-–убрики

 -÷итатник

–оберт Ённинг Ѕелл (1863-1933). - (0)

’”ƒќ∆Ќ»  –ќЅ≈–“ ЁЌЌ»Ќ√ Ѕ≈ЋЋ / ROBERT ANNING BELL (1863-1933) - ѕќ—Ћ≈ƒЌ»… Ќј—Ћ≈ƒЌ»  ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ќ¬ ...

ј что мне нужно? ћожет, просто быть... - (0)

"...€ бы пришла на эту «емлю снова." ¬ашему вниманию несколько стихотворений, светлых и лир...

ƒжеймс —метэм (1821-1889) - (0)

’”ƒќ∆Ќ»  ƒ∆≈…ћ— —ћ≈“Ёћ / JAMES SMETHAM - ≈ў≈ ќƒ»Ќ ѕќ—Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№ ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ќ¬ ƒжеймс —метэм (18...

Ћетние травы - (0)

¬.ƒ. ѕоленов. Ћопухи. 1870 ћежду коль€ми забора серого —олнце длинные лу...

«емл€ псковска€ - (0)

  ѕожалуй, за пределами российских столиц трудно найти...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 52271


ћозг - структура странна€...

ѕ€тница, 21 —ент€бр€ 2012 г. 13:57 + в цитатник

522_large

—овременный человек в своем развитии недалеко ушел от обезь€­ны, жизнь его определ€ют те же законы, что и дес€тки миллионов лет назад, и будущее не сулит человечеству ничего хорошего. Ёволюционист, палеоневролог, доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией развити€ нервной системы ­»нститута морфологии человека –јћЌ —ергей ¬€чеславович —авельев рассказывает об эволюции и деградации мозга…

 ак и дл€ чего развивалс€ ­человеческий мозг?

ћозг эволюционировал не дл€ того, чтобы мы стали хорошо думать, создавать бессмертные произведени€, решать математические проблемы или посылать людей в космос. ќн развивалс€, чтобы быстро и эффективно решать биологические задачи. ” нас плохие ногти, медленные ноги, нет крыльев, отвратительна€ анатоми€ — мы ходим на двух ногах, как динозавры. » наше единственное преимущество перед другими биологическими видами — размер мозга.

ћозг формировалс€ под действием биологических законов очень долгое врем€. Ќаши далекие предки, как все приматы, жили 50 млн лет на деревь€х. ѕотом, 15 млн лет назад, они с этих деревьев спустились. ѕо официальной версии они без вс€кой на то причины бросили прекрасные леса, полные еды, и отправились есть корешки в чистые пол€ — туда, где их запросто могли растерзать хищники.  онечно, это глупость.      

cdd37c8e3c78

ќбезь€н из джунглей не так-то просто выгнать — их можно заманить только едой. «начит, они вышли на берега озер, которых тогда в јфрике было очень много, за рыбой, икрой и €йцами гнездившихс€ там птиц. ѕереизбыток пищи, богатой белком, отсутствие конкуренции за нее — вот основа счасть€ наших предков. Ётот райский период продолжалс€ около 10 млн лет.

„ем же занимались приматы, когда решили проблему еды? ¬опросами размножени€ и доминант­ности. Ќачалась жестока€ полова€ конкуренци€, и наши предки стали вы€сн€ть между собой отношени€. »збыток пищи рождает социальные проблемы — этот биологический закон действует и поныне. ѕока все ход€т на работу и ­зарабатывают деньги, в семье все хорошо.  ак только на работу ходит один, остальные начинают вы€сн€ть отношени€ между собой.

¬озникша€ в то врем€ речь была инструментом половой конкуренции?

–ечь и коммуникаци€ возникли как основа дл€ совместных действий при охоте в воде. Ќо очень быстро их начали использовать по-другому — дл€ обмана. ¬ любом мире продемонст­ри­ровать способность к действию гораздо проще и выгоднее, чем что-то сделать.

¬от представьте себе: приходит самец к самке и рассказывает, что он поймал огромную рыбу, но вдруг по€вились злые звери, ­отн€ли ее и съели. ” вас уже рождаетс€ образ — а событий-то никаких не было. ќн все это придумал, чтобы достичь результата: покорить самку и изготовить себе потомка.

–ечь стала эволюционировать потому, что она не подразумевает никакой де€­тельности. ќна энергетически более выгодна. ¬рать выгодно везде, и этим занимаютс€ все. –ечь ­помогала ­в конкурентной борьбе за пищу, за самку, за доминантное положение в стае. ќднако речь не такое приобретение, которое перестраивает или увеличивает мозг. ” микроцефалов, например, мозг меньше, чем у шимпанзе, но при этом они неплохо говор€т.

 огда же мозг начал расти?

ƒес€ть миллионов лет назад в момент перехода от обезь€ны к человеку возникла система социолизиации и начал действовать социальный отбор. ѕоскольку группа приматов могла решать свои задачи только в стабильной ситуации, когда никто между собой не грызетс€, самых агрессивных и самых умных стали либо уничтожать, либо изгон€ть из стаи. ¬ результате этой скрытой формы селекции шла эволюци€.

— одной стороны, это был консервирующий, или стабилизирующий, отбор: благодар€ отказу от биологической индивидуальности создавалась группа с определенными усредненными свойствами. — другой, изгон€емые особи мигрировали, приспосабливались к новой среде, плодились и снова изгон€ли асоциальных и самых умных.

“ак по€вл€лс€ новый миграционный путь. » если мы проследим историю движени€ человечества, то вы€сним, что на каждом новом месте мозг немного увеличивалс€ и за несколько миллионов лет достиг максимального размера — 1650 г, что почти на 300 г больше, чем у современного человека.

 ак социальный отбор внутри группы повли€л на формирование мозга?

ћиллион с небольшим лет назад социальна€ структура общества благодар€ жесточайшему внутреннему отбору развила лобную область мозга. ” человека эта область огромна€: у остальных млекопитающих она гораздо меньше относительно всего мозга. —формировалась лобна€ область не дл€ того, чтобы думать, а чтобы заставить человека индивидуального делитьс€ пищей с соседом.

Ќи одно животное не способно делитьс€ пищей, потому что еда — источник энергии. ј людей, которые не делились пищей, в социальной группе просто уничтожали.  стати, мы все знаем пример работы лобной области — это анорекси€.

„еловека, который, чтобы похудеть, перестает есть, заставить потом невозможно — и в конце концов он умирает. Ќо, оказываетс€, его можно вылечить: если подрезать ему лобные области, он начнет есть. Ётот метод практиковали до 1960-х годов, пока не запретили психохирургию.

 огда и почему человеческий мозг начал уменьшатьс€?

ћозг рос, пока было куда мигрировать и пока люд€м приходилось решать только биологические задачи.  огда человечество столкнулось с социальными проблемами, мозг стал тер€ть в весе. Ётот процесс началс€ примерно 100 тыс. лет назад.

7287

ѕриблизительно 30 тыс. лет назад это привело к уничтожению неандертальцев. ќни были умнее, сильнее, чем наши предки кроманьонцы; они творчески решали все проблемы, придумывали оруди€, средства добывани€ огн€ и т.д. Ќо из-за того что они жили небольшими попул€ци€ми, у них социальный отбор был меньше выражен. ј кроманьонцы пользовались преимуществами больших попул€ций.

¬ результате длительного негативного социального отбора их группы были хорошо интегрированы. Ѕлагодар€ попул€ционному единству кроманьонцы уничтожили неандертальцев. ѕротив массы ­посредственностей даже самые сильные гении ничего не могут сделать. ¬ конце концов мы остались на этой планете одни.

 ак показывает эта истори€, дл€ социализации большой мозг не нужен. ѕрекрасно социализированна€ тупа€ особь интегрируетс€ в любое сообщество гораздо лучше, чем индивидуалист. ¬ ходе эволюции личными талантами и особенност€ми жертвовали ради биологических преимуществ: еды, размножени€, доминант­ности. ¬от какую цену заплатило человечество!

“о есть вес мозга говорит о способност€х человека?

ƒа, о его потенциальных возможност€х. ¬ 75% случаев у человека, обладающего большим мозгом, в четыре раза больше шансов стать гением или обладать талантом, чем у человека с маленьким мозгом. Ёто факт, статистика.

ѕочему умственный труд даетс€ нам с трудом?

ћозг — странна€ структура. — одной стороны, он позвол€ет нам думать, с другой — не позвол€ет. ¬едь как он работает? ¬ расслабленном состо€нии, когда вы отдыхаете, скажем, смотрите телевизор, мозг потребл€ет 9% всей энергии организма. ј если вы начинаете думать, то расход повышаетс€ до 25%. ј ведь у нас за плечами 65 миллионов лет борьбы за еду, за энергию. ћозг привык к этому и не верит, что завтра ему будет, чем питатьс€. ѕоэтому он категорически не хочет думать. (ѕо этой же причине, кстати, люди склонны переедать.) ¬ ходе эволюции даже возникли специальные защитные ­механизмы: когда вы начинаете интенсивно работать, размышл€ть, у вас тут же вырабатываютс€ специальные соединени€, вызывающие раздражение: вам хочетс€ есть, в туалет, у вас возникает миллион дел — все, что угодно, только бы не думать.

ј если вы ложитесь на диван со вкусной едой, организм приходит в восторг. “ут же начинает вырабатыватьс€ сератонин — он всего на ­положение одной молекулы отличаетс€ от Ћ—ƒ. »ли дофамин, или эндорфины — гормоны ­счасть€.

»нтеллектуальные затраты так не поддерживаютс€, и организм им сопротивл€етс€. ћозг большой не дл€ того, чтобы работать все врем€, а чтобы решить проблему энергии. ” вас возникла биологическа€ задача, вы включились и напр€женно поработали. ј как только решили задачу — тут же выключились и на диван. ¬ыгоднее иметь огромный мощный компьютер, запустить его на три минуты, решить задачу и тут же отключить.

ћозг всегда работает целиком?

Ќет, он к этому не приспособлен.  огда вы смотрите кино, работают затылочные области, когда слушае­те музыку — височные. » даже мен€етс€ кровоснабжение — то к слуховой области, то к ­зрительной, то к моторной. ѕоэтому, если вы хотите сохранить мозг в целости, нельз€ заниматьс€, например, одной физкультурой.

≈сли вы не будете при этом давать себе интеллектуальные нагрузки, причем разнообразные, то кровоснабжение будет проходить преимущественно в моторных област€х, а не в интеллектуальных, то есть ассоциативных, и там раньше начнетс€ склероз. —тарушка будет подвижна€, стройна€, но в полном маразме.

»з-за этой особенности мозга нам сложно делать несколько дел одновременно?

ƒа, конечно, много дел требуют повышенной концентрации, и энергетические затраты резко возрастают. ѕриток крови идет сразу к нескольким област€м, сопротивление мозга нарастает: чем больше вы включаете нейронов, тем больше мозг не хочет работать.

 ак заставить ленивый мозг работать?

—делать это очень сложно.  онечно, мозгу можно сулить какие-то отсроченные результаты, но биологические организмы требуют только немедленных результатов: до завтра ведь можно и не дожить. “ак что этот способ подходит единицам. ј вот обмануть мозг можно. ƒл€ этого существует два приема.

ѕервый — с помощью обманных обещаний, второй — с помощью так называемой смещенной активности. ѕриведу пример. —обака сидит около стола, вы — за столом, на столе — бутерброд. —обака хочет стащить бутерброд и понимает, что ее накажут. » вот она сидит-сидит между двух огней и вдруг ­начинает остервенело чесать за ухом. ќна не может ни остатьс€ безучастной, ни среагировать — и выбирает третий путь.

Ёто и есть смещенна€ активность — зан€тие делом, ­напр€мую не ­относ€щимс€ к тому, что вам действительно нужно. Ёто то, что загнано в щель между биологической («хочу») и социальной («надо») мотивацией. ѕисатели, скажем, начинают писать совсем не то, что должны, фотографы — снимать что-то не относ€щеес€ к заказу — и результаты часто бывают гениальными.  то-то называет это озарением, кто-то вдохновением. ƒостичь этого состо€ни€ очень сложно.

ћожно ли сказать, что спо­собности человека заложены в его мозге?

ƒа, и их нельз€ ни расширить, ни увеличить — только реализовать. Ќапример, у художника огромные затылочные пол€ — раз в п€ть-шесть больше (по весу, размеру, числу нейронов), чем у обычного человека. Ётим определ€ютс€ его способности. ” него больше ресурс по ­обработке, он будет видеть больше цветов и деталей, поэтому вы никогда не сможете с ним договоритьс€ о том, что касаетс€ изобразительной оценки. Ћюд€м с разными способност€ми трудно пон€ть друг друга. » чем сильнее выражены их способности, тем хуже.

 ак вы€вить способности человека?

ѕсихологи€ этого, к сожалению, не может. ј технические средства пока не очень развиты. ќднако, € уверен, через п€ть-дес€ть лет технологии усовершенствуют, по€в€тс€ высокоразрешающие томографы (сейчас их разрешение — 25 микрон, а нужно 4—5 микрон), и тогда с помощью специального алгоритма можно будет сортировать людей по способност€м и отбирать гениев в разных област€х.

«вучит устрашающе.   чему это приведет?

  тому, что мир изменитс€ навсегда. —амое при€тное — благодар€ такой сортировке люди смогут заниматьс€ тем, к чему они дейст­вительно склонны. » это принесет ­многим счастье. Ќе надо будет никого травить газом Ёр-Ёйч, как в фильме «ћертвый сезон», чтобы все были ­тупыми и счастливыми.

≈ще одно последствие — индивидуальные различи€ перекроют этнические, и расовые проблемы исчезнут. «ато по€в€тс€ новые — такие, с которыми человечество еще никогда не сталкивалось. ѕотому что гении, которых отберут искусственным путем, кардинально и, главное, незаметно дл€ окружающих измен€т мир.

¬ ближайшем будущем человечеству предстоит очень коротка€, но очень €ростна€ гонка.  то первый создаст систему сортинга, тот будет править миром. ¬ы же понимаете, что в первую очередь эту технологию используют не на благо общества, а в военных цел€х. Ёто будет чудовищно. ѕо сравнению с этим ¬тора€ мирова€ война покажетс€ игрой в солдатиков.

ј в каком направлении сегодн€ идет естественный эволюционный процесс?

Ќегативный социальный отбор, начавшийс€ 10 млн лет назад, дейст­вует по сей день. »з общества до сих пор изгон€ют не только асоциальных элементов, но и самых умных. ѕо­смотрите на судьбы великих ученых, мыслителей, философов — мало у кого хорошо сложилась жизнь. Ёто объ€сн€етс€ тем, что мы, как обезь€ны, продолжаем конкурировать.

≈сли среди нас по€вл€етс€ доминантна€ особь, ее надо немедленно ликвидировать — она же угрожает каждому лично. ј поскольку посред­ственностей больше, любой талант должен быть или изгнан, или просто уничтожен. »менно поэтому в школе отличников преследуют, обижают, третируют — и так всю жизнь. ј кто остаетс€? ѕосредственность. «ато прекрасно социализированна€.

“о есть мы до сих пор живем по тем же законам, что и дес€тки миллионов лет назад?

ƒа, мы такие же обезь€ны, как и раньше, и живем по тем же обезь€ньим законам, что и 20 млн лет назад. ¬ основном все ед€т, пьют, размножаютс€ и доминируют. Ёто основа устройства человечества. ¬се остальные законы, системы только маскируют это €вление. ќбщество, в котором нет-нет да по€вл€ютс€ одаренные люди, придумало такой способ маскировки наших обезь€ньих корней и желаний, чтобы оградить биологические начала от социальных.

Ќо и сегодн€ все процессы — в сфере политики, бизнеса и т.д. — стро€тс€ по биологическим законам. ѕредприниматели, например, стрем€тс€ на всем сэкономить, чтобы получить конкурентные преимущества и таким образом повысить свою доминант­ность. —оциальные же законы, моральные и этические установки, привитые родител€ми, наоборот, мешают бизнесу, и все стараютс€ их обойти, чтобы больше заработать.

–аз все построено на инстинк­тах, значит, чтобы управл€ть людьми, надо к этим инстинктам и апеллировать?

ј все так и делают. ¬едь что обещают политики?  аждому мужику по бабе, каждой бабе по мужику, каждому мужику по бутылке водки. ћы вам изменим социалку — вы будете лучше жить. ћы вам сделаем доступное медицинское обслуживание — вы деньги сэкономите и здоровье сохраните. ћы вам снизим налоги — у вас будет больше еды. Ёто все биологические предложени€, св€занные с энергией и продолжительностью жизни.

51_0

ј где социальные предложени€? ѕочти никто из политиков не говорит об изменении социальной структуры общества, о ценност€х. ¬место этого они говор€т: мы дадим вам денег — а вы размножайтесь. »ли вот еще пример доведенной до абсурда инстинктивной формы поведени€ по установлению доминантности — умный дом Ѕилла √ейтса.

¬ этом доме есть хоз€ин — он входит, и дл€ него настраиваетс€ кондиционер, мен€ютс€ влажность, свет. ”ходит — и все подстраиваетс€ под запросы менее главного начальника. “о есть в доме, по сути дела, находитс€ стадо бабуинов, которые своим по€влением в каждой комнате доказывают друг другу, кто главнее. » это называетс€ умный дом? ƒа это шизофрени€ в обезь€ннике. јпофеоз биологического начала.

ј подаетс€ все это как устройство мира будущего.  акое устройство мира будущего?! “ого и гл€ди хвост отрастет до колена при таком будущем. ¬се нововведени€ направлены на одно и то же.

ѕохоже, что перспективы нашей цивилизации в том, что касаетс€ интеллекта, радужными не назовешь.

≈сли цивилизаци€ сохранитс€ в нынешнем виде, в чем € сомневаюсь, то наш интеллектуальный уровень сильно упадет. Ёто неизбежно. ”же сейчас образовательный ценз значительно снижаетс€, потому что возникла велика€ вещь — информационна€ среда, котора€ позвол€ет люд€м имитировать знани€, образованность. ƒл€ приматов это очень большой соблазн — така€ имитаци€ позвол€ет ничего не делать и иметь успех. ѕри том, что интеллектуальное развитие будет снижатьс€, требовани€ к уровню социальной адаптированности будут повышатьс€.

¬от, например, объединили ≈вропу.  то оказалс€ самым успешным? ”мные? Ќет. Ќаиболее мобильные и социализированные, те, кто готов переезжать в другие города и страны и прекрасно там приживаетс€. —ейчас эти люди приход€т во власть, в структуру управлени€.

≈вропа, объединившись, ускорила деградацию интеллекта. Ќа ­первый ценност­ный уровень выходит способность человека поддерживать отношени€, на второй — все остальное: профессионализм, умени€, навыки. “ак что нас ждет интеллектуальна€ деградаци€, уменьшение размеров мозга, отчасти, может быть, физическое восстановление — сейчас же пропагандируетс€ здоровый образ жизни.

„еловек не может обладать и высокими умственными способност€ми, и развитыми социальными навыками?

ќчень редко. ≈сли человек думает о чем-то своем, ищет решени€, которых до него не было в природе и в обществе, это исключает высокий уровень адаптированности. » даже если общество признает его ­гением, он в него не впишетс€. ¬ысока€ социализаци€, в свою очередь, не оставл€ет ни на что времени. ћассовики-затейники мало пригодны к подневольному труду. ѕотому что они приобретают доминантность, повышают свой рейтинг с помощью €зыка, а не дел.

ќтличаетс€ ли мозг женщины от мозга мужчины?

∆енский мозг меньше мужского. ћинимум разницы в среднем по попул€ции 30 г — максимум 250 г. «а счет чего он меньше? «а счет ассоциативных центров, отвечающих за абстрактное мышление, — они не очень нужны женщине, так как ее биологическа€ задача св€зана с размножением.

ѕоэтому женщины бывают особенно успешны в облас­т€х, относ€щихс€ к воспитанию, образованию, к ­культурологической идентификации, — они хорошо поддерживают, сохран€ют, передают преемственные культурологические системы — музеи, библиотеки.

 роме того, они добиваютс€ прекрасных результатов в стабилизированных сообществах, там, где все правила уже определены и хорошо известны. Ќу и, конечно, женщины бывают гени€ми — мозг очень изменчива€ структура.

1317282467_1312498942_1


 

ћќ«√ „≈Ћќ¬≈ ј. —верхвозможности и запреты

доклад Ќ.ѕ.Ѕехтеревой на ¬семирном  онгрессе "»тоги тыс€челети€"

XX век оказалс€ веком взаимообогащающих изобретений и открытий в самых разных област€х. —овременный человек прошел путь от буквар€ до интернета, но тем не менее не справл€етс€ с организацией сбалансированного мира. ≈го «биологическое» во многих уголках мира, да иногда и глобально, торжествует над разумом и реализуетс€ агрессией, такой выгодной в малых дозах, как активатор возможностей мозга, такой разрушительной в больших. ¬ек научно-технического прогресса - и век кровавый… ћне кажетс€, что ключ перехода от века кровавого к эпохе (веку?) процветани€ спр€тан под несколькими механическими защитами и оболочками, на поверхности и в глубине мозга человека…

’’ век внес много ценного в копилку фундаментальных знаний о мозге человека. –€д позиций этого знани€ уже нашел применение в медицине, но сравнительно мало используетс€ в воспитании и обучении. „еловек, как индивидуум уже пользуетс€ достижени€ми фундаментальных наук о мозге. „еловек, как член общества имеет еще мало «профита» и дл€ себ€ и дл€ общества и в большой мере в св€зи с консерватизмом общественных устоев и трудностью формировани€ общего €зыка между социологией и нейрофизиологией. «десь имеетс€ ввиду перевод с €зыка нейрофизиологии достижений в изучении закономерностей работы мозга в приемлемую дл€ воспитани€ и обучени€ форму.

ѕопробуем же разобратьс€, находимс€ ли мы на пути к Ўамбале, и если находимс€, то где? ≈динственно надежный путь к необходимой и достаточной мудрости в межличностных, личностно-общественных и межобщественных отношени€х, рационально-реальный путь к мистической Ўамбале лежит через дальнейшее познание законов работы мозга. ѕуть к этому знанию проходим в совместных усили€х нейрофизиологии и нейропсихологии, укрепленных сегодн€шними и завтрашними технологическими решени€ми.

’’ век унаследовал и развил данные и представлени€ о базисных механизмах работы мозга (—еченов, ѕавлов) в том числе и мозга человека (Ѕехтерев). «а счет возможностей пр€мого контакта с мозгом человека, на основе комплексного метода его изучени€ и технологического прогресса в медицине, ’’ век принес и два наиболее крупных прорыва в познании принципов и механизмов мозга человека. —формулирована форма организации «интеллектуального» обеспечени€ мозга здорового человека, надежности его функционировани€, механизма устойчивых состо€ний (здоровь€ и болезней), показана детекци€ ошибок, описаны ее корковые и подкорковые звень€, обнаружены разные механизмы защиты мозга. «начение этих открытий в понимании возможностей и ограничений здорового и больного мозга трудно переоценить.

¬озможности мозга интенсивно изучаютс€ и будут изучатьс€, на пороге стоит задача открыти€ (или закрыти€?) мозгового кода мыслительных процессов. ћозг человека заранее готов ко всему, живет как бы не в нашем веке, а в будущем, как бы опережа€ сам себ€.

„то же мы знаем на сегодн€ о тех услови€х, о тех принципах, на основе которых реализуютс€ не только возможности, но и сверхвозможности мозга человека. » что же такое его защитные механизмы, сверхзащита, а может быть и запреты?

ќднажды – во всеускор€ющемс€ беге времени, пожалуй, что и давно – уже больше тридцати лет назад – стимулиру€ одно из подкорковых €дер – дл€ определени€ того - что дл€ лечени€, что - опасно, ¬ладимир ћихайлович —мирнов увидел, как буквально на глазах стал раза в два «умнее». ¬ два с лишним раза возросли его способности к запоминанию. —кажем так: до стимул€ции этой, вполне определенные точки мозга (знаю, но не скажу какой!) больной запоминал 7+2 (нормально!) слов. ј сразу после стимул€ции – 15 и больше. ∆елезное правило: «каждому данному больному – только то, что именно ему показано». ћы не знали тогда как «вернуть джина в бутылку» и не стали заигрывать с джином, а активно подтолкнули его к возвращению – в интересах больного. ј это была артифициальна€ сверхвозможность!

ќ сверхвозможност€х мозга мы знаем давно. Ёто, прежде всего, врожденные свойства мозга, наличие в человеческом обществе тех, кто способен находить максимум правильных решений в услови€х дефицита выведенной в сознание информации.  райние случаи, - и люди такого рода оцениваютс€ обществом, как обладатели талантов и даже гениальности! ярким примером сверхвозможностей мозга €вл€ютс€ разные творени€ гениев, так называемый скоростной счет типа того, что демонстрировал јраго, почти мгновенное видение событий целой жизни в экстремальных ситуаци€х и многое другое. »звестна возможность обучени€ отдельных лиц множеству живых и мертвых €зыков, хот€ обычно 3-4 иностранных €зыка €вл€ютс€ почти пределом, а 2-3 – оптимальным и достаточным. ¬ жизни не только таланта, но и так называемого обычного человека иногда возникают состо€ни€ озарени€, а в результате этих озарений в копилку знаний человечества ложитс€ много золота.

¬ наблюдении ¬.ћ.—мирнова приведено как бы обратное событие по сравнению с теми, о которых упоминалось далее, однако может быть и ответ на еще не сформулированный здесь вопрос к мозгу : что же и как обеспечивает сверхвозможности. ќтвет и ожидаемый и простой: в обеспечении интеллектуальных сверхвозможностей важнейшую роль играет активаци€ определенных, а затем веро€тно и многих мозговых структур. ѕростой, ожидаемый, но не полный. —тимул€ци€ была короткой, феномен «не застр€л». ћы все тогда так бо€лись возможной платы мозга за сверхвозможности, так внезапно раскрытые. ј именно они были здесь раскрыты не в реальных услови€х озарени€, а полууправл€емо, инструментально.

“аким образом, сверхвозможности:
1. ≈сть исходно талант, гений;
2. ћогут при определенных услови€х оптимально эмоционального режима про€вл€тьс€ в форме озарений и изменением режима времени;
3. ѕро€вл€ютс€ в экстремальных ситуаци€х так же, по-видимому, с изменением режима времени.

», что самое важное, в наших знани€х о сверхвозможности€х, они:
4. ћогут формироватьс€ при специальном обучении, и в частности, в случае постановки сверхзадачи.

«ћальчики Ѕронникова» получили и демонстрируют свои сверхвозможности, приобретенные в результате планомерного длительного обучени€, осторожно раскрывающего возможности альтернативного (пр€мого) видени€. ¬ ЁЁ√ такое обучение про€вл€ет условно патологические механизмы, работающие на сверхнорму «условно патологические» – по-видимому, в услови€х собственных, специально мозговых механизмов защиты.

 оличественное накопление данных о возможност€х и запретах мозга, о двуединстве – по крайней мере многих – если не всех его механизмов, сейчас на грани перехода в качество – получени€ возможности целенаправленного формировани€ человека —ознательного. ќднако, переход от познани€ закономерностей природы к разумному пользованию ими не всегда быстрый, не всегда легкий и всегда – тернистый.

» все же, если подумать об альтернативах – жизни в ожидании кнопки €дерного чемодана, экологической катастрофы, глобального терроризма – понимаешь, что как бы не был труден путь, он – наилучший – путь формировани€ человека —ознательного, общества и сообществ людей —ознательных. Ќа основе знани€ принципов и механизмов работы мозга, его возможностей и сверхвозможностей, механизмов защиты и пределов, двуединства многих механизмов нашего богатейшего мозга.

»так, каковы же эти двуединые механизмы мозга, два лица януса в каждом отдельном случае, о чем здесь идет речь? —верхвозможности и болезнь, защита, как разумный запрет и болезнь. » многое, многое другое.

¬ идеальном варианте пример сверхвозможностей – это долгоживущие гении, умеющие принимать правильные решени€ по минимуму выведенной в сознание информации – и несгорающие – за счет наличи€ у них адекватной собственной защиты. Ќо как часто гений как будто бы «пожирает» себ€, как будто бы ищет «конец». „то это? Ќедостаток собственной защиты внутри и межсистемной. ј может быть, ее можно формировать, усиливать – особенно с детства, распознав в способном ребенке задатки сверхвозможностей интеллекта?

¬ течение многих дес€тилетий и даже веков обучение практически важным знани€м шло при воспитании – закрепление в пам€ти – моральных ценностей и тренировке пам€ти. «агадка пам€ти до сих пор не решена, в том числе и не смотр€ на нобелевские премии. ј значение раннего формировани€ «морального» базиса пам€ти (хот€ так это и не называлось) дл€ общества было очень велико, у подавл€ющего большинства сначала детей, а затем взрослых заповеди превращались в мозгу в затверженную матрицу – ограду, не позвол€ющую приступить их, практически определ€ющую поведение человека – и больно наказывающую преступившего. ћуки совести (если она сформировалась!), трагеди€ раска€ни€ – все это, активированное через детекторы ошибок, ожившего в мозгу «страшные кары», обещанные уже в раннем детстве преступление заповедей, в обществе в целом работали сильнее судебных взысканий. ¬ реальной сегодн€шней жизни многое, в том числе страшные кары, муки совести и т.д. м€гко говор€ – трансформировались, да и в прошлом, останавливали многих – но далеко не всех. ѕренебрега€ запретами матрицы пам€ти в прошлых поколени€х, и не закладываемой сейчас, человек шагает к свободе и ƒуха и криминала.

¬ случае, о котором говорилось выше, пам€ть работала прежде всего как механизм запрета, или, если хотите, как механизм «локального невроза». Ќо если о матрице пам€ти в мозгу ничего не знали, да так ее и не называли, то к самой пам€ти как главному механизму позвол€ющему нам выживать в здоровье и болезни (устойчивое состо€ние здоровь€ – устойчивое патологическое состо€ние), в старом варианте обучени€ все же относились куда более бережно, чем сейчас.

ѕам€ть уже с раннего детства формирует матрицы, где уже далее работают автоматизмы, все более освобождает наш мозг дл€ переработки и использовани€ огромного информационного потока современного мира, поддержива€ устойчивое состо€ние здоровь€. Ќо пам€ть сама нуждаетс€ в помощи – и особенно важно заранее помочь ее наиболее хрупкому механизму – считыванию. » это, по-видимому, осуществл€лось при заучивании наизусть – и особенно трудно заучиваемой прозы мертвых €зыков. ѕам€ть «задвинув» и «задвига€» в автоматический режим все стереотипное, все снова и снова освобождает, открывает нам огромные возможности мозга. Ќадежность этих огромных возможностей определ€етс€ многими факторами – и важнейшие из них ежедневна€ посто€нна€ тренировка мозга любым и каждым фактором новизны (ориентировочный рефлекс!), многозвеньевой характер мозговых систем обеспечени€ де€тельностей, наличие у этих систем в обеспечении нестереотипной де€тельности не только жестких – посто€нных звеньев, но и звеньев гибких. » многое другое (биохимически детерминированна€ полифункциональность нейронных попул€ций мозга и т.д.). ¬ процессе создани€ условий дл€ реализации возможностей мозга и его сверхсозможностей, те же механизмы мозга – и прежде всего базисный механизм – пам€ть – выстраивают частокол защиты и в частности – защиты человека от самого себ€, биологического в нем, его иногда негативных устремлений, а также от различных экстренных жизненных ситуаций.

Ёто – ограничительна€ роль матрицы пам€ти в поведении («не убий»)… Ёто и ее избирательный механизм ограничений, механизм детекции ошибок.

„то это за механизм защиты от ошибок, ограничени€, запрета – детектор ошибок? ћы не знаем, дарит ли природа этот механизм человеку с рождени€. Ќо скорее всего – Ќ≈“. ћозг человека развиваетс€, обрабатыва€ поток (приток!) информации, адаптиру€сь к среде методом проб и ошибок. ѕри этом в обучающемс€ мозгу нар€ду с зонами, обеспечивающими де€тельность за счет активации, формируютс€ зоны реагирующие избирательно или преимущественно на отклонение от выгодной, «правильной в данных услови€х» реакции – на ошибку. Ёти зоны, суд€ по субъективной реакции (типа беспокойства) св€заны с выход€щими в сознание атрибутами эмоциональной активации. Ќа человеческом €зыке – а детекторы ошибок по-видимому не только человеческий механизм – это звучит так: «что-то… где-то…неправильно, что-то… где-то… не так…».

“о, о чем мы до сих пор говорили в том числе и важнейшее открытие ¬.ћ.—мирнова – о возможност€х и скорее о физиологическом базисе сверхвозможностей. ј как в обычных услови€х жизни вызвать сверхсозможности и всегда ли это возможно и, что очень важно, - допустимо?

—ейчас на вопрос «всегда ли» ответа нет. ќднако, можно вызывать эти сверхвозможности гораздо чаще, чем это наблюдаетс€ в повседневности.

я уже говорила о том, что мозг гени€ способен статистически правильно решать задачи по минимуму выведенной в сознании информации. Ёто – как бы идеальное сочетание интуитивного и логического склада ума.

ѕро€вление мозга гени€ мы видим по решаемым им сверхзадачам _ будь то —икстинска€ мадонна, ≈вгений ќнегин или гетеропереходы. Ћегкость решений «при€тность», счастье творца реализуетс€ одновременно с решением задач и сверхзадач, созданием интермеццо и опер и т.д. и т.п.. Ћегкость решений происходит с помощью оптимальных активационных механизмов главным образом по-видимому, эмоционального толка. ќни же ответственны за радость творчества _ и уж если процесс сочетаетс€ с оптимальной собственной защитой мозга…ј это оптимальна€ защита складываетс€ прежде всего из баланса мозговых перестроек при эмоци€х (выража€сь физиологически _ с пространственной разнонаправленности сверхмедленных физиологических процессов разного знака), оптимальной медленноволновой ночной «чистки» мозга (надо: не выбросить с водой ребенка и не оставить слишком много «мусора»)…

» все же, хот€ пам€ть и базисный механизм обеспечени€ возможностей из сверхвозможностей, ни талант, ни, тем более, гениальность только к нему не сводитс€. ¬спомните книгу ј.–.Ћури€ «Ѕольша€ пам€ть маленького человека»…

—верхвозможности у «обычных» людей в отличие от гениев про€вл€ютс€ – если про€вл€ютс€ – при необходимости решени€ сверхзадач. ѕри этом мозг оказываетс€ в состо€нии, в интересах оптимизации своей работы, использовать и условно-патологические механизмы – в частности – гиперактивации – естественно, при достаточной работе защиты, в данном случае не дающей превратитьс€ могущественному помощнику в генерализованный эпилептический разр€д. —верхзадачу может поставить жизнь, а вот решатьс€ она может и самосто€тельно, и с помощью учителей, и есть в этой жизни решени€, когда за результат можно заплатить и высокую цену . (ѕожалуйста, не путайте с печально известным «÷ель оправдывает средства».  ажетс€, »гнатий Ћойола?).

 ак известно из истории религии »исус ’ристос дал зрение слепому верующему – предположительно, прикоснувшись к нему.

ƒо самого последнего времени в попытках – не объ€снить – куда там, а хот€ бы пон€ть «возможность этой возможности», приходилось привлекать так называемую психическую слепоту – редкое истерическое состо€ние, когда «все в пор€дке, а человек не видит» и может увидеть в эмоциогенной ситуации. Ќо вот сейчас, уже совсем под конец жизни сижу вместе с Ћарисой за большим «заседательским» столом. Ќа мне – подаренна€ сыном €рко красное шерст€ное «мохеровое» пончо. «Ћариса, какого цвета мо€ одежда?» – « расное», - спокойно отвечает Ћариса – и на мое ошеломленное молчание – начинает сомневатьс€ – а может быть, синее? – ѕод пончо у мен€ темно синее платье. «Ќо, - говорит Ћариса. –я еще не всегда могу четко определить цвет и форму, надо еще потренироватьс€». ѕозади – несколько мес€цев очень напр€женного труда Ћарисы и ее учителей – ¬€чеслава ћихайловича Ѕронникова, его сотрудницы – врача Ћюбови ёрьевны и иногда – красавицы дочери Ѕронникова 18-летней Ќаташи. ќна тоже Ёто умеет…¬се они учили Ћарису видеть. я присутствовала почти на каждом сеансе обучени€ видению абсолютно слепой Ћарисы, лишившейс€ глаз в восьмилетнем возрасте – а сейчас ей 26! —лепа€ девочка – девушка адаптировалась к жизни и конечно, прежде всего благодар€ своему немыслимо заботливому отцу. » потому, что она наверное очень старалась, ведь зла€ судьба, казалось, не оставила ей выбора.

ј когда ей рассказали о возможности видеть после специального обучени€ по методике ¬,ћ,Ѕронникова, ни она ни мы не представл€ли себе трудность, трудоемкость учени€, плату за желаемый результат.

 ака€ хорошенька€ сейчас Ћариса!  ак распр€милась, повеселела, как она верит в новое дл€ нее будущее… ƒаже страшно! ¬едь она еще не дошла до того удивительного умени€ видеть без помощи глаз, которое нам демонстрируют более «старые» ученики Ѕронникова. Ќо она уже очень многому научилась – но об этом нужен специальный рассказ.

–ассказам о том, что реально уже существует, люди не вер€т. ∆урналисты снимают фильмы, показывают, рассказывают.  ажетс€ (а может это так и на самом деле) ничего не скрываетс€. » все равно – подавл€ющее большинство «осторожничает» – «не знаю в чем, но в чем то здесь фокус». «ќни подгл€дывают сквозь пов€зку» –черную глухую пов€зку на глазах.

ј € после удивительного фильма о возможност€х методики Ѕронникова думала не столько о науке, научном чуде, сколько о Ћарисе – Ћарисе, как несчастной, трагически обокраденной девочке, Ћарисе, как человеку, которому в великой ее беде и подгл€дывать то нечем – глаз нет совсем.

Ћариса – что называетс€ трудный случай дл€ обучени€. “о, что лишило ее зрени€ – из арсенала самых страшных «страшилок». ќтсюда у нее мен€ющийс€ психологический настрой. ¬месте с новыми возможност€ми, наверное, оживет и страшна€ картина преступлени€, новое осознание его трагических последствий, долгие годы проб и ошибок в приспособлении к изменившемус€ миру. ¬ девочке за эти долгие годы не умерла мечта – «я всегда верила, что буду видеть», - шепчет Ћариса. ≈е, Ћарису, их, мальчиков Ѕронникова (разные люди, разные исходные позиции, разные стадии обучени€) мы обследовали с помощью так называемых объективных методов исследовани€.

Ёлектроэнцефалограмма (ЁЁ√), биотоки мозга Ћарисы резко отличаютс€ от привычной картины ЁЁ√ здорового взрослого человека. „астый ритм нормы, в той же норме обычно едва просматриваемый – так называемый бега-ритм во всех отведени€х, со всех точек мозга. Ёто, как традиционно считаетс€, отражает преобладание возбудительных процессов. Ќу, еще бы – жизнь Ћарисы – трудна, требует напр€жени€. ј как также общеприн€то считать, альфа-ритм, более медленный ритм здоровых людей св€зан со зрительным каналом – его у Ћарисы поначалу очень немного. Ќо ЁЁ√ Ћарисы в целом – не на слабые нервы специалиста. ≈сли бы не знать, чь€ ЁЁ√, можно было бы думать о серьезной болезни мозга – эпилепсии. ¬ ЁЁ√ Ћарисы полно так называемой эпилептиформной активности. ќднако, то, что мы здесь видим, лишний раз подчеркивает часто забываемое (золотое!) правило клинической физиологии: ЁЁ√ – заключение – это одно, а медицинский диагноз, диагноз болезни – это об€зательно клинические про€влени€. Ќу, кончено, плюс ЁЁ√, хот€ бы дл€ сейчас уже редкой дифференциальной диагностики с истерическими про€влени€ми, дл€ уточнени€ формы болезни. Ёпилептиформна€ активность особенно типа острых волн и групп острых волн – тоже ритм возбуждени€. ќбычно – в больном мозге. ¬ ЁЁ√ Ћарисы много этих волн, а изредка виден почти «местный припадок», не распростран€ющийс€ даже на соседние области мозга. ћестный ЁЁ√ «эквивалент» припадка.

ћозг Ћарисы активирован. », по-видимому, к тем, о которых мы знаем, надо искать и открывать новые защитные механизмы, прочно защитившие мозг и, в частности -– мозг Ћарисы в течение многих лет от распространени€, генерализации (патологического) возбуждени€, котора€ одна и €вл€етс€ главным механизмом развити€ болезни – эпилепсии. (ѕри об€зательной недостаточности защитных механизмов, или в результате этой недостаточности ).

ќбъективное исследование биопотенциалов мозга может оцениватьс€ различно. ћожно написать – доминирование бета-ритма и единичных и групповых острых волн. Ќе страшно? ƒа, и вдобавок – правда. ћожно – распространенна€ и локальна€ эпилептиформна€ активность. —трашно? ƒа, и вдобавок – уводит куда-то от правды о мозге Ћарисы. ќтсутствие каких-либо про€влений эпилептического типа «клинически», в медицинской биографии Ћарисы, не дает оснований дл€ и вообще-то неправомерного диагноза заболевани€. ¬ том числе – и по тому множеству ЁЁ√, которые были зарегистрированы у Ћарисы в процессе обучени€ видению по методике Ѕронникова. я полагаю, что в данном случае правомерно говорить об использовании мозгом Ћарисы в услови€х ее жизненной сверхзадачи не только обычных возбудительных процессов, но и гипервозбуждени€ – в ЁЁ√ это отражаетс€ уже описанным сочетанием распространенной бега-активности и единичных и групповых острых (условно-эпилептиформных) волн. —в€зь того, что наблюдалось в ЁЁ√ с реальным состо€нием Ћарисы прослеживалось очень нагл€дно -–ЁЁ√ была четко динамичной, причем динамика ее была зависимой и от исходного фона ЁЁ√ и от сеансов обучени€.

” нас в запасе абсолютно неинвазивных методов находились еще сверхмедленные процессы, их различные соотношени€ и так называемые вызванные потенциалы. јнализ сверхмедленных потенциалов подчеркнул высокую динамичность и глубину, интенсивность физиологических перестроек в мозге Ћарисы.

Ўироко распространенный прием вызванных потенциалов дает обычно достаточно надежные сведени€ о мозговых входах сигнала, мозговых «двер€х» дл€ поступающего по каналам органов чувств импульсов. —ейчас, по-видимому уже можно исследовать реакцию на некоторые световые сигналы у Ћарисы – в ЁЁ√ реакци€ на €ркий свет уже по€вилась, однако несколько мес€цев тому назад нам казалось более целесообразным (надежным) получить такого рода сведени€ у человека с хорошим естественным зрением и полностью обученного альтернативному (пр€мому) видению.

¬олоде Ѕронникову предъ€вл€лись зрительные изображени€ при открытых глазах и глазах, закрытых глухой массивной черной пов€зкой.  оличество предъ€влений сигнала было достаточным дл€ статистически достоверного вы€влени€ местных вызванных ответов (¬ѕ, ¬ќ). ¬ызванна€ реакци€ на зрительные сигналы, предъ€вл€емые при открытых глазах, показала достаточно тривиальные результаты – вызванный ответ регистрировалс€ в задних отделах полушарий. ѕервые попытки регистрации ¬ѕ на аналогичные (те же) зрительные сигналы с плотно закрытыми глазам не удалось – анализу мешало огромное количество артефактов, наблюдаемых обычно при дрожании век или движении глазных €блок. ƒл€ устранени€ этих артефактов на глаза ¬олоди была наложена дополнительна€, но уже плотно прилегающа€ к векам пов€зка. (это – из практики клинической физиологии). »счезли артефакты. Ќо исчезло (на врем€) и альтернативное видение! ¬олод€ очень скоро вновь восстановил альтернативное видение, дава€ правильные вербальные ответы при двойном закрытии глаз. ≈го ЁЁ√ мен€лось и в первом и в этом случае. ќднако, при буквально «замуровывании» глаз ¬олоди зрительные вызванные потенциалы не регистрировались. ј ¬олод€ продолжал давать правильные ответы на сигналы! ѕо ЁЁ√ создавалось впечатление, что сигнал поступает в мозг, мен€€ общее его состо€ние. Ќо вот вхождение сигнала в мозг – ¬ѕ – после восстановлени€ альтернативного видени€ перестало регистрироватьс€. ћожно было бы себе представить … - как всегда, объ€снение можно подыскать. Ќо вот что резко сузило возможности «просто» объ€снить исчезновение ¬ѕ при закрытых глазах.

ƒело в том, что после освоени€ ¬олодей альтернативного видени€ в, скажем так, осложненных услови€х – обычна€ пов€зка плюс слабое давление на глазные €блоки – вызванные потенциалы перестали регистрироватьс€ и при исследовании с открытыми глазами! ѕо данным объективных методов, которым мы привыкли довер€ть больше субъективных, ¬олод€ Ѕронников как бы также использовал альтернативное видение в услови€х, когда можно было использовать обычное … Ёто утверждение – серьезное. ќно нуждаетс€ в проверках и проверках.  роме ¬олоди есть и другие, уже хорошо обученные альтернативному видению. Ќаконец, уже созревает дл€ таких исследований Ћариса. Ќо если этот феномен подтвердитс€, придетс€ думать об альтернативной (какие каналы?) передаче зрительной информации – или о пр€мом поступлении информации в мозг человека, мину€ сенсорные входы, «двери». ¬озможно ли это? ћозг отгорожен от внешнего мира несколькими оболочками, он прилично защищен от механических повреждений. ќднако, через все эти оболочки мы регистрируем то, что происходит в мозгу, причем потери в амплитуде сигнала при прохождении через эти оболочки удивительно невелики – по отношению к пр€мой регистрации с мозга сигнал уменьшаетс€ по амплитуде не более чем в два-три раза (если уменьшаетс€ вообще!).

“ак о чем же здесь идет речь, к чему нас подвод€т наблюдавшиес€ факты?

‘изик —ергей ƒавита€ предложил оценивать формирование альтернативного зрени€ как феномен пр€мого видени€. –ечь таким образом идет о возможности непосредственного поступлени€ информации в мозг, мину€ органы чувств.

¬озможность пр€мой активации клеток мозга фактором внешней среды и, в частности электромагнитными волнами, осуществл€емой в процессе лечебной электромагнитной стимул€цией легко доказываетс€ развивающимс€ эффектом.  ак одну из возможностей можно, по-видимому, допустить, что в услови€х сверхзадачи – формирование альтернативного зрени€ – результат достигаетс€ действительно за счет пр€мого видени€, пр€мой активации клеток мозга факторами внешней среды. ќднако сейчас это – не более чем хрупка€ гипотеза. ј может быть сами электрические волны мозга умеют «обыскивать» внешний мир?

 акого рода защитный механизм должен играть ведущую роль с возможност€х мозга Ћарисы использовать и нормальные и условно патологические виды активности? ћного лет назад прицельно исследу€ эпилептический мозг, € пришел к выводу, что не только локальна€ медленна€ активность (см Grey Walter, 1953), отража€ изменени€ в мозговой ткани, обладает одновременно и защитной функцией. ‘ункци€ подавлени€ эпилептогенеза присуща физиологическим процессам, про€вл€ющейс€ высоковольтной медленной активностью пароксизмального типа. ѕредположение было проверено - на область эпилептогенеза был подан местно синусоидальный ток, четко подавивший эпилептиформную активность!

ѕри эпилепсии мы видим эту защиту уже недостаточно активной, ее "перестает хватать" дл€ подавлени€ эпилептогенеза. » далее, усилива€сь, эта наша наиболее важна€ физиологическа€ защита становитс€ сама €влением патологическим, выключа€ сознание на все более длинный срок. ¬с€чески оберега€ Ћарису от необ€зательной перегрузки, мы не проводили еще у нее запись ЁЁ√ сна. Ёто главным образом интересно нам, хот€ и не опасно дл€ Ћарисы - и даже может быть небесполезно. ѕо ЁЁ√ Ћарисы и по аналогии с тем огромным международным опытом исследовани€ эпилептиформной активности и эпилепсии, Ћариса активно работает на формирование зрени€ (пр€мого видени€) за счет разных механизмов активации, баллансируемых собственной физиологической защитой. ќднако, неправильно было бы полностью пренебрегать тем, что в ЁЁ√ Ћарисы много одиночной и групповой острой, в том числе высоковольтной активности - она здесь как бы "на грани" физиологического; и тем, что в ее ЁЁ√, записанной в бодрствующем состо€нии, эпизодически обнаруживаетс€ высоковольтна€ пароксизмальна€ медленна€ активность - двуединый механизм мозга, его надежна€ защита, тоже уже "на грани" превращени€ в про€вление патологическое. Ќапоминаю здесь тем, кто не знаком с этим направлением наших работ - по€вление в бодрствующем состо€нии высоковольтных пароксизмальных медленных волн отражает переход физиологического процесса защиты в €вление патологическое! ¬ данном конкретном случае однако, по-видимому, все еще выполн€ющего свою важнейшую физиологическую роль (см. отсутствие клиники!).

”менье владеть собой расцениваетс€ прежде всего как про€вление адаптации. ‘изиологически реализаци€ эмоций "малой кровью" (без генерализации) осуществл€етс€ при сбалансированности сверхмедленных процессов - тех, которые в мозгу св€заны с развитием эмоции и тех, которые в том же мозгу ограничивают его распространение (—ћ‘ѕ другого знака). Ёта форма защиты, как и описанна€ выше, также может иметь свое патологическое лицо - усилива€сь, защита преп€тствует развитию эмоций - вплоть до по€влени€ состо€ний, определ€емых как эмоциональна€ тупость.

явл€етс€ ли защита, рассмотренна€ по ЁЁ√, не только защитой, но и запретом? ¬ известной мере и до известной степени - ƒј. » прежде всего в отношении патологического или условно патологического, в данном случае - условно - эпилептогенной активности. ”же и здесь можно, правда, с некоторой нат€жкой, говорить о двуединости физиологической защиты. «ащита от - и запрет на - развитие эмоции гораздо определеннее во втором защитном механизме.

ѕо мере продвижени€ от физиологического процесса к превращению его в патологический его запретительна€ функци€ выступает все €рче.

” обоих приведенных здесь механизмов защиты, в отличие от того, который формируетс€ пам€тью, есть физиологические коррел€торы, что делает их как бы "ручными" дл€ изучени€. —ведени€ о них приведены здесь по поводу разговора о Ћарисе, но не все €вл€етс€ результатом пр€мых исследований, "запретительна€" роль детектора ошибок про€вл€етс€ не в его физиологических коррел€тах, хот€ эти коррел€ты имеютс€, именно они позволили говорить об аппарате детекции ошибок. «апретительные свойства детектора ошибок про€вл€ютс€ в субъективном, эмоциональном, а далее - нередко поведенческом двигательном компонентах. ќднако потенциальна€ амбивалентность феномена детекции ошибок также  существует. ќт страха, оберегающего нас от нередко очень чувствительных последствий наших ошибок до невроза, где детектор не "предлагает" (напоминает, намекает!), но требует, доминирует и, в крайней форме - выводит человека из социальной жизни.

¬ отличие от сказанного о пам€ти, самом главном, базисном механизме, определ€ющем устойчивое состо€ние и здоровь€ и болезни, возможность адаптации к среде (самой жизни!), в том числе и с дефектным организмом: в значительной мере поддерживающим поведение большинства членов общества в рамках моральных ценностей, предупреждающих преступление, определ€ющих моральный "кодекс законов" - все известное оказываетс€ пока результатом анализа лишь про€влений активности мозга (его мозга).  ак € писала вначале, мы - пока - по крайней мере - видим лишь результаты невидимой работы пам€ти, пр€мые физиологические коррел€ты этого важнейшего механизма мозга неизвестны.

ћеханизмы мозга должны и далее интенсивно изучатьс€. Ќо, так, как € вижу значение на сегодн€ известных физиологических закономерностей, в том числе приведенных здесь - им по-видимому, уже должно быть найдено место в преподавании человековедени€ или, проще, предмета: "познай самого себ€".

–убрики:  Ќаучно-попул€рное
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



MsTataka   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 21 —ент€бр€ 2012 г. 22:55 (ссылка)
ƒоброй ночи,“амара!!!!!! »нтересна€ штука мозг.



ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 22 —ент€бр€ 2012 г. 12:29ссылка
—пасибо большое, Ќаташа, за видео о глубокоуважаемой мной Ѕехтеревой. ѕервое видео € поместила в это сообщение, второе, там их две части, поберегу до дн€ рождени€ твоей тЄзки. ” мен€ есть сообщени€ о ≈ехтеревой, но тех видео, которые ты мне подарила, там нет. ќчень € благодарна тебе
ѕерейти к дневнику

—уббота, 22 —ент€бр€ 2012 г. 13:50ссылка
ƒобрый день!!!!!!!! ћне при€тно, что ¬ам понравилось. ≈сли что нужно пишите, € с большим удовольствием найду.
87969461_46655245_010709kissing_kitten2 (99x153, 53Kb)
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку