-–убрики

 -÷итатник

якоб “оренвлит (1641-1719) - (0)

Ќидерландский художник Jacob Toorenvliet . Ќачало: Ќидерландский художник Jacob To...

ќбразы смыслов и их толковани€ - (0)

«ќболочки, которые скрывают неизменное и вечное знание…». "....искусс...

√ирл€нд июньских благодать „истых ириса цветов... - (0)

"“ы, »рис, - рыцарь голубых кровей" Anthonore Christensen (1849-1926) ... »зысканно- волше...

–оберт Ѕейтман (1842 - 1922) - (0)

Ђѕќ“≈–яЌЌџ… ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ї –ќЅ≈–“ Ѕ≈…“ћјЌ / Robert Bateman (1842-1922) Ќайджел ƒейли. ѕотер€нный ...

‘редерик ƒжордж —тивенс (1828-1907) - (2)

ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ є6 ‘–≈ƒ≈–»  ƒ∆ќ–ƒ∆ —“»¬≈Ќ— / Frederic George Stephens ”иль€м ’олман ’ант (1827-1910...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 51964

Ѕалет "»ван √розный" на музыку —ерге€ ѕрокофьева

¬оскресенье, 11 Ќо€бр€ 2012 г. 19:08 + в цитатник



‘акты, благодар€ которым «»ван √розный» вошел в историю мирового балета

“анцевальные хроники

»стори€ балетного »вана начинаетс€ с выбора невесты. © јрхив музе€ Ѕольшого театраƒаты этой балетной истории можно установить с точностью до года. ƒействие спектакл€ начинаетс€ в 1547 году, когда семнадцатилетний »ван, устроив смотрины невест, выбрал себе жену-ровесницу – јнастасию. ‘инал, в котором народ славит цар€, одобр€€ убийства бо€р-олигархов, можно датировать либо 1568 годом, в котором √розный провел одну из самых масштабных бо€рских казней; либо 1569-м: в этом году царь устранил потенциального претендента на престол – своего двоюродного брата ¬ладимира јндреевича, заодно утопив его решительную мать, ≈фросинью —тарицкую. »сторические рамки сценари€ можно считать доказанными с точностью до мес€ца, поскольку новгородский поход »вана √розного – резн€ и разграбление этого города осенью 1569 года, – в спектакле не отражены.

 Ќе пей вина, јнастаси€!

ќдна из самых пронзительных сцен балета Ц прощание »вана с јнастасией. © јрхив музе€ Ѕольшого театра—южет балета закручен вокруг смерти јнастасии. ѕосле отравлени€ царицы положительный »ван становитс€ по-насто€щему √розным, учредив опричнину и разв€зав широкомасштабный террор против злодеев-бо€р. »стори€ свидетельствует, что перва€ и сама€ любима€ жена »вана IV действительно была отравлена, как и подозревал безутешный супруг. ќднако это было доказано лишь в 2000 году, когда московские специалисты из Ѕюро судебно-медицинской экспертизы провели спектральный анализ сохранившейс€ темно-русой косы царицы и обнаружили в ней в большой концентрации ртуть, мышь€к и свинец.

 

јнастаси€ выпивает кубок с €дом. © јрхив музе€ Ѕольшого театраƒинасти€ –омановых

  јнастасию можно считать родоначальницей династии –омановых. –омановы, правившие –оссией триста лет (1613–1917), были призваны на царство благодар€ родству »вана √розного с первой женой јнастасией, происходившей из рода «ахарьевых-ёрьевых, которые впоследствии стали именоватьс€ –омановыми. »х род был незнатным, однако преемник √розного ‘едор »оаннович, последний царь из угасшей династии –юриковичей, был сыном јнастасии. ј первый царь из рода –омановых, ћихаил ‘едорович, приходилс€ ей внучатым плем€нником.

 —о скоморохами пл€сать—цена из спектакл€: царь в маске пл€шет со скоморохами. ¬ роли »вана Ц »рек ћухамедов. © –»ј Ќовости, јлександр ћакаров

  ¬ 1975 году одним из главных новшеств постановки  √ригоровича считалс€ сам факт, что балетмейстер заставил танцевать реальную историческую личность – цар€ »вана IV (полулегендарный —партак, живший две тыс€чи лет назад, в счет не шел). ”прежда€ возможные возражени€, критик јлександр ƒемидов, один из главных и самых умных апологетов √ригоровича, раскопал исторический факт: реальный √розный тоже танцевал, попира€ все законы тогдашней морали, в чем и упрекал цар€ его главный оппонент кн€зь  урбский. ¬ своих письмах из Ћитвы политэмигрант  урбский припоминал »вану его бесчинства: «начал со скоморохами в машкарах пл€сать и сущие пирующие с ними».

ћаска и кубок цар€

¬ладимир ¬асильев в роли »вана √розного. © –»ј Ќовости, јлександр ћакаров  ёрий √ригорович пр€мо процитировал в своем балете эту историческую сцену: царь в уродливой маске пл€шет вместе со скоморохами, издева€сь над перепуганными бо€рами-олигархами. ¬ конце своего гротескового танца он заставл€ет одного из бо€р выпить €д из кубка, в котором подали отравленное питье јнастасии. Ётот эпизод в балетных анналах отмечен по крайней мере двум€ происшестви€ми. ќднажды народный артист ———– ¬ладимир ¬асильев вышел на сцену без маски (танцовщик считал, что она не позвол€ет ему полностью про€вить актерские возможности) и получил за это строгий выговор. ¬ другой раз полуторакилограммовый кубок, который царь после отравлени€ бо€рина €ростно отбрасывал через плечо, полетел пр€миком в оркестровую €му. » только благодар€ вратарскому броску одного из опричников, отбившему кубок в кулису, не пробил голову ничего не подозревавшему контрабасисту.

√розный реализм

ѕотер€в разум от гор€, царь прин€лс€ за бо€р. © –»ј Ќовости, јлександр ћакаров¬ балете «»ван √розный» сцены террора и насили€ показаны с непривычной дл€ балета натуралистичностью и дл€ этого режиссер √ригорович про€вил немалую  изобретательность. ÷арь травит бо€р, душит их собственными руками, таскает на аркане. ќсобенно эффектен эпизод с посохом: »ван, сто€ на помосте у задника, кидает в кучку столпившихс€ на авансцене заговорщиков т€желый посох с железным наконечником – в последний момент бо€ре бросаютс€ врассыпную, а посох, пролетев метров тринадцать, вонзаетс€ железным наконечником в планшет сцены. ќднажды один из бо€р поскользнулс€ и, раст€нувшись на полу, лишь беспомощно наблюдал за тем, как двухкилограммовое оружие летит к нему по воздуху.  о всеобщему облегчению, посох пробил оде€ние бо€рина, не задев его самого. «рители же, решившие, что так и задумано, разразились одобрительными аплодисментами.

ѕремьера Ђ»вана √розногої стала событием всесоюзного масштаба. ќбложка Ђќгонькаї, март 1975 года. © јрхив музе€ Ѕольшого театра«а себ€ и за ѕрокофьева

  √ригорович оправдыва€ царский террор, представл€л его законной местью »вана IV. ѕо сюжету, уничтожа€ сепаратистов-бо€р, »ван √розный тем самым объедин€ет страну. »деологи брежневской эпохи поддержали концепцию балета как «становление российской государственности» и одобрили балет при первом же обсуждении. —омнени€ вызвало лишь название – «ќгненный век».   генеральным репетици€м «»ван √розный» обрел свое окончательное им€, а просмотренный материал так впечатлил чиновников, что еще не вышедший на публику балет был назван «эпохальным произведением». Ќа что дирижер ’айкин промолвил: «–одилс€ новый балет ѕрокофьева». ѕомолчал и добавил: «Ќо помощники ѕрокофьева перестарались, перегрузили оркестр».

 ак √ригорович стал новатором

Ќа поклонах. ¬торой слева Ц ћихаил „улаки, один из создателей балета Ђ»ван √розныйї. © јрхив музе€ Ѕольшого театра–еплика старого дирижера была полна тайной €звительности, пон€тной современникам и неочевидной дл€ нас. ƒело в том, что ћихаил „улаки не только компилировал и редактировал ѕрокофьева. ¬ интервью он признавалс€: «я сел и задумалс€: а как бы поступил ѕрокофьев, если бы получил от √ригоровича заказ на этот балет?» ¬ балет вошли большие фрагменты из «–усской увертюры» и «“ретьей симфонии» ѕрокофьева, но многое пришлось сочин€ть самому „улаки. ёрий √ригорович получал музыку по част€м, потому ставил балет фрагментами. ѕосле премьеры эту фрагментарность провозглас€т новаторским принципом постановки.

–азные виды √розных

Ђƒобрыйї »ван √розный Ц ¬ладимир ¬асильев. © –»ј Ќовости, јлександр ћакаров ѕо хореографии эта постановка не былановаторской. Ёлементы русского танца использовались в балете с начала ’IX века, так что все эти прис€дки, «молоточки», по€сные поклоны, «припадани€», стилизованные «ковыр€лочки», которыми прослоен «»ван √розный», фигурировали на академических подмостках с давних пор. ƒействительно новым – и уникальным – был танец самого цар€. ”никальным потому, что отдельные па и целые св€зки движений в кульминационных сценах артисты изобретали вместе с хореографом. ¬ результате у каждого из них оказалс€ свой »вана IV. ”никальны… прыжок первого исполнител€ – ёри€ ¬ладимирова: двойное ассамбле (двойной оборот в воздухе), почти параллельное полу с приземлением на одну ногу в арабеск и последующим выбросом этой ноги вперед, чтобы погасить инерцию вращени€, никто, кроме »река ћухамедова, – не делал, как и двойной содбаск с прогибом в кольцо. ”вер€ют также, что јлександр √оЂ оварныйї »ван √розный Ц »рек ћухамедов и јнастаси€ Ц Ќаталь€ Ѕессмертнова. © –»ј Ќовости, јлександр ћакаровдунов, оставшийс€ в —Ўј во врем€ гастролей Ѕольшого, – делал даже тройное ассамбле.

ѕариж вз€т!

–азумеетс€, такой самоотверженности и риска не требовалось от французских этуалей, когда московска€ постановочна€ группа в 1976 переносила спектакль в ѕарижскую оперу: ѕрыжки премьеру √изериксу в роли »вана ставили с учетом его вЅуклет французской постановки. © јрхив музе€ Ѕольшого театраозможностей. Ќо и их хватило, чтобы экзотический «»ван √розный», которым ѕарижска€ опера открыла сезон, имел огромный успех. «а полученную спектаклем «высокую оценку французской общественности и прессы» ћинистерство культуры наградило постановочную группу премией. —амую большую сумму (500 рублей) получил ёрий √ригорович. ёрию ¬ладимирову и Ќаталье Ѕессмертновой, показывавшим спектакль исполнител€м партий »вана и јнастасии, выдали по 150 рублей. ¬ 1976 году столько стоили фирменные джинсы.

÷арский талант

”спех «»вана √розного» по меньшей мере наполовину зависит от исполнител€ роли цар€. ќна требует исключительных психофизических качеств: помимо незаур€дной физической мощи, огромного прыжка и взрывного темперамента артист ещЄ должен обладать этаким завораживающим гипнотизмом злодейства. “олько ёрию ¬ладимирову удалось соединить патологическую жестокость √розного с оба€нием русской безудержности; приме“анец јнастасии в бинтах Ц это танец души, покидающей тело. © јрхив музе€ Ѕольшого театраты душевной болезни с чистосердечной открытостью эмоций. ¬ладимир ¬асильев - второй »ван в спектакле в марте 1975-го был менее жестоким – такова была его актерска€ природа. —ветловолосый статный красавец јлександр √одунов выгл€дел скорее воинственным викингом, чем русским царем. ѕо иронии судьбы лучшим из всех (кроме неповторимого ¬ладимирова) оказалс€ последний »ван – »рек ћухамедов. ћогучий татарин с м€гким пластичным телом, вулканической энергией и колоссальным прыжком соединил в своем √розном азиатскую жестокость с российской удалью и задушевностью. —обственно, из-за побега ћухамедова в 1990 года в Ћондон «»ван √розный» и прекратил существование: в труппе Ѕольшого не нашлось достойного цар€.

 √лавна€ загадка балетной истории

ѕервый в истории балета танцующий царь. ёрий ¬ладимиров и Ќаталь€ Ѕессмертнова на репетиции. © јрхив музе€ Ѕольшого театра  «»вана √розного» Ѕольшой театр пыталс€ восстановитькогда в труппе по€вилс€ юный »ван ¬асильев, чь€ психофизика идеально соответствовала балетному образу.   тому же театральным педагогом »вана как раз был ёрий ¬ладимиров. Ќесколько сезонов было потрачено на переговоры с наследниками ѕрокофьева (в советские времена разрешени€ не спрашивали). Ќо когда правообладатели согласились на использование музыки и театр готов был приступить к постановке, »ван ¬асильев осенью 2010 ушел из Ѕольшого. —ћ» громко обсуждали сенсацию – ведь »вану в ћоскве были предоставлены все возможности дл€ самореализации. ќднако запланированную постановку отмен€ть было уже поздно. » основна€ интрига предсто€щей премьеры – какой же царь по€витс€ на троне главного балетного театра страны?





Ќепосредственно перед спектаклем по традиции Ѕольшого театра на несколько минут в костюмах и гриме выскочили из-за кулис исполнители сольных партий и балетное руководство театра. » каждое €вление вышло сродни молнии.

Ѕородатый, в черной рубахе, с золотым крестом, мелькнул новый »ван √розный – ѕавел ƒмитриченко. “ак за несколько дней до премьеры раскрылась основна€ интрига нового «»вана √розного» – стал известен исполнитель главной роли.

«¬ы понимаете, € – –омео, € – легкий! ј тут мне предстоит роль полководца, € войска за собой веду.»

¬прочем, сам ѕавел ƒмитриченко удивил своей погруженностью в образ. Ќапример, он за€вил, что на основе изученных материалов сегодн€ можно утверждать, что сложившийс€ в массовом сознании образ »вана IV, √розного, основан на «»стории государства –оссийского», выпущенной  арамзиным. ј у  арамзина предвз€тое отношение к царю, потому что тот широко использовал архив «перебежчика» кн€з€ јндре€  урбского и невольно проникс€ его отношением к √розному. –абота€ над образом, ѕавел, по его словам, «ездил по местам √розного», покупал монеты того периода и посмотрел и прочитал про цар€ все, что только нашел. ¬месте с педагогом-репетитором јлександром ¬етровым они готовили нового √розного, опира€сь на рисунок роли »река ћухамедова, одного из самых жестоких и удалых царей.

–обкой тенью в белом бо€рском сарафане вышла јнастаси€, јнна Ќикулина. » опаса€сь, веро€тно, и сравнений с былыми великими исполнительницами этой роли, и исторических параллелей, обошлась без громких за€влений, сказав, что главное – слушать музыку, она и выведет на верный путь.

 н€зей  урбских оказалось сразу двое. ѕервый, красавец в жемчужно-голубом, с непривычной бородой (насто€щей, не накладной) – јртем ќвчаренко. ѕеретаптыва€сь на месте от нетерпени€, он смело призналс€: «¬ы понимаете, € – –омео, € – легкий! ј тут мне предстоит роль полководца, € войска за собой веду. ќбрести значительность – вот сама€ сложна€ мо€ задача!»

Ќо тут улыбчивый Ѕорис Ѕорисович јкимов, первый исполнитель роли кн€з€  урбского, педагог-репетитор, готовивший нынешних  урбских, подставил к микрофонам и камерам еще одного кн€з€, совсем уж юного, ƒениса –одькина. ѕравда, –одькин оказалс€ без костюма, поскольку танцует во втором составе. «ёрий Ќиколаевич потребовал: ты должен быть кн€зем!» – рассказал он о своей работе над ролью. ƒл€ вчерашнего ¬ишенки из «„иполлино», который всего третий сезон в Ѕольшом, это и огромна€ удача, и аванс, который адски сложно отработать. 



 

http://vtbrussia.ru/culture/gabt/ivan/news/

–убрики:  Ѕалет
ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



nadia_obo   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 11 Ќо€бр€ 2012 г. 22:43 (ссылка)
“амара! “ы кака€ умница! “ак своевременно. —ейчас столько разговоров об "»ване √розном", что, конечно, ты сделала шикарный подарок. ƒл€ мен€, во вс€ком случае, совыершенно определенно. ’отелось бы и в новой постановке посмотреть, но то, что ты выставила с »реком ћухамедовым, просто еще замечательнее. я его видела в "—партаке". ќн потр€сающий! “амара, спасибо тебе огромное. «абираю, естественно.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—пасибо за участие

ѕонедельник, 12 Ќо€бр€ 2012 г. 18:17ссылка
я нашла хороший материал (правда, пришлось его подработать) и вс€ истори€ налицо. “ак вот - »рек был лучшим »ваном, а молоденького »вана хотьь и хвал€т, но ему ещЄ несколько лет нужно, чтобы созреть. ¬от тогда и посмотрим
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 12 Ќо€бр€ 2012 г. 19:04ссылка
ѕосмотрим...
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку