-–убрики

 -÷итатник

Ѕогданов-Ѕельский Ќиколай ѕетрович. - (0)

’удожник Ѕогданов-Ѕельский Ќиколай ѕетрович. „асть- 7. Ќиколай ѕетрович Ѕогданов-Ѕель...

ян —тен - (0)

ћаурицхЄйс открыл картину голландского живописца «олотого века яна —тена. ќсме€ние —амсо...

«арубин ¬иктор »ванович (1866-1928 - (0)

ѕейзаж с рыбаками. 1906  ’олст, масло. 102 x 142 см     √осудар...

 расавица эустома - лизиантус - ирландска€ роза - техасский колокольчик - (2)

 расавица эустома Ёустома (лат. Eustoma), также называема€ лизиантус (лат. Lisianthus Ц горьк...

–усска€ музыка "ƒо √линки" - (0)

»з истории музыкальной культуры –оссии.: какой она была? ѕетровска€ Ёпоха положила начало раз...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50603

"—ильфида" в Ѕольшом театре

ѕонедельник, 01 ќкт€бр€ 2012 г. 20:32 + в цитатник

силь (700x153, 83Kb)

  



  ¬ истории музыкального театра балет «—ильфида» занимает особое место. ѕремьера балета, состо€вша€с€ 12 марта 1832 года на сцене √ранд ќпера в ѕариже, ознаменовала начало блистательной эпохи балетного искусства — эпохи романтизма. —оздатели «—ильфиды» — либреттист ј. Ќурри, композитор ∆. Ўнейцгоффер, балетмейстер ‘.“альони, художник ѕ. —исери. »х детище, подвод€ итог искани€м хореографов и танцовщиков предшествующей эпохи, открыло перед балетным искусством новые горизонты. «—ильфида» поразила современников художественным совершенством, значительностью поэтического содержани€, созвучного их умонастроению. ¬едуща€ тема романтизма — разлад мечты и действительности — получила на балетной сцене впечатл€ющую нагл€дность.         

—южет балета наве€н шотландскими легендами. ≈го непосредственный источник — фантастическа€ повесть Ў. Ќордье «“рильби», существенно переработанна€ сценаристом. Ќа первый взгл€д, это обычна€ балетна€ сказка — кресть€нин ƒжеймс, оставив дом и невесту ради прелестной девы воздуха —ильфиды, невольно губит свою избранницу. Ќо за сюжетными перипети€ми встает столь дорога€ романтикам прошлого века мысль о несовместимости поэзии и прозы жизни, о непреодолимом противоречии между духовным идеалом и чувственно-земным бытием.

Ќе одна лишь новизна содержани€ сделала «—ильфиду» манифестом балетного романтизма. Ќовой была художественна€ форма спектакл€, где танец, потеснив в правах пантомиму, стал основным выразительным средством, наполнилс€ глубоким лирическим подтекстом. —уть сюжетной коллизии обрела смысловую многозначность благодар€ хореографии, ее образным контрастам.

—ильфида -  арсавина, 1910

“анцевальные характеристики персонажей реального мира — шотландских кресть€н, одетых в €ркие национальные костюмы — строились на фольклорно-этнографической основе. “анец персонажей фантастического царства — —ильфиды и ее небесных подруг — был начисто лишен бытовых примет. Ётот танец, получивший впоследствии наименование «классический», «передавал самые сложные движени€ души — души, сделавшейс€ зримой, прин€вшей материальную оболочку», — пишет историк балета ¬. ћ.  расовска€. ќна отмечала, что этот танец «€вл€лс€ как бы наречием существ фантастического мира, условно поэтическим €зыком, каким —ильфида и ей подобные персонажи выражали свои думы и переживани€, от светлой радости до горькой печали. » он становилс€ особенно выразительным в кульминационных точках драматического действи€: выража€ действие, сам этим действием €вл€лс€».

¬оздушность и строгую красоту «сильфидного» танца подчеркивал условный балетный костюм: лиф, открывающий плечи и руки, длинный тюник из белого газа, чуть подсвеченного голубым, прозрачные крылышки за спиной. —ильфида — вольна€ мечта, поэтическа€ фантази€, материализовавша€с€ в образе крылатой девы, принесла мировую славу балерине ћарии “альони. —овременники восприн€ли ее искусство как откровение. ¬ си€нии ее славы померкло им€ создател€ балета — отца ћарии, балетмейстера и педагога ‘илиппо “альони, умело огранившего талант великой дочери. —реди балетов, сочиненных им дл€ ћарии, «—ильфида» осталась непревзойденным шедевром.

 ¬ «—ильфиде» балерина впервые подн€лась на пальцы не дл€ эффекта, но ради образных задач. √ероин€ “альони действительно казалась существом сверхъестественным, не женщиной, а духом, попирающим законы прит€жени€, когда танцовщица «скользила» по сцене, почти не прикаса€сь к полу, и замирала на миг в летучем арабеске, будто поддерживаема€ чудесной силой на острие выгнутой стопы

  »зощренной техники “альони зрители словно не замечали, так бесшумны и легки были ее полеты, так безыскусна ее чарующа€ граци€. «ќна танцует, как соловей поет, как бабочка летает: это €зык ее, это ее жизнь, ее счастье», — отмечал очевидец. ѕо словам современников, “альони счастливо соедин€ла артистизм с совершенной техникой танца и потому могла полностью отдаватьс€ роли. ќбщее мнение выразил поэт и критик “еофиль √отье (будущий сценарист «∆изели»), назвав “альони «одним из величайших поэтов своего времени».

–усска€ публика познакомилась с «—ильфидой» в 1835 году. Ѕалет шел в редакции балетмейстера ј. “итюса с Ћ.  руазет в заглавной партии. ѕремьера осталась незамеченной. ј через два года в –оссию приехали ћари€ и ‘илиппо “альони. ƒл€ петербургского дебюта они выбрали «—ильфиду» (6 сент€бр€ 1837 года). “еперь балет имел оглушительный успех. ќ нем заговорили как о сенсации. ћарию “альони награждали самыми громкими эпитетами.
«»деал танца», «калейдоскоп нежности, легкости, грации», «в каждом жесте, в каждом колебании стана кроетс€ роскошна€ поэма», «она живет в воздухе, это ее родна€ стихи€», — в таких и подобных им выражени€х высказывались русские критики. “альони восхищались √оголь и √ерцен, Ѕелинский и ќгарев. ќна приводила зрителей в исступление. “еатр, заполненный сверху до низу, сотр€салс€ от рукоплесканий, гудел от восторженных криков.

“альони казалась подлинным чудом. Ќо тем весомее был успех первой русской —ильфиды — ≈катерины —анковской, дебютировавшей на московской сцене в один день с “альони — 6 сент€бр€ 1837 года (балет шел в редакции ‘. √юллень-—ор). ƒвадцатилетн€€ танцовщица увидела —ильфиду по-своему, наделив ее человеческими качествами. √ероин€ “альони «погибала от соприкосновени€ с чуждым и враждебным миром людей. —ильфида-—анковска€, напротив, сама стремилась в этот мир, даже если он и обрекал ее на гибель… ќна томилась в своем воздушном уединении, ее невольно влекли к себе земные люди, жива€ жизнь». (¬.  расовска€). 

  

  ѕосле отъезда “альони роль —ильфиды на петербургской сцене с успехом исполн€ли “ать€на —мирнова, Ќадежда Ѕогданова. Ќо во второй половине XIX века балет все реже по€вл€лс€ в репертуаре. ≈го последнее возобновление предприн€л в 1892 году ѕетипа дл€ балерины ¬арвары Ќикитиной. ќдарив балетный театр новыми иде€ми, первенец романтической хореографии постепенно ушел со сцены. ѕосле ќкт€брьской революции старинный балет мелькнул на афише петроградского (ћариинского) театра. ≈го возобновил дл€ выпускного спектакл€ хореографического училища ¬. ». ѕономарев (1922 г.). —пуст€ три год зрители Ѕольшого театра в ћоскве увидели второй акт в постановке ¬. ƒ. “ихомирова с ≈. ¬. √ельцер в главной партии. — тех пор «—ильфида» надолго исчезла из репертуара, зан€в почетное место в трудах историков балета. 

  ѕодобна€ участь постигла «—ильфиду» и за рубежом. ¬ыдержав 151 представление на родине — во ‘ранции, облетев лучшие сцены ≈вропы, она покинула театральные подмостки. Ќо замечательное творение “альони не погибло. ≈ще в 1836 году оно украсило репертуар ƒатского королевского балета. ѕостановку на музыку ’. Ћевенсхольда осуществил корифей датской хореографии јвгуст Ѕурнонвиль (1805-1879). ќн в точности воспроизвел драматургическую канву оригинала, сохранил стилистику танца. —береженна€ несколькими поколени€ми датских артистов, эта «—ильфида» дожила до наших дней.



 ¬ послевоенные годы «—ильфида» вернулась на родину. ¬ 1946 году ее показала парижанам труппа «Ѕалет ≈лисейских полей» (постановщик ¬. √зовский, исполнители — Ќ. ¬ырубова и –. ѕети), в 1953 году — труппа «√ран балле дю марки де  уэвас» (постановка ’. Ћандера). ј спуст€ еще дес€тилетие началось победное шествие балета по странам мира.

—ильфида - ‘ранческа —еррито

¬ернулась «—ильфида» в –оссию в 1975 году. Ќа сцене Ћенинградского ћалого театра оперы и балета постановку ј. Ѕурнонвил€ (’. Ћевенсхольда) осуществила датский балетмейстер Ёльза-ћарианн фон –озен — тонкий знаток и ценитель хореографии Ѕурнонвил€.

Ўедевр романтической поры не утратил прежнего очаровани€. ≈го поэзи€ плен€ет наших современников, как некогда плен€ла современников ћари€ “альони, а первозданна€ красота хореографии дарит высокое эстетическое наслаждение и исполнител€м, и зрител€м.

Ќикита ƒолгушин, народный артист ———–, профессор


‘ильм-балет "—ильфида" 2004. –ежиссер: ѕьер Ћакотт
јвтор балета - ∆ан ћадлен Ўнейцхоффер (Ўнейцгоффер). Ћибретто ј. Ќурри. Ѕалетмейстер ‘. “альони.
¬ рол€х: Aurelie Dupont - La Sylphide. Mathieu Ganio - James. Melanie Hurel - Effie. Jean-Marie Didiere.
 

 омпзитор ∆ан ћадлен Ўнейцхоффер (Jean Madeleine Schneitzhoeffer,  1785 - 1852) работал в ѕарижской опере (вначале литаврщик в оркестре, позже хормейстер), с 1833года — профессор хорового класса ѕарижской консерватории. Ќаписал 6 балетов (все были поставлены в ѕарижской опере): «ѕрозерпина», «ƒеревенский соблазнитель, или  лер и ћекталь» (балет-пантомима; оба — 1818), ««емира и јзор» (1824), «ћарс и ¬енера, или —ети ¬улкана» (1826), «—ильфида» (1832), «Ѕур€, или ќстров духов» (1834). —овместно с ‘. —ором написал балет «—ицилиец, или Ћюбовь-живописец» (1827). “ворческа€ де€тельность Ўнейцхоффера приходитс€ на врем€ формировани€ и расцвета французского романтического балета, он был одним из пр€мых предшественников јдана и ƒелиба. ќсобой известностью пользуетс€ «—ильфида», сценическое долголетие которой объ€сн€етс€ не только высоким качеством хореографии “альони, но и достоинствами партитуры: музыка балета из€щна и мелодична, тонко разработана ритмически, гибко следует за действием, воплоща€ разнообразные эмоциональные состо€ни€ героев.

ћаргарита ѕеркун-Ѕебезичи (———–), перва€ преми€, старша€ группа. ¬ариации из балета ∆. Ўнейцгоффера "—ильфида".



ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



nadia_obo   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 01 ќкт€бр€ 2012 г. 21:17 (ссылка)
“омочка! “ы такие чудеса творишь!!! —пасибо тебе большущее. ѕолное исследование темы.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Amalia_2012   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 01 ќкт€бр€ 2012 г. 21:21 (ссылка)
ѕотр€сающее сообщение! ÷итировать уже можно?)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 02 ќкт€бр€ 2012 г. 07:56ссылка
»сследование, положим, профессора ƒолгушина, ну и € постаралась, конечно. —пасибо, Ќадежда, за при€тный отзыв
ѕерейти к дневнику

¬торник, 02 ќкт€бр€ 2012 г. 07:58ссылка
—пасибо, јмали€. ћне лестно получить такой комментарий от балетоманки
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку