-Рубрики

 -Цитатник

Высказывания Людмилы Улицкой - (0)

«Я отказываюсь решать вопросы мирового значения» «Я отказываюсь решать вопросы мирового значени...

Винсент Ван Гог (1853-1890) - (0)

А ИЗ НАШЕГО ОКНА... Винсент Виллем Ван Гог (1853-1890) Window in the Bataille Restaurant, 188...

Савелий Сорин (1878 - 1953) - (0)

Савелий Абрамович Сорин - выдающийся портретист и график.   ...

Талантливые живописцы германского ренессанса - (0)

Альбрехт Дюрер   Праздник венков из роз. Масло, тополевая доска (1506)  ...

Богданов-Бельский Николай Петрович. - (0)

Художник Богданов-Бельский Николай Петрович. Часть- 7. Николай Петрович Богданов-Бель...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 50644

Магия чудесных чисел на Руси от Кириллицы

Суббота, 17 Ноября 2012 г. 16:33 + в цитатник



Семь чудес России. Покров на Нерли

В древности были известны семь чудес света. Попробуем назвать «Семь чудес России» – семь наиболее значительных, совершенных, известных произведений ее искусства. Особенность их в том, что все они, прямо или косвенно, связаны с храмом.

СЕМЬ ЧУДЕС РОССИИ. ПОКРОВ НА НЕРЛИ

Покров на Нерли

Первым из этих чудес будет, конечно, храм Покрова Богородицы на Нерли, близ Владимира, стоящий на холме среди луга над малым водоемом-старицей. Ему уже восемь с половиной веков. Построенный повелением сына Юрия Долгорукого, князя Андрея, прозванного Боголюбским, скорее всего, около 1158 года, этот одноглавый, относительно небольшой стройный храм с чуть выступающими к востоку тремя алтарными полукружиями – апсидами, давно привлекает к себе восторженное внимание миллионов людей.

Язык архитектуры

Отметим сразу: церковь Покрова не распадается на отдельные элементы (купол, цилиндрический барабан, полукруглые изгибы сводов, стены, разделенные длинными изящными полуколонками на три части, и т.д.), с какой бы стороны на нее ни смотреть. Но она соединяет эти элементы вместе так, что ни один из них не существует сам по себе; как сказали бы музыканты – не ведет только свою партию.

СЕМЬ ЧУДЕС РОССИИ. ПОКРОВ НА НЕРЛИ

Конструкции не прячутся от наших глаз, не пытаются выдать себя за что-то иное, более легкое или, наоборот, более фундаментальное, устойчивое. В церкви Покрова последовательно реализован один из главных принципов храмового зодчества зрелого Средневековья: что конструктивно – то и декоративно. Например, вертикальные плоские выступы в стенах (пилястры), необходимые для того, чтобы лучше удерживать тяжесть сводов, становятся одновременно и украшением стен, поверхность которых иначе смотрелась бы плоской и однообразной. И еще один принцип: что снаружи – то и внутри. Это значит – по членениям стен церковного здания, его сводам и барабану, на котором стоит купол, всегда или почти всегда можно догадаться о том, как выглядят эти конструкции в интерьере. Если свод снаружи полукруглый или треугольный - таким вы и увидите его, войдя в храм и подняв глаза.

СЕМЬ ЧУДЕС РОССИИ. ПОКРОВ НА НЕРЛИ

Пропорции здания необычны даже для домонгольской Руси, в которой «башнеобразные» храмы, в отличие от Византии, возводились довольно часто. Его ширина невелика – чуть более 10 метров, тогда как внутренняя высота достигает 20,8 метра! Зодчие явно хотели построить такой храм, которому не было бы прямых аналогов нигде. Но не за счет увеличения его размеров и количества куполов, а именно с помощью непривычной высотности.

Но – внимание! Дополнения в этом случае будут существенными.

Во-первых, стремление всех объемов храма Покрова вверх во многом задано его постановкой на возвышении. Однако это не естественный холм, как кажется в настоящее время, а насыпное трехметровое сооружение на каменном фундаменте, да еще и облицованное изначально белым камнем. К храму от набережной (он тогда стоял при впадении Нерли в Клязьму) вела белокаменная лестница, украшенная, судя по скульптурным фрагментам из раскопок середины XIX века, двумя лежащими каменными львами. Наличием такого могучего «постамента» высота храма значительно уравновешивалась.

Во-вторых, впечатление особой вытянутости храма в немалой степени достигается луковичной формой его главки и высоким 8-конечным крестом на ней, основная перекладина которого поднята выше его середины. Но изначально купол был, как считается, значительно более плоским, шлемовидным, есть даже предположения о его совсем малых размерах и лишь чуть закругленной форме. Крест на куполе был так называемый греческий, не вытянутый, а квадратный, и не 8, а 4-конечный, с расположением перекладины точно посередине, так, что все его концы были одинаковы.

И третье. Раскопки уже почти нашего времени, 50-х годов ХХ века, под руководством одного из основных исследователей храма, профессора Н.Н. Воронина, показали: храм практически одновременно с постройкой основного объема был окружен с трех сторон (кроме алтаря) галереями шириной 2,5 метра. Специалисты спорят о том, открытыми они были (то есть можно ли было ходить по их верху) или закрытыми, как в большинстве греческих храмов. Но в любом случае стремительный, особенно если смотреть на северный или южный фасад, вертикализм общего объема здания сменяется при этом плавным ступенчатым нарастанием архитектурных масс. Храм из тонкой «свечи» мгновенно превращается в могучее и, в некотором смысле, грозное сооружение, особенно если представить его себе на пирамидальном белокаменном подиуме.

Постараемся привыкнуть к мысли, что наши представления даже о, казалось бы, хрестоматийных вещах могут быть существенно расширены. К тому же нам еще предстоит подумать о самом главном – о том, что делает здание храма собственно Храмом: о его «имени», назначении, символике форм и декора.



 

5 экспонатов из собрания загорского музея


 Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник — одно из крупнейших в нашей стране хранилищ произведений отечественного изобразительного и прикладного искусства. Расположенный на территории уникального архитектурного ансамбля XV-XVIII веков — Троице-Сергиева монастыря.


Се агнец Век: XVII

Материал: Атлас, холст, шелковая ткань, золотные, серебряные и шелковые нити, изумруды, алмазы, рубины, жемчуг, золото, серебро, кружево, бахрома.

Место хранения: Государственный Русский музей

Происхождение: Поступил в 1930 г. из Троицкого собора Пскова.

Описание: Вышит младенец Христос на дискосе под звездицей. Слева и справа — четыре склонившихся ангела. В углах средника — херувимы и серафимы. Шитье золотом и серебром «в прикреп», сканью. Лики шиты песочного цвета шелком «атласным швом» по форме, с тенями.

В центре нимба Христа — золотая дробница с камнями. Изображения по контурам обшиты жемчугом. Фон — желтый атлас. Под фон подложен холст. Подкладка — зеленая шелковая ткань с орнаментом.

Мастерская: царевны Софьи Алексеевны, сестры Петра I

Праздники и святые  Век: XV

Материал: Тафта, шелковые, серебряные и золотные нити.

Место хранения: Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник

Происхождение: Происходит из Троице-Сергиевой лавры

Описание: На среднике — Голгофский крест из галуна, на кайме — изображения святых и праздников. Наверху в центре — «Троица», слева от нее — Богоматерь Боголюбская и Иоанн Златоуст, справа — Иоанн Предтеча и апостол Тимофей. На левой кайме — »Благовещение» и «Вознесение», на правой — »Отечество» и «Сошествие Святого Духа на апостолов». Внизу — »Явление Богоматери Сергию», по сторонам его — митрополиты Петр и Алексей, архангел Гавриил и Василий Парийский.

По углам херувимы и серафимы. Изображения шиты «в раскол» шелками разных цветов и оттенков. В шитье нимбов, деталей одежд, крыльев ангелов, символов евангелистов использованы нити пряденого золота и серебра; шитье «в прикреп»: «клопец», «городок», «ягодка». На нижней кайме вышита серебром в два столбца историческая летопись о вкладе.

Голгофский крест. Век: XVII

Материал: Золотный алтабас, атлас, жемчуг, бирюза, рубины, сапфиры

Место хранения: Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник

Описание: Средник — из золотого алтабаса, в центре его — Голгофский крест, составленный из золотых и серебряных запонов с драгоценными камнями (бирюза, рубины, сапфиры) и разноцветными стеклами; по сторонам креста — копие, трость и надписи, шитые жемчугом в одну прядь; в завершениях копия и трости — крупные драгоценные камни; запоны креста обнизаны жемчугом в одну прядь.

Узор — повторяющиеся цветочные «древа» и над ними вьющийся стебель с цветами. Все стебли низаны жемчугом в одну прядь; фон расшит золотистыми блестками. По углам кайм шиты пряденым золотом, серебром и разноцветными шелками ангелы с рипидами. Контуры их изображений, складки одежд низаны мелким жемчугом в одну прядь. По углам же, вокруг изображений, шита мелким жемчугом вкладная летопись (начинается на воздухе, заканчивается на покровцах). Подкладка — красная (сильно выцветшая) тафта.

Мастерская: княгини Анны Васильевны Черкасской, XVII в.

Явление Богоматери преподобному Сергию. Век: XVII

Материал: Тафта, шелковые, серебряные и золотные нити.

Место хранения: Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник

Происхождение: Поступила в 1920 г. из Троице-Сергиевой лавры.

Описание: В центре, на фоне Иерусалимской стены, — восьмиконечный крест с подножием, по сторонам его — Явление Богоматери с двумя апостолами Сергию; обе группы изображены на фоне высоких палат; вверху, в полукруге — Троица. Фон хоругви — темно-красная тафта. Шитье двухстороннее, лики и руки шиты атласным швом «по форме» темно-песочным шелком; все остальное —  пряденым золотом и серебром в сочетании с разноцветными шелками. Кайма хоругви — из синего атласа (в настоящее время хранится отдельно). По ней серебром шита летопись о вкладе.

Мастерская: царицы Марии Ильиничны, вторая половина XVII в. 

Христос во гробе. Век: XVII

Материал: Камка, золотные, серебряные и шелковые нити, жемчуг.

Место хранения: Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник

Описание: На среднике по алой камке вышито изображение лежащего во гробе Христа. Левая рука Спасителя вытянута вдоль тела, правая немного приподнята. Перед гробом —  плащаница, изображенная в виде горки. Над гробом — прямоличный херувим и два летящих ангела, каждый с двумя рипидами с изображением серафима. На каймах четкой вязью с небольшим количеством лигатур шит тропарь из Пасхальных часов.

Мастерская: царицы Ирины Федоровны Годуновой, XVI век



«Троечисленное число всему добру начало…»

  Раньше мы, по аналогии с семью чудесами света, говорили о семи  чудесах России. Вторым чудом – не по значению, а по времени создания, началу XV  века – является еще более знаменитое произведение – «Троица» Андрея Рублева.

Каталожное описание иконы строго и скупо. Размер: 142 х114 см. Липовые доски склеены и скреплены сзади двумя клиновидными встречными шпонками – деревянными планками, без которых доски со временем выгнутся и разойдутся.  На лицевой ее стороне – рогожная паволока (грубая ткань, позволявшая лучше закрепить наложенный на нее белый грунт, по-гречески — «левкас»).  Сама живопись создана темперными (замешанными на особом связующем веществе – яичном желтке, иногда – на рыбьем клее), минеральными и растительными красками. В иконе видны  многочисленные утраты живописи. Тем не менее, сохранность «Троицы», реставрированной в 1904 и 1919 годах, позволяет говорить и о красоте ее живописи, и о глубине содержания.

Сюжет

Сюжет, положенный в основу изображения, подробно описан в первой книге Библии – «Бытие». В 17 главе этой книги рассказывалось о том, как Бог заключил со своим избранником Авраамом, позже названном «отцом всех верующих», завет, дав ему обещание: «Ты будешь отцом множества народов». Но Авраам был, как сказано, девяноста девяти лет.

«И пал Авраам на лицо свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын?» (Быт 17:4, 17). Переходим к 18-й главе. «И явился ему Господь у дубравы Мамре (по-славянски – « у дуба Мамврийска»), когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. И возвел он очи, и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер, и поклонился до земли. И сказал: «Владыка! Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего. И принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под этим деревом. А я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите, так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь» (18:1-5).

Сарра, жена Авраама, испекла пресные хлебы, Авраам заколол и приготовил для пришедших теленка и поставил перед ними, также молоко и масло, «… а сам стоял подле них под деревом. И они ели» (18:6). Этот момент и показан во многих  фресках и иконах Святой Троицы. А в иконе  Рублева нет Авраама и Сарры – только три ангела, сидящие вокруг стола с чашей (это необычный стол и необычная чаша). Почему он написал ее именно так?

Число «Три»

Летописный источник говорит, что Андрей Рублев жил в подмосковном Троицком монастыре, который возглавлял игумен Никон Радонежский, преемник основателя монастыря преподобного Сергия Радонежского. «Он (Никон) повелел при себе образ написати святыя Троицы в похвалу отцу своему святому Сергию Чудотворцу <…>».

Такой образ традиционно писали в виде явления трех ангелов Аврааму. Число «три» в древности было мистическим, сакральным, оно  ассоциировалось с полнотой и совершенством. Современник и автор жития преподобного Сергия Епифаний Премудрый писал:  «Везде бо троечисленное число всему добру начало …».  Он подчеркивал особую роль в почитании Троицы преподобного Сергия, о котором еще в его детстве было возвещено, что он « … будет некогда Троицы служитель, еже и бысть, и многиа приведет въ разум уведениа Божиа». Главным же для Сергия было, как писал об этом замечательный русский религиозный философ князь Евгений Трубецкой, показать, что «взиранием на Святую Троицу побеждается страх ненавистной розни мира сего». Это означает, что победа над «ненавистной рознью»  может быть достигнута не внешним единством перед лицом общей опасности, а только полным единством с Богом. Для  достижения такого единства Сергий предлагал своим последователям созерцание Святой Троицы через обращение к  Ней ума и сердца. Полное сосредоточение на этом, естественно, не предполагало размышления о вещественной стороне священного  события, о деталях явления трех ангелов,  но требовало выделения в нем самого главного. Это  и сделал в своей иконе Андрей Рублев.

Сотрудничество с «философом»

Московская иконописная «школа» в его лице к концу XIV — началу  XV века смогла соединить в  себе достижения своих исторических и культурных предшественников – Ростова и Суздаля. А еще – греческой иконописи. Великий Феофан Грек, «философ», был приглашен расписать Благовещенский собор Московского Кремля. Его ближайшими сотрудниками были, по летописному сообщению, «старец (т.е. монах — А.К.) Прохор с Городца, да чернец (тоже монах) Андрей Рублев». Время создания этой росписи – 1405 год. Потом чернец Андрей работает уже без Феофана и достигает совершенства. На время его творческой зрелости (10-е – 20-е годы XV  века) и приходится написание им «Троицы».

«Троица» — не картина! Дело в том, что здесь изображена не обычная, но реальная еда. Обманчивое впечатление об абсолютной символичности трапезы создается, отчасти, из-за плохой сохранности первоначальной живописи. Сколько раз в разных книгах и статьях подчеркивалось, что здесь на столе перед ангелами одна чаша, и больше ничего! Но подробное описание состояния сохранности иконы, сделанное на основании реставрационных протоколов 1918-19 гг., позволяет утверждать: все, что было на столе, кроме чаши, утрачено.

О том, что чаша там была не единственным предметом, ясно говорит первая из дошедших до нас свободная копия (точнее, вариация – «список») рублевской «Троицы». Ее автор — монах Иосифо-Волоколамского монастыря Паисий, написавший ее всего через 70 лет после рублевской  (ныне она – в постоянной экспозиции музея имени Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом монастыре). На ней рядом с чашей – два круглых хлеба, точнее, не просто круглых, а составленных каждый  из двух небольших круглых хлебцев. Те, кто часто бывает в храме, ни с чем их не спутает: это просфоры  (по-греч. –  приношение), хлеб, который приносится в храм как поминание за живых и усопших. Кроме них, на столе изображены небольшие треугольные частицы хлеба, которые священник вынимает из просфор во время богослужения, с одновременным произнесением имен поминаемых людей, с помощью небольшого треугольного ножа – «копия». Такую частицу и держит в руке правый от нас ангел на иконе паисиевской «Троицы». Скорее всего, если бы сохранилась желтая скатерть, изначально покрывавшая стол на рублевской иконе,  такие же просфоры и их частицы можно было бы увидеть и на ней. Вот откуда непонятное вначале изображение как будто повисшей руки правого ангела у Рублева!

Жест сложенных «двоеперстно» пальцев среднего и левого ангелов направлен к чаше: это, прежде всего, жест благословения, который всегда используется священником по окончании молитвы перед едой.

Итак, трапеза на иконе  Рублева показана одновременно как обычная еда и как священнодействие. Это часть главного христианского церковного богослужения  – литургии, или евхаристии (по-греч. – благодарение). На ней используется чаша для причастия, стоящая на расширяющей книзу подставке – потир, которая изображена на иконе Рублева, просфоры, да и сам стол  (как уже упоминалось ранее, необычный), который нужен, прежде всего, для нее. Это не только стол для трапезы, но и  трон Царя Небесного – Его «престол».  Кстати, скамьи, на которых сидят ангелы («седалища»), на которых сидят ангелы – тоже своего рода престолы. Это видно по подножиям, на которые поставлены их ноги. Так символически показывается  «царственность и владычественность» ангелов. Об этом же говорят и их посохи – не только страннические, но и царские, что подчеркнуто их изысканной формой и ярко-красным цветом.

Такое представление Рублева об ангельской трапезе поясняет, почему в его иконе нет Авраама, Сарры, слуги, закалывающего тельца. Никогда до него не писали больших икон Св. Троицы,  на которых были бы только ангелы. Но рублевская «Троица» — не сокращенная редакция широко распространенной иконографии, а отдельный, уникальный образ, ничего прямо не иллюстрирующий. Отсутствие на нем других фигур, кроме ангельских, превращает этот сюжет из «Гостеприимства Авраама» в явление Самой Святой Троицы ВСЕМ смотрящим на икону. Авраам и Сарра благодаря такому подходу  становятся уже не хозяевами, принимающими гостей, а гостями на трапезе, приготовленной ангелами.

Но почему изображение на иконе по мере удаления от переднего плана не уменьшается (как, например, уходящая вдаль дорога), а увеличивается? Потому, что точка схода всех линий изображения находится не вдали, на горизонте (как это бывает в картине), а перед ним, как бы в глазу зрителя.

В любой иконе можно найти элементы такой перспективы (ее обычно называют «обратной»). В рублевской «Троице» мы видим их в направленности здания, подножий ангельских сидений и престола к центру переднего плана, а главное – в очевидном развороте фигур ангелов на зрителя, что лишает образ внутренней замкнутости. Его целостность при этом не разрушается, а углубляется. Мы в результате тоже ощущаем себя уже не сторонними наблюдателями, а непосредственными участниками изображенного события.



Киррилица

Рубрики:  Славянская культура
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 4 пользователям



Musia-mamusia   обратиться по имени Воскресенье, 18 Ноября 2012 г. 12:34 (ссылка)
Какой замечательный пост, Тамара! Спасибо большое!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 18 Ноября 2012 г. 19:25ссылка
Спасибо тебе, Милочка, за добрые слова. Желаю благоденствия!
Dikamila   обратиться по имени Воскресенье, 18 Ноября 2012 г. 16:14 (ссылка)
Спасибо Тамара,как всегда отличный пост!Я в прошлый раз привезла иконку святая Троица с Германии и не знала что это Андрей Рублёв.
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Воскресенье, 18 Ноября 2012 г. 19:29 (ссылка)
Да, Людмила, учат нас в школе многому, только не любви к памятникам нашей культуры
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку