-–убрики

 -÷итатник

–оберт Ённинг Ѕелл (1863-1933). - (0)

’”ƒќ∆Ќ»  –ќЅ≈–“ ЁЌЌ»Ќ√ Ѕ≈ЋЋ / ROBERT ANNING BELL (1863-1933) - ѕќ—Ћ≈ƒЌ»… Ќј—Ћ≈ƒЌ»  ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ќ¬ ...

ј что мне нужно? ћожет, просто быть... - (0)

"...€ бы пришла на эту «емлю снова." ¬ашему вниманию несколько стихотворений, светлых и лир...

ƒжеймс —метэм (1821-1889) - (0)

’”ƒќ∆Ќ»  ƒ∆≈…ћ— —ћ≈“Ёћ / JAMES SMETHAM - ≈ў≈ ќƒ»Ќ ѕќ—Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№ ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ќ¬ ƒжеймс —метэм (18...

Ћетние травы - (0)

¬.ƒ. ѕоленов. Ћопухи. 1870 ћежду коль€ми забора серого —олнце длинные лу...

«емл€ псковска€ - (0)

  ѕожалуй, за пределами российских столиц трудно найти...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 52271


Ќильс Ѕор отец €дерной физики

¬оскресенье, 07 ќкт€бр€ 2012 г. 10:27 + в цитатник

Ќильс Ѕор 

датский физик,

лауреат Ќобелевской премии,


«ќ“≈÷» яƒ≈–Ќќ… ‘»«» ».



  Ќильс Ѕор родилс€ в столице ƒании городе  опенгагене.  ¬ школьные годы был за€длым футболистом, увлекалс€ катанием на лыжах и парусным спортом.
Ѕор училс€ на физическом факультете  опенгагенского университета, где его признавали необычайно способным исследователем.
Ѕор работал над изучением строени€ атома.
ќн сформулировал основные законы современной €дерной физики. Ќазываютс€ эти законы – постулаты Ѕора. — «постулатов Ѕора» и сегодн€ начинаютс€ все учебники по €дерной физике.


¬ 1920 году Ѕор основал »нститут теоретической физики в  опенгагене и руководил этим институтом до конца своей жизни.       

Ѕор был награжден  Ќобелевской премией по физике «за заслуги в исследовании строени€ атомов и испускаемого ими излучени€».

¬ начале 1939 года Ѕор определил, что один из обычных изотопов урана, уран-235, €вл€етс€ расщепл€емым материалом, что оказало существенное вли€ние на разработку атомной бомбы. 

’от€ Ќильс Ѕор сначала считал создание атомной бомбы технически неосуществимым, работа по созданию такой бомбы уже начиналась в —оединенных Ўтатах, и американским учЄным потребовалась его помощь.

 ¬ —Ўј Ѕор сделал р€д технических разработок при создании первой атомной бомбы и считалс€ старейшиной среди многих работавших над  этим проектом ученых. ќднако, в конце войны Ќильса Ѕора очень волновали последстви€ применени€ атомной бомбы в будущем. ќн встречалс€ с президентом —Ўј –узвельтом и премьер-министром ¬еликобритании „ерчиллем, пыта€сь убедить их быть открытыми и откровенными с —оветским —оюзом в отношении нового оружи€, а также настаивал на установлении системы контрол€ над вооружени€ми в послевоенный период. 
  Ќильс Ѕор помогал основать ÷≈–Ќ (≈вропейский центр €дерных исследований) и играл активную роль в его научной программе. ќн также прин€л участие в основании Ќордического института теоретической атомной физики (Ќордита) в  опенгагене – объединенного научного центра —кандинавских государств.

¬сю свою жизнь Ќильс Ѕор выступал в прессе за мирное использование €дерной энергии и предупреждал об опасности €дерного оружи€.

„еловек высокого роста, с большим чувством юмора, Ѕор был известен своим дружелюбием и гостеприимством.

 

                     ћосква.  ѕарк ћузеон.  Ќаши дни.

 —ид€т на лавочке два великих физика - јльберт Ёйнштейн и Ќильс Ѕор.

Ёйнштейн сказал однажды: «„то удивительно привлекает в Ѕоре как ученом-мыслителе, так это редкий сплав смелости и осторожности; мало кто обладал такой способностью интуитивно схватывать суть скрытых вещей. ќн, без сомнени€, €вл€етс€ одним из величайших научных умов нашего века».



Ѕор был членом более двух дес€тков ведущих научных обществ и €вл€лс€ президентом ƒатской королевской академии наук. ≈го глубоко уважали учЄные всего мира.


 роме Ќобелевской премии, Ќильс Ѕор получил высшие награды многих ведущих мировых научных обществ, включа€ медаль ћакса ѕланка √ерманского физического общества и медаль Ћондонского королевского общества. 



Ѕор обладал почетными учеными степен€ми ведущих университетов, включа€  ембридж, ћанчестер, ќксфорд, Ёдинбург, —орбонну, ѕринстон, ћакгил, √арвард и –окфеллеровский центр.

—уть атомной модели Ќильса Ѕора легко  пон€ть из этого шуточного стихотворени€. ƒоказано, что все учител€ физики став€т за его прочтение наизусть твЄрдую «п€тЄрку» в журнал!  

          ј“ќћ,  ќ“ќ–џ… ѕќ—“–ќ»Ћ Ѕќ–.

          ¬от атом, который построил Ѕор.
          Ёто - протон,
           оторый в центр помещен
                                              јтома, который построил Ѕор. 

 

ј вот электрон,
 оторый стремглав облетает протон, 
 оторый в центр помещен 
јтома, который построил Ѕор. 

¬от мю-мезон,
 оторый  распалс€  на  электрон,  
 оторый  стремглав  облетает  протон,
 оторый в центр помещен 
јтома, который построил Ѕор. 

ј вот пи-мезон,
 оторый,  распавшись,  дал  мю-мезон,  
 оторый  распалс€  на  электрон,
 оторый стремглав облетает протон, 
 оторый в центр помещен 
јтома, который  построил  Ѕор.  

 

 

¬от  быстрый протон,  
 оторый  в  ударе  родил пи-мезон, 
 оторый,  распавшись, дал  мю-мезон, 
 оторый распалс€ на электрон,
 оторый стремглав облетает протон, 
 оторый в центр помещен 
јтома, который построил Ѕор. 

ј вот беватрон,
¬  котором  ускорилс€  тот  протон,  
 оторый  в ударе  родил  пи-мезон,
 оторый, распавшись,  дал  мю-мезон, 
 оторый распалс€  на  электрон, 
 оторый стремглав облетает протон,
 оторый в центр помещен 
јтома, который построил Ѕор. 

ј вот дополнительность.
Ёто закон,
 оторый Ѕором провозглашен. 
«акон всех народов, 
«акон всех времен,
”спешно описывающий с двух сторон 
Ќе только - протон 
» электрон,
     Ќо также нейтрон,*
     ‘отон,
     ѕозитрон,
     ‘онон,
     ћагнон,
     Ёкситон,
     ѕол€рон,
     Ѕетатрон,"
     —инхротрон,
     ‘азотрон,
     ÷иклотрон,
     ÷иклон,
                                                                              ÷ейлон,
                                                                                Ќейлон,
                                                                                  ѕерлон,
                                                                                     ќдеколон,
                                                                                      ƒекамерон.

», несомненно, каждый нейрон 
ћозга, которым изобретен 
“от замечательный
беватрон,  ¬ котором ускорилс€  тот протон, 
 оторый в ударе родил  пи-мезон,
 оторый, распавшись,  дал  мю-мезон, 
 оторый  распалс€ на электрон,  
 оторый стремглав облетает протон, 
 оторый в центр помещен 
јтома, который также построил Ќильс Ѕор!

 ак вывести преподавател€ из себ€, прославитьс€ в веках и получить "5"?!

 

,

  —эр Ёрнест –утерфорд, президент  оролевской јкадемии и лауреат Ќобелевской премии по физике, рассказывал следующую историю, служащую великолепным примером того, что не всегда просто дать единственно правильный ответ на вопрос.
ќднажды на экзамене по физике преподаватель задал вопрос: «ќбъ€сните, каким образом можно измерить высоту здани€ с помощью барометра».
ќтвет студента был таким: «Ќужно подн€тьс€ с барометром на крышу здани€, спустить барометр вниз на длинной веревке, а затем вт€нуть его обратно и измерить длину веревки, котора€ и покажет точную высоту здани€».
ѕосле чего этот студент был выгнан из аудитории, но после подал на апелл€цию, основыва€сь на том, что ответ был абсолютно правильным. ƒл€ решени€ возникшей проблемы был вызван независимый арбитр.
—лучай был и впр€мь сложный, так как ответ был абсолютно полным и верным! — другой стороны, экзамен был по физике, а ответ имел мало общего с применением знаний в этой области.
я предложил студенту попытатьс€ ответить еще раз. ƒав ему шесть минут на подготовку, € предупредил его, что ответ должен демонстрировать знание физических законов. ѕо истечении п€ти минут он так и не написал ничего в экзаменационном листе. я спросил его, сдаетс€ ли он, но он за€вил, что у него есть несколько решений проблемы, и он просто выбирает лучшее. «аинтересовавшись, € попросил молодого человека приступить к ответу, не дожида€сь истечени€ отведенного срока.
Ќовый ответ на вопрос гласил: «ѕоднимитесь с барометром на крышу и бросьте его вниз, замер€€ врем€ падени€. «атем, использу€ формулу, вычислите высоту здани€».
“ут € спросил моего коллегу, преподавател€, доволен ли он этим ответом. “от, наконец, сдалс€, признав ответ удовлетворительным. ќднако студент упоминал, что знает несколько ответов, и € попросил его открыть их нам.
– ≈сть несколько способов измерить высоту здани€ с помощью барометра, – начал студент. – Ќапример, можно выйти на улицу в солнечный день и измерить высоту барометра и его тени, а также измерить длину тени здани€. «атем, решив несложную пропорцию, определить высоту самого здани€.

– Ќеплохо, – сказал €. – ≈сть и другие способы?
– ƒа. ≈сть очень простой способ, который, уверен, вам понравитс€. ¬ы берете барометр в руки и поднимаетесь по лестнице, прикладыва€ барометр к стене и дела€ отметки. —осчитав количество этих отметок и умножив его на размер барометра, вы получите высоту здани€. ¬полне очевидный метод.

– ≈сли вы хотите более сложный способ, – продолжал он, – то прив€жите к барометру шнурок и, раскачива€ его, как ма€тник, определите величину гравитации у основани€ здани€ и на его крыше. »з разницы между этими величинами, в принципе, можно вычислить высоту здани€. ¬ этом же случае, прив€зав к барометру шнурок, вы можете подн€тьс€ с вашим ма€тником на крышу и, раскачива€ его, вычислить высоту здани€ по периоду прецессии.Ќаконец, – заключил он, – среди множества прочих способов решени€ проблемы лучшим, пожалуй, €вл€етс€ такой: возьмите барометр с собой, найдите управл€ющего зданием и скажите ему: «√осподин управл€ющий, у мен€ есть замечательный барометр. ќн ваш, если вы скажете мне высоту этого здани€».

“ут € спросил студента – неужели он действительно не знал общеприн€того решени€ этой задачи. ќн призналс€, что знал, но сказал при этом, что сыт по горло школой и колледжем, где учител€ нав€зывают ученикам свой способ мышлени€.

—тудентом этим был Ќильс Ѕор, впоследствии – великий датский физик, лауреат Ќобелевской премии.

—амый известный анекдот про Ќильса Ѕора.

–ассказывают, что Ѕор часто приглашал своих учеников и коллег в гости к себе на дачу, расположенную на одном из многочисленных прибрежных датских островков. ќднажды молодой физик заметил над входной дверью дачного домика прибитую гвоздем лошадиную подкову.
— Ќо вы же, профессор Ѕор, — возмутилс€ он, — не верите во всю эту чушь, будто бы подкова приносит удачу?!
— я, конечно, не верю, — улыбнулс€ в ответ Ѕор. —  Ќо говор€т, что подкова приносит удачу даже тем, кто в неЄ не верит!

zateevo.ru/?section=page&action=edit&alias=nils

—олнце светит и греет за счет реакции сли€ни€ протонов в €дро дейтери€ с испусканием позитрона и нейтрино. ¬ ходе каждого акта реакции выдел€етс€ 2,2 ћэ¬ энергии в виде излучени€. ƒолгое врем€ считалось, что атомное €дро распадаетс€ на две части: дочернее €дро и электрон. ¬ этом случае в каждом акте распада электрон должен уносить вполне определенную энергию, пропорциональную его массе

 

Ќильс Ѕор был уже готов признать за элементарными частицами "право" нарушать законы сохранени€. —паса€ законы сохранени€, ¬ольфганг ѕаули предположил, что недостающую энергию уносит частица, которую нельз€ обнаружить в принципе, хот€ и считал, что этим самым "сделал что-то ужасное".

 



 

бор (700x525, 55Kb)

–убрики:  Ќаука
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку