печати против хамской полемики с —олженицыным. 

  ѕомеранц так характеризует свою полемику с —олженицыным: " ак-то покойный √лазов спросил мен€: в чем суть твоего спора с —олженицыным? я ответил: "—олженицын знает, как надо". "Ќо это хорошо, – возразил √лазов. - я тоже знаю, как надо" . ј € не знаю, как надо (в галичевском понимании этих слов), € отвергаю пр€молинейные решени€ сложных вопросов. ¬ нашем споре сталкиваютс€ два типа сознани€. Ќе этнических! ¬ »зраиле полно людей, знающих, как надо, а в –оссии хватало мыслителей, более сложных, чем —олженицын: Ѕерд€ев, ‘едотов, √ершензон, ‘ранк (думаю, что делить веховцев по пункту 5 не стоит). я продолжаю веховскую критику революционного "так надо" , а —олженицын — революционную страстную пр€молинейность, мен€€ революционный плюс на минус и минус на плюс, но сохран€€ структуру революционной мысли" ("ƒогматы полемики").

  ѕомеранцем были подготовлены две кандидатские диссертации. ќдна – до войны о творчестве ƒостоевского. ≈Є текст был уничтожен на Ћуб€нке после ареста ѕомеранца в 1949 "как документ, не относ€щийс€ к делу". ¬тора€ – "Ќекоторые течени€ религиозного нигилизма". Ёто 500-страничный машинописный фолиант, в основном посв€щенный дзэн-буддизму (это практически была перва€ в ———– научна€ работа по этой теме). ƒиссертаци€ была закончена в 1968 году и даже вынесена на защиту. Ќо тут подоспели чешские событи€, арест участников "демонстрации семерки" на  расной площади и письма в их защиту, одно из которых подписал и ѕомеранц. «ащита в »нституте востоковедени€ јкадемии наук (»¬јЌ) была сорвана по приказу сверху, €кобы ввиду отсутстви€ кворума в ”ченом совете. ќдин из официальных оппонентов – известный востоковед академик Ќиколай »осифович  онрад - приехал на защиту с высокой температурой. ”езжа€, он наивно сказал, что если кворум всЄ же соберетс€, то просит позвонить и он вернЄтс€. ¬о дворе »¬јЌа ¬€чеслав ¬севолодович »ванов возмущенно восклицал: "»м еще будет стыдно за это!" “ак получилось, что один из самых образованных и самобытных мыслителей современности и не имеет до сих пор ни одного официального научного звани€. јкадемик –ј≈Ќ не в счЄт – кого только нет в списках этой јкадемии.

  ¬ 1956 году ѕомеранц женилс€ на филологе и литературоведе »рине ћуравьевой (она – автор книги " √.’. јндерсен" в серии ∆«Ћ, выдержавшей не одно переиздание), но прожил с ней недолго. »рина была больна туберкулЄзом и умерла на операционном столе 30 окт€бр€ 1959 года (оп€ть эта рокова€ календарна€ дата – он был арестован в тот же день в 1949 году). —мерь ћуравьевой была пережита ѕомеранцем очень т€жело. —вои ощущени€ при известии о смерти »ры он описывает так: "ѕосле мен€ два мес€ца преследовала галлюцинаци€: стоило закрыть глаза, и € видел себ€ разрубленным пополам вдоль позвоночника, левую половину похороненной на кладбище, а за правой волочились по тротуару кишки.  ошмар кончилс€ в новогоднюю ночь. –ади мальчиков (сыновь€ ». ћуравьевой от первого брака ¬олод€ и ЋЄдик – "ѕортал-Credo.Ru") € встречал Ќовый год и после двух или трех недель тренировки сумел сказать, не заплакав: "— Ќовым годом, с новым счастьем!" Ќехитрый обр€д мен€ исцелил. ѕод утро, после встречи, приснилось, что рана зат€нулась, и выпавшие кишки засохли и отпали. Ѕольше галлюцинаци€ не повтор€лась".

¬ 1960 году летом друзь€, чтобы помочь ѕомеранцу преодолеть т€жесть потери,  привезли его на дачу к поэту «инаиде ћиркиной послушать еЄ стихи. —тихи «инаиды јлександровны произвели на ѕомеранца сильнейшее впечатление – чтение по его требованию длилось 12 часов, в течение которых он не давал возможности даже покормить гостей обедом. 28 феврал€ 1961 √ригорий ѕомеранц и «инаида ћиркина официально зарегистрировались. ќни  дополн€ли друг друга, их брак – иллюстраци€ к платоновскому "ѕиру".

  ¬ыйд€ на пенсию, √ригорий ѕомеранци освободилс€ от рутины составлени€ библиографических карточек, полностью отдалс€ интенсивному творчеству. ќн и «инаида јлександровна стали по€вл€тьс€ на экранах телевизоров. ѕервое длительное по€вление на “¬ произошло в программе  √ордона "Ќочной полЄт" в 1998 году, дважды – в "Ўколе злослови€" (это беспрецедентный случай, чтобы кто-то по€вл€лс€ в этой программе дважды в течение трех мес€цев), на телеканале " ультура" вышел документальный фильм "¬торой" в программе "Ѕольше чем любовь" с их участием, впоследствии повторенный.Ќезадолго до 90-летнего юбиле€ ѕомеранца в »нтернете по€вилс€, наконец, и общий сайт √. ѕомеранца и «. ћиркиной. ¬оистину, чтобы вне какого-то скандала философу и культурологу стать известным и попасть на экраны “¬, в –оссии надо жить долго.

  

  » публиковатьс€ на родине ѕомеранц стал позже всех из запрещенных в ———– авторов. —начала это были статьи в малоизвестном журнале форматом в половину машинописного листа "¬ек ’’ и мир", потом в журнале "»скусство кино", "ќгоньке", некоторых газетах. ѕерва€ книга √ригори€ ѕомеранца на родине "ќткрытость бездне. ¬стречи с ƒостоевским" вышла в издательстве "—оветский писатель" в 1990 году. —ейчас только его книжна€ библиографи€ насчитывает 15 наименований. Ќекоторые из этих книг вышли вторым и третьим издани€ми. ѕричем 11 из них написаны заново, а не представл€ют собой сборники эссе, написанных ранее. ѕочти 10 лет √ригорий ѕомеранц и «инаида ћиркина читали ежемес€чные лекции, на которых подолгу отвечали на вопросы из зала. ќни принимали участие в конференци€х, круглых столах, публикации в —ћ».

  ѕомеранц и ћиркина много лет были участниками "ћорального перевооружени€" (сейчас оно называетс€ "»нициатива перемен") – международной религиозной организации, основанной в 1938 году американским религиозным проповедником ‘рэнком Ѕухманом. Ёто движение призывает и пытаетс€ реализовать на практике среди своих членов отказ от сомнительных, но "осв€щенных" традицией житейским опытом поколений, принципов и обычаев, об утверждении новых отношений между людьми, основанных на высоких моральных ценност€х и здравом смысле. ѕока позвол€ли силы, ѕомеранц и ћиркина выезжали в швейцарское селение  о, расположенное в горах над ∆еневским озером, где принимали участие в семинарах "ћорального перевооружени€".

“ак о чЄм же всЄ врем€ пишет и говорит √ригорий ѕомеранц? „то есть его философи€? „то в ней главное, и есть ли оно?

≈го философи€ есть философи€ религиозна€, причЄм философи€ всеединства. ќна охватывает не частности. (Ёти частности – удел рационального знани€, науки), а ищет цельного понимани€, универсального методологического принципа. ќхватить цельное знание не под силу никому. ѕомеранц уверен, что это цельное знание нельз€ выразить в рациональной форме, и поэтому посто€нно обращаетс€ к мифо-поэтическому построению своих работ и выступлений. »менно поэтому он, как уже отмечено выше, отказываетс€ от академического €зыка и формы профессиональных философов. ≈го любимый жанр – эссе. ѕричем эссе поэтическое по своему существу и форме. ¬ нем идЄт посто€нна€ перекличка веры, поэзии, музыки, живописи – главным образом иконописи или живописи сунской школы. ќн часто цитирует Ћюдвига ¬итгенштейна: "ћистики правы, но их правота не может быть высказана, так как она противоречит правилам грамматики". ѕомеранц вообще очень часто цитирует именно мистиков, причем мистиков разных религий.

  ѕомеранц так формулирует свое понимание цельности: "я с юности чувствовал, что образ мира, созданный точными науками, мучительно неполон. „еловек в этом мире равен единице, деленной на бесконечность, и вынужден признать себ€ нулем. ¬ свои 20 лет € три мес€ца упорно созерцал свое несогласие быть нулем. ¬ конце концов, внутренний свет показал мне возможность решени€, но то, что показалось решением, пришлось отвергнуть. ƒействительное решение лежало вне области точных наук, за которые цепл€лс€ материализм, вне мира бесконечно дробимых величин. –ешение было в переживании целостной, не поддающейс€ делению вечности. я пришел к убеждению, что вселенна€ не сводитс€ к времени, пространству и материи, бесконечно делимых на секунды, века, тыс€челеть€, на метры, километры, парсеки и т.п. ” нее есть другое лицо, целостное во всех своих про€влени€х, как океан планеты —ол€рис, в котором нечего считать. ќкеан, способный стать дл€ каждого тем, что раскрывает душу (через муку или через блаженство – все равно).

  Ћет через двадцать после юношеской медитации € внезапно пережил целостную ипостась реальности как внутренний свет, длившийс€ несколько часов. Ётот опыт просыпалс€, когда € искал спасени€ от страха или созерцал стихийные иконы в лучах заход€щего солнца или иконы, собранные в “реть€ковской галерее, или лучшие создани€ буддийского искусства. ѕостепенно € пон€л, что в иконах переплеталс€ образ всемогущей, вечной творческой силы и хрупкого, смертного человека. Ёто особенно €сно проступает в образах “роицы – рублевской или в дерев€нной раскрашенной скульптуре, хранимой в Ќаре, бывшей столице японии VIII века. ѕригл€девшись к –ублевскому —пасу, € и в нем разгл€дел то же самое: Ѕог–ƒух, веющий повсюду, – и человек в своей смертной оболочке. ¬ечное и мгновенное переплетаетс€ в мистической интуиции". (Ћекци€ 9 окт€бр€ 2009 года "ѕо ту сторону чисел")

  ƒл€ ѕомеранца существование Ѕога не вызывает ни малейшего сомнени€, но Ѕог понимаетс€ им не как нека€ посторонн€€ сила, а как чувство Ѕога в самом себе. "÷арствие Ѕожие внутри нас есть". Ѕольшинство из того, что говорит и пишет √ригорий ѕомеранц, относитс€ к поиску ответов на последние вопросы: что есть мы, зачем мы живем на этом свете, что есть жизнь и смерть. ¬ своих выступлени€х он никогда грозно не витийствует, не пророчит, не поучает, не обвин€ет – он размышл€ет на глазах у публики и вместе с нею. ¬ этом весь его стиль. —егодн€ часто цитируютс€ два высказывани€ ѕомеранца, причЄм чаще всего даже без упоминани€ его авторства (многие авторства даже и не знают – это высша€ форма признани€) – о стиле полемики, которые он сформулировал как догматы полемики ещЄ в 1970 году. ѕервый: "ƒь€вол начинаетс€ с пены на губах ангела, идущего в бой за св€тое и право дело... ¬сЄ рассыпаетс€ в прах, и люди, и системы, но вечен дух ненависти в борьбе за правое дело, и потому зло на земле не имеет конца". » второй, когда, по его словам, он сам "упорно, в мучительной борьбе с собой, смахивал с губ эту пену":"—тиль полемики важнее предмета полемики. ѕредметы мен€ютс€, а стиль создает цивилизацию". ѕомеранц неуклонно старалс€ сам претвор€ть эти догматы в собственной жизни. "ƒл€ ѕомеранца характерно принципиальное непри€тие всех видов редукционизма, одномерных теорий: марксизма, фрейдизма, дарвинизма и прочих идеологий, – пишет о нЄм игумен ¬ениамин (Ќовик). – "я не верю в правду одного принципа, € верю в правду диалога. Ќо стиль полемики важнее самого предмета полемики, важнее победы в споре". —удьба правды быть разделенной.

ќбъективность, по ѕомеранцу, вовсе не синоним истины. –елиги€ – это ориентаци€ к живой вечности. ƒругое дело, что на социокультурном уровне религии исторически очень искажены. Ќо в своей глубине они сход€тс€ и говор€т об одном: о добре, мире, любви и милосердии. „тобы пережить и пон€ть это, нужны духовные усили€. Ќо другого пути нет.



„то есть истина?

—огласно ѕомеранцу, нет готового пути, который гарантированно ведет к »стине. Ќо есть пути, которые проход€т близко от нее. „тобы войти в истину, надо свернуть с дороги, самому проложить путь вдоль следа Ѕожи€.

—уществует зло, которое есть инерци€ добра. ¬сЄ, что становитс€ инерцией, становитс€ злом. Ѕог – это вечна€ динамика, это открытость и риск. »нерции опасны дл€ религии. »менно инерци€ заставила людей думать о будущей жизни вместо того, чтобы воскреснуть в этой. »нерци€ увела людей от ÷арстви€ Ѕожи€ внутри нас к поискам теплого места за гробом".

  ѕомеранц - человек глубоко верующий, не принадлежал ни к одной конфессии. ќн этого и не скрывал. ѕри этом в их совместной с ћиркиной книге "¬еликие религии мира" они пишут о каждой из них с глубочайшим уважением. ¬ ответ его с одинаковым уважением и симпатией воспринимают обладатели самых разных мировоззрений и верующие посто€нно пикирующихс€ между собой религий. Ќа первый взгл€д, это кажетс€ чем-то удивительным и необычным, и даже "ненормальным", но ѕомеранца без внутреннего отторжени€ часто воспринимают и буддист, и мусульманин, и христианин, причем независимо от деноминации и уровн€ собственного фундаментализма. ѕомеранц - принципиальный и последовательный антифундаменталист. "ѕонимание многогранности истины противоречит фундаментализму – иудейскому, христианскому и мусульманскому, но оно не противоречит ’ристу. ≈го (’риста) отношение к законам и принципам – скорее индийское, чем иудейское или византийское. ќн св€то почитал ћоисе€ и смело отступал от него вс€кий раз, когда буква традиции становилась дл€ него нравственным абсурдом. “ак же относитс€ к традиции и јтоний —урожский. ≈го учение о Ѕожьем следе - соль, которую можно выпарить из рассказа о поведении ’риста, столкнувшегос€ с «аконом".

  » ещЄ: "ƒл€ того, чтобы нечто из опыта вечности передать не только одиночкам, а задеть этим весь народ, нужны особые слова и другие знаки, нужны иконы, обр€ды, нужна музыка соответствующа€. Ќо откровение по своей природе не все вмещаетс€ в слово и знак. ѕоэтому возникают сразу две опасности. ѕерва€ опасность – это буквально понимание слов. ѕонимание слов, сказанных, допустим, пророком, как всей полноты истины. » вера сводитс€ к тому, чтобы буквально прин€ть сказанное слово. <…> противоположна€ ересь (€ условно пользуюсь здесь этим термином) – это рациональна€ попытка растолковать слова, в которых как-то передан опыт вечности, опира€сь на обыденный здравый смысл. ƒогму же (в хорошем смысле) то есть правильное понимание, мне кажетс€ очень хорошо выразил схимомонах —илуан, живший в конце XIX– начале XXвека, умер в 1938 году."“о, что написано —в€тым ƒухом, может быть прочитано только —в€тым ƒухом".

» в этой же книге проскальзывает чисто протестантское понимание взаимоотношени€ личности с Ѕогом: "„то такое ¬етхий «авет? «авет с народом, с группой народов, св€щенные основы государственного пор€дка. ј Ќовый «авет – завет с личностью, дл€ которой проста€ покорность Ѕогу не насыщает сердца, с личностью, ищущей быти€ в Ѕоге".

  ѕон€тие или, вернее, метафора глубины очень часто используетс€ ѕомеранцем. ќн часто цитирует митрополита јнтони€ (Ѕлума): " аждый грех есть, прежде всего, потер€ контакта с собственной глубиной". √ригорий —оломонович согласен с Ќильсом Ѕором в том, что "поверхностной истине противостоит ложь, глубокой – друга€ истина, така€ же глубока€". ¬ одной из своих работ ѕомеранц пишет: " ажда€ мирова€ религи€ – колодец в глубину, где горит вечно живой огонь. Ќо за тыс€чи прошедших лет колодцы стали самосто€тельными св€тын€ми, более важными, чем сама глубина". » в то же врем€ одно из его любимых высказываний: "√лубина каждой из великих религий ближе к глубине другой великой религии, чем к собственной поверхности. – ƒалее он разъ€сн€ет – Ёто не значит, что они тождественны, но, если жить на глубине, то между великими религи€ми возможен диалог, основанный на том, что —в€той ƒух отпечатал себ€ в каждой из великих цивилизаций: христианской, мусульманской, индийской и дальневосточной. ¬ каждой из них по-своему выражена нека€ высша€ точка зрени€, иногда она выражена в одних словах, в других. ѕричем эти формулировки на словах различны".

¬ыступа€ против "обр€довери€", ѕомеранц не €вл€етс€ противником обр€да как такового: "ƒл€ того, чтобы нечто из опыта вечности передать не только одиночкам, а задеть этим весь народ, нужны особые слова и другие знаки, нужны иконы, обр€ды,, нужна музыка соответствующа€. Ќо откровение по своей природе не все вмещаетс€ в слово и знак. ѕоэтому возникают сразу две опасности. ѕерва€ опасность – это буквально понимание слов. ѕонимание слов, сказанных, допустим, пророком, как всей полноты истины. » вера сводитс€ к тому, чтобы буквально прин€ть сказанное слово. <…> противоположна€ ересь (€ условно пользуюсь здесь этим термином) – это рациональна€ попытка растолковать слова, в которых как-то передан опыт вечности, опира€сь на обыденный здравый смысл. <…> ƒогму же (в хорошем смысле) то есть правильное понимание, мне кажетс€ очень хорошо выразил схимомонах —илуан, живший в концеXIX– начале XXвека, умер в 1938 году. "“о, что написано —в€тым ƒухом, может быть прочитано только —в€тым ƒухом".

√ригорий ѕомеранц всегда был и остаетс€ представителем русской культуры. ќн никогда, в самые т€гостные годы безвремень€, не собиралс€ уезжать из –оссии. ≈го собственна€ цельность корреспондировала с цельностью русской культуры: "—ила русской культуры – в т€готении к цельности в порыве, который редко достигал законченной формы. ÷ельность, к которой т€нетс€ русский гений, это цельность вселенска€, цельный образ того, что разбросано в в национальных ликах ≈вропы (и не только ≈вропы). <…>  ак ни отличаетс€ русский хаос от европейского пор€дка, главные задачи современной духовной культуры – одни т те же. ћы все ищем новых образов Ѕога, способных обновить "ценностей незыблемую скалу" (ќ. ћандельштам) в нашем знании. » извечное русское стремление из хаоса к цельности может внести здесь свой вклад" .

 

  ”важительное отношение ѕомеранца к православию видно из ответа на вопрос после одной из лекций. "ѕрин€ть православие, значит прин€ть не только теорию, но и практику: ходить на литургию, прислушиватьс€ к словам духовного отца, с сердечным вниманием относитьс€ к обр€дам и таинствам, наконец, пон€ть молитву и практически молитьс€. ≈сли серьезно и с некоторым даром к этому отнестись – эти действи€ раскрывают более глубокие слои души. —имвол – единственна€ возможность писать то, что мы можем пережить, но что – назвать точно нельз€. Ёто не значит, что высша€ реальность нереальна. ќни только неописуема. √лавное, что толкает людей к религии – этический кризис, понимание, что безрелигиозна€ этика упЄрлась в угрозу хаоса. » в религии часто ищут опору дл€ практического поведени€".

  ÷итировать √ригори€ ѕомеранца можно долго, и всЄ будет интересно, глубоко и никогда не банально. «авершим портрет нашего современника-мудреца словами јрины √инзбург – вдовы известного диссидента јлика √инзбурга: "¬ доме в этом в те годы бывало очень много людей, €рких, независимых, интересных, но даже на их фоне √ригорий —оломонович гл€делс€ какой-то экзотической редкой птицей. ¬ гост€х он часто молчал, слушал других, но уж если начинал говорить, то значащим казалось каждое его слово. ¬стреча с ним вообще была из числа тех встреч, котора€ определ€ет твою жизнь на много лет вперед, а по существу – навсегда.  ак мне виделось тогда, был он человеком из последних романтиков, душой ранимый и прозрачный. јлик про него когда-то правильно сказал словами поэта "стакан синевы без стакана".

≈ще в школьном сочинении √ригорий ѕомеранц написал, кем он хочет быть: самим собой! » это ему удалось!


http://www.portal-credo.ru/site/?act=rating&type=archive

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 4 пользовател€м



ампель   обратитьс€ по имени ¬торник, 19 ‘еврал€ 2013 г. 14:00 (ссылка)
”мер 16 феврал€ ...—ветла€ будет пам€ть.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 19 ‘еврал€ 2013 г. 19:37ссылка
ќл€! ѕишу второй комментарий, первый не вз€ли. я сегодн€ открыла дл€ себ€ идейно близкого мне философа. я раньше ѕомеранца не знала, а сегодн€ читала и слушала с упоением
Svetlana-k   обратитьс€ по имени ¬торник, 19 ‘еврал€ 2013 г. 18:20 (ссылка)
—пасибо, “амара!
—пасибо за просвещение...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
“омаовс€нка   обратитьс€ по имени ¬торник, 19 ‘еврал€ 2013 г. 19:43 (ссылка)
—пасибо, —веточка, за внимание. ћне, как и ѕомеранцу не нравитс€, что деление любой величины на бесконечность равно нулю
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку