-–убрики

 -÷итатник

’ристос и ѕилат в живописи - (0)

—уд и поругание. Ѕрюллов  арл ѕавлович. √олова ’риста в терновом венце. 1849 » отвели ≈го...

Ќиколай »ванович  ульбин - военный врач, художник авангарда - (0)

ƒќ “ќ–-ј¬јЌ√ј–ƒ»—“ Ќ» ќЋј… »¬јЌќ¬»„  ”Ћ№Ѕ»Ќ (1868-1917) ѕасха у футуристов в мастерской художн...

¬олков ≈фим ≈фимович (1844 -1920) - (0)

«абытые имена.’удожник  ¬олков ≈.≈.   ¬ќЋ ќ¬  ≈‘»ћ ≈‘»ћќ¬»„ ...

ћихаил ѕетрович ÷ыбасов (1904-1967) - (0)

Ђћј—“≈–ј јЌјЋ»“»„≈— ќ√ќ »— ”——“¬јї ћ»’ј»Ћ ÷џЅј—ќ¬ ћ.ѕ. ÷ыбасов (1904-1967) ÷веты ¬остока (ѕорт...

¬ан √ог. јукционы - (0)

 артину ¬ан √ога продадут во ‘ранции впервые за 20 лет. ∆енщины в дюнах за починкой с...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 51432

 артины ¬ерещагина "1812 год"

¬торник, 04 —ент€бр€ 2012 г. 19:30 + в цитатник
¬асилий ¬асильевич ¬ерещагин
(1842-1904)

÷» Ћ ѕќЋќ“≈Ќ «1812 √ќƒ»


«¬рещагин - €вление, высоко поднимающее дух русского человека».

».Ќ.  рамской



¬сю жизнь любил он рисовать войну.
Ѕеззвездной ночью наскочив на мину,
ќн вместе с кораблем пошел ко дну,
Ќе дописав последнюю картину...


 . —имонов



   ¬ерещагин ¬асилий ¬асильевич (14.10.1842, „ереповец Ќовгородской губернии - 31.03.1904), живописец-баталист, литератор, мемуарист. »з двор€н. ”чилс€ в јлександровском кадетском корпусе (1850-1853), ћорском кадетском корпусе (1853-1860), ѕетербургской академии художеств (1860-1863) и в мастерской ∆.Ћ. ∆ерома в ѕариже (1864-1865). ¬ поисках впечатлений и сюжетов дл€ картин много путешествовал по –оссии, странам ≈вропы, јзии, јмерики. ”частвовал в военных действи€х в “уркестане (1867-1870; в 1868 г. награжден орденом —в. √еорги€ 4-го класса), что нашло отражение в «“уркестанской» серии картин (1871-1874). ¬ ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг. также был в действующей армии, в 1877-1881 гг. создал «Ѕалканский» цикл полотен. — началом русско-€понской войны 1904-1905 гг. отправилс€ на ƒальний ¬осток. ѕогиб вместе с адмиралом —. ќ. ћакаровым при взрыве броненосца «ѕетропавловск» в виду ѕорт-јртура.                                    

¬ерещагин основательно изучал историю ќтечественной войны 1812 года, удел€€ значительное внимание военно-историческим реали€м. ¬ 1887-1900 гг. создал в ћоскве и ѕариже серию из 20 картин, в которых стремилс€ «показать великий национальный дух русского народа», а также «свести образ Ќаполеона с того пьедестала геро€, на который он внесен»: «Ќе замай - дай подойти!», «— оружием в руках - расстрел€ть!», «¬ штыки! ”ра, ура!», «¬  ремле пожар», «¬ ”спенском соборе», «ћаршал ƒаву в „удовом монастыре», «¬ √ородне - пробиватьс€ или отступать?», «Ќа этапе. ƒурные вести из ‘ранции», «Ќа большой дороге. ќтступление, бегство» (все 1887-1895 гг.), «ѕеред ћосквой в ожидании депутации бо€р» (1891-1892), «¬ ѕетровском дворце», «¬озвращение из ѕетровского дворца» (обе - 1895 г.), ««арево «амоскворечь€», «Ќочной привал ¬еликой армии» (обе - 1896-1897 гг.), «Ќаполеон на Ѕородинских высотах» (1897 г.), «ѕоджигатели» (1897-1898 гг.), « онец Ѕородинского бо€», «—квозь пожар», «Ќаполеон и Ћористон», «Ќа морозе» (все - 1899-1900 гг.).  артины этой серии ¬ерещагин с успехом демонстрировал на персональных выставках в ѕариже, Ћондоне, Ѕерлине, ¬ене, Ќью-…орке и др. (ныне большинство полотен - в √осударственном историческом музее, в ћоскве).  роме того, ¬ерещагин оставил р€д незаконченных картин («Ќаполеон при Ѕерезине»), этюдов и набросков о событи€х 1812 года, а к 100-летию войны намеревалс€ написать картины ««ан€тие —моленска», « анун Ѕородинской битвы», «—овет в ‘ил€х» и др. (замысел не осуществлен).

’удожник-новатор, ¬ерещагин отверг академические каноны батальной живописи с их парадной условностью, в своих полотнах обличал войну как мировое зло («јпофеоз войны», 1871-1872 гг.). ¬ерещагин - автор двух книг о войне 1812 года («1812 год» и каталог с по€снением к его картинам: «Ќаполеон I в –оссии»), в которых высказал свой взгл€д на роль ћ.».  утузова и ћ.Ѕ. Ѕаркла€ де “олли, на исход Ѕородинского сражени€, пожар ћосквы и др.

Ќ.ј. “роицкий. —тать€ из издани€ «ќтечественна€ война 1812 года. Ёнциклопеди€», ћ.: –ќ——ѕЁЌ, 2004.


Ќаполеон I на Ѕородинских высотах
Ќаполеон I на Ѕородинских высотах
«Ўахматы поставлены, игра начнетс€ завтра» - сказал Ќаполеон, возврат€сь в свою палатку, после объезда Ѕородинского пол€ накануне дн€ великой битвы. Ќочь император провел в своей палатке почти без сна, мучимый припадками жестокой болезни и в крайне угнетенном состо€нии духа...


 онец Ѕородинского сражени€
 онец Ѕородинского сражени€

¬ечером 26-го августа, около п€ти часов, Ѕородинское сражение окончилось.  аковы же были итоги этой кровопролитнейшей из битв? ќчень печальные дл€ Ќаполеона, ибо здесь не было победы, которой в течение целого дн€ тщетно ждали от него все приближенные...


ѕеред ћосквой - ожидание депутации бо€р
ѕеред ћосквой - ожидание депутации бо€р

Ќаконец настал тот знаменательный день, которого с таким нетерпением ожидал Ќаполеон, его маршалы, его солдаты: они дошли до ћосквы.
¬ два часа дн€ 2-го сент€бр€ Ќаполеон въехал на ѕоклонную гору, наход€щуюс€ в 3-х верстах от ћосквы, и... остановилс€... «релище великолепное, не виданное прежде, развернулось перед его глазами... ѕрот€нувшись на возвышенности, разбега€сь широко в стороны домами, рису€сь в синеве неба, гор€ в солнечных лучах золотом куполов своих бесчисленных соборов, церквей, монастырей, увенчанна€ точно сказочной короной своим  ремлем, величественна€ в своей оригинальной красоте, таинственна€, загадочна€ предстала взору завоевател€ ћосква, древн€€ столица –оссии. ћосква!...


¬ ”спенском соборе
¬ ”спенском соборе

ѕрихоти войны способны достигать самых чудовищных размеров. ƒл€ победител€, зан€вшаго чужой город, не существует ничего св€того. ¬гл€дитесь в воспроизводимую картину, и... чье сердце не содрогнетс€ при этом зрелище! Ќа том самом месте, где во славу Ѕога тихо подымалс€ голубой кадильный дымок, и мощной волной разносились звуки торжественнаго песнопени€, где в экстазе с благоговением преклон€лись колена верующих, и жарка€ молитва неслась к небесному престолу, там непри€телем была устроена... полкова€ конюшн€!...


¬  ремле - пожар!
¬  ремле - пожар!

—реди всех бедствий ќтечественной войны пожар ћосквы как-то особенно привлекал внимание современников и возбуждал фантазию каждого, кто обращал свою мысль к той великой эпохе. ¬ нем видели перст Ѕожий, и в самом деле это было знаменательно.
2-го сент€бр€ войска Ќаполеона вступили в ћоскву, а на другой день, 3-го, сам император, переночевав в ƒорогомиловском предместьи, въехал в Ѕелокаменную и расположилс€ со своей главной квартирой в  ремль. Ќо едва только совершилось это зан€тие древней русской столицы непри€тельской армией, как в городе начались пожары один за другим, и никакие усили€, направленные к их прекращению, не могли ничего сделать...


—квозь пожар
—квозь пожар

Ќаполеон, вынужденный спасатьс€ из  ремл€, покинул его пешком, направл€€сь к јрбату. Ќо это было насто€щим выходом из огн€ да в полым€. ѕожар достиг своего апоге€, превратив ћоскву в подобие огненного лабиринта, в котором ничего не стоило заблудитьс€ и стать добычею огн€. ”лицы представл€ли собою корридор, где стены были из огн€, потолок из огн€, так как свивавшеес€ жгутом, бурлившее, метавшеес€ из стороны в сторону, плам€ порою становилось сводом над головой, а пол был вымощен тлевшими и пылавшими головешками, раскаленными уголь€ми, гор€чей золой...


«арево «амоскворечь€
«арево «амоскворечь€

ќгненный ужас...  акой то пламенный потоп. » на фоне его, окутанные столбами дыма, сквозь которые прорезываютс€ сверкающее €зыки огн€, четко вырисовываютс€ —пасска€ башн€ в  ремле и купола храма ¬асили€ Ѕлаженного. „то-то горит на  расной площади; там в ту пору находились разные старые дерев€нные постройки. ƒальше, позади ¬асили€ Ѕлаженного, точно кровавый занавес развернулс€ от неба до земли, это пылает «амоскворечье, загоравшеес€ в ночь с 5-го на 6-е сент€бр€, которое и теперь имеет достаточное количество легко воспламен€емых домов, а сто лет назад было сплошь дерев€нным...


ћаршал ƒаву в „удовом монастыре
ћаршал ƒаву в „удовом монастыре

ѕочему маршал ƒаву, кн€зь Ёкмюльский, избрал дл€ своих письменных зан€тий именно алтарь „удового монастыр€? ƒа просто потому, что маршал ƒаву был не из тех людей, которые способны обращать внимание на окружающую их обстановку. ƒаву был суровый, мрачный человек, великолепно знавший военное дело, непоколебимо преданный Ќаполеону, с которым он вместе воспитывалс€ в Ѕриеннской военной школе, вечно зан€тый, сосредоточенный, и дл€ него вопросы, хот€ бы самых элементарных жизненных удобств, совершенно не существовали...


¬ ѕетровском дворце (в ожидании мира)
¬ ѕетровском дворце (в ожидании мира)

Ќаполеон, всегда отличавшийс€ необычайной быстротой мысли и действи€, сейчас потер€л бодрость духа и способность €сно определ€ть ход событий. ќн, который в 1805 году был способен вдруг отказатьс€ от Ѕолонского предпри€ти€, начавшегос€ со многих бед и издержек, чтобы с неверо€тной быстротой возглавить всю свою действующую армию против јвстрии; он, который последний год без ошибок и просчетов определ€л все движени€ своей армии, равно как и Ѕерлина; который не только устанавливал заранее дату своего входа в столицу ѕруссии, но даже назначал губернатора, - теперь находил себ€, после сожжени€ ћосквы, уничтожившего все его надежды и планы, в плачевном состо€нии нерешительности...


¬озвращение из ѕетровского дворца
¬озвращение из ѕетровского дворца

  вечеру 4-го сент€бр€ Ќаполеон добралс€ до ѕетровского дворца, где очутилс€ в полной безопасности от огн€, заливавшего ћоскву. Ќеистовый пожар между тем продолжал свирепствовать, и ћосква буквально та€ла в его пламени. Ќаполеон из окон ѕетровского дворца с т€желым сердцем должен был созерцать эту вакханалию огненной стихии, в которой, казалось, гибли все его честолюбивые мечты. Ќаступило 6-е сент€бр€. ѕожар начал утихать, потому что, во-первых, просто уже нечему было гореть, а, во-вторых, прошел проливной дождь. Ќаполеон, узнав о том, что  ремль осталс€ в полной сохранности, решил возвратитьс€ туда...


ѕоджигатели. –асстрел в  ремле
ѕоджигатели. –асстрел в  ремле

¬с€кий город, очутившийс€ во власти непри€тел€, подчин€етс€ тому управлению, которое назначит победитель. ¬ силу этого правила Ќаполеон, вступив в ћоскву, сейчас же избрал нескольких лиц, об€занных блюсти пор€док в пределах нового французского владени€. ќн назначил маршала ћортье генерал-губернатором, генерала ƒюронел€ — комендантом столицы, а бывшего французского консула в ѕетербурге, Ћессепса — интендантом московской провинции...


Ќаполеон и маршал Ћористон - мир во что бы то ни стало
Ќаполеон и маршал Ћористон - мир во что бы то ни стало
(ќшибка ¬. ¬. ¬ерещагина. Ћористон стал маршалом ‘ранции значительно позднее 1812 г.)

¬ то врем€ как французска€ арми€ расположилась в ћоскве и ее окрестност€х, русска€ сосредоточилась в лагере при “арутине в  алужской губернии, отсто€щем от ћосквы на 166 верст.  утузов решил спокойно оставатьс€ здесь в ожидании дальнейших событий, вполне уверенный, что «французска€ арми€ развалитс€ сама собой». Ёто были его собственные слова. » действительно дл€ французов уже наступали черные дни...


¬ √ородне - пробиватьс€ или отступать?
¬ √ородне - пробиватьс€ или отступать?

¬ маленькой деревушке √ородне, в нескольких верстах от ћало-ярославца, решалась участь ¬еликой армии, в дни, непосредственно следовавшие за сражением при ћало-ярославце, 12-го окт€бр€.  артина ¬. ¬. ¬ерещагина воспроизводит по истине драматический момент. Ќизка€, тесна€, кресть€нска€ изба; «стара€, разваливша€с€ дерев€нна€ хижина ткача», как разсказывает граф —егюр; простой стол, такие же скамьи; уронив голову на руки, склонившись в т€желом раздумьи над картой, сидит Ќаполеон...


Ќа этапе - дурные вести из ‘ранции
Ќа этапе - дурные вести из ‘ранции

Ѕлизилс€ конец окт€бр€. «има понемногу устанавливалась, и хот€ морозы не достигали больше 10—12 градусов, но сильны€ вьюги делали невыносимым положение французов, не привыкших к такой погоде. ќтступление ¬еликой армии было в полном разгаре; все более и более оно начинало преобретать характер безпор€дочного бегства, осложн€емого невозможностью добывать провиант в количестве, потребном дл€ прокормлени€ такого множества людей. ”жасы голодовки уже легли т€желым камнем на плечи этих когда-то великолепных воинов...


Ќа большой дороге - отступление, бегство...
Ќа большой дороге - отступление, бегство...

Ѕольша€ дорога из  расного по направлению к ћинску. Ќеподвижно стали по кра€м ее деревь€, которые мороз сверху до низу одел плотным инеем. ƒалеко в стороны раскинулось необозримое поле, и чуть темнеет на горизонте узка€ полоска леса. » куда ни кинь взор, везде снег, снег, снег... ј воздух тих; на небе ни облачка; красноватые лучи солнца играют на деревь€х, сверкают на белом поле, и от них на снегу дрожат и переливаютс€ бриллиантовые искры. ћороз сковал землю, и снег, сухой и твердый, хрустит под ногами...


Ќа морозе
Ќаполеон в зимнем оде€нии

¬о всем XIX веке не найдетс€ другой исторической личности, котора€ так-же сильно, как Ќаполеон, привлекала бы воображете художников всех стран. Ќет числа картинам и портретам, начина€ с больших масл€ных полотен и конча€ гравюрами, изображающими Ќаполеона в разнообразнейшие моменты его полной грандиозных событий жизни, от самых счастливых и до самых несчастных. «наменитейшие живописцы его времени, ƒавид, ∆ерар, √ро, увековечили каждый по своему черты императора в своих произведени€х...


Ќочной привал ¬еликой армии
Ќочной привал ¬еликой армии

¬есь день с раннего утра они шли, солдаты ¬еликой армии, медленно, страшно медленно подвига€сь вперед к цели, отныне ставшей единственно заветной, — поскорее выбратьс€ за пределы суровой страны, где ужас, холодный и безмолвный, сторожил их на каждом шагу.
ћедленно они двигались, ежеминутно спотыка€сь и пада€, безпрерывно уменьша€сь в числе, ибо многие из тех, кто падал, уже не имели более сил, чтобы подн€тьс€...


''Ќе замай! - ƒай подойти!''
«Ќе замай! - ƒай подойти!»

ћомент, воспроизведенный здесь художником, относитс€ к тому крайне важному обсто€тельству, которое под именем народной войны сыграло выдающуюс€ роль при изгнании французов из –оссии. ѕопутно надо заметить, что народную войну отнюдь не следует смешиват с партизанской. ¬ последней принимают участие правильно организованные воинские отр€ды, скованные обычной военной дисциплиной, состо€шие под начальством определенных лиц и не тер€ющие св€зи с главными силами армии; они лишь пользуютс€ полной свободой в своих операционных действи€х, руководство которыми всецело зависит от отдельных начальников партизанских отр€дов...


''— оружием в руках - расстрел€ть!''
«— оружием в руках - расстрел€ть!»

ѕечальный миг настал. Ќе все только удача суждена была русским кресть€нам в борьбе с врагом, разор€вшим их родину. Ќе остерегс€, видно, старый воин — доброволец, тот самый, которого мы видели на картине: «Ќе замай, дай подойти!» ¬месте с двум€ товарищами попал он в плен к французам.  ак это случилось, едва ли герой—кресть€нин и сам ведал...


''¬ штыки! ”ра! ”ра!''
«¬ штыки! ”ра! ”ра!»

ћомент, изображенный на этой картине, относитс€ к тому времени, когда ќтечественна€ война была близка к окончанию. Ќаполеон уходил из –оссии, наши войска преследовали его по п€там. ѕобеда при “арутине 6-го окт€бр€ и ћало- ярославце 12-го окт€бр€ подн€ли дух русской армии, а главное они привели к цели, которой добивалс€  утузов: французы вынуждены были отступать по —моленской дороге, т. е. по тому пути, каким они пришли в ћоскву; последний был совершенно опустошен, и двигатьс€ по нему — значило обречь себ€ на голодовку за полной невозможностью обеспечить армию провиантом...




  ѕо€снительные тексты к картинам выполнены по издани€м: јльбом «Ќашествие Ќаполеона. ќтечественна€ война 1812 г.» под редакцией ».Ќ. Ѕоже€рова. —ѕб, 1911 г.; «Ќаполеон I в –оссии» в картинах ¬.¬. ¬ерещагина с по€снительным описанием картин. ѕодготовлено к публикации в интернет-проекте «1812 год» ѕол€ковым ќ.
–убрики:  1812, 1945
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз



“ать€на975   обратитьс€ по имени —реда, 05 —ент€бр€ 2012 г. 02:19 (ссылка)
“омаовс€нка,какой хороший материал по войне 1812года!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 05 —ент€бр€ 2012 г. 07:40ссылка
—пасибо, “ать€на. ”дивительно, какой щедрый сайт! ¬сЄ сохранилось: кликнешь по картинке: тут и картина ¬ерещагина и грамотный текст по еЄ поводу раскрываетс€. я с удовольствием читаю материалы по войне 1812, такие параллели с 1945!
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку