-–убрики

 -÷итатник

Ѕогданов-Ѕельский Ќиколай ѕетрович. - (0)

’удожник Ѕогданов-Ѕельский Ќиколай ѕетрович. „асть- 7. Ќиколай ѕетрович Ѕогданов-Ѕель...

ян —тен - (0)

ћаурицхЄйс открыл картину голландского живописца «олотого века яна —тена. ќсме€ние —амсо...

«арубин ¬иктор »ванович (1866-1928 - (0)

ѕейзаж с рыбаками. 1906  ’олст, масло. 102 x 142 см     √осудар...

 расавица эустома - лизиантус - ирландска€ роза - техасский колокольчик - (2)

 расавица эустома Ёустома (лат. Eustoma), также называема€ лизиантус (лат. Lisianthus Ц горьк...

–усска€ музыка "ƒо √линки" - (0)

»з истории музыкальной культуры –оссии.: какой она была? ѕетровска€ Ёпоха положила начало раз...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50602

 омпозитор —кр€бин (1872 - 1915): "¬перед, стремительно и вечно!"

„етверг, 27 ƒекабр€ 2012 г. 13:49 + в цитатник

«∆изнь — де€тельность, стремление, борьба!» — обычна€ запись в записной книжке. ƒл€ јлександра Ќиколаевича —кр€бина все это не просто характерно, без этого нет —кр€бина — человека, музыканта, мыслител€.

—начала было увлечение музыкой вообще, ро€лем как самым любимым из музыкальных инструментов; Ўопеном как поэтом ро€л€ и самым близким композитором. » первые сочинени€ —кр€бина так напоминали музыку его кумира, что позвол€ли музыкантам — старшим современникам говорить в шутку о найденном сундуке с неизвестными рукопис€ми Ўопена. Ќо это было только вначале. — каждым новым произведением вырисовывалось то, чего не было ни у Ўопена, ни у Ћиста, ни у ¬агнера, ни у других близких —кр€бину композиторов.

 

  ¬се больше ощущалось стремление в неизведанные дали, вера в безграничные возможности человека. ќтсюда и вера в собственные силы, и способность делитьс€ силой с другими людьми. 

«»ду сказать люд€м, что они сильны и могучи, что горевать не о чем, что утрат нет. —илен и могуч тот, кто испытал отча€нье и победил его».

  Ёта запись сделана в дневнике 28-летним —кр€биным, который к тому времени был уже автором нескольких дес€тков фортепианных прелюдий, мазурок, экспромтов, ноктюрнов, трех сонат,  онцерта дл€ фортепиано с оркестром, симфонической прелюдии «ћечты» и ѕервой симфонии в 6 част€х с гимном искусству в финале.

 

  ќн верил во всемогущество искусства, верил, что с его помощью можно переделать мир. јлександр —кр€бин в музыке — романтик необычайно революционной силы духа. Ќе случайно ѕлеханов, дава€ характеристику его творчества, говорил, что музыка —кр€бина представл€ет собой отражение нашей революционной эпохи. Ёто особенно ощущаетс€, когда слушаешь лучшие создани€ —кр€бина (1904 - 1910) - „етвертую и ѕ€тую фортепианные сонаты, “ретью симфонию (название —кр€бина: «Ѕожественна€ поэма»), симфонические поэмы — «ѕоэму экстаза» и «ѕрометей» (дл€ оркестра, фортепиано и хора).



ћиф о ѕрометее привлекал многих музыкантов, в том числе Ѕетховена и Ћиста. —кр€бина в этой легенде увлекала сама суть героического образа:

«ѕрометей — это активна€ энерги€ вселенной, творческий принцип; это огонь, свет, жизнь, борьба, мысль, прогресс, цивилизаци€, свобода».

¬оспев в «ѕрометее» созидательную силу человеческой воли и разума, —кр€бин пошел дальше. ќн мечтал о «всеискусстве», в котором отраз€тс€ все творческие возможности человека. —кр€бин обладал так называемым цветным слухом — кажда€ тональность ассоциировалась у него с определенным цветом естественного цветового спектра. ќн мечтал о цветовой симфонии и уже в партитуре «ѕромете€» наметил световое, насыщенное цветовой палитрой, сопровождение музыки.

 

 

ћечта јлександра Ќиколаевича —кр€бина о синтетической симфонии музыки и цвета, казавша€с€ утопичной его современникам, в результате колоссального роста технической мысли в нашем веке все ближе к реальности. —ейчас его идеи увлекли многих де€телей науки, работающих в этом направлении.

  «амыслы —кр€бина были грандиозны. ќн мечтал о «ћистерии», в которой не было бы делени€ на слушателей и исполнителей. ”частниками должны были быть все. —кр€бин приступил к работе над сочинением, тоже дерзким по мысли и гигантским по поставленным задачам, он назвал его «ѕредварительным действом». Ѕольшие законченные фрагменты —кр€бин проигрывал на ро€ле своим друзь€м, не записыва€ созданного в партитуру.

  Ќо в самом расцвете творческих сил, на 44-м году жизни, он неожиданно умирает от заражени€ крови. Ќадежды, на него возлагаемые, были столь велики, смерть его была столь скоропостижной, что потр€сла и тех, кто поддерживал его новаторские поиски, и тех, кто относилс€ к ним скептически. –ахманинов дал большой концерт из произведений —кр€бина. ѕоэты посв€тили его пам€ти стихи.



   ¬ 1919 году в плане монументальной пропаганды Ћенин отметил —кр€бина как одного из великих художников, предвестников светлого будущего человечества. ѕервый нарком просвещени€  Ћуначарский писал: «—кр€бин нам сугубо нужен... ќн учит не бо€тьс€ страданий, не бо€тьс€ смерти, но верить в победную жизнь духа».

http://ickust.claw.ru/shared/icks/2800.htm#up

  ѕроницательный музыкальный критик композитор Ќиколай ћ€сковский, как бы подытожива€ путь јлександра —кр€бина, писал: «—кр€бин — прежде всего не завершитель, а гениальный искатель новых путей, и хот€  он  исходит  по  миросозерцанию  из  того  же,  но  более  окрыленного оптимизма, что и Ѕетховен, но при помощи совершенно нового, небывалого €зыка он открывает перед нами такие необычайные, еще не могущие даже быть осознанными, эмоциональные перспективы, такие высоты духовного просветлени€, что вырастает  в  наших  глазах  до €влени€  всемирной  значительности».

 

–убрики:  –усские композиторы/—кр€бин
ћетки:  
ѕонравилось: 2 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку