-–убрики

 -÷итатник

ѕавел  онстантинович √олуб€тников (1892-1942) - (0)

ѕј¬≈Ћ  ќЌ—“јЌ“»Ќќ¬»„ √ќЋ”Ѕя“Ќ» ќ¬ - ¬“ќ–ќ… –”—— »… ј¬јЌ√ј–ƒ   ѕ. . √олуб€т...

’ристос и ѕилат в живописи - (0)

—уд и поругание. Ѕрюллов  арл ѕавлович. √олова ’риста в терновом венце. 1849 » отвели ≈го...

Ќиколай »ванович  ульбин - военный врач, художник авангарда - (0)

ƒќ “ќ–-ј¬јЌ√ј–ƒ»—“ Ќ» ќЋј… »¬јЌќ¬»„  ”Ћ№Ѕ»Ќ (1868-1917) ѕасха у футуристов в мастерской художн...

¬олков ≈фим ≈фимович (1844 -1920) - (0)

«абытые имена.’удожник  ¬олков ≈.≈.   ¬ќЋ ќ¬  ≈‘»ћ ≈‘»ћќ¬»„ ...

ћихаил ѕетрович ÷ыбасов (1904-1967) - (0)

Ђћј—“≈–ј јЌјЋ»“»„≈— ќ√ќ »— ”——“¬јї ћ»’ј»Ћ ÷џЅј—ќ¬ ћ.ѕ. ÷ыбасов (1904-1967) ÷веты ¬остока (ѕорт...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 51455

ћыслитель XX века ћихаил Ѕахтин

—уббота, 17 Ќо€бр€ 2012 г. 13:37 + в цитатник

Ѕј’“»́Ќ ћихаил ћихайлович [17 но€бр€ 1895, ќрел — 7 марта 1976, ћосква], русский философ, историк культуры и теоретик искусства. »сторико-теоретические труды, посв€щенные эпосу, роману, €зыку, становлению и смене художественных форм, вы€вл€ют ценностно-философское значение категорий поэтики; исследовал полифоническую форму романа («ѕроблемы поэтики ƒостоевского», 4 издание, 1979) и народную «смеховую» культуру средневековь€ («“ворчество ‘рансуа –абле..., 1965); сборник статей «¬опросы литературы и эстетики» (1975) и др., исследование «  философии поступка» (опубликовано в 1986).

–одилс€ в семье служащего ќрловского коммерческого банка. ”чилс€ в гимнази€х ќрла, ¬ильны (1906-1912) и ќдессы. ¬ 1913-1918 — на историко-филологическом факультете Ќовороссийского университета в ќдессе, а затем ѕетроградского университета, где занималс€ на кафедрах классической филологии и философии; своими ближайшими учител€ми по этим кафедрам считал ‘. ‘. «елинского и ј. ». ¬веденского. Ќо курса не закончил. ¬ 1918-1920 преподавал в единой трудовой школе в г. Ќевеле ¬итебской губернии. ¬ этом провинциальном городке вокруг Ѕахтина сложилс€ дружески-интеллектуальный круг, получивший у современных исследователей название «невельской школы» философии (ћ. ».  аган, Ћ. ¬. ѕумп€нский, ћ. ¬. ёдина, ¬. Ќ. ¬олошинов). ¬ невельской газете «ƒень искусства» от 13 сент€бр€ 1919 по€вилась перва€ печатна€ работа Ѕахтина — стать€ «»скусство и ответственность». ¬ 1920-1924 преподавал в ¬итебске всеобщую литературу и музыкальную эстетику в консерватории и педагогическом институте.

‘илософское становление

Ќевель и ¬итебск — врем€ философского становлени€ Ѕахтина. »з написанного в эти годы сохранились неполные тексты двух больших трудов (оба опубликованы посмертно и озаглавлены публикатором): «  философии поступка» и «јвтор и герой в эстетической де€тельности». ќбе работы — части обширного замысла, сверхзадачей которого был пересмотр оснований западноевропейской философии нового времени и ее последних результатов — течений и школ начала 20 в., прежде всего различных вариантов философии жизни и неокантианствамарбургской и баденской школы. ¬ то же врем€ эти результаты учитываютс€ и синтезируютс€ нравственной философией Ѕахтина.

ѕафос преодолени€ «дурной несли€нности культуры и жизни» роднит ее с традицией русской религиозной философии соловьевской школы, но стиль философствовани€, более строгий и дисциплинированный терминологически, отдел€ет ее от этой традиции. ƒл€ характеристики своего замысла Ѕахтин пользуетс€ аристотелевским пон€тием «первой философии», что означает новуюонтологию и открытие новой философской эпохи. “акова была за€вка, осуществивша€с€ лишь фрагментарно: ранние труды ученого остались незавершенными и неопубликованными. Ќо философский синтез, достигнутый в них, широк: самобытные начала русских религиозно-нравственных учений соединились здесь с переработкой европейских концепций, среди которых в проблематике Ѕахтина €вственно различаютс€ следы воспри€ти€ феноменологии √уссерл€, неокантианства марбургской школы, персонализма ћ. Ўелера, разных течений философской жизни.

јвтор и герой

¬ целом бахтинский пафос быти€ как живого событи€ («событие быти€» — одно из его основных пон€тий) сближает его с тенденци€ми нарождавшегос€ русского и европейского экзистенциализма. ѕродолжением и наиболее развернутым выражением нравственной онтологии Ѕахтина €вилась его философска€ эстетика в труде об авторе и герое. «адача исследовани€ определ€етс€ здесь как «феноменологическое описание» основной ситуации чистого отношени€ одного человека к другому. Ќо классическа€ проблематика переводитс€ на радикально новый €зык: отношение «€» и «другого» предстает как отношение автора и геро€. —ущество же отношени€ определ€етс€ как «эстетическое спасение», и весь €зык описани€ насыщаетс€ теологическими пон€ти€ми. «јвтор и герой...» €вилс€ в начале пути Ѕахтина наиболее емким синтезом оснований и уровней его мыслей: фундаментальна€ эстетика исходит здесь из нравственной философии и вновь переходит в нее, в глубине же построени€ ощущаетс€ в значительной степени скрыта€ и проступающа€ главным образом через €зык описани€ религиозно-философска€ христианска€ основа этой архитектоники быти€.

  проблематике теории литературы

Ќа всем дальнейшем своем пути Ѕахтин уже не вернетс€ к столь пр€мому и чистому философствованию, какое €вл€ют два его ранних труда. –абота его в 1920-е годы переключаетс€ на теорию литературы и философию €зыка, обнимаемые широким бахтинским пон€тием «эстетики словесного творчества». ќт нравственной философии к философской эстетике и от нее к эстетике словесного творчества — путь эволюции Ѕахтина. ¬есной 1924 он возвращаетс€ в ѕетербург-Ћенинград, где в последующие годы иногда выступает с докладами и лекционными курсами в домашних философских кружках. Ёта устна€ де€тельность стоила ему ареста в декабре 1928. ѕопытка начать печататьс€ не удаетс€ — больша€ теоретическа€ стать€ по методологии литературоведени€ «ѕроблема содержани€, материала и формы в словесном художественном творчестве» написанна€ в 1924 дл€ журнала «–усский современник» не увидела свет, поскольку журнал был закрыт власт€ми в конце года. Ќо во второй половине дес€тилети€ он публикует р€д книг и статей под именами своих друзей — ». ».  анаева, ¬. Ќ. ¬олошинова (книги «‘рейдизм», 1927, «ћарксизм и философи€ €зыка», 1929, и сери€ статей) и ѕ. Ќ. ћедведева («‘ормальный метод в литературоведении», 1928). ¬опрос о формах участи€ Ѕахтина в написании этих работ остаетс€ дискуссионным, но сам факт участи€ считаетс€ установленным. ¬ этих «девтероканонических» (по —. —. јверинцеву) работах освоение новых областей исследовани€ (прежде всего философской лингвистики и литературоведческой методологии) идет под прикрытием сдержанно и корректно используемой марксистской фразеологии. ’арактерные черты этого цикла работ — их полемический характер (это прежде всего остра€ критика формальной школы в теории и истории литературы) и усвоение социологического €зыка эпохи, отчасти сохран€ющегос€ далее в книге о ƒостоевском и работах 1930-х годов, но исчезнувшего у позднего Ѕахтина.

ƒостоевский

»тогом 1920-х годов стали изданные, наконец, под собственным именем «ѕроблемы творчества ƒостоевского» (1929; начало работы над книгой относитс€ еще к ¬итебску). ѕредложенна€ здесь концепци€ полифонического романа ƒостоевского представила совершенно новый взгл€д на творчество писател€, обоснованный на фоне движений в европейской эстетике конца 19 — начала 20 вв., означенным именами Ќицше, ¬€ч. »ванова, отчасти ƒ. Ћукача (как автора «“еории романа», 1916). ¬ философский мир Ѕахтина в этой книге вошла иде€ диалога, пон€того Ћукачем нетрадиционно как универсальна€ характеристика быти€: «Ѕыть — значит общатьс€ диалогически». ¬озникша€ независимо диалогическа€ иде€ Ѕахтина соотноситс€ с развивавшимис€ одновременно религиозно-экзистенциальными концепци€ми быти€ как диалога у немецких мыслителей, прежде всего ћ. Ѕубера, а также ‘. –озеншвейга и ‘. Ёбнера. »де€ диалога существенно изменила раннюю бахтинскую теорию автора и геро€ и породила парадоксальный тезис об их диалогическом равноправии в полифоническом романе, вызвавший много споров. ¬ св€зи с вопросом о «слове у ƒостоевского» в книге разработана обща€ теори€ прозаического слова и его типов и развито понимание слова как высказывани€ (по своей природе диалогического), положившее начало новой философской стилистике, которой позднее Ѕахтин даст название металингвистики.

јрест, ссылка

24 декабр€ 1928 Ѕахтин был арестован по делу ленинградского религиозного кружка «¬оскресение». 22 июл€ 1929 постановлением коллегии ќ√ѕ” был осужден как участник «нелегальной организации правой интеллигенции» на п€ть лет с отбыванием наказани€ в —оловецком лагере, затем лагерь был заменен высылкой в  азахстан.

“ем не менее «ѕроблемы творчества ƒостоевского» вышли в свет, это случилось, когда их автор находилс€ под следствием; чуть позже, в 1930, были напечатаны два его предислови€ к XI и XIII тт. ѕолного собрани€ художественных произведений Ћ. Ќ. “олстого. — тех пор, вплоть до 1963, ни строчки, написанной Ѕахтиным, в печати не по€вилось.

¬ 1930-1936 находилс€ в ссылке, а затем — на поселении в  устанае, где работал экономистом в райпотребсоюзе. “ам же, в  устанае, была написана книга «—лово в романе», открывающа€ р€д работ по теории романа, ставшей главной темой его творчества в 1930-е годы. ѕо возвращении из ссылки в течение двух семестров 1936-1937 преподавал в ћордовском педагогическом институте в —аранске (занимал должность доцента).

¬озвращение

Ћетом 1937 приехал в ћоскву, где долгое врем€ жил без прописки, до осени 1946 преподавал русский €зык и литературу, немецкий €зык и историю в  имрах (более чем в 100 км к северу от ћосквы). ¬ 1937-1938 была написана книга «–оман воспитани€ и его значение в истории реализма», в центре которой — творчество √ете.  нига была сдана в издательство «—оветский писатель», но не вышла; рукопись в дальнейшем была утрачена, сохранились только обширные подготовительные материалы к ней.

ќдним из наиболее продуктивных результатов работы над темой романа воспитани€ была теори€ «хронотопа», т. е. пространственно-временной модели мира в литературе (самый термин Ѕахтин создал дл€ теории литературы, усвоив его из математического естествознани€, непосредственно же заимствовав у ј. ј. ”хтомского). —вои разработки 1930-х годов на эту тему автор оформил в конце жизни в большое исследование «‘ормы времени и хронотопа в романе». ¬едущим направлением работы ученого в 1930-е годы €вл€лась историческа€ поэтика, в особенности поэтика жанров, прежде всего — романа. ¬ стать€х «»з предыстории романного слова» (1940) и «Ёпос и роман» (1941; первоначальное название — «–оман как литературный жанр») предприн€т не€вный (не выраженный открыто в тексте статей) пересмотр гегелевской идеи романа как буржуазной эпопеи. Ётим теори€ романа Ѕахтина скрыто противосто€ла взгл€дам на роман, представленным в работах тех же 1930-x годов Ћукача, следовавшего гегелевской концепции и переосмысл€вшего ее применительно к современности.

–абле

»тогом 1930-х годов стала рукопись «‘рансуа –абле в истории реализма» (1940). ѕользу€сь официально признанными в советской идеологии второй половины 1930-х годов категори€ми реализма и народности, Ѕахтин развернул картину низовой смеховой культуры средних веков и –енессанса как мощной народной оппозиции («смеющегос€ народного хора») официальной власти и признанной ею системе ценностей. ’арактеристика народной смеховой культуры, пон€той как основной источник книги –абле, стала открытием Ѕахтина в медиевистике и раблезистике. ¬ работе развернута философи€ смеха как миросозерцательного €влени€ и дана теори€ карнавала не только как локального исторического факта, но и как универсального феномена мировой культуры, многообразно на нее воздействовавшего: иде€ «карнавализации литературы», про€вивша€с€ позднее во второй редакции книги Ѕахтина о ƒостоевском.

ќсенью 1946 Ѕахтин поселилс€ в знакомом дл€ себ€ —аранске, где оставалс€ до осени 1969. «десь он преподавал, а позднее заведовал кафедрой всеобщей литературы в ћордовском педагогическом институте (потом университете), вплоть до выхода на пенсию в 1961. ¬ но€бре 1946 защищал работу о –абле как диссертацию в »нституте мировой литературы в ћоскве, но надежда издать ее книгой оказалась неосуществимой: неопубликованна€ работа была подвергнута идеологической критике в советской печати, и на предложение о присуждении диссертанту докторской степени, выдвинутое на защите оппонентами, последовал официальный отказ.

¬ 1950—60-е годы

¬ текстах 1950-х годов, писавшихс€ без надежды на опубликование, развивал темы металингвистики, в том числе оригинальную теорию речевых жанров («ѕроблема речевых жанров», 1953) и теорию текста, полемически соотнос€щуюс€ с формирующимс€ течением отечественного структурализма («ѕроблема текста», 1959). ќдновременно накапливаютс€ материалы дл€ существенной переработки книги о ƒостоевском, осуществленной в 1961-1962. »сторические изменени€ в стране создают услови€ дл€ прорыва, какой, наконец, происходит с новым изданием книги в 1963 под измененным названием — «ѕроблемы поэтики ƒостоевского». —ледом за нею выходит «“ворчество ‘рансуа –абле и народна€ культура средневековь€ и –енессанса» (1965). ¬ ближайшие следующие годы по€вл€ютс€ переводы обеих книг на иностранные €зыки, и начинаетс€ эпоха могучего вли€ни€ Ѕахтина на отечественную и мировую гуманитарную мысль.

ќсенью 1969 Ѕахтин вернулс€ в ћоскву, где оставалс€ до конца своей жизни. ¬ последних текстах («»з записей 1970-1971 гг.», «  методологии гуманитарных наук», 1974) он заново обратилс€ к темам своего раннего творчества:философска€ антропологи€, проблема автора. Ёти тексты имеют лабораторный характер; как материалы к большой работе, разные темы переплетаютс€ и пересекают друг друга, благодар€ чему именно в этих поздних текстах открываетс€ контекстуальное целое бахтинской мысли. √лавна€ тема Ѕахтина в этих поздних работах расшир€етс€ до обосновани€ философских основ всей обширной сферы гуманитарно-филологического мышлени€. “еоретические работы Ѕахтина собраны в посмертно изданных книгах — «¬опросы литературы и эстетики» (1975), «Ёстетика словесного творчества» (1979) и в т. 5 —обрани€ сочинений автора (1996).

http://www.megabook.ru/index.asp



Ќеобходимо новое философское удивление

перед всем. ¬се могло быть другим.

 ћ. ћ. Ѕахтин (12.10.1943)

“руды ћ. ћ. Ѕахтина:

“ворчество ‘рансуа –абле и народна€ культура средневековь€ и –енессанса
ѕроблемы поэтики ƒостоевского
  методологии гуманитарных наук
»скусство и ответственность
  философии поступка 
"—видетель и суди€" (‘рагмент из работы "Ёстетика словесного творчества") 
‘ормы времени и хронотопа в романе: ќчерки по исторической поэтике

—татьи о творчестве ћ.ћ. Ѕахтина

—.—. јверинцев. Ѕахтин, смех, христианска€ культура

¬€ч.¬с. »ванов. «начение идей ћ.ћ.Ѕахтина о знаке, высказывании и диалоге дл€ современной семиотики
¬.¬. ћаксимов. ‘илософи€ поступка в эстетическом контексте 1910-20-х гг.

—айты

ƒиалог.  арнавал. ’ронотоп. 1995-2001
ћ. ћ. Ѕахтин: pro et contra (избранные статьи)

http://ec-dejavu.ru/b/Bahtin.html#net

–убрики:  ћыслители
ћетки:  

ѕроцитировано 5 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



“ангейзер   обратитьс€ по имени —уббота, 17 Ќо€бр€ 2012 г. 14:00 (ссылка)
«амечательный учЄный.ќчень разносторонних знаний и особого философского видени€...—пасибо за материал,который € с удовольствием отправл€ю и себе...)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 17 Ќо€бр€ 2012 г. 14:07ссылка
—пасибо, ¬ладислав.  огда составл€ла сообщение, была уверена, что никто к нему не подойдЄт
ѕерейти к дневнику

—уббота, 17 Ќо€бр€ 2012 г. 16:14ссылка
” мен€ подобных ожиданий тоже бывает не мало...) Ќо € всегда "утешаю" себ€ тем,что это не просто блог,а мой личный ƒневник...)“.е - это дл€ мен€ лично...» это правильно.
Musia-mamusia   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 18 Ќо€бр€ 2012 г. 12:55 (ссылка)
“амара, € образец недонеуча, но есть вещи, которые мне очень интересны. — детства любила читать основательно, особенно ссылки указанные в рецензионных стать€х и тогда уже складываетс€ хороша€ пам€ть о прочитанном. ¬ этом материале столько ссылок..., очень хочу почитать их.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 18 Ќо€бр€ 2012 г. 19:15ссылка
ћен€ Ѕахтин интересует давно, но всЄ руки не доходили. я собрала ссылки, чтобы почитать, разобратьс€. Ќам же про него ничего не сообщали, его не издавали. ј когда по€вились его издани€, то уже было некогда: работа, дети, муж...
Musia-mamusia   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 18 Ќо€бр€ 2012 г. 13:39 (ссылка)
 огда- то так чита€ все, что можно о ј.Ѕлоке вышла на —.—оловьева, ¬.—оловьева, чита€ —.—оловьева вышла на других выдающихс€ философов, историков - вот так и составл€етс€ "картина мира" :)))))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 18 Ќо€бр€ 2012 г. 19:21ссылка
ƒа, это великолепные цепочки серебр€ного века... » Ѕахтин как раз на исходе этого века мощно ворвалс€ со своей философией, не соглаша€сь со многими... ј потом - революци€...
Barucaba   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 15 »юн€ 2014 г. 12:22 (ссылка)
ќгромное спасибо, “амара! «десь как раз нужные мне работы.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 15 »юн€ 2014 г. 20:00ссылка
–ада, Ќаташа, что ¬ам кое что пригодилось! ј € ещЄ не приблизилась к Ѕахтину. ћатериал в черновике собрала...
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку