-÷итатник

ѕавел ƒмитриевич Ўмаров (1874-1950). - (0)

–аботы до эмиграции.јнализ стил€. -ч.4.  рестный ход 1898 Ќесколько работ художника...

ќ —ергее —удейкине - (0)

  —удейкин —ергей ёрьевич (1882, —анкт-ѕетербург — 1946, Ќайак, штат Ќью-…орк,...

ѕам€ти ≈лены ќбразцовой - (0)

¬ ћариинском театре пройдет вечер пам€ти ≈лены ќбразцовой ¬ ћариинском театре пройде...

Ўильдер јндрей Ќиколаевич (1861-1919). - (0)

«имние пейзажи. «имние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодн€ ручьи и п...

Ћегендарна€ балерина “амара “уманова - (0)

„ерна€ жемчужина русского балета: как эмигрантка из “ифлиса покорила Ћа —кала,  овент-√арден и √олли...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей: 8233
 омментариев: 30225
Ќаписано: 50329

јвторский стиль —имона ¬ирсаладзе

„етверг, 06 ƒекабр€ 2012 г. 10:07 + в цитатник

ћастера Ѕольшого театра кропотливо восстанавили декорации и костюмы художника —имона

ѕортрет —имона ¬ирсаладзе 1954 года. ’удожник  ировского театра. ƒо мировой славы на сцене Ѕольшого осталось несколько лет. © –»ј Ќовости ¬ирсаладзе и с нежностью вспоминают о нем самом ¬ мастерских, в музее Ѕольшого, в театре недоумевают: как вышло, что от огромного творческого наследи€ —имона ¬ирсаладзе остались крупицы?

≈сть документальный фильм, где —улико Ѕагратович сн€т в мастерской, как раз за работой над «»ваном √розным». ≈сть фотографии: балетмейстер и сценограф рассматривают эскизы к «»вану». »звестно, что эскизов было создано больше сотни. ј в результате в трех музе€х: питерском театральном, московском и музее Ѕольшого театра – сохранилось только 9 эскизов. » один, центральный эскиз триптиха в иконописном стиле хранитс€ в собрании ёри€ √ригоровича.  уда исчезли остальные работы?

”дивительна€ истори€

ѕредположени€ высказываютс€ самые неверо€тные. ѕро питерскую выставку, куда было отправлено «все», а обратно «ничего», про плем€нницу —улико Ѕагратовича, легкомысленно распор€дившуюс€ наследием д€ди, про грузинскую щедрость художника, раздававшего работы направо и налево.            

Ќовый царь (ѕавел ƒмитриченко) и вестницы ратной победы. Ђ»ван √розныйї по версии 2012 года. © –»ј Ќовости, ¬ладимир ‘едоренко

”дивительна€ истори€: декорации истрепаны, костюмы изношены, эскизы утрачены, а в мастерских, в цехах работники театра вспоминают ¬ирсаладзе с великой нежностью, словно все великие премьеры √ригоровича случились только вчера. » только вчера в цехах «рвал и метал» —улико Ѕагратович. –ассказывают: въедлив был до мелочей, за оплошности не спускал, но и себ€ не щадил.  огда шла сдача спектакл€, в мастерских, казалось, жил днем и ночью.  урил и пил чай с лимоном.

  ёли€ Ѕерл€ева – любима€ мастерица —улико Ѕагратовича. »стори€ про то, как самые сложные, ответственные костюмы художник поручал ей: «Ёто отдайте ёлечке Ѕерл€евой!» – стала нарицательной. ёли€ вспоминает, что ¬ирсаладзе бо€лись так же сильно, как и любили.

–  огда € только окончила театрально-художественное училище и пришла в мастерские, – рассказывает ёли€ Ѕерл€ева, – ¬ирсаладзе видела издали: новичков в бой не пускали, старались художника понапрасну не раздражать... ѕоэтому € к —улико Ѕагратовичу пригл€дывалась издали. —разу было заметно: у него спрос по гамбургскому счету. ≈ще заметила: очень важно пон€ть сразу же, что именно требуетс€. ¬ основном все эти нервные переживани€ случались из-за того, что мастера не понимали художника. Ќаконец через несколько лет мне разрешили работать в постановке ¬ирсаладзе. ƒали костюм из массовки. –абота строилась так: костюмы создавались группами, мастерам вручались эскизы, мы шили модели и шли к художнику утверждать. » вот € на подгибающихс€ ногах пошла утверждать. Ќа удивление, —улико Ѕагратович макет прин€л, все прошло без проблем. » пошло-поехало…

Ёскиз —имона ¬ирсаладзе к Ђ»вану √розномуї. © –устем јдагамовЁскизы к постановкам —улико Ѕагратович рисовал сотн€ми. Ўирокими €ркими мазками, не вдава€сь в проработку лиц. Ќастаивал: эскиз не смысл постановки, цель в реализации идеи на сцене. » никогда не бывало при ¬ирсаладзе так, чтобы то, что задумано на эскизе, не удавалось воплотить на сцене один к одному. Ќаталь€ Ѕорисовна ѕавлова работала с —улико Ѕагратовичем в 1975 году над «»ваном √розным» как ученица художника. —ейчас, уже в статусе художника-восстановител€, она вспоминает: «„ирку (от «чиркнуть», «штрих». – ѕрим. ред.) не туда положишь – а он видит!»

—ети ¬ирсаладзе

¬се цвета тканей принимал лично —имон Ѕагратович. ќн шел в красильный цех мастерских, где прокрашивалась специально созданна€ по его заказу сетка. —етку эту разработал дл€ Ѕольшого театра Ќ»» текстильной промышленности. ѕоэтому сейчас, когда потребовалось найти сетку дл€ реставрации костюмов к «»вану √розному», в мастерских мучились: где сейчас такую сетку достать? Ќашли в “урции. ¬ыпускаетс€ там как ткань дл€ занавесок... ѕравда, в мастерских говор€т, что это все-таки не совсем така€ сетка и что, если подходить к этому вопросу, как подходил —улико Ѕагратович, он бы заметил... —етку эту разработал дл€ Ѕольшого театра Ќ»» текстильной промышленности.


">


"> 

">¬сю сетку из Ќ»» доставл€ли в красильни. ћастера красили. ј —улико Ѕагратович, свер€€сь с эскизами, цвета принимал.  то видел, говор€т, что это было эффектное драматическое зрелище.  то научилс€ красить так, чтобы попадать «под ¬ирсаладзе», помнит об этом всю жизнь. ¬се сложные цвета и мастера, и художники в Ѕольшом театре так до сих пор и называют «цвет ¬ирсаладзе». Ћюбимые цвета художника: золото, красный, черный. Ќо в работах художника никогда не увидишь открытого красного или бьющего в глаза, как начищенный самовар, золотого. ¬се приглушено, состарено, облагорожено.

√ениальный прием ¬ирсаладзе с использованием прокрашенной сетки. Ќа авансцене идет бой. «а сеткой, вторым планом, Ц ритуальный женский плач. © –»ј Ќовости, ¬ладимир ‘едоренко

Ќаталь€ ѕавлова рассказывает, как невольно застала сцену разноса, который устроил —улико Ѕагратович своей художнице. ќн посмотрел сверху на плафон, спустилс€ и спросил: «я вам что показал на эскизе? “аа-таа-таа-таа. ј вы что сделали? “а! “а! “а! “а!»

¬се требовани€ ¬ирсаладзе в мастерских выполн€лись безоговорочно. ≈го не столько бо€лись, сколько не смели расстраивать. ’от€ ¬ирсаладзе любил бросить мастерам: «ћое дело – образ, мне неважно, где будет вытачка», к профессионалам он относилс€ с высочайшим почтением.

– —улико Ѕагратович жаловалс€, что ему никто не говорит правду, – вспоминает ёли€ Ѕерл€ева, – и в сложных ситуаци€х иногда призывал мен€ в третейские судьи. ƒескать, ёл€ мен€ не боитс€, она все скажет. я помню сложный момент с костюмом јндриса Ћиепы. ќн танцевал –омео в новой редакции «–омео и ƒжульетты», а —улико Ѕагратович придумал такой костюм, там в трико были ноги разного цвета – сера€ и син€€. јндрис пришел на примерку костюма и решил, что серый цвет зрительно увеличивает ноги, – он переживал, что сера€ нога выгл€дит толще синей. ј —улико Ѕагратович вообще-то актерских капризов не терпел.  ак-то артист на примерке пожаловалс€ художнику, что костюм со шлейфом очень т€желый. —улико Ѕагратович, внимательно выслушав его, покачал головой: «’орошо, € поговорю с ёрием Ќиколаевичем, чтоб вам дали другую роль...» Ќо к мнению солистов —улико Ѕагратович прислушивалс€. “ем более что јндрис был любимчиком в мастерских. » ему заранее прощалось то, на что другой артист, может быть, и не отважилс€ бы. јндрис настаивал. ¬ирсаладзе его урезонивал. √радус дискуссии накал€лс€.

¬ синем, инфернальном свете на троне јнастаси€ выпивает кубок €да. ” ног ее испуганные бо€ре. —ама€ драматична€ сцена балета. ¬ роли јнастасии Ц непревзойденна€ прима-балерина Ѕольшого театра Ќаталь€ Ѕессмертнова. © –»ј Ќовости, јлександр ћакаров

– я испугалась и спр€талась за спину јндриса. Ќо тут ¬ирсаладзе призвал мен€: «ѕусть ёл€ скажет, она не соврет». » € призналась, да, полнит, да, сера€ нога выгл€дит толще синей. » тогда јндрису сделали две синие ноги.

 н€зь света

– ≈му нужно было больше, чем просто послушание. ќн добивалс€ понимани€ его замысла. ћы все в эти полтора мес€ца, что шла работа над костюмами и декораци€ми, чувствовали себ€ командой, – вспоминает √алина »вановна Ќуриджанова, заведующа€ участком по производству костюмов. – ѕеред началом работы над спектаклем —улико Ѕагратович собирал всех мастеров и выступал перед нами с лекцией.  ака€ иде€ постановки, какой исторический период, где сто€т акценты, как раскрываютс€ образы. » мы, конечно, слушали его с восторгом. ≈го чувство красоты, стил€, великолепна€ образованность, аристократизм манер – такое не забываетс€ никогда.

 √алина »вановна вспоминает, что совсем недавно, когда на отреставрированную историческую сцену переносили «ўелкунчика», декорации реставрировали и расписывали заново, подновл€ли костюмы. » ёрий Ќиколаевич √ригорович нашел в своем архиве эскиз ¬ирсаладзе к китайскому танцу, желтого цвета. Ётот эскиз —улико Ѕагратович когда-то забраковал.

¬от как выгл€д€т вблизи роскошные бо€рские шубы. Ёто сетка и крашена€ холстина. © –устем јдагамов

– ј мы с ёрием Ќиколаевичем решили: почему бы не попробовать сшить желтый костюм? – рассказывает √алина »вановна Ќуриджанова: – —шили. » вот перва€ костюмна€ репетици€ на сцене: желтый костюм выбиваетс€, как фонарь светит! » мне √ригорович говорит: «√ал€! ¬ыброси его!» “ак мы вернулись к версии —улико Ѕагратовича: сшили зеленый, как и было изначально... ѕредставл€ете, какое чувство цвета, – еще на стадии эскизов пон€л: не сработает!

»скусствовед ¬иктор ¬анслов, исследователь творчества √ригоровича, вспоминает, как однажды, набравшись смелости, он спросил у ¬ирсаладзе: «—улико Ѕагратович, а ведь это правда, что вы бывший кн€зь?» ќтвет ¬ирсаладзе был таков: «ѕомилуйте, ¬иктор ¬ладимирович, разве можно быть бывшим сенбернаром?»

—оздатели балетного Ђ√розногої. ¬ центре Ц —имон ¬ирсаладзе, справа Ц ёрий √ригорович. © –»ј Ќовости, јлександр ћакаров

÷вет ¬ирсаладзе

¬прочем, несмотр€ на рекордные человеко-часы, проработанные ¬ирсаладзе в мастерских Ѕольшого, на огромную симпатию и взаимное доверие гениального художника к своим мастерам золотые руки, никто не может припомнить, чтобы ¬ирсаладзе вот просто так, за чаем и сигаретой разглагольствовал о жизни или подробно рассказывал о себе. ћаксимум доверительности, на которую мог пойти —улико Ѕагратович, – это позволить сделать себе заплатку на локте пиджака.

– ” —улико Ѕагратовича был любимый пиджак из шерст€ного букле. ќчень модный, красивый. —разу видно, непростой, – вспоминает ёли€ Ѕурл€ева. – ѕиджак настолько любимый, что был заношен буквально до дыр. » вот мы ставили заплаточки на локти. Ёто выгл€дело стильно – заплатки на локт€х тогда были в моде.

ёли€ ¬алентиновна вспоминает, как однажды в мастерские принесли пакет, а там – юношеские фотографии ¬ирсаладзе. —улико Ѕагратович радовалс€, показывал мастерам, какой он был красавец.

«ћаксимум доверительности, на которую мог пойти —улико Ѕагратович, – это позволить сделать себе заплатку на локте пиджака.»

¬от и все разговоры «за жизнь». ¬се остальное о сцене, идее, работе.



√алина »вановна Ќуриджанова считает, что ¬ирсаладзе ни на минуту не оставл€л поиски идеального:

– ћы шили костюмы, и тут же, в примерочной, ¬ирсаладзе их принимал. ѕриходили артисты, крутились-вертелись, —улико Ѕагратович вы€сн€л, удобно ли, не т€нет ли, не мешает ли.

¬ работах ¬ирсаладзе никогда не увидишь открытого красного или бьющего в глаза, как начищенный самовар, золотого. ¬се приглушено, состарено, облагорожено. © –»ј Ќовости, ¬ладимир ‘едоренко

ѕотом провер€ли на сцене. » вот как-то после костюмной репетиции сна в «–аймонде» – мы тогда долго бились с цветом, никак не могли подобрать – —улико Ѕагратович ночью пришел в мастерскую, куда привезли костюмы на доработку, и ножницами срезал всю обшивку с платьев. ћы утром приходим, а плать€ – голые. “ак мы начали заново.

—егодн€ им€ ¬ирсаладзе в Ѕольшом стало нарицательным. Ёто не только «цвет ¬ирсаладзе». Ќе только его уникальна€ эстетика, св€зывающа€ воедино декорации и костюмы. Ёто уникальна€ сценографи€ с минимумом бутафории на сцене – у «»вана √розного» только трон, посох да звонница, вис€ща€ на авансцене, – живописна€, €рка€, тканева€, оставл€юща€ большой простор дл€ балетных артистов. Ёто совершенно новый подход к оформлению балетов, не просто живописный, как у Ѕакста,  оровина и √оловина, – хот€ сам —улико Ѕагратович, очевидно, считал себ€ их преемником, – и не абстрактно технически-безликий. Ёто создание полного художественного образа пр€мо на сцене, в момент спектакл€. ¬ключаютс€ софиты, открываетс€ занавес – сетки подсвечиваютс€ и превращаютс€ в золотые апсиды византийского храма, мен€етс€ подсветка – та же сетка из колонны превращаетс€ в дымку, оттен€ющую иконописные панно. «аканчиваетс€ спектакль, гаснут софиты, и сетки остаютс€ просто сетками, крашеной декорацией.  

http://vtbrussia.ru/culture/gabt/ivan/news/222831/...mp;amp;utm_medium=vtbrussia.ru

–убрики:  “еатр и актЄры
ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку