-÷итатник

ѕавел ƒмитриевич Ўмаров (1874-1950). - (0)

–аботы до эмиграции.јнализ стил€. -ч.4.  рестный ход 1898 Ќесколько работ художника...

ќ —ергее —удейкине - (0)

  —удейкин —ергей ёрьевич (1882, —анкт-ѕетербург — 1946, Ќайак, штат Ќью-…орк,...

ѕам€ти ≈лены ќбразцовой - (0)

¬ ћариинском театре пройдет вечер пам€ти ≈лены ќбразцовой ¬ ћариинском театре пройде...

Ўильдер јндрей Ќиколаевич (1861-1919). - (0)

«имние пейзажи. «имние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодн€ ручьи и п...

Ћегендарна€ балерина “амара “уманова - (0)

„ерна€ жемчужина русского балета: как эмигрантка из “ифлиса покорила Ћа —кала,  овент-√арден и √олли...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей: 8233
 омментариев: 30225
Ќаписано: 50329

140 лет со дн€ рождени€ ‘едора Ўал€пина

—реда, 13 ‘еврал€ 2013 г. 10:53 + в цитатник



140 лет назад, 13 феврал€ 1873 года, в  азани, в семье бедного кресть€нина ¬€т­ской губернии родилс€ сын. — этих слов прин€то начинать жизнеописание одного из символов русской культуры - ‘Єдора »вановича Ўал€пина.

  Ќо именно эти слова заведут нас если не в сказку, то как минимум в легенду. ѕотому что в приведЄнной фразе правдивы разве что дата и место. Ќу и сам факт рождени€. ќстальное под очень большим вопросом. Ќет, »ван яковлевич Ўал€пин (Ўелепин - встречалось и такое написание фамилии предков знаменитого баса) и впр€мь был официально записан кресть€нином. Ќо вот как об этом говорил отец нашего геро€: «» всЄ-то ‘едька врЄт. Ќикогда € кресть€нством не занималс€ и земли не пахал. ¬олостным писарем был при в€тской слободке. ј потом в городской управе служил, тоже писарем. ј теперь ‘едька говорит, что и он, дескать, кресть€нин. Ќу уж нет! √л€нь-ко на этого кресть€нина! —ызмала ничего не делал, только из дому убегал и пропадал!»

√орька€ нужда?

Ќо позвольте, а как же классические строчки биографии: «¬ детстве Ўал€пин испытывал горькую нужду. — раннего возраста ему приходилось зарабатывать на жизнь. ќн был учеником сапожника, а также пел в церкви, принос€ грошовую получку в семью. ќтец часто пропивал принесЄнные деньги, избивал свою жену и сына…

 —даЄтс€, что всЄ это от √орького. »менно он был соавтором книги Ўал€пина «—траницы из моей жизни». » не просто соавтором, а ещЄ и литературным редактором. Ќу а уж в изображении «свинцовых мерзостей русской жизни» јлексею ћаксимовичу равных нет. ѕолучалось это у него настолько талант­ливо, что как-то забываешь - а ведь «‘едька» получал образование в частной школе, за которую надобно платить.  стати, вот оп€ть слова отца Ўал€пина: «ƒа не был он сапожником, не был никогда! Ќужды и не видал.  я же завсегда ему деньги давал. » тогда-то он жаден до денег был, да и сейчас такой же».

«—ейчас» - это в самом конце XIX столети€. √ода два спуст€ известный московский «миллионщик» јлексей Ѕахрушин, купец, меценат и создатель одноимЄнного музе€, пропоЄт в одном из ресторанов на мотив «шал€пинской» арии ћефистофел€ эпиграмму на жадность и ст€жательство Ўал€пина. ¬место знаменитого: «Ќа з-е-е-е-емле весь род людской» будет:

—то рублей на бенефис

я за вход себе назначил,

ћосквичей € одурачил,

ƒеньги все ко мне стеклись.

  Ќо тогда Ўал€пин будет в силе и славе. » сможет достойно ответить купцу. » покинет ресторан, где его оскорбили, с величием римских цезарей.

 ’улиган и теоретик

ј что в промежутке? ћежду казанским певчим и всемирно известным оперным голосом?

“ам будет много всего. » € не понимаю, почему до сих пор не сн€т блокбастер по мотивам биографии ‘Єдора »вановича. Ётот фильм, следу€ моде, полагалось бы назвать «Ўал€пинЏ». »ли «ѕевецЏ», коль скоро нынешние режиссЄры так люб€т твЄрдый знак.

“ам нашлось бы место и криминальной истории с экзотическим колоритом: «¬ Ѕаку € св€залс€ с бандой турецких налЄтчиков, которые подговаривали мен€ убить и ограбить купца… ѕотом они хотели убить уже мен€, поскольку € не согласилс€ участвовать в их деле».

Ѕыла бы там и любовь с элементами эротики: «Ћетом 1898 г. € обвенчалс€ с италь€нской балериной »олой “орнаги в маленькой сельской церковке. ѕосле свадьбы мы устроили смешной турецкий пир. —идели на полу, пили вино, вал€лись и озорничали как малые реб€та».

  » сведение счЄтов с тем, кто некогда преградил ему дорогу в церковные певцы.  огда Ўал€пин просилс€ в  азанский кафедральный хор, вместо него вз€ли долгов€зого парн€ с чудовищным «окающим» говором. конкурента ‘Єдор возненавидел. Ќо, когда спуст€ много лет Ўал€пин познакомилс€ с √орьким, всЄ вы€снилось: «‘едька, дорогой! Ёто ж был €! ћен€, правда, скоро выгнали из хора, потому что у мен€ вообще никакого голоса не было!»

‘рагмент картины «ѕортрет артиста Ўал€пина» работы  онстантина  оровина, 1911 

  “ам должна быть даже политика. Ќо - с поправкой на карнавальность и раздолбай­ство нашего геро€. ќн как-то купил арбуз, выкрасил его в чЄрный цвет, в «попку» плода вставил кур€щуюс€ бумажку. » положил эту радость на стол управл€ющего московскими театрами. ќх, что было, когда в кабинете императорского чиновника нашли дым€щуюс€ «бомбу»…

   Ќу и, разумеетс€, ненависть к газетчикам: «“ы построишь мне в  рыму виллу, а € выпишу себе старые пушки времЄн —уворова… „то значит зачем? «атем, чтоб ко мне не лезли эти разные твари, корреспонденты и репортЄры!»

  » немножко рецензий от официальных лиц. ¬от, например, Ћев “олстой: «Ётот Ўал€пин слишком громкий». ј вот —емЄн ЅудЄнный: «ќт его могучего баса, казалось, содрогалс€ весь вагон…»

   

  ј ещЄ там должна быть работа. “руд. ѕричЄм не только напр€жение голосовых св€зок, но и теоретические выкладки.  стати, вполне революционные.  огда Ўал€пин пел Ѕориса √одунова, он сделал самое насто€щее открытие: «Ќынешн€€ школа пени€ учит, как надо т€нуть звук, как его расшир€ть, и только. —огласен, это необходимо. Ќо мало научить человека петь. Ќадо учить людей понимать смысл произносимых ими слов. Ќадо, чтобы певцы знали и понимали текст!»

  ѕоследние слова и есть один из главных секретов Ўал€пина. «нать и понимать текст - вот чего он добивалс€ всю свою жизнь. Ќедаром одной из его любимых ролей был ƒосифей в опере ћусоргского «’ованщина».  омпозитор —ергей –ахманинов, который очень ценил и уважал нашего геро€, сказал о нЄм: «Ўал€пин никогда не умрЄт. ”мереть он не может. »бо он, этот чудо-артист, с истинно сказочным дарованием, незабываем... ƒл€ будущих поколений он будет легендой».

 

ќн и осталс€ легендой. »ли сказкой. —ын бедного кресть€нина…

«¬ –оссии - три чуда: ÷арь-колокол, ÷арь-пушка и ÷арь-бас - ‘Єдор Ўал€пин». Ёти слова критика ёри€ Ѕел€ева - не преувеличение. »м€ легендарного певца известно даже тем, кто ни разу в жизни не был в опере.

  ¬ дес€ть лет мальчишка впервые попал в театр. ƒавали «–усскую свадьбу» —ухонина. ¬от как позже описывал свои впечатлени€ знаменитый бас: «ѕо комнате, чудесно украшенной, ходили великолепно одетые люди, разговаривали друг с другом как-то особенно красиво. я не понимал, что они говор€т. я до глубины души был потр€сЄн зрелищем и, не мига€, смотрел на эти чудеса».



¬ерхом на поклонниках

¬ 1896 году в частной опере —аввы ћамонтова давали премьеру оперы –имского- орсакова «ѕсковит€нка». ¬ партии »вана √розного выступил новый солист, которого известный купец-миллионщик переманил из —анкт-ѕетербурга. Ќад новой ролью Ўал€пин работал с воодушевлением и позже говорил, что это была перва€ вещь, в которой он по-насто€щему нашЄл себ€. ”спех был ошеломл€ющим. ѕоклонники выпр€гли лошадей из экипажа и провезли певца на себе, устроив поистине триумфальное шествие. ћосква безумствовала... ќднако путь к такой громкой славе был тернистым. ƒо приезда в столицу молодой Ўал€пин с разными театральными труппами объехал весь юг –оссии, исполн€€ маленькие партии. ¬ императорской ћариинке певца держали на вторых рол€х, поэтому предложение перебратьс€ в ћоскву Ўал€пин восприн€л с энтузиазмом.

 

  „астна€ опера была организована с размахом: здесь дирижировал –ахманинов, работали  оровин, ѕоленов, Ћевитан, —еров, ¬аснецов. ѕо воспоминани€м Ўал€пина, ћамонтов сказал ему: «‘еденька, вы можете делать в этом театре всЄ, что хотите. ≈сли вам нужны костюмы, скажите - и будут костюмы. ≈сли нужно поставить новую оперу - поставим оперу!» ћечта сбылась: он получил свой театр.

  ћосква изменила его жизнь полностью и бесповоротно. «десь ‘Єдор »ванович познакомилс€ и со своей будущей женой - италь€нской балериной »олой Ћо-ѕрести, выступавшей под псевдонимом “орнаги. ќтча€нно влюблЄнный, в своЄм чувстве певец призналс€ оригинальнейшим способом. Ќа прогоне «≈вгени€ ќнегина» в арии √ремина неожиданно прозвучали слова: «ќнегин, € кл€нусь на шпаге, безумно € люблю “орнаги!» »ола в этот момент сидела в зале. ѕосле свадьбы молода€ жена покинула сцену, посв€тив себ€ семье. ќна родила Ўал€пину шестерых детей.

 

  ƒл€ –оссии начала прошлого века Ўал€пин был гораздо больше, чем просто попул€рный артист. ќн был народным кумиром. √олубоглазый, светловолосый, с душой нараспашку, он словно олицетвор€л русский народ. «∆ить по-шал€пински» - безудержно, щедро, широко - и значило «жить по-русски». ќ его любовницах, скандалах, ночных кутежах, причудах и баснословных гонорарах судачили на всех углах.

  ѕик попул€рности певца совпал с приходом советской власти. Ћенин и Ћуначарский, осознава€, какое вли€ние на умы оказывает Ўал€пин, изобрели способ привлечь артиста на свою сторону: специально дл€ него в 1918 году учредили звание «Ќародный артист –еспублики».   этому времени певец поЄт в Ѕольшом и ћариинском, много ездит и очень много зарабатывает. Ќо и траты его тоже велики: он живЄт фактически на два дома. ¬ —анкт-ѕетербурге у певца по€вилась втора€ семь€ - жена ћари€ и три дочери, не счита€ двух девочек супруги от первого брака. »ола, не дававша€ развода, и п€теро его старших детей остаютс€ в ћоскве. ј он мечетс€ между двум€ городами и двум€ любимыми женщинами.

«„то такое конные матросы?»

  ћен€ сегодн€ об€зали выступать перед конными матросами. —кажи мне, ради Ѕога, что такое конные матросы?» - обращалс€ к своему другу, художнику  оровину Ўал€пин. «Ќе знаю, - мрачно отвечал  оровин, - но надо уезжать!» ќб этом всЄ чаще и чаще задумываетс€ и сам Ўал€пин. –еволюционный энтузиазм постепенно уступил место разрухе и откровенным грабежам. ƒом певца на Ќовинском бульваре, который певец купил в 1910, «уплотнили», подселив жильцов. Ќочные обыски, во врем€ которых изымали деньги, ювелирные украшени€ и даже столовые приборы, сделались обычным €влением. ”же уехал на «апад близкий друг —ергей –ахманинов, а в 1922 вместе со второй женой и детьми (»ола так и прожила почти всю жизнь в ћоскве) уезжает на заграничные гастроли и Ўал€пин. ¬ –оссию он больше не вернулс€. —пуст€ п€ть лет его лишили звани€ народного артиста. „ем грандиознее и неоспоримее был успех Ўал€пина на «ападе, тем страшнее клеймили артиста советские газеты. ј Ўал€пин жил в ѕариже, много ездил, участвовал в русских антрепризах, снималс€ в кино, покор€л страны и континенты. ѕоследний выход артиста на сцену состо€лс€ в 1937 году, а 12 апрел€ 1938 года он скончалс€ от лейкемии. » лишь в 1984 году старани€ми общественности прах певца был перевезЄн на –одину. 

http://www.aif.ru/culture

        ѕортрет Ўал€пина. ’удожник —еров. 1905.     

ѕортрет Ўал€пина был впервые выставлен —еровым в 1906 году на выставках «—оюза русских художников» в ћоскве и «ћира искусства» в ѕетербурге. ѕортрет был прин€т публикой и прессой восторженно! «¬еликолепный Ўал€пин —ерова, еще раз доказывает всю мощь художника-портретиста, подчеркнувшего во всей фигуре артиста черты гениальной характеристики таланта- самородка», - писал один критик. «»зображенный —еровым ‘.».  Ўал€пин стоит как живой. –исунок безукоризнен. —ходство поразительное», - восхищаетс€ другой. “ретий считает: «—еров дал в портрете то, что дало возможность Ўал€пину сделатьс€ великим художником - душу, большую душу большого
артиста». ≈ще одно интересное мнение: «¬ысокий, с выправкой денди, как будто бы с дес€того поколени€ привыкший носить фрак - Ўал€пин ни в ком не вызвал бы сомнени€ в высокой аристократичности происхождени€. ≈сть кака€-то тайна в способности соборного певчего превратитьс€ в европейца». 
                        

–убрики:  опера
ћетки:  

ѕроцитировано 13 раз
ѕонравилось: 7 пользовател€м



“ангейзер   обратитьс€ по имени —реда, 13 ‘еврал€ 2013 г. 11:23 (ссылка)
забираю ¬аш чудесный пост и себе...” мен€ сегодн€ всЄ валитс€ из рук...Ќадеюсь,что .‘.» поможет выйти из чЄрной полосы...)—пасибо...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—пасибо!

—реда, 13 ‘еврал€ 2013 г. 19:28ссылка
¬сЄ образуетс€, —лава! ¬сЄ исправитс€! ¬сЄ будет хорошо и радостно!
ампель   обратитьс€ по имени шал€пин —реда, 13 ‘еврал€ 2013 г. 12:18 (ссылка)
“ома, пост чудесный! “ы -мастер!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 13 ‘еврал€ 2013 г. 19:33ссылка
—пасибо, ќльга! я старалась подать мощного ‘Єдора во всей его красе. ќн не поместилс€ у мен€ даже в два сообщени€
ѕерейти к дневнику

—реда, 13 ‘еврал€ 2013 г. 20:07ссылка
ƒл€ большого человека всЄ мало!
MultiMazurka   обратитьс€ по имени —реда, 13 ‘еврал€ 2013 г. 12:27 (ссылка)
—пасибо за прекрасную информацию. за прекрасную работу. за любовь к искусству и человеческое тепло. Ќизко клан€юсь от всей души.
93925853_c.gif снег (240x320, 232Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 13 ‘еврал€ 2013 г. 19:51ссылка
—пасибо, ¬ера, за ¬аше умение искренне радоватьс€ успеху другого и сказать доброе слово. я очень рада познакомитьс€ с ¬ами. ¬ашу запоминающуюс€ аватару встречаю давно, но ¬аш дневник посетила первый раз. “амара
ѕерейти к дневнику

—реда, 13 ‘еврал€ 2013 г. 21:11ссылка
у мен€ ведь не дневник. а тотальна€ выборка всего. что может пригодитьс€ моим ученикам и их друзь€м дл€ нормальной выученности и познани€ хот€ бы каких-то культурных ценностей. —амой трудитьс€ здесь у мен€ нет времени: вот уже почти год по заданию ректора готовлю книгу о жизни нашей выдающей певицы, ушедшей 20 лет назад.  уча архивных дел. статьи от людей, архив самой певицы.  араул! Ќо. так интересно и живо!  огда выйдет этот сборник. то об€зательно вставлю ее записи. ∆иви эта певица сегодн€ - никогда бы ее не было в –оссии - такой красоты был голос. потр€сающее мастерство актрисы и музыканта. ј сегодн€ провели в Ќациональном музее "ѕосв€щение Ўал€пину" со студентами нашей кафедры. ≈сть что сказать. есть что написать, но... не успеваю. а потому с удовольствием читаю и цитирую материал от хороших людей. —пасибо! ¬сегда рада вам!
Musia-mamusia   обратитьс€ по имени —реда, 13 ‘еврал€ 2013 г. 12:48 (ссылка)
—пасибо, “амара!!! я читала его книгу. Ѕолее безбрежного человека по масштабу личности в искусстве € не знаю. ƒаже на портретах это видно.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 13 ‘еврал€ 2013 г. 19:59ссылка
—пасибо, Ћюдмила, за отзыв. “ак вот бывает, что Ѕог надел€ет человека букетом способностей. Ќа  ультуре, например, показывают как он рисовал...
nadia_obo   обратитьс€ по имени —реда, 13 ‘еврал€ 2013 г. 14:04 (ссылка)
—пасибо, “омочка! „удесно.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 13 ‘еврал€ 2013 г. 20:03ссылка
–ада, Ќадежда, что тебе сообщение понравилось. ¬сего доброго тебе!
ѕерейти к дневнику

—реда, 13 ‘еврал€ 2013 г. 21:15ссылка
“омочка! ƒобрый вечер!
Svetlana-k   обратитьс€ по имени —реда, 13 ‘еврал€ 2013 г. 14:29 (ссылка)
—пасибо. ќтличное сообщение!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 13 ‘еврал€ 2013 г. 20:04ссылка
» тебе, —веточка, спасибо за похвалу!
ѕерейти к дневнику

—реда, 13 ‘еврал€ 2013 г. 20:10ссылка
“олько что написала тебе о просмотре фильма "ћельница богов". ты смотрела?
repman   обратитьс€ по имени „етверг, 14 ‘еврал€ 2013 г. 22:14 (ссылка)
ќтлична€ работа, спасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 15 ‘еврал€ 2013 г. 10:09ссылка
—пасибо, что напомнили о себе. я у ¬ас много почерпнула...
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 15 ‘еврал€ 2013 г. 10:45ссылка
Ѕудем и впредь взаимно интересны!
Barucaba   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 17 ‘еврал€ 2013 г. 01:49 (ссылка)
—пасибо за такой замечательный пост о Ўал€пине, “амара!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 17 ‘еврал€ 2013 г. 04:44ссылка
—пасибо, Ќаташа, за отзыв. я рада, что дело ¬аше продвигаетс€
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 17 ‘еврал€ 2013 г. 13:15ссылка
“омаовс€нка, да ничего там не продвигаетс€. Ўаг вперЄд два назад. «р€ € это всЄ зате€ла...
јноним   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 03 ћарта 2013 г. 13:30 (ссылка)
—пасибо: за точность, лаконичность и достойный, глубокий подход к передаче образной информации о великом Ўал€пине. — удовольствием стану посещать сайт. ¬ 2007 году мне посчастливилось общатьс€ с дочерью певца, ћариной ‘едоровной Ўал€пиной - ‘редди, котора€ и вдали от родины жила "по-русски". ќна несла в себе нетленый, волшебный шал€пинский "ген". ”спехов ¬ам!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать ветку
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 03 ћарта 2013 г. 13:56ссылка
—пасибо за лестный отзыв о моей подборке материала по Ўал€пину и особенно за воспоминани€...
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку