-Цитатник

Роберт Эннинг Белл (1863-1933). - (0)

ХУДОЖНИК РОБЕРТ ЭННИНГ БЕЛЛ / ROBERT ANNING BELL (1863-1933) - ПОСЛЕДНИЙ НАСЛЕДНИК ПРЕРАФАЭЛИТОВ ...

А что мне нужно? Может, просто быть... - (0)

"...я бы пришла на эту Землю снова." Вашему вниманию несколько стихотворений, светлых и лир...

Джеймс Сметэм (1821-1889) - (0)

ХУДОЖНИК ДЖЕЙМС СМЕТЭМ / JAMES SMETHAM - ЕЩЕ ОДИН ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ПРЕРАФАЭЛИТОВ Джеймс Сметэм (18...

Летние травы - (0)

В.Д. Поленов. Лопухи. 1870 Между кольями забора серого Солнце длинные лу...

Земля псковская - (0)

  Пожалуй, за пределами российских столиц трудно найти...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей: 8538
Комментариев: 31665
Написано: 52299


Польша пыталась вывезти из Москвы коллекцию художественных ценностей

Среда, 23 Января 2013 г. 22:33 + в цитатник
 
 
 
Самая большая отечественная частная коллекция художественных ценностей на два миллиарда долларов может оказаться за границей

Рембрандт и компания

- Где будем снимать? - деловито спросил редакционный фотограф Володя у хозяйки квартиры.

- Снимайте что больше понравится. Например, за спиной у вас - Тициан, а напротив - да Винчи, «Мадонна с книгой».

Фотограф Володя скривил губы в полуулыбке-полуухмылке. Он не любит, когда над ним смеются.

Но шутками здесь не пахло. В самом центре старой Москвы, в еще царской постройки многоэтажном жилом доме (до революции здесь предпочитали селиться артисты Большого театра, после - представители советской творческой интеллигенции), в пятикомнатной квартире с высоченными потолками находится самое большое в России и одно из крупнейших в Европе частных собраний картин и других произведений искусства.

Рембрандт, ван Дейк, Эль Греко, мебель из Версаля эпохи «короля-солнце», скульптуры и статуэтки мастеров Древней Греции и Рима... Первые экспонаты появились тут еще около полутора столетий назад. Сейчас здесь только картин около 200, а всего в собрании более 1000 предметов. Стоимость, по разным оценкам, до 2 миллиардов долларов! И во времена СССР, и потом это был музей для избранных: чтобы попасть сюда, надо было не «достать билетик», а удостоиться благосклонности хозяев - художника-авангардиста Элия Белютина (это к нему обратился со знаменитым «вы мужики или педерасты проклятые...» Никита Хрущев на скандальной выставке в Манеже в 1962 году) и его жены - искусствоведа Нины Молевой. Супруги прожили вместе более 60 лет. А 27 февраля 2012 года Элий Белютин умер. Сейчас его картины выставлены в музеях 52 стран мира (среди них Третьяковка, Русский музей, Центр Помпиду в Париже...).

Но прославился Белютин не только как художник. Всю жизнь они с женой находились в эпицентре каких-то невероятных загадок и скандалов. И кажется вполне естественным, что просто так уйти он тоже не мог. Узнав о его кончине, высокопоставленные чиновники и дипломаты сразу нескольких стран отложили многие срочные дела и задумались: «Теперь-то что надо делать?»

Нина Молева. За спиной у женщины картина да Винчи «Мадонна с книгой»
Нина Молева. За спиной у женщины картина да Винчи «Мадонна с книгой»
 

Страсти по телу

Рассказывает Нина Молева:

- Примерно через два месяца после смерти мужа мне позвонили из посольства Польши и предложили захоронить его прах в этой стране. Я очень удивилась, поскольку никогда о такой возможности не думала. Тело Элия Михайловича кремировали, и пока его прах хранится в Москве, в Донском монастыре. Я еще не решила, где он будет захоронен, но точно знаю одно: русский художник должен лежать в русской земле. Примерно так я все и объяснила полякам.

Но позже представитель посольства приехал уже ко мне домой. Мне показали бумагу, в которой было указано, что польское правительство не возражает против захоронения останков Элия Белютина в Польше. Было и письмо от мэра Варшавы - он предлагал место для моего мужа на Аллее Славы. Начались уговоры: мол, Элий Михайлович столько натерпелся от России, что лучше бы вам перебраться на жительство в Польшу. Со всем своим имуществом, разумеется. В ответ я повторила то, что сказала при первом разговоре.

Помимо Польши, мне предлагали еще перевезти прах мужа в Италию. Но итальянцы, услышав отказ, быстро смирились. А вот поляки успокаиваться не хотят. Последний раз мне звонили из их посольства в декабре. Спросили: не хочу ли я принять у себя настоятеля костела Непорочного Зачатия?

Тут моя собеседница надолго умолкает, потом встряхивает волосами и громким трагическим шепотом вопрошает:

- Скажите, зачем мне, православной женщине, встречаться с ксендзом?

Опять долгая пауза... Потом:

- Им нужна наша коллекция!!!

Элий Белютин стал одним из главных пострадавших после посещения Никитой Хрущевым знаменитой выставки  в Манеже в 1962 году. Почти десять  лет после этого ему запрещали выставлять свои работы.
Элий Белютин стал одним из главных пострадавших после посещения Никитой Хрущевым знаменитой выставки в Манеже в 1962 году. Почти десять лет после этого ему запрещали выставлять свои работы.

Тайна особняка

Мы сидим напротив друг друга за потемневшим кофейным столиком, которому, по уверению хозяйки, более 200 лет. Между нами настольные часы с дарственной надписью адмирала Колчака. Рядом в старинном кресле с бархатной обивкой устроилась кошка. Другая наблюдает за нами с какого-то каменного постамента. «Погребальная плита, Древний Рим», - вскользь отмечает хозяйка.

Чтобы разобраться, что сегодня происходит с коллекцией, без истории не обойтись.

Коллекцию картин начал собирать дед Элия Белютина по матери - художник-постановщик Конторы императорских театров в Москве Иван Егорович Гринев. За сезон в Большом ставили 11 премьер. За каждую Гринев получал до 10 тысяч рублей золотом (корова тогда стоила 25 целковых). В Европе Гринева знали как завсегдатая аукционов и распродаж произведений искусства. Так, например, в коллекцию попала картина да Винчи «Мадонна с книгой». По словам Молевой, Гринев купил ее за 30 тысяч.

Для своей коллекции Иван Гринев построил особняк во 2-м Красносельском переулке - сейчас он, увы, снесен... Старик был прозорливым. Сразу после Февральской революции затеял ремонт. И в потолке под чердаком устроил двойное перекрытие. Куда и упрятал коллекцию. Упаковывать картины помогал тогда еще молодой художник Алексей Рыбников. Он же, Рыбников, уже маститый профессор и главный реставратор Третьяковки, помогал теперь уже молодому художнику Элию Белютину, внуку Гринева, извлекать картины из тайника в 1949-м.

В 1919-м Иван Гринев умер от тифа. По семейному преданию, перед смертью он умолял дочку Лидочку Гриневу сберечь картины.

- О тайнике знали только семья и близкие друзья, - рассказывает Нина Молева. - Но коллекция, наверное, сохранилась не только благодаря конспирации. Продать что-либо ценное можно было только через Торгсин (Всесоюзное объединение по торговле с иностранцами и советскими гражданами, имевшими валютные ценности. - Ред.). Но там скупали преимущественно золото, серебро, украшения - картины не были нужны никому.

 

Польский след

Работы самого Элия Белютина дважды выставлялись в Польше (в 1961 и 1990 годах). Но сам художник так ни разу не побывал в этой стране. Хотя имел к ней самое прямое отношение. В Кракове - могила его деда по отцовской линии.

Паоло Белуччи родился в городе Беллуно, недалеко от Венеции. После консерватории молодой скрипач переехал в Краков. Тогда государства Польша даже не существовало - Краков входил в состав Австро-Венгрии. Тут у Паоло родился сын Микеле. В Первую мировую молодой журналист Микеле был призван в австрийскую армию, попал в плен в России. В 1921 году вихрь революции занес юношу в Москву. Здесь он и делает предложение бывшей гимназистке Лидочке Гриневой. Так Микеле Белуччи становится Михаилом Белютиным, а в 1925-м - еще и отцом будущего русского художника Элия Михайловича Белютина.

Микеле назвал сына таким необычным для русского слуха именем по настоянию отца, который продолжал жить в Кракове (после женитьбы Микеле-Михаил сумел наладить с ним переписку). Элигий - христианский святой, покровитель искусств. Часть своей будущей коллекции Элий получил от итальянско-польского деда, тоже ценителя прекрасного. В 20-е годы тот переслал в Советскую Россию семье сына и внука в подарок несколько работ итальянских мастеров эпохи раннего Возрождения.

В 1927 году Микеле-Михаил расстрелян сотрудниками ОГПУ, а двухлетний Элий с матерью отправлены в ссылку в Душанбе. В Москву они вернутся только в 31-м. Белютин-младший тоже решает стать художником. Первая выставка его работ проходит уже в 1942-м, когда после битвы под Москвой, контузии и госпиталя ушедший на фронт добровольцем Элий возвращается в родной город.

 

«Он обозвал меня старой вороной»

По словам вдовы Белютина Нины Михайловны Молевой, за последний год люди из польского посольства появлялись у нее в доме неоднократно. Она даже удостоилась визита самого чрезвычайного и полномочного, пана Войцеха Зайончковского. Однажды с дипломатами появился польский журналист. И после этого закрутилось: в августе в Польше вышла статья в журнале Wprost под названием «Еще один польский да Винчи». Журналист радостно описал историю коллекции Белютина и объявил, что картины вскоре переедут в Варшаву. Сейчас в Польше хранится только одна картина кисти да Винчи - «Дама с горностаем». Да и вообще художественных ценностей в стране, находившейся в эпицентре двух мировых войн, маловато. Поэтому журналист и поспешил порадовать читателей сенсацией о коллекции Элия Белютина.

- Поляк в своей статье назвал меня «старой вороной, которая ходит по квартире и только и занимается тем, что снимает паутину с картин», - всплескивает руками Молева. - Посмотрите на меня, разве я похожа на ворону?! Я сразу позвонила в посольство и заявила, что за такое надо бить морду! Мне пообещали, что газета извинится, но, по моим сведениям, опровержения не было. Хотя поляки продолжают меня обхаживать, словно никакого скандала не было.

Богатые паны за все заплатят

В посольстве Польши делать тайны из того, что им знакомы имена Элия Белютина и Нины Молевой, не стали. После первого же телефонного звонка из «КП» сообщили, что «по этому предмету лучше всего говорить с первым секретарем политотдела посольства Гжегожем Телесницким». Однако сам пан Гжегож заявил, что эту тему не комментирует.

Более разговорчивым оказался тот самый польский журналист, опубликовавший статью о коллекции, - Виктор Батер.

- О коллекции Белютина я узнал через своих знакомых в посольстве, - вспоминает он. - Действительно, я был несколько раз в этой квартире вместе с нашими дипломатами. Лично видел документ, в котором было сказано, что наше правительство не возражает против захоронения останков Элия Белютина на польской земле. Но фокус в том, что это был ответ на... просьбу самой Нины Молевой. Могу заверить, что сначала и меня, и наших дипломатов женщина принимала очень радушно. И говорила о желании перевезти картины в Польшу. Ясно, что коллекция очень дорогая, поэтому при вывозе из России пришлось бы платить большой налог - по-моему, около 30% от стоимости картин. Счет шел на сотни миллионов долларов! Я лично выходил на польских бизнесменов, которые могли бы профинансировать эту сделку. Но... В один далеко не прекрасный момент госпожа Молева заявила, что ни со мной, ни с дипломатами она больше дел иметь не желает. Почему, могу только строить версии. По моим данным, Белютин и Молева пытались наладить отношения с польской стороной еще с середины 90-х. Ходят слухи, что намерение передать коллекцию Польше даже выразил сам Белютин в своем завещании, хотя никто эту бумагу не видел. Если же говорить о фактах, точно известно одно: останки Белютина до сих пор не преданы земле. По моей гипотезе, Нина Молева желала, чтобы ее мужа похоронили в Варшаве, на Аллее Славы - там покоятся только самые известные поляки. Разумеется, такого разрешения ей никто не дал. Это и стало причиной разрыва. Насколько мне известно, в нашем МИДе принято решение более никаких переговоров с пани Молевой не вести.


В дар президенту

Будущее коллекции Элия Белютина покрыто мраком. Завещания художник либо не оставил, либо оно держится в тайне. Сейчас владелица картин - Нина Молева. Ей 87 лет. Детей у супругов нет. Есть дальние родственники в Польше. Но, по сведениям «КП», они не планируют предъявлять претензии на наследство - придется платить слишком большие налоги. Да и не факт, что Россия позволит вывезти коллекцию за границу - есть много способов этому препятствовать. В беседе с корреспондентом «КП» Нина Молева выразила желание завещать коллекцию президенту России. Причем «не конкретному человеку, к примеру В. В. Путину, а лицу, занимающему в данный момент этот пост». По словам Молевой, она хотела бы, чтобы картины остались на прежнем месте, в ее квартире. Но так, чтобы это помещение превратилось в некий полузакрытый музей, где первые лица государства могли бы проводить неформальные встречи. Идея выглядит сомнительной, потому что хотя коллекция и находится в шикарной старинной квартире в центре Москвы, но все же это обычный жилой дом. Нынешняя владелица картин утверждает, что уже консультировалась на эту тему с представителями администрации президента РФ. Но о результатах переговоров женщина говорить скромно отказывается.

Не стоит забывать и об Италии - стране, где ценят искусство и где тоже могут неожиданно объявиться наследники из рода Белуччи. Кстати, по утверждению Нины Молевой, в списке дальних родственников Белютина числится и звезда экрана Моника Беллуччи). А это уже не какое-то скучное посольство Республики Польша в Москве, которое любые переговоры старается вести в секрете. Вот такое может выйти  многосерийное кино с продолжением.

Из досье «КП»

За что дают ордена

В самом начале XXI века во время визита в Россию президент Польши Александр Квасьневский лично наградил Элия Белютина Королевским крестом Ордена Возрождения. Согласно указу сейма этот орден может вручаться как полякам, так и иностранцам в четырех номинациях:

- за выдающиеся заслуги в государственной, общественной и политической деятельности;

- за достижения в области науки и искусства;

- за благотворительность;

- за гражданскую храбрость и самопожертвование, проявленные при защите государства.

Но польский президент был не первым. Немногим ранее художник в Кремле получил орден «Знак почета» лично из рук Владимира Путина.

В обоих случаях много и возвышенно говорилось о достижениях мастера-абстракциониста на ниве искусства. Но вряд ли мы когда-либо наверняка узнаем о всех секретных механизмах тайной дипломатии.

http://www.kp.ru/daily/author/30/

Рубрики:  Художники и картины
Метки:  

Процитировано 2 раз



nadia_obo   обратиться по имени Среда, 23 Января 2013 г. 23:13 (ссылка)
Ни фига себе... Как интересно! Спасибо, Тамара! Возьму себе с огромным удовольствием.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 24 Января 2013 г. 11:49ссылка
Какие у нас, Надежда, ещё клады есть! Я и не подозревала! Мы бы были очень богатыми, если бы не были бедными
Cayetana_de_Alba   обратиться по имени Четверг, 24 Января 2013 г. 11:02 (ссылка)
Спасибо большое, процитировала себе в сообщество.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 24 Января 2013 г. 12:04ссылка
Посмотрела на Ваше сообщество по эксклюзивной тематике. Ваше эссе о себе, на мой взгляд, - слишком самокритично, хотя Вам, конечно, виднее
Перейти к дневнику

Четверг, 24 Января 2013 г. 12:20ссылка
женщины склонны гиперболизировать:)
Svetlana-k   обратиться по имени Четверг, 24 Января 2013 г. 17:48 (ссылка)
Картины останутся в Росиии...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 25 Января 2013 г. 06:55ссылка
Конечно, раз такую огласку дело получило. Теперь идёт очевидно торг, кто больше даст
Перейти к дневнику

Воскресенье, 27 Января 2013 г. 23:39ссылка
Россия и Польша - рядом не стоят...
Перейти к дневнику

Понедельник, 28 Января 2013 г. 15:59ссылка
Полностью согласна
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку