-–убрики

 -÷итатник

Ѕогданов-Ѕельский Ќиколай ѕетрович. - (0)

’удожник Ѕогданов-Ѕельский Ќиколай ѕетрович. „асть- 7. Ќиколай ѕетрович Ѕогданов-Ѕель...

ян —тен - (0)

ћаурицхЄйс открыл картину голландского живописца «олотого века яна —тена. ќсме€ние —амсо...

«арубин ¬иктор »ванович (1866-1928 - (0)

ѕейзаж с рыбаками. 1906  ’олст, масло. 102 x 142 см     √осудар...

 расавица эустома - лизиантус - ирландска€ роза - техасский колокольчик - (2)

 расавица эустома Ёустома (лат. Eustoma), также называема€ лизиантус (лат. Lisianthus Ц горьк...

–усска€ музыка "ƒо √линки" - (0)

»з истории музыкальной культуры –оссии.: какой она была? ѕетровска€ Ёпоха положила начало раз...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50603

јбсолютные истины —имоны де Ѕовуар

—реда, 09 январ€ 2013 г. 12:58 + в цитатник

  ќна была другой, непохожей на своих современниц. ¬ольной, свободной, крылатой, как птица. «»сключительной личностью» называл ее ‘рансуа ћиттеран, «целой эпохой» — ∆ак Ўирак. — середины XX века ее философскими иде€ми увлекалась вс€ ≈вропа. ј в јмерике читающа€ публика сразу же раскупила миллион экземпл€ров ее фундаментального, без преувеличени€, сочинени€ под названием «¬торой пол». ¬ нем —имона последовательно и доказательно поведала о том, как на прот€жении тыс€челетий женщина становилась «добычей и имуществом» мужчины. “о обсто€тельство, что сама учена€ дама никогда не €вл€лась ничьей добычей и уж тем более имуществом, не помешало глубокому проникновению в суть этой вечной темы.         

Ќепреложные качества оригинальной личности — авантюризм, своенравие, желание бросить вызов общественному мнению — были в —имоне, видимо, от рождени€. »наче дл€ чего бы благочестива€ девушка, воспитанна€ в добропор€дочной религиозной семье, вдруг отказалась от брака и детей, провозгласила себ€ абсолютно свободной от всех существующих «предрассудков» на эту тему, стала писать вызывающие романы, проповедовать идеи женской независимости и откровенно заговорила про атеизм, бунт и революционные перемены? ѕризнани€ своей неординарности мадемуазель де Ѕовуар никогда не таила и говорила о ней в открытую, в том числе и на страницах «воспоминаний», замеча€, что с детства была склонна считать себ€ уникумом. ќбъ€сн€ла, что ее «превосходство над другими людьми» происходило оттого, что она никогда ничего в жизни не упускала — и в будущем ее «творчество сильно выиграло от такого преимущества». ј еще —имона очень рано сделала дл€ себ€ вывод, который стал одним из основополагающих в ее последующей «философии существовани€»: жить в двадцать лет вовсе не значит готовитьс€ к своему сорокалетию. » еще — жизнь, следу€ —имоне, это отношение к миру, дела€ свой выбор отношени€ к миру, индивидуум сам себ€ определ€ет.                                         

—имона в шесть лет. 1914 год. ‘ото RUE DES ARCHIVES/TAL/VOSTOCK PHOTO

ѕостичь действительность

—обственный выбор — ощутить полноту жизни, постичь действительность в самых разных про€влени€х, пережить их и осмыслить — пытлива€ натура, —имона де Ѕовуар, сделала будучи подростком. —начала осуществить свой замысел она пробует в религии, молитвах, искренней вере в Ѕога, потом ощущение этой полноты придет к ней за ежедневными зан€ти€ми интеллектуальным трудом, позже — за литературным творчеством.

—имона де Ѕовуар родилась в начале 1908 года, 9 €нвар€, в ѕариже. ’от€ дл€ нее самой началом года впоследствии будет не первый день €нвар€, а 1 сент€бр€. ≈е отец ∆орж де Ѕовуар был адвокатом, хорошим семь€нином, но при этом увлекающимс€ и азартным человеком. ¬ начале ѕервой мировой войны он отдал свое состо€ние под займы царскому правительству –оссии и — потер€л его. ћать —имоны, ‘рансуаза, религиозна€ и строга€ женщина, воспитывала двух своих дочерей так же, как тогда воспитывали детей в состо€тельных аристократических семь€х. ƒевочки были отправлены в коллеж  ур ƒезир, где основным предметом €вл€лось —в€щенное ѕисание. (—имоне тогда шел шестой год.) ќбразование в этом учебном заведении подразумевало формирование из юных учениц благочестивых девушек, убежденных в вере будущих матерей. ¬последствии —имона вспоминала, как, припав к ногам белокурого Ѕога, она млела от восторга, слезы текли по ее щекам и она попадала в объ€ти€ ангелов…

Ќо с потерей состо€ни€ привычный уклад ее семьи претерпел серьезные изменени€. –одители были вынуждены переехать в маленькую квартиру, обходитьс€ без прислуги, вести более скромный образ жизни — оказатьс€ в непривычной среде. ј сестры, соответственно, лишились приданого, с ним — и шансов на хорошее замужество. ѕонима€ это, —имона решила во что бы то ни стало овладеть какой-либо профессией, чтобы самой зарабатывать себе на жизнь, и прин€лась учитьс€ с удвоенной силой, остава€сь при этом набожной барышней, принимающей трижды в неделю причастие. Ќо однажды в возрасте 14 лет с ней случилось событие, во многом повли€вшее на ее дальнейшую судьбу: по мнению —имоны, ее незаслуженно укорил и обидел словом духовный наставник аббат ћартен. ѕока он говорил, «его дурацка€ рука давила мне на затылок, заставл€ла ниже опустить голову, обратить лицо к земле, до самой смерти она будет принуждать мен€… ползать по земле», — вспоминала —имона. Ётого ощущени€ ей хватило сполна, чтобы сменить образ жизни, но и в новых обсто€тельствах она продолжала думать, что потер€ веры — самое большое несчастье. ѕребыва€ в подавленном состо€нии, став€ перед собой множество вопросов о сути жизни, —имона пришла к книгам, в которых искала и находила многие ответы, иногда и такие: религи€ — средство обуздани€ человека.

 ниги постепенно заполнили духовную пустоту вокруг нее и стали новой религией, котора€ привела ее на философский факультет —орбонны. ¬ открытии книжного мира и новых имен в нем:  окто,  лодел€, ∆ида и других писателей и поэтов — —имоне во многом помог двоюродный брат ∆ак… ќн же рассказывал ей о жизни ночного ѕарижа, о развлечени€х в барах и ресторанах. ј ее богатое воображение тут же интерпретировало его рассказы как приключени€, которых ей так не хватало дл€ ощущени€ все той же полноты жизни. ј еще ей хотелось поменьше бывать дома — общение с родител€ми утомл€ло дочь, особенно традиционные обеды в кругу родственников и известные ей до мелочей разговоры за такими обедами.

 огда же во врем€ летних каникул 1926 года эти отношени€ накалились до предела, она отправилась в путешествие по ночному ѕарижу, прихватив с собой младшую сестру.

„то не нравилось в ней родител€м? »м казалось, что она «выпала» из нормальной жизни, что учеба сделала ее оторванной от реальности, что она идет поперек всем и всему. ѕочему конфликтовала —имона? ѕотому что ей казалось, что ее все врем€ пытаютс€ поучать, но при этом отчего-то никто и никогда не замечает ее взрослени€, становлени€, успехов в учебе. ¬озрастной максимализм —имоны достиг апоге€, и вот под предлогом участи€ в общественных бригадах она убегала вечерами из дома и кочевала по стойкам ночных баров, изуча€ нравы присутствующей там публики. Ќагл€девшись всего вдоволь, —имона подытожила, что увидела другую жизнь, о существовании которой она и не догадывалась. Ќо «сексуальные табу оказались» дл€ нее такими живучими, что она и помыслить не могла о распутстве. ¬ этом смысле «полнота жизни» ее пока не интересовала. ќ себе семнадцатилетней она пишет, что была экстремисткой, «хотела получить все или ничего». «≈сли € полюблю, — писала —имона, — то на всю жизнь, € тогда отдамс€ чувству вс€, душой и телом, потер€ю голову и забуду прошлое. я отказываюсь довольствоватьс€ шелухой чувств и наслаждений, не св€занных с этим состо€нием».

∆ан ѕоль —артр в военной форме. —ередина 1930—1940-х годов. ‘ото HULTON-DEUTSCH COLLECTION/CORBIS/RPG

¬стреча

¬ преддверии эпохального 1929 года — встречи с ∆аном ѕолем —артром — —имона де Ѕовуар уже была непохожей на других интеллектуалок. ≈й шел 21-й год, а ему — 24-й. ќн заприметил ее сам, но почему-то сначала подослал к ней своего друга.  огда же всей компанией они стали готовитьс€ к заключительным экзаменам, —артр пон€л, что встретил самую что ни на есть подход€щую спутницу жизни, в которой его удивл€ло «сочетание мужского интеллекта и женской чувствительности». ј она в свою очередь впоследствии писала: «—артр в точности соответствовал грезам моих п€тнадцати лет: это был мой двойник, в котором € находила все свои вкусы и пристрасти€…» ќна признавалась, что «будто встретила своего двойника» и «знала, что он останетс€» в ее жизни навсегда. ќтныне, после успешно сданных экзаменов, где —артру досталось первое, а —имоне — второе место (председатель экзаменационной комиссии при этом по€снил, что —артр обладает уникальными интеллектуальными способност€ми, но прирожденный философ — —имона), она вместе с ним прин€лась низвергать эстетические и социальные ценности современного общества, следу€ оригинальной философской доктрине — гуманистического экзистенциализма. —оциальные катастрофы XX века виделись им «миром абсурда», в котором нет места ни смыслу, ни Ѕогу. ≈динственна€ реальность этого быти€ — человек, который сам должен наполнить свой мир содержанием. » в нем, в этом человеке, нет ничего заранее заданного, заложенного, поскольку, как считали —артр и ƒе Ѕовуар, «существование предшествует сущности». ј сущность человека складываетс€ из его поступков, она — результат его выбора, точнее, нескольких выборов за всю жизнь. ѕобудител€ми же поступков философы называли волю и стремление к свободе, и эти побудители сильнее общественных законов и «всевозможных предрассудков».

ѕо окончании учебы —артра забрали в армию на полтора года. ј —имона осталась в ѕариже, продолжала учитьс€. ѕосле армии он получил место профессора в √авре и стал пользоватьс€ особым вниманием со стороны студенток: большой оригинал, искусный ритор, человек обширных познаний, он был дл€ них властителем дум. Ќо —имону его увлечени€ на стороне, как прин€то считать и как она, впрочем, писала сама, не смущали. »х союз вообще был особенным, непохожим на привычные союзы. —вои отношени€ молодые люди называли морганатическим браком и говорили, что пребывают в этом состо€нии в двух обличь€х: иногда они разыгрывали небогатых и всем довольных буржуа, иногда — представл€ли себ€ американскими миллиардерами и вели себ€ соответственно, подража€ манерам богачей и пародиру€ их. —артр же в свою очередь отмечал, что —имона помимо таких совместных перевоплощений «раздваивалась» еще и сама по себе, «превраща€сь» то в  астора (Ѕобра, это прозвище она получила от друзей в годы студенчества), то в капризную мадемуазель де Ѕовуар. ј когда вдруг действительность становилась скучной ему самому, то оба они объ€сн€ли это тем, что в —артра всел€лась ненадолго душа морского слона — вечного страдальца, — после чего философ начинал вс€чески гримасничать, имитиру€ слоновью тревогу.

  ќни не имели ни детей, ни общего быта, ни об€зательств, пыта€сь доказать самим себе, что только так можно почувствовать радикальную свободу. ѕо молодости они забавл€лись всевозможными играми и чудачествами. «ћы жили тогда в праздности», — вспоминала —имона. –озыгрыши, пародии, взаимные восхвалени€ имели, продолжала она, свою цель: «они защищали нас от духа серьезности, который мы отказывались признавать столь же решительно, как это делал Ќицше, и по тем же причинам: вымысел помогал лишать мир дав€щей т€жести, перемеща€ его в область фантазии…»

—уд€ по воспоминани€м —имоны, она действительно была влюблена безумно и бесконечно счастлива от сознани€ того, кто оказалс€ с ней р€дом. ќна вс€чески подмечала необычайность натуры своего избранника, говорила, что его цепкое, бесхитростное внимание схватывало «вещи живыми», во всем богатстве их про€влени€, что он внушал ей ту же робость, что внушали позднее лишь некоторые сумасшедшие, которые и в лепестке роз видели хитросплетени€ интриг. ƒа и как тут не стать восхищенной, когда р€дом с тобой человек, одни мысли которого завораживают? «ѕарадокс разума состоит в том, что человек — творец необходимости — не может подн€тьс€ над нею до уровн€ быти€, как те прорицатели, что способны предсказывать будущее другим, но не себе. ¬от почему в основе быти€ человека как создани€ природы € угадываю грусть и скуку», — писал —артр в парижской газете в конце 1920-х годов.

¬ целом сартровска€ «эстетика отрицани€» этого периода оказалась очень созвучной мысл€м —имоны, а его социальный портрет виделс€ ей тогда следующим: «ќн был анархистом в гораздо большей степени, чем революционером, он считал общество в том виде, в каком оно существовало, достойным ненависти и был вполне доволен тем, что ненавидел его, то, что он именовал «эстетикой отрицани€», хорошо согласовывалось с существованием глупцов и негод€ев и даже нуждалось в нем: ведь если бы нечего было громить и сокрушать, то литература немногого бы стоила».

Ѕудущий автор известного романа «ћандарины», лауреат √онкуровской премии за рабочим столом. 1945 год. ‘ото AKG IMAGES/EAST NEWS

Ѕитва с крабами

«ќригинальный писатель, пока он жив, всегда скандален», — замечала —имона. —ледовательно, разоблачать пороки буржуазного общества нужно тоже скандально, скандал — вообще катализатор познани€ общества, ровно как внутренний конфликт человека приводит к познанию потаенных его качеств. » —имона, и —артр были большими сторонниками исследовани€ различных экстремальных состо€ний человека, психических в том числе. —имона признавалась, что их всегда привлекали неврозы и психозы, что в них обнаруживались очищенные модели поведени€ и страсти людей, которых называют нормальными. »звестно, т€га к таким наблюдени€м была не только у —имоны и —артра, многие писатели, поэты, философы черпали в подобных наблюдени€х, исследовани€х души человеческой необходимый «материал».

Ѕезумцы привлекали —имону и —артра своими многогранными, сложными и в то же врем€ удивительно точными разоблачени€ми существующей действительности, с которой безумцы, как правило, враждуют. Ёто зазеркалье человеческой души будоражило философов, подвигало их к анализу психики, поступков, состо€ний человека.   тому же в начале XX века психологи и психиатры вплотную зан€лись вопросами психопатологий человека. » конечно, —имона и —артр читали и изучали работы  . ясперса, «. ‘рейда, ј. јдлера. —вои методы познани€ личности пыталс€ составить и —артр. —имона, как могла, способствовала ему в этом. Ќо философ буквально погр€з в этой пучине. »спытывать аномалии воспри€ти€ реального мира он пробовал и на себе, вызыва€ «сдвиги» реальности инъекци€ми мескалина — галлюциногенного препарата, после которого у —артра начались кошмарные видени€ в виде битвы с крабами и спрутами… ѕо окончании воздействи€ препарата они исчезли.

  ѕомимо безумцев философы увлекались дружбой со всевозможными маргиналами, наподобие автора «ƒневника вора» ∆ана ∆ене или же Ѕориса ¬иана, писател€-скандалиста, низвергавшего мораль буржуазного общества. ”дивительно, что такие бунтари, подчас с весьма сомнительными биографи€ми и родом зан€тий, привлекали —имону и —артра куда больше, чем, к примеру, личности, добившиес€ в те годы технических достижений, например полета в стратосферу.

¬олокита

ѕариж 20—30-х годов XX века был, как известно, эпицентром искусств, моды и, конечно, философии, которой тогда отводилась роль «ключа к истине». «десь ∆ан ѕоль и —имона продолжили свою педагогическую де€тельность, получив должности преподавателей философии. —тоит сказать, что они и в этот период, и в дальнейшем никогда не жили под одной крышей, селились намеренно в разных отел€х, но встречались ежедневно. ќбщались с художниками, приходили в их кафе и мастерские, проводили врем€ в кинотеатрах…

ѕо прошествии п€ти лет с момента образовани€ этого интеллектуального союза в жизни —имоны и ∆ана ѕол€ по€вилась посто€нна€ любовница — русска€ аристократка ќльга  озакевич. ќна будто поддразнивала эту парочку, про€вл€€ страсть то к ней, то к нему. » вот однажды ∆ан ѕоль вопреки сложившимс€ традици€м не разлучатьс€ с —имоной провел весь отпуск с ќльгой, оставив свою любимую интеллектуалку в ѕариже. ¬спомина€ о  озакевич, —имона говорила, что она всем своим поведением была против условностей, запретов, общественных табу. «ќна претендовала на то, чтобы вырватьс€ из плена человеческого удела, которому и мы покор€лись не без стыда». «”довольстви€м она предавалась без меры, ей случалось танцевать до обморока. √овор€т, что —артр предлагал «бунтарке»  озакевич руку и сердце, продолжа€ при этом испытывать самые неподдельные чувства к —имоне… ѕосле отказа ∆ан ѕоль, конечно же, не горевал — он перекинулс€ на ее сестру, ¬анду. ј —имона делала вид, что ничего особенного не происходит, хот€ кто, кроме —артра, мог почувствовать, что действительно испытывала в такие моменты де Ѕовуар. ¬ целом эта пикантна€ тема оговорена уже не единожды, при этом посто€нно замечаетс€, что сама —имона была еще более откровенной в своих св€з€х на стороне. Ѕудто она уезжала на отдых с той или другой ученицей, а потом знакомила их с —артром. якобы одной из таковых была Ѕь€нка Ћамблен, ставша€ потом известным философом.

јльбер  амю. ‘ото FOTOBANK.COM/GETTY IMAGES

Ѕезвременье

¬ конце 30-х годов XX века образ жизни —имоны и —артра изменилс€, причем не столько сам образ, сколько их отношение к тому, что происходило в мире — событи€ тех лет отложили свой отпечаток на их мировоззрении. √ражданска€ война в »спании, поражени€ республиканцев, активность италь€нских фашистов… –асцвет нацизма в √ермании.

— началом ¬торой мировой войны —артра мобилизовали, а в июне 1940 года он попал в немецкий плен. —имона в это врем€ преподавала в ѕариже и занималась литературой. Ќаписала роман «ƒевушка приглашена в гости», где главна€ героин€ — гость€ — разбила жизнь одной супружеской пары. ј в целом, вспомина€ литературную жизнь 1940—1943-х годов, де Ѕовуар отмечала, что художественное слово тогда было в упадке. —обытием дл€ нее стала лишь повесть ј. —ент-Ёкзюпери «¬оенный летчик» (1941).

—артр вернулс€ из плена в 1943 году и сразу же развернул активную де€тельность: напечатал в хорошем издательстве книгу —имоны, убедил ее зан€тьс€ литературным делом, вступил в р€ды —опротивлени€, основал газету « омба», в которой публиковал прокоммунистические статьи и, конечно, попул€ризировал свою философию — гуманистический экзистенциализм. ¬ это же врем€ —имона и —артр сблизились с ј.  амю, которого философ встретил на репетиции пьесы «ћухи». »х дружба обрастала новыми знакомствами, и по окончании войны вокруг —артра, —имоны и  амю организовалс€ довольно большой круг интеллектуалов. ƒухоподъемное врем€ способствовало новым иде€м, новой политике. ѕоследн€€ вошла тогда в их жизнь накрепко. —имона вспоминала, как братались в 1945-м голлисты, коммунисты, марксисты…  ак заключал по этому поводу  амю: «ѕолитика неотделима более от индивидов. ќна €вл€ет собой пр€мое обращение человека к другим люд€м».

¬ 1945 году —артр уехал в Ќью-…орк. —имону он не вз€л. «а долгие годы их творческого союза такой шаг он сделал впервые. “ам он влюбилс€ в актрису ƒолорес ¬анетти Ёренрейх и осталс€ в —Ўј, куда через некоторое врем€ полетела и —имона.

јмериканский муж

¬ 1947 году в —Ўј у —имоны де Ѕовуар состо€лась еще одна эпохальна€ встреча. Ќельсон ќлгрен, американский писатель, предложил француженке сопровождать ее по „икаго. (¬ —Ўј она прилетела по приглашению нескольких американских университетов и пребывала там с €нвар€ по май.) » к —имоне в возрасте 39 лет пришло еще одно большое чувство. »х роман длилс€ 14 лет, как писал впоследствии страдающий от любви и разлуки Ќельсон, она вымотала его за эти годы, отвергнув в самом начале предложение о создании семьи и замужестве.

«Ћюбимый мой Ќельсон. ќткуда это ¬ам, гордецу, известно, что мои чувства к ¬ам неизменны?  то ¬ам это сказал? Ѕоюсь, что они действительно не изменились. јх, какие муки любви и радости, какое наслаждение испытала €, когда читала ¬аше письмо…» — писала —имона 15 декабр€ 1948 года в одном из 304 писем к своему возлюбленному, которого она называла «любимым мужем». Ёти письма впоследствии были опубликованы приемной дочерью —имоны —ильвией ле Ѕон де Ѕовуар. Ёта переписка не случайно названа «“рансатлантическим романом» — в ней все сплошные чувства, а р€дом с ними соображени€ обо всем происход€щем вокруг: «ћилый, милый. ¬от € и снова в јлжире, под окном расстилаетс€ огромный сад из пальмовых деревьев, € вижу множество розовых и лиловых цветов, дома, сосны, а за ними — корабли и море, бледно-голубое… ¬идели, с какой услужливостью —Ўј хот€т нам «помочь» организовать армию, способную разбить ———–? —кажите им, что они перестарались и мы их усилий не оценили. ћысль, что французы должны прин€ть участие в войне, довольно странна€. —талина ненавид€т в такой же степени, как и ”олл-стрит, как же поступить?..»

—лава

¬ 1949 году —имона издала книгу, котора€ взорвала общественное мнение. —начала «¬торой пол» увидел свет во ‘ранции, а потом практически во всех странах «апада. —ама иде€ этого социально-биологического, антропологического труда была подсказана писательнице —артром, который обладал по отношению к ней неверо€тной интуицией. » это чувство его не подвело. ≈го спутница справилась с задачей блест€ще, она начала с анализа мифов разных народов, в которых усто€лись и отразились представлени€ о роли и назначении женщины, а потом, следу€ хронологии, разобрала многочисленные труды по этому «вечному вопросу», пыта€сь пон€ть, отчего произошло прин€тое всеми различие: мужчина — полноценный человек, субъект истории, женщина — существо сомнительное, объект его власти. ќсобенным образом —имона выдел€ет работу ѕулена де ла Ѕара «ќ равенстве обоих полов». ќна принимает точку зрени€ автора о том, что неравное положение мужчины и женщины в обществе есть результат подчинени€ женщины грубой мужской силе, но отнюдь не предназначение природы. ¬ целом в феминистской литературе книга «¬торой пол» занимает особую нишу, несколько поколений женщин, несмотр€ на пон€тную реакцию отцов церкви, считали ее своего рода Ѕиблией. Ќо самое главное, что до сегодн€шнего момента это исследование €вл€етс€ самым фундаментальным в своей области. ј тогда, в 1949 году, оно по€вилось как нельз€ воврем€.

  ¬ –оссии «¬торой пол» издали лишь по прошествии почти полувека с момента выхода книги во ‘ранции. Ќо что говорить об этой книге? ≈сли даже «¬оспоминани€м благовоспитанной девицы» в печати также было отказано. ¬ своей книге «¬ конечном счете» —имона де Ѕовуар замечает, как сам “вардовский никак не мог решитьс€ опубликовать «—лова» (1964) —артра, за которые ему была присуждена Ќобелевска€ преми€, от которой он, как известно, отказалс€.

  –азумеетс€, книга «¬торой пол» вызвала шквал откликов, среди которых были и крайне негативные. ј.  амю неистовствовал, говорил, что ƒе Ѕовуар сделала из французского мужчины мишень дл€ презрени€ и насмешек. ќсобенно негодовала католическа€ церковь, и у нее были на то основани€.

» все-таки после 1949 года —имона стала очень востребованной, ее приглашали читать лекции, выступать с докладами в разные города и страны. ¬ 1954 году ее слава подогрелась вновь. ¬ышедший роман «ћандарины», описывающий историю ее любовных отношений с Ќельсоном ќлгреном, казалс€ читател€м весьма откровенным. —имона была награждена √онкуровской премией, а сам ќлгрен негодовал: он никак не ожидал, что его чувства станут всеобщим досто€нием. —имона, как могла, пыталась успокоить его, объ€сн€€, что это произведение — отнюдь не зеркало их отношений, что она всего лишь извлекла из этих отношений квинтэссенцию, описав любовь женщины, похожей на —имону, и мужчины, похожего на Ќельсона.

¬ своей парижской квартире. 1976 год. ‘ото JACQUES PAVLOVSKY/SYGMA/CORBIS/RPG

—пецкор

–ешитьс€ на такой сюжет —имоне, возможно, помогло новое увлечение: в 1952 году она влюбилась в  лода Ћанцмана, корреспондента газеты «Ќовые времена», в которой редакторами работали —артр и Ѕовуар.

Ќовый избранник был молод — 27 лет, свеж, при€тен, умен, галантен, бесконечно учтив и в хорошей степени амбициозен. Ќе влюбитьс€ в такого —имона просто не могла. ќна откровенно вспоминала потом, как его близость освободила ее от бремени возраста. ’от€ 44 года — разве это возраст дл€ экзистенциальной философии? ”дивительно, но чувства —имоны были так глубоки, что она пригласила избранника к себе в квартиру, чего раньше никогда никому не предлагала, — и он переехал. ќни были вместе семь долгих и счастливых лет.

јрлетта

Ќовое увлечение —имоны никак не уменьшало ее внимани€ к —артру: они виделись ежедневно, хот€ и у него была в то врем€ сво€ особа€ любовна€ истори€ под именем јрлетта Ёлькаим, молоденька€ и хорошенька€ еврейска€ девушка из јлжира. » вот тут, похоже, самообладание —имону наконец-то подвело: она почувствовала, как сильно увлекс€ —артр. “ак, что даже стал сторонитьс€ своей лучшей подруги. ѕоследней каплей стало то, что ∆ан ѕоль решил удочерить Ёлькаим. ¬ ответ — де Ѕовуар удочерила одну из своих то ли подруг, то ли учениц — —ильвию ле Ѕон (упоминаемую выше), котора€ и стала наследницей творчества ƒе Ѕовуар. Ќо несмотр€ на определенные разногласи€ в личной жизни, —имона и —артр продолжали пребывать в эпицентре общественно-политических событий. ќни живо интересовались и советской действительностью.

¬ 1955 году, во врем€ краткого пребывани€ в ———–, —имона посмотрела пьесу « лоп» ћа€ковского, заметив, что дл€ нее с —артром тема пьесы очень близка: пороки и крайности современного мещанства прин€ть невозможно. Ќо не стоит думать, что оба философа принимали «новый мир» —траны —оветов безоговорочно: оба они имели во ‘ранции знакомства с советскими иммигрантами, диссидентами и не питали иллюзий относительно советского режима. » все же «превращени€ советского человека в человека труда» были им интересны.

¬ 1956 году бескомпромиссный —артр в интервью журналу «Ёкспресс» выступил с откровенным осуждением советской агрессии в ¬енгрии, сказав, что он полностью разрывает отношени€ с друзь€ми из ———–. ј в 1961 году —артр и Ѕовуар получили приглашение посетить ћоскву от —оюза писателей и прин€ли его: культурна€ жизнь в разных странах интересовала их всегда. ѕримечательно, что после этого визита отношени€ между ———– и ‘ранцией заметно потеплели. —имона вынесла из этой поездки вот такое любопытное впечатление: «¬ ———– человек творит самого себ€, и даже если это происходит не без труда, даже если случаютс€ т€желые удары, отступлени€, ошибки, все, что происходит вокруг него, все, что с ним случаетс€, наполнено весомым значением».

¬ 1970 году —артр т€жело заболел, и —имона прин€лась преданно ухаживать за ним. 15 апрел€ 1980 года его не стало. ¬последствии в книге «јдье» Ѕовуар напишет: «≈го смерть разлучила нас. ћо€ смерть нас объединит». ќна пережила своего мэтра и друга на шесть лет, провед€ эти годы в одиночестве: с кончиной —артра из нее постепенно стала уходить удивительна€ дл€ всех фонтанирующа€ энерги€. »счез горизонт, исчезли цели. ј когда-то всем своим существом —имона выражала безусловный дл€ нее кантовский оптимизм: ты должен, следовательно, ты можешь.

—артр покоилс€ на кладбище ћонпарнас, куда по странному стечению обсто€тельств выходили окна ее небольшой квартиры. ≈е не стало весной. 14 апрел€ 1986 года. ќна умерла в одной из больниц ѕарижа, персонал которой никак не мог поверить, что в их стенах последние дни доживала сама —имона де Ѕовуар: она ушла в одиночестве, к ней никто не приходил и не справл€лс€ о ее самочувствии. ƒа и кто смел предположить, что —имона может состаритьс€ и уйти? ќна при жизни стала легендой, а легенды, как известно, вечны…

http://www.vokrugsveta.ru/vs/column/?year=2008&column_id=5

–убрики:  ћыслители
ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 3 пользовател€м



elalaza   обратитьс€ по имени —реда, 09 январ€ 2013 г. 15:01 (ссылка)
—пасибо,“амарочка,ты умеешь удивить и заинтересовать малоизвестными истори€ми о великих,неординарных,интересных люд€х,о которых,наверн€ка люди знают мало или совсем не знают.Ѕл€ мен€ расскрылось им€ —имоны де Ѕовуар,с удовольствием цитирую.ƒоброго теплого дн€ и новых интересных постов нам на радость
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 09 январ€ 2013 г. 17:44ссылка
—пасибо, Ёлла за добрые пожелани€! ¬ календаре прочла, что сегодн€ день рождени€ жены —артра, раздел€ющей его философию, и к тому же она сама - известный писатель. ј € раньше даже не слышала о ней! ќчень сильна€ женщина —имона де Ѕовуар!
Galina_Res   обратитьс€ по имени „етверг, 10 январ€ 2013 г. 07:23 (ссылка)
— большим интересом прочитала .... новое им€ дл€ мен€.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 10 январ€ 2013 г. 19:37ссылка
ћного новых имЄн открывает нам интернет. —пасибо, √алина, за интерес
elena160752   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 11 январ€ 2013 г. 07:03 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 11 январ€ 2013 г. 07:41ссылка
ѕожалуйста, ≈лена
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку