-Рубрики

 -Цитатник

Богданов-Бельский Николай Петрович. - (0)

Художник Богданов-Бельский Николай Петрович. Часть- 7. Николай Петрович Богданов-Бель...

Ян Стен - (0)

Маурицхёйс открыл картину голландского живописца Золотого века Яна Стена. Осмеяние Самсо...

Зарубин Виктор Иванович (1866-1928 - (0)

Пейзаж с рыбаками. 1906  Холст, масло. 102 x 142 см     Государ...

Красавица эустома - лизиантус - ирландская роза - техасский колокольчик - (2)

Красавица эустома Эустома (лат. Eustoma), также называемая лизиантус (лат. Lisianthus – горьк...

Русская музыка "До Глинки" - (0)

Из истории музыкальной культуры России.: какой она была? Петровская Эпоха положила начало раз...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 50603

Великая музыка великих городов. Норвегия - Эдвард Григ

Воскресенье, 12 Августа 2012 г. 19:57 + в цитатник

 

 В конце марта 1869 года Копенгаген жил ожиданием сенсации. Молодой норвежский композитор Эдвард Григ наконец закончил свой фортепианный концерт, которого с нетерпением ждали с Рождества. Самый знаменитый пианист Скандинавии Эдмунд Нойперт приехал, чтобы сыграть концерт своего друга Грига. За дирижерским пультом должен был стоять главный дирижер Королевского театра, и сама королева Луиза собиралась на премьеру!  

Наконец настал вечер 3 апреля. Самый большой зал города, "Казино", был переполнен. На концерте собравшихся ждал новый сюрприз: в ложе для именитых гостей, рядом с самыми прославленными музыкантами Норвегии и Дании, сидел всемирно известный русский пианист Антон Рубинштейн. Счастливый случай! Именно в эти дни маршрут его гастрольной поездки пролегал через Скандинавию. По залу пронесся шепот: еще одна сенсация!
Рубинштейн, всюду возивший с собой для выступлений собственный рояль, великодушно предложил этот прекрасный концертный инструмент своему коллеге Ной-перту. Многие в зале увидели в этом нечто символическое: молодой норвежский композитор входил в музыкальный мир Европы при внимательной дружеской поддержке своих старших, знаменитых коллег.

Исполнение началось. При первых же мощных и выразительных аккордах Рубинштейн весь превратился в слух, а публика то и дело нарушала правила приличия. Аплодисменты раздавались не только после каждой части концерта, но и после особенно выразительных мелодий или пассажей. Даже Рубинштейн и тот не выдержал и зааплодировал, не дожидаясь конца первой части.



  Самого Грига в этот вечер в зале не было. Обязательства руководителя концертной жизни столицы Норвегии, Христиании, удерживали его на родине. О триумфе своего концерта он узнал из писем друзей да из частных рецензий.

Так, благодаря случаю, русский музыкант познакомился с музыкой молодого норвежца. Вскоре в репертуаре Нойперта появился фортепианный концерт Рубинштейна, а в музыкальных кругах России заговорили о многообещающем таланте Эдварда Грига. Прошло без малого двадцать лет. Эдвард Григ стал известным композитором. Его Норвежские танцы и Лирические пьесы вошли в репертуар многих исполнителей, музыка к пьесе Ибсена "Пер Гюнт" и другие оркестровые произведения не раз звучали в Германии, Франции и других странах. Сам он уже несколько раз побывал в Европе с авторскими концертами. Неизменный дуэт — Эдвард Григ за роялем и его жена Нина как солистка (она была замечательной камерной певицей и непревзойденной исполнительницей романсов Грига, ей же и посвященных автором) - пользовался любовью и признательностью ценителей музыки.

 

  В конце 1887 года Нина и Эдвард снова оказались в Германии. Их путь лежал через Лейпциг, где в эту зиму несколько раз должны были исполняться произведения Грига с участием знаменитого скрипача Адольфа Бродского. Бродский уже несколько лет жил в Германии, но родился и провел артистическую молодость он в России. Неудивительно, что его дом стал местом встречи всех русских музыкантов, попадавших в Германию.

В эту зиму среди гостей один было особенно почетный, Петр Ильич Чайковский давно был признан во всем мире как талантливейший композитор современности, и каждый его приезд в любой европейский город был праздником и для публики, и для музыкантов-профессионалов. Новый год встречали у Бродского большой, шумной и дружной компанией. Но в центре внимания были трое: живой классик, немецкий композитор Иоганнес Брамс, Петр Ильич Чайковский и Эдвард Григ.

Много слышавшие друг о друге, знакомые - по концертным исполнениям и изданным нотам - с музыкой друг друга, Григ и Чайковский впервые встретились лично. Между ними - с первой секунды! - установилась какая-то особенная душевная связь. Позже Чайковский скажет, что знакомство с Григом оказалось началом "искренней дружбы, основа которой есть несомненное внутреннее родство двух музыкальных натур, хоть и чуждых друг другу по происхождению". "Сколько теплоты и страстности в его певучих фразах, - писал Чайковский, - не удивительно, что Грига все любят..." А когда Григ с не меньшим восхищением отозвался о музыке Чайковского, тот заметил: "Искренний привет от такого собрата, как гениальный Григ, есть высшая, драгоцен-нейшая услада, которая может достаться в удел артисту".

grig (436x490, 46Kb)

Позже русский композитор посвятит Григу свою знаменитую увертюру-фантазию "Гамлет", А пока," в Лейпциге, они находят много общего не только в своем отношении к музыке, но и в чисто человеческих чертах. Они оба, оказывается, страстно любят природу, прогулки, путешествия, оба сочиняют музыку вдали от больших городов: Чайковский - в подмосковных имениях своих друзей, Григ - в своем доме среди скал, иа берегу моря.

Однако капризный случай, однажды сведя вместе эти две родственные души, больше никогда не доставил им этого удовольствия - ни одна из планировавшихся встреч Грига и Чайковского так и не произошла. Но связи Грига с русскими музыкантами окрепли и упрочились. Тогда же, в Лейпциге, среди музыкантов, окружавших двух великих композиторов, оказался ученик Листа, молодой пианист Александр Зилоти. Вскоре Зилоти уже играет Грига в России. Чайковский и Римский-Корсаков приглашают Грига посетить Петербург, а от дирекции Императорских театров Григу приходит очень почетное предложение - составить из своей музыки партитуру балета на норвежский сказочный сюжет.

Но - опять увы! - и этим планам не суждено было сбыться. Поездку в Россию Григ все откладывал, пока не разразилась русско-японская война. Тогда уже для душевно чуткого Грига стало вовсе невозможно приехать - он, по собственному признанию, совестился привлекать к своей музыке внимание в стране, где на войне гибли люди. Ну, а балет-сказка на музыку Грига в Петербурге все же появился. Но это было гораздо позже, а собрал и оркестрировал мелодии Грига для балета "Ледяная дева" русский композитор Б, Асафьев. - Традиции любви и уважения к музыке великих композиторов передаются от поколения к поколению. Антон Рубинштейн был учеником П. И. Чайковского. Александр Зилоти стал знаменитым на весь мир пианистом, когда подрос и занял свое тесто в музыкальном мире его младший двоюродный брат - Сергей Рахманинов. Рахманинов же первым из русских дирижеров исполнил в симфоническом концерте музыку Грига к "Пер Гюнту"...



Попробуйте на вкус, покатайте на языке эти дивные, непривычно звучащие слова: фьорд... тролль... Сольвейг...
И если за этими словами в вашей памяти возникнут то изысканные и нежные, то покоряющие силой и властностью мелодии Эдварда Грига - это значит, что и вы встали в эту не имеющую конца эстафету любви, любви к великому норвежскому композитору.


http://www.skandiabanken.no/  

Эдвард Григ исполняет свои произведения



«Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека. Его украшал только рояль. Рояль мог петь обо всем - о порыве человеческого духа к великому, о любви. Белые, черные клавиши, убегая из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом и вдруг сразу смолкали».

Эдвард Григ — первый норвежский композитор, творчество которого вышло за пределы своей страны и стало достоянием европейской культуры. Фортепианный концерт, музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт», «Лирические пьесы» и романсы являются вершинами музыки второй половины XIX в.

Рубрики:  Музыка и музыканты
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку